Гержавка. Вознесенский Гыржавский мужской монастырь. Собор Вознесения Господня. Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1820 и 1836. Адрес: Молдавия, Каларашский район, с. Гыржавка Координаты: 47.318641, 28.237774 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вознесенский мужской монастырь находится близ села Хыржаука, что примерно в 70 километрах от Кишинева. Эта обитель была основана в 1740 году иеромонахом Иннокентием. На устроение обители он пожертвовал собственный земельный участок в Сепотенской вотчине. Отец Иннокентий с несколькими иноками соорудили Успенскую церковь, которая дала скиту и соответствующее название, а Вознесенским он стал позже.В 1813 году скит преобразовали в монастырь. На 1817 год в Вознесенской обители было построено две деревянных церкви, одна из которых 1690 года постройки, что говорит о более давнем существовании монастыря. В то же самое время скит владел большими земельными угодьями, правда, не приносившими никой прибыли, поскольку только около десятой части были полями, а все остальное занимал лес. Поэтому община, в которой подвизалось почти 30 насельников, существовала достаточно бедно. В 1818 году игуменом обители был назначен архимандрит Спиридон (Филипович), происходивший из Черногории и в свое время несший службу в русском флоте, за которую даже был награжден высшей военной награды России. При отце Спиридоне, который руководил Гиржавским монастырем почти три десятилетия, обитель достигла наибольшего процветания. Бывший до него небольшой скит с деревянными постройками и мазанками стал центром духовной жизни Бессарабского края с уникальными в архитектурном плане храмами. При архимандрите Спиридоне были построены каменные двухэтажный келейный корпус, трапезная, гостиница, зимняя церковь во имя Спиридона Тримифунтского (1836 г.) при настоятельских покоях, а также летний однокупольный крестовый Вознесенский собор с колокольней (1820–1836 гг.) в стиле классицизма. До 1936 года монастырь считался одним из самых процветающих в Бессарабии. Через четыре года обитель превратили в казармы для солдат. В 1940 годах, после присоединения Молдавии к Советскому Союзу, в Гиржавском монастыре расположили школу и детский приют. В 1953 году обитель закрыли окончательно, и на ее территории создали грязелечебный санаторий. Вознесенский собор превратили в танцевальный клуб и тренажерный зал, Спиридоновская церковь стала спортзалом. Иконостасы обоих храмов сожгли вместе с церковными книгами.

http://sobory.ru/article/?object=29725

Гержавка. Вознесенский Гыржавский мужской монастырь. Храмы монастыря: Собор Вознесения Господня Церковь Спиридона Тримифунтского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основан в 1740 г. как скит. По преданию, первыми его насельниками были спасавшиеся от набегов татар старец-мирянин Феодосий и 2 насельника из Нямецкого монастыря. В 1813 г. скит был преобразован в монастырь и вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ. По бессарабской переписи 1817 г., в монастырере проживали 29 насельников. В 1818-1846 гг. настоятелем Вознесенского монастыря был уроженец Черногории архимандрит Спиридон (Филипович), который благоустроил обитель. При архимандрите Спиридоне были построены каменные 2-этажный келейный корпус, трапезная, гостиница, зимняя церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского (1836) при настоятельских покоях, а также летний однокупольный крестовый Вознесенский собор с колокольней (1820-1836) в стиле классицизма. Позже рядом с храмом свт. Спиридона построили келейный корпус, соединенный с церковью галереей; к началу XX в. был возведен каменный храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1845 г. решением Святейшего Синода РПЦ Вознесенский монастырь был приписан к кишинёвскому архиерейскому дому, управлялся наместниками, наиболее деятельными из них были игумены Пантелеимон, Иларион, Серафим. К началу XX в. в монастыре находилась богатая библиотека, была открыта приходская школа. В 40-х гг. XX в. в Вознесенском монастыре разместились детский сиротский приют и школа, в 1962-1963 гг. монастырь был закрыт, на его территории организован грязелечебный санаторий, к 1970 г. рядом с обителью были построены несколько 2- и 5-этажных корпусов санатория. Определением Синода РПЦ 5 мая 1995 г. Вознесенском монастыре был возобновлен, настоятелем назначен игумен Евлогий (Николенко). В конце 2004 г. в Вознесенском монастыре жили 17 насельников. В 1999 г. братии переданы 2 келейных корпуса. Регулярные богослужения совершаются в Вознесенском и Спиридоновском храмах. Насельники почитают архимандрита Спиридона (Филиповича), над захоронением которого в Вознесенском соборе установлена гробница. Монастырю принадлежат 5 га земли, хозяйственный двор, лесные угодья. http://www.pravenc.ru/text/155110.html Гиржавский Вознесенский монастырь, заштатный, общежительный, близ железнодорожной станции Калараш, на ручье Гиржавке, в 60 верстах от Кишинева, в Оргеевском уезде. Основан около 1740 года; в 1845 году приписан к архирейскому дому. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17688

