Из лит. источников известно, что в XVIII в. строили в основном из дерева - весьма распространенного материала в центральной и сев. части Молдавии. В 30-х гг. XIX в. в городах Бессарабии деревянные сооружения были заменены каменными ( Боровский. 1988. С. 64). Монастырские ансамбли XVIII в. Собор в честь Вознесения Господня. Вознесенский Гыржавский мон-рь. 1829–1836 гг. Фотография. 2012 г. Собор в честь Вознесения Господня. Вознесенский Гыржавский мон-рь. 1829–1836 гг. Фотография. 2012 г. Монастырские ансамбли XVIII в., как правило, невелики. В Гербовецком Успенском мон-ре (Хырбовэц) (XVIII в.) небольшой двор окружен настоятельскими и монашескими кельями, домом старцев, служебными и хозяйственными постройками. Они образуют отдельные дворики. На фасадах зданий в расположении окон и дверей нет строгой симметрии. Так же прихотлива и живописна композиция их объемов и форм. Все эти невысокие постройки подчеркивают величественность Успенского собора (1816), построенного молдав. боярином Стефаном Лупу и архим. Серафимом. Трехчастный в плане теплый собор состоит из квадратного притвора, более широкого прямоугольного нефа, алтарной полукруглой апсиды на востоке. На западе - 3-ярусная колокольня, к-рая завершает объем здания, перекрытого высокой скатной кровлей. Фасады храма и колокольни украшают широко распространенные в молдав. зодчестве этого времени плоские 2-ступенчатые ниши с арочными перемычками, к-рые придают массиву стены пластическую выразительность и светотеневую живописную игру. С композиционным замыслом колокольни как «четверика на четверике» диссонирует небольшая ротонда, сооруженная в 30-40-х гг. XIX в. Оригинальна декоративная система аркатурных ниш в нижнем ярусе колокольни: в плоские вытянутые ниши вписаны меньшие, более глубокие и вытянутые, а в них - миниатюрные оконца. Пропорциональный строй вписанных ниш основан на золотом сечении, что отражает специфику архитектуры Успенской ц. Пропорции здания церкви характерны для периода расцвета «молдавского» архитектурного стиля. Своеобразие архитектуры Успенской ц. выражено в преемственности форм и образа деревянной церкви XVII в., в строительстве к-рой принимал участие известный молдав. мастер Роман Калфа.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

свт. Николая в с. Хородиште р-на Кэлэрашь - отмечены его подписью. Две иконы из той же церкви - «Деисус» и «Богоматерь с Младенцем» - написаны в 1826 и 1827 гг. (последняя с подписью мастера), они показывают творческое развитие иконописца. Если бы не авторская подпись, их можно было бы приписать мастеру Герасиму. Применение светотени придало образам жизненность, лишило их традиционной аскетической неподвижности. Сходные приемы использованы в композиции «Благовещение» (1812) на царских вратах храма в с. Баймаклия, созданных иконописцами Константином и Мардаре, и на иконе «Свт. Николай» (1828, ц. св. Воевод в с. Ворничень) из с. Окница-Веке письма иконописца Заболотного. Усиление светского характера в иконописи отразилось на иконах сер. XIX в. Большой цикл икон, к-рый составлял часть иконостаса зимней ц. во имя свт. Николая мон-ря Кэприана, был создан мон. Иезекиилем в 1840-1841 гг. Сохранившиеся 8 композиций (пророки и праздники), несомненно, говорят о высоком профессиональном уровне мастера и его склонности к жанровой живописи. Парные образы пророков Илии и Исаии, Давида и Иезекииля, Даниила и Иеремии, Гедеона и Аввакума (1840) отличаются живописностью. Манера письма, напоминающая академическую живопись, отличает и др. монахов-иконописцев: Викентия из Вознесения Господня Гыржавского мон-ря (ныне в с. Хыржаука, р-н Кэлэрашь) - икона «Богоматерь Елеуса», Василия Александрова - икона «Богоматерь Елеуса» (1859) для церкви с. Нападены (ныне Нэпэдень). Во многих случаях определение времени написания иконы становится возможно благодаря надписям с именами жертвователей, напр. на иконе «Свт. Николай» из церкви с. Застынка указаны имена «рабов Божиих Афанасия Иванова Илиеша и жены его Марии» и дата вклада - «1853, ноября, 6 дня» ( Stavil . 