Узнав о том, святейший оный патриарх сперва своими увещательными грамотами поучает князей, внушая им воздерживаться от войн и обратиться к миру, дороже которого нет ничего; пишет также и митрополиту, учительски наказуя его внушениями и угрозами не делать неприличного своему сану и, вместо мира и согласия, оставленного Господом нашим и Богом Иисусом Христом, не возбуждать мятежей, браней и войн, не поощрять князей к усобицам, а помнить, что он поставлен учителем мира. Что касается до князей, то они, получив патриаршие грамоты и почтительно вняв содержащимся в них увещаниям и наставлениям, изъявили готовность принять митрополита, если он пожелает прийти к ним, прекратить прежние соблазны и примириться, сазнавая и сами, что это принесет им душевную и телесную пользу. Но митрополит, наипаче обязанный склонять к тому других, как учитель мира и незлопамятования, не только нимало не воспользовался патриаршими увещаниями, к чему побуждал его сан, и звание архиерейства, напротив, показал себя в этом отношении гораздо хуже мирских князей: он совершенно отказался от примирения, ни во что поставив патриаршие грамоты и отвергвув предлагаемую в них пользу. Когда патриарх увидел, что грамоты ничего не помогают, посылает туда своего монаха, ныне преосвященного митрополита киевского и всея Руси, кир Киприана, человека, отличающегося добродетелью и благоговеинством, способного хорошо воспользоваться обстоятельствами и разумно устроить дела, с тем, чтобы он прежде всего примирил князей между собой и с митрополитом и расположил последнего отправиться к ним и посетить свою митрополию, в которой он не был 19 лет, посетить также и прочий тмочисленный народ, столько лет лишенный его поучения и надзора. Князья и на этот раз оказали полное повиновение патриарху, охотно приняли его советы и немедленно отправили его послов к митрополиту, обещаясь прекратить прежние соблазны и все происходившие между ними распри и раздоры, держаться его, как своего митрополита, и воздавать ему всяческое расположение, послушание и любовь; с тем вместе они изрекают на себя страшнейшие клятвы, если сделают что-либо другое, оскорбительное для его чести, и не будут во всем исполнять его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

2.3.3. Антиигрушки, направленные на танатизацию или жёсткую оккультную мистификацию сознания ребёнка посредством изображения или моделирования оккультно-мистических практик или магических ритуалов, посредством вовлечения ребёнка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов или совершение действий, имитирующих такие практики и ритуалы. 2.4. Антиигрушки, задействующие не только визуальную, но и вербальную звуковую информацию, исходящую от игрового предмета (например, куклы), который, реагируя на предусматриваемые этим предметом агрессивные действия ребёнка, выкрикивает фразы, типа: «Ой, как приятно! Давай ещё разок!», тем самым возбуждая, поощряя и усиливая жестокость ребёнка. 2.5. Антиигрушки, выраженно пропагандирующие явное торжество зла над добром во вполне однозначных ситуациях и побуждающие выражать сопереживания не жертве насилия и зла, а насильнику и творцу зла. 3. Антиигрушки, оказывающие развращающее и сексуально-растлевающее действие на детей (выступающие средствами совершения интеллектуальных форм развратных действий с детьми): 3.1. Антиигрушки, направленные на трансляцию и внушение ребёнку идей, «ценностей» и установок идеологии движения ЛГБТ (признанной экстремистской и запрещённой Верховным Судом РФ 30.11.2023), с принудительным обеспечением их интроекции ребёнком: – направленные на внушение и способствующие принятию извращённых (нетрадиционных) сексуальных установок и идей привлекательности извращённых сексуальных отношений и/или предпочтений либо смены пола или искажённого представления о социальной равноценности традиционных и извращённых сексуальных отношений и (или) предпочтений, либо навязывающие информацию об извращённых сексуальных отношениях и (или) предпочтениях, либо идеи смены пола, навязывающие интерес к таким отношениям и (или) предпочтениям либо смене пола, – направленные на внушение и способствующие принятию идей и установок педофилии, зоофилии, некрофилии, идеологии множественности «гендеров» (см.: гомосексуальных «союзов» (как якобы нормальной, социально приемлемой или допустимой формы семьи) и других сексуальных перверсий.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/25/antiig...

