Патриарх Николай в рассказе, написанном им позднее по поводу этих событий, старался, что совершенно понятно, представить свое поведение с самой выгодной стороны. Если поверит ему, он на следующий же день по вступлении императора в брак, стараясь убедить его, не жалел ни советов, ни уговоров; он умолял его в ожидании приговора патриархов немедленно удалить Зою и отнюдь упорством своим не возбуждать раскола в церкви; на все эти прекрасные слова Лев будто бы отвечал одним отказом. В действительности патриарх, по-видимому, выказал относительно царя гораздо менее энергии и непреклонности; желая, главным образом, заслужить прощенье, он, по-видимому, напротив, старался умилостивить василевса полной готовностью уладить дело. Из источников менее сомнительных, чем письмо Николая, видно, что патриарх то искал в писаниях святых отцов места, на основании которых возможно оправдать четвертый брак, то поощрял Льва преступить, несмотря на запрещение и, не дожидаясь решения патриархов, церковный порог, прямо объявляя, что он сам выйдет к нему при этом на встречу. Надеялся ли Николай, побуждая императора к ложному шагу, еще больше восстановить против него общественное мнение, и без того сильно возбужденное? Хотел ли скорей своей предупредительностью заставить забыть злополучное письмо, доказывавшее его беззаконие? Относительно такого человека оба предположения возможны. Во всяком случае, император не захотел поддаться внушениям патриарха. «Пока не увижу епископов, прибывших из Рима, говорил он, не хочу пользоваться свободой, какую ты мне предоставляешь помимо них». Тем временем с Запада пришли добрые вести. Посланные императора уведомили его, что папа вовсе не порицает четвертого брака и что легаты собираются отправиться в путь и везут желанное разрешение. Это вызвало внезапную перемену в поведении патриарха. Покуда брачный вопрос, оставаясь нерешенным, ставил императора, до известной степени, в зависимость от патриарха, Николай мог думать на законном основании, что царь, нуждаясь в нем, будет вынужден щадить его, и что при подобных обстоятельствах ему будет легко при помощи добрых услуг заставить забыть его преступление государственной измены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Похвалив веру и благочестие пасомых, преосвященный Феофан приглашает их навсегда сохранять дух мири и любви, твердо держаться основных начал веры и жизни христианской, непреклонно идти «царским путем, указанным св. православною церковью, яже есть столп и утверждение истины», и убегать всевозможных прельщении и лжеучений. С своей стороны, преосвященный Феофан обещает неуклонно следовать началам истинной веры и благочестия во время своего архипастырского служения, первым долгом которого он поставляет проповедание слова Божия, и просит пасомых «постараться узнать (проповедуемую им) волю Божию и, узнавши, исполнять во всей широте предписания и по всей силе усердия». «Помолимся, братия, – говорит в заключение преосвященный Феофан, – да благословит Господь сие новое лето нашей жизни и да дарует нам во взаимном внимании друг ко другу дружелюбно пройти уреченное нашему сожитию время в сливу Божию и общее всех нас спасение. Покров Матери Божией, молитвы всех святых, здесь почивающих, да осеняют нас и, непрестанно согревая, да возбуждают на труды и укрепляют в них. Аминь» 148148 . Этой своей вступительной речью пр. Феофан как бы начертал программу для своей предстоящей многотрудной архипастырской деятельности на Владимирской кафедре, и он до конца остался верен указанной программе. Трудов преосвященному Феофану во Владимире предстояло много, но они облегчались для него нем опытом, который он приобрел во время архипастырского служения в Тамбове. Во Владимире, как и в Тамбове, пр. Феофан ревностно заботился о подъеме народного образования, пользуясь теми же, что и там, средствами-увеличением числи церковно-приходских школ, устроением и благоукрашением храмов Божиих и усилением проповеднической деятельности пастырей. Он здесь так же, как и там, побуждал пастырей открывать новые церковно-приходские, безмездные и воскресные школы; давал им правила и наставления, как вести дело христианского обучения и воспоминания детей; приглашал благочестивых людей к пожертвованиям, на дело народного образования; поощрял их своим благодарностями, архипастырскими благословениями и представлением высшему начальству к соответствующим наградам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Он всего себя предал заботам о благосостоянии киновии, о благе всего столь многочисленного и разнородного населения, собравшегося в ее священную ограду, и в деятельности своей был неутомим. Неопустительно присутствуя при всех бдениях и службах церковных, первым являясь в храм Божий и последним оставляя его, великий авва сам смотрел потом за