Празднование 1000-летия Крещения Руси воспринималось как крупное событие во всем мире. Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить 1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре. Состоявшееся в мае 1988 г. в Новгороде празднование Дней славянской письменности, на котором священнослужители встретились с видными деятелями русской культуры, прошло под знаком великого юбилея. торжества продолжались с 5 по 12 июня. На празднование 1000-летия Крещения Руси в Москву съехались члены Поместного Собора и 517 почетных гостей, среди которых были Патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор I, Грузинский Илия II, Болгарский Максим, глава Кипрской Церкви архиепископ Хризостом, Польской — митрополит Василий, Чехословацкой — митрополит Дорофей, православной Церкви в Америке — митрополит Феодосий и высокие инославные гости — кардиналы Агостино Казароли, Йозеф Глемп, архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси, генеральный секретарь ВЦС Эмиль Кастро, Патриарх и Католикос всех армян Вазген I; митрополит Делийский Павел Мар Григорий, глава Коптской Церкви Патриарх Александрийский Шенуде III. В торжествах участвовали главы и представители нехристианских религиозных общин, общественные и политические деятели со всего мира.    23 мая (5 июня), в неделю всех святых, Божественной литургией в Московском Богоявленском соборе открылись юбилейные торжества. После поздравлений, с которыми к Патриарху Московскому и всея Руси обратились Патриарх Иерусалимский Диодор I и Патриарх Александрийский Шенуде III, первосвятитель Русской Церкви произнес ответное слово, в котором дал оценку 1000-летнему пути служения Русской Церкви.    На следующий день Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сергия открылся Поместный Собор, на который прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2 духовных академий и 3 семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви. Заседания Собора проходили в Сергиевском трапезном храме лавры, в президиум были избраны Патриарх и постоянные члены Синода. Собор образовал секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием, мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым). На первом заседании после приветствия гостей Собора с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет. В докладе были прослежены исторические судьбы Русской Церкви от ее начала до наших дней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— Такие конфликты часто происходят в Египте? — До января этого года, до тех революционных событий, в которые погрузился Египет, такое и представить было невозможно. Была крепкая власть и на межрелигиозной почве если и возникали какие-то недомолвки, распри и ссоры, то, естественно, все это быстро гасилось. Однако между общинами были — не назовем их родственными отношениями или братскими — достаточно сдержанные, ровные отношения. Сейчас мы даже не можем себе представить, во что это может вылиться, коптов ведь тоже здесь немало — порядка 10 процентов, это около восьми миллионов. Прогнозы, я бы сказал, невеселые. — Отец Леонид, в Коптской Церкви уже прочитали послание  Патриарха Кирилла к Папе Шенуде? — Через час я буду встречаться с представителями Коптской Церкви, чтобы передать им заявление Его Святейшества, которое опубликовано на наших сайтах и в СМИ. Я передам письмо Его Святейшеству Шенуде III, Папе Александрийскому и Патриарху престола св. Марка от Его Святейшества Патриарха Кирилла. В письме Патриарх говорит в первую очередь о том, что Православная Церковь не понаслышке знает о том, что такое дискриминация и преследование верующих, как осквернялись храмы и к чему все это приводит. Я устно выскажу поддержку и наши слова молитвы о том, чтобы в эти дни Коптская Церковь была сплочена, как никогда едина и Богом хранима. — Каким Вы видите возможный выход из кризисной ситуации? — Меры по выходу из кризиса должны быть комплексного характера. Невозможно вырвать что-то из контекста событий и расставить акценты. Как в любой семье — бывают ссоры, бывают дни солнечные, а бывает, что надо и одной и другой стороне приложить сугубые усилия, чтобы был мир. Прежде всего, повторюсь, чтобы был мир! До недавнего времени Республика Египет была форпостом мирного межконфессионального существования. В данном контексте хочу упомянуть, что Россия имеет колоссальный опыт сосуществования межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Но здесь эти отношения несколько иного характера. Помимо того, что в Египте есть две основные ветви религиозные — ислам и христианство — тут еще и мощные духовные центры воспитательного характера. Это университет Аль-Азхар, который готовит богословов, представителей духовенства для всего мира. А также мощная духовная школа, основанная еще апостолом Марком на Александрийской земле, правопреемниками которой являются Греческая Православная Церковь, равно как и Коптская Церковь — коренные жители Египта.

http://patriarchia.ru/db/text/1647083.ht...

