Время, прошедшее между съездами, охарактеризовалось повышением креативности миссионерского служения, выразившегося в поиске новых форм, методов и стилей православного свидетельства. Многие миссионеры осознали, что их служение не замыкается в национальных и политических границах, а миссия Русской Церкви носит вселенский, универсальный характер. Участники Съезда отмечают, что, несмотря на реализованные в последнее время крупные проекты в сфере миссионерского служения и оживление интереса к проблемам миссии в значительной части церковного народа, миссионерская деятельность Русской Православной Церкви не носит системного характера. В связи с этим Съезд обращает внимание на необходимость создания миссионерской инфраструктуры, которая могла бы координировать усилия миссионеров, священнослужителей и мирян, осуществляющих свою деятельность на всей канонической территории нашей Церкви. Первичным и важнейшим звеном в создаваемой инфраструктуре должна стать «Миссионерская служба прихода», возглавляемая миссионерски активным членом общины, назначаемым Священноначалием для организации всего миссионерского служения на приходе. В рамках миссионерского служения на приходе Съезд рекомендует: - наладить выпуск приходского листка для бесплатной раздачи с разъяснением смысла совершающихся в храме таинств и священнодействий: Божественной Литургии, Исповеди, Крещения, Великого освящения воды, и других, а так же брошюр, видеофильмов духовно-просветительского содержания; - осуществлять в дни праздничных и воскресных дней подготовку материалов с информацией о богослужении, включающей тексты Евангелия и Апостола на русском языке, а также их краткое объяснение и рассказ об отмечаемом событии в форме проповеди; - вести просветительские беседы и инструктаж с сотрудниками храма, имеющими постоянный контакт с прихожанами – работниками свечного ящика, дежурными; - формировать из числа прихожан группы по возрасту для проведения катехизических бесед и проводить эти беседы; - устроить в специальном помещении экспозицию просветительского или краеведческого характера для организации экскурсий и проведения бесед;

http://azbyka.ru/katehizacija/itogovyj-d...

В Москве пройдет финальный тур Всероссийской олимпиады по богословию 14 апреля 2023 г. 12:32 19-21 апреля 2023 года, на Светлой седмице, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве пройдет второй тур II Всероссийской общецерковной олимпиады по богословию для студентов высших духовных учебных заведений и теологических подразделений. Первый, региональный, тур завершился 10 марта. Заявки на участие в нем подали более 100 человек из 45 учебных заведений. Экспертной группой, состоящей из представителей ведущих учебных заведений Русской Православной Церкви, были выбраны лучшие работы, а также проведено тестирование участников олимпиады. Авторы лучших работ, получивших положительную оценку за тестирование (50 студентов из 30 учебных заведений), примут участие во втором туре. Как и во время первой олимпиады по богословию, программа второго тура будет состоять из двух частей: написания творческой работы (эссе) и выполнения тестовых заданий. Перед началом второго тура олимпиады будет совершен торжественный молебен. Помимо непосредственного участия в олимпиаде в конкурсные дни студентам будет предложена обширная культурная программа. Завершится финальный тур 21 апреля праздничным богослужением, которое возглавит управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий , и торжественным актом. В мероприятиях заключительного дня также примет участие группа студентов Таврической духовной семинарии, планирующая паломническую поездку в Москву в дни Светлой седмицы. Первая Всероссийская олимпиада по богословию среди студентов выпускного курса бакалавриата высших духовных учебных заведений и теологических подразделений вузов России, имеющих церковную аккредитацию, была по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организована и проведена в апреле 2022 года Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Патриаршим советом по культуре . Первый тур первой Олимпиады был проведен на региональном уровне, после чего его победители из разных регионов страны были приглашены в Москву для участия во втором туре. Во втором туре, прошедшем в стенах Сретенской духовной академии 27-29 апреля 2022 года, приняли участие 46 человек. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6018517.ht...