2. Как такое познание в вере ведет к истинным делам по вере? а)  Истинное познание предохраняет от заблуждения и самообольщения. Чтобы поступать так, как требует вера, для этого мы должны знать предписания веры и прилагать их к своей жизни и деятельности. Но, при ограниченности нашего разума, мы подвержены многим заблуждениям, препятствующим нам к познанию истины и к исполнению того, что требуется истиною. Поэтому заблуждения пагубны для нашего нравственного улучшения и добродетели. Мы становимся ответственными и достойными наказания даже и в том случае, если делаем зло и несправедливость по неведению. Ясное, полное и основательное познание веры предохраняет нас от таких заблуждений. Кто знает все предписания веры, тот, по крайней мере, не будет поступать против своих обязанностей по невежеству, не будет обманываться относительно своего нравственного состояния и считать себя лучше, чем он есть. Потому что частое сравнение своих поступков и действий с предписаниями веры открывает ему его недостатки и предохраняет от самообольщения. б)  Истинное познание в вере охраняет совесть от усыпления. Совесть должна побуждать и поощрять к исполнению наших обязанностей, к соблюдению Закона Божьего. Но это бывает только тогда, когда мы имеем точное понятие о Божьих заповедях и знаем, что согласно с Божьей волей. Где не достает такого знания, там совесть легко может ошибаться и усыпляться. Истинное познание божественных заповедей предохраняет совесть от усыпления и возбуждает её деятельность. Она замечает тогда каждую погрешность в нас, порицает за каждое нарушение долга и побуждает к поступкам, благоугодным Богу. в)  Истинное познание в вере дает также силу воле к противодействию злу и исполнению добра . Потому что если познание веры живо и деятельно в нас, соединено с постоянным приложением к нашим поступкам, то мы будем не только “слушателями,” но и “творцами слова.” A при этом и воля наша приобретет силу к противодействию злу. Если мы обладаем совершенным познанием в истинах веры и в них утверждаемся, то наши чувственные наклонности теряют свою силу, a воля укрепляется в добре.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Без сомнения, честь имеет и хорошую сторону. Честь может быть основана на истинных достоинствах, и приобретена сообразными с долгом средствами; она может поощрять нас к большему образованию душевных наших сил; может служить для многих сильным побуждением к соблюдению естественно-доброй нравственности, особенно в тех случаях, когда рассудок и религия слабо действуют на сердце; так, нередко случается слышать: в этом молодом человеке есть чувство чести, которое удерживает его от беспорядков. Далее, может она быть обращаема к благородным целям и поддерживаема благородным образом, может побуждать нас к великим делам, расширять для нас круг общеполезной деятельности, подкреплять нас в исполнении важных предприятий и в ревностном прохождении обязанностей нашего звания: так, в духе наставника, врача, советника, министра, правителя мысль о чести имеет сильное влияние на тщательное и благотворное исполнение их обязанностей. Наконец, честь может возбуждать и других к соревнованию нам в добрых делах, и нам самим доставлять доверие, любовь и дружество добрых, благородно мыслящих людей, даже в отдалённейших частях света. Во всех сих отношениях честь может быть причтена к числу благ, украшающих жизнь человека. Посему и любовь к чести может быть иногда сообразна с разумом – под известными условиями; именно: для сего нужно, чтоб уважение к нам других, было правильно приобретено, благородно поддерживаемо и благодетельно употребляемо; или яснее: чтоб мы искали чести, дорожили ею и принимали ее не для неё самой и не для себя, а только для удобнейшего способствования нравственному совершенству и счастью наших ближних. Такие условия признает необходимыми и разум: но как трудно их выполнить! Налагая на нас сие тяжкое бремя, разум не может дать нам силы к поднятию оного. Теперь посмотрим и на другую сторону чести. Если будем рассматривать честь, как благо, то найдём, что сие благо весьма незначительно. Ибо 1) честь находится вне человека, которого называют почтенным; а посему она не в нашей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

