Хоть поп его не причащал, за то уж ангел посещал и приносил дары из церкви на день святые пасхи. Урания. Все это ложь, чуха и сказки. Сей монах язычник был, и, как дикарь, в болоте жил и в ад отправился, как лживый. Езавель. А сей мертвец мучитель зверский был, иль инквизитор по-латыни, он склепы, узы строил, заводил везде в монашеской святыни. И в них раскольников давил во имя благости Господней, за что и стал из всех святейшим. Урания. Исчадьем тьмы, из всех мерзейшим. И антихрист сей святой будет ввержен сатаной в склеп огненный и ад кромешный. Езавель. А сей мертвец обер-палач презлой, иль инквизиторский помощник. Святым он стал за тот поступок свой, что склепных мучить был охотник. Он пьяница прегорький, на мученья очень бойкий. Сивуху ж всю в нём освятили. Урания. И черти хором загласили: со клятыми упокой, в темном аде, под землей Обер-нашего дружочка. Езавель. А это кровь. Тут мучен, поражен отступник, еретик завзятой, небесной книгой был он заражен, и братским равенством объятый, каких-то трех зверей нашел, от православия ушел путем страдальческим или третьим, и сгиб с ученьем извращенным. Урания. Воскрес и взят к преображенным, ибо пил воды живой, знался с светом, а не с тьмой, и на коне с Христом приедет. Мы привели полностью эту примечательную в своём роде, весьма характерную «Эпитафию», чтобы показать, до какого фанатически-ненавистного глумления доходил уже родоначальник секты иеговистов над теми, кто не носил этой клички, – от царя и до солдата, от патриарха до «попа», от купца до цехового и мужика, – и что завещал он своим последователям. «Бросим, братцы, всё земное, всё ошуйное, пустое, станем тленность скидывать, а бессмертье надевать. Оторвемся от Урала, чтоб печаль сердца не жала, а пойдем теперь вперед, куда Агнец поведет: – хоть чрез Ирода Преторью, чрез Синод и Консисторью, седмиглавью в зубы впасть, в Инквизицию попасть, в когти панской пропаганды, в арестантские команды, в заточенье в монастырь, под Родэновский костыль (кнут). Ибо Бог дал повеленье, чтоб мы начали сраженье в самой адской стороне, средь столицы при Неве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ныне же пожертвовали и поставили сию икону в храме твоем, и еще даровали в Хони один дым, ради долгоденствия нашего, и супруги нашей царицы Нестан-Дареджани, и сына нашего первородного Александра и Манучара, дабы они возросли, и ради отпущения грехов моих; совершен же и украшен в год хроникона 324 (1636)». Икону сию, с большим торжеством, вынесли на обширный луг, осененный вековыми липами, посреди селения, для того чтобы весь народ мог участвовать в молитве; самая местность благоприятствовала в Хони такого рода собраниям. Величественно было это молебствие под открытым небом, в тени столетнего дерева, при веянии церковных хоругвей. Около духовенства составился тесный круг конных и пеших, из почетных князей Имеретии, в полном вооружении; толпа народа покрывала всю обширную площадь, в глубоком безмолвии, и только после молебна послышались радостные выстрелы. Когда окончилось богослужение, начались игры, не изминающиеся с незапамятных времен и как бы освященные церковью. Клирики вынесли из храма огромный мяч и бросали его в толпу; народ разделился на две стороны: каждая хотела отвлечь к себе мяч. Та, которая гнала его обратно к церкви, принадлежала дому старших князей Имеретии, Сехнии; на противоположной стороне были все прочие имеретинские князья. Девяностолетний старец Сехния, представитель своего рода, сидел под деревом, окруженный домашними, и возбуждал народ взглядом и речью, ибо успеху