Его неустанные труды по созиданию церковной жизни коптской диаспоры, борьба за права христианского меньшинства в Египте, искреннее стремление к взаимопониманию с другими христианскими Церквами, многочисленные богословские работы, проповеди снискали покойному Предстоятелю Коптской Церкви заслуженный авторитет во всем мире. Мы высоко оцениваем труды почившего Патриарха Шенуды III. С любовью и теплым чувством вспоминая нашу последнюю встречу во время моего визита в Египет в апреле 2010 года, свидетельствую об искреннем и сердечном отношении покойного к Русской Православной Церкви. В свою очередь и наша Церковь неизменно и последовательно поддерживала и поддерживает египетских христиан, систематически подвергающихся преследованиям, с уважением признает вклад Коптской Церкви в сохранение традиционного египетского монашества и духовной культуры. Убежден в необходимости продолжить наше соработничество ради достижения мира и справедливости на Ближнем Востоке и во всем мире, защиты прав христиан в местах, где они попираются». Блаженнейший Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, узнав о кончине Патриарха Коптской Церкви, во время Божественной литургии третьего воскресенья Великого поста в Свято-Патриаршей Церкви Святого Николая, сказал: «Почивший Патриарх, несомненно, был  выдающимся религиозным деятелем своей эпохи.  Мы высоко ценим его вклад в  расширение межцерковного диалога. Благодаря покойному Патриарху Шенуде III наши Церкви поддерживали прекрасные отношения, и мы находили понимание, в частности, по вопросам соблюдения и защиты свободы вероисповедания. Выражаем глубокие соболезнование и сочувствие клиру и благочестивой пастве Коптской Церкви, и молим, чтобы господь явил достойного преемника покойного Патриарха Шенуды III " .   Известие о его кончине сокрушило не только православных христиан, но и представителей мусульманской общины, лидеры которой также пришли в минувшее воскресенье в Кафедральный собор каирского района Аббасия, чтобы проститься с Патриархом.  В своей прощальной речи Верховный муфтий Египта Али Гумаа особо отметил, что смерть Предстоятеля Коптской Церкви явилась «серьезным потрясением, сокрушившим мусульман и христиан Египта».   Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного раба Своего Святейшего Патриарха Шенуды. Вечная ему память! Онлайн транслацию похорон можно посмотреть  здесь   26 марта 2012 г. HTML-koд для сайта или блога: Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка Шенуда III (+ 17.03.2012) " Он всегда сохранял доброжелательность в общении, был мягок и приветлив, однако, когда дело касалось серьезных, исторических моментов, улыбка исчезала с его лица, он становился воплощением многолетнего опыта, помноженного на редкое умение сочетать в себе многогранность образованности, простоты и мудрости " , - вспоминает о Предстоятеле Коптской Церкви Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев) e-mail: @

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

Святейший Патриарх Кирилл: молюсь о упокоении душ погибших и скорейшем исцелении раненых Каир, 16 октября 2011 г. Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев) посетил 13 октября Патриархию Коптской Церкви в Каире и встретился с синодальным епископом Иеремией, секретарем коптского Патриарха Шенуды III, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС . В ходе беседы с епископом Иеремией архимандрит Леонид проинформировал коптского иерарха о позиции Русской Православной Церкви относительно недавних трагическими событий в Каире, ознакомил его с официальным заявлением Святейшего Патриарха Кирилла по данному вопросу, а также передал письмо Предстоятеля Русской Церкви Патриарху Шенуде. " С глубокой скорбью узнал о новых нападениях на христиан в Египте, - говориться в письме Святейшего Патриарха Кирилла, - о кровопролитных столкновениях в Каире, жертвами которых стали несколько десятков человек, а более трехсот ранены. Русская Православная Церковь не понаслышке знает, что такое дискриминация и преследования верующих. Остовы оскверненных храмов, еще остающихся на нашей земле, до сих пор напоминают нам о страшных годах гонений. Поэтому нам так близки и понятны страдания наших братьев по вере в Египте. В час испытания мы обращаем к Всесильному Богу наши молитвы и просим укрепить духовные силы египетских христиан в их стоянии за веру и сохранение своей христианской идентичности. Мы уже неоднократно призывали все ответственные мировые державы, религиозных лидеров осудить преследование христиан, а власти Египта сделать все необходимое для обеспечения реальной свободы вероисповедания и безопасности всех граждан вне зависимости от религиозной или этнической принадлежности. Молюсь о упокоении душ погибших и скорейшем исцелении раненых. Да подаст Всемилостивый Господь мир и благоденствие древней египетской земле, всему ее народу, всей пастве Коптской Церкви " . 16 октября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49266.html

