В Египте открылось шесть новых семинарий: В Александрии, Танте, Шебин-эль-Коме, при монастыре Эль-Мухаррак, в Эль-Минии и Эль-Блаяне. Кроме того, благодаря усилиям епископа Шенуды, в США - также две, на Восточном побережье в Джерси-Сити, и на Западном, в Лос-Анджелесе. В 1969 году епископ Шенуда избирается Президентом Ближневосточной Ассоциации богословских учреждений Коптской Церкви. 9 марта 1971 Патриарх Кирилл VI отходит ко Господу. 22 марта для избрания Преемника в Египте собирается Священный синод. Епископ Шенуда становится одним из трех претендентов на Патриарший Престол.  31 октября 1971 года состоялась церемония избрания, во время которой, по традиции, маленький мальчик с завязанными глазами выбрал одну записку из чаши, куда были помещены бумаги с именами трех кандидатов.  Выбор пал на епископа Шенуду. 14 ноября 1971 года в соборе Святого Марка в Каире, состоялась интронизация епископа Шенуды.  Он стал 117 Патриархом Александрийским, Патриархом Престола Святого Марка, и первым, начиная с V века, Патриархом, занимающим пост декана Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, где продолжал читать лекции равно, как и в  Коптском институте высших исследований. Расширяя границы христианского образования, Предстоятель Коптской Церкви учреждает три новых факультета: библиологии, гимнологии и коптского языка. А 29 ноября 1993 года благодаря Патриарху Шенуде III открывает двери Институт пастырского служения. Предстоятель Коптской Церкви свободно говорил на английском, арабском, коптском, французском языках, читал на амхарском, греческом и латыни.  В 1965 году издал первый номер основного печатного органа Коптской Церкви, журнала «Эль-Кераза», главным редактором которого оставался вплоть до блаженной кончины.  До монашеского пострига был членом союза журналистов Египта, а писательством занимался всю свою жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие – письма, дневники, статьи, стихотворения, рассказы и религиозные тексты. Патриарх Шенуда III писал о том, как строить свои отношения с Богом, в частности об этом повествует довольно известный пятитомник «Жизнь в Покаянии и Очищении», в который вошли книга с одноименным названием, «Духовное пробуждение», «Духовная бдительность», «Страх Божий» и «Духовная война».

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл призвал остановить насилие в отношении христиан Египта 9 мая 2011 г. 20:30 «Пасхальная радость о Воскресении Христовом омрачена ныне печальными известиями, поступающими к нам из египетской провинции Гизы. Преступные деяния, совершенные 7 и 8 мая, унесли жизни наших христианских братьев, пострадали храмы Коптской Церкви», — говорится в послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленном Шенуде III, Папе Александрийскому и Патриарху Престола святого Марка во всей Африке и на Ближнем Востоке. «Мы разделяем с Вами и Вашей паствой боль пережитой трагедии, выражаем сердечные соболезнования родным и близким жертв этого варварского нападения», — пишет Святейший Патриарх Кирилл главе Коптской Церкви. «Русская Православная Церковь уже не раз возвышала свой голос в защиту христиан в тех странах, где они испытывают притеснения и нарушения своих основополагающих прав на жизнь и религиозную свободу, — подчеркивается в послании Его Святейшества. — И ныне мы призываем власти Египта, лидеров исламских общин страны, международное сообщество решительно и недвусмысленно положить конец насилию в отношении христианского меньшинства, исторически присутствующего на египетской земле». В свою очередь председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выразил надежду , что Египет, «недавно открывший новую страницу своей политической истории, серьезно обеспокоится проблемой защиты христианского меньшинства». Вместе с тем глава ОВЦС констатировал, что трагические события в Египте «являются лишь частью более глобального процесса, затрагивающего жизнь христиан в целом ряде стран, где они составляют религиозное меньшинство». «Христианофобия, выражающаяся в покушениях на жизнь и права наших собратьев по всему миру, приобрела в последние годы системный характер», — заявил митрополит Иларион, с сожалением отметив, что данная проблема не стала предметом особой государственной озабоченности в тех странах, где христиане находятся в меньшинстве.

http://patriarchia.ru/db/text/1475216.ht...