или неудаче суеверие народное приписывало благоденствие и несчастье целого года. Свалка сделалась ужасная: конные и пешие бросались на мяч и палками старались отогнать его в свою сторону; многие падали под лошадей, дикими воплями оглашалась вся площадь. Два раза партия имеретинская отбивала мяч и оба раза одолевал Сехния. Наконец клирики, воспользовавшись близостью мяча к церкви, выхватили его из рук народа и поспешно унесли во внутренность храма, чтобы успокоить волнение. Немного спустя начались конские скачки. Надобно видеть нарядную одежду Имеретина, чтобы понять всю прелесть сего ристания: верхняя темная чуха его, с серебряными галунами и патронами, стянутая поясом с золотыми насечками, обнаруживает в одно время и шпроту богатырских плеч, и стройность гибкого стана, созданного для телесных упражнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мы вышли только около солнечного заката, умирая от сильного холода и стужи. Не успели мы отобедать, как уже ударили в вечерне; мы встали, чтобы идти к службе. Знай, что, начиная за неделю до праздника Рождества, вплоть до Богоявления бывает в Москве большая ярмарка, то есть продажа и купля всяких предметов. Это есть время дешевизны продуктов у них, ибо они направляются туда из отдаленнейших областей. На второй день праздника наш владыка патриарх служил в верхней церкви, после того как натопили ее каптуры с вечера, и рукоположил иерея и диакона; в ней же служил на третий день и рукоположил иерея. Когда сделалось известно в стране московской, что патриарх антиохийский рукополагает священников, то поспешили к нему толпами из всех самых далеких, глухих мест и подносили ему подарки: рыбу, масло, мед и проч., вместе с челофита (челобитной), то есть прошением, где умоляли его смилостивиться над ними. Мы немало дивились на новопоставленных священников: только что надев священническое платье, которое составляет верхняя чуха 369 с широким отложным воротником, они выбривают себе на макушке большой кружок по циркулю, приглаживают волосы надо лбом и откидывают их за уши, как делают женщины, так как бреют только макушку; таким образом, они, казалось, были священниками уже много лет, ибо отличаются статностью. Знай, что есть такой обычай в этой стране: когда кто из них имеет просьбу к царю, правителю, патриарху, архиерею, священнику или к кому другому, и после усердной мольбы и многих поклонов просьба не принята, то он ударяет головой о землю и не поднимает ее, пока просьба его не будет исполнена. Русские переводчики называли это челобитьем. Глава XII. Коломна. – Положение духовенства. Праздник Крещения и крестный ход на воду. Рассказ о крестном ходе в Москве. Знай, что священник в этой стране пользуется большим почетом: правители боятся его и стоят пред ним, в то время как он сидит. Каждый священник и диакон получает постоянное содержание, полевые продукты и наделы свыше своих нужд, ибо они имеют рабов-крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На набережной Фонтанки толпа издевается над Чухой. Под общий смех совершенно пьяная Чуха называет себя княжной Чечевинской. Это слышит проходящий мимо граф Николай Каллаш и, пораженный, увозит ее в свой роскошный дом. В разговоре с протрезвевшей Чухой открывается настоящее имя Каллаша: это ее родной брат, князь Николай Чечевинский. В сердце мошенника и картежника просыпается жалость и любовь к сестре. Он обещает, что она будет женой когда-то обесчестившего ее князя. Николай нанимает врача, который медленно отравляет Татьяну Львовну Шадурскую. С помощью ловкой авантюры, осуществленной баронессой