состоянием разных частей и заведений обители, входил во все ее нужды и потребности, наблюдал за работами и занятиями иноков и делал необходимые распоряжения. Главным и постоянным предметом его попечения были иноки. Бдительно наблюдал Феодосий за их нравственным состоянием, возбуждал к ревностному исполнению принятых ими на себя обязанностей, поощрял к непрерывному труду, утешал, давал советы и указания, обличал и вразумлял согрешающих, поддерживал падающих, поучал и наставлял. И не уставал он особенно поучать и наставлять братий, зная, что слово, произносимое от души, часто повторяемое, действует на душу так же, как капля, долго падающая на камень. Поучал он при каждом случае, черпая мысли и наставления из Слова Божия, которым питал и свою душу, из святоотеческих творений, особенно из аскетических трудов Василия Великого , которые особенно он любил и изучал; обращался к собственному опыту, представляя в пример самого себя; обращался и к природе. И поучения Феодосия были убедительны и с силой: действовали на ум, говорили сердцу, трогали чувство, побуждали волю к добру. Ибо слова святого мужа происходили, говорит его жизнеописатель, от обитавшей и действовавшей в нем благодати Святого Духа, источника премудрости и истинного ведения. Любовь его к братиям была беспредельна, ревность о их спасении безгранична. В обращении с ними, вместе с этими свойствами, он проявлял и другие великие качества: кротость, смирение, снисходительность и терпение. Для спасения братий ревностный пастырь употреблял все средства: внушения, замечания, выговор, ободрение, обнадеживание, просьбу, но бывал и строг: за тяжкие проступки отлучал виновного на известное время от общества братий и даже совсем изгонял из обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это духовное рождение действует: 1) Верою во Христа, как говорит апостол: всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5:1). 2) Святым Духом: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин. 3:5; 1 Кор. 6:11). 3) Святым Крещением, как учит Христос: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). 4) Взрослым до Крещения нужно наставление из Слова Божиего, ибо от слушания слова Божиего зачинается вера, по сказанному: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). И святой апостол Петр говорит верным: возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Поэтому взрослым необходимо наставление до Крещения, а младенцам крещеным – как только начнут в возраст приходить и учение понимать. § 300. Поскольку в человеке, который христианскую веру и Крещение принял, имеются два рождения – ветхое, или плотское, и новое, или духовное, то от этих двух рождений восстает в нем брань духа и плоти, или, проще сказать, двоякая наклонность, движение, побуждение и поощрение. Эти рождения противоположны и каждое из них содержит свое свойство, и сердце человека наклоняет и побуждает к тому, что каждому свойственно. Об этом святой апостол так говорит: Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:17). Плотское рождение склоняет христианина к плотскому мудрованию, а духовное – к мудрованию духовному. Плотское подвигает его к исканию чести, славы, земного богатства, а духовное отводит от этого и движет к исканию вечных благ, славы и блаженства вечного. Плотское побуждается к гордости и высокоумию, а духовное – к смиренномудрию. Плотское поощряет к гневу, ярости, злобе, мщению, а духовное отвращает от этого, и поощряет к терпению, тихости, незлобию, кротости. Плотское побуждает ненавидеть ближнего, а духовное от этого уклоняет и склоняет к любви. Плотское движет к немилосердию и жестокости, а духовное – к милосердию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Следовательно: 1) Должно нам, христианин, отрекшимся от сатаны и злых дел его, вновь к нему и злым его делам не возвращаться, чтобы не остаться вовеки в темной его области, к крайней нашей беде. 2) Обеты, данные Богу при Крещении, хранить. Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2 Тим. 2:13). Как принимает в Свою милость верующих в Него, так и вовеки содержать их в милости обещает: Милость Моя к тебе не оскудеет (Ис. 54:10). И в прочих местах Святого Писания то же говорится нам в утешение. Итак, должно и нам верными быть, и быть до смерти, да получим Его милостивое обещание, по сказанному: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10). 