ЛЮБОВЬ I. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЧЕЛОВЕКУ Бог есть едина любовь (5:17, см. ПОКАЯНИЕ , 709) Любовь Божия – источник благодати (3:39, см. БЛАГОДАТЬ , 34). Любовь Божия к роду человеческому Солнце всю поднебесную согревает, и как бы оживляет: тако БОГ, Солнце вечное, теплотою любве Своея все создание, и наипаче род ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ согревает и оживляет. «О Нем бо живем и движемся и есмы» ( Деян. 17,28 ). А наипаче всю теплоту любве Своея излиял на нас в послании единородного Сына Своего к нам, – к НАМ, отступившим от Него, и погибшим (4:10). Видишь или в жене-матери – к своим детям, или в птице к своим птенцам, или в скоте и звере к своим детищам горячую любовь. От сего случая возведи ум твой к любви Божией, которую к разумному Своему созданию человеку по образу Своему созданному имеет. Ежели в созданиях Своих, напр. матерях к своим исчадиям, толикую насадил любовь: коль несравненно большую Сам Он имеет любовь к ЧЕЛОВЕКУ, котораго по образу Своему и по подобию сотворил. От сего источника проистекает, что Он толико благодеяний человеку показует, которых не токмо исчислить, но и умом понять невозможно. Любовь Его несказанная делает, что Он так жаждет спасения нашего, так много терпит согрешающим нам, с толиким желанием ожидает на покаяние нас, с таким благоприятием и радостью кающихся приемлет, с толиким неблаговолением некающихся наказует. «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ). Откуду Сам чрез пророка глаголет: «егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь» ( Ис. 49, 15 ). Сия отеческая Небеснаго Отца любовь праведника увеселяет, грешника утешает и увещавает не отчаятися милости Его, но паче поощряет прибегать к Нему с покаянием и не сумнительно милости Его ожидать (2:21). В ЛЮБВИ и благодеяниях Божиих заключаемся вси. На что ни посмотришь, к чему не обратишь ум твой: все тое показует любовь Божию к нам и БЛАГОДЕЯНИЯ. Самая ГЕЕННА, объявленная нам от Него, благодетельствует нам: убо устрашает нас, да каемся и плачем пред Господем, сотворшем нас, да помилует нас и избавит нас от нея. Самого ДИАВОЛА попущает Создатель наш в пользу нашу, и столько попущает, сколько пользует нам, и столько сей враг искушает нас, сколько полезно нам. Как пользует? Возбуждает нас от ЛЕНОСТИ, побуждает к МОЛИТВЕ, да, чувствуя присутствие сего врага, прибегаем к Богу и от Него помощи и защищения просим (4:36).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

… Выставлять публично свойственно ищущим показного, а они-то подменяют сущее кажущимся. Но кажущееся – это явный обман, оно столь же отлично от сущего, как окрашенное желчью от золота. Нет, выставлять публично не приносит пользы и вопреки тому, что вы говорите, похвала посторонних не возбуждает в истинном мудреце рвения к труду. Ведь и лебедь, наделенный музыкальным даром, оглашает пустынную местность своей совершеннейшей песней не, потому что поощряют хвалы; также и льва не похвала укрепляет для лова и битвы – сами себя они побуждают. Но коль скоро птица преисполнена любви к музыке, коль скоро льву свойственны благородные прыжки и мудрец не нуждается в том, чтобы его побуждали; напуганный шумом одобрения, он не станет лучше и честолюбивей отдаваться искусству. Тот, кто склонен к публичности и театральности, уподобляется обезьяньей породе и поступает смехотворно, подражая любимцам зрителей и слушателей; он – раб чужих вкусов, и того и гляди, пустится в пляс, если это будет угодно тем, перед кем он выставляется. Михаил Хониат. Сохранившиеся сочинения, т. I. Афины, 1879, стр. 11–13, 21–22, на греч. яз. Пер. А. Каждана. Из речи в честь Димитрия Дрими, произнесенной в 1183–1185 годах I, 171. Так и ловкий скульптор, намереваясь создать прекрасную фигуру, ставит перед собой девушек, славных своей красотой; затем, он каждую из них осматривает, отмечая, в чем она превосходит остальных и с необычайным искусством воспроизводит соответствующую часть тела. Он составляет и складывает одну великолепную красавицу, тщательно отбирая лучшее у каждой (натурщицы). Михаил Хониат. Сохранившиеся сочинения, т. I, стр. 171. Пер. А. Каждана. Библиография Издания Unger F. W. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1878. Richter J. P. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1897. Hunger H. Byzantinische Geisteswelt. Baden-Baden, 1958. Читать далее Источник: История эстетики: В 5 т./Глав. ред. Овсянников. - Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962-1970./Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. - 1962. - 682 с., 8 л. ил./Михаил Хониат. Против порицающих пренебрежение публичностью. 341-342 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

