Н. весьма многочисленны: по объему известных произведений он самый плодовитый серб. писатель ХХ в.: только его проповедей (бесед) насчитывается более 7 тыс. Лит. наследие святителя отличается крайним многообразием как по содержанию и жанру, так и по переплетению самых различных тем. Это исторические и богословские исследования, толкования, жизнеописания, молитвы, статьи с комментариями по актуальным вопросам, проповеди, воспоминания, переводы, стихи, обширная переписка (кроме сербского также на рус., англ. и нем. языках) и проч. Особенность трудов святого заключается в том, что он рассматривает догматические и нравственные положения как нераздельные и дополняющие друг друга. Все его лит. наследие имеет проповедническую и молитвенную направленность. Духовная глубина содержания, поэтичность и мелодичность языка способствовали широкому распространению его произведений. Первое издание Собрания сочинений Н. (Сабрана дела. Химелстир, 1976-1986. 13 в Германии осуществил еп. Западно-Европейский (впосл. Шабацко-Валевский) Лаврентий (Трифунович). Большинство его произведений переведено на рус., румын., франц., англ., венг. и испан. языки. Круг вопросов, рассматривавшихся святителем, весьма широк. Помимо богословских тем он задумывался над движущими силами мировой истории, рассуждал о судьбах Европы, России и Сербии, поднимал темы философии Нового времени, науки, культуры, образования. В центре всех его размышлений стоит Христос - «Единый Человеколюбец», как он назвал одно из своих главных произведений (Jeдuhu Живот Господа Исуса Христа. Münch., 1958), жизнеописание Иисуса Христа согласно известиям НЗ. Владыка размышлял не о том, кем является Бог Сам по Себе, а кем Он стал через Свое воплощение для каждого человека. Сотворение мира Н. представляет как творческий акт и чудо, но, помня слова Иисуса Христа: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк 8.17), считает, что тайной является не сам сотворенный мир, а пребывание Бога в этом мире. Поэтому истинное познание и раскрытие тайн мира возможны только с Богом, т.

http://pravenc.ru/text/Николая ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Велимирович; 3.06.1912, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 28.03.1989, г. Шабац, там же), еп. Шабацко-Валевский Сербской Православной Церкви. После гибели в 1914 г., во время первой мировой войны, отца И., Душана, его воспитанием занимались мать Пеладия (позже приняла монашество) и дядя свт. Николай (Велимирович) . После школы в 1927 г. поступил в богословскую семинарию в Битоле (Македония), к-рую окончил в 1932 г. В 1936 г. окончил Белградский Богословский факультет и был назначен преподавателем семинарии в Битоле, в к-рой работал до 1941 г. В 1939 г. сдал профессорский экзамен. Во время второй мировой войны, в июле 1941 г., вместе с еп. Николаем находился под нем. арестом в мон-ре Любостиня, а с дек. 1942 г. вместе с патриархом Гавриилом V (Дожичем) и протосинкеллом Василием (Костичем ; впосл. епископ Жичский) - в мон-ре Войловица. В сент. 1944 г., когда Патриарх Гавриил и еп. Николай были переведены в концлагерь Дахау, И. был отпущен на свободу, вернулся в Белград и стал преподавать в Белградской семинарии св. Саввы. В 1951 г. стал ректором семинарии св. Саввы. В 1952 г. принял монашество в мон-ре Раковица, в том же году, 26 февр., рукоположен во диакона, а на Вербное воскресенье - во иерея и возведен в сан архимандрита. 13 июля 1960 г. избран епископом Шабацко-Валевским; 7 авг. в соборной церкви в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Регулярно посещал приходы епархии, освятил много новых и обновленных церквей. Приостановил в епархии строительные работы на 1985 и 1986 гг., а выделенные на них средства и 2-летние доходы с продажи в храмах епархии свечей и издательской продукции направил на продолжение строительства храма-памятника во имя свт. Саввы, архиеп. Сербского, на Врачаре в Белграде. В 1978 г. был администратором вдовствующей Зворникско-Тузланской епархии. И. был инициатором подготовки канонизации свт. Николая (Велимировича). В 80-х гг. ХХ в. собрал и упорядочил записи, сделанные святителем во время заключения в концлагере Дахау, после чего они были изданы под названием «Слова к сербскому народу сквозь тюремное окно» ( Hukoлaj еп. Говори српском народу кроз тамнички прозор. Химелстир, 1985) и далее неоднократно переиздавались под разными названиями. Возобновил издание епархиального ж. «Глас Церкви» (Глас Цркве: Часопис за културу и црквени живот. Шабац, 1985-. Бр. 1-), в к-ром впервые были опубликованы мн. сочинения свт. Николая. Вместе с еп. Банатским Амфилохием (Радовичем ; впосл. митрополит Черногорско-Приморский) организовал 18 марта 1987 г. в Шабацко-Валевской епархии торжества в память 31-й годовщины со дня смерти свт. Николая, к-рые стали его неофиц. канонизацией.

