Я расширил и сделал выше ворота двора, построив их из дикого камня. Все ворота и двери были обрамлены деревом сирийской и белой шелковицы, дабы они не обветшали с течением времени; это была прочная работа. Портик позади зала был весь сводчатый, и я расширил двор и вымостил его черным мрамором. Здесь было водохранилище, прочно выстроенное из черного мрамора и сосредоточенное мною в одном месте, на место нескольких, существовавших, обыкновенно, в домах соседей, и вблизи него была проделана особая дверь для прислуги. Из зала была вынута целая гора земли, ибо мы удалили землю и наложили на ее место камня. Постройки в Дамаске производятся с цементом и красной землей, так как земля здесь обожженная, и не походят на постройки алеппские, с их особенною землею и известью. Ста пиастров было недостаточно нам для того, чтобы измельчить землю. Водоем в этом месте был очень большой, окруженный со всех сторон садиком, но я уменьшил его размеры и рас-ширил открытое пространство для прогулок. Для лимонных и померанцевых деревьев я сделал каменные окаймления, наподобие устьев колодцев, с бордюром, – прекрасное произведение искусства; и кругом них настлал пол такой же, как и на всей площадке зала. Вдоль всех стен я устроил приступок из черных и белых плит, где можно было бы сидеть народу: и все это место из тесного и узкого сделалось просторным и обширным. Красота зала с его водоемом и водометом была предметом разговоров в городе Дамаске, и многие из именитых людей нередко приходили посмотреть на него 836 . Мы истратили на всю эту постройку около трех тысяч пиастров. Из всех ее украшений ничто не было бы так достойно возбудить в тебе, мой брат, желание и зависть, как красивые ряды нарциссов, гиацинтов и других цветов, размещенных на порожках водомета, от верха до низу, с рассыпающеюся посреди них водою, и по краям водоема, кругом, бутылки вина, вперемежку с кувшинами воды, – и потом видеть нас сидящими в новой галерее с лицевой стороны и пьющими во славу Божию, с кубками в руках. И я молю Всемогущего, да подвигнет Он всякого читателя моего убогого рассказа и всякого слушателя посетить святой Иерусалим и поглядеть на это восхитительное место, которое я сумел так хорошо устроить: и конечно, если бы в нашем обладании была целая сокровищница золота, она в наших руках подверглась бы полному израсходованию, и это сооружение стояло бы памятником для будущих поколений, дабы люди просили блаженства и награды для нас у щедрого Владыки мира, ибо хотя деньги, имевшиеся у нас, составились из даяний христиан, но употребление их на эти хорошие дела, несомненно, есть весьма похвальное деяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 Удар по экологии К сожалению, по данным ученых, хозяйственная деятельность человека уже многие десятилетия меняет экологию Белого озера не в лучшую сторону. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство — из-за попадания их отходов в воды происходит токсикологическое и органическое загрязнение, ускоряются темпы эвтрофирования (ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем так называемых «биогенных элементов»), снижается видовое богатство и видовое разнообразие обитателей озера. Водоснабжение, судоходство, рыболовство — все это тоже не лучшим образом влияет на состояние водоема. Сюда же — воздействие с воздуха: от одного из крупнейших промышленных центров Русского Севера, Череповца, воздушные массы приносят к Белому озеру вредные соединения, которые выпадают с дождем и снегом и остаются в воде. Затопленный лес у Белого озера. Фото: Iluha81/WC CC-BY-3.0 Ежегодно углубляют судоходные участки озера, в результате донные отложения размываются, в воду попадает медь, содержащаяся в них, мелкая глинистая взвесь, это тоже наносит серьезный урон экосистеме. Самое сильное вмешательство человека в судьбу озера произошло в середине ХХ века, после реконструкции Крохинской плотины в 1963–1964 годах, когда Белое озеро вместе с рекой Шексной стало частью Шекснинского (Череповецкого) водохранилища. Прежняя площадь озера — 1126 квадратных километров увеличилась после затопления до 1284 квадратных километров. Почти на два метра, с 2,2 до 4,1 метра, вырос средний уровень воды. При этом прозрачность воды снизилась в 1,7 раза. После искусственного подпора вод в районе впадения основных притоков озера — Ковжи и Кемы — образовался Ковжинский разлив. 7 Спокойное место И все же Белое озеро по сей день остается красивейшим местом, по-прежнему привлекающим туристов и рыбаков, которые едут сюда за прекрасными видами, уникальной природой и хорошим уловом. Добираются, как правило, от Череповца (166 километров) или от Вологды (171 километр) до Белозерска, который расположен на самом берегу. Едут, чтобы познакомиться и с самим городом — одним из древнейших городов Руси, с его кремлем, валами, насыпанными еще при великом князе Иване III в XV веке, храмами, музеями, и с жизнью «белозёров» — неспешной и размеренной, полюбоваться на прекрасные закаты над озером, прокатиться на лодке, катере или теплоходике по каналу или по речкам, или по самому озеру, узнать больше о флоре и фауне этого необыкновенного места. Кто-то едет, чтобы поучаствовать в археологических раскопках или в восстановлении памятников архитектуры, а кто-то просто для того, чтобы искупаться и отведать белозерского судака. Здесь красиво и спокойно. Как сто, двести, пятьсот и тысячу лет назад.