2.3.3. Антиигрушки, направленные на танатизацию или жёсткую оккультную мистификацию сознания ребёнка посредством изображения или моделирования оккультно-мистических практик или магических ритуалов, посредством вовлечения ребёнка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов или совершение действий, имитирующих такие практики и ритуалы. 2.4. Антиигрушки, задействующие не только визуальную, но и вербальную звуковую информацию, исходящую от игрового предмета (например, куклы), который, реагируя на предусматриваемые этим предметом агрессивные действия ребёнка, выкрикивает фразы, типа: «Ой, как приятно! Давай ещё разок!», тем самым возбуждая, поощряя и усиливая жестокость ребёнка. 2.5. Антиигрушки, выраженно пропагандирующие явное торжество зла над добром во вполне однозначных ситуациях и побуждающие выражать сопереживания не жертве насилия и зла, а насильнику и творцу зла. 3. Антиигрушки, оказывающие развращающее и сексуально-растлевающее действие на детей (выступающие средствами совершения интеллектуальных форм развратных действий с детьми): 3.1. Антиигрушки, направленные на трансляцию и внушение ребёнку идей, «ценностей» и установок идеологии движения ЛГБТ (признанной экстремистской и запрещённой Верховным Судом РФ 30.11.2023), с принудительным обеспечением их интроекции ребёнком: – направленные на внушение и способствующие принятию извращённых (нетрадиционных) сексуальных установок и идей привлекательности извращённых сексуальных отношений и/или предпочтений либо смены пола или искажённого представления о социальной равноценности традиционных и извращённых сексуальных отношений и (или) предпочтений, либо навязывающие информацию об извращённых сексуальных отношениях и (или) предпочтениях, либо идеи смены пола, навязывающие интерес к таким отношениям и (или) предпочтениям либо смене пола, – направленные на внушение и способствующие принятию идей и установок педофилии, зоофилии, некрофилии, идеологии множественности «гендеров» (см.: гомосексуальных «союзов» (как якобы нормальной, социально приемлемой или допустимой формы семьи) и других сексуальных перверсий.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/25/antiig...

9. После того как Никифор при восторженном изумлении всего народа справил триумф, самодержец Роман преподнес ему роскошные дары и вручил ему власть над Азией. Будучи, таким образом, вторично удостоен звания доместика, он переправился через Босфор, собрал войско, выстроил его в неприступную, несокрушимую фалангу и вступил в землю агарян. Узнав о наступлении Никифора, варвары сочли невозможным оставаться на месте и устраивать засады либо сражаться в строю: они решили отражать нападения ромеев, укрывшись в крепостях и ведя при всякой возможности перестрелки. Они очень боялись столкнуться лицом к лицу со стойким, непоколебимым мужем. А он, подобно буре, сметал все вокруг, опустошая поля, порабощая многолюдные селения. Предав огню и мечу все на своем пути, он устремился против крепостей и с первого приступа овладел многими из них. Те же укрепления, которые имели прочные стены и охранялись множеством воинов, [Никифор] осаждал при помощи машин и вел непримиримую войну, побуждая своих воинов к упорству в сражениях. Всякий ревностно выполнял его приказы - ведь он возбуждал и поощрял храбрость воинов не только словами, но и примером, всегда с удивительным мужеством сражаясь впереди фаланги, идя навстречу опасности и доблестно отражая ее. Взяв и разрушив в короткое время более шестидесяти агарянских крепостей он захватил огромную добычу и увенчал себя такой блистательной победой, какая до него еще никому не доставалась Воинов, собравших неисчислимые богатства, он вывел из [земли агарян] и распустил по домам а сам поспешил к самодержцу, чтобы получить награду за свои подвиги. 10. Как раз на половине дороги стратига встретило известие о том, что повелитель Роман переселился в иной мир; ошеломленный неожиданной вестью, он не стал продолжать путь и остановился. Говорят, что самодержец Роман ушел из жизни следующим образом. Взяв власть в свои руки, он проявил себя как кроткий, скромный и заботящийся о подданных правитель, но затем какие-то негодяи, рабы брюха и того, что под брюхом, втерлись к нему в доверие и подчинили его своему влиянию, развратили добродетельный нрав юноши, приучили его к роскоши и необузданным наслаждениям, возбудили в нем склонность к противоестественным страстям. И вышло так, что во время постов, предназначенных боговдохновенными людьми для очищения душ и устремления к возвышенному, эти погубители, захватив с собою Романа, отправлялись охотиться на оленей скача по неприступным горам. [Однажды], когда они возвращались оттуда, самодержец был совершенно разбит и едва дышал. Некоторые передают, что у него от неумеренной верховой езды начались смертельные спазмы, большинство же подозревает, что его опоили ядом, принесенным из женской половины дворца. Но, так или иначе. Роман оставил жизнь в цветущем возрасте после трех лет и пяти месяцев самодержавной власти