… Выставлять публично свойственно ищущим показного, а они-то подменяют сущее кажущимся. Но кажущееся – это явный обман, оно столь же отлично от сущего, как окрашенное желчью от золота. Нет, выставлять публично не приносит пользы и вопреки тому, что вы говорите, похвала посторонних не возбуждает в истинном мудреце рвения к труду. Ведь и лебедь, наделенный музыкальным даром, оглашает пустынную местность своей совершеннейшей песней не, потому что поощряют хвалы; также и льва не похвала укрепляет для лова и битвы – сами себя они побуждают. Но коль скоро птица преисполнена любви к музыке, коль скоро льву свойственны благородные прыжки и мудрец не нуждается в том, чтобы его побуждали; напуганный шумом одобрения, он не станет лучше и честолюбивей отдаваться искусству. Тот, кто склонен к публичности и театральности, уподобляется обезьяньей породе и поступает смехотворно, подражая любимцам зрителей и слушателей; он – раб чужих вкусов, и того и гляди, пустится в пляс, если это будет угодно тем, перед кем он выставляется. Михаил Хониат. Сохранившиеся сочинения, т. I. Афины, 1879, стр. 11–13, 21–22, на греч. яз. Пер. А. Каждана. Из речи в честь Димитрия Дрими, произнесенной в 1183–1185 годах I, 171. Так и ловкий скульптор, намереваясь создать прекрасную фигуру, ставит перед собой девушек, славных своей красотой; затем, он каждую из них осматривает, отмечая, в чем она превосходит остальных и с необычайным искусством воспроизводит соответствующую часть тела. Он составляет и складывает одну великолепную красавицу, тщательно отбирая лучшее у каждой (натурщицы). Михаил Хониат. Сохранившиеся сочинения, т. I, стр. 171. Пер. А. Каждана. Библиография Издания Unger F. W. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1878. Richter J. P. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1897. Hunger H. Byzantinische Geisteswelt. Baden-Baden, 1958. Читать далее Источник: История эстетики: В 5 т./Глав. ред. Овсянников. - Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962-1970./Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. - 1962. - 682 с., 8 л. ил./Михаил Хониат. Против порицающих пренебрежение публичностью. 341-342 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

Итак умоляю вас, потрезвимся в это краткое время, и выдержим подвиг в сей единонадесятый час. Вечер близок: Мздовоздаятель идет со славою воздать каждому по делам его. Будьте внимательны, чтоб кто-нибудь из вас после успеха не вознерадел и не погубил безмерного воздаяния Спасителева. Монах подобен засеянной ниве, которая, разросшись от разных и плодотворных дождей и рос, приносить плод веселья; и достигнув времени плодоношения, приводит земледельца в большую заботу о том, чтоб град или дикие звери не опустошили ниву. Когда же земледелец получит вознаграждение в жатве, собрав пожатые плоды в житницу; тогда радуется и веселится он, благодаря Бога. Подобно и монах, пока в теле сем, должен заботиться о вечной жизни, трудясь в подвиге до последнего дня, чтоб по не радению не сделать бесполезным всего течения. Когда же, совершив течение, подобно земледельцу, плоды трудов своих перенесет на небо; тогда доставляет радость и веселье Ангелам. Посему никто не ленись, и не бойся искушений. Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержный вразумляет беспечного и бесчинного. Так единодушно поощряя друг друга и побуждая друг за друга, постыдим сопротивного нашего врага, прославим нашего Бога, и возвеселим святых Ангелов и тех, которые видят нас и слышат о нас, и послужим великим назиданием о Христе Спасителе нашем. Ибо что полк святых Ангелов, то множество монахов, которых ум всегда устремлен согласно к Богу. И что мед и сот в устах, то ответ брата ближнему, данный с любовью. Что холодная вода жаждущему в жар, то слово утешения брату в скорби. И как иной подает руку падшему и восставляет его; так слово совета и истины восставляет душу ленивую и нерадивую. И что доброе и свежее семя в тучной земле, то благие помыслы в душ монаха. И что в здании крепкая связь, то в сердце монаха долготерпение во время псалмопения его. И что для немощного человека ноша соли, то для монаха сон и мирское попечение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/8...

