Толкование Евангелия на каждый день года. 16 февраля Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Праздник Сретения Господня – встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Старец Симеон, как сказано, «был муж праведный и благочестивый». Он был праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счет другого. Он «чаял утехи Израилевой» – жил ожиданием утешения Израиля, то есть, пришествия Мессии. И ему было обещано Духом Святым не увидеть смерти до тех пор, пока он не встретит Бога Живого, Христа Господня. Нам открывается, для чего дается нам жизнь, что такое старость, и что такое смерть. Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. «Не остави мене во время старости, внегда оскудевати духу моему» (Пс. 70, 9). Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Бывает красота и величие старости, преображенной близостью к Богу. И вот чудо – чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу. И так он должен бы жить, так восходить в этой земной жизни к совершенной радости, преодолевая все, даже само время, как старец Симеон, который не умирал, ожидая пришествие Христа. Так велика была его вера в то слово, которое он прочитал в Священном Писании: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7, 14).

http://pravoslavie.ru/4007.html

Наиболее явно, если говорить о своеобразных чтениях древнегреческого перевода Библии, вера в воскресение из мертвых представлена в книге Иова. Свидетельство этого памятника ценно прежде всего тем, что интересующие нас фрагменты хорошо прочитываются в более широком контексте, позволяя предположить наличие разночтений уже в еврейском оригинале. При чем если более достоверным считается более связный текст, то Септуагинта вправе претендовать здесь на историческое первенство. Рассмотрим вначале 14-ю главу, которая представляет собой законченный в смысловом отношении отрывок, воспроизводящий речь самого Иова: Иов 14 LXX 1 Человек, рожденный женою, недолговечен, и гнев пребывает на нем 1160 ; 2 или он подобен цветку, который зацвел и опал; он убегает как тень и не стоит на месте. 3 Но не его ли Ты сделал предметом рассмотрения 1161 и заставил предстать на суд пред Тобою? 4 Ибо кто тот, который чист будет от скверны? 1162 Никто, если даже один день проживет на земле 1163 ; но и месяцы его исчислены Тобою, срок Ты положил ему, и не преступит [предела]. 6 Отступи от него, чтобы он мог передохнуть и счесть свою жизнь благом, как наемник. 7 Ведь и дереву есть надежда: если срубят его, зацветет опять, ибо отросток его сохранится; 8 если же состарится в земле корень его, или на камне иссякнет ствол его, 9 то зацветет [снова] под влиянием воды, даст побеги посаженное вновь. 10 А человек умерший отошел, пал, и больше нет его 1164 . 11 Со временем оскудевает море, опустелая река пересыхает: 12 человек же, уснув, не встанет, пока не будет небо сошвено 1165 ,ø и не пробудятся [все] от сна своего, † 13 О, если бы во аде Ты сохранил меня, скрыл бы меня, пока не пройдет гнев Твой: назначь мне время, когда Ты вспомнишь обо мне. 14 Ведь если умрет человек, окончив дни жизни своей, жив будет 1166 ; я потерплю, пока вновь не стану быть 1167 . 15 После этого Ты призовешь меня, и я послушаюсь Тебя; Ты же созданий рук Твоих не отвергни. 16 Но Ты исчислил мои деяния, ни один из грехов моих не пройдет мимо Тебя: 17 Ты запечатал мои беззакония в мешке, отметил все то, что я преступил невольно. 18 øПоистине, и гора расседаясь рассядется, и скала сдвинется с места своего; 19 воды стирают камни, воды покрывают доверха высоты земли: так и ожидание человека Ты губишь.† 20 Отринул его до конца, и он отошел: с изменившимся лицом отпустил его. 21 Много ли сыновей у него, не ведает, мало ли их стало, не знает: 22 но телеса его болели, душа его саму себя оплакивала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Отчасти все это служит и для прояснения библейской феноменологии смерти. Мертвые отвержены в том смысле, что невидимы, а будучи невидимыми, они сами также не видят Бога; не имея возможности явить свою собственную «славу», они и не прославляют Его, потому что прославление совершается посредством того, что может быть поименовано славящим как «слава моя» ( Пс 56:9 и др.) 781 . В связи с этим объясняется также описание ада как «земли забвения». В одном из псалмов оно сделано метафорой земных скорбей, но метафорой, так сказать, очень тесно переплетенной с действительностью, потому что в том состоянии, которое описывается, человек действительно близок к смерти: «Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну» ( Пс 87:5–7 ). Несколько ниже забвение Бога увязывается с забвением о Боге: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» (стт. 11–13). И.