- Каково Ваше отношение к коптскому богослову Шенуде? - Он - монофизит. Он написал книгу, в которой ясно сказано, что у Христа одна природа. Ее печатали на греческом языке.Я не согласен с теми, кто их называет дохалкидонитами. Они монофизиты, потому что говорят, что у Христа одна природа. Они без Шенуды ничего не делают. На всех этих собраниях посылают факс Шенуде, чтобы он одобрил - он их мозг. Кстати, Ларше очень хорошо об этом написал -100 страниц на французском. Я перевел на сербский. Ларше написал хороший серьезный анализ насчет диалога с ними. В общем, мы не можем соединяться с ними, пока они не принимают Халкидонский собор. Без этого никакого соединения не будет - будет ложь. - Владыка, у нас с Церкви происходят нестроения из-за того, что у вас называется социальными номерами, а у нас - индивидуальными номерами налогоплательщика и тому подобным. Мы знаем, что в Греции были похожие проблемы. - Я разговаривал с греческими специалистами. Никаких тайн в этих номерах нет, и никакого демонизма. Так можно дойти до того, что нужно выбросить всю технику, выбросить компьютеры, выбросить все остальное. В Греции вопрос был связан с тем, чтобы в паспортах и карточках была вписана принадлежность к православию как религии. Сейчас эта история еще не закончилась. Личные номера - это совсем другое. Мы должны защищать подлинную свободу совести человека. Надо действительно защищать свободу человека - и внутреннюю, и внешнюю. И, конечно, должна быть гарантированность личной жизни человека. Нельзя все выносить на площадь, нельзя вторгаться в семейную жизнь, как делали ЧК, да, наверное, и в Америке делает ЦРУ - вмешиваются в частную жизнь людей. Это подобно тому, как если бы мы, христиане, открывали грехи один другого и выносили их на всеобщее обозрение. В Европе есть такая тенденция, и вообще в ветхом человеке есть. Необходимо, чтобы Церковь насколько возможно с этим боролась. Думаю, что если реально смотреть на вещи, то вряд ли Церковь может избежать обязательных правил и норм всеобщей регистрации. Это не наше дело. В Греции были такие - их там немного - зилоты, которые стали говорить, что вот это номер антихриста - 666, и это будет каждому вклеено и будет печать антихриста на нас. Но, я считаю, что все это чепуха. Разве так поверхностно будет нас обольщать диавол - через компьютер, через нумерацию? Это слишком примитивно. Но мы можем потерять больше и глубже, потерять чувство, он глубже может воздействовать. Вот, скажем, одобряют все, что делает с бен Ладеном Буш, и Буш нас ведет к этому поверхностному противостоянию: или с Америкой, или с бен Ладеном. А я ни с бен Ладеном, ни с Америкой! Оставьте меня, мне не до вас и не до бен Ладена! Скажут: " Ах Вы за терроризм? " - Я не за терроризм. Разве в Афганистане одни террористы сейчас, которые страдают и гибнут от самых ужасных американских бомб? Это бедный народ страдает. В Ираке как страдает народ, из-за одного Саддама. Страдает весь народ, а американцам никакого дела нет до иракского народа.