фон Де-ринг, Николай вынуждает овдовевшего Шадурского жениться на сестре. Анна заставляет князя рассказать, кому он отдал ее дочь. Николай Чечевинский помогает сестре добиться ответа от генеральши фон Шпильце, на которую указывает Шадурский. Анна в ужасе узнает, что девушка Маша, которую она спасла от самоубийства, была ее дочерью. Она бросается на поиски дочери, но находит ее умирающей от чахотки, до которой довела Машу ужасная жизнь в публичном доме. На похоронах Маши присутствует и Иван Вересов. Вскоре он завещает Анне Чечевинской оставшиеся у него деньги и стреляется. Его хоронят на кладбище для самоубийц и животных, рядом с могилой любимой собачки его матери, княгини Шадурской. Случайно увидев фотографию компаньонки Николая, баронессы фон Деринг, Анна узнает в ней свою бывшую горничную Наташу. Николай шантажирует баронессу, чтобы вернуть сестрины деньги, но в ответ на шантаж «ассоциаторы» заманивают его кататься по подземным каналам Петербурга и там убивают. Баронесса с Бодлевским уезжают в Варшаву, чтобы там «ловить рыбу в мутной воде» польского восстания. Владимир Шадурский женится на богачке Шишнеевой, в их семье соблюдается тот же «декорум светских приличий», который соблюдался в семье старших Шадурских. Князь имеет на содержании «шесть пар отличнейших лошадей и пару таких же танцовщиц». Почтенная генеральша фон Шпильце закрывает свой промысел по устройству разнообразных дел и делается высоконравственной особой.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Хруль, Хрулев : кн. Иван Иванович Хруль Палецкий, казнен в 1497 г.; Андрей Федорович Хруль Беззубцев [см. Беззубец], начало XVI в.; Андрей Юрьевич Хруль Наумов, середина XVI в. Хруль – 1) бабка, казан, 2) коротыш, малыш (Даль) Хрусловский Иван Семенович, 1587 г., Тула. Фамилия от селения Хруслово в Тульском уезде Хруст Иван, поп, 1582 г., Новгород Хрущ, Хрущов : Денис Никитич Хрущ, помещик из бывших холопов, конец XV в., Новгород; Адаш [см. Адаш], Иван и Михаил Степановичи Хрущовы, 1550 г., Тула Хрущ – майский жук, вредитель посевов и лесов Хрястов Иван Григорьевич, 1579 г., Рязань Хряст – хруст, шорох; хряснуть – треснуть, ударить Худобины , крестьяне, 1624 г., Курмыш, Нижний Новгород Худоежин Савва, 1640 г., Белоозеро Худопер Иван, крестьянин, 1609 г., Нижний Новгород Худыка Кузьма Данилович Внуков [см. Внук], митрополичий слуга, 1507 г. Худяк Мерлин [см. Мерль], помещик, середина XVI в., Тверь; Евпл Игнатьевич Салтыков [см. Салтык], начало XVI в.; Худяк Евсилий, середина XVI в.; Федор Данилович Худяк Загряжский [см. Загряжские], 1602 г. [см. Бурец, Тютлин] Худяк, худак – бедный человек; посадские люди делились на лучших, середних и худых Хухор Иван, крестьянин, 1627 г., Курмыш; Иван Хухорев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Ц Царегородцев Илья Антонович, дьяк, 1541–1565 гг., Москва Царко , игумен Константиновского монастыря во Владимире, конец XVI в. Царь Емельян, крестьянин, 1495 г., Новгород Цветной Богдан, торговый москвич Гостиной сотни, 1638 г. Цвиленев Петр Васильевич, 1557 г., Серпухов; Прокош (Прокофий) Семенович Плохой [см. Плохой], казнен в опричнине; Цвиленевы – иногда Цвилевы Цвилья, цвилень – плесень Ценин Иван Родионович, конец XVI в., Рязань Цепалов Иван Федоров, крестьянин, 1585 г., Заонежье Цибесов Окиница Якушев, холоп, 1518 г., Стародуб Ряполовский [см. Чуха] Ср. чибис, чибез – болотная птица пигалица (Даль) Цибрин ( Цыбрин ) Яков, крестьянин, 1596 г., Важская волость Ср. цибрик – блинок, оладья (Даль) Цигор см. Цыгор Цилясов Харитон, крестьянин, 1612 