http://pravenc.ru/text/469462.html

Собор принял решение разделить Шабацко-Валевскую епархию на две самостоятельных: Шабацкую и Валевскую. Епископом Шабацким назначен бывший епископ Шабацко- Валевский Игнатий, епископом Валевским - бывший епископ Австралийско- Новозеландский Новограчаницкой митрополии Милутин, епископом Австралийско- Новозеландским избран иеромонах Ириней (Добриевич). Епископом ранее свобожденной Западноамериканской епархии избран епископ Хумский Максим. Настоятель Подворья Сербской Церкви в Москве архимандрит Антоний (Пантелич) избран викарием Патриарха Сербского с титулом епископа Моравичского и назначением далее нести послушание настоятеля московского подворья. Как сообщает " Православие.Ру " , архимандрит Антоний (Пантелич) родился 23 июля 1970 года в городе Валево. В 1990 окончил с отличием духовную семинарию " Трех Святителей " при монастыре Крка. В 1988 во время учебы в Духовной семинарии принял монашеский постриг от епископа Жичского Стефана. В 1989 году в монастыре Жича был рукоположен в дьяконский сан, в 1991 году в сан иеромонаха. В 1995 году закончил с отличием Московскую Духовную академию. В 1996 году по решению преподавательского совета Московской Духовной академии получил звание кандидата богословских наук за диссертацию на тему " Современное положение Сербской Церкви - история Сербской Церкви с 1945 по 1995 гг. " . В 1996 году в Сербии удостоен сана сингела. Решением Архиерейского Синода СПЦ был назначен преподавателем духовной семинарии Святого Петра Дабробосанского в городе Сербинье и стал доцентом музыкальной академии Сараевского университета, преподавателем и заведующим кафедрами литургики и церковно-национальной истории. Читал лекции в духовной академии св. Василия Острожского в Сербине. С 1996 по 2000 год пребывал в должности наместника и эконома монастыря Студеница. В 2001 году возведен в сан протосингела и по решению Архиерейского Собора и Синода СПЦ избран настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве и удостоен сана архимандрита. В 2002 году архимандрит Антоний назначен представителем СПЦ при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем патриаршего подворья храма свв. Петра и Павла у Яузских ворот.