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ГЫРЖАВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. (Гыржавка, Хыржаука) (Кишинёвской епархии), находится рядом с с. Гыржавка (Хыржаука) Каларашского (Кэлэрашского) р-на Республики Молдова. Основан в 1740 г. как скит. По преданию, первыми его насельниками были спасавшиеся от набегов татар старец-мирянин Феодосий и 2 насельника из Нямецкого мон-ря . Один из них, иером. Варсонофий, постриг Феодосия в монашество с именем Феоктист. На средства и на землях жителей близлежащих сел Сипотены и Гиришены, на вершине горы, в дубовом лесу, братия построили деревянную церковь, ниже - неск. келий. Др. местное предание связывает основание В. м. с неким мон. Хыржу, к-рому трижды являлась Пресв. Богородица, повелевавшая устроить обитель. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. В нач. XIX в. из-за труднодоступности скит был переведен с вершины к подножию горы. Стараниями игум. Тарасия здесь был построен новый деревянный храм, а старый в 1821 г. с вершины горы перевезли в с. Гиришены. В 1813 г. скит был преобразован в мон-рь и вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ. По бессарабской переписи 1817 г., в мон-ре проживали 29 насельников. В 1818-1846 гг. настоятелем В. м. был уроженец Черногории архим. Спиридон (Филипович), к-рый благоустроил обитель. При архим. Спиридоне были построены каменные 2-этажный келейный корпус, трапезная, гостиница, зимняя ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского (1836) при настоятельских покоях, а также летний однокупольный крестовый Вознесенский собор с колокольней (1820-1836) в стиле классицизма. Позже рядом с храмом свт. Спиридона построили келейный корпус, соединенный с церковью галереей; к нач. XX в. был возведен каменный храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1845 г. решением Святейшего Синода РПЦ В. м. был приписан к кишинёвскому архиерейскому дому, управлялся наместниками, наиболее деятельными из них были игумены Пантелеимон, Иларион, Серафим. К нач. XX в. в мон-ре находилась богатая б-ка, была открыта приходская школа.

http://pravenc.ru/text/155110.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖАБСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Жабский (Жапский, Шабский) в честь Вознесения Господня женский монастырь (Жабка) (Кишинёвской епархии РПЦ), находится в с. Жапка (название варьировалось: Жабка, Шабка) р-на Флорешть (Республика Молдова), в верховьях р. Днестр, на крутом скалистом берегу. Первоначально это был муж. пещерный скит. Точное время основания его неизвестно, в нек-рых исследованиях без ссылки на источники указывалась дата 1-го упоминания скита - 25 мая 1693 г. (см.: Locauri sfinte din Basarabia. 2001. P. 64). Возможно, он был основан в сер. XVII в. иером. Иезекиилем, пришедшим либо из Львова (см.: Защук. 1862. C. 225-228; Episcopia Hotinului. 1930. P. 17), либо из молдав. скита, основанного боярином по имени Лупан Бузня (ныне мон-рь Морени, жудец Васлуй, Румыния) (см.: Visarion (Puiu). 1919. P. 72; Anuarul Eparhiei Chiinului i a Hotinului. Chiinu, 1922. Vol. 1. P. 2). Вместе с неск. монахами иером. Иезекииль высек в скале пещерные кельи и небольшую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Пещерный скит Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. Пещерный скит Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. Некоторое время, вероятно из-за набегов кочевников, скит пребывал в запустении. В 1770 г. в пещерной обители поселился иером. Феодосий, благоустроил разрушенные кельи и построил деревянную церковь с колокольней в честь Воздвижения Креста Господня. С этого времени братия стала селиться не на горе, а в низине, на месте расположения совр. мон-ря. Именно поэтому большинство историков относят основание Ж. м. к 1770 г. Иером. Феодосий испросил у владельцев вотчины Жабка небольшой участок земли с 2 источниками, расположенный ниже скита. В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) возвел иером. Феодосия в сан игумена. В 1818 г. решением Кишинёвского митр. Гавриила скит был обращен в общежительный монастырь. С 1821 г. большинство обителей Бессарабии находилось под управлением экзарха монастырей, однако Ж. м., как и Кэприана , Вознесения Господня Гыржавский монастырь и Добрушский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , оставался под руководством своих наместников.

