В 1767 г. митрополитом был поставлен грек-фанариот Григорий, в 1773 г. он был перемещен на др. кафедру. При митр. Герасиме (1777-1804), во время австро-тур. войны 1788-1791 гг., многие священники выступили на стороне Австрии, поэтому впоследствии были вынуждены бежать в Срем. При еп.-сербе Иоанникии (1804-1807), во время 1-го серб. восстания в 1807 г., повстанцы напали на Зворник и Биелину, за это турки подожгли мон-ри Тавна и Рача , разорили мон-рь Озрен и убили 7 священников. В фирмане, изданном 5 февр. 1808 г. сараевским судьей, содержится единственное упоминание о митр. Зворникском Евгении, к-рый в тот момент временно управлял Дабро-Босанской епархией. Митр. Гавриил Хромой (1808-1837) обновил мон-ри Тавна и Троноша , построил церковь в Зворнике, открыл серб. школы в Зворнике, Локане и Тузле. В 1831 г., после предоставления в 1830 г. автономии княжеству Сербия, из состава Зворникской митрополии были выделены самостоятельные Ужицкая (позже вошла в состав Жичской епархии ) и Валевская (см. Шабацко-Валевская епархия ) епархии. В 1852 г. кафедра была перенесена в Тузлу, но при этом в документах К-польской Патриархии она продолжала называться Зворникской, а ее архиерей носил титул «архиепископ и митрополит Зворникский и экзарх Верхней Далмации». Митр. Агатангел (1848-1861) призывал священников заниматься духовным образованием детей и молодежи. В 1858 г. в епархии произошло антитур. восстание под рук. прот. Стефана Аврамовича, и митр. Агатангел отменил уплату 3-й части епархиального дохода тур. правительству. Турки жестоко подавили восстание, а владыку отозвали в К-поль. В 1861 г., при митр. Дионисии I (1861-1865), тур. власти разрешили строительство церквей, и это способствовало подъему епархии. В 1865 г. на кафедру был избран серб Дионисий II (Илич ; до 1868 и в 1872-1891). Во время его правления при подавлении серб. восстания 1875 г., в котором принимало участие и духовенство, турки сожгли мон-рь Тавна и расправились с братией, а после оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878) начались притеснения сербов: в 1879 г.

http://pravenc.ru/text/199675.html

Особое внимание П. уделял разрешению т. н. македонского церковного раскола. Благодаря его усилиям в 2002 г. в г. Ниш были подписаны т. н. Нишские соглашения, к-рые впосл. Синод Македонской Православной Церкви под давлением властей Республики Македония отказался признать. 20 июня 2002 г. П. обратился к архиереям, священству, монашеству и верующим Республики Македония с призывом вернуться в единство с СПЦ. На это предложение откликнулся митр. Велесский и Повардарский Иоанн (Вранишковский; см. Иоанн VI (Вранишковский) ), к-рый в том же году Архиерейским Собором СПЦ был избран экзархом обновленной Охридской архиепископии СПЦ (см. Православная Охридская архиепископия ). За время Патриаршества П. было избрано 27 епископов, продолжался процесс реформирования епархиальной системы: Среднеевропейская епархия и Великобритании и Скандинавии епархия были выделены из состава Западноевропейской епархии, основана Осиекско-Польская и Бараньская епархия, в 1992 г. восстановлена Будимлянско-Полимская епархия под названием Милешевская епархия , в 1994 г. приходы Новограчаницкой епархии в Европе вошли в состав Западноевропейской епархии, в 2006 г. Шабацко-Валевская епархия разделена на Шабацкую и Валевскую и т. д. Усилиями П. была основана информативная служба СПЦ «Православие-Пресс» Прес), возобновлена ДС в Цетине (1992), основаны Академия СПЦ по искусству и консервации (1993), Духовная академия свт. Василия Острожского в г. Србине (ныне Фоча, 1994), Православный богословский фак-т свт. Василия Острожского, Православный пастырско-консультационный центр СПЦ (1997), ДС в г. Крагуевац (в 1997 преобразована в отделение Духовной семинарии свт. Саввы Сербского в Белграде), Духовная академия свт. Иоанна Златоуста (2000), Духовная семинария митр. Сараевского свт. Петра в Фоче (2001), возобновлена Духовная семинария святых трех иерархов в монастыре Крка (2001); в 2002 г. в гос. школах введен предмет «вероучение», Белградский богословский фак-т возвращен в состав Белградского ун-та (2004), основана церковная радиостанция «Слово любви» (2009).