http://sedmitza.ru/lib/text/433416/

Впрочем, бедствия иногда так продолжительны и жестоки, что ослабляют терпение человека верующего, возбуждают в нем желание смерти. Бывают, например, такие тяжкие болезни, что больные не знают ни на один час покоя, непрерывно мучаются, и поэтому желают, чтобы смерть поскорее прекратила их страдания. Это желание, хотя в нем есть недостаток мужества, по немощи нашего естества извинительно и не богопротивно, доколе не уничтожает в душе преданности воле Божией. Желание смерти является, как доблесть души, когда оно проистекает из побуждений веры и любви к ближним. По учению Христову, нет больше любви, если кто душу за братий своих положит ( Ин. 15:13 ). Одушевляемые самоотвержением – готовы на смерть. Старец Елеазар, восстав с семейством Маккавеев на защиту отечества, говорил окружавшим: «мужественно расстаюсь я с жизнию, и оставляю добрый пример юным охотно умирать за досточтимые законы ( 2Мак. 6:27,28 ). Так и ныне многие идут на войну, побуждаемые достохвальным желанием принести свою жизнь на жертву отечеству. – Венец мученичества также достигается решительным желанием смерти, которое поощряет сам Господь, сказав: Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю ( Мк. 8:35 ). Все мученики, Христа «ищуще, страдальчествовали; умирали за Него, чтобы жить с Ним». «Я связан за Христа, – писал христианам Игнатий Богоносец . – Я горю желанием умереть за Него. Лучше принять смерть за Христа, нежели царствовать над всею землею» 186 . Жизнь со Христом есть высшее побуждение для христианина желать себе перехода в вечность. Все святые подвижники и Божии угодники, почитая тело темницею души и землю страною пришельствия, горняя мудрствовали, вышних искали, идеже есть Христос ( Кол. 3:1,2 ). Апостол Павел рассуждал, что оставаться ему в теле нужнее для проповеди евангельской, для блага новообращенных в христианство ; но несмотря на это святое призвание, он не мог победить в себе желание отрешиться от тела. Почему же? Чтобы быть со Христом. Это, по его убеждению, «несравненно лучше». Посему и свидетельствовал о себе: Дерзаем и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу ( 2Кор. 5:8 ). Так Божия Матерь желала Себе кончины, не по причине скорбей житейских, ибо когда они находили, их мужественно переносила, – но «объята бысть желанием непрестанным, еже видети превожделенное лице Сына Своего и с Ним на небесех жити». Посему и Гавриил архангел, возвестив Ей успение, – «ждет, рече, Сын Твой и Бог наш пояти Тебе в горнее царство, да живеши и царствуеши с Ним в бесконечные веки» 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Он всего себя предал заботам о благосостоянии киновии, о благе всего столь многочисленного и разнородного населения, собравшегося в ее священную ограду, и в деятельности своей был неутомим. Неопустительно присутствуя при всех бдениях и службах церковных, первым являясь в храм Божий и последним оставляя его, великий авва сам смотрел потом за состоянием разных частей и заведений обители, входил во все ее нужды и потребности, наблюдал за работами и занятиями иноков и делал необходимые распоряжения. Главным и постоянным предметом его попечения были иноки. Бдительно наблюдал Феодосий за их нравственным состоянием, возбуждал к ревностному исполнению принятых ими на себя обязанностей, поощрял к непрерывному труду, утешал, давал советы и указания, обличал и вразумлял согрешающих, поддерживал падающих, поучал и наставлял. И не уставал он особенно поучать и наставлять братий, зная, что слово, произносимое от души, часто повторяемое, действует на душу так же, как капля, долго падающая на камень. Поучал он при каждом случае, черпая мысли и наставления из Слова Божия, которым питал и свою душу, из святоотеческих творений, особенно из аскетических трудов Василия Великого , которые особенно он любил и изучал; обращался к собственному опыту, представляя в пример самого себя; обращался и к природе. И поучения Феодосия были убедительны и с силой: действовали на ум, говорили сердцу, трогали чувство, побуждали волю к добру. Ибо слова святого мужа происходили, говорит его жизнеописатель, от обитавшей и действовавшей