Регентовать я никогда не пробовала, но то, что я с детства была в храме, мне очень помогло. Поначалу было непросто, особенно тяжело дались первые полгода - скучала по близким, была ностальгия по родным местам. Но, с другой стороны, здесь я попала в большую семью: мы действительно друг друга поддерживали, выручали. Воспитатели, отец Сергий Кляев (директор Саратовского межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы.- Авт .) и матушка Надежда Викторовна Кляева (заместитель директор.- Авт .) стали для нас близкими людьми, в разных жизненных ситуациях мы с ними тоже советовались. Мы и сейчас поддерживаем отношения. С однокурсницами тоже стараемся не терять связь - это становится всё тяжелее, девочки в разных городах живут, обзаводятся семьями, но мы созваниваемся, иногда встречаемся. В училище мы получали образование с точки зрения узкой специализации - регентской. В светском вузе будущему регенту столько всего не смогут дать. За время учебы у нас сменилось несколько старших регентов, и у каждого мы смогли чему-то научиться. Ведь каждый регент индивидуален. На уроках, которые вели священники, мы не только изучали основы вероучения и богослужения - поднимались духовные проблемы, батюшки пытались объяснить нам какие-то жизненные моменты. Ведь регент - это не просто дирижер: он должен быть профессионалом как музыкант, но прежде всего он должен быть верующим и глубоко понимающим церковную жизнь человеком. На сегодняшний день певчие, к сожалению, чаще всего мало воцерковлены, и те слова, которые они поют, им не всегда понятны. Регент должен помочь им понять смысл песнопений. На старших курсах была практика - я регентовала в больничном храме во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Как и любому человеку, мне было непросто прийти в новое место, где всё устроено по-своему. Об этом храме у меня очень теплые воспоминания - он такой маленький, уютный, было ощущение, будто я дома нахожусь». Но домой Юлия не вернулась. В Саратове она познакомилась со своим будущим супругом, к тому же после окончания училища ей предложили остаться и преподавать в нем богослужебную практику. Затем она поступила в Саратовскую консерваторию на кафедру дирижирования, а в 2014 году по благословению Митрополита Лонгина возглавила праздничный хор Покровского храма. Камешки в мешке

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Одна из крупнейших в епархии приходских богаделен, рассчитанная на 12 мужчин и 12 женщин, находилась при ст. Окуловка Николаевской железной дороги (освящена 7 янв. 1908). Каменное здание построено приходским попечительством под председательством И. А. Соина, к-рый внес 4933 р.- 2/3 истраченной суммы ( Н. Из ст. Окуловки Ник. ж. д.//Новгородские ЕВ. 1908. 4. С. 116-117). В период первой мировой войны в Новгороде было открыто 2 лазарета на средства новгородских мон-рей и приходов: в бывш. доме гр. Орловой-Чесменской близ Юрьева мон-ря и в Арсениевском епархиальном доме. В лазаретах велась духовно-просветительная работа, помимо проповедей и богослужений шло обучение грамоте, арифметике, проводились религиозно-нравственные чтения, а в епархиальном доме даже играли на фисгармонии (Новгородские ЕВ. 1914. 44. С. 1423). Кухню и столовую этих лазаретов обслуживали монахини новгородских мон-рей, они же шили одежду для раненых. В Кирилловом Белозерском мон-ре отвели помещение для приема беженцев (в гостинице) и подготовили одно из зданий под лазарет на 20 чел. Созданный в начале войны Епархиальный комитет по призрению больных и раненых воинов с 1916 г. возглавлял еп. Тихвинский Алексий (Симанский). Н. и С. е. оказывала большую помощь защитникам родины и их семьям, отправляя пожертвования на их нужды. Напр., староста Тихвинского собора выдал из средств собора 75 р. в пользу Красного Креста и такую же сумму - в пользу местных семейств запасных солдат; приходское попечительство ольховской Казанской ц. Череповецкого у. пожертвовало 50 р. семьям ушедших на войну и 200 р.- в Череповецкий Комитет Красного Креста; Любытинская ц. Боровичского у. пожертвовала 500 р. в пользу Красного Креста и 100 р.- Новгородскому епархиальному комитету (Новгородские ЕВ. 1914. 37. С. 1180-1181). На Рождество и Пасху из Новгорода отправляли праздничные подарки вместе с поздравлениями и благопожеланиями владыки. А. А. Гаврилова, А. К. Галкин, А. П. П. Святыни и крестные ходы в XVII - нач. XX в. В XVII в. на территории епархии подвизались более 40 подвижников, из них 25 - выходцы из Соловецкого мон-ря, 7 - из Кожеезерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Однако уже вскоре, опасаясь усиления влияния Хорватии на «своей» территории, итальянцы стали пресекать эти акции и даже поддерживать сербов. Этой тактики итальянские войска придерживались и в занимаемой ими первые три месяца войны юго-западной части так называемого независимого государства Хорватия (в Герцеговине). Первый подобный случай произошел в районе г. Книна. 21 мая 1941 г. к командиру размещенной там итальянской дивизии пришли три хорватских чиновника во главе с францисканским священником Векославом Шимичем и заявили, что берут в свои руки гражданскую власть в этом регионе. На вопрос итальянского генерала о том, какую политику они намерены проводить, францисканец ответил: «Как можно быстрее перебить всех сербов». Впоследствии о. В. Шимич не только стал организатором массовых злодеяний в Книне, но и лично убил несколько сербов. Командир дивизии доложил об этом в Рим, и хотя размещенным в Книне итальянцам не разрешили вмешиваться во внутренние дела Хорватии, они начали неофициально оказывать поддержку взявшимся за оружие сербам. Уже в конце мая, после начала массовых убийств, часть жителей Книна бежала в горы, где была создана одна из первых в Хорватии групп вооруженного сопротивления под командованием православного священника из г. Стрмице князя Момчило Джуича, объявившего себя четником. После ухода в горы о. М. Джуич сразу установил связь с итальянскими офицерами, и те вскоре начали снабжать его отряд оружием и продовольствием. [xiv] 28 августа на праздничном православном богослужении в Книне присутствовали итальянские офицеры, и священник в проповеди отметил, что последние три месяца сербы свободно окормляются в церкви благодаря итальянским властям. 5 октября 1941 г. сам о. Момчило Джуич с разрешения итальянцев совершил в церкви Книна поминание сербов, погибших в борьбе с хорватскими усташами. [xv] В дальнейшем священник М. Джуич получил от Д. Михайловича звание войводы и возглавил одно из самых боеспособных формирований четников – Динарийскую дивизию. После выхода Италии из войны он продолжил борьбу с усташами, а также с коммунистическими партизанами, и в мае 1945 г. увел свою Динарийскую дивизию (10-12 тыс. человек) в Италию.