http://sever.foma.ru/beloe-ozero-melkoe-...

Налево от дороги заметны разрушенные строения новейшего времени. Через три часа езды от Вифлеема и за час с четвертью от Хеврона находятся в лощине, при дороге налево, развалины здания, углубленного уже до половины в землю; оно такого ж построения, как и Куфин; возле источник и водохранилище. В этом здании заметен алтарь под сводом; новые пристройки отличаются на взгляд от древнего здания. Это место называют Дер-Уе; известно, что слово дер значит монастырь. Поблизости от развалин, в низкой скале, выходящей к дороге, находятся замечательные гробницы библейских времен; тут две погребальные пещеры, – в каждой виден одр для мертвеца и два ниша в главной стене. Здесь можно предполагать существование города Аравофа, названного в числе достояний Соломоновых ( 3Цар 4:10 ) 98 . Из этой погребальной скалы бьет ключ и проходит чрез водопровод к водоему, который при дороге; этот водоем принадлежит древнему построению. Впереди, на горе, смежной с Дер-Уе, возвышается древняя башня; по-арабски Бурдж. За полчаса от Хеврона видны еще развалины на горе; это, кажется, Вифанин, который у Евсевия помещен в двух римских милях от Хевронской теребинтовой долины 99 ; ниже, среди масличных дерев, мне заметили разрушенное селенье, принадлежавшее христианским арабам, не покорившимся Ибрагиму; оно называется Хербет-уль-Нассара. 94 Dionis Cassii Historia Romana/Curavit L. Dindorf. Lipsiae, 1890–1894. 67. 4; Incipit historia rerum in partibus transmarinuis gestarum a tempore successorum mahumeth usque ad annum domini NCLXXXIV edita a venerabili Guillelmo Tyrensi Archiepiscopo/PL. T. 201. Col. 209–891. 8. 24 . 95 См. также: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. Ч. III. C. 91. 97 Acta Sanctorum quotquot toto in orbi coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur/Ex Latinis et Graecis aliarumque gentium antiquis monumentis collegit, digessit, notis illustr. Ioannes Bollandus etc. Maii. Antverpiae, 1675. T. 1–3; 1685. T. 4–5; 1688. T. 6–7. P., 18643 II. 306. 99 Eusebius Caesariensis. Onomasticon/Hrsg. E. Klostermann/Werke. Lpz., 1904. Bd. 3. Tl.1. S. 2–176. (GCS; 11.1). Ad vocem. Api. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В конце XVII – начале XVIII в. Свияжск сохранил за собой лишь функции первого христианского города Казанской епархии. Остальные экономические, политические и административные функции постепенно отошли к Казани. В XVIII–XIX вв. Свияжск был монастырским городком с Троице-Сергиевским, Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями. После революции на территории города в разное время располагались: колония для малолетних преступников, тюрьма, психоневрологическая лечебница. Островом Свияжск стал относительно недавно. Вода окружила его со всех сторон в 1956 г., после открытия Камского водохранилища. Как только Свияжск превратился в остров, большинство местных жителей покинули эти края. Сейчас это город-музей: на крошечной территории умещается 21 памятник федерального значения. Есть предположение, что А. С. Пушкин, путешествуя по Поволжью, именно про Свияжск написал знаменитые строки «...мимо острова Буяна» (по материалам сайта: http://www.myjane.ru ) 250 Силоам ( Исх. 8:6 ; Ин. 9:7–11 и др.) – источник или водоем Силоамский и находившаяся при нем купальня Силоамская на ю.-в. стороне Иерусалима. при подошве гор Сион и Мориа. Об источнике Силоамском в Свящ. Писании упоминается 3 или 4 раза, в том числе у евангелистов Иоанна и Луки. Так Иоанн, повествуя об исцелении Спасителем одного слепого ( Ин. 9:7–11 ), говорит, что Господь, сделав брение и помазав им очи слепому, послал его умыться в купальне Силоамской, что тот сделал и прозрел. Из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм для торжественного возлияния ее на жертвеннике в последний день праздника из золотого сосуда при радостных восклицаниях народа, при звуках труб и кимвалов. Это совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования Евреев по пустыне, на что указывается в Свящ. Писании ( Ин 7:2, 37, 39 ; Ис. 12:3 ). Вода Силоамского источника считалась священною и была предметом торговли ( Ис. 55:1 ). 