Богатство, освобождая своего обладателя от обременительной заботы о пропитании, может доставлять ему много времени, случаев и пособий к тому, чтобы заняться улучшением своих познаний и сердечных расположений, и свободно пользоваться обращением с хорошими людьми; – может предохранить его от искушений, побуждающих человека быть несправедливым, льстить, пресмыкаться, лгать, красть, которые не редко происходят от заботливости о пропитании и мучительного чувства бедности; может доставлять ему удобство мужественно и сильно защищать истину и правду и противостоять могуществу вооружённого порока, потому что оно поставляет его в некоторой внешней независимости от других; может доставлять ему то божественное удовольствие, чтобы дарами, которыми обильно ущедрил его Бог, облегчать вопиющие нужды бедных, осушать горькие слезы, одевать нагих, предохранять страждущую невинность от искушения и соблазна, вливать отраду в стеснённые сердца, нечаянными благодеяниями возбуждать и укреплять веру в Бога в душах вдов и сирот, поощрять прилежание трудящихся, уменьшать число тунеядцев, пробуждать усыплённые таланты, поддерживать благодетельные предприятия, учреждать и приводить в цветущее состояние больницы, училища, богадельни и другие человеколюбивые заведения; словом – богатство одного может быть источником благословения для тысяч людей. Но от возможности далёк ещё переход к действительности; между возможностью употреблять надлежащим образом богатство и между действительным добрым употреблением оного – большое расстояние, и только весьма немногие из обладающих богатством правильно им пользуются. Даже само богатство представляет бесчисленное множество таких соблазнов и препятствий, от которых достойное употребление оного делается очень редким явлением. И во 1-х богатство частью посредством чувственных удовольствий и развлечений, которые оно доставить может, частью чрез возбуждение в нас обманчивой надежды на деньги и на уважение к ним, препятствует лучшему занятию – образованию ума. 2) Богатство подаёт повод своим владетелям или к скупости, или к гордости, или к неумеренности и расточительности, и к бесчисленному множеству глупостей, из сего проистекающих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ответ: За две добродетели: 1) ревность и 2) усердие.   Вопрос 3. А) От чего рождается усердие? Ответ: От ревности. Б) Каково действие ревности? Ответ: Она делает душу бесстрашной.   Вопрос 4. Какую часть души очищает ревностный подвиг? Ответ: Страстную часть души.   Вопрос 5. Какие дарования получает подвизающийся православный христианин? Ответ. – Душевное утешение, – прощение грехов, – божественную благодать и – множество благ. Вопрос 6. А) Что следует за каждой доброй мыслью и желанием? Ответ: Ревность, горячая, как огонь. Б) К чему направлена эта ревность? Ответ: Она охраняет мысль и отгоняет все сомнения и возражения.   Вопрос 7. А) От чего защищает душу ревность? Ответ: От нападения расслабления. Б) Что такое ревность? Ответ: Мысль, возбуждаемая действием раздражительной силы души, заложенной в нас Богом ради нашей пользы.   Вопрос 8. А) Является ли ревность добродетелью? Ответ: Да. Б) Почему? Ответ: Потому что без нее нельзя сделать ничего доброго.   Вопрос 9. Каково действие ревности в общем? Ответ: Она воодушевляет, побуждает и укрепляет человека во время скорбей и великих искушений, и часто поощряет его не щадить своей жизни и бесстрашно противостоять силе врага ради исполнения дела, которого его душа сильно желала. Вопрос 10. Как называет ревность святой Иоанн Лествичник ? Ответ: Сторожевым псом и хранителем закона Божия. Вопрос 11. А) Сколько существует причин, вызывающих возрастание силы ревности? Ответ: Две. Б) Каковы они? Ответ: 1) Страх, возбуждаемый действием божественного промысла и заставляющий человека быть очень внимательным. Этот страх возбуждает и разжигает ревность. Благодаря тому, что он пробуждает душевную ревность, горячность и бодрость нашей природы не ослабевает. (В таких случаях говорят: страх возник в душе и возбудил ревность). 2) Возрастание в душе стремления к добродетели. Вопрос 12. А) Сколько существует причин, вызывающих ослабление силы ревности? Ответ: Также две. Б) Каковы они? Ответ: 1) Сомнения и неверие в божественный промысл, из-за которых человек забывает, что Бог печется о нем. Давид говорит: Очи Господни на ( Пс. 33:16 ) и еще: Держава Господь боящихся Его ( Пс. 24:14 ). И Господь сказал: Не приидет к тебе зло, и рана не приближится тел ecu твоему ( Пс. 90:10 ), то есть