1608 По В.Н. Лосскому , со дня Пятидесятницы начинается новый период в истории спасения, когда личности человеческие, при содействии Святого Духа, призваны свободно усваивать то обожение, которое их природа уже обрела во Христе (см.: Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 255). 1614 См.: Ibid. P. 156–157; idem. Further Studies in the Christology of Severus of Antioch… Σ. 291–292; idem. The Council of Chalcedon Re-examined… Р. 234–235. 1618 См.: Masson J. La divinization de l’homme: les raisons de l’opposition de Shenouda III//Proche-Orient Chrétien. 2007. T. 57. P. 281. По всей вероятности, обращение к идее обожения было обусловлено хорошим знакомством Матта аль- Мискина с греческой патристикой. Известно, что в монастыре св. Макария, где о. Матта был духовником, он требовал от монахов изучать греческий язык (см.: Masson J. Théologies comparées: Shenouda III et Matta al-Miskin//Proche-Orient Chrétien. 2005. T. 55. P. 54). 1619 См.: La divinization de l’homme… Р. 284. Патриарх Шенуда считает совершенно невероятным, чтобы кто-либо из святых отцов когда-нибудь защищал учение об обожении человека (см.: Schenouda III, pope. Man’s Deification. Pt. I.//Comparative Theology. 5. Cairo, 2005. P. 9). 1624 См.: Schenouda III, pope. Man’s Deification. Pt. II. Partakers of the Divine Nature. Cairo, 2008. P. 17–18. 1626 В строгом смысле слова, согласно патриарху Шенуде, говорить об обожении человеческой природы нельзя даже и во Христе (см.: Ibid. P. 29–30; Man’s Deification. Pt. II. Р. 11). В принципе это утверждение представляется вполне логичным, ведь учение об обожении предполагает, во-первых, различие между божеством и человечеством на уровне природы и, во-вторых, признание за человечеством природного статуса. 1630 См.: La divinization de l’homme… Р. 287. Патриарх говорит, что слова апостола надо понимать как наше соучастие «в трудах, в желании, в созидании Царства Божия» (Man’s Deification... Pt. I. Р. 28–29). 1631 См.: Восточные Отцы… С. 15. Ср.: Василик. Севир Антиохийский. С. 264

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В Страсбурге прошла дискуссия «Религиозная свобода и свобода совести за пределами Европы» Страсбург, 13 октября 2011 г. 12 октября 2011 года в Страсбурге состоялась панельная дискуссия на тему «Религиозная свобода и свобода совести за пределами Европы». В мероприятии, организованном комиссией «Церковь и общество» Конференции европейских церквей, приняли участие более 40 человек, представляющих различные христианские церкви Европы, в том числе Римско-Католическую Церковь и Церковь Англии. В дискуссии принял участие представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филипп (Рябых). Он сообщил, что в этом году Патриарх Кирилл трижды направлял письма Патриарху Коптской Церкви Шенуде III в связи с убийствами и погромами в Египте в начале года, мае и октябре. На мероприятии также было распространено заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ростом проявлений христианофобии в мире, которое было принято 30 мая. Игумен Филипп рассказал о выступлениях, поездках и встречах председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, в ходе которых поднималась тема насилия против христиан. В ходе дискуссии затрагивался вопрос действий международных организаций, направленных на защиту христиан в мире. Участники были ознакомлены с шагами, предпринятыми Европейским Союзом. Со своей стороны представитель Русской Православной Церкви ознакомил участников мероприятия с действиями Совета Европы в этой области. В частности, он напомнил о принятой 27 января 2011 года Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «Насилие против христиан на Ближнем Востоке» и рассказал об ответе Комитета министров Совета Европы, который был принят 23 сентября 2011 года. В тексте документа говорится, что учитывая не простую ситуацию на Ближнем Востоке, Комитет министров продолжит вырабатывать последовательную политику в отношении соседних стран этого региона. Особое внимание будет уделено странам, соседствующим с Европой, где продолжится сотрудничество с Советом Европы на основе общих ценностей, прав человека, демократии и верховенства закона. Комитет министров считает, что «образование, межрелигиозная работа и диалог с молодежью являются важными инструментами по оказанию помощи в предупреждении и пресечении подобного рода событий». Также Комитет согласен с необходимостью преодолевать антихристианские стереотипы и предвзятое отношение к христианам. Данная работа будет вестись в рамках Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, отмечается в документе Комитета министров Совета Европы, сообщает Патриархия.ru со ссылкой на сайт Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге. 13 октября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49210.html