http://pravenc.ru/text/182181.html

Добрушский мон-рь (Добруша). Фотография. 2013 г. Добрушский мон-рь (Добруша). Фотография. 2013 г. В 1740 г. в с. Гиржавка (Гыржавка, Хыржаука) был основан Вознесенский скит, неоднократно разрушенный во время набегов татар и восстановленный в нач. XIX в., когда он получил статус мон-ря (см. ст. Вознесения Господня Гыржавский мон-рь ). Мон-рь лежит на невысокой террасе рельефа, из-за холмов архитектура комплекса не просматривается издали. К воротам ведет аллея пирамидальных тополей. Кирпичные стены ограды с обеих сторон окаймляют главную дорогу, но благодаря ажурной с просветами кладке вблизи впечатление замкнутости внутреннего пространства рассеивается. Ворота увенчаны 3 главками, за ними видны купола летнего собора. План ансамбля решен своеобразно: в виде подковы, раскрытой на восток. Благодаря этому акцентирован композиционный центр - летняя ц. Вознесения Господня (1820-1836), построенная на месте деревянной. В плане она крестовая, однокупольная; ее вост., алтарная ветвь полукруглая; северная, южная и западная - короткие, прямоугольные. В средокрестье, по осям ветвей, устроены 4 опорных пилона, несущие с помощью подпружных арок и парусов купол на круглом барабане, а также сводчатые перекрытия. Над зап. ветвью устроена колокольня с высоким островерхим шпилем, характерным для молдавской архитектуры XVIII в. Основной объем храма завершает антаблемент с развитым фризом, но упрощенными архитравом и карнизом. Все ветви креста, кроме восточной, увенчаны треугольными фронтонами. На глади стен выделяются только окна, неширокие тяги и профили антаблемента. Архитектура церкви отмечена большой строгостью, это одно из лучших произведений стиля классицизм в Молдавии. Наряду с летней церковью на территории мон-ря находятся зимний храм, покои архимандрита, здания келий. Добрушский монастырь (Добруша) был основан в 1527 г. (с 1772 - скит). Он имеет 2 территории: старый мон-рь на горе и новый, обустроенный (нижний). В 1822 г. в новом мон-ре был возведен каменный собор во имя свт. Николая Чудотворца. В 1837-1839 гг. на верхней террасе вместо деревянного построен каменный кладбищенский 3-частный крестообразный храм с отдельно стоящей колокольней (не сохр.). Зимняя (теплая) ц. в честь Преображения Господня (1847) возведена под одной крышей с покоями архимандрита. Планировка монастыря замкнута: пространство окружено 2- и 3-этажными корпусами келий, зданиями трапезной, зимнего храма и другими постройками. Расположение собора нового (нижнего) монастыря в центре, рядом с высокой, монументальной 3-ярусной надвратной колокольней, придает ансамблю облик средневековой крепости.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Петропавловский мон-рь в с. Боканча-Скит. Фотография. 2019 г. Фото: azbyka.ru Петропавловский мон-рь в с. Боканча-Скит. Фотография. 2019 г. Фото: azbyka.ru (Бэлцкой и Фэлештской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдовы), находится в с. Боканча-Скит р-на Сынджерей (Сынжерейского), Республика Молдова. Основан в 1869 г. как скит Вознесения Господня Гыржавского мужского монастыря (Хыржаука) на земельном участке, приобретенном у землевладельца Леона Боканчи. Изначально предполагалось переселить на эту землю крестьян из с. Гыржавка (Гиржавка, Хыржаука), проживавших слишком близко от Вознесенской обители. Однако они отказались переезжать, после чего архиеп. Кишинёвский и Хотинский Антоний (Шокотов) распорядился организовать на этом участке монастырское хозяйство. В 1869-1872 гг. в скиту была возведена небольшая каменная ц. во имя апостолов Петра и Павла. В начальный период хозяйством скита управляли экономы, одним из первых (c 1872) был иеромон. Илиодор (Зават). В 1918 г., после установления на территории Бессарабской губ. оккупационного режима Королевства Румыния, скит вместе с др. обителями и приходами Кишинёвской епархии перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви (с 1925 Румынский Патриархат). В 1920 г. стал самостоятельным и получил название Боканча по имени бывш. владельца усадьбы. В нек-рых источниках указывается, что скит в 20-х гг. XX в. был преобразован в мон-рь, однако в документах межвоенного периода значится именно скит Боканча. Его 1-м настоятелем был протосинкелл Гурий Тэуту (с 1 окт. 1920 по 1923). В 1922 г. в скиту проживали 12 насельников, в т. ч. протосинкелл, иеродиакон и 2 монаха. В хозяйстве было 10 га виноградников, 2 га садов, 20 га земли использовалось для выращивания овощей, 3 га не обрабатывалось, также имелось озеро. В 1923-1924 гг. скитом руководил протосинкелл Герасим (Кися), к-рого сменил протосинкелл Дионисий (Хараз) (с 1 дек. 1924 по 1926). В 1926-1927 гг. игуменом был Иона (Ханкотэ), в 1927-1928 гг. обителью руководил иером. Афиноген, игум. Иона в эти годы оставался духовником. С 1933 по 1940 г. во главе монашеской общины находился протосинкелл Иоаким (Вишан). В 1933 г. в скиту проживали 20, а в 1936 г.- 19 насельников.

