В положенные дни надо прочитывать паримии и совершать литии. Утреня должна совершаться утром, и недопустимо ее так называемое совершение с вечера, за исключением дней, в кои служится всенощная, так как по существу то является упразднением утреннего богослужения, весьма необходимого для верующих; даже краткое пребывание утром в храме благотворно действует надушу и дает направление всему дню, освящая его. Шестопсалмие не смеет сокращаться; также полностью надо прочитывать и хвалитные псалмы. Пение не должно заменяться чтением, за исключением полной невозможности петь, так как действие пения гораздо сильнее и весьма редко чтение может заменить пение. Не смеют опускаться Богородичны после тропарей и других песнопений, ибо в них дается обоснование нашей веры – учение о воплощении Сына Божия и Божием домостроительстве. Часы должны совершаться точно без пропусков, будучи и так краткими. Нужно прочитывать все три псалма на каждом часе, положенные тропари и другие молитвословия, а в конце часа с особым вниманием молитву, выражающую значение воспоминаемого в данный час священного события. Литургия должна совершаться, если невозможно ежедневно, по крайней мере неопустительно во все воскресные и церковнопраздничные дни, независимо от количества могущих быть на ней богомольцев. Она есть бескровное жертвоприношение за весь мир, и совершение ее есть долг священника. Безусловно, при том не смеет пропускаться ничто из находящегося в Служебнике. Должно также выполнять положенные за литургией песнопения. В число их входят псалмы 102, 145 и 33; если допустимо еще сокращение псалма 102 ввиду его величины (хотя того лучше не делать), то во всяком случае нужно целиком петь псалом 145, кроме дней, в которые оба они заменяются антифонами; псалом 33 лишь в пасхальную седмицу заменяется пением «Христос воскресе», в остальные дни – его должно всегда читать или петь ввиду его назидательности, и нет оправданий к его упущению. Тропари, положенные за данной литургией, необходимо также петь все и по установленному порядку, так как главным образом они являются праздничной частью литургии при неизменности основного состава ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления; другому же легчащуся от прегрешений, к познанию богословия...» (великопостный тропарь 9-го часа, на «Славу»). Так говорится о Кресте Господнем. Мерило праведное обретеся посреде двою разбойнику, три креста водрузил Пилат на Голгофе: два для разбойников и один – для Жизнодавца. Но только Крест Спасителя был спасением для всего человечества, тот Крест, который стоял посреди, он есть орудие мира, непобедимая победа,– победа над диаволом и победа над смертью . Остальные два креста – один был спасительным для того, кто висел на нем, другой был для него лестницей в ад. Два разбойника висели на крестах возле Господа Иисуса Христа, один все время хулил Его, а другой, начавший было хулить, потом образумился и, познав все свои прегрешения, возопил к Господу: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си. И ответил ему Господь: Днесь со Мною будеши в раи ( Лк. 23:42–43 ). Так через Крест, через страдания уверовал разбойник благоразумный в распятого Христа, уверовал, как говорится,– к познанию богословия. Но когда простил ему Господь грехи, он познал в Нем Самого Сына Божия, понял, что Человек Тот, Который висит в бесславии и бесчестии, есть славный Царь славы, понял, что Тот, Который сейчас кажется немощным и слабым, есть Сам Всемогущий Творец и Властитель всей вселенной. Итак, открылись умные очи, душевные очи тому разбойнику, который висел с правой стороны, к чему он пришел через покаяние, через смирение. Так и Христос унизил Себя паче всех человек, унизил Себя для того, чтобы тем стереть и уничтожить грех гордости Адамовой. Так и разбойник, смиренно познавший свои прегрешения, просил у Господа прощения, и через то явился ему Господь во всей Своей славе. А тот, другой разбойник, висевший с левой стороны, «ошуюю» – как говорится по-славянски, тот хулил Его всё время, хулил, потому что сознавал, что грешен, что он преступник, что нарушил и человеческие и Божеские законы, но не хотел покаяться, не хотел смириться и хулил те самые законы, которые он нарушил, хулил Самого Законодавца, Который дал законы природы, Который вложил в людей совесть, по которой они пишут свои человеческие законы, хотя и не всегда с ней согласуясь; он хулил Его и продолжал хулить, пока тяготою хуления не сошла душа его во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Видной фигурой на этом поприще стал Ма Сянбо (1840–1939). Он родился в семье ученого–чиновника, его