В. Кирсберг в своем феноменологическом исследовании тонко подмечает связь, существующую между воспоминанием и воскресением из мертвых 782 . Однако, рассматривая до конца 86-й псалом, можно заметить и следующее: то, что псалмопевец выше делает общим правилом, приводя метафору ада, он сам же далее опровергает: «Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя» (ст. 14). Предварением утра называется встреча рассвета, т.е. человек взывает к Богу из сумрака, из ночи, которая естественно ассоциируется со смертью и шеолом. Сюжет псалма представляет собой парадокс: хотя в забвении не вспоминается Бог, забытый Им человек все же не забывает о Нем. Но этот парадокс позволяет придать еще большее значение содержанию данного пункта – открытости Бога познанию: библейскому человеку недостаточно помнить о Боге или верить в Него, ему необходимо Его увидеть, а для достижения этой цели он не знает другого способа, кроме как быть Им увиденным. Свет, особенно дневной свет, и даже солнце как конкретный материальный объект могут иногда отождествляться с оком Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

То есть Сам Отец Небесный входит в наш храм и смотрит, кто из нас в брачной одежде, а кто нет. " И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных " . А это о чем? Кто из нас будет связан и брошен вон, во тьму внешнюю, то есть в мир внешний, мир страстей, в погибель? Тот, кто попал сюда случайно. А что такое брачная одежда? Раньше на Востоке каждому, кто приходил на свадьбу, хозяин выдавал нарядную одежду, чтобы все пировали в праздничном платье. Сейчас только невесту обряжают, а раньше и все гости одевались в специальный наряд. И вдруг Царь приходит, а за столом сидит человек в своей пыльной, грязной одежде. Господь не сказал ему: " Как ты посмел сюда явиться, грязная собака? " Он говорит: " Друг, как ты сюда попал? " А тот молчит. Мы тоже получаем брачную одежду - вот здесь, на исповеди. Мы приходим в храм, с ног до головы опутанные и оклеенные грехами своими, и Господь нас вопрошает, часто устами священника: " Какие у тебя на совести грехи? " А человек молчит или отвечает: " Пелагея " - и все. Тогда он брачной одежды не получает, а отходит от исповеди такой же грязный, как и подошел, то есть очищения не происходит, потому что нету покаяния. А покаяния нет потому, что человек не замечает, что он весь в грязи; он считает, что ничем не согрешил. Некоторые так и говорят: я ни в чем не грешен. То есть настолько человек привык к своей одежде, что она кажется ему чистой. Если надеть темную рубашечку и носить две недели - она все чистенькая, но стоит окунуть ее в таз со стиральным порошком, сразу окажется, что она черна от грязи, хотя человек этого и не замечает. Так и живущий в грехах не замечает, что он полностью черен, что он весь в грязи. И чтобы ему участвовать в брачном пире Отца Небесного, чтобы соединяться со Христом Спасителем, нужна другая одежда, а эту ветхую надо скинуть, то есть нужно покаяться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Человек, по выражению Спасителя, не имеет в себе корня. Корнем же бывает вера в Господа Иисуса Христа, в будущую блаженную жизнь на небе со всеми, святыми. Это суть вечные, неизреченные блага. Если человек дорожит ими, то никакие искушения, даже самая смерть не соблазнят его. Человек, впадший во искушения, скажет с Апостолом: «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор.4:17,18; 5:1 ). Сердце, так настроенное, плодоносно. Зной даже тяжелых бедствий, каковы гонения за веру, не колеблют его. В терпении оно находит усладу, ибо знает слова Господа: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ) и претерпевый до конца, тот спасется ( Мф. 24:13 ). В самых бедствиях человек, твердо верующий, усматривает не карающий только перст Господень, но и любящий, по реченному: «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр.12:6–7 ). Как корень, глубоко укрепившийся в земле, невидим для зрения, а дает силу растению произрастать и плод приносить, так и вера, таясь в глубине сердца, дает силу и крепость к жизни благочестивой. Значит, таковая жизнь есть плод веры, сердечного корня. Но и для корня веры требуется почва. Да как же человек мог сам приготовить почву для веры? Для сего даны, были средства и ветхозаветному человеку: закон Божий внутренний и закон внешний. Последним обладали только евреи, а первым все люди. Подготовленные к слышанию, люди могли бы принять благовестников о царствии Божием. Вот раздается слово Господа Иисуса Христа. Толпятся слушатели вокруг Него. Радостно слушают. Новое, утешительное благовестие. Но у многих ли оно падает на добрую почву? Как только люди узнают, что Господь требует от Своих последователей крестоношения, самоотвержения, так и оставляют Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

