Есть интересные вещи, когда действительно археология может пролить свет на вполне определенные страницы Библии, но редчайший случай – это туннель царя Езекии. Кто будет в Иерусалиме, обязательно его посетите, его можно найти. Он пробит под землей, именно поэтому он, конечно, сохранился во время всех разрушений Иерусалима. Вот если, не дай Бог, когда-нибудь будут вестись раскопки в Москве, то совершенно точно раскопают метро. Все остальное под вопросом, но метро наверняка сохранится. Туннель Езекии, 4-я книга Царств: «Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских». Не дошедший до нас, конечно, источник. Или в книге Паралипоменон, параллельное более подробное повествование: «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим [это ассирийский царь] с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари ассирийские, придя сюда, много воды». Смысл понятен: город готовится к осаде, ему невероятно важно сохранить воду для себя и лишить воды осаждающее войско. Потому что на Ближнем Востоке у кого вода, тот живет. Вот туннель Езекии, примерно 700 год до нашей эры, каким он сохранился до наших дней. По этому месту можно пройти, я проходил лет пятнадцать назад. Нас, правда, не предупредили, что вылезать придется в арабской части города и обратно идти пешком. Мы в плавочках там прошли и вылезли посреди арабского квартала голыми.. Это было очень своеобразное возвращение домой. – Где он находится? Что сейчас там находится? – В Иерусалиме. Сейчас я карту древнего Иерусалима на современный сходу наложить не смогу. Но дело в том, что исторический Иерусалим большей частью находится в арабском квартале. Нынешний старый город – это турецкий старый город, Храмовая гора в него, конечно, входит, но только краешек. А в основном он к югу от Храмовой горы. И вот так туннель выглядел во времена Езекии. Это схема, где он проходил. Видите, справа источник Гихон, от него пробили этот самый туннель к Силоамскому бассейну или водохранилищу, пруду. И здесь даже сделали особый водосборник, куда эта вода стекала.

http://pravmir.ru/bibliya-tekst-i-arheol...

Какой удивительно наглядный прообраз той реки божественной жизни, которая вытекает из подножия Голгоского Креста, которая должна покрыть всю землю и поглотить в своих волнах самое смерть! После того, как первые люди пали и грех стал господствовать в мире, поток божественной жизни на земле начал постепенно высыхать. И это вполне естественно, так как люди удалились от Бога, Источника чистой, святой и праведной жизни. То, в чем люди стали после этого полагать смысл жизни: власть, богатства, науки, искуства и проч., – подобно было, говоря образным языком пророка Иеремии (2, 13), потрескавшимся, дырявым водохранилищам, которыя не могли удержать «воды», и которыя горько обманывали тех, кто, умирая от жажды, приходил к ним напиться... Только Крест Христов снова открыл нам доступ к Источнику божественной жизни: он возвратил нам любовь Отца Небесного и снова привел нас в общение с Ним. Подобно скале в пустыне Син, по которой Моисей ударил жезлом, и откуда потекла чистая и в большом изобилии вода, спасшая сынов Израиля от смерти, Господь наш Иисус Христос , пригвожденный за нас ко Кресту, есть неисчерпаемый Источник божественной жизни, Который спасает нас от вечной смерти. Кто жаждет, говорит Христос, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Иоан. 7, 37–38 ). Всякий пиющий воду сию возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Иоан. 4, 13–14 ). Но какую же жизнь подает нам Иисус Христос с высоты Своего Голгоского Креста? Это Его собственная жизнь, та жизнь, которую Он, как добрый Пастырь, положил за Своих овец ( Иоан. 10, 15 ). Он, Единородный Сын Божий воплотился, страдал, умер и воскрес, чтобы дать нам эту жизнь. Первый Адам истощил источник божественной жизни на земле: он, по своему самолюбию и гордости, хотел один быть обладателем ея, чтобы одному наслаждаться ею: он хотел быть богом; Второй Адам, Господь наш Иисус Христос , Которого ап. Павел называет духом животворящим ( 1Кор. 15. 45 ), снова открыл нам источник божественной жизни и по Своей безконечной любви к людям, желает, чтобы все приобщились этой жизни, чтобы и сама природа прониклась ею. И куда войдет этот поток все будет там живо. Это – жизнь чуждая самолюбия и гордости, чистая и святая; жизнь богатая духовными дарами и делами христианской любви; жизнь, в которой дух человека находит всю полноту своего бытия, в которой человеческое существо со всеми его силами достигает своего высшего совершенства. И залог этой жизни здесь на земле есть Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которыя подаются нам в Святом Таинстве Евхаристии... Братие, приступите-же со страхом Божиим и верою к этому источнику божественной жизни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