предки несколько столетий назад были обращены в католичество иезуитскими миссионерами, прибывшими в Китай в конце XVI – начале XVII в. В 12 лет он тайно оставил дом и направился в иезуитскую Школу Сюхут (Le College St. Ignace) в Шанхае, впоследствии он вступил в Общество иезуитов. Ма проявил большой интерес не только к теологии, но и к иным разделам западного знания – он выучил ряд классических и современных иностранных языков, изучал математику, астрономию и географию. Это не только соответствовало миссионер–ско–научному стилю ранних иезуитских миссий, но и отвечало актуальным потребностям Китая в развитии современного образования. В юности он отказался от хорошо оплачиваемой работы переводчика во французском консульстве, мотивируя это тем, что изучал языки, чтобы принести пользу Китаю. Несмотря на постоянные конфликты с иностранными миссионерами, Ма до бился больших успехов на ниве образования. В 1872 г., после рукоположения в сан он был назначен иезуитами настоятелем Школы Сюхуэй, но стремление увеличить долю китайского классического материала в сильно «озападненных» учебных программах привело Ма Сянбо к отставке и выходу в 1876 г. из общества иезуитов. После этого он занялся политикой – был помощником Ли Хунчжана, его направляли с миссиями в Корею, Японию, Европу и Америку. Ма стал состоятельным человеком, у него была семья, но обстоятельства побудили его вернуться назад. Он возвратился к иезуитам в 1899 г., а в 1903 г. основал в Шанхае на свои деньги Академию Аврора (Чжэньдапь сюэюань), идеалами которой были провозглашены приоритет науки, акцент на гуманитарном знании и уход от религиозных диспутов Однако у него вновь возник конфликт с французскими иезуитами, на чью организационную помощь он опирался, по поводу их стремления сделать образование излишне западным. Ма вновь покинул иезуитов, чтобы сконцентрировать в 1905 г. свои усилия на создании «Возрожденной Авроры» – Института Фуданъ, из которого вырос в будущем знаменитый шанхайский университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То было последнее письмо митрополита Сергия, в котором он свободно писал то, что внутренне сознавал истинным. Тюремное заключение, угрозы в отношении не только его, но и всей Русской Церкви и лживые обещания советской власти сломили его: через несколько месяцев после своего любвеобильного письма заграничным иерархам, являющегося как бы завещанием перед потерей внутренней свободы, митрополит Сергий издал Декларацию, в которой он признал советскую власть за подлинно законную русскую власть, пекущуюся о благе народном, «радости которой суть наши радости и горести – наши горести» (Декларация от 16/29 июля 1927 года). Одновременно, согласно обещанию, данному им советской власти, митрополит Сергий потребовал от заграничного духовенства подписки о лояльности советской власти. Этот указ стоял в полном противоречии с высказанным за 9 месяцев до того взглядом, что Московская Патриархия не может руководить церковной жизнью эмигрантов. Если для находившихся в России, перенесших тяжелые страдания, могли быть смягчающие обстоятельства их нравственной сдачи жестокой власти, так же как каноны церковные во время гонений смягчали епитимьи отрекшимся от Христа после тяжелых страданий, то для находящихся на свободе и в сравнительной безопасности никаких смягчающих обстоятельств и оправданий и даже здравого смысла в такой подписке не было. Едва ли сам митрополит Сергий рассчитывал, что кто-либо за границей подчинится его указу, и сделал то явно, чтобы выполнить требования советской власти и тем самым с себя снять ответственность. Однако таковым оказался митрополит Евлогий со своими викариями и епископом Севастопольским Вениамином [Федченковым]. Между тем в самой России оказались мужественные исповедники из числа заключенных и находившихся на свободе, заявившие митрополиту Сергию о непризнании соглашения с властью безбожной – гонительницей Церкви. Многие из них прервали даже молитвенное общение с митрополитом Сергием, как «павшим» и вступившим в союз с безбожниками, и за ними последовала часть клира и мирян в России. Безбожная советская власть жестоко преследовала таких стойких иерархов и их последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В-третьих, в Дели полагают, что возможности Пакистана развиваться на основе внешней помощи и милитаризации экономики исчерпаны. Для пакистанской элиты близок «момент истины», когда придется четко определить основы социально-экономической политики и приоритеты внешнеэкономических связей. Естественная географическая близость двух стран, убеждены в Индии, продиктует