251 Черемисы – древнерусское название угро-финского народа марийцев. Самоназванием является имя «мари», «марий», которое переводится как «муж», «мужчина». Верующие марийцы преимущественно православные, массовая христианизация марийцев происходила в XVIII–XIX вв., однако есть немало приверженцев т. н. «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную религию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Археологические изыскания отцов-францисканцев из церкви Св. Анны у ворот Стефана в старом городе помогли исправить старые версии и прояснить, где на самом деле находился пруд. Их исследования показали, что пруд Вифезда не следует отождествлять с Биркет Израэль, водоемом размерами примерно 360 на 126 футов (109,7 на 38,4 м), расположенным между церковью Св. Анны и храмовой зоной на юге; это и не большие водохранилища на территории монастыря Сестер Сиона в нескольких сотнях ярдов к западу от Св. Анны на Крестном пути; и не пруд возле Гиона, еще дальше на юг, чем Биркет Израэль, на склонах Офила. Водоем Вифезда, скорее всего, находился среди руин, обнаруженных во дворе Св. Анны, где было найдено два довольно больших водоема. Изначально окружавшие их арочные портики хорошо сохранились под 25 – 30 футами (7,5 – 9 м) земли. Теперь они раскопаны и могут служить примером прекрасного памятника поразительного архитектурного мастерства. Архитектурный стиль сооружения и надпись на нем свидетельствуют, что оно относится к периоду Ирода, то есть является одним из многих замечательных строительных достижений времен Ирода Великого. Руины строений и мусор, скопившиеся за много столетий, заполнили пространство вокруг сохранившейся колоннады. Позже этот участок разровняли и в V веке по Р. X. построили на нем византийскую церковь . Так, благодаря длительным литературным и археологическим исследованиям, Вифезда теперь правильно воспринимается как «место двух прудов», которое находилось возле Овечьего рынка у ворот Св. Стефана. Так же сегодня совершенно иначе воспринимаются подробности, которыми снабжает читателя Иоанн. Речь действительно идет об очень интересных особенностях. Я уже не раз приводил примеры того, почему евангелист Лука считается чрезвычайно точным и скрупулезным автором, когда речь идет о событиях, очевидцем которых он с большой степенью вероятности был свидетелем. В случае с евангелистом Лукой это сделать проще всего, так как он является автором не только Евангелия, но и Деяний, книги, безусловно выдержанной в лучших традициях античной историографии и детали которой проще всего подвергнуть верификации через призму других источников и археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-avto...

Глава XV. Путь к Сиону «… Избрал Господь Сион, благоволил соделать его жилищем Своим». ( Пс 131: 13 ) На пути к Сиону посещают замок Давидов, место, называемое Трех-Марий, монастырь армянский Св. Иакова, дома Св. Фомы, первосвященника Анны и Каиафы; а на обратном пути – железные ворота, место темницы Св. Петра и остатки церкви Св. Иоанна. Замком Давидовым называют то укрепление, сквозь которое проходят Яфские или Вифлеемские ворота, откуда большая часть поклонников вступают в Иерусалим. Это укрепление выстроено четверосторонником, сажен 20 в ширину и 65 в длину. Твердые стены его связаны шестью башнями и защищены слабым бастионом с сухими рвами. Оно достаточно, при нескольких пушках, для временной обороны. Две главные башни, со времени крестовых походов, названы башнями Пизян, потому что пизяне возобновили их стены. На самом этом месте возвышался некогда замок Давидов и впоследствии башни Псефина и Гиппика; последняя находилась в смежности с укреплениями Сиона, где был дом Давидов. Сад полководца Урия и дом его прилегали к замку Давидову, тут теперь незастроенное место; а бассейн водоема Вирсафии еще виден противу замка, через улицу, при въезде в Яфские ворота, налево; он теперь засыпан. Это древний водоем Гискиев. Здесь излился из глубины души кающегося царя тот псалом, который не престает доселе примирять грешников с правосудием Божиим ( Пс 50 ). Во внутренности замка Давидова нет ничего замечательного, кроме некоторых древних оружий. Неподалеку отсюда, оставя вправо замок Давидов, показывают место, где Спаситель в день Своего Воскресения явился святым Мариям: Марии Иаковлевой, Марии Саломии, Марии Клеоповой и Марии Магдалине, когда они возвращались от Его гробницы в Иерусалим. Это место застроено. За сим следует место мученичества святого Апостола Иакова Зеведея, где теперь армянский монастырь. Мы уже о нем говорили. Тут была в древности площадь, где