Месяц, месяц, где ты был? В лесу. Что ты делал? Лыки драл. Куда клал? Под колоду. Кто взял? Родион. Поди вон! Гори, дрова, жарко, приедет Захарка, на писаных санках, сам на кобыле, жена на корове, детки на телятках, на рябых, на пегих собачках. Кулю, кулю, баба, не выколи глаза, поди в кут, там девки ткут, тебе денежку дадут, либо мочки клок, либо гребнем в лоб. Первечики, другечики, лебеди по насту, кустик свистик, свинка, полянка, шишел, вышел, он, Родион, ступай вон! Кузька да Васька ездили на Вятку, купили две шапки о четырех углах – туда угол, сюда угол, по середке кисть, по затылку хлысть (дерут за волосы в карточной игре) . Чичер, ячер, сходитсся на дер: кто не дерет, того (пуще) за власы драть, за косицы, за власицы, за единый волосок; не учись грешить, учись Богу молиться, Христу поклониться (дерут волосы за проступок) . Ярка не ярка, баран не баран, старая овечка не ягнится, тут крест, тут крест, а тут чтобы черт не влез (в игре, приговаривая, бьют мячом в голову) . Пера, эра, чуха, рюха, пята, сота, ива, дуба, мака, крест (шуточный счет до десяти) . Пред. глава Оглавление След. глава Рекомендуем TG-kahaлы VB-kahaлы Комментировать Отменить ответ ещё Самое популярное Облако меток Афон Богородица Вера Воспоминания Врач Детям Дневники Женщина Жизнеописания Житие Зарубежная классика История Критика Молитва Монашество Новомученики О войне Очерки Паломничество Пасха Письма Повесть Пост Притчи Псевдоправославие Пьесы Рассказы Рождество Христово Роман Русская классика СССР Сказки Стихи Стихи о Рождестве Христовом Стихи о Пасхе Фантастика Философия Чудеса Школьнику Эсхатология Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку Пожертвовать поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

В поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Едва ли сотый понимал...». - Прим сост. Чуха - пер­сонаж романа В.В. Крестовского «Петербургские тайны». - Прим. сост. Иллюстрация: М.В.Нестеров. Портрет Л.Н.Толстого. 1907 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. " ...продолжало ли отражаться влияние Православия на последних произведениях графа Л.Н. Толстого после его отречения от Православия? " Чего ради реанимировать то, что не может быть реанимировано? В частности: личное покаяние человека перед исходом в мир иной. Оно было ли у Толстого? Или кому-то очень хочется изменить личную волю и отношение графа Толстого к Православной Церкви? Следует ли здесь привлекать какие-либо мнения, даже и очень известных людей? В данной ссылке о многом говорится: Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/19/...

Статья ранее не публиковалась. Сохранялась авторская рукопись на 6 пожелтевших листках разного формата, без нумерации. В архиве есть также 2 рукописных листка, неодинаковых по формату и качеству бумаги. На одном из них выписан следующий текст: «По словам В. И.  Шерцля, ”весьма типичным примером обилия выражений для одного и того же понятия служат слова, обозначающие вздор. Ни в одном европейском языке нет даже половины тех слов, которые в русском обозначают это понятие; ср. вздор, бессмыслица, небылица, дичь, чепуха, чуха, чушь, ахинея, гирунда, бред, гиль, ералаш, бестолочь, бестолковщина, нелепица, нескладица, ерунда, галиматья, бредня, фанаберия, хинь; к этому следует прибавить диалектические слова: нисенитница, пермск. нетунáвина, олон. пучуха, пск. тверск. тарорусы, турусы, тамб. пенз. алалá, алалýя, барабошь, тверск. коледа, ряз. тамб. мемеля, арх. харутья, оренб. шурдабурда, волог. белиберда, влад. яросл. калыбалы, балы, балясы“ (Шерцль  В. О конкретности в языках//Филол. зап., 1884, вып. 4–5, с. 25–26)». На другом листке: «Проф. Р. Ф. Брандт заметил: ”Нужно ли заимствовать латинский абсурд, когда имеется уже целая куча однозначущих слов: нелепость, нелепица, бессмыслица, чепуха, чушь, гиль, ерунда, бестолочь, сумбур, ахинея, околесная, белиберда, ермолафия? (некоторые из этих слов тоже не коренные русские, но уже обрусевшие)“ (Брандт Р.  Ф. Несколько замечаний об употреблении иностранных слов//Изв. ист.-фил. ин-та кн. Безбородко в Нежине. Т. 8, 1883–1884, с. 6)». Среди архивных материалов есть также карточка с выпиской В.  В. Виноградова из отчета Д.  К.  