2011. P. 58). Уже к нач. XIX в. многие мон-ри и церкви Вост. Молдавии предпочитали заказывать иконы, написанные в академическом стиле, несмотря на недостаток профессионалов. В 1826 г. в Одессе был заказан иконостас для собора в честь Преображения Господня в Бендерах (Тигине).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Архиерейский дом с Покровской ц. в Кишинёве. Нач. XIX в. (не сохр.). Фотография. 1912 г. Архиерейский дом с Покровской ц. в Кишинёве. Нач. XIX в. (не сохр.). Фотография. 1912 г. 21 авг. 1813 г. имп. Александр I Павлович утвердил образование в Заднестровской (Бессарабской) обл. Кишинёвской и Хотинской епархии. За правящим архиереем был сохранен не только титул митрополита, но и особые права и членство в Синоде. В новую епархию передали по 100 храмов из Херсонской и Екатеринославской епархий. Число храмов постепенно уточнялось; в 1818 г. указано окончательное число - 935 церквей, Вознесения Господня Гыржавский муж. мон-рь и 24 скита. Выполнены были и просьбы митр. Гавриила о передаче ему десятины ханских виноградников в Аккермане. 31 янв. 1813 г. состоялось торжественное открытие Кишинёвской ДС, в следующем году начало работу Кишинёвское ДУ. Семинария, до 1838 г. являвшаяся основным духовным учебным заведением для юж. регионов Российской империи, первоначально имела 2 класса: подготовительный и грамматический; в ней преподавался молдав. язык, в 1821 г. открыт богословский класс. К 1813 г. семинария была единственным учебным заведением в Бессарабии, в связи с чем бессарабский губернатор С. Стурдза предложил, чтобы в ней учились дети как духовенства, так и дворянства. В 1813 г. из 53 учеников только семеро были детьми священников, в 1814 г. в ней насчитывалось 78 учеников при 4 учителях, ректоре и префекте, в 1820 г.- 182. Митр. Гавриил дважды издавал указы, которыми обязывал духовенство под угрозой наказания отдавать своих детей в семинарию. В 1816 г. митр. Гавриил по желанию бессарабского дворянства открыл при семинарии благородный пансион, который просуществовал до 1834 г. и заменял собой обл. гимназию. Целью пансиона была подготовка чиновников для администрации; в нем преподавали учителя семинарии. В пансионе в 1820 г. состояло 18 учеников, 8 из них - дети местных дворян. В 1823 г. при пансионе был учрежден разряд казенных воспитанников из семей бедных заслуженных дворян в количестве 10 чел. (с 1824 - 12 чел.).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

или турецко-австр. войны, набеги татар - все это не позволяло знати, господарям или митрополии выделять значительные средства на основание и украшение монастырей и храмов, подобно тому как делали Василе Лупу или Константин Брынковяну. Начиная с 30-40-х гг. XVIII в. церковными ктиторами все чаще становятся купцы, ремесленники, мастеровые или кустари и даже крестьяне. Происходит рустицизация и рурализация как настенной живописи, так и иконописи, о чем свидетельствует простота и скромность убранства Каушанского храма, построенного на деньги значительного количества молдав. господарей и служившего одной из резиденций Проилавского митр. Даниила. В монументальной живописи Бессарабии XIX в. начинается переход от канонической иконографии к светской интерпретации евангельских и библейских сюжетов. К этому направлению принадлежат работы выпускника АХ И. И. Ковшарова для кафедрального собора в Кишинёве (1834-1836). Иконы, иконостас и росписи были выполнены художником по иконографической программе архиеп. Кишинёвского и Хотинского Димитрия (Сулимы) (не сохр.; см.: Силинь A. Материал для статистики церквей г. Кишинева//Кишиневские EB. 1869. 