Около 2000 священников обслуживают 1200 приходов. 9 мужских монастырей (святого Макария, святого Варама, святого Самуила, святого Мины, святого Антония, святого Павла, Мохаррагский монастырь (недалеко от Асьюта), святого Бишоя и святого Суриана) насчитывают 400 насельников, а женские (святой Девы Марии в Харет Зувейлах, святого Георгия (там же), обитель Харет эль Рум, Абу-Сейфенский монастырь в Старом Каире и там же святого Георгия) имеют приблизительно 200 инокинь. Подготовкой богословов и священнослужителей занимаются Коптский институт (с 1954 г.), высшая духовная школа в Каире, которая на первом отделении готовит священнослужителей для сельских приходов, а на втором — преподавателей богословских дисциплин и священнослужителей крупных городов. Кроме того, имеются семь духовных семинарий в различных епархиях, а на приходах воскресные школы. Некоторые уезжают за границу, откуда, как правило, возвращаются со степенью доктора. Коптский календарь начинается с 284 г., когда император Диоклетиан предал мечу 800 тысяч египетских христиан. Влияние инославия на коптскую церковь не прошло бесследно. Основанный в 1824 г. и восстановленный в 1895 г. Александрийский обряд Римско-Католической церкви возглавляется ныне коптским униатским патриархом Стефаном II Гаттас. Копты-униаты составляют сейчас примерно 5% христианского населения страны и образуют 4 епархии. Стефан II Гаттас является кардиналом Римско-Католической Церкви с кафедрой в Каире. Латинский обряд возглавляет с 1987 г. епископ Александрийский Эдигио Сампиери. Англиканская Церковь, основанная в Египте в 1920 г., впоследствии была поделена на Суданскую и на Египетско-Иерусалимскую епархии. Евангелическая Коптская Церковь существует с 1899 г. Снова возвращаясь к Коптской Церкви, следует подчеркнуть, что в семье древних Восточных Церквей, с которыми Православие в настоящее время ведет так называемый богословский диалог, она занимает, пожалуй, лидирующее положение не только по причине исторически и канонически сложившегося приоритета Александрийского престола, но и благодаря врожденной и укрепившейся за многовековую историю тяжких испытаний способности не только выживать, но и свидетельствовать о Христе во всем мире. Она — член ВСЦ, Всеафриканского Совета Церквей, Совета Церквей Ближнего и Среднего Востока. Она принимает активное участие в различных политических и религиозных форумах во всем мире. И основная заслуга в этом принадлежит предстоятелю Коптской Церкви Патриарху Шенуде III, который возглавляет ее с 1971 г.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Патриарх Шенуда весьма активно посещает приходы внутри Египта и за его пределами, вникая в проблемы не только церковной, но и политической и социальной жизни своей паствы. Он организует встречи с коптской молодежью, сам читает лекции в университете. Вместе с тем он — аскет и бескомпромиссен в соблюдении церковных установлений и традиций. Более четверти века он мудро ведет церковный корабль среди различных житейских невзгод и испытаний и как патриарх, и как этнарх, и как отец, получая безграничную любовь и преданность своего народа. Каждую среду Патриарх имеет обыкновение встречаться со своими верующими в каирском соборе святого Марка. И хотя встреча бывает в 19 часов, с самого утра храм заполняется коптами, так что к 17 часам огромный трехнефный собор и прилегающая к нему площадь заполнены до отказа. В собор можно пройти только с помощью усиленного наряда полиции. В самом соборе все это время читаются и поются молитвословия. И когда наконец в 19 час. появляется Патриарх — музыка, приветственные крики, гром оваций сотрясают своды собора. И так длится минут десять, пока Шенуда и сопровождавшие его представители патриаршего двора рассаживаются на заранее приготовленные места солеи; наконец Патриарх поднимает руку — и сразу все умолкает. Все внимательно слушают спокойный голос своего пастыря, который сначала всех приветствует, затем произносит краткую проповедь обычно на тему дня, а потом отвечает на вопросы, которые в виде груды записок лежат на столе перед Патриархом. Через два часа Патриарх и члены синода поднимаются — и снова гром оваций, приветствия, крики… Полиция с трудом сдерживает народ, чтобы дать возможность Патриарху выйти из храма. Каждый старается прикоснуться или хотя бы увидеть Патриарха. Каждый, кто хоть раз побывал на этом торжестве, спрашивает себя: “В чем секрет такой любви к Патриарху Шенуде, такого восторга при его появлении? Может быть, проповедь? Но она самая обычная по форме…”. Наверное, весь секрет в неразрывном контакте народа и его лидера, самоотверженная любовь которого и вызывает этот ответный душевный порыв восторга. Патриархи Коптской Церкви