http://pravoslavie.ru/17561.html

На архиерейской Литургии в день св. Саввы в 2004 году на богословском факультете в Белграде патриарх спрашивал верующих, одного за другим, когда они подходили к Св. Чаше: «А вы когда в последний раз исповедовались ?» И так как некоторые не смогли вспомнить, когда они делали это в последний раз, он указал им, немного повышенным тоном, чтобы больше они, не приготовившись, не приходили: «Моетесь и умываетесь, чтобы быть внешне чистыми, а не берете в расчет того, что вас грехи грязнят духовно. Это очищение настолько же важно, как и мытье». Святая жизнь патриарха Павла звучит звонким евангельским голосом и отзывается громким миссионерским эхом. Вера его как камень, о который разбивается все, что не богоугодно. Но камень живой, из которого и строится дом духовный (1 Пет. 2:5). Он делает всё, чтобы облегчить людские муки и страдания. Где только может, спешит на помощь. Так, однажды в военные годы, увидев из окна своей комнаты в Патриаршей резиденции, как на улице мокнет под дождем группа беженцев, он спустился вниз, открыл большие дубовые ворота и пригласил всех войти внутрь. На замечания своих ближайших сотрудников, что так мог войти и кто-нибудь неблагонамеренный, он простодушно ответил: «А как я сам могу спать наверху, в тепле, когда здесь дети мокнут на улице?» «Хотя он живет больше для неба, чем для хлеба, наш патриарх – человек очень практичный…» – записал епископ Шабацко-Валевский Лаврентий. Своя мастерская существует в его распоряжении и после того, как он становится патриархом. Он сам чинит дверные замки, устраняет мелкие неисправности в электрооборудовании Патриархии и другие неполадки… По окончании рабочего дня, когда сотрудники расходятся по домам, идет и выключает свет, если его где-то оставили невыключенным, доворачивает краны, закрывает окна… Он хлопочет везде, где есть необходимость, включая и вполне земные вещи, хотя и подчеркивает при этом, что наше подлинное отечество, на небесах, почему и нужно следить за тем, чтобы, «когда однажды отойдем к праотцам, ни мы бы их не постыдились, ни они нас».

http://pravmir.ru/vremya-patriarxa-pavla...

Человек, который разгоняет тучи в нашей душе Памяти святителя Николая Сербского (1881–1956) Ольга Рожнёва «Всё окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути. Потому владыка Николай, будучи тонким, подобно святому Савве Сербскому, знатоком человеческой души и евангельской истины, старался собрать в своих книгах и предложить нам для нашего спасения эти ориентиры на пути к Богу». «Всё, что написано владыкой Николаем, написано по вдохновению Духа Святаго, каждая мысль представляет собой духовное сокровище». Владыка Лаврентий, епископ Шабацко-Валевский Святитель Николай Сербский Восемнадцатого марта мы чтим память святителя Николая Сербского (Велимировича) . Святитель Николай Сербский — подвижник и духовный воин, аскет, блестящий проповедник и всенародно любимый пастырь, богослов и философ, почётный доктор нескольких мировых университетов. Он был также духовным профессором, стяжавшим дар духовного рассуждения. Однажды святителя Николая спросили, как отличить плотских людей от духовных. Святитель ответил: «Плотские люди легко приспосабливаются к этому миру. Духовные всегда чувствуют себя в нём пришельцами и чужаками. Плотские ищут и говорят, что находят источник своего происхождения в навозной куче во дворе собственного дома. Потому, сравнивая себя с нею, испытывают гордость за свой человеческий образ. Духовные ищут и находят свои истоки высоко, над пламенем звёздным, в непостижимом разуму и в неизреченной чистоте, и потому смиряются и скорбят, видя, как далеко они уклонились от образа Божия». Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Всё остальное прах Владыка говорил: «Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Всё остальное прах». Он замечал также: «Из праха сердце твоё, из праха и бумага, на которой написано Евангелие. Но Дух Святой Животворящий писал по этому праху. Потому одно письмо адресовано другому, первое раскрывает второе, второе объясняет первое».