Зеленина о диалектологической поездке в Вятскую губернию (сб. ОРЯС, т. 76, СПб., 1904, с. 99); «Недунаина (Зелен.; Сарап. у.). Одно слово с нетунáвина (Опыт: перм. «вздор»); можно думать о применении к Дунай. – За финское происхождение слова высказался Шёгрен (Материалы для объяснительного и сравнительного словаря, т. 1, с. 164)». – Е.Х. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Поразительна благотворная роскошь природы, соединившая в одном тесном уголке земли такое разнообразное обилие всякого рода исцелений, которыми остается только пользоваться с благодарностью. Но все ли болящие, исцеляющиеся на сих чудных источниках, имеют в памяти и сердце такое чувство, хотя оно невольно возбуждается при одном виде небесного дара, которым столь безотчетно пользуются? Если утомителен восход на гору, по уступам коей расположены лучшие ванны, то с ее вершины вполне вознаграждает очаровательный вид Кавказа и окрестной пустыни. Там устроено теперь общественное гуляние, с беседкой для отдыха, при воздушных звуках эоловой арфы. Место это служило вдохновением для лучших наших поэтов, и, конечно, здесь исторглись из сердца Пушкина многие стихи его «Кавказского пленника», и здесь пришло на мысль Лермонтову прислушаться к таинственной беседе Шат-горы или Эльборуса с Казбеком. Могила его была недалеко. Как только мы приблизились к аулу, толпа всадников выехала к нам навстречу: тут были и старики, и дети, все вооруженные, отличаясь красотой оружия, а не одежды; между Черкесов изорванная чуха, поверх нарядного ахалука, но с дорогой шашкой и кинжалом, составляет даже некоторое щегольство, чтобы не сказать хвастовство. В нестройной толпе находилось несколько офицеров, заслуживших эполеты в войне против горцев; они приветливо окружили своего начальника и подвели нам лошадей, стараясь отклонить нескромных и любопытных, ибо в числе их были и закостенелые разбойники с изувеченными лицами, и отчаянные абреки; это люди, посвятившие себя кровавой мести, не раз бегавшие за Кубань к Абазехам. Все они собрались в родные аулы, для празднования рамазана, и благоразумие требовало, чтобы на них не обращали внимания, потому что, в свою очередь, они и нам бывали иногда полезными лазутчиками против Закубанцев. Начальник их, зная хорошо нравы черкесские, заблаговременно взял за руку одного из старшин аула и сказал, что хочет быть его гостем, дабы оградить себя от прочей толпы; иначе, при въезде в селение, каждый стал бы звать его к себе, и без ссоры трудно было бы отвязаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мы вышли только около солнечного заката, умирая от сильного холода и стужи. Не успели мы отобедать, как уже ударили в вечерне; мы встали, чтобы идти к службе. Знай, что, начиная за неделю до праздника Рождества, вплоть до Богоявления бывает в Москве большая ярмарка, то есть продажа и купля всяких предметов. Это есть время дешевизны продуктов у них, ибо они направляются туда из отдаленнейших областей. На второй день праздника наш владыка патриарх служил в верхней церкви, после того как натопили ее каптуры с вечера, и рукоположил иерея и диакона; в ней же служил на третий день и рукоположил иерея. Когда сделалось известно в стране московской, что патриарх антиохийский рукополагает священников, то поспешили к нему толпами из всех самых далеких, глухих мест и подносили ему подарки: рыбу, масло, мед и проч., вместе с челофита (челобитной), то есть прошением, где умоляли его смилостивиться над ними. Мы немало дивились на новопоставленных священников: только что надев священническое платье, которое составляет верхняя чуха 369 с широким отложным воротником, они выбривают себе на макушке большой кружок по циркулю, приглаживают волосы надо лбом и откидывают их за уши, как делают женщины, так как бреют только макушку; таким образом, они, казалось, были священниками уже много лет, ибо отличаются статностью. Знай, что есть такой обычай в этой стране: когда кто из них имеет просьбу к царю, правителю, патриарху, архиерею, священнику или к кому другому, и после усердной мольбы и многих поклонов просьба не принята, то он ударяет головой о землю и не поднимает ее, пока просьба его не будет исполнена. Русские переводчики называли это челобитьем. Глава XII. Коломна. – Положение духовенства. Праздник Крещения и крестный ход на воду. Рассказ о крестном ходе в Москве. Знай, что священник в этой стране пользуется большим почетом: правители боятся его и стоят пред ним, в то время как он сидит. Каждый священник и диакон получает постоянное содержание, полевые