Когда нечестие потомств Каина и Сифа сильно умножилось, Бог повелел Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились. Я даю им на исправление 120 лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Бог со скорбию в сердце решил истребить род человеческий всемирным потопом. По повелению Божию, Ной построил ковчег, то есть большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме находившихся с Ноем в ковчеге, потонули. Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарат. Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, насколько убыла вода, но ворон не возвратился в ковчег. Тогда Ной выпустил голубя; голубь не нашел для себя сухого места, так как вода была еще на поверхности всей земли, и прилетел обратно в ковчег. Через семь дней Ной снова выпустил голубя; на этот раз он вернулся со свежим масличным листом во рту. Спустя еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, но он уже не возвращался к нему, и таким образом Ной узнал, что вода сошла с земли. Спустя год от начала потопа, когда земля совершенно обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего, принес благодарственную жертву Богу за спасение. Господь принял жертву Ноя, благословил его и его сыновей и дал обещание, что больше всемирного потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу. После потопа Бог позволил людям употреблять в пищу не только растения, но и мясо животных. 6. Дети Ноя Благословение отчее утверждает домы чад (Прем. Иисуса, сына Сирах. 3, 9 ). После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Но мы читаем Книгу Бытия далее: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша, и стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 9–10). Что это за вода, которая сначала покрывала всю Землю? Преподобный Ефрем Сирин пишет, что вода, которая покрывала всю Землю, не была соленой – она была пресной. Она была пресной для орошения всей Земли. Но впоследствии, когда Бог отделяет сушу от воды и собирает воду в моря, вода сделалась соленой – для того, чтобы не было гниения, как поясняет нам преподобный Ефрем. То есть сначала вода была необходима для оплодотворения Земли, а потом она сделалась такой, чтобы не было какой-либо порчи на Земле. Читаем далее: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1: 11–13). Кто, говоря современным языком, «закачал» в семечко столько информации, как в некую «флешку»? В третий день творения Господь создает растения. И насколько премудро созданы растения Богом! Вот, например, желудь. Кто вложил туда столько информации, что из желудя вырастет именно дуб, а не береза и не сосна? Кто, говоря современным языком, «закачал» в семечко подсолнуха столько информации, как в некую «флешку», что из него вырастет именно подсолнух, и он будет еще и крутить своей шляпкой, вращаясь с запада на восток? Кто вложил столько информации в обыкновенное зернышко пшеницы, что из него потом будет хлеб? Кто это всё сделал? Вопрос очень серьезный. Если мы в обычный компьютер или какой-то информационный носитель ничего не загрузим, они так и останутся куском металла или пластика. Поэтому Бог – Творец и Промыслитель мира, Он очень ч у дно всё устраивает в этом мире, Он творит этот мир, творит его Своим Промыслом, Своей волей.

http://pravoslavie.ru/94061.html

Что значит – «Духом Святым»? Дух Святый является как бы наставником для плоти Спасителя; не в том смысле, что Бог Слово бессилен управлять Своею плотью, но в том, что Духу Святому приписывается то, что делал Бог-Слово. Кто изгонял бесов? Не Бог ли Слово? Но, однако, Бог-Слово говорит: «если же Я Духом Божиим изгоняю бесов» ( Мф.12:28 ). Свои дела Он приписывает Духу, так как природа их едина и сила неразделима. Что Его Святое тело как бы водилось и руководилось силою Святого Духа, об этом свидетельствует Писание так: «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ; Лк.3:21 ; Мф.3:16 ). Что значит – «поведен»? Значит плоть Его была наставляема. «Поведен был Духом в пустыню». Так мы по подражанию Спасителю водимся, как говорит Павел: «если же вы духом водитесь, то вы не под законом» ( Галат.5:18 ). Поэтому Спаситель называет Себя Источником жизни, а Духа Святого водою живой. Видишь, как Он подтверждает неразделимость существа? Говорит Спаситель: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ), «текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ), и тотчас прибавляет евангелист Иоанн, поясняя, что такое эта вода живая: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ). 