В других странах простые жители также зачастую не видят противоречий со своими соотечественниками из числа иноверцев. Самый наглядный пример: в палестинской партии « Хамас » присутствуют депутаты-христиане. Также в Ливии местные христиане, по словам служившего там священника Русской Православной Церкви о. Захарии Керстюка, не подвергаются никакой дискриминации . Как сообщил ПРАВМИРУ руководитель ливанской паломнической службы Holy Doors араб-христианин Михаил Мушреф, в Ливане значительно более проблемными являются взаимоотношения не между мусульманами и православными, а конкретно с католическим (читай: западным) миром. Совместная исламско-христианская демонстрация на площади Тахрир. Каир Таких примеров можно приводить множество, но тем не менее количество христиан на Ближнем Востоке стремительно сокращается, увеличивается и число преступлений против них. Реакция Русской Православной Церкви После инцидентов в Гизе Святейший Патриарх Кирилл обратился с посланием к коптскому патриарху Шенуде III: «Русская Православная Церковь уже не раз возвышала свой голос в защиту христиан в тех странах, где они испытывают притеснения и нарушения своих основополагающих прав на жизнь и религиозную свободу. И ныне мы призываем власти Египта, лидеров исламских общин страны, международное сообщество решительно и недвусмысленно положить конец насилию в отношении христианского меньшинства, исторически присутствующего на египетской земле». Поджог коптского храма в Гизе Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в свою очередь призвал мировое сообщество консолидироваться вокруг проблемы притеснений христиан: «Христианофобия, выражающаяся в покушениях на жизнь и права наших собратьев по всему миру, приобрела в последние годы системный характер… Только поставив тему защиты прав христиан в мировую повестку дня, прилагая к ее решению постоянные усилия, можно избежать трагедий, подобных произошедшей в Гизе». В ряде интервью и выступлений владыка подчеркивал, что ситуация в Египте и, шире, на Ближнем Востоке является всего лишь частью более широкого процесса.

http://pravmir.ru/xristianofobiya-kak-mi...

Арабское христианство живо и активно действует и сегодня. Арабов-христиан можно встретить во всех трех христианских ближневосточных общинах: халкидонское православие, монофизитство и несторианство. Православные арабы - живая многочисленная община на Ближнем Востоке и в диаспоре. 6. Одним из наиболее престижных и влиятельных городов тогдашнего мира и, безусловно, одним из главных центров христианства была Александрия. Епископы, или, как их называли, папы Александрийские, играли в городе и провинции Египет чрезвычайно важную роль, еще более усиливавшуюся из-за личного влияния таких иерархов, как свв. Афанасий, Феофил и Кирилл. Церковь была очень богата, и не только материально. Большую роль в обосновании ее престижа и влияния играли интеллектуальные и научные ресурсы города - крупнейшего научного центра поздней античности и средневековья. Именно Александрии было доверено вычислять дату Пасхи, что давало папам возможность ежегодно рассылать энциклики всем епископам мира. Другой характерной чертой египетского христианства была почти неограниченная власть Александрийского папы над всеми епископами области. Эта власть, не предусматривающая наличия митрополитов, была формально утверждена 6-м каноном Никейского Собора. Архиепископ и его двор говорили по-гречески, и все богословские споры, в которых они принимали участие, шли также на греческом языке. Однако подавляющее большинство египтян были коптами, не знавшими ни слова по-гречески. Их главный вклад в христианство не интеллектуальный. Египет был более всего славен монашеством, родиной которого он и являлся. Коптский язык был прежде всего языком монахов, чье количество и влияние придавали особый, уникальный характер египетскому христианству. Мы уже говорили об Антонии, Пахомии, Шенуде и других выдающихся египетских аскетах и подвижниках. Все их писания и литература о них были написаны на коптском языке. В V в. пустыню населяли многие десятки, если не сотни тысяч монахов. И все они безоговорочно поддерживали своего «папу», примеры чего мы уже видели в истории.