http://pravenc.ru/text/2581921.html

была проведена ревизия серб. школ с целью изъятия книг на кириллице. Митр. Дионисий II выступал против перехода епархии из юрисдикции К-польского Патриарха в юрисдикцию Карловацкой митрополии , находившейся под контролем Австро-Венгрии, и изъятия рус. богослужебных книг, что привело к его отставке. Администратором митрополии в 1891-1892 гг. был архим. мон-ря Тавна Александр (Симич). При митр. Николае (Мандиче ; 1892-1896) в епархии строились церкви, в школах было введено преподавание Закона Божия. Митр. Григорий (Живкович ; 1897-1909) боролся за церковно-образовательную автономию Боснии и Герцеговины, к-рая была предоставлена в 1905 г., уделял много внимания просвещению в епархии. В правление митр. Илариона (Радонича ; 1910-1922) в условиях военного времени на территории епархии было запрещено использование кириллицы, мн. священники попали в тюрьмы или были убиты. В 1920 г. Зворникско-Тузланская кафедра вошла в состав восстановленной Сербской Патриархии в ранге епархии, до назначения в 1929 г. еп. Нектария (Круля) адм. управление епархией осуществляли еп. Шабацкий Михаил (Урошевич), митр. Баня-Лукский Василий (Попович) и еп. Захумско-Герцеговинский Иоанн (Илич) . В 1921-1941 гг. в З.-Т. е. было построено 29 церквей, 17 обновлено, восстановлены мон-ри Озрен, Тавна и Папрача. В начале второй мировой войны епархия оказалась на территории фашистского Независимого гос-ва Хорватия, в к-ром правосл. сербы подвергались гонениям. В 1941-1945 гг. было убито 46 священников, 54 храма разрушено (в т. ч. 17 полностью), повреждено 25 приходских домов и 20 церковных объектов, уничтожено 62 церковных архива, 49 приходских и монастырских б-к. После войны, вернувшись из изгнания, еп. Нектарий начал восстанавливать епархию, но ему мешали новые коммунистические власти - в послевоенные годы в З.-Т. е. было убито 10 священнослужителей. В 1951 г. владыка был перемещен на Сараевскую кафедру, но продолжал адм. управление З.-Т. е. В 1955 г. епархию возглавил еп. Лонгин (Томич) , при к-ром все церкви и мон-ри были восстановлены, построено 30 храмов. В кон. 1976 г. епархия делилась на 6 наместничеств, действовали 4 мон-ря и 131 церковь, служили 75 священников и 22 монаха. После краткого адм. управления епархией еп. Шабацко-Валевского Иоанна (Велимировича) 16 июля 1978 г. главой З.-Т. е. стал еп. Василий (Качавенда), который продолжил восстановление храмов и мон-рей, но во время гражданской войны 1991-1995 гг. был вынужден перенести кафедру из Тузлы в Биелину. Из епархий СПЦ в Боснии и Герцеговине в ходе гражданской войны больше всех пострадала З.-Т. е. Было разрушено 38 и повреждено 60 церквей, полностью уничтожен мон-рь Сасе, разрушены (31) и повреждены (19) приходские дома и др. церковные здания. По окончании войны восстановлены церковные здания, а также основано несколько новых монастырей. Особое внимание уделяется воспитанию молодежи, 16 марта 2006 г. в Зворнике был основан Святосавский молодежный союз.