http://pravoslavie.ru/4535.html

Беспорядки в Каире — Такие конфликты часто происходят в Египте? — До января этого года, до тех революционных событий, в которые погрузился Египет, такое и представить было невозможно. Была крепкая власть, и на межрелигиозной почве если и возникали какие-то недомолвки, распри и ссоры, то, естественно, все это быстро гасилось. Однако между общинами были, не назовем их родственными отношениями или братскими, — достаточно сдержанные, ровные отношения. Сейчас мы даже не можем себе представить, во что это может вылиться, коптов ведь тоже здесь немало — порядка 10% — это около 8 млн. Прогнозы, я бы сказал, невеселые. Беспорядки в Каире — Отец Леонид, в Коптской церкви уже прочитали послание Патриарха Кирилла к Папе Шенуде? — Через час я буду встречаться с представителями Коптской Церкви, чтобы передать им заявление Его Святейшества, которое опубликовано на наших сайтах и в СМИ. Я передам письмо Его Святейшеству Шенуде III Папе Александрийскому и Патриарху престола св. Марка от Его Святейшества Патриарха Кирилла. В письме Патриарх говорит в первую очередь о том, что Православная Церковь не понаслышке знает о том, что такое дискриминация и преследование верующих, как осквернялись храмы и к чему все это приводит. Я устно выскажу поддержку и наши слова молитвы о том, чтобы в эти дни Коптская Церковь была сплочена, как никогда едина и Богом хранима. — Каким вы видите возможный выход из кризисной ситуации? — Меры по выходу из кризиса должны быть комплексного характера. Невозможно вырвать что-то из контекста событий и расставить акценты. Как в любой семье — бывают ссоры, бывают дни солнечные, а бывает, что надо и одной и другой стороне приложить сугубые усилия, чтобы был мир. Прежде всего, повторюсь, чтобы был мир! До недавнего времени республика Египет была форпостом мирного межконфессионального существования! Беспорядки в Каире В данном контексте хочу упомянуть, что Россия имеет колоссальный опыт сосуществования межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Но здесь эти отношения несколько иного характера. Помимо того, что в Египте есть две основные ветви религиозные: ислам и христианство, тут еще и мощные духовные центры воспитательного характера. Это Университет Аль-Азхар, который готовит богословов, представителей духовенства для всего мира. А также мощная духовная школа, основанная еще апостолом Марком на Александрийской земле, правопреемниками которой являются Греческая Православная Церковь, равно как и Коптская Церковь — коренные жители Египта.

http://pravmir.ru/egipet-nichto-ne-predv...