http://sedmitza.ru/lib/text/434754/

«Братья-мусульмане» осуждают любой фанатизм и попытки решить те или иные проблемы незаконными методами. «Это приведет только к распространению хаоса и поставит под серьезную угрозу цели, стоящие перед нами,» – говорится в заявлении. Движение «Братья-мусульмане» приветствует  решение Высшего совета Вооружённых сил Египта незамедлительно предать зачинщиков беспорядков военному суду. Международный резонанс Конфликт вызвал реакцию в Европе. Глава МИД ФРГ Гвидо Вестервелле призвал правительство Египта защитить подвергшихся агрессии со стороны радикальных мусульман христиан-коптов. Немецкий министр резко осудил притеснение этого религиозного меньшинства в Египте и заявил о том, что германское правительство ожидает от египетского руководства всех возможных мер для того, «чтобы обеспечить защиту представителей религиозных меньшинств». Кроме того, руководитель МИД Германии подчеркнул, что терпимое отношение к религиозным меньшинствам – одно из условий построения демократического общества. В связи с этим, если правительство Египта считает демократию своей целью, то оно должно приложить все усилия для защиты христиан, проживающих в их стране, сказал Г. Вестервелле. Королевство Саудовская Аравия осудило события вечера и ночи 7 мая. Совет министров Саудовской Аравии, собравшийся под председательством Хранителя двух священных мечетей короля Абдаллы ибн Абдель Азиза, обладающего полнотой власти в этой ближневосточной абсолютной монархии, выразил соболезнования правительства Саудовской Аравии народу Египта и семьям погибших. Также ими было заявлено о необходимости прекращения кровопролития и сохранения единства, безопасности и стабильности в братских арабских странах и их народах. Реакция Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования Коптскому Патриарху Шенуде III в связи с гибелью христиан и поджогами храмов в Гизе 7-8 мая 2011 года. Патриарх Кирилл напомнил, что Русская Православная Церковь неоднократно возвышала свой голос в защиту христиан в тех странах, где они испытывают притеснения и нарушения своих основополагающих прав на жизнь и религиозную свободу. Его Святейшество призвал власти Египта, лидеров исламских общин страны, международное сообщество решительно и недвусмысленно положить конец насилию в отношении христианского меньшинства, исторически присутствующего на египетской земле.

http://pravmir.ru/konflikt-v-gize-xronik...

Продолжают развиваться события вокруг дела Камилы Шехаты, жены коптского священника, которая, по словам мусульман, якобы добровольно приняла ислам, но потом была принуждена своими родственниками возвратиться в христианство. Каир, 6 мая. ПРАВМИР — Продолжают развиваться события вокруг дела Камилы Шехаты, жены коптского священника, которая, по словам мусульман, якобы добровольно приняла ислам, но потом была принуждена своими родственниками возвратиться в христианство. На днях члены радикальной группировки мусульман-салафитов окружили здание кафедрального Собора св. Марка в Абассейе, одном из районов Каира. Собор св. Марка является официальной резиденцией главы Коптской Церкви папы Шенуде III. Большое число салафитов заполнило все окрестности вокруг храма, требуя от представителей Коптской Церкви немедленно освободить К. Шехату, которая, по сведениям салафитов, насильственно удерживается родственниками-христианами в одном их христианских храмов. Акция салафитов носит не временный, а постоянный характер. По некоторым данным, представители радикальных мусульман расположились вокруг собора св. Марка временным лагерем и не покидают его ни днем, ни ночью. Представители Коптской Церкви выражают опасение по поводу безопасности священнослужителей и сохранности собора св. Марка. В связи с митингом салафитов египетское правительство направило для охраны собора св. Марка в Абассейе 50 солдат египетской армии и две бронированные машины. Однако представители Коптской Церкви вполне резонно сомневаются в достаточности этих сил для защиты храма от радикальных мусульман. Несмотря на то, что Каирская прокуратура начала следствие по делу насильственного удержания Камилы Шехаты и опросила ее родственников, радикальные мусульмане подозревают египетские власти в потакании преступным намерениям коптских христиан и требуют незамедлительного разрешения конфликта и немедленного освобождения женщины. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/radikalnye-musulmane-p...