необходимость двустороннего сотрудничества, тем более что премьер М. Сингх, в отличие от большинства своих предшественников, пользуется расположением бизнес-сообщества как экономист-профессионал, способный отстаивать интересы предпринимателей. М. Сингха в его индийско-пакистанских экономических начинаниях, несомненно, поддержат Федерация индийских торгово-промышленных палат и Конфедерация индийской промышленности. В-четвертых, видимо, в Дели пришли к заключению о неизбежности раскола между пакистанскими гражданской и военной элитами на почве неспособности каждой из них хотя бы частично стабилизировать положение в Пакистане. В таких условиях «миролюбивая» линия М. Сингха в отношении Пакистана выглядит логично: предлагая Исламабаду «миротворческие» инициативы и всячески подчеркивая свою волю к компромиссу, Дели стремится разрушить бытующий в Пакистане образ «вечно враждебной» Индии и тем самым лишить пакистанскую элиту самой возможности объединять впредь страну на негативной (антииндийской) основе. Состояние пакистано-индийских отношений даёт России определенные возможности укрепления своих позиций в Южной Азии, начинающей играть всё большую роль в транспортировке энергетических ресурсов из Персидского залива на Дальний Восток. Тем самым расширяется и поле противодействия «экспорту» радикально-экстремистского ислама в Центральную Азию. В связи с этим целесообразно, видимо, активизировать внешнеполитическую деятельность РФ в регионе по следующим двум направлениям. 1. Энергичному возвращению России в Южную Азию (отчасти - к советской внешней политике 1960-х гг. - вспомним хотя бы индийско-пакистанскую встречу на высшем уровне в Ташкенте под эгидой А.Н.Косыгина) должно предшествовать подключение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) к дискуссиям по общим проблемам безопасности Центральной и Южной Азии, а также по важным вопросам, непосредственно затрагивающим интересы России, Индии и Пакистана (в частности, международного транспортного коридора «Север - Юг»). Использование механизмов ШОС особенно значимо для отношений России и Индии, поскольку в Дели все еще рассматривают ШОС как придаток внешней политики Китая. Вовлечение в ШОС на полноправной основе Индии и Пакистана, безусловно, отвечает стратегическим интересам России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В Пекине прошла научная конференция «Русская культура» 4 января 2007 г. 13:21 В Пекинском Педагогическом Университете с 25 по 27 декабря 2006 года прошла международная конференция на тему «Русская культура». В конференции приняли участие представители университетов Китая (Пекинский Университет, Пекинский Университет Иностранных языков, Университет Нанькай, Шанхайский финансово-экономический университет, университет Суджоу и т.д.), Академии Общественных Наук КНР, общественных организаций, посольства РФ. Также специально были приглашены ученые из Академии Наук России, представители Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного. Конференция стала ярким событием в культурной жизни Пекина, и явилась своего рода завершением ряда научных мероприятий, проводившихся в честь «Года России» в Китае. На конференции обсуждались различные темы, связанные с русской культурой. Китайские ученые поднимали интересные вопросы, связанные с проблемами изучения русской культуры. Особое место в обсуждении отводилось Русской Православной Церкви. Прозвучали доклады китайских ученых на такие темы, как: «Культура юродства и русский характер», «Православный элемент в русской культуре», «Исследование одного православного села», «Россия и крест», «Культура русской общины и моральное воспитание», «Отделение Русской Церкви и последствия», «Православие и русская религиозная философия как главные составляющие русской культуры», «Вера Православия и судьба России», «Переходный период российского общества и Православие», «Религии современной России и мысли эсхатологии», «Православие — наиболее важный аспект культурный аспект в отношениях между Китаем и Россией», «Когда пришло Православие в Китай?» и т.д. Российские ученые также выступили с интересными докладами, которые восполнили определенные пробелы в изучении истории Православной Церкви в Китае. Необходимо отметить, что проведение подобных конференций способствует укреплению взаимопонимания между такими разными культурными традициями, как русская и китайская. Во время закрытия форума организационный комитет объявил о том, что подобные конференции планируется проводить регулярно. «Православие на Дальнем Востоке» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/178638.htm...