4. Будьте внимательны. Если Дух Святой есть вода живая, и Его принимают верующие, почему – Ты сказал: «кто жаждет, иди ко Мне», а не сказал: кто жаждет, иди к Духу Святому? Конечно, и говоря: «ко Мне», Он сказал истину, – потому что один источник того и другого: «у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет» ( Пс.35:10 ). Но так как Спаситель назвал Духа Святого водою живою, то почему Он говорит о воде как живой? Чтобы ты узнал, что Она из источника Божия. Вода живая – Дух, источник воды живой – Бог, чтобы ты, когда узнаешь источник, понял, откуда вода живая. «Из чрева потекут реки воды живой». «Сие сказал Он» – воды – «о Духе, Которого имели принять верующие». Если Дух есть вода живая, поищем же его источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поэтому, если Он сотворил воду и землю прежде всякого дня, ибо еще до появления первого дня говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ), то под именем земли мы можем разуметь уже получившую форму землю с покрывавшими ее поверхность водами, в свою очередь также имевшими форму, равно как и в дальнейших словах Писания: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ) мы можем усмотреть не какую-нибудь бесформенность материи, а землю и воду, хотя еще и лишенные света, который был сотворен позже, но уже со всеми присущими им свойствами; так что безвидной земля была названа потому, что была скрыта под водою, а пустой – так как еще не была отделена от вод, окаймлена берегами и украшена растениями и животными. Но если так, то почему эти виды, несомненно телесные, были созданы раньше всякого дня? Почему не написано: «Сказал Бог: да будет земля. И стала земля», или: «Сказал Бог: да будет вода. И стала вода», или, наконец, коль скоро земля и вода как бы связаны друг с другом своим нижайшим положением: «Сказал Бог: да будут земля и вода. И стали земля и вода»? А, с другой стороны, если все в самом деле произошло именно так, то почему не добавлено: «И увидел Бог, что это хорошо»? Глава XIV (Но) известно, что все изменяемое образуется из чего-либо бесформенного; вместе с тем, и католическая вера учит, и здравый смысл подсказывает, что не могла материя ни одной из природ произойти иначе, как от Бога, Творца и Виновника всяческого бытия, и образованного, и способного к образованию. Это соображение убеждает нас в том, что на такую бесформенную материю и сделано указание в словах, вполне доступных даже для наименее проницательных в духовной мудрости: «В начале сотворил Бог небо и землю», и проч. до слов: «И сказал Бог» ( Быт. 1:1–3 ), являющихся переходом к последовательному рассказу о порядке образования вещей. Глава XV (Такое указание сделано) не потому, что неоформленная материя по времени предшествует предметам, получившим форму, ибо то и другое сотворено одновременно; как звук составляет материю слова, а слова указывают на сформированный уже звук, и говорящий говорит не так, что сперва испускает бесформенный звук, а потом как бы вбирает его и формирует в слово, так и Творец Бог не создал сперва бесформенную материю, а потом, поразмышляв, оформил ее в ряд тех или иных природ, но создал материю сразу уже сформированной.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Протестанты утверждают, что Крещение само по себе не дает возрождения, но только покаяние и вера. Апостол Петр сказал обращенным им иудеям: «Покайтесь и да крестится каждый из Вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Из этих слов Апостола следует, что сначала человек должен уверовать в Христа, покаяться, а получить прощение грехов и вместе с этим дар Святаго Духа он может только омывшись в святых водах Крещения. Иначе Крещение вообще не было бы нужно, иначе не крестился бы и апостол Павел, который Самим Господом был научен вере Христовой; однако апостол Анания сказал ему: «крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ) – стало быть, даже апостол Павел получил прощение грехов лишь тогда, когда принял святое Крещение. В книге Деяний описан случай, когда люди получили Духа Святаго до Крещения – это был Корнилий и весь дом его. Но то было исключение, необходимое для того, чтобы убедить апостола Петра не пренебрегать язычниками, приводить и их ко Христу ( Деян.10 ). Протестанты, приводя слова Христа ( Ин.3:5 ) о том, что тот, кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, утверждают, что «вода живая», «вода жизни» – это слово Божие. Следовательно, они признают только «духовное» крещение, подразумевая под водой слово Божие, учение. Но Христос, говоря: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», ясно указывает на воду как на материальное вещество, т.е. употребляет это слово не в переносном, а в прямом смысле. Из Священного Писания известно, что Господь всегда разъяснял главные моменты учения прямо; если же и говорил иносказательно, притчами («Имеющий уши слышать, да слышит»), то потом обязательно истолковывал эти притчи ученикам особо, чтобы не было сомнений и недоумений. Так и в беседе с Никодимом, если бы Христос подразумевал под водой слово Божие, Он сказал бы об этом прямо, но Он сказал: «от воды и Духа»; стало быть, вода – одно, а получение Святаго Духа – другое. Подтвержение этому находим и в Деяниях апостолов. «Тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» ( Деян.10:46–48 ). Отсюда видно, что вода и дар Святого Духа – понятия совершенно разные. Еще нагляднее говорится о крещении евнуха апостолом Филиппом: «евнух сказал: вот вода: что препятствует мне креститься?.. Когда они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха» ( Деян.8:36–39 ). Что получается, если понимать под водой слово Божие? «Когда они вышли из воды...», т. е. когда оставили слово Божие... Дух Святой сошел на евнуха! Явная нелепость.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