После поздравлений, с которыми к Патриарху Московскому и всея Руси обратились Патриарх Иерусалимский Диодор I и Патриарх Александрийский Шенуде III, Первосвятитель Русской Церкви произнес ответное слово: «Настал час великого торжества Русской Православной Церкви. Соборной молитвой мы полагаем начало празднованию 1000-летия Крещения Руси. Ныне Церковь Христова призывает нас к прославлению святых, от века угодивших Богу. Ныне во всех православных храмах мира вспоминаются имена тех, кто, по слову апостола Павла, «верою побеждали царства, творили правду..., умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби» (Евр. 11, 33, 37). Церковь Единая Святая Соборная и Апостольская является тем путеводителем ко спасению жизни Вечной, которым взошли от земли на Небо сонмы святых, от века Богу угодивших, взошли и соотечественники наши вслед за равноапостольными княгиней Ольгой и князем Владимиром, который «землю Русскую крести... и насади веру во Единосущную Троицу...» Христианство было тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени - Византии. Эта культура попала на благодатную почву... И ныне мы вспоминаем тысячелетний путь жертвенного служения Русской Православной Церкви и вместе с тем свидетельствуем, что она, как и прежде, не ослабевает наставлять чад своих на путь духовного совершенствования, утверждения в нашем едином земном доме Богом установленных заповедей, определяющих наши отношения ко всем дальним и близким (Еф. 2, 17), братьям и сестрам нашим... Мы вспоминаем ныне верных чад Святой Церкви, как тех, кто уже прославлен исповеданием имени Божия, подвигом благочестия, так и тех, кто ныне смиренно исполняет свой христианский долг, неся миру служение Христовой любви и милосердия. Как дань благодарной памяти мы возносим ныне к Престолу Вседержителя усердную молитву о в Бозе почивших Предстоятелях, архипастырях и пастырях Русской Православной Церкви, подвигом добрым подвизавшихся, течение жизни свершивших, веру своей паствы сохранивших... Всем, в вере и покаянии скончавшимся, всем, отдавшим жизнь свою за православную веру, за Отечество - вечный покой со святыми».

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Особенно я хотел бы подчеркнуть Вашу личную роль, Ваше Святейшество, в сохранении христианской традиции, в мирной проповеди Христа, поблагодарить Вас за тот  труд, который Вы несете».   Благодаря Патриарху Шенуде III, Коптская Церковь стала членом Всемирного Совета Церквей, Ближневосточного Совета Церквей, Всеафриканского Совета Церквей, Национального совета церквей  США, Канадского совета Церквей и Австралийского совета церквей. В 2000 году Предстоятель Коптской Церкви стал лауреатом премии ЮНЕСКО-Маданджита Сингха, раз в два года присуждаемой  за пропаганду идеалов терпимости и ненасилия. И в Египте, и за его пределами Предстоятель Коптской Церкви принимал участие в жизни арабского народа, за что его называли «арабским Патриархом». Глубоко сочувствуя палестинскому народу, он резко осуждал Израиль, а его действия по отношению к Палестине  считал «политическим преступлением, разрушающим достигнутые ранее соглашения и сводящим на нет усилия по достижению мира». Патриарх Шенуда III говорил: «Как можно причинить зло невинному ребенку? И как может родитель убить ребенка суть самое сердце его? Это - бесчеловечно».  Коптский писатель Рафик Хабиб сказал, что неустанно стремясь к национальному единству и межрелигиозному диалогу, активно защищая права коптских христиан, «Патриарх, в своих действиях в корне отличался от своих предшественников. Он открыто решал проблемы, с которыми сталкиваются христиане, и он не боялся идти на конфликт с политиками». На заре патриаршества Предстоятеля Коптской Церкви Шенуду III связывали теплые отношения с тогдашним президентом Египта Анваром Садатом. Однако когда экстремисты начали преследования христиан, грабили их дома, сжигали церкви, Патриарх, не дождавшись от властей никаких действий, резко осудил правящий режим. И, во время проведения ежегодной Пасхальной Литургии, приостановил службу, отказавшись приветствовать правительственную делегацию, прибывшую в церковь на праздник Воскресения Христова. Садат немедленно отреагировал, обвинив Предстоятеля Коптской Церкви в инакомыслии, и президентским указом от 5 января 1981 года, поместил под арест в монастырь преподобного Паисия самого Патриарха, восемь епископов и 24 священника, а также запретил издательство журнала «Эль-Керазы» и церковной газеты «Ватани». Несмотря на то, что Предстоятелю Коптской Церкви пришлось провести 40 месяцев в изгнании, он продолжал заботиться о своей Церкви. Свое заточение он  расценивал как исключительную возможность  для духовного уединения. В то время он написал 16 книг.

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

   001    002   003     004    005    006