14. С. 382-386). В иных источниках упоминается имя др. выпускника АХ - Ф. Р. Райляна, который, очевидно, обновил позднее работу Ковшарова ( Pl m deal A. Artiti plastici din Basarabia//Viaa Basarabiei. 1933. N 11. Р. 50). К кон. XIX в. место иконописцев занимают светские художники, принесшие в церковное искусство академическую трактовку художественной формы. В нач. XX в. получает признание творчество П. А. Шилинговского, П. А. Пискарёва, Г. Н. Филатова, В. А. Иванова. Появляются иконы-картины, мало связанные с предыдущей эпохой. Сохранились росписи ц. в честь Вознесения Господня в Гыржавском мужском монастыре, выполненные местными художниками В. А. Блиновым, М. Стояновым и столичным худож. Шилинговским (1901-1906) ( Popa T., Sandu a A. Despre ce vorbesc zidurile mnstirii Hîrjuca. Chiinu; Hîrjuca, 2007. P. 11). Самым заметным художником нач.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Вознесенский Гыржавский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Вознесенский Гыржавский монастырь был основан в 1740 году как скит. О его основании имеется две легенды. Согласно первой, монаху по имени Хыржу трижды являлась во сне Богоматерь, повелевавшая обустроить обитель именно здесь, на поросшей лесом горе неподалеку от селения Гыржавка. По второму преданию, монастырь заложили два насельника Нямецкого монастыря и старец-мирянин. Первоначально скит находился на вершине горы, на естественных террасах. Насельники оградили его трехметровым рвом. Предосторожности нелишние – в ту пору местность сильно страдала от набегов крымских татар. Тем не менее, на горе был выстроен деревянный Успенский храм, каменно-саманные здания келий. В 1812 году по мирному договору с Турцией Бессарабия вошла в состав России. Скит был преобразован в монастырь и вошел в состав Кишиневской и Хотинской епархии РПЦ. Опасность набегов крымчаков уменьшилась, и обитель изменила свое первоначальное местоположение. С вершины горы ее перенесли на расстояние примерно 700-800 метров, к подножию. Старый Успенский храм в 1821 году перевезли в село Хиришены, где он существует и поныне. В 1818 году архимандритом монастыря стал уроженец Черногории Спиридон (Филиппович), который умело и рачительно правил им до 1846 года. Рассказывают, что рано приняв постриг, Спиридон, тем не менее, вступил на корабли адмирала Сенявина и много странствовал с ними по Европе, став свидетелем революций во многих европейских столицах. Наконец, отдавшись мирной хозяйственной жизни он, как архимандрит, выстроил двухэтажный келейный корпус, трапезную, гостиницу. В 1836 году было закончено строительство зимней церкви во имя св. Спиридона Тримифунтского при настоятельских покоях, а также летнего Вознесенского собора с колокольней. В начале XX века при монастыре была открыта приходская школа, имелась богатая библиотека. При монастыре был прекрасный сад, возделанный на склоне горы и поднимавшийся едва ли не до ее вершины. Для его орошения создали сложную гидротехническую систему, с плотинами, ключами, фонтанами и прудами. (В настоящее время сад, к сожалению, заброшен).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_Г...