http://pravenc.ru/text/199675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje, (Нешкович Иван; 14(26). 01.1804, с. Миланджа, близ Иваницы - 20.02(4.03).1873, Карановац (ныне Кралево)), еп. Ужицко-Крушевацкий Сербской Православной Церкви. Образование получил в школе в с. Заблаче близ г. Чачак и в мон-ре Каленич . 26 июля (7 авг.) 1826 г. рукоположен во диакона в Крагуеваце. Время пострижения в монашество неизвестно. В 1831-1833 гг. уже как иеродиакон служил при митр. Сербском Мелетии (Павловиче) . В 1833 г. входил в число сопровождавших в К-поль на хиротонию буд. митр. Сербского Петра (Йовановича ; впосл. епископ Горно-Карловацкий). В том же году еп. Ужицким Никифором (Максимовичем) рукоположен во иерея. До 1836 г. служил при митр. Петре, затем вернулся в Каленич. Курировал работы по обновлению мон-ря Студеница, после 1844 г. был игуменом Каленича, членом Апелляционной комиссии Белградской епархии, в 1842-1847 гг.- членом епархиальной консистории. 23 окт. (5 нояб.) 1849 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Шабацкого (см. ст. Шабацко-Валевская епархия ). 4(16) апр. 1854 г. по решению Архиерейского Собора переведен на Ужицкую кафедру (см. ст. Жичская епархия ). В родном селе в 1833 г. открыл школу (действовала до 1953), построил в память своих родителей храм св. Саввы Сербского, а также храм св. Симона Монаха в мон-ре Прерадовац. Инициировал реконструкцию монастыря Жича : в 1855-1856 гг. были построены братский и хозяйственные корпуса. Был большим книголюбом, собрал богатую личную библиотеку, дарил ценные рукописи, в т. ч. важные исторические источники, б-кам серб. ученых об-в. 12 янв. 1858 г. был избран членом Общества сербской словесности, а 29 июля 1864 г.- почетным членом Сербского ученого об-ва. Публиковал проповеди, к-рые посвящал не только богословским темам, но и истории Православия в серб. землях, в т. ч. включил в издание как дополнение списки Сербских архиепископов и патриархов с периода средневековья до 1766 г., когда была упразднена Патриархия Белградских и Ужицко-Валевских митрополитов в период подчинения Сербской Церкви К-полю, а также Сербских митрополитов, Шабацких, Ужицких и Тимокских епископов до 1868 г. Сообщения И. об архиереях XIX в. являются важными историческими свидетельствами (в отношении нек-рых персоналий - единственными), потому что многих из них он знал лично и не только сообщал об их возрасте, происхождении и деятельности на кафедрах, но и давал описания их внешности и жизненного пути после ухода с кафедр. При этом он указывал источники, к-рыми располагал, многие из них позже были уничтожены либо утеряны. И. составил автобиографию, описания мон-рей Жича и Каленич. Он писал стихи, многие из к-рых опубликовал в календаре «Таковац» (Белград). В награду от рус. царя Александра II получил панагию. Похоронен в юж. часовне мон-ря Жича.