в нем благодати Святого Духа, источника премудрости и истинного ведения. Любовь его к братиям была беспредельна, ревность о их спасении безгранична. В обращении с ними, вместе с этими свойствами, он проявлял и другие великие качества: кротость, смирение, снисходительность и терпение. Для спасения братий ревностный пастырь употреблял все средства: внушения, замечания, выговор, ободрение, обнадеживание, просьбу, но бывал и строг: за тяжкие проступки отлучал виновного на известное время от общества братий и даже совсем изгонял из обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Николай в рассказе, написанном им позднее по поводу этих событий, старался, что совершенно понятно, представить свое поведение с самой выгодной стороны. Если поверит ему, он на следующий же день по вступлении императора в брак, стараясь убедить его, не жалел ни советов, ни уговоров; он умолял его в ожидании приговора патриархов немедленно удалить Зою и отнюдь упорством своим не возбуждать раскола в церкви; на все эти прекрасные слова Лев будто бы отвечал одним отказом. В действительности патриарх, по-видимому, выказал относительно царя гораздо менее энергии и непреклонности; желая, главным образом, заслужить прощенье, он, по-видимому, напротив, старался умилостивить василевса полной готовностью уладить дело. Из источников менее сомнительных, чем письмо Николая, видно, что патриарх то искал в писаниях святых отцов места, на основании которых возможно оправдать четвертый брак, то поощрял Льва преступить, несмотря на запрещение и, не дожидаясь решения патриархов, церковный порог, прямо объявляя, что он сам выйдет к нему при этом на встречу. Надеялся ли Николай, побуждая императора к ложному шагу, еще больше восстановить против него общественное мнение, и без того сильно возбужденное? Хотел ли скорей своей предупредительностью заставить забыть злополучное письмо, доказывавшее его беззаконие? Относительно такого человека оба предположения возможны. Во всяком случае, император не захотел поддаться внушениям патриарха. «Пока не увижу епископов, прибывших из Рима, говорил он, не хочу пользоваться свободой, какую ты мне предоставляешь помимо них». Тем временем с Запада пришли добрые вести. Посланные императора уведомили его, что папа вовсе не порицает четвертого брака и что легаты собираются отправиться в путь и везут желанное разрешение. Это вызвало внезапную перемену в поведении патриарха. Покуда брачный вопрос, оставаясь нерешенным, ставил императора, до известной степени, в зависимость от патриарха, Николай мог думать на законном основании, что царь, нуждаясь в нем, будет вынужден щадить его, и что при подобных обстоятельствах ему будет легко при помощи добрых услуг заставить забыть его преступление государственной измены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Похвалив веру и благочестие пасомых, преосвященный Феофан приглашает их навсегда сохранять дух мири и любви, твердо держаться основных начал веры и жизни христианской, непреклонно идти «царским путем, указанным св. православною церковью, яже есть столп и утверждение истины», и убегать всевозможных прельщении и лжеучений. С своей стороны, преосвященный Феофан обещает неуклонно следовать началам истинной веры и благочестия во время своего архипастырского служения, первым долгом которого он поставляет проповедание слова Божия, и просит пасомых «постараться узнать (проповедуемую им) волю Божию и, узнавши, исполнять во всей широте предписания и по всей силе усердия». «Помолимся, братия, – говорит в заключение преосвященный Феофан, – да благословит Господь сие новое лето нашей жизни и да дарует нам во взаимном внимании друг ко другу дружелюбно пройти уреченное нашему сожитию время в сливу Божию и общее всех нас спасение. Покров Матери Божией, молитвы всех святых, здесь почивающих, да осеняют нас и, непрестанно согревая, да возбуждают на труды и укрепляют в них. Аминь» 148148 . Этой своей вступительной речью пр. Феофан как бы начертал программу для своей предстоящей многотрудной архипастырской деятельности на Владимирской кафедре, и он до конца остался верен указанной программе. Трудов преосвященному Феофану во Владимире предстояло много, но они облегчались для него нем опытом, который он приобрел во время архипастырского служения в Тамбове. Во Владимире, как и в Тамбове, пр. Феофан ревностно заботился о подъеме народного образования, пользуясь теми же, что и там, средствами-увеличением числи церковно-приходских школ, устроением и благоукрашением храмов Божиих и усилением проповеднической деятельности пастырей. Он здесь так же, как и там, побуждал пастырей открывать новые