http://pravoslavie.ru/77987.html

Когда же глаза наши закроются навсегда и из мира земного мы перенесемся в мир небесный, многие тайны откроются нам, но тогда уже будет поздно. Потому владыка Николай, будучи тонким, подобно святому Савве Сербскому, знатоком человеческой души и евангельской истины, постарался собрать в одной книге и предложить нам для нашего спасения эти ориентиры на пути к Богу. Все, что написано владыкой Николаем, написано по вдохновению Духа Святаго, каждая мысль представляет собой духовное сокровище. Мысли эти должно запоминать, «слагать в сердце своем» и следовать им каждый день — только так они смогут послужить нашему спасению. Лаврентий, епископ Шабацко–Валевский. 15.05.98 Жизнеописание святителя Николая Сербского Владыка Николай (Велимирович) — это имя значится на литературных творениях святого Николая Сербского, епископа Охридского и Жичского, богослова, философа, организатора народного так называемого «богомольческого» движения, почетного доктора нескольких мировых университетов, близкого нам, русским, уже тем, что он положил начало прославлению царя–мученика Hukoлaя II и его семьи. Доселе неизвестный русскому читателю, Владыка Николай — самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Стоит вспомнить, что русская литература с самых первых шагов своих связана с литературой сербской: оттуда черпала она свои первые литературные приемы, каноны, метафоры. Оттуда, из пределов, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: «сербскаго письма». В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. Позднее, в период павшего на Сербию турецкого ига, совершался обратный процесс: сербы ехали за книгами в Россию, просили прислать к ним наших учителей. На то, что это факты немалозначительные, указывает старательность и кропотливость, с которой всякое упоминание о них вымарывалось из нашей истории в недавнее, безбожное время. Действительно, ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никанор (Иличич), еп. Бачский. Фотография. Сер. XX в. (Иличич Неделько; 6.11.1906, г. Нови-Бечей - 6.11.1986, г. Сремска-Каменица), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил гимназию в г. Велики-Бечкерек, семинарию в г. Сремски-Карловци и в 1930 г. Богословский фак-т СПЦ в Белграде, был учеником еп. Бачского Георгия (Летича) . В 1931 г. на Георгиев день принял монашество с именем Никанор в мон-ре Крушедол , постриг совершил архим. Савва (Трлаич ; впосл. епископ Горно-Карловацкий), а в день арх. Михаила был рукоположен во диакона. Н. был насельником мон-ря вмч. Георгия Победоносца в Темишварской епархии и помощником преподавателя в гимназии в Велики-Бечкереке, служил диаконом на приходе и активно участвовал в т. н. богомольческом движении. В 1939 г. возведен в сан протодиакона. 20 мая 1947 г. избран епископом Горно-Карловацким. 24 мая был рукоположен во иерея митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) . Хиротонию во епископа 3 июня 1947 г. в соборной церкви в Белграде совершил патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) с епископами Злетовско-Струмицким Викентием (Продановым ; впосл. патриарх Сербский) и Шумадийским Валерианом (Стефановичем). Одновременно был назначен администратором Далматинской епархии (до 1951), но когда он прибыл в Далмацию, то в г. Кистане был избит и не допущен в здание епархиального управления. Гос. власти мешали Н. вести восстановление сильно пострадавшей в годы второй мировой войны Горно-Карловацкой епархии . В июле 1951 г. Н. переведен в Сремскую епархию (возведение на кафедру состоялось 9 сент.), где занялся восстановлением разоренных во время войны приходов и мон-рей. В июне 1955 г. избран епископом Бачским. За годы своего служения был также администратором Шабацко-Валевской, Сремской (дважды) и Будимской епархий. Принимал участие в III Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб. 1964). Написал учебник по литургике для 4-го класса средних школ и Катехизис (Православни катихизис. Нови Сад, 1972). Его статьи по истории СПЦ публиковались в ж. «Духовная стража» и «Гласнике Сербской Православной Церкви». Похоронен в крипте кафедрального собора в г. Нови-Сад. Соч.: Mumponoлum-nampujapx Српски Герман и С. Цртица из народно-црквене aymohoмuje у Kapлobaцkoj мumponoлuju. Нови Сад, 19762. Лит.: ГлСПЦ. 1947. Бр. 7/8. С. 233-235; 1951. Бр. 10. С. 139; Бр. 11. С. 159-160; Бр. 12. С. 193-194; 1952. Бр. 1. С. 12-13; 1953. Бр. 6. С. 121-123; 1954. Бр. 11/12. С. 243-244; 1963. Бр. 12. С. 483-484; Д. Ucmopuja Сремске enapxuje. Сремски Карловци, 1970. С. 71-72; Ucmopuja. 1991. 3; Српски jepapcu. 1996. С. 358-359. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/2565310.html