http://pravenc.ru/text/577980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 19.08.1826, с. Соко-Баня близ г. Ниш - 5.02.1898, Белград), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк. Начальную школу окончил в Соко-Бане, учился в гимназиях в г. Заечар и г. Неготин. В 1842 г. поступил в Белградскую семинарию (богословию), к-рую окончил через 3 года. По рекомендации митр. Белградского Петра (Йовановича ; впосл. епископ Горно-Карловацкий) в 1846 г. был направлен на обучение в Киев. Окончил КДС (1849), затем КДА (1853) со степенью магистра богословия за соч. «Очерк первого периода истории Сербской Церкви: От появления между сербами Христианства до св. Саввы, архиеп. Сербского (до 1222 г. от Рождества Христова)» (НБУВ ИР. Ф. 304. Д. 187; Поглед на ucmopujy Српске цркве. Београд, 1856). По благословению митр. Петра (Йовановича) в пещерном храме прп. Феодосия Киево-Печерской лавры 29 марта 1853 г. пострижен в монашество с именем Михаил (в честь свт. Михаила, митр. Киевского); 12 апр. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) рукоположен во диакона, 16 апр.- во иерея. После окончания КДА посетил Москву, С.-Петербург, ряд др. городов и мон-рей для ознакомления с рус. Православием и монашеством, нек-рое время жил в Оптиной пустыни. В июне 1854 г. вернулся на родину и был назначен преподавателем догматического богословия и гомилетики Белградской семинарии. 11 окт. того же года назначен игуменом мон-ря Студеница , но уже 14 окт. в Белграде хиротонисан во епископа и поставлен на Шабацкую кафедру (см. Шабацко-Валевская епархия ). Михаил (Йованович), митр. Сербский. Фотография. Кон. XIX в. Михаил (Йованович), митр. Сербский. Фотография. Кон. XIX в. 25 июля 1859 г. на заседании Синода иерархов Белградской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Крагуеваце М. был избран Сербским митрополитом. Этому предшествовал вынужденный уход на покой митр. Белградского Петра (Йовановича), вызванный смещением в 1858 г. с престола серб. кн. Александра Карагеоргиевича (см. в ст. Карагеоргиевичи ) и возвращением к власти кн. Милоша Обреновича (см. в ст. Обреновичи ). М. принял в управление митрополию, в которой было 4 епархии, 404 храма и 44 монастыря. Главной его целью стало улучшение положения Белградской митрополии. Он надеялся, что это произойдет благодаря изменению закона «Об устроении духовной власти» (1847), но новый закон «Об органах церковной власти православной веры» (1862) вывел церковные суды из-под власти епископа и передал их в подчинение Мин-ву просвещения и церковных дел, а также ограничил полномочия высшего клира.

http://pravenc.ru/text/2563622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ († между 17.06.1793 и мартом 1794, Шабац), митр. Ужицко-Валевский. Стал 1-м греч. архиереем, к-рого после упразднения Печской Патриархии (1766) К-польская Патриархия 11 окт. 1767 г. поставила на серб. Ужицко-Валевскую кафедру (см. ст. Шабацко-Валевская епархия ). Ранее был титулярным епископом К-польской Патриархии. Пытался упорядочить жизнь в епархии, объехал почти все мон-ри и церкви. Благословил сбор милостыни на восстановление храмов епархии, пострадавших еще во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. Благодаря этому были отреставрированы мн. храмы, а также мон-ри Радовашница, Рудникский в честь Благовещения и др., в 1785/86 г. построена новая церковь в мон-ре Чокешина. В 1769 г. с целью защиты паствы от поборов издал циркулярное письмо с указанием допустимых размеров оплаты треб. При этом не сохранилось ни одного недовольного отзыва священства о его служении. Рукоположил большое число священников, в т. ч. представителей княжеских родов. В 1773-1774 гг. при И. служил викарный еп. Евстратий, серб по национальности, к-рый имел благословение рукополагать священников. Кандидатуры настоятелей обителей И. согласовывал с местными властями, как, напр., кандидатуру игумена мон-ря Волявча Хаджи-Рувима (Нешковича). Все документы, касавшиеся местных церковных дел, И. издавал на серб. языке, к-рым со временем хорошо овладел. С 1785 г. носил титул «митрополит Ужицкий, Валевский и экзарх всего Илирика». И. имел резиденцию в г. Валево, несмотря на то что в городе не было церкви, по большим праздникам служил в сельских храмах или в монастыре Челие. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. г. Валево сильно пострадал, в т. ч. сгорела епископская резиденция, поэтому И. перенес кафедру в г. Шабац. Когда сев. часть епархии (Шабацкая нахия и часть Валевской) была занята австр. войсками, И. оставался на ее территории под тур. контролем, хотя в мирное время он разрешал духовенству общаться с австр. агентами. С 1791 г. основное внимание уделял обновлению пострадавших во время войны храмов. В 1792 г. направил митр. Карловацкому Стефану (Стратимировичу) письмо с просьбой вернуть все предметы, к-рые из храмов и мон-рей его епархии были перенесены в мон-рь Беочин.