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Папа Шенуда III освятит первый в Великобритании коптский собор 16.08.2006 Предстоятель Коптской Церкви папа Шенуда III в скором времени вылетит из Египта в Великобританию , чтобы освятить первый в стране коптский собор. Собор св. Георгия в городе Стивенейдж на юге Англии будет освящен 2 сентября. На церемонию приглашен духовный лидер англикан архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс и родственник королевы Елизаветы герцог Глостерский, а также целый ряд религиозных лидеров. В настоящее время в Великобритании насчитывается 22 коптских прихода, которыми управляют четыре епископа. По словам одного из иерархов, епископа Ангелоса, коптская община действует на Британских островах уже 35 лет. «Сейчас у нас около 5 000 семей, или примерно 20 000 человек. Наше число стабильно росло в последние годы, хотя активной миграции и не было», — говорит епископ Ангелос. Многие нынешние копты – внуки первых эмигрантов, которые приехали в Великобританию, чтобы работать врачами. Для своего духовного центра – собора – «мы выбрали имя св. Георгия, потому что он – великий заступник Коптской Церкви», — рассказал иерарх. До сих пор центром коптской общины был старинный дом в Стивенейдже, здание служило одновременно и храмом, и конференц-залом, и центром по работе с молодежью. Новый собор из камня и кирпича построен в традиционной коптской стилистике и рассчитан на 500 прихожан. Шенуда III взошел на престол Александрийских пап 35 лет назад, став 117 предстоятелем Коптской Церкви. В молодости Шенуда получил образование в университете Каира, после чего учился в коптской семинарии, а затем провел шесть лет в полном одиночестве в египетской пустыне как древний отшельник. При Шенуде III Коптская Церковь значительно расширила свое присутствие на Западе – 35 лет назад в Северной Америке у нее было всего четыре прихода, тогда как сегодня их уже 100. В Европе действуют 50, а в Австралии – 28 коптских церковных общин. ENI/Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 16.08.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/1138.html

Иосиф был схвачен в церкви во время богослужения, избит на глазах у сотен богомольцев и доставлен к Афшину, однако сумел убедить его в своей невиновности. Др. возмутителем церковного порядка был богатый архонт Исхак ибн Андуна, женатый мирянин, тем не менее домогавшийся Патриаршества. Иосиф «откупился» от соперника, сначала рукоположив его во диакона и сделав своим секретарем, а затем возведя на кафедру епископа Авсима с включением в его юрисдикцию диоцеза Миср. Авторитет Исхака, до конца жизни управлявшего 2 епархиями, был непререкаем ввиду его влияния при дворе араб. губернаторов. После смерти Исхака его сын Феодор добивался той же кафедры при содействии подкупленного араб. губернатора, который начал разрушать церковь Эль-Муаллака в Фустате, чтобы побудить патриарха поторопиться с хиротонией. Патриарх Шенуда (Шенуте) I (859-880) также немало пострадал от интриг и доносов на него мусульм. властям со стороны христ. шейхов, клириков и новообращенных мусульман из христ. среды. Мон-рь Дейр-эс-Суриан. Фотография. XXI в. Мон-рь Дейр-эс-Суриан. Фотография. XXI в. Упадок церковного просвещения в копт. среде был засвидетельствован яковитским патриархом Дионисием, лично общавшимся с копт. иерархами. Шенуде I приходилось много бороться с возродившимися в Марьюте и Саиде древними ересями, а также с заблуждениями относительно даты воскресения Христа. Культурная деградация вела к исламизации. Однако в кризисной ситуации копт. общество выработало свои механизмы сопротивления. Одним из них была активизация культурных контактов с единоверными народами, прежде всего с сирийцами-яковитами. Регулярный обмен посланиями между монофизитскими патриархами Александрии и Антиохии способствовал духовному самоутверждению обеих сторон. В нач. IX в. сир. монахи поселились в мон-ре Пресв. Богородицы (ныне известном как Дейр-эс-Суриан - мон-рь Сирийцев) в Вади-Хабиб. Монахи Матфей и Авраам восстановили обитель после бедуинского разгрома 817 г. и основали знаменитую б-ку, ставшую одним из центров сир.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