церковно-приходские, безмездные и воскресные школы; давал им правила и наставления, как вести дело христианского обучения и воспоминания детей; приглашал благочестивых людей к пожертвованиям, на дело народного образования; поощрял их своим благодарностями, архипастырскими благословениями и представлением высшему начальству к соответствующим наградам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ибо бесспорно страшна для всех и неодолима (была) рука Вавилонян и никто но упрекнет в (трусости) тех, которые убоялись ее; но теперь, говорит, не бойтесь, потому что Бог во гневе Своем восстал против их гордости. Поущайте рукою. Что это значит? Вероятно, у предводительствующих рядами войск существует обычай поощрять воинов рукою и знаками возбуждать и ободрять храбрейших к самому нападению на кого-либо, когда среди большого шума не могут сделать этого голосом. Поэтому управляющим ходом военных действий повелевает подавать знаки, ободрять подчиненные им войска руками и другими знаками, и возбуждать их к неодолимой силе натиска. Далее восклицает: отверзите князи, или приказывает самим Вавилонянам, как уже побежденным, отворить ворота и сдать гордый некогда и надменный город (в руки врагов); или же может быть – святым силам, которые, по повелению Божию, помогают Мидянам и показывают им хотя и очень трудные, но доступные для действия конницы места; а дабы показать, что рука сражающихся неодолима, прибавляет и говорит: Аз повелеваю и Аз веду их. Ибо как бы так говорит: не множество Мидийского войска пришло к вам, и не по собственному своему решению, пришел Персидский народ, лучше сказать, Я и освятил их на это. Здесь освятил говорит вместо: отделил и, как бы избрал для совершения того, что Я определил относительно вас. Посему, говорит, те, которых Я веду, идут как бы некоторые великаны исполнити ярость Мою, радующеся, вкупе и укоряюще; радующеся потому что надеются одержать победу, укоряюще вместо презирая их, как страдающих великим бессилием и (людей) ничего не стоящих. Ибо почти всегда таково расположение варваров: они и исполнены надежды на возможность победы, и исполнены пренебрежения к противникам. К этому главным образом приводит их ярость, порождая в них жар мужества и побуждая их презирать всякую опасность и страх. Ис.13:4–5 . Глас языков многих на горах, подобен языков многих, глас царей и языков собравшихся: Господь Саваоф заповеда языку оружеборцу приити от земли издалеча, от края основания небесе, Господь и оружеборцы его, растлити всю вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Без сомнения, честь имеет и хорошую сторону. Честь может быть основана на истинных достоинствах, и приобретена сообразными с долгом средствами; она может поощрять нас к большему образованию душевных наших сил; может служить для многих сильным побуждением к соблюдению естественно-доброй нравственности, особенно в тех случаях, когда рассудок и религия слабо действуют на сердце; так, нередко случается слышать: в этом молодом человеке есть чувство чести, которое удерживает его от беспорядков. Далее, может она быть обращаема к благородным целям и поддерживаема благородным образом, может побуждать нас к великим делам, расширять для нас круг общеполезной деятельности, подкреплять нас в исполнении важных предприятий и в ревностном прохождении обязанностей нашего звания: так, в духе наставника, врача, советника, министра, правителя мысль о чести имеет сильное влияние на тщательное и благотворное исполнение их обязанностей. Наконец, честь может возбуждать и других к соревнованию нам в добрых делах, и нам самим доставлять доверие, любовь и дружество добрых, благородно мыслящих людей, даже в отдалённейших частях света. Во всех сих отношениях честь может быть причтена к числу благ, украшающих жизнь человека. Посему и любовь к чести может быть иногда сообразна с разумом – под известными условиями; именно: для сего нужно, чтоб уважение к нам других, было правильно приобретено, благородно поддерживаемо и благодетельно употребляемо; или яснее: чтоб мы искали чести, дорожили ею и принимали ее не для неё самой и не для себя, а только для удобнейшего способствования нравственному совершенству и счастью наших ближних. Такие условия признает необходимыми и разум: но как трудно их выполнить! Налагая на нас сие тяжкое бремя, разум не может дать нам силы к поднятию оного. Теперь посмотрим и на другую сторону чести. Если будем рассматривать честь, как благо, то найдём, что сие благо весьма незначительно. Ибо 1) честь находится вне человека, которого называют почтенным; а посему она не в нашей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003