Самой серьезной проблемой для Церкви начиная с 60-х гг. было недостаточное количество приходов. И вот за 5 первых месяцев 1988 г. число приходов увеличилось более чем на 60. Церковные деятели получили наконец доступ к средствам массовой информации – в печать, на радио и телевидение, они стали участвовать в публичных дискуссиях: о нравственном состоянии общества и путях его оздоровления, о культурном наследии, о проблемах сохранения мира, по национальному вопросу. Архипастыри и пастыри начали встречаться с общественностью в клубах, Домах культуры, их приглашали в институты и школы. Состоявшееся в мае 1988 г. в Новгороде приуроченное к памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия празднование Дней славянской письменности, на котором священнослужители встретились с видными деятелями русской культуры, прошло под знаком великого юбилея. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня. На празднование 1000-летия Крещения Руси в Москву съехались члены Поместного Собора и 517 почетных гостей, среди которых были патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор I, Грузинский Илия II, Болгарский Максим, главы Кипрской Церкви – архиепископ Хризостом, Польской – митрополит Василий, Чехословацкой– митрополит Дорофей, Православной Церкви в Америке – митрополит Феодосий, и высокие инославные гости – кардиналы Агостино Казароли, Йозеф Глемп, архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси, генеральный секретарь ВСЦ Эмиль Кастро, патриарх и католикос всех армян Вазген I; митрополит Делийский Павел Мар Григорий, глава Коптской Церкви патриарх Александрийский Шенуде III. В торжествах участвовали главы и представители нехристианских религиозных общин, общественные и политические деятели со всего мира. 5 июня, в Неделю всех святых, Божественной литургией в московском Богоявленском соборе открылись юбилейные торжества. После поздравлений, с которыми к патриарху Московскому и всея Руси обратились патриарх Иерусалимский Диодор I и коптский патриарх Александрийский Шенуде III, первосвятитель Русской Церкви произнес ответное слово: «Настал час великого торжества Русской Православной Церкви. Соборной молитвой мы полагаем начало празднованию 1000-летия Крещения Руси… Ныне мы вспоминаем тысячелетний путь жертвенного служения Русской Православной Церкви и вместе с тем свидетельствуем, что она, как и прежде, не ослабевает наставлять чад своих на путь духовного совершенствования, утверждения в нашем едином земном доме Богом установленных заповедей, определяющих наши отношения ко всем дальним и близким ( Еф. 2:17 ), братьям и сестрам нашим…».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Новости 9 мая, 2011 Патриарх Кирилл выразил соболезнования Коптскому Патриарху Шенуде III в связи с трагедией в Гизе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования Коптскому Патриарху Шенуде III в связи с гибелью христиан и поджогами храмов в Гизе 7-8 мая 2011 года, передает Патриархия.ru. 9 мая, 2011 С 10 по 13 мая в Греции пройдет очередная сессия Синода Элладской Церкви С 10 по 13 мая в Афинах пройдет очередная сессия Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви. 9 мая, 2011 В Американской архиепископии Константинопольского Патриархата назревает раскол из-за нового налога В Американской архиепископии Константинопольского патриархата в первый раз за последние тридцать лет возможно возникновение раскола из-за отказа общины города Лина (штат Массачусетс) исполнять налоговые требования архиепископии. Согласно решению архиепископии ежегодный налог на приходы был увеличен на 20 000 долларов, однако линский приход отказался выплачивать дополнительный налог. 9 мая, 2011 Египетская прокуратура начинает следствие в отношении лидеров радикальных мусульман-салафитов Появилась неофициальная информация, что Генеральная прокуратура Египта начала следствие в отношении 9-ти лидеров радикального крыла салафитского движения, по обвинению в причастности к организации беспорядков, приведших к трагическим событиям вечера и ночи 7 мая в районе Имбаба пригорода Каира. 9 мая, 2011 Кипрский архиепископ Хризостом заявил, что Кипрская Церковь должна занимать в диптихах место Московского Патриархата Глава Кипрской Церкви архиепископ Хризостом заявил в интервью греческому каналу ΣΚΑ, что считает несправедливым нынешнее положение Кипрской Церкви в общеправославных диптихах. По мнению архиепископа Хризостома Кипрская Церковь должна по справедливости занимать в диптихах пятое место, то есть идти сразу после древних патриархатов востока и занимать место Московского патриархата. 9 мая, 2011 Появились кадры похорон жертв событий 7 мая в Гизе В сети появились кадры с отпевания и похорон жертв событий 7 мая в районе Имбаба Гизы - пригорода Каира, где многотысячная толпа радикальных мусульман-салафитов более 4 часов осаждала и подожгла коптский храм Девы Марии.

http://pravmir.ru/category/news/page/545...