зр. церковного и светского права. С 1971 г., согласно постановлению патриарха, брак мог быть расторгнут только в случае смены веры либо измены одного из супругов. Съезд представителей христ. Церквей в 1989 г. подтвердил это решение. В то же время Высший административный суд Египта обязал священников заключать и расторгать браки в соответствии с гражданским законодательством. Начавшаяся при Насере массовая эмиграция коптов активизировала внешнюю деятельность Патриархата. В 1965 г. были открыты копт. церкви в Торонто, Джерси и Лос-Анджелесе. В 1971 г. копт. диаспора имела 7 приходов: по 2 в США, Канаде и Австралии и 1 в Великобритании. Рост эмиграции обусловил расширение присутствия К. Ц. в др. странах. За время Патриаршества Шенуды III число зарубежных епархий выросло с 3 (Иерусалимской и 2 в Судане: Хартумской и Омдурманской) до 19. С 1961 по 2011 г. было открыто порядка 200 копт. церквей на Североамериканском континенте; в Калифорнии, Техасе и Флориде действуют копт. мон-ри. В 2006 г. были освящены первые копт. церкви в Юж. Америке. В 1970 г. открылась 1-я копт. церковь в Сиднее, в 1999 г. была основана Австралийско-Новозеландская епархия. В наст. время К. Ц. имеет 2 мон-ря, более 50 приходов и 5 богословских учебных заведений в Австралии, Юж., Юго-Вост. и Вост. Азии и Океании. При Шенуде III активизировалась прозелитская деятельность К. Ц. на Африканском континенте. В 1976 г. было учреждено епископство африкан. миссий. В 14 странах континента действуют 60 церквей, 3 монастыря, госпитали и учебные центры. Общее число прихожан оценивается в неск. десятков тысяч, в т. ч. ок. 15 тыс. в ЮАР и до 10 тыс. в Кении. К 2011 г. общая численность коптской диаспоры составляла, по разным оценкам, от 850 тыс. до 2 млн чел., наиболее вероятная цифра - ок. 1 млн. Помимо выполнения религ. функций копт. приходы за рубежом способствуют, с одной стороны, социальной адаптации коптов-иммигрантов, а с другой - сохранению ими своей этноконфессиональной идентичности. Шенуда III, патриарх Коптской Церкви, и папа Римский Иоанн Павел II во время визита в Египет.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в дискуссии «Религиозная свобода и свобода совести за пределами Европы» в Страсбурге 13 октября 2011 г. 12:17 12 октября 2011 года в Страсбурге состоялась панельная дискуссия на тему «Религиозная свобода и свобода совести за пределами Европы». В мероприятии, организованном комиссией «Церковь и общество» Конференции европейских церквей, приняли участие более 40 человек, представляющих различные христианские церкви Европы, в том числе Римско-Католическую Церковь и Церковь Англии. С сообщением о деятельности Русской Церкви, направленной на привлечение внимания к проблеме преследования христиан на Ближнем Востоке, выступил представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) . Он сообщил, что в этом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл трижды направлял письма Патриарху Коптской Церкви Шенуде III в связи с убийствами и погромами в Египте в начале года, мае и октябре. Отец Филипп познакомил участников дискуссии с текстом Патриаршего заявления от 12 октября 2011 года, посвященного беспорядкам в Каире. На мероприятии также было распространено заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ростом проявлений христианофобии в мире, которое было принято 30 мая. Игумен Филипп рассказал о выступлениях, поездках и встречах председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , в ходе которых поднималась тема насилия против христиан. В ходе дискуссии затрагивался вопрос действий международных организаций, направленных на защиту христиан в мире. Участники были ознакомлены с шагами, предпринятыми Европейским Союзом. Со своей стороны представитель Русской Православной Церкви ознакомил участников мероприятия с действиями Совета Европы в этой области. В частности, он напомнил о принятой 27 января 2011 года Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «Насилие против христиан на Ближнем Востоке» и рассказал об ответе Комитета министров Совета Европы, который был принят 23 сентября 2011 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1646958.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Коптская и Эфиопская церкви преодолели 40-летний конфликт 23.07.2007 Коптская и Эфиопская церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, говорится в послании генсека Всемирного совета церквей Самюэля Кобиа папе Александрийскому, патриарху престола святого Марка Шенуде III и патриарху Эфиопскому абуне Павлу. Подписание совместной декларации предстоятелями этих древних восточных церквей, соперничавших на протяжении десятилетий, состоялось в Каире на прошлой неделе, однако текст заявления был обнародован два дня назад в Ливане католикосом Великого дома Киликийского Арамом I, который являлся посредником примирения и также поставил под документом свою подпись. В декларации подчеркивается, что Коптскую, Армянскую и Эфиопскую церкви объединяет единая вера, которая " веками была основанием нашей общей доктринальной позиции и богословских учений " и укоренена в постановлениях " трех Вселенских Соборов " (последующие четыре Вселенские Собора не были признаны этими восточными церквами). Документ также содержит упоминание, что после подписания главами Коптской и Эфиопской церквей протокола о взаимных отношениях в 1994 году дальнейшее развитие отношений было остановлено, но теперь оно будет всемерно развиваться, вплоть до возможного созыва " совместного Священного Синода " . Существенное осложнение отношений между Коптской и Эфиопской церквами началось в 1967 году, когда после занятия Израилем Восточного Иерусалима в результате " шестидневной войны " разгорелся конфликт между коптами и эфиопами из-за прав на монастырь Дейр эс-Султан в Старом городе (Израиль при этом поддержал эфиопскую сторону). Отношения были фактически разорваны в 1994 году, когда Шенуда III предоставил автокефалию новообразованной Эритрейской церкви, отделившейся от Эфиопской церкви после провозглашения государственной независимости Эритреи. С тех пор Эфиопская церковь прервала евхаристическое общение с Коптской и Эритрейской церквами.