То первое соборование и причастие брата я тоже не могу забыть. Он тогда лежал и не мог самостоятельно дойти даже до туалета... И вдруг на следующее после причастия утро он встал и сам пошел в душ! Сам помылся, причесался, начал ходить и даже гулять... Как было не поверить в силу причастия? Крещенская вода, молитва, исповедь, соборование, причастие - все новое, непонятное для меня, но имеет такую силу, что умирающий брат встал на ноги! На ноги встал, но в храм так и не пришел, Бога за исцеление не поблагодарил, веру не обрел... А я продолжаю просить Бога, чтобы Он сжалился над братом и помиловал того, кто не верит в Его милосердие и помощь и не понимает, зачем обращаться с просьбой к Тому, Кто и так все знает и мог бы помочь, если бы захотел. Но тут все наоборот - Бог ждет от нас - свободных людей, чтобы мы обратились к Нему, постучали в дверь Небесного Врачевателя и попросили помощи. Ведь ни один врач не бегает за больным, не тащит его насильно на осмотр или на операцию. Больной может обратиться к нему и получить шанс выжить, а может не обратиться и умереть. Именно поэтому я и решила спустя 10 лет рассказать о том, как Крещенская вода стала для меня первым глотком той «живой воды», о которой повествуется в четвертой главе Евангелии от Иоанна. Встретив у колодезя женщину из Самарии, Иисус просит у нее пить, а потом говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Об обычной воде Он говорит: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Иногда я устаю молиться, терпеть и ждать, унываю и отчаиваюсь, но в глубине души точно знаю: придет время, и мои любимые дочь, брат и сестра скажут Господу, как та Самарянка: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды...» Необъяснимым образом крещенская вода, как Кровь и Тело Христовы, как искреннее покаяние и слова молитвы способны утолить духовную жажду. Живая вода веры предлагается каждому из нас. И только от нас зависит - зачерпнем мы живую воду или предпочтем постоянно испытывать жажду... Выбор за нами...

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/23/...

Ведь во времена Моисея считалось возможным плавание лишь на небольших кораблях, а число известных видов животных едва насчитывало несколько сотен. Пожалуй, фальсификатору или сочинителю более естественно было бы изобразить Ноя эдаким подобием деда Мазая, спасающего животных на своем небольшом суденышке. Не было нужды в таком гигантском сооружении и в случае не всемирного, а какого-либо локального наводнения – за десятки лет, ушедшие на строительство ковчега, было бы куда проще откочевать в местность, не подлежащую затоплению. К сожалению, история не сохранила указаний о том, какое дерево носило во времена Ноя (а может быть – даже Моисея) название гофер. Мнения современных исследователей на этот счет в значительной мере расходятся. Одна из крайних точек зрения утверждает, что гофер – разновидность дуба, другая допускает существование под этим названием синтетического материала, например – специальным образом обработанные растительные смолы, армированные тростниковыми волокнами по типу современного стеклопластика. Может быть, со временем регулярные археологические изыскания в районе Арарата откроют нам этот секрет. Но вне зависимости от того, сохранился ли ковчег до наших дней или нет, другого объяснения тому, как сохранилась жизнь в этом глобальном катаклизме, найти не удается. Куда делась вода? Итак: И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли: остался только Ной и что было с ним в ковчеге... Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор... Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле ( Быт. 7, 21–23; 8, 3–5,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В контексте Ин. 3:5 , где говорится о рождении от воды и Духа, вода есть орудие или дар Святого Духа, что предполагает наличие Того, Который этим орудием действует. При таком естественном объяснении, что имеется орудие – вода, действие при помощи этого орудия – рождение, и Действователь – Дух, нам понятен икономический смысл Христова Крещения, где возрождает не вода, а Дух. Однако здесь еще не вполне раскрыто непосредственное соотношение Духа и Христа. Следуя логике развития, этого можно ожидать далее. Действительно, в следующей главе, когда Господь обещает самарянке «воду живую» ( δωρ ζν), этот термин указывает именно на Ипостась Духа 531 , а не на