молились за других: молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Uak. I, 16 ). жертвовали собою за других: я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами ( 2Kop. XII, 15 ). – (Так) мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны ( 1Сол. 11, 8 ). – Любовь позвали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои ва братьев ( 1Uoah. III, 16 ). 3. Мысли о любви к ближним I. «Как печь без огня не может быть теплою: так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним». (Иаков, архиеп. нижегор.). II. «В круге радиусы связуются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу: по мере удаления от центра, они делаются более и более далекими и разобщенными между собою. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от Друга». («Дух. цв.», т. I, стр. 184). III. ,,Кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего». (Филарет, архиеп. черниг.). IV. «Если мы будем пит из сосуда, наполненного водою и поставленного в водохранилище, то сколько бы ни пили, сосуд не оскудеет; но если вынем его из водохранилища и станем утолять жажду, то вода постепенно станет убывать, и наконец сосуд опустеет: никогда не иссякнет в нас и любовь к ближнему, если не будем отделять ее от неиссякаемого Источника любви и совершенства». («Дух. цв.», т. I, стр. 135). V. «Люби Бога в Нем Самом и во всех тех, которые носят на себе образ Его». (Филар., архиеп. черниг.). VI. «Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит; достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял». (Св. Тихон задон.). VII. «Видя груду золотоносной земли, незнающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных: подобно cevy, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит, потому что и в сей неблагообразной глыбе есть золото – существо человека, и особенно его душа». (Филарет, м. моск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Мужи израильские! — торжественно провозглашает апостол, — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как вы и сами знаете, — Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2: 22–24). Петр снова ссылается на Писание и заканчивает речь грозными словами: «Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2: 36). Апостол умолкает. Несколько мгновений над толпой царит гнетущее молчание. Если этот человек прав, то совершившееся — нелепо, страшно. Вряд ли стоящие здесь видели Назарянина, но некоторые могли быть в городе во время Пасхи. Казнь галилейского Учителя оставила их равнодушными. Но теперь они верят Его апостолу, принимают его слово сразу, не колеблясь. Они захвачены не богословскими доводами, а силой, исходящей от этого человека, похожего на Амоса и Исайю. Для них ясно, что через него к ним обращается Сам Бог. — Что нам делать? Что делать, мужи братья? — раздается хор нестройных голосов. — Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян 2: 38 — 39). Никто не удивляется. Омовение давно стало общепринятым знаком духовного очищения, открывающим путь в новую жизнь. Его практиковали многие наставники, в том числе и Иоанн, приходивший из пустыни. Все происходит непостижимо быстро. Толпы людей, предводительствуемые Петром, спускаются к каменной аркаде, где ручей образует Силоамское водохранилище. Оно разделено на две половины — мужскую и женскую. Апостолы крестят всех кающихся. Идут длинные вереницы паломников. Некоторые принимают крещение прямо в храме, в бассейне, микве, устроенном для омовений. К вечеру число обратившихся достигает трех тысяч человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