продукты и наделы свыше своих нужд, ибо они имеют рабов-крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ныне же пожертвовали и поставили сию икону в храме твоем, и еще даровали в Хони один дым, ради долгоденствия нашего, и супруги нашей царицы Нестан-Дареджани, и сына нашего первородного Александра и Манучара, дабы они возросли, и ради отпущения грехов моих; совершен же и украшен в год хроникона 324 (1636)». Икону сию, с большим торжеством, вынесли на обширный луг, осененный вековыми липами, посреди селения, для того чтобы весь народ мог участвовать в молитве; самая местность благоприятствовала в Хони такого рода собраниям. Величественно было это молебствие под открытым небом, в тени столетнего дерева, при веянии церковных хоругвей. Около духовенства составился тесный круг конных и пеших, из почетных князей Имеретии, в полном вооружении; толпа народа покрывала всю обширную площадь, в глубоком безмолвии, и только после молебна послышались радостные выстрелы. Когда окончилось богослужение, начались игры, не изминающиеся с незапамятных времен и как бы освященные церковью. Клирики вынесли из храма огромный мяч и бросали его в толпу; народ разделился на две стороны: каждая хотела отвлечь к себе мяч. Та, которая гнала его обратно к церкви, принадлежала дому старших князей Имеретии, Сехнии; на противоположной стороне были все прочие имеретинские князья. Девяностолетний старец Сехния, представитель своего рода, сидел под деревом, окруженный домашними, и возбуждал народ взглядом и речью, ибо успеху или неудаче суеверие народное приписывало благоденствие и несчастье целого года. Свалка сделалась ужасная: конные и пешие бросались на мяч и палками старались отогнать его в свою сторону; многие падали под лошадей, дикими воплями оглашалась вся площадь. Два раза партия имеретинская отбивала мяч и оба раза одолевал Сехния. Наконец клирики, воспользовавшись близостью мяча к церкви, выхватили его из рук народа и поспешно унесли во внутренность храма, чтобы успокоить волнение. Немного спустя начались конские скачки. Надобно видеть нарядную одежду Имеретина, чтобы понять всю прелесть сего ристания: верхняя темная чуха его, с серебряными галунами и патронами, стянутая поясом с золотыми насечками, обнаруживает в одно время и шпроту богатырских плеч, и стройность гибкого стана, созданного для телесных упражнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Хруль, Хрулев : кн. Иван Иванович Хруль Палецкий, казнен в 1497 г.; Андрей Федорович Хруль Беззубцев [см. Беззубец], начало XVI в.; Андрей Юрьевич Хруль Наумов, середина XVI в. Хруль – 1) бабка, казан, 2) коротыш, малыш (Даль) Хрусловский Иван Семенович, 1587 г., Тула. Фамилия от селения Хруслово в Тульском уезде Хруст Иван, поп, 1582 г., Новгород Хрущ, Хрущов : Денис Никитич Хрущ, помещик из бывших холопов, конец XV в., Новгород; Адаш [см. Адаш], Иван и Михаил Степановичи Хрущовы, 1550 г., Тула Хрущ – майский жук, вредитель посевов и лесов Хрястов Иван Григорьевич, 1579 г., Рязань Хряст – хруст, шорох; хряснуть – треснуть, ударить Худобины , крестьяне, 1624 г., Курмыш, Нижний Новгород Худоежин Савва, 1640 г., Белоозеро Худопер Иван, крестьянин, 1609 г., Нижний Новгород Худыка Кузьма Данилович Внуков [см. Внук], митрополичий слуга, 1507 г. Худяк Мерлин [см. Мерль], помещик, середина XVI в., Тверь; Евпл Игнатьевич Салтыков [см. Салтык], начало XVI в.; Худяк Евсилий, середина XVI в.; Федор Данилович Худяк Загряжский [см. Загряжские], 1602 г. [см. Бурец, Тютлин] Худяк, худак – бедный человек; посадские люди делились на лучших, середних и худых Хухор Иван, крестьянин, 1627 г., Курмыш; Иван Хухорев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Ц Царегородцев Илья Антонович, дьяк, 1541–1565 гг., Москва Царко , игумен Константиновского монастыря во Владимире, конец XVI в. Царь Емельян, крестьянин, 1495 г., Новгород Цветной Богдан, торговый москвич Гостиной сотни, 1638 г. Цвиленев Петр Васильевич, 1557 г., Серпухов; Прокош (Прокофий) Семенович Плохой [см. Плохой], казнен в опричнине; Цвиленевы – иногда Цвилевы Цвилья, цвилень – плесень Ценин Иван Родионович, конец XVI в., Рязань Цепалов Иван Федоров, крестьянин, 1585 г., Заонежье Цибесов Окиница Якушев, холоп, 1518 г., Стародуб Ряполовский [см. Чуха] Ср. чибис, чибез – болотная птица пигалица (Даль) Цибрин ( Цыбрин ) Яков, крестьянин, 1596 г., Важская