Его дар, поскольку причастие ζν, сохраняя силу глагола, имеет значение «тот, который живет» 532 . Ясно видим, что, не различая образы исхождения, отсюда можно было бы заключить, что Дух имеет превечный источник в Сыне. Далее в Ин. 4 " Поклонение Отцу в духе и истине» предполагает уже дары Духа, восходящие к обетованию самарянке, поскольку «вода живая», данная человеку, «сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). Здесь в Ин. 4является очевидным различение Духа и Его даров, проводимое автором, и трудно представить иное исчерпывающее толкование. Эта мысль развивается, находя кульминацию в словах, возглашенных Христом в последний день праздника поставления Кущей ( Ин. 7:37–39 ). Интересна зависимость смысла от пунктуации в этом отрывке 533 : – в традиционном варианте перевода: « кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»; – вариант перевода с другой пунктуацией, встречающийся в древности и нашедший поддержку древнейшей из дошедших до нас рукописей Евангелия от Иоанна: « кто жаждет, иди ко Мне и пей, кто верует в Меня. У Того (т. е. Христа. – Г. 3.), как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В первом случае подразумевается, будто «вода живая» потечет из чрева верующего, что вызывает затруднение для толкования. Во втором случае «реки воды живой» потекут из чрева Иисуса, Который и обещал дать ее самарянке, поэтому здесь сохранена внутренняя логика повествования (употребление слова «чрево» у LXX и толкование его Златоустом, как говорилось выше, позволяют понимать этот термин в смысле сердцевины внутренней жизни) 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Потом Ангел обратил внимание Пророка на то, что «из-под порога храма течет вода на восток». Ангел пошел по течению воды на восток, «в руке держал шнур и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: видел, сын человеческий? И повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет поток, все будет живо там… У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а литься на врачевание» ( Иез.47:1-12 ). Видите, дорогие братья и сестры, как в нашей жизни образы указывают на реальность и сам реальность не может быть выражена полностью без образа. Поэтому будем с благоговейным трепетом присутствовать на водоосвящении, принимать святую воду и стараться жить той духовной жизнью, которая «скачет в жизнь вечную» ( из ектении на Великое водоосвящение ). Аминь. Слово на Сретение Господне 15 (2)февраля 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пресвятая Дева Богородица Мария взяла Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа и принесла Его в храм Божий. Случилось то, что Святая Церковь описывает такими словами: «В храме славы Твоея явился еси, яко Младенец руконосим» ( ирмос 4-й песни канона ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Этими, равно и последующими словами, как я говорю, Он доказывает превосходство воды духовной, потому что вода чувственная не имеет в себе ничего подобного. Какие же последующие слова? « Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную » (ст. 14). Как имеющий внутри себя сокровенный источник никогда не стал бы томиться жаждой, так и имеющий эту воду. И жена тотчас уверовала, показав себя разумнее Никодима, и не только разумнее, но и мужественнее. Он, услышав много подобного, никого не призвал ко Христу, да и сам оставался в нерешимости, а она совершает дело апостольское, всем благовествуя, призывая к Иисусу, и целый город увлекает к Нему. Никодим, услышав слова Спасителя, сказал: « как это может быть » (Ин. 3:9)? Даже когда Христос показал ему ясный пример от ветра, и тогда Никодим не принял слова Его. А жена не так; сначала она недоумевает, но потом, принимая слово Христово без предубеждения, а как прямую истину, тотчас склоняется к вере. Как только сказал Христос: « вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную », жена тотчас говорит: « господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать » (ст. 15). 2. Видишь ли, как она мало–помалу восходит на высоту догматов? Сначала она почитала Христа за иудея, преступающего свой закон; потом, когда Он опроверг это обвинение (потому что лицу, имевшему сообщить ей такое учение, не следовало оставаться в подозрении), она, услышав о воде живой, подумала, что Он говорит о чувственной воде. Далее, узнав, что слова Его имеют духовный смысл, она верит, что эта вода может уничтожить чувство жажды, а только не знала, что это за вода, и еще недоумевала, считая ее конечно выше воды чувственной, но не имея о ней ясного понятия. Наконец, прозрев точнее в этот предмет, однако еще не все выразумев, « господин , — говорит, — дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать » (ст. 15), — она уже предпочитает Христа Иакову. Не буду, говорит, иметь нужды в этом источнике, если получу от Тебя ту воду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010