Коптская и Эфиопская церкви преодолели 40-летний конфликт Женева, 20 июля 2007 г. Коптская и Эфиопская ортодоксальные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, говорится в послании генсека Всемирного совета церквей Самюэля Кобиа папе Александрийскому, Патриарху престола святого Марка Шенуде III и Патриарху Эфиопскому абуне Павлу. Подписание совместной декларации предстоятелями этих древних восточных Церквей, соперничавших на протяжении десятилетий, состоялось в Каире на прошлой неделе, однако текст заявления был обнародован два дня назад в Ливане католикосом Великого дома Киликийского Арамом I, который являлся посредником примирения и также поставил под документом свою подпись, сообщает ИНТЕРФАКС . В декларации подчеркивается, что Коптскую, Армянскую и Эфиопскую Церкви объединяет единая вера, которая " веками была основанием нашей общей доктринальной позиции и богословских учений " и укоренена в постановлениях " трех Вселенских Соборов " (последующие четыре Вселенские Собора не были признаны древними восточными Церквами - " ИФ " ). Документ также содержит упоминание, что после подписания главами Коптской и Эфиопской Церквей протокола о взаимных отношениях в 1994 году дальнейшее развитие отношений было остановлено, но теперь оно будет всемерно развиваться, вплоть до возможного созыва " совместного Священного Синода " . Существенное осложнение отношений между Коптской и Эфиопской Церквами началось в 1967 году, когда после занятия Израилем Восточного Иерусалима в результате " шестидневной войны " разгорелся конфликт между коптами и эфиопами из-за прав на монастырь Дейр эс-Султан в Старом городе (Израиль при этом поддержал эфиопскую сторону). Отношения были фактически разорваны в 1994 году, когда Шенуда III предоставил автокефалию новообразованной Эритрейской Церкви, отделившейся от Эфиопской Церкви после провозглашения государственной независимости Эритреи. С тех пор Эфиопская Церковь прервала евхаристическое общение с Коптской и Эритрейской Церквами.

http://pravoslavie.ru/23228.html

Новости 13 октября, 2011 Католикос Всея Армении Арам I выразил соболезнования Папе Шенуде III В своем письме Его Святейшество Арам I выразил солидарность с Папой Шенудой III, а также выразил обеспокоенность по поводу прав коптов в Египте. 13 октября, 2011 В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храмах Москвы совершат молитвы о заключенных В домовых храмах следственных изоляторов столицы православные священнослужители отслужат праздничные молебны и поздравят каждого заключенного с праздником. 13 октября, 2011 Леонид Рошаль о новом законе об охране здоровья: " Проснитесь! " Кто ответит на вопрос, что делать если в городе, например, один невропатолог, он работал в государственном учреждении и в результате того, что государство не создало для него нормальные условия жизни, он переходит в частный сектор? Что делать больным с неврологической патологией? Только за деньги. 13 октября, 2011 Азербайджан не знает случаев насильственного изгнания представителей других религий, отмечают в Баку Глава Госкомитета по работе с религиозными организациями Идаят Оруджев заявляет, что история Азербайджана не знает случаев насильственного выселения представителей других религий и народов. 13 октября, 2011 Власти Каира утверждают, что военные не открывали огонь по коптским демонстрантам " Если бы военнослужащие действительно открыли огонь, последствия были бы катастрофическими " , - заявил журналистам представитель правительства. 12 октября, 2011 Египет: ничто не предвещало кровавых столкновений - комментарий архимандрита Леонида (Горбачева) Мы до сих пор находимся в состоянии шока, после того что мы увидели и услышали. От меня район Масперо, где разворачивались трагические события, находится в пяти минутах. 12 октября, 2011 Епископ Бурятский и Улан-Удэнский Савватий: Мысли к двухлетию Бурятской епархии Вот отрывок одного из писем, полученных недавно: " Молим Вас и просим: ПОМОГИТЕ НЕ УМЕРЕТЬ ДУХОВНО НАШИМ ЛЮДЯМ И ДЕТЯМ!!! ДАЙТЕ ПАСТЫРЯ нашим душам. С уважением NN " . И писем такого рода не одно-два: получаю регулярно...

http://pravmir.ru/category/news/page/528...