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

9. После того как Никифор при восторженном изумлении всего народа справил триумф, самодержец Роман преподнес ему роскошные дары и вручил ему власть над Азией. Будучи, таким образом, вторично удостоен звания доместика, он переправился через Босфор, собрал войско, выстроил его в неприступную, несокрушимую фалангу и вступил в землю агарян. Узнав о наступлении Никифора, варвары сочли невозможным оставаться на месте и устраивать засады либо сражаться в строю: они решили отражать нападения ромеев, укрывшись в крепостях и ведя при всякой возможности перестрелки. Они очень боялись столкнуться лицом к лицу со стойким, непоколебимым мужем. А он, подобно буре, сметал все вокруг, опустошая поля, порабощая многолюдные селения. Предав огню и мечу все на своем пути, он устремился против крепостей и с первого приступа овладел многими из них. Те же укрепления, которые имели прочные стены и охранялись множеством воинов, [Никифор] осаждал при помощи машин и вел непримиримую войну, побуждая своих воинов к упорству в сражениях. Всякий ревностно выполнял его приказы - ведь он возбуждал и поощрял храбрость воинов не только словами, но и примером, всегда с удивительным мужеством сражаясь впереди фаланги, идя навстречу опасности и доблестно отражая ее. Взяв и разрушив в короткое время более шестидесяти агарянских крепостей он захватил огромную добычу и увенчал себя такой блистательной победой, какая до него еще никому не доставалась Воинов, собравших неисчислимые богатства, он вывел из [земли агарян] и распустил по домам а сам поспешил к самодержцу, чтобы получить награду за свои подвиги. 10. Как раз на половине дороги стратига встретило известие о том, что повелитель Роман переселился в иной мир; ошеломленный неожиданной вестью, он не стал продолжать путь и остановился. Говорят, что самодержец Роман ушел из жизни следующим образом. Взяв власть в свои руки, он проявил себя как кроткий, скромный и заботящийся о подданных правитель, но затем какие-то негодяи, рабы брюха и того, что под брюхом, втерлись к нему в доверие и подчинили его своему влиянию, развратили добродетельный нрав юноши, приучили его к роскоши и необузданным наслаждениям, возбудили в нем склонность к противоестественным страстям. И вышло так, что во время постов, предназначенных боговдохновенными людьми для очищения душ и устремления к возвышенному, эти погубители, захватив с собою Романа, отправлялись охотиться на оленей скача по неприступным горам. [Однажды], когда они возвращались оттуда, самодержец был совершенно разбит и едва дышал. Некоторые передают, что у него от неумеренной верховой езды начались смертельные спазмы, большинство же подозревает, что его опоили ядом, принесенным из женской половины дворца. Но, так или иначе. Роман оставил жизнь в цветущем возрасте после трех лет и пяти месяцев самодержавной власти

http://sedmitza.ru/lib/text/433416/

Впрочем, бедствия иногда так продолжительны и жестоки, что ослабляют терпение человека верующего, возбуждают в нем желание смерти. Бывают, например, такие тяжкие болезни, что больные не знают ни на один час покоя, непрерывно мучаются, и поэтому желают, чтобы смерть поскорее прекратила их страдания. Это желание, хотя в нем есть недостаток мужества, по немощи нашего естества извинительно и не богопротивно, доколе не уничтожает в душе преданности воле Божией. Желание смерти является, как доблесть души, когда оно проистекает из побуждений веры и любви к ближним. По учению Христову, нет больше любви, если кто душу за братий своих положит ( Ин. 15:13 ). Одушевляемые самоотвержением – готовы на смерть. Старец Елеазар, восстав с семейством Маккавеев на защиту отечества, говорил окружавшим: «мужественно расстаюсь я с жизнию, и оставляю добрый пример юным охотно умирать за досточтимые законы ( 2Мак. 6:27,28 ). Так и ныне многие идут на войну, побуждаемые достохвальным желанием принести свою жизнь на жертву отечеству. – Венец мученичества также достигается решительным желанием смерти, которое поощряет сам Господь, сказав: Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю ( Мк. 8:35 ). Все мученики, Христа «ищуще, страдальчествовали; умирали за Него, чтобы жить с Ним». «Я связан за Христа, – писал христианам Игнатий Богоносец . – Я горю желанием умереть за Него. Лучше принять смерть за Христа, нежели царствовать над всею землею» 186 . Жизнь со Христом есть высшее побуждение для христианина желать себе перехода в вечность. Все святые подвижники и Божии угодники, почитая тело темницею души и землю страною пришельствия, горняя мудрствовали, вышних искали, идеже есть Христос ( Кол. 3:1,2 ). Апостол Павел рассуждал, что оставаться ему в теле нужнее для проповеди евангельской, для блага новообращенных в христианство ; но несмотря на это святое призвание, он не мог победить в себе желание отрешиться от тела. Почему же? Чтобы быть со Христом. Это, по его убеждению, «несравненно лучше». Посему и свидетельствовал о себе: Дерзаем и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу ( 2Кор. 5:8 ). Так Божия Матерь желала Себе кончины, не по причине скорбей житейских, ибо когда они находили, их мужественно переносила, – но «объята бысть желанием непрестанным, еже видети превожделенное лице Сына Своего и с Ним на небесех жити». Посему и Гавриил архангел, возвестив Ей успение, – «ждет, рече, Сын Твой и Бог наш пояти Тебе в горнее царство, да живеши и царствуеши с Ним в бесконечные веки» 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010