Адрес: Республика Молдова, Ниспоренский район, с.Варзарешты Подробнее... Успенский мужской монастырь (Гербовец) [ править править код ] Успенский мужской монастырь (Хырбовец) (Кишинёвской епархии), находится в с. Гербовец (Хырбовец) Каларашского (Кэлэрашь) района Республики Молдовы. По преданию, основан в XVII в. как скит монахами бершадского Преображенского монастыря (совр. Винницкая обл., Украина), бежавшими от гонений униатов. Легенда объясняет название Гербовецкий монастырь тем, что один из них, иером. Иоанникий, был горбат (молд.- гырбовит). Решением Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. Гербовецкий монастырь был открыт, наместником утвержден игум. Серафим (Гончар). К 2006 г. ежедневные богослужения совершаются в Успенском соборе и Свято-Духовской церковь Восстановлены и построены трапезная, дом настоятеля, 3- и 1-этажные келейные корпуса. В Гербовецкий монастырь находится школа для псаломщиков (20 учащихся), переведенная в 2001 г. из Михаила архангела муж. монастыря с. Киштелница. Гербовецкий монастырь имеет 6 га земли, хозяйственный двор, столярную мастерскую. В мон-ре 20 насельников, с 7 окт. 2000 г. наместник - архим. Никандр (Мунтяну). Адрес: Республика Молдова, Каларашский район, с. Гырбовец Подробнее... Вознесенский Гыржавский мужской монастырь [ править править код ] Вознесенский Гыржавский монастырь был основан в 1740 году как скит. О его основании имеется две легенды. Согласно первой, монаху по имени Хыржу трижды являлась во сне Богоматерь, повелевавшая обустроить обитель именно здесь, на поросшей лесом горе неподалеку от селения Гыржавка. По второму преданию, монастырь заложили два насельника Нямецкого монастыря и старец-мирянин. Первоначально скит находился на вершине горы, на естественных террасах. Насельники оградили его трехметровым рвом. Предосторожности нелишние – в ту пору местность сильно страдала от набегов крымских татар. Тем не менее, на горе был выстроен деревянный Успенский храм, каменно-саманные здания келий. В 1812 году по мирному договору с Турцией Бессарабия вошла в состав России. Скит был преобразован в монастырь и вошел в состав Кишиневской и Хотинской епархии РПЦ. Опасность набегов крымчаков уменьшилась, и обитель изменила свое первоначальное местоположение. С вершины горы ее перенесли на расстояние примерно 700-800 метров, к подножию. Старый Успенский храм в 1821 году перевезли в село Хиришены, где он существует и поныне.

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

2696. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 октября 2000 года: 1. Освободить игум. Серафима (Гончара) от должности наместника обители. 2. Назначить на эту должность архим. Никандра (Мунтяну), освободив его от должности наместника Свято-Михаиловского Киштельнического мужского монастыря. –2000, 11, 4. -------- 2697. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить открытие Свято-Вознесенского Гыржавского мужского монастыря, Республика Молдова. 2. Утвердить наместником обители игум. Евлогия (Николенко). – 1995, 5, 15. -------- 2698. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить возобновления монашеской жизни в Давидова-Вознесенской пустыни пос. Новый Быт Московской области. 2. Назначить настоятелем обители иером. Германа (Хапугина) с возведением в сан игумена. – 1995, 5, 13. -------- 2699. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 ноября 1983 года: О работах по реставрации архитектурного комплекса Даниловского монастыря. – 1984, 1, 9. 2700. ЕВЛОГИЙ, архим. Посещение Святейшим Патриархом Пименом Даниловского монастыря. – 1984, 1, 18. 2701. ЕГО ЖЕ. Восстановительные работы в Даниловском монастыре начаты. – 1984, 1, 19. 2702. К СООБЩЕНИЮ о передаче Московскому Патриархату Даниловского монастыря. – 1984, 2, 5. 2703. ЗАСЕДАНИЕ Ответственной комиссии по реставрации и строительству Данилова монастыря в Москве. – 1984, 4, 6. 2704. ЕВЛОГИЙ, архим. Из летописных сведений о святом князе Московском Данииле. – 1984, 5, 13. 