3) Эти обеты пусть находятся перед очами родителей, и пусть напоминают их своим малым детям, как только начнут в возраст и разум приходить и понимать слово учения. И юность, ко злу склонную, ими, как уздой, пусть удерживают от страстей бесчинных, и в страхе Божием содержат. Пусть эти обеты обращаются всегда перед пастырями и поощряют их прилежно хранить стадо овец Христовых, им порученных, и часто им их предлагать. Сии обеты да отвращают судей от неправды, и да научают хранить правду, удерживать руки свои от взяток, не быть лицеприятными в суде, отирать слезы обиженных и смирять обижающих. Эти обеты да поощряют господ с рабами своими христианами обходиться, как с братьями, так как господа и рабы единого Господа на небесах имеют, Которому те и другие обещались верно служить. Да обращаются, наконец, эти обеты перед всеми, людьми всякого чина, звания, возраста, обоего пола, которые в Крещении имена свои и себя записали и отдали Христу, и да побуждают к истинному благочестию, да будут верными Его рабами, и не постыдятся в день славного Его второго пришествия. 4) Святое Крещение не приносит никакой пользы тем христианам, которые обетов своих, данных при Крещении, не стараются хранить, но возвращаются назад от преданной им святой заповеди (2 Петр. 2:22). Образ того видим на израильтянах, которые вышли из Египта и перешли Чермное море, но сердцами своими опять возвратились во Египет, и предались чрезмерному желанию в пустыне (Пс. 105:14 и пр.). Они сели есть и пить, и встали играть, они соблудили, они искусили Бога, роптали и клеветали на Бога, и прочие беззакония творили (1 Кор. 10:7-10). Ибо они не дошли до земли обетованной, но были поражены в пустыне, как об этом пишется в книгах Моисеевых, и святой апостол приводит в вышеприведенном послании: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море, и прочее, но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне, то есть за беззакония. А это были образы для нас, и прочее (1 Кор. 10:1-6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2:13); даже более того, знание без деятельности и добродетелей подвергает осуждению. Итак, будем деятельны, чтобы избежать осуждения, и получить обещанные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки Аминь). БЕСЕДА 6 1. Господь наш Иисус Христос, побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: « Так гнали и пророков, бывших прежде вас » (Мф. 5:12); и опять: « Если Меня гнали, будут гнать и вас » (Ин. 15:20); и еще: « Научитесь от Меня, ибо Я кроток » (Мф. 11:29); и еще: « Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд » (Лк. 6:36). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (Филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: « Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас » (2 Кор. 8:9). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: « Вы стоите в одном духе », сказал также: « это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения », наконец присовокупил: « Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, — точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, — многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, — то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божией, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Плотское влечет к сребролюбию и миролюбию, а духовное – к любви Божией. Плотское привлекает сердце к ссоре и вражде, а духовное – к миру, согласию и к благочестивому единомыслию. Плотское побуждает к пьянству, невоздержанию, нечистоте, а духовное – к трезвости, воздержанию и целомудрию. Плотское ведет ко лжи, лести, лицемерию, а духовное – к истине и простосердечию. Коротко говоря, плотское рождение наклоняет человека к самолюбию, исполнению своей воли и угождению самому себе, а духовное – к боголюбию, к послушанию Богу и творению воли Божией, и от всего того отводит, что воле Божией противно. Такая брань происходит в одном и том же христианине. Это есть всегдашнее сражение между плотью и духом, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. В этом состоит христианский подвиг, в котором должно нам до конца жизни нашей подвизаться, плоть духу покорять, и делать не то, что хотели бы (Гал. 5:17), но что воля Божия, закон Божий и новое рождение от нас требует. Это и означает распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24), удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2:11), попечения о плоти не превращать в похоти (Рим. 13:14), отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:22-24). Это и означает духом умерщвлять дела плотские (Рим. 8:13), не исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16), жить не по плоти, но по духу (Рим. 8:1, 4), не для себя жить, но для умершего и воскресшего Христа (2 Кор. 5:15). Ибо в возрожденном христианине как два рождения, так и два человека со своими свойствами имеются, то есть ветхий и новый. Ветхий свое злое свойство показывает и склоняет христианина ко злу и всякому греху, как выше сказано, новый также свое доброе свойство являет и побуждает человека-христианина к добру. Христианин, если хочет новое рождение сохранить и быть истинным христианином, то должен ветхого человека не слушать, деяний его не творить, и так от всякого зла уклоняться, а следовать свойствам нового рождения, нового человека, и так ко всякому доброму делу прилежать. К этому подвигу святые апостолы везде в своих святых посланиях нас поощряют. То же и Христос в святом Евангелии Своем предлагает нам, когда велит входить тесными вратами (Мф. 7:13), отвергнуться себя, и взять крест свой, и следовать Ему (Мф. 16:24), взять иго Свое, и учиться от Него (см. Мф. 11:29). И Отец Небесный говорит с небес: Его слушайте (Мф. 17:5). К тому и Святые Отцы, пастыри и учителя наши нас увещевают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