http://pravenc.ru/text/2580448.html

При архим. Иерониме (1868-1871) в Ж. м. была открыта школа для обучения братии мон-ря и сельских юношей с преподаванием Закона Божия и других предметов. Архим. Иероним упорядочил монастырский архив, перевел с молдав. языка на русский все документы. При архим. Ермогене (1872-1880) насельник Ж. м. иером. Максимилиан составил синодик (1872), в к-ром систематизировал все архивные данные Ж. м. В синодике упомянуты основные благотворители обители, описана монастырская б-ка. Известно, что в архиве и б-ке мон-ря хранились копии с документов XVII в., а также неск. старопечатных книг на румын. языке с записями жабских монахов XVIII и XIX вв. По инициативе архим. Синесия (1887-1904) в Ж. м. была открыта школа псаломщиков, к 1916 г.- школа для детей-сирот, средняя школа с 4-годичным обучением, сельская профессиональная школа и 2-годичная школа для подготовки сельских учителей. В 1916 г. Ж. м. был обращен в женский. 20 апр. того же года по инициативе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Анастасия (Грибановского) в Ж. м. поселились монахини, бежавшие из оккупированного нем. войсками Леснинского мон-ря (Польша). Общину сестер возглавляла игум. Екатерина (Ефимовская). 23 июля 1916 г. настоятельницей Ж. м. была назначена игум. Нина (Косаковская). Управлявший обителью до 1916 г. архим. Порфирий был перемещен в Гыржавский мон-рь. К 1918 г. Ж. м. насчитывал 208 насельниц (26 монахинь и 182 рясофорные монахини и послушницы). В 1918 г. Ж. м. в составе Кишинёвской епархии перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) признал этот переход антиканоничным актом. В 1927 г. еп. Хотинский Виссарион (Пую; † 1964) в стенах Ж. м. открыл профессиональную школу для девушек, где учащиеся помимо обычной школьной программы изучали и богословские предметы, приобретали навыки работы в сельском хозяйстве. Школа, как и подобная ей в Добрушском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре, имела особый статус и устав, утвержденный в 1928 г. Хотинской епархией Румынского Патриархата. Обучение проходило согласно программе начальной школы (5-7-й классы). При поддержке еп. Виссариона летом 1928 г. в Ж. м. был заложен фундамент для здания школы.