Встал вопрос о перенесении мощей святителя в Сербию. Из-за противодействия властей решение этой проблемы затянулось на несколько лет. Лишь в 1990 году Архиерейский Собор под председательством патриарха Павла принимает постановление, которое гласит: «Просить Их Преосвященства епископа Жичского Стефана, епископа Шабацко-Валевского Лаврентия, епископа Восточно-Американского Хризостома и епископа Топлицкого Митрофана, наместника Его Преосвященства епископа Средне-Западно-Американского, осуществить организацию перенесения мощей блаженноупокоенного епископа Жичского Николая из Свято-Саввского монастыря Либертвилля в его храм-задушбину в родном селе его Лелич». с. 77–78] Подготовка к перенесению мощей заняла около года. Мощи святителя были извлечены из гроба, в котором находились целых тридцать пять лет при Свято-Саввском монастыре в Либертвилле. Сербы из Америки и Канады величественным богослужением в Либертвилле достойно, хотя и с заметной печалью из-за расставания, проводили святого Николая. Около саркофага, покрытого трехцветным сербским флагом, собралось множество сербов. Церковный публицист Антоние Джурич произнес прощальную речь: «Под этим роскошным небом, в сем святом храме, пред образом твоим святым, владыко, днесь кланяюсь благоговейно и молитвенно, как и заутра, благодаря милость Божию, надеюсь поклониться в Отечестве, в гордом Леличе, долго, смиренно и терпеливо тебя ожидающем. Вижу: приготовили тебя в дорогу, путник и путеводитель рода своего. Знаю: проводят тебя мирно и благочестиво твои честные, прямые и благородные сербы, туда, где оставалось сердце твое, ибо здесь, в Либертивилле, в Америке, вдали от родины было лишь твое бренное тело, а душа твоя взращена и воспитана в колыбели Православия, рождением и заветом предана Господу Богу. Знаю, владыко, что ты терновым венцом был увенчан. И знаю, сколь на тебя клеветали, сколько тебя осуждали. Судили тебя враги рода твоего, но, помилуй Боже, судили тебя и твои сербы. Судили тебя, поборника свободы, вернейшего хранителя Свято-Саввского завета и непоколебимого защитника Сербства. Осуждали тебя, владыко, а ведь ты наряду со святителем Саввой – соль и хлеб глубинной сербской духовности и чистейшей сербской этики, столп родолюбия и честной миротворец зачастую пребывающих в раздорах братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

468-471 ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. 471-472 ДОБРОДЕТЕЛЬ фундаментальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека 472-486 486-487 487-488 488-489 ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги 489-490 490-491 491-512 ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви 512-513 ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Кишинёвской епархии РПЦ) 513-514 514-516 ДОБРЯНСКИЙ-САЧУРОВ Адольф Иванович (1817 - 1901), политик, публицист, деятель русинского движения в Закарпатье 516-517 517-518 ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме 518-519 ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) 519-527 ДОВОЛЯ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Милешевской епархии Сербской Православной Церкви 527-532 532-534 534-542 ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов 542-548 ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) 548-549 549-551 551-553 553-554 554-555 ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога 555-573 573-575 ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Их ценность и красота заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности. Его стиль — поэзия, язык чист, как горный родник. Он сам — носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских Соборов. Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа. “Миссионерские письма” спасли множество сербских душ от блужданий по пустым нивам, где царит духовный голод, от отпадения от святоотеческого Православия, от уныния и отчаяния в тяжелейших условиях рабства и частых войн. Под влиянием этой книги была создана “Народная православная христианская община”, которую возглавил сам владыка Николай, насчитывавшая более двухсот тысяч зарегистрированных членов и внесшая неоценимый вклад в сохранение веры и нравственности в Сербии. С сердечным теплом мы передаем эту книгу в руки русского читателя, передаем ее братскому русскому народу с надеждой, что она еще больше сблизит нас в нашем святом и прекрасном Православии. Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий Письмо 1 рабочему, спрашивающему о духовной жизни Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Все остальное — прах. Прах и тело наше — земля, взятая в долг у земли. Земля, вода, огонь и воздух — из них, этих четырех стихий, создано тело человека. Создано так искусно, так чудесно, что не выразить. И все же само по себе тело не есть жизнь, повозка не путник, клетка не птица. Что же такое жизнь? Священное Писание Божие ясно отвечает на этот вопрос на первой своей странице:  И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою   . Хорошо ли ты понимаешь значение слов “опосредованно” и “непосредственно”? Опосредованно, то есть посредством земли, сотворил Господь плоть, а непосредственно — из Себя вдунул в лице его дух жизни. Так человек стал душею живою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001   002     003    004    005    006