http://drevo-info.ru/news/3418.html

Коптская и Эфиопская Церкви заявили о преодолении 40-летнего конфликта 20 июля 2007 г. 11:37 Коптская и Эфиопская Православные (нехалкидонские) Церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, говорится в послании Генерального секретаря Всемирного совета церквей доктора Сэмюэля Кобиа Папе Александрийскому, Патриарху Престола святого Марка Шенуде III и Патриарху Эфиопскому Абуне Павлу. Подписание совместной декларации Предстоятелями этих древних Восточных Церквей, пребывавших на протяжении десятилетий в конфликте, состоялось в Каире на прошлой неделе, однако текст заявления был обнародован два дня назад в Ливане Католикосом Великого дома Киликийского Арамом I (Армянская Апостольская Церковь), который являлся посредником примирения и также поставил под документом свою подпись, сообщает «Интерфакс». В декларации подчеркивается, что Коптскую, Армянскую и Эфиопскую Церкви объединяет единая вера, которая «веками была основанием нашей общей доктринальной позиции и богословских учений» и укоренена в постановлениях «трех Вселенских Соборов» (нехаликидонские Церкви не признают IV-VII Вселенские Соборы — Ред. ) Дкумент также содержит упоминание, что после подписания Предстоятелями Коптской и Эфиопской церквей протокола о взаимных отношениях в 1994 году дальнейшее развитие отношений было остановлено, но теперь оно будет всемерно развиваться, вплоть до возможного созыва «совместного Священного Синода». Существенное осложнение отношений между Коптской и Эфиопской Церквами началось в 1967 году, когда после занятия Израилем Восточного Иерусалима в результате «шестидневной войны» разгорелся конфликт между коптами и эфиопами из-за прав на монастырь Дейр эс-Султан в Старом городе. Израиль при этом поддержал эфиопскую сторону. Отношения были фактически разорваны в 1994 году, когда Шенуда III предоставил автокефалию новообразованной Эритрейской Церкви, отделившейся от Эфиопской Церкви после провозглашения государственной независимости Эритреи. С тех пор Эфиопская Церковь прервала евхаристическое общение с Коптской и Эритрейской Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/271450.htm...

   001    002    003   004     005    006