http://pravenc.ru/text/182181.html

Декоративная пластика характеризуется преобладанием элементов рус. барокко: циркульные фронтоны á jour с центром ниже пят арки, угловые пилястры, полуколонны, развитые карнизы, панно и плоские ниши, круглые окна, порталы с пилястрами и архивольтами и др. Цветовое решение, так же как и в Вознесенской ц., основано на сочетании белого с красно-кирпичным. Трапезная мон-ря сооружена по проекту архит. инженера А. Ракова в 1885 г. Здание б-ки мон-ря после реактивации вмещает также музей. Роспись Вознесенского кафоликона (датировка неизв.) представляет собой значительный ансамбль, по стилю напоминающий росписи Воскресения Господня Гыржавского мужского монастыря (Хыржаука). Мастера неизвестны, однако очевидно, что работали профессиональные художники; близость к росписям Хыржауки позволяет предположить, что работы были осуществлены на рубеже XIX и XX вв. Иконографическая программа близка к концепции визант. храма классического периода. Монументальность росписей, размещенных в крупных декоративных панно, напоминает декоративные принципы визант. храмов, украшенных мозаиками и мраморной отделкой. В иконографической программе выделяются 3 регистра: верхний (купол, своды и конхи апсид), средний периметр стен, включая апсиды, и нижний. Следует отметить отсутствие изображения Господа Вседержителя в куполе нефа, замененное изображением креста и ангелов по периметру,- решение, довольно часто встречающееся в то время. В барабане главы сохраняется традиц. система для молдав. росписей, когда помимо регистра пророков, имевшего повсеместное распространение в правосл. мире, в простенках между окнами появляется и регистр апостолов, характерный именно для иконографических программ молдавских церквей. Также традиционно размещение изображения евангелистов на парусах и Богоматери с Младенцем на троне в конхе алтарной апсиды. Из сцен среднего регистра выделяется грандиозная композиция «Причащение апостолов», занимающая все полукружие алтарной апсиды. В нефе в этом регистре представлены сцены двунадесятых праздников, в нек-рых случаях опускающиеся и в нижний регистр, как, напр., сцена «Сретение Господне», представленная в 2 частях,- аналогично тому, как в византийских храмах была представлена сцена «Благовещение Пресв. Богородицы»: на столбе по левую сторону иконостаса изображены Пресв. Богородица и св. Иосиф, по правую - св. Симеон Богоприимец с Младенцем на руках и прор. Анна. В нижнем регистре представлены святые в рост, среди них особое место занимают преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский и др.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Ангел. Роспись притвора ц. в честь Вознесения Господня Гыржавского мон-ря. 1901–1906 гг. Ангел. Роспись притвора ц. в честь Вознесения Господня Гыржавского мон-ря. 1901–1906 гг. Один из самых значительных ансамблей был обнаружен реставраторами в 1981-1989 гг. в летней Вознесенской ц. Гыржавского мон-ря. Росписи были выполнены в 1901-1906 гг. художниками А. В. Блиновым, М. Стояновым и П. А. Шилинговским в разработанном В. М. Васнецовым академическом стиле церковных росписей, для которого характерны сочетание православной иконографии с искусством модерна, неоромантическая и символистская эстетика. Живопись характеризуют совершенство академической манеры, уравновешенный колорит пастельных тонов. Акцентированный драматизм, подчеркнутый динамизм (сцена «Путь на Голгофу») или, напротив, внешне сдержанный, но внутренне крайне напряженный характер изображения (сцена «Распятие Господне») сочетаются с ясным спокойствием и созерцательностью в изображении фигур святых: свт. Николая Чудотворца, прп. Варлаама Ясинского, св. Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом и прор. Анной, св. Иосифа и Пресв. Богородицы, прп. Алипия Печерского с иконой Божией Матери «Одигитрия», прп. Нестора Летописца и др. В том же монастыре зимняя ц. во имя св. Спиридона была расписана в 1922 г. известным в Бессарабии худож. П. А. Пискарёвым (пострадала от пожара в 1991). Пискарёв также работал над созданием фресок в церквах св. Параскевы и Вознесения Господня в Кишинёве, заново расписал Преображенский собор в Бендерах ( Stavil . 