http://pravenc.ru/text/468891.html

Н. весьма многочисленны: по объему известных произведений он самый плодовитый серб. писатель ХХ в.: только его проповедей (бесед) насчитывается более 7 тыс. Лит. наследие святителя отличается крайним многообразием как по содержанию и жанру, так и по переплетению самых различных тем. Это исторические и богословские исследования, толкования, жизнеописания, молитвы, статьи с комментариями по актуальным вопросам, проповеди, воспоминания, переводы, стихи, обширная переписка (кроме сербского также на рус., англ. и нем. языках) и проч. Особенность трудов святого заключается в том, что он рассматривает догматические и нравственные положения как нераздельные и дополняющие друг друга. Все его лит. наследие имеет проповедническую и молитвенную направленность. Духовная глубина содержания, поэтичность и мелодичность языка способствовали широкому распространению его произведений. Первое издание Собрания сочинений Н. (Сабрана дела. Химелстир, 1976-1986. 13 в Германии осуществил еп. Западно-Европейский (впосл. Шабацко-Валевский) Лаврентий (Трифунович). Большинство его произведений переведено на рус., румын., франц., англ., венг. и испан. языки. Круг вопросов, рассматривавшихся святителем, весьма широк. Помимо богословских тем он задумывался над движущими силами мировой истории, рассуждал о судьбах Европы, России и Сербии, поднимал темы философии Нового времени, науки, культуры, образования. В центре всех его размышлений стоит Христос - «Единый Человеколюбец», как он назвал одно из своих главных произведений (Jeдuhu Живот Господа Исуса Христа. Münch., 1958), жизнеописание Иисуса Христа согласно известиям НЗ. Владыка размышлял не о том, кем является Бог Сам по Себе, а кем Он стал через Свое воплощение для каждого человека. Сотворение мира Н. представляет как творческий акт и чудо, но, помня слова Иисуса Христа: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк 8.17), считает, что тайной является не сам сотворенный мир, а пребывание Бога в этом мире. Поэтому истинное познание и раскрытие тайн мира возможны только с Богом, т.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Велимирович; 3.06.1912, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 28.03.1989, г. Шабац, там же), еп. Шабацко-Валевский Сербской Православной Церкви. После гибели в 1914 г., во время первой мировой войны, отца И., Душана, его воспитанием занимались мать Пеладия (позже приняла монашество) и дядя свт. Николай (Велимирович) . После школы в 1927 г. поступил в богословскую семинарию в Битоле (Македония), к-рую окончил в 1932 г. В 1936 г. окончил Белградский Богословский факультет и был назначен преподавателем семинарии в Битоле, в к-рой работал до 1941 г. В 1939 г. сдал профессорский экзамен. Во время второй мировой войны, в июле 1941 г., вместе с еп. Николаем находился под нем. арестом в мон-ре Любостиня, а с дек. 1942 г. вместе с патриархом Гавриилом V (Дожичем) и протосинкеллом Василием (Костичем ; впосл. епископ Жичский) - в мон-ре Войловица. В сент. 1944 г., когда Патриарх Гавриил и еп. Николай были переведены в концлагерь Дахау, И. был отпущен на свободу, вернулся в Белград и стал преподавать в Белградской семинарии св. Саввы. В 1951 г. стал ректором семинарии св. Саввы. В 1952 г. принял монашество в мон-ре Раковица, в том же году, 26 февр., рукоположен во диакона, а на Вербное воскресенье - во иерея и возведен в сан архимандрита. 13 июля 1960 г. избран епископом Шабацко-Валевским; 7 авг. в соборной церкви в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Регулярно посещал приходы епархии, освятил много новых и обновленных церквей. Приостановил в епархии строительные работы на 1985 и 1986 гг., а выделенные на них средства и 2-летние доходы с продажи в храмах епархии свечей и издательской продукции направил на продолжение строительства храма-памятника во имя свт. Саввы, архиеп. Сербского, на Врачаре в Белграде. В 1978 г. был администратором вдовствующей Зворникско-Тузланской епархии. И. был инициатором подготовки канонизации свт. Николая (Велимировича). В 80-х гг. ХХ в. собрал и упорядочил записи, сделанные святителем во время заключения в концлагере Дахау, после чего они были изданы под названием «Слова к сербскому народу сквозь тюремное окно» ( Hukoлaj еп. Говори српском народу кроз тамнички прозор. Химелстир, 1985) и далее неоднократно переиздавались под разными названиями. Возобновил издание епархиального ж. «Глас Церкви» (Глас Цркве: Часопис за културу и црквени живот. Шабац, 1985-. Бр. 1-), в к-ром впервые были опубликованы мн. сочинения свт. Николая. Вместе с еп. Банатским Амфилохием (Радовичем ; впосл. митрополит Черногорско-Приморский) организовал 18 марта 1987 г. в Шабацко-Валевской епархии торжества в память 31-й годовщины со дня смерти свт. Николая, к-рые стали его неофиц. канонизацией.