волость Ср. цибрик – блинок, оладья (Даль) Цигор см. Цыгор Цилясов Харитон, крестьянин, 1612 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вонюшин Ментя, крестьянин, 1593 г., Арзамас Вопилов Орел [см. Орел] Афанасьевич, 1596 г., Арзамас Вороба, Воробины : Кирилл Федорович Вороба Шевлягин [см. Шевляга], вторая половина XIV в.; от него – Воробины [см. Бова, Непорядня, Трус, Чмут] Вороба – 1) кружало у каменщиков, 2) снаряд для проверки установки мельничных жерновов Воробей, Воробьевы : Воробей – очень распространено в XV–XVII вв.; Иван Иванович Синица [см. Синица] Воробьев, 1551 г. Ворогов Василий, крестьянин, 1624 г., Тихвин Ворог – враг Ворожня Иван, крестьянин, 1612 г., Арзамас [Ср. Ворошня] Ворон, Вороновы – очень распространено в XV–XVII вв. [см. Муралей, Слот] Ворона, Воронины – очень распространено; кн. Василий Иванович Ворона Сугорский, середина XVI в.; Яков Воронин, землевладелец, конец XIV в., Московский и Переяславский уезды [см. Бобоша, Мордан, Нехороший, Огонь, Плясец, Рудель, Синица, Слабень, Хлам] Вороненок Воронец, Воронцовы : Федор Васильевич Воронец Вельяминов, боярин московских князей, середина XIV в.; от него – Воронцовы; Воронец Степанов, землевладелец, первая половина XV в., Радонеж; ср. существующее ныне селение Воронцово, его вотчина на запад от Троицкого монастыря; другой род Воронцовых в XVI в. в Дмитрове и Арзамасе [см. Армении, Верига, Ислам , Мосяжка, Ощера, Сухорь, Чуха] Воронец – потолочный брус в избе, на котором помещаются палати Воронко Федор Андреевич Салтыков [см. Салтык], первая половина XVI в. Вороной Михаил Григорьевич Волынский [см. Волынский], середина XVI в.; от него – Вороные-Волынские Воропай, Ворыпай, Воропаевы, Ворыпаевы : Якут Ворыпай, крестьянин, 1495 г., Новгород; Ворыпаевы, XV–XVI вв., Коломенский и Рязанский уезды [см. Нармацкий] Воропай – слепец, слепой (белорус.) Воропанов Чемодан [см. Чемодан] Григорьевич, 1529 г.; от него – Чемодановы [см. Бабаха, Барсан, Крячко] Воротников Ефим Софонов, посадский человек, 1620 г., Вязьма Ворохеев Семей Матвеевич, 1596 г., Галич Ворохобин Захарий Дмитриевич, 1596 г., Торопец Ворохобить – делать небрежно, плохо, как попало (Даль)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На набережной Фонтанки толпа издевается над Чухой. Под общий смех совершенно пьяная Чуха называет себя княжной Чечевинской. Это слышит проходящий мимо граф Николай Каллаш и, пораженный, увозит ее в свой роскошный дом. В разговоре с протрезвевшей Чухой открывается настоящее имя Каллаша: это ее родной брат, князь Николай Чечевинский. В сердце мошенника и картежника просыпается жалость и любовь к сестре. Он обещает, что она будет женой когда-то обесчестившего ее князя. Николай нанимает врача, который медленно отравляет Татьяну Львовну Шадурскую. С помощью ловкой авантюры, осуществленной баронессой фон Де-ринг, Николай вынуждает овдовевшего Шадурского жениться на сестре. Анна заставляет князя рассказать, кому он отдал ее дочь. Николай Чечевинский помогает сестре добиться ответа от генеральши фон Шпильце, на которую указывает Шадурский. Анна в ужасе узнает, что девушка Маша, которую она спасла от самоубийства, была ее дочерью. Она бросается на поиски дочери, но находит ее умирающей от чахотки, до которой довела Машу ужасная жизнь в публичном доме. На похоронах Маши присутствует и Иван Вересов. Вскоре он завещает Анне Чечевинской оставшиеся у него деньги и стреляется. Его хоронят на кладбище для самоубийц и животных, рядом с могилой любимой собачки его матери, княгини Шадурской. Случайно увидев фотографию компаньонки Николая, баронессы фон Деринг, Анна узнает в ней свою бывшую горничную Наташу. Николай шантажирует баронессу, чтобы вернуть сестрины деньги, но в ответ на шантаж «ассоциаторы» заманивают его кататься по подземным каналам Петербурга и там убивают. Баронесса с Бодлевским уезжают в Варшаву, чтобы там «ловить рыбу в мутной воде» польского восстания. Владимир Шадурский женится на богачке Шишнеевой, в их семье соблюдается тот же «декорум светских приличий», который соблюдался в семье старших Шадурских. Князь имеет на содержании «шесть пар отличнейших лошадей и пару таких же танцовщиц». Почтенная генеральша фон Шпильце закрывает свой промысел по устройству разнообразных дел и делается высоконравственной особой.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

   001   002