2011. P. 10). В монастыре в с. Киштелница была отреставрирована Архангельская ц. (1856, сгорела 30 апр. 2015). Стенопись в ней была выполнена в стиле рус. академизма, сохранялись сцены евангельского цикла, расположенные на поверхности 8-гранного свода. Другой значительный ансамбль росписей находится в Вознесенской ц. Новонямецкого мон-ря; их стиль сходен со стилем росписей Гыржавского мон-ря. Иконографическая программа близка к концепции визант. храма классического периода. Монументальность росписей, размещенных в крупных декоративных панно, напоминает принципы визант. храмов, украшенных мозаиками и мраморной отделкой. В иконографической программе выделяются 3 регистра: верхний (купола, своды и алтарная апсида), средний (периметр стен) и нижний. Следует также отметить деятельность в Новонямецком мон-ре иконописца Иоанна Брегие, принявшего здесь схиму с именем Иоасаф. С кон. XIX до сер. XX в. он был практически единственным иконописцем-монахом. Больше известны писанные им иконы, однако он владел и навыками стенописных работ, получив их, видимо, от мастеров, расписывавших монастырские церкви. Ему принадлежит роспись колокольни Новонямецкого мон-ря. В нек-рых случаях использовались весьма упрощенные иконографические программы, ограниченные неск. изображениями, размещенными на орнаментальном фоне, напр. в летней Вознесенской ц. Жабского мон-ря ( Dragnev. 2013. P. 99).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Сходное архитектурное решение в меньших объемах имела летняя Вознесенская ц. (1820-1836) Вознесения Господня Гыржавского мужского монастыря (Хыржаука), построенная боярином Некулицэ при настоятеле Спиридоне. Под влиянием классицизма сложился облик обеих церквей Хынковского во имя великомученицы Параскевы Пятницы женского монастыря в с. Бурсук: летней во имя вмц. Параскевы (1835) и зимней Успенской (1841), ц. сщмч. Харалампия в Кишинёве (1846), зимней ц. во имя арх. Михаила Жабского мон-ря (1849), летней Успенской ц. (1846-1854) Цыганештского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря в с. Цыганешты, летней Дмитриевской ц. (1863) Вэрзэрештского во имя великомученика Димитрия Солунского женского монастыря и др. Многочисленные перестройки перенесла ц. Всех святых на Центральном кладбище Кишинёва. Для нее митр. Кишинёвским и Хотинским Гавриилом (Банулеску-Бодони) был выбран план ротонды как наиболее характерный для русских кладбищенских церквей рубежа XVIII и XIX вв. Фасад ротонды украшали дорические портики. После передачи приходу церковь была расширена, в 1863 г. внешние колонные портики-галереи застроены, входы устроены в виде широких арок. В 1880 г. к зап. входу церкви была пристроена колокольня. Церковь в честь Вознесения Господня Гыржавского мон-ря. 1820–1836 гг. Церковь в честь Вознесения Господня Гыржавского мон-ря. 1820–1836 гг. С кон. 60-х гг. XIX в. в архитектурном решении церквей в Бессарабии произошел переход к эклектике. Особое место в этот период занимает Вознесенский собор (1867-1879) Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря , построенный по проекту петербургского архит. Н. П. Голикова. В нем планиметрические особенности молдавской архитектуры (триконх) сочетаются с элементами неоклассицизма ( lapac. 2013. P. 77-78). В неовизант. стиле была построена ц. во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве (1889-1891, архит. А. О. Бернардацци) на средства братьев В. П. и И. П. Синадино, греков по происхождению, откуда пошло 2-е название церкви - «Греческая». В неовизантийском стиле были спроектированы и др. церкви: Успенская ц. Новонямецкого монастыря (1902-1905), крестово-купольная в плане и 5-главая; Преображенская ц. бывш. 2-й муж. гимназии в Кишинёве (1902), крестово-купольная в плане и кубическая в объеме; зимняя Георгиевская ц. (1903-1905, по проекту архит. В. Н. Цыганко) Кэприаны , в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, планиметрически близкая к Преображенской ц. в Кишинёве, с пятиглавием, ориентированным по сторонам света.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

  001     002