Эритрейская Церковь 30 августа 2005 г. 14:03 На территории нынешнего государства Эритрея, на юго-западном побережье Красного моря, в первые века новой эры находилось христианское царство Аксум. Оно пришло в упадок после мусульманского нашествия, в VII cmoлemuu, и на его месте возникло новое Эфиопское царство. Этот регион долгое время сохранял свою относительную независимость, пока в XVI веке не попал под Османское владычество. С 1890-го по 1941 год Эритрея была итальянской колонией, затем ее территорию захватила Великобритания. В 1952 году Эритрея вступила в федерацию с Эфиопией, сохраняя при этом широкие права автономии, а в 1962-м была полностью аннексирована Аддис-Абебой и превращена в обычную эфиопскую провинцию. Длительная национально-освободительная борьба закончилась провозглашением 24 мая 1993 года независимости Эритрейского государства. Население  Эритреи исповедует христианство монофизитского толка, который не принимает христологических догматов Халкидонского Вселенского собора 451 года. Церковь Эритреи до начала 1990-х годов была частью Эфиопской, а до получения ею автокефалии — Коптской дохалкидонской Церкви, не имеющей общения с Православными Церквами. В июле 1993 года епископы Эритреи при поддержке правительства страны подали прошение папе Коптской Церкви Шенуде III об отделении от Эфиопской Церкви и даровании автокефалии. 28 сентября 1993 Коптский Священный Синод удовлетворил это прошение и взял на себя обязательство подготовить в коптских монастырях десять епископов для Эритрейской Церкви. 19 июня 1994 года в Каире папа Шенуда пятерых из них хиротонисал во епископов. Предоставление автокефалии произошло с согласия Эфиопской Церкви. В сентябре 1993 года патриарх Эфиопский Павел и архиепископ Эритреи Филипп одобрили разделение Церквей, провозгласив вместе с тем желание продолжать дальнейший исторический путь в духе братства и взаимопонимания.. В феврале 1994 года было подписано соглашение в Аддис-Абебе, подтвердившее автокефальный статус Эритрейской Церкви и признавшее преимущество чести среди Восточных дохалкидонских Церквей в Африке за Коптской Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/37837.html

При участии митрополита Кирилла был выработан текст совместного «Московского заявления», в котором стороны призвали государственных лидеров конфликтующих сторон к мирному разрешению споров. Все эти годы митрополит Кирилл принимал меры для смягчения позиций сторон-участниц конфликта и главное для недопущения перерастания национального и геополитического противоборства в межрелигиозное противостояние. 24 ноября 2000 г. в Москве состоялась четвертая трехсторонняя встреча духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, в которой приняли участие Патриарх Алексий II, Католикос всех армян Гарегин II и шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. Участники встречи пришли к единому мнению, что, несмотря на остроту межнационального противостояния, усилиями религиозных лидеров удалось предотвратить перерастание территориального спора в межрелигиозный конфликт. В рамках поддержания теплых дружественных отношений Русской Православной Церкви с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами в 1998 г. состоялась состоялся визит в Русскую Православную Церковь архиепископа Багдада и Басры Мор Савериуса Джамиль Хауа (Сирийская Церковь), архиепископа Багдада Авака Асадуряна (Армянская Апостольская Церковь), архимандрита Луки Аль-Хури, генерального викария Греко-Православной Церкви в Багдаде (Антиохийский Патриархат). В ходе визита делегация была принята Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В том же году состоялся визит в Москву Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Дынхи VI с целью освящения приходского храма общины Ассирийской Церкви Востока, которая была построена при поддержке ОВЦС и лично митрополита Кирилла. В связи с решением о начале двустороннего диалога с дохалкидонскими Церквами Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было направлено послание Его Святейшеству Папе Шенуде III, Предстоятелю Коптской Церкви. В своем ответном послании Папа Шенуда приветствовал и поддержал решение Русской Православной Церкви и выступил с предложением пригласить для участия в указанном диалоге также и иные Церкви дохалкидонской традиции, с которыми Коптская Церковь поддерживает отношения. 5 июля этого года состоялась встреча председателя ОВЦС Армянской Апостольской Церкви епископа Езника (Петросяна) с председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитом Кириллом. В ходе встречи обсуждались перспективы двустороннего диалога между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью.

http://patriarch.patriarchia.ru/drevnie-...

   001   002     003    004    005    006