В настоящее время цена чаям в Калгане следующая: фуцзяньскому (подмешанному) 21–22 ланы за место, шанхайскому 17–18 лан; хугуаньскому, аньхойскому и люанскому 14–15 лан. Кирпичного чаю теперь в Калгане до 40 тысяч. К осени ожидают еще 30 тысяч. В Калгане теперь главный рынок для сбыта русских товаров. Сюда приезжают купцы не только из всех близлежащих мест, но даже из Су-чжоу, несмотря на то что Шанхай от Су-чжоу только в двух днях пути. По числу фирм и капиталам шаньские купцы в Калгане первые. В Калгане серебро меняется около 3000 чохов за лану. 9-го марта министр Жуй-линь возвратился из Тяньдзина в Пекин. Разжалованный за взятку, министр Бо-цзюнь казнен. Обер-полицмейстер объявил городу Пекину, что, вследствие Тяньцзиньского трактата с иностранцами, государь разрешил курение опиума. Запрещение остается в силе только для чиновников, евнухов и войска. Дубликат с сего отношения послан к его сиятельству господину генералу губернатору Восточной Сибири и торговые сведения кяхтинскому купечеству через их агента господина Попова. Начальник миссии архимандрит Гурий II. Министерство Иностранных Дел в Азиатский Департамент (25 января 1861 года) По удалении союзных войск и посланников из Пекина китайское правительство деятельно занялось отысканием вещей, что во время беспорядков растасканы были поселянами из Хай-дяньских 243 царских дворцов. Недешево обошлось это и правительству, и поселянам. Правительство должно было содержать целую армию сыщиков, а из поселян большая часть поплатилась своим имуществом. Деньжонки, какие были, конфискованы даже по подозрению, а хлеб съеден верными слугами отечества. Легко понять, что разоренные поселяне не все согласны умирать голодной смертью. Таким образом, число разбойников в окрестностях столицы, и прежде сего значительное, теперь увеличилось еще более. Шэн-бао, в голове 40 тысяч наемного войска, ожесточенно преследует их, но без успеха. Правда, куда бы он ни пришел, говорят, разбойники исчезают, и Шэн-бао находит только порядочных людей; но лишь только он уходит, исчезают порядочные люди, и разбои по дорогам идут своим порядком... Положение страны горестное. В самой столице небезопасно. Шайки удальцов охотятся на богатых людей, как на красного зверя. Между тем, казна истощена до последней крайности. Маньчжурскому войску выдали за IX (октябрь) луну, и то только половину следовавшего им жалованья. Крупы не выдали, не успели! Китайскому же войску ничего не выдано. Мне достоверно известно, что в казне теперь налицо только 15 ваней серебра (около 300 тысяч рублей серебром), да есть в виду получить от купцов пожертвований до 40 ваней. Всей той суммы едва станет на жалованье Маньчжурскому войску на два месяца. Затем, если не будет каких-либо пожертвований, то и войско и вообще все, что содержится или делается на счет казны, должно существовать своими средствами. Самое большое зло в том, что из сановников никто не смеет и не хочет позаботиться об общем благе: всякий хлопочет только о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В служебном формуляре отца Митрофана кратко записано: «Был в сражениях: Ляоянском... Шанхайском... в набегах на Инкоу... Мукденских... у деревни Санвайцзы... Во всех означенных сражениях под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненых и погребал убитых» . Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел подробный дневник, который печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой . Здесь, в условиях походных трудностей, тяжелых боев, где солдаты и офицеры рисковали жизнью, отец Митрофан увидел, насколько русский человек любит Родину, с каким смирением отдает за нее свою жизнь, увидел и то, сколь лживо и разрушительно по последствиям описывают столичные газеты происходящее на фронте, как будто это пишут журналисты не русской прессы, а неприятельской. Здесь он увидел, насколько глубоко разделился по вере русский народ, православные и неверующие стали жить бок о бок как два разных народа. 15 марта 1905 года отец Митрофан, как опытный пастырь и духовник, был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны. 2 июня 1906 года он вместе с полком вернулся в Орел. За выдающиеся пастырские труды, понесенные во время войны, отец Митрофан 12 октября 1906 года был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В 1908 году великая княгиня Елизавета Федоровна усиленно трудилась над проектом по созданию Марфо-Мариинской обители. Предложения по написанию устава обители были поданы от нескольких лиц. Подал свой проект и отец Митрофан; и его проект настолько пришелся по душе великой княгине, что именно его она положила в основу устройства обители. Для его осуществления она пригласила протоиерея Митрофана на место духовника и настоятеля храма. Отец Митрофан привык к служению в Орле, где у него сложились прекрасные отношения с паствой, которой он отдавал все свое время и силы, и ни он не хотел с ней расстаться, ни она с ним. «Бывало, кончишь давать крест после обедни, а народ все идет и идет. С одним побеседуешь, другой просит совета, третий спешит поделиться своим горем – и так тянутся часы... матушка ждет меня обедать, да только я раньше пяти часов вечера никак из церкви не выберусь», – вспоминал отец Митрофан.