продавали рыбу; тут же было, как сказано у Пророка Исаии, водохранилище: между двумя стенами, т. е. между стенами сионскими дома Давидова и замка Давидова ( Деян 22:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Вскоре отсюда начинается спуск в луговую обширную долину; она очень живописна: горы, одетые лугами и рощами, обнимают ее кругом. Здесь я заметил пирамидальные кусты теребинтов, называемые бальлут, и несколько лавров, которые называются арабами кекаб. Множество птиц, из которых большею частью были куропатки, вспархивали подле нас. На самом скате, при спуске в долину, виден довольно обширный каменный водоем. Вся эта прекрасная долина испещрена разнообразными цветами, которые конечно б обратили на себя внимание ботаниста. С высоты противоположных холмов открываются налево, на горе, развалины, посреди которых возвышается башня; их называют Бет-фаджиар, – может быть Вифанот ( Нав 15:59 ); а далее по дороге встречаются другие развалины, которые называют Куфин. Мне сказывали, что это остатки монастыря во имя Св. Матфея Апостола, они состоят из четырестороннего здания со сводами, построенного из больших тесаных камней. Вход был с юга; на востоке большое окно; с запада особая узкая комната; кругом разбросано много развалин; окрестность покрыта маслинами. В близлежащем селении Бет-Омар существовала, по словам моего вожатая, церковь ; она теперь заменена мечетью, которую мусульмане называют Наби-Мета, то есть Пророк Матфей. Бет-Омар есть, вероятно, Бет-Амар, упоминаемый в Acta Sanctorum (V. 135); а Куфин занимает место Марофы ( Нав 15:59 ) или Маараты, о которой говорит святой Евфимий, и где, близ развалин, он видел водохранилище 97 , это водохранилище находится несколько ниже, на скате; оно не иссякло. Отсюда путь наш следовал чрез горы и лощины, одетые кустарниками. Вдали, к югу, видны развалины, называемые Гельгуль или Наби-Юнус, это последнее название мне перевели: Пророка Исава. Если это верно, то вот еще следы библейские, и это служит дополнением к тому, что мы сказали несколько выше о пути Иакова к Исаву в Идумею. Название Гилгала также пробуждает внимание по сходству с Гилгалом близ Вефиля и близ Иордана, но мы не знаем иного места этого имени, кроме того Гилгала или Галгула, который находился между Яфою и Кесариею близ моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

§ 66. Гл. VII:10–8, 1–15: ожесточение Фараона и противление его воли, Божией, поддерживаемое Египетскими волхвами. Изложание содержания. – Здесь рассказывается о первых трех чудесах, совершенных Моисеем пред Фараоном в состязании с Египетскими волхвами, из которых два последние чуда были вместе и первыми двумя (из десяти) казнями над Египтом. При этом Моисей является для Фараона вместо Бога (истинного), а Аарон, брат Моисея, как пророк его (7:1–2). Первое чудо, совершенное по требованию Фараона в доказательство полученных Моисеем полномочий от Бога, состояло в том, что Аарон, по слову Моисея, бросил свой жезл «пред Фараоном и рабами его», и жезл обратился в змея. Призванные Фараоном волхвы, Ианний и Иамврий ( 2Тим.3:8 ), сделали тоже; но истинность и превосходство чуда Моисеева пред мнимым чудом волхвов обнаружились тем, что «пожре жезл Ааронов оных жезлы». Однакоже сердце Фараона ожесточилось, и он не послушал Моисея и Аарона ( Исх.7:10–13 ). На другой день Моисей и Аарон, но повелению Господа, опять являются пред Фараоном в то время, когда он шел к реке для религиозных омовений. Аарон по слову Моисея ударяет по водам Нила своим жезлом, и все воды Нила и других водохранилищ обратились в кровь, так что перемерли все рабы в реке и вода от гниения их трупов испарилась. и пить ее было не возможно (ст.14–21). Но и волхвы Египетские сделали «своими чарованиями» нечто подобное, и Фараон опять не послушал посланников Иеговы (ст.22–23). Египтяне же принуждены были копать новые колодези, чтобы только найти воду, годную для питья. Это была первая казнь Божия на языческий Египет. Она продолжалась семь дней (ст. 24–25). После того Моисей и Аарон опять являются пред Фараоном с требованием от имени Иеговы отпустить народ Еврейский для служения Богу и совершают новое чудо. По мановению жезла Ааронова из вод выходят жабы и наполняют все жилища Египтян, начиная от дворца Фараона (8:1–6). И этому чуду подражали в малом виде волхвы, но они не могли уничтожить жаб, почему Фараон и просил молитв Моисея (ст.7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