http://bogoslov.ru/article/1147640

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская Ураза-Байрам без происшествий Интервью с пресс-секретарем префектуры ЦАО Москвы Павлом Большуновым 8 августа мусульмане отмечают один из своих главных праздников Ураза-Байрам. Павел Юрьевич Большунов, пресс-секретарь префектуры Центрального Административного Округа города Москвы, рассказал " Религаре " о мерах содействия и безопасности, предпринимаемых столичными властями в связи с грядущими празднованиями. – Как готовятся городские структуры к празднику Ураза-Байрама? – В этом году специально к празднованию Ураза-Байрама создан штаб, который возглавляет заместитель временно исполняющего обязанности мэра Александр Николаевич Горбенко. В этом штабе задействованы все силы и средства, призванные обеспечить порядок и безопасность, включая духовное управление мусульман России. Представители штаба будут находиться в специальном автобусе на пандусе спорткомплекса " Олимпийский " . Это центр содействия организации праздника. Все духовные организации Москвы проинструктированы о том, как себя вести. Департамент по национальной политике и связи с религиозными организациями координирует их действия. Начало мусульманского праздника совпадает по времени с началом чемпионата мира по легкой атлетике. Поэтому усилены меры безопасности. С учетом оперативной обстановкиВ этом году впервые принято решение о том, что при проходе на территорию богослужения участники должны будут предъявлять паспорт или документ, удостоверяющий личность. Духовное управление мусульман предупредили о том, что недопустимо вести какую бы то ни было незаконную торговлю: ни культовыми вещами, ни предметами повседневного спроса. Правоохранительные органы будут очень строго за этим следить. В центре это касается двух мест: Соборной мечети в Выборном переулке и Исторической мечети в Замоскворечье на Большой Татарской улице. – Какие еще меры будут приняты? Московский метрополитен сегодня вывесил объявления на всех станциях метро, предупреждающие о возможных очередях в связи с проведением грядущего мусульманского праздника. Граждан, особенно участников праздничных мероприятий, настоятельно просят приобретать билеты сразу на несколько поездок.