15:3). Так всегда делает Павел. Когда он рассуждал о милостыне, то на Него указал, говоря: « ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас » (2 Кор. 8:9); когда побуждал к любви, убеждал тем же примером, сказав: « как и Христос возлюбил Церковь » (Ефес. 5:25); когда советовал переносить стыд и бедствия, прибег к Нему же, говоря: « вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление » (Евр. 12:2). Так и здесь показывает, что сам Христос поступал таким образом и что пророк еще издревле предвозвестил это, почему и присовокупил: « как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня ». Что же значит: « не Себе угождал »? Христу можно было не подвергаться злословию и не терпеть того, что Он перенес, если бы Он захотел иметь в виду только Себя, но, однако Он не захотел, а, заботясь о нас, презрел Себя. Почему же не сказал (апостол): истощил Себя? Потому что Он хотел выразить не только то одно, что Сын Божий сделался человеком, но и то, что Он подвергался поруганиям и приобрел от многих худую славу, так как Его считали бессильным. Ему говорили: « если Ты Сын Божий, сойди с креста » (Мф. 27:40), и: « других спасал, а Себя Самого не может спасти? » (Мф. 27:42) Поэтому (апостол) и упомянул об обстоятельстве, которое ему было нужно для настоящего предмета, но, однако, и здесь высказывает гораздо более того, сколько обещал. Из его слов видно, что был злословим не только Христос, но и Отец, так как сказано: « злословия злословящих Тебя пали на Меня ». А это, между прочим, означает, что не случилось ничего нового и необычайного. Те самые, которые в Ветхом Завете научились поносить Бога, безумствовали и против Сына Его. А написано это для того, чтобы мы подражали (Сыну Божьему). Здесь (апостол) поощряет верующих и к терпению в искушениях, говоря: « все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду » (Рим. 15:4), то есть, чтобы мы не отпали. Существуют различные подвиги — внутренние и внешние, чтобы мы, черпая укрепление и утешение из Писаний, оказывали терпение и чтобы, живя в терпении, пребывали в надежде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

29 . Желающий растратить богатство премудрости услаждением тщеславия, не будет иметь согласия Бога на предоставление ее, даже если вознесет тысячи молений, ибо Бог не благоволит согласиться на дар недобро просящим, как говорит Иаков, ученик Христа: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для всех ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). 30 . Когда вожделевающее [начало] движется к любви к лучшему, подгоняемое стрекалом божественного страха, тогда разумное [начало] наставляется против ухищрений порока и, разведав коварные бесовские злодейства, поручает [их] яростному [началу], чтобы лучшей угрозой прогнать [их] далеко прочь, своевременно натачивая ярость до гнева, доходить до которого поощряет ее и Давид, говоря: «Гневаясь, не согрешайте» ( Пс.4:5 ). 31 . Тогда душа оскверняет свое яростное [начало], когда, поползнувшись к мирским наслаждениям, она побуждается им подвизаться ради них. Печаль и злопамятство постоянно вкрадываются в нее и неизбежно вынуждают ее заострять ярость против единородных, не думая, что ее яростный пыл становится проклятым из-за противоестественного движения, уменьшаясь в природной крепости, которую она получила от Создателя против бесов и страстей, ибо говорит [Писание]: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» ( Быт. 49:7 ). 32 . Если искушающий ( πειρζων) назван в Евангелиях диаволом-клеветником ( Мф.4:1 пар.), значит, он лишен искусства предведения (προπερας τς εδσεως) наших мыслей. Ведь один только сотворивший нас Бог , – говорит кто-то из сведущих (γνωστικν) отцов, – знает ум. Следовательно, от диавола и щитоносцев его скрыто, по всей вероятности, то, что в нашем уме, поскольку они не только не суть сущностное знание, но и далеко отстоят от Того, Кто является им. 33 . Если логосы созданного находятся в сокровищницах Премудрости (ср. Кол.2:3 ; Сир.1:25 ), то они неведомы не причастным сущностной премудрости. Стало быть, лжешумели (ψευδοκτπησαν) эллинские мудрецы, бахвалясь знанием сущностей сущих [вещей].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010