А часто ли вы кормите голодных? Вот поэтому и сказано: загладь свое зло, свой грех , искупи грехи свои правдой – праведностью (выполняй заповедь Божию), и беззакония твои – милосердием к бедным. Праведность должна всегда сопровождаться милосердием к бедным, потому что, если будет только праведность, но не будет милосердия, грех останется в человеке. «Вот чем может продлиться мир твой». Превращение Навуходоносора в зверя «Все это сбылось над царем Навуходоносором. По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» ( Дан. 4:25–27 ). Он не послушался, и сразу наказания не произошло. Значит, не произойдет никогда? Бог дал ему возможность исправиться, дал испытательный срок. А люди думают, что это не испытательный срок, а то, что просто Бог забыл свои слова. Очень наивные мысли, на самом деле. Почему люди думают, что Бог такой глупый, непонятно. И вот царь Навуходоносор тоже так подумал. И стал гордиться, говоря: какой город я построил во славу свою, дом царства моего, который мне принадлежит, который мой по праву! Здесь мы видим порождение гордыни царя Навуходоносора. Он сказал, что это его, это память его могущества, его силы, его заслуг – город Вавилон. Все историки говорят, что Вавилон был тогда мощнейшим городом. Представьте себе Москву в пределах Садового кольца, по периметру которого стоят очень толстые стены (на них два автомобиля разъедутся). На стенах находится около ста башен. У города было свое водохранилище. В центре города стоит огромная ступенчатая пирамида, больше ста метров в высоту, которая покрашена семью цветами радуги, начиная с синего и заканчивая золотым на вершине. В городе есть центральный, парадный вход, который облицован синими изразцами, на нем изображены драконы и львы, есть знаменитая дорога. И все эти заслуги принадлежат Навуходоносору. Огромные дворцы, во дворах которых раскинулись сады, висячие сады Семирамиды, которые тоже сделал, между прочим, царь Навуходоносор (Семирамида была его жена).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Далее А. С. Норов высказывает предположение о том, что этим епископом был Феодор Мопсуестийский (ок. 350–428), родом из Антиохии. Он был современником св. Иоанна Златоуста и под его влиянием предался подвижнической жизни. Когда в Мопсуестии (Киликия) освободилась епископская кафедра, Феодор занял ее около 392 года и пребывал на ней вплоть до самой кончины, последовавшей в 428 году. «Известно, что он посещал и назидал самые отдаленные церкви», – пишет Норов 786 . Русский исследователь высказывает еще одно интересное предположение. «Заметим, что остров Филе означен у пророка Исаии под именем Фул или Пул, – продолжает Норов. – Эти остатки христианской церкви, эти многочисленные крестные знамения явно показывают совершившееся пророчество: «И положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою» ( Ис. 66, 19 ) 787 . Русский путешественник провел целый день на о. Филе, созерцая «таинственные храмы Исиды». И уже в темноте он устроился на ночлег «в пристроенных к гордому языческому храму скромных монашеских кельях»... 788 Асуан, первый нильский порог – это были те пределы, где заканчивались маршруты большинства россиян, путешествовавших вверх по Нилу. И лишь немногие из них, подобно А. С. Норову , отваживались продвигаться далее вдоль пустынных нубийских берегов. Знакомясь с описанием странствий россиян по Верхнему Египту, можно проследить, как один за другим они «сходят с дистанции» и отправляются в обратный путь – в Каир и Александрию. А между тем записи их неосуществленных наблюдений сегодня представляли бы большую ценность для истории восточного монашества. Ведь после возведения второй Асуанской плотины (1964 г.) уровень Нила начал подниматься, и в результате было создано искусственное водохранилище – озеро Насера – пятьсот километров длиной, объемом сто пятьдесят семь миллиардов кубометров воды. Во время строительства Асуанской плотины археологи находили в зоне будущего водохранилища сильно разрушенные коптские храмы, укрытые в подземельях от постороннего взора. И в настоящее время большинство из них затоплено. А. С. Норову довелось осмотреть некоторые из них, и в записках русского автора можно почерпнуть сведения об этих утраченных святынях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010