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вонюшин Ментя, крестьянин, 1593 г., Арзамас Вопилов Орел [см. Орел] Афанасьевич, 1596 г., Арзамас Вороба, Воробины : Кирилл Федорович Вороба Шевлягин [см. Шевляга], вторая половина XIV в.; от него – Воробины [см. Бова, Непорядня, Трус, Чмут] Вороба – 1) кружало у каменщиков, 2) снаряд для проверки установки мельничных жерновов Воробей, Воробьевы : Воробей – очень распространено в XV–XVII вв.; Иван Иванович Синица [см. Синица] Воробьев, 1551 г. Ворогов Василий, крестьянин, 1624 г., Тихвин Ворог – враг Ворожня Иван, крестьянин, 1612 г., Арзамас [Ср. Ворошня] Ворон, Вороновы – очень распространено в XV–XVII вв. [см. Муралей, Слот] Ворона, Воронины – очень распространено; кн. Василий Иванович Ворона Сугорский, середина XVI в.; Яков Воронин, землевладелец, конец XIV в., Московский и Переяславский уезды [см. Бобоша, Мордан, Нехороший, Огонь, Плясец, Рудель, Синица, Слабень, Хлам] Вороненок Воронец, Воронцовы : Федор Васильевич Воронец Вельяминов, боярин московских князей, середина XIV в.; от него – Воронцовы; Воронец Степанов, землевладелец, первая половина XV в., Радонеж; ср. существующее ныне селение Воронцово, его вотчина на запад от Троицкого монастыря; другой род Воронцовых в XVI в. в Дмитрове и Арзамасе [см. Армении, Верига, Ислам , Мосяжка, Ощера, Сухорь, Чуха] Воронец – потолочный брус в избе, на котором помещаются палати Воронко Федор Андреевич Салтыков [см. Салтык], первая половина XVI в. Вороной Михаил Григорьевич Волынский [см. Волынский], середина XVI в.; от него – Вороные-Волынские Воропай, Ворыпай, Воропаевы, Ворыпаевы : Якут Ворыпай, крестьянин, 1495 г., Новгород; Ворыпаевы, XV–XVI вв., Коломенский и Рязанский уезды [см. Нармацкий] Воропай – слепец, слепой (белорус.) Воропанов Чемодан [см. Чемодан] Григорьевич, 1529 г.; от него – Чемодановы [см. Бабаха, Барсан, Крячко] Воротников Ефим Софонов, посадский человек, 1620 г., Вязьма Ворохеев Семей Матвеевич, 1596 г., Галич Ворохобин Захарий Дмитриевич, 1596 г., Торопец Ворохобить – делать небрежно, плохо, как попало (Даль)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Чурило – щурило; тот, что щурится (Даль) Чурка, Чуркин : Данило Семенович Чурка Пешков-Сабуров [см. Пешек, Сабур], конец XV в.; Кучук и Нечай [см. Кучук, Нечай] Михайловичи Чуркины, конец XV в., Новгород; Иван Чуркин, митрополичий слуга, 1490 г., Переяславль; Чуркины, конец XV в. и позже, Новгород [см. Непогодей] Чурляев Семен Ильич, судный муж при вологодских писцах, 1503 г.; Чурляевы, XVI в., Вязьма Чурмас Никулин Зубов [см. Зуб], 1552 г., Переяславль Чурса Иван, 1638 г., Москва Чурыгин Путило [см. Пустило], посадский человек, 1625 г., Тверь Чурьянов Сергей, крестьянин, конец XV в., Новгород Чуфаров Муртоза [см. Муртоза] Никитин, подьячий, 1534 г.; Иван и Мурза [см. Мурза] Черемисиновы [см. Черемисин], помещики, 1556 г., Кашира; Кудеяр [см. Кудеяр] Чуфаров, помещик, 1581 г., Арзамас Чуфаровский Герасим, выходец из Польши, XVI в. 108 Чуфирка Федор, крестьянин, 1605 г., Муром Чуха, Чухин : Иван Дмитриевич Чуха Воронцов [см. Воронец], середина XVI в.; Окиница Чуха Цибесов [см. Цибесов], холоп, 1613 г.; Авдотья Чухина, холопка, 1595 г., Новгород Чуха – 1) чапан, кафтан, 2) чепуха, чушь, 3) свиное рыло (Даль) Чухарев , крестьянин, 1564 г., Олонец Чухарь – глухарь Чухно Мартьян, рыболов, 1585 г., Псков Чухора Тимофей, крестьянин, конец XV в., Новгород Чуча , крестьянин, 1539 г., Новгород Чуш Петр, рыболов, 1585 г., Псков Чюгас см. Чугас Чюня Захарий Филиппов, крестьянин, 1524 г., Дмитров Ш Шабала, Шабалин : Митрофан