— Мужи израильские! — торжественно продолжает Бар-Иона, — выслушайте эти слова: Иисуса Назарянина, Мужа, Богом отмеченного для вас силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, — как вы сами знаете, — Его, преданного, по определению и предведению Божию, вы, пригвоздив руками беззаконных, убили. Бог воскресил Его, разрушив узы смерти, потому что она не могла Его удержать... Петр снова ссылается на Писание и заканчивает речь грозными словами: — Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что того Иисуса, Которого вы распяли, Бог сделал Господом и Мессией. Апостол умолкает. Несколько мгновений над толпой царит гнетущее молчание. Если этот человек прав, то совершившееся — нелепо, страшно. Вряд ли многие из стоящих здесь видели Назарянина, но сколько было таких, что могли слышать о Нем во время Пасхи. Казнь галилейского Учителя оставила их равнодушными. Теперь же они верят Его апостолу. Принимают его слово сразу, не колеблясь. Они покорены не богословскими доводами, а силой, исходящей от этого человека, похожего на Амоса и Исайю. Для них ясно, что через него к ним обращается Сам Бог. — Что нам делать? Что делать, мужи братья? — раздается хор нестройных голосов. — Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Мессии для отпущения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа. Ибо для вас обетование и для детей ваших, и для всех дальних , кого ни призовет Господь Бог наш. Никто не удивляется. Омовение, ритуальное погружение в воду, давно уже стало общепринятым знаком начала пути в новую жизнь. Его практиковали многие наставники, в том числе и Иоанн, приходивший из пустыни... Все происходит непостижимо быстро. Толпы людей, предводительствуемые Петром, спускаются к каменной аркаде, где ручей образует Силоамское водохранилище. Оно разделено на две половины — мужскую и женскую. Апостолы крестят всех кающихся. Идут длинные вереницы паломников. Некоторые принимают крещение прямо в Храме, в бассейне «микве», устроенном для омовений. К вечеру число неофитов достигло трех тысяч человек...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Неподалеку находятся знаменитые водопады Верхней Галилеи: верхний, Тагана, и нижний, Танур, воды которого низвергаются в глубокий каньон, так что увидеть водопад можно, только подойдя к самому обрыву. Летом водопад иссякает, поскольку выше по течению вода используется ливанскими крестьянами для орошения полей. Рядом, севернее кибуца Дан, находятся водохранилища Тель- Дан. В ветхозаветное время (в период Судей) эта земля относилась к колену Данову. Город, погребенный под огромным курганом, был основан еще в бронзовом веке и оставался религиозным и военно-административным центром округи до римского времени. Согласно Библии, именно здесь царь Израиля Иеровоам (931–910 гг. до Р.Х.) воздвиг одно из языческих святилищ, призванных отвратить народ от Иерусалима и правившей в нем династии потомков Давида. И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного (тельца) в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, и оставили храм Господень ( 3Цар. 12, 28–30 ). Так совершился великий раскол в народе, завоевавшем Ханаан. Десять колен (племен) из двенадцати, перешедших с Иисусом Навином через Иордан, объединились под властью Иеровоама и под знаком Золотого Тельца, предопределив дальнейшую эволюцию Галилеи и всего Северного царства в сторону смешения и синкретического взаимодействия с ассирийскими, персидскими, а затем эллинистическими культами. Иными словами, древний город Дан, нынешний Тель-Дан, религиозный центр Иеровоамова израильского язычества, является синонимом позднейшего, до времен Христа Спасителя дожившего понятия «Галилеи языческой». ...Раскопанные археологами руины в северной части кургана обнаружили большую квадратную каменную платформу с алтарем. Весь сакральный комплекс был окружен стеной подобно другим ханаанским и раннебиблейским святилищам. Потом постепенно Дан потерял свое значение религиозного центра, передав эстафету языческих мистерий возникшему неподалеку Баниасу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя». Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений. Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли. Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой. Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана — и святая вода нам не помогает! Неужели молитвы Церкви бессильны? Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство — Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение… «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29).