http://pravenc.ru/text/469462.html

Собор принял решение разделить Шабацко-Валевскую епархию на две самостоятельных: Шабацкую и Валевскую. Епископом Шабацким назначен бывший епископ Шабацко- Валевский Игнатий, епископом Валевским - бывший епископ Австралийско- Новозеландский Новограчаницкой митрополии Милутин, епископом Австралийско- Новозеландским избран иеромонах Ириней (Добриевич). Епископом ранее свобожденной Западноамериканской епархии избран епископ Хумский Максим. Настоятель Подворья Сербской Церкви в Москве архимандрит Антоний (Пантелич) избран викарием Патриарха Сербского с титулом епископа Моравичского и назначением далее нести послушание настоятеля московского подворья. Как сообщает " Православие.Ру " , архимандрит Антоний (Пантелич) родился 23 июля 1970 года в городе Валево. В 1990 окончил с отличием духовную семинарию " Трех Святителей " при монастыре Крка. В 1988 во время учебы в Духовной семинарии принял монашеский постриг от епископа Жичского Стефана. В 1989 году в монастыре Жича был рукоположен в дьяконский сан, в 1991 году в сан иеромонаха. В 1995 году закончил с отличием Московскую Духовную академию. В 1996 году по решению преподавательского совета Московской Духовной академии получил звание кандидата богословских наук за диссертацию на тему " Современное положение Сербской Церкви - история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг. " . В 1996 году в Сербии удостоен сана сингела. Решением Архиерейского Синода СПЦ был назначен преподавателем духовной семинарии Святого Петра Дабробосанского в городе Сербинье и стал доцентом музыкальной академии Сараевского университета, преподавателем и заведующим кафедрами литургики и церковно-национальной истории. Читал лекции в духовной академии св. Василия Острожского в Сербине. С 1996 по 2000 год пребывал в должности наместника и эконома монастыря Студеница. В 2001 году возведен в сан протосингела и по решению Архиерейского Собора и Синода СПЦ избран настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве и удостоен сана архимандрита. В 2002 году архимандрит Антоний назначен представителем СПЦ при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем патриаршего подворья храма свв. Петра и Павла у Яузских ворот.

http://pravoslavie.ru/17561.html

Есть ли у православных «папа» и как выбрать между браком и монастырем «Миссионерские письма» святителя Николая Сербского 12 ноября, 2018 «Миссионерские письма» святителя Николая Сербского Один из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Церкви святитель Николай (Велимирович) оставил после себя около 300 писем с ответами на вопросы верующих. Великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности. Он сам – носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских Соборов. Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа. (Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий) Письмо 2 Человеку, который верит в Бога, но не молится Ему Святитель Николай Сербский Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться. Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось. Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу. Ты говоришь, что, прочитав слова Спасителя: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего  прошения у Него», ты сделал вывод, что молитва не нужна. Конечно, знает Господь, что нам нужно, но Он хочет, чтобы мы молились Ему. Поэтому и заповедал Спаситель: «Непрестанно молитесь» – и научил нас молиться. Это легче объяснить родителям, чем тебе, холостяку. Ведь и родители знают, что нужно детям, но ждут, пока ребенок попросит их. Знают родители, что прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смиренным, кротким, послушным, милостивым и благодарным. Видишь, сколько небесных искр высекает молитва из человеческого сердца!

http://pravmir.ru/est-li-u-pravoslavnyih...

  001     002    003    004    005