Шабала, земский староста, 1637 г., Вага; Прохор Шабалин, работный человек, 1664 г., Устюг Шабалы – очистки, обрезки, ошметки Шабан, Шабанов : Лева Шабанов, крестьянин, конец XV в., Новгород; Лука Шабанов, земский судья, 1589 г., Вага; Шабан Федоров, крестьянин, 1630 г., Устюг Шабан – шабаш (костром.), довольно, стой, полно (Даль) Шабаршенок Семен, крестьянин, 1660 г., Ростов Шабаршин Федор, подьячий, 1616 г., Москва Шабарша – пустомеля, вздорный человек [Ср. Шеборшин] Шабаш Иван Евстафьевич Палицын [см. Палица], вторая половина XV в. Шабаш – саббат, суббота, день отдыха после рабочей недели (еврейск.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сознавая безысходность своего положения, Маша решает утопиться в проруби. Но в последнюю минуту ее спасает старая нищенка и проститутка Чуха. Маша замечает, что опустившаяся на дно жизни Чуха когда-то наверняка получила хорошее воспитание. Женщины проникаются доверием друг к другу, и Чуха рассказывает Маше историю своей жизни — жизни бывшей княжны Чечевинской — не подозревая, что перед нею ее потерянная дочь. Чуха приводит Машу ночевать в притон, где та снова встречает Ивана Вересова и спасает его от издевательств бандитов. Но молодые люди вновь расстаются. Убежав из притона, после тяжелых жизненных перипетий, Маша оказывается в публичном доме. Господин Бероев пытается выручить арестованную жену, но этому препятствуют Шадурские, которые боятся справедливого наказания для сына. Подкупленные ими люди подбрасывают Бероеву комплект запрещенного журнала «Колокол», обрекая его таким образом на арест. Не выдержав тюремной жизни, публичного позора, ареста мужа, Юлия Бероева от сильного нервного потрясения впадает в тюрьме в летаргический сон, который окружающие принимают за смерть. Ее хоронят в дальнем углу Митрофаниевского кладбища. Вскоре беглый уголовник Гречка раскапывает могилу, надеясь снять с Бероевой ладанку с «неразменным рублем», который та хранила как память о детях. К ужасу Гречки, мертвая встает из гроба. Бероеву находят и выхаживают «ассоциаторы», у которых неподалеку от кладбища налажено производство фальшивых денег. Морденко наконец удается осуществить свой план мщения: он предъявляет к оплате векселя на огромную сумму, которые должны разорить Шадурских. Но Морденко не выдерживает потрясения и тяжело заболевает. Перед смертью он находит сына, Ивана Вересова, и завещает ему свое состояние, взяв с него клятву в том, что он отомстит до конца Шадурским. Чтобы добиться от Ивана нарушения клятвы, княгиня Шадурская открывает ему секрет его рождения и разыгрывает перед юношей роль любящей матери, наконец обретшей сына. Иван рвет на части векселя, после чего княгиня прекращает встречи с ним. Последний человек, оставивший в жизни Ивана светлый след, — Маша Поветина; он пытается ее разыскать.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Нижеследующие названия мы считаем заимствованными также из грузинской номенклатуры: Авгор p., Ало p., Анабара p., Ангара p., Арчада p., Бора село, Дина p., Дедилово с., Лама р Лопань p., Mapuca p., Мжа p., Напициса p., Орькапи креп., Сакмара p., Cypa p., Удар., Урга p., Цна p., Чона p., Шаква p., Шачебола p., Шишаки мест., Стырь р, и др. Приведенные слова заимствованы нами из указанного выше Географического словаря 1788/9, г. При всем нашем старании, к великому сожалению, не могли мы достать, изданного в 1773 году коллежским ассесором Феодором Афанасиевичем Полуниным, географического лексикона о России, в котором, несомненно, больше бы нашли древних географических названий, а географические