http://religare.ru/2_102015.html

И можно было видеть, как города и деревни, еще недавно полные толп народа, на следующий день стояли в мертвой тишине, всеми покинутые. Сыновья бежали от непогребенных тел своих родителей; родители бессердечно забывали свои обязанности и оставляли своих детей лежать в смертельном бреду. И если кто-то из старой привязанности хоронил своих ближних, то оставался сам непогребенным, хоронящие умирали во время похорон… Можно было думать, что мир снова погрузился в первозданную тишину: не было ни шума на полях, ни свистков пастухов, ни диких зверей, поджидающих скот, не причинялось вреда домашней птице. Посевы оставались стоять после жатвы и, не потревоженные, ожидали жнецов; никто не входил в виноградники, полные глянцевитых ягод, хоть и облетала уж листва и зима стояла на пороге. Все время дня и ночи в ушах гремели военные трубы, и многие считали, что слышат шум надвигающегося войска. Поля превратились в места погребения людей, в людские дома вселялись дикие звери» 445 . 7 мая 559 г. случилось еще одно бедствие, особенно огорчительное для Юстиниана. Когда уже заканчивались восстановительные работы над сводом Софийского храма, разрушенного землетрясением, из-за технических ошибок рухнула его восточная часть, обрушившаяся на алтарный киворий. По повелению императора восстановленный купол был поднят «в высоту более чем на 20 пядей сравнительно с прежним» 446 . Вторичное освящение восстановленного кафедрального храма имперской столицы состоялось 20 декабря 562 г. Богослужение возглавил патриарх Константинопольский святой Евтихий, в праздничном торжестве участвовал святой Юстиниан. Телесные немощи одолевали престарелого императора, но он продолжал исполнять свой долг и держать бразды государственного правления в собственных руках, никому их не передавая даже и после того, как переступил порог своего восьмидесятилетия. Но душа его, и ранее находившая утешение в помышлениях о горнем и вечном, о «едином на потребу», теперь, в преклонные годы, с особой отрадой и постоянством предавалась богомыслию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С 1 марта 1942 г. при университете начали функционировать богословские курсы для студентов всех факультетов, созданные совместно начальником Православной Миссии и ректором университета профессором Часовниковым, а в будущем планировалось образовать отдельный богословский факультет (он так и не был создан из-за противостояния германских ведомств). [lviii] 20 мая 1943 г. при Одесском университете был открыт антикоммунистический институт, который лично возглавил ректор Часовников. На открытии присутствовали представители военных, гражданских властей и руководитель Духовной Миссии. [lix] Весной 1942 г. из 285 православных клириков Транснистрии 133 имели румынское или молдавское происхождение (115 священников, 5 диаконов и 13 псаломщиков), румынами были 7 настоятелей монастырей; остальные 88 священников, 10 диаконов и 54 псаломщика являлись украинцами и русскими. Все молдавские приходы уже имели своих священников, славянские же по-прежнему испытывали острую нехватку духовенства, так, в районе Веселиново (Березовского уезда) был только один священник на 50 деревень. К концу июня того же года в Транснистрии служили уже 287 священников, 18 диаконов и 106 псаломщиков. Осенью 1942 г. из 461 клириков, окормлявших население территории между Днестром и Бугом, 265 были направлены из Румынии. К началу 1944 г. число священнослужителей в «Заднестровье» достигло 617. [lx] Правда в одном из сообщений прессы осенью 1943 г. говорилось о назначении 1100 священников, но там речь шла о всех отвоеванных румынскими войсками землях, то есть, вероятно, о Транснистии, Северной Буковине и Бессарабии. [lxi] В Транснистрии было официально введено несколько церковных праздников в качестве «национальных праздников румынского государства»: Рождество, Крещение, Пасха, Троица, Вознесение и Преображение, однако в случае срочной работы (например, во время уборки урожая) работникам могли запретить посещать богослужения в воскресные и праздничные дни. [lxii] В Одессе Миссия имела довольно крупное издательство, которым руководил главный редактор А. Балясный, и собственную типографию. Здесь Миссия стала издавать газету «Православная жизнь» на русском и журнал «Транснистрия Хриштина» («Христианская Транснистрия») на румынском. Кроме того, с лета 1943 г. для широких слоев населения еженедельно выпускался специальный журнал «Христианский вестник» тиражом в 40 тыс. экземпляров, а в мужском монастыре Беренад по инициативе его настоятеля иеромонаха Варлаама (Кирицы) дважды в месяц издавалась газета «Воскресенье» с параллельным тестом на русском и румынском языках, также выходили молитвенники и церковные календари. [lxiii]