2705. ЕВСТАФИЙ, игум. Престольный праздник в Московском Даниловом монастыре. – 1984, 11, 18. 2706. АЛЕКСИЙ, священноинок, СОКОЛОВ Ф., диак. В святые рождественские дни. – 1985, 3, 10. 2707. ДАНИИЛ, иерод. В Московском Даниловом монастыре. – 1985, 5, 15. 2708. МАКАРОВ А. Постриг в Даниловом монастыре. – 1985, 7, 11. 2709. В МОСКОВСКОМ Даниловом монастыре. – 1985, 8, 14. 2710. АЛЕКСИЙ, митр. Открытие текущего счета “Фонд реставрации и строительства ансамбля “Данилов монастырь”. – 1985, 11, 39. 2711. ЕВЛОГИЙ, архим. Праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери в Даниловом монастыре. – 1985, 11, 47.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гержавка. Вознесенский Гыржавский мужской монастырь. Церковь Спиридона Тримифунтского. Biserica Ortodox Moldoveneasc " Sfântul Ierarh Spiridon " Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Статьи Статей пока нет. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=29726

Самыми старыми монастырями на территории бывшего Молдавского княжества являются обители, основанные в XIV в. Это запрутские монастыри Нямц и Побрата, находящиеся теперь на территории Румынии. Крупнейшие монастыри были основаны в XV–XVIII вв. в глубине Кодр. Это Варзарештский (1430 г.), Каприанский (1429 г.), Гербовецкий (сер. XVII в.) и Гыржавский (1740 г.) монастыри. На территории последнего монастыря находится широко известный в народе «Источник молодости», обладающий необычными целительными свойствами. Одним из старейших в Молдове является Каприанский мужской монастырь, где в старые времена находилась резиденция митрополита. Монастырю всегда покровительствовали местные государи, здесь жили знаменитый молдавский летописец Евфтимий и один из первых молдавских поэтов монах Киприан, монастырь обладал одной из самых крупных библиотек. Из-за частых набегов татар, а позднее турок в XIV–XV вв., на территории Бессарабии получили распространение скальные монастыри, особенно по берегам Днестра. Старейшие из них – вЦипово, Пештере,Жапке, Маловатеи Сахарне. Последний по праву считается одним из крупнейших паломнических центров Молдовы. Здесь, на одной из скал, почитается драгоценная святыня – «след Святой Марии», явившейся однажды в видении одному из монахов. Явление Пресвятой Богородицы стало несомненным свидетельством божественной чистоты этого места. Много монастырей появилось на этих землях в конце XVIII – начале XIX в.: Курковский, Новонямецкий, Хынковский и другие. В 1812 г. по Бухарестскому договору Бессарабия вошла в состав России, на территории которой была образована Кишиневская епархия. После русской революции 1917 г. образовалась Молдавская республика, которая в 1918 г. воссоединилась с Румынией, где пребывала до 1940 г. После присоединения Молдавии к СССР на этой территории вновь была образована Кишиневская епархия. Сейчас в Молдове около 30 действующих монастырей и скитов, подчиняющихся Кишиневской епархии. После распада СССР Московский Патриархат предоставил Кишиневской епархии статус самоуправляемой Молдавской церкви. А Синод Румынской православной церкви в 1992 г. принял решение о восстановлении ликвидированной в 1944 г. Бессарабской митрополии. В результате на одной территории оказались действующими параллельно две православные митрополии, что создало ненормальную ситуацию. Русская и Румынская Церкви, чтобы разрешить возникший конфликт, давно ведут переговоры по этому вопросу. Гербовецкая икона Божией Матери

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Файл : Akbapeль-цepkobь.jpg Материал из Азбука паломники Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском монастыре. Акварель. Художник В. П. Туканов. 1945 год История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 123 × 200 (25 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Название изображения VO_257 Примечание JPEG-фaйлa VO_257 Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Акварель-...

   001   002