названия, дошедшая до нас в первоначальном виде, суть истинные и достоверные показатели своей колыбели и говорят на родном языке того народа, который впервые их создал. Географическая номенклатура в данном случае является непреложным свидетельством того, где была в действительности прародина славян и каким путем шло их колонизационное движение с полуденных стран. Укажем также на сосуды и одежу, употреблявшиеся в России, которые, несомненно, перешли из Грузии: Бадья -badia(badia), большая серебряная чаша, которая и теперь в употреблении в Грузии; малая бадья по-грузински лодаки 299 ; Kyбoko-kula (cula), сосуд с узким горлышком для винопития, употребляющийся у нас до настоящего времени; Ковшике- azarfeSa(asarpheha), серебряный круглый сосуд с длинной ручкой для винопития; достакани-достакани (большой бокал для вина); рога (рка, канци) 300 , употребляются в Грузии на пиршествах, из них пьют вино; головной убор женщин в стране московитов, говорится в путешествии антиохийского патриарха Макария,-маленькая грузинская шапочка с отвороченными краями, подбитая ватой; одежда мужчин аба (по грузинские каба, одежа с откидными рукавами, которая и теперь употребляется), верхняя одежда-чуха (чоха грузинская) 301 . Верхнее платье для духовных лиц называлось также чуха (чоха) 302 , отсюда в Грузии носящий рясу называется чохосани, надеть чоху или благословить ее значило постричься в монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дубовой коры 1 п. Мяты 1 1/2 п., арники 1/2 пуда, алтейного корня 3 п., скипидару 3 1/2 п., прованского масла 3 п., деревянного 1 п. 10 ф. Иодоформа 1/2 пуда… Всего, не считая извести, соляной кислоты, спирта, дезинфекционных и перевязочных средств, по данным «Ведомости», потрачено шестьдесят три с половиной пуда лекарств; сахалинское население, стало быть, может похвалиться, что в 1889 г. оно приняло громадную дозу. Из статей закона, имеющих отношение к здоровью ссыльных, приведу две: 1) работы, вредно действующие на здоровье, не допускаются даже и по выбору самих арестантов (выс. утв. мнение Гос. сов. 6 янв. 1886 г., ст. 11) и 2) женщины беременные до разрешения их от бремени, а разрешившиеся до истечения сорока дней после родов освобождаются от работ. После сего срока женщинам, питающим младенцев грудью, работы облегчаются в той мере, в какой это необходимо для предупреждения вреда самой матери или питаемому ею младенцу. На кормление грудью младенцев осужденным женщинам полагается полуторагодичный срок. Ст. 297 «Устава о ссыльных», изд. 1890 г. Примечания На амурских пароходах и «Байкале» арестанты помещаются на палубе вместе с пассажирами III класса. Однажды, выйдя на рассвете прогуляться на бак, я увидел, как солдаты, женщины, дети, два китайца и арестанты в кандалах крепко спали, прижавшись друг к другу; их покрывала роса, и было прохладно. Конвойный стоял среди этой кучи тел, держась обеими руками за ружье, и тоже спал. Лаперуз пишет, что свой остров они называли Чоко, но, вероятно, название это гиляки относили к чему-нибудь другому, и он их не понял. На карте нашего Крашенинникова (1752 г.) на западном берегу Сахалина показана река Чуха. Не имеет ли эта Чуха чего-нибудь общего с Чоко? Кстати сказать, Лаперуз пишет, что, рисуя остров и называя его Чоко, гиляк нарисовал и речку. Чоко переводится словом «мы». Жена Невельского, Екатерина Ивановна, когда ехала из России к мужу, сделала верхом 1100 верст в 23 дня, будучи больною, по топким болотам и диким гористым тайгам и ледникам охотского тракта.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

  001     002