http://bogoslov.ru/article/656557

          Сергей Юрьевич Бидонько рассказал:   " Наше предприятие ведет благотворительную деятельность в двух направлениях. Во-первых, восстанавливаем храмы, которые находятся на территории Карпинска. Один из них - это Богословский Введенский собор, который в свое время был разрушен. Сейчас идет реставрация, и предприятие очень активно участвует в восстановительных работах. Это выражается и в материальной поддержке, и в рабочей силе, и в других приходских нуждах.           Второе направление - это очень серьезная работа в Северном управленческом округе, на всей его территории. Наше предприятие оказывает помощь разнообразную: в округе много сейчас ведется работ, связанных с восстановлением. Это материалы, это техника, и в других городах потихоньку все порушенное восстанавливается " .           На территории Северного управленческого округа Свердловской области, возглавляемого управляющим Иваном Граматиком, возрождаются храмы в Верхотурье, Серове, Краснотурьинске, Карпинске, строятся в Ивделе и во многих других населенных пунктах.           В отдаленных уральских городах, поселках и крохотных деревнях - полноценная духовная жизнь. Как и повсюду, многолюдны праздничные богослужения. Как и повсюду, добрые люди жертвуют свои средства на то, чтобы церковные здания становились всё краше, всё благолепнее.           И для множества уральцев благотворительность становится потребностью души. Так же, как и для Сергея Бидонько, выросшего в верующей семье, воспитанного благочестивыми родителями Юрием Григорьевичем и Любовью Яковлевной. В 1930-х годах семья Бидонько, вместе с тысячами других, была сослана с Украины на Урал, как " контрреволюционный элемент " . Поколения этой семьи уже более 80-ти лет живут здесь, и давно, как говорится, " пустили корни " в суровую уральскую землю.           По словам Владыки Викентия, " отрадно, когда в российских семьях воспитываются дети, которые, став взрослыми, совершают добрые дела, дела милосердия и сострадания к ближнему. Именно так должно быть в каждой семье, по всей русской земле " .

http://pravoslavie.ru/26237.html

В Енисейске святитель работал в городской больнице, где блестяще выполнял хирургические, гинекологические, глазные и другие операции, а также вел большой прием у себя на квартире. Сам владыка вспоминал: «Мой приезд в Енисейск произвел очень большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими». Но возрастающая популярность ссыльного епископа сделала невыносимым его пребывание со стороны местных властей, кроме того, благодаря активной проповеднической деятельности святителя православное население Енисейска перестало посещать обновленческие церкви и окормлялось у святителя Луки. В результате из Енисейска уже местные власти переправили ссыльного в еще более глухой край - в Туруханск. По воспоминаниям святителя, его встретили очень хорошо: «В Туруханске, когда я выходил из баржи, толпа народа, ожидавшая меня, вдруг опустилась на колени, прося благословения. Меня сразу же поместили в квартире врача больницы и предложили вести врачебную работу. Незадолго до этого врач больницы, поздно распознав у себя рак нижней губы, уехал в Красноярск, где ему была сделана операция, уже запоздалая, как оказалось впоследствии. В больнице оставался фельдшер, и вместе со мной приехала сестра из Красноярска - молодая девушка, только что окончившая фельдшерскую школу и очень волновавшаяся от перспективы работать с профессором. С этими двумя помощниками я делал такие большие операции, как резекция верхней челюсти, большие чревосечения, гинекологические операции и немало глазных». Работая в больнице, владыка, как и раньше, благословлял больных. По воскресеньям и праздничным дням святитель совершал богослужения в церкви, которая находилась на расстоянии чуть меньше километра от больницы, но прихожане решили, что выезд архиерея в храм должен происходить с большим почетом, на покрытых ковром санях. Духовная жизнь с прибытием в Туруханск святителя заметно оживилась. Местная община подчинялась Красноярскому живоцерковному раскольническому архиерею. Владыка Лука своей проповедью о грехе раскола и неканоничности обновленческой церкви привел к покаянию всю туруханскую паству, присоединив ее к законной Православной Церкви, возглавляемой Патриархом-исповедником Тихоном. Все это послужило поводом к дальнейшей высылке святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010