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

Свидетельствами этого похода стали руины Лакиша и знаменитые ассирийские рельефы с подробными описаниями побед в клинописных текстах. В 705 году иудейский царь Иезекия, воспользовавшись смертью ассирийского царя Саргона II, попытался освободиться от ассирийской власти. Новый царь Саннаххериб решил поставить на место мятежного правителя. Его войска подошли к Иерусалиму и осадили его. От полной катастрофы Иезекию спасла только эпидемия чумы, вспыхнувшая во вражеском стане. Памятники осады Иерусалима ассирийцами — т.н. туннель Иезекии и Силоамская надпись. Чтобы защитить доступ к воде от врагов, туннель высекли внутри материковой скалы. Он соединял источник Гихон и Силоамский пруд, который находился в пределах новых стен города, построенных Иезекией. Из Второй книги Паралипоменон (32:30) известно, что царь соорудил и туннель, готовясь к осаде города ассирийцами: " Он же, Иезекия, запер верхний проток вод Геона (Гихона), и провел их вниз к западной стороне города Давидова " . Внешний вход к источнику Гихон был скрыт. " Когда Иезекия увидел, что пришел Сеннахирим (Саннаххериб) с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды вне города; и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, пришедши сюда, много воды " (2 Книга Паралипоменон 32:2-4). Теперь воды Гихона шли к Силоамскому пруду — небольшому водохранилищу, также построенному Иезекией. Как сказано в 4 Книге Царств (20: 20), " он сделал пруд и водопровод и провел воду в город " . В конце XIX века в туннеле была найдена надпись, рассказывающая о том, как его рыли. Хотя имя царя не указано, из содержания становится ясным, что речь может идти только о времени Иезекии. " Туннель. И вот история туннеля… Кирка против кирки. А когда осталось пробить три локтя, было слышно как окликают друг друга, так как в скале справа была расщелина. А в день завершения туннеля каменотесы ударяли навстречу друг другу, кирка против кирки. И потекла вода из источника в пруд на расстоянии 1200 локтей, и 100 локтей была высота скалы над головой каменотесов " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

То, в чём люди стали после этого полагать смысл жизни: власть, богатства, науки, искусства и проч., – подобно было, говоря образным языком пророка Иеремии ( Иер.2:13 ), потрескавшимся, дырявым водохранилищам, которые не могли удержать «воды», и которые горько обманывали тех, кто, умирая от жажды, приходил к ним напиться... Только Крест Христов снова открыл нам доступ к Источнику божественной жизни: он возвратил нам любовь Отца Небесного и снова привёл нас в общение с Ним. Подобно скале в пустыне Син, по которой Моисей ударил жезлом, и откуда потекла чистая и в большом изобилии вода, спасшая сынов Израиля от смерти, Господь наш Иисус Христос, пригвождённый за нас ко кресту, есть неисчерпаемый Источник божественной жизни, Который спасёт нас от вечной смерти. Кто жаждет, – говорит Христос, – иди ко Мне и пей; кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. ( Ин.4:13–14 ). Но какую же жизнь подаёт нам Иисус Христос с высоты Своего Голгофского Креста. Эта Его собственная жизнь, та жизнь, которую Он, как добрый Пастырь, положил за Своих овец ( Ин.10:15 ). Он, Единородный Сын Божий, воплотился, страдал, умер и воскрес, чтобы дать нам эту жизнь. Первый Адам истощил источник божественной жизни на земле: он, по своему самолюбию и гордости, хотел один быть обладателем её, чтобы одному наслаждаться ею: он хотел быть богом; Второй Адам, Господь наш Иисус Христос, Которого ап. Павел называет духом животворящим ( 1Кор.15:45 ), снова открыл нам источник божественной жизни и, по Своей бесконечной любви к людям, желает, чтобы все приобщились этой жизни, чтобы и сама природа прониклась ею. И куда войдёт этот поток, всё будет там живо. Это – жизнь, чуждая самолюбия и гордости, чистая и святая; жизнь, богатая духовными дарами и делами христианской любви; жизнь, в которой дух человека находит всю полноту своего бытия, в которой человеческое существо со всеми его силами достигает своего высшего совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010