http://fond.ru/kalendar/353/sergiy/

Эти бывшие генералы и дворяне, которые служили швейцарами и сантехниками, начали строить храмы, издавать журналы, основывать церковно-приходские школы, институты, различные заведения учебные, и православие получило странный рост в странах изгнания. И поэтому святой Иоанн Шанхайский (Максимович) говорил своим соотечественникам: «Вы не в изгнании, вы в послании. По форме нас выгнали, но по сути нас послали на дело. То есть вы посланцы. Что у вас осталось самое хорошее в жизни? Ваши дворянские поместья разорены, как поется в песне: «И девочек ваших ведут в кабинет». То есть теперь комиссары живут в ваших поместьях, там они основали себе теплые гнезда, и все, что вы имели в своих руках, вы потеряли. Вы взяли только свои документы, деньги, схватили детей под мышку и уехали. Но у вас есть вера, и теперь вы обязаны жить по вере, поскольку вы наказаны за то, что дома вы не жили по вере». Надо согласиться с тем, что для многих людей вера была каким-то ненужным довеском к жизни. Они жили, чем хотели: кто-то картами, кто-то политикой, кто-то лошадьми и псовой охотой, кто-то любовными интригами, кто-то театром, кто-то наукой, а верой жили немногие. И вот когда всю эту массу выгребли за рубеж, они вдруг очнулись и стали жить верой. Они начали каяться. Ностальгия — вредная тетка, она, из кого хочешь, выжмет слезы. Многие уезжают за рубеж на месяц, но уже через неделю воют волком и думают, как бы поскорее вернуться, потому что ни с того ни с сего начинает их мучить ностальгия. А когда ты понимаешь, что ты на Родину никогда не вернешься, и что ты жил на Родине, как свинья, и ты не любил ее, эту Родину, потому что ты на Родине разговаривал по-французски, то теперь во Франции ты разговариваешь по-русски, читаешь Пушкина и плачешь. Дома среди таких же, как и ты, ты разговаривал по-французски, курил английские сигары, рассчитывался американскими долларами и хвалил немецкие машины. А теперь ты за рубежом плачешь, воешь, и никогда ты не вернешься, и всего-то у тебя русского и осталось, что только крестик на шее да память о маминых молитвах.

http://pravoslavie.ru/122252.html

Понятно, что перевозка вертепа по деревне уже сама по себе была событием, особенно — для ребятишек. Дети дружной толпой сопровождали вертепщика, пели рождественские песни, а впереди процессии несли на длинных шестах вифлеемскую звезду из картона и зажженный фонарь со свечой внутри. Ну и, конечно же, с радостью смотрели каждое представление. А еще за помощь вертепщику получали от хозяев дома свою порцию гостинцев с праздничного стола. Называлось все это действо — колядование, а песни и стихи, в которых дети славили родившегося Христа, — колядки. Сейчас вертеп уже никуда не возят. Зато процессию ребят, идущих в праздничные дни по улице со звездой и фонарем, можно увидеть во многих небольших городах России. Обычно это ученики воскресной школы при местном храме. На Рождество они ходят по домам прихожан, поздравляют их с праздником и поют колядки, славящие Рождество. За последнее столетие мир вокруг нас изменился до неузнаваемости. Люди научились летать в космос на ракетах, опускаться на дно океана в глубоководных батискафах, мгновенно получать любую информацию с помощью компьютера, который сегодня лежит в кармане у любого школьника. Но точно так же, как и много веков назад, Рождество остается главным праздником для миллионов жителей нашей планеты. И все рождественские обряды — будь то колядки, украшение елочки или строительство вертепа — помогают нам сегодня прикоснуться к радости той далекой ночи в Вифлееме, когда под сияющей в небе звездой на землю пришел наконец долгожданный Сын Божий — наш Господь Иисус Христос. Рисунки Юлии Каменщиковой     Чудеса без волшебной палочки Детям и взрослым о святителе Иоанне Шанхайском  Как выглядит святой человек? Наверное, очень многие из нас ответили бы на этот вопрос примерно так: святой — это величественный старец с длинной седой бородой. Он облачен в белый плащ, от него исходит неземное сияние, и творит он всяческие чудеса на пользу добрым людям. Всё тут вроде бы правильно. Но уж очень этот образ напоминает какого-то сказочного волшебника. Ведь волшебники в сказках тоже творят чудеса, также имеют величественный вид, носят такие же белоснежные плащи. Да и бороды у них, кстати сказать, ничуть не короче. Вот и получается, что из-за этого внешнего сходства мы и святых тоже потихоньку начинаем воспринимать как каких-нибудь героев сказки или легенды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010