1269 . Как и объектом наказания, адресатом такого поучения может быть один человек и целый народ. В первом случае оно чаще всего предстает как мудрость, выраженная в кратких изречениях и делающая мудрым своего слушателя, доставляющая ему благо и избавляющая от зла ( Притч 4:13, 8:33, 19:20, 19:27 ). Она уместна во всякое время, подобно телесному наказанию (μστγες), от которого, тем самым, она отлична, и в противоположность обычной досуговой речи – «рассказу» (διγησις), который может быть несвоевременным ( Сир 22:6 ). Сирах советует «не стесняться в наставлении (περ παιδεας) неразумного и глупого и престарелого, состязающегося с молодыми» ( Сир 42:8 ). Во втором случае поучение выступает как пророческое слово, посредством которого Бог исправляет Свой народ, но тот «не слышал гласа Господня» и «даже не принимает наставления» (οδ δξατο παιδεαν), вследствие чего «удалилась истина от уст их» ( Иер 7:28 , ср. Соф 3:2:7 ). в) обучение (процесс) В том комплексе значений, который объединяется греческим понятием παιδεα, процессу обучения принадлежит главное место. В Септуагинте на основе перевода слова фактически возникает концепция воспитания историей. Так, подводя итог скитаниям по пустыне, пророк Моисей говорит народу, что голод и манна, нетление одежды и безболезненность ног в продолжение стольких лет путешествия имели воспитательный смысл: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит (παιδεσει) тебя, как человек учит сына своего» ( Втор 8:5 ). Учить как сына – это значит учить примером, самим образом действия (ср. Ин 5:17 ). Здесь же в качестве предмета обучения называется опытное знание о том, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» ( Втор 8:3 ). Характер заботы Бога об Израиле именно как обучения осмыслен переводчиками Септуагинты и применен также в другом месте, где слово «lOlu в оригинале отсутствует: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним (παδευσεν ατν), хранил его, как зеницу ока Своего» ( Втор 32:10 ) 1270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   11. Кто эти два, как не душа и тело? Посему и Павел измождал плоть свою и порабощал ее, дабы она подчинялась душе как своей повелительнице и повиновалась велениям разума; дабы в одном человеке не было внутреннего раздора и войны и дабы закон плоти не противоборствовал закону ума. Словом, эти два различные (начала) он сочетавал между собою как бы некоторым разумом и миром, как он сам засвидетельствовал об этом, говоря: «Ибо Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду», — вражду в плоти своей (Ефес. 2:14, 15); дабы (человек) не делал того, чего не хочет, и не совершал того, что он ненавидит. Итак, вот эти два — душа и тело. Посему и Давид говорит: «не убоюся что сотворит мне плоть» (Пс. 55:5), — плоть, которую он признавал противником своей души.    12. Однако, эти два, выражаясь яснее, не просто только два, но и два человека: один внутренний, другой внешний. Если эти два, предоставленные самим себе, станут устремляться вперед равномерно, так что мысли будут соответствовать делам, а дела мыслям, то колесо нашей жизни будет катиться без всякого преткновения, согласно с тем, как написано: «глас грома Твоего в колеси» (Пс. 76:19). Следовательно, эти два суть одно, и не только одно, но и один человек. Поэтому апостол и говорит: «дабы из двух создать единого человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем...., чтобы для того и другого (in utrisque) мы имели доступ к Отцу в одном Духе» (Ефес. 2:15, 16, 18).    13. Итак, есть два человека, ветхий и новый. Тот ветхий, которого мы в крещении пригвождаем ко кресту, повинен и осквернен грехом, и подобно старому одеянию истерт и разодран. Потому апостол и говорит: «ветхий наш человек вместе с Ним пригвожден ко кресту, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть больше рабами греху» (Рим. 6:6). Итак, ветхий (человек) пригвождается и умирает для греха, а новый, обновляемый благодатью, восстает. Итак мы сказали о двух (человеках).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Для чего же нам подражать людям неистовым, пожирающим друг друга и враждующим против собственной плоти? Послушай, как сильно сказано о том и в ветхом завете: на пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти (Притч. 12:28). Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения (Сир. 29:3). Но Бог позволил мстить: глаз за глаз, зуб за зуб (Исх. 21:24): почему же в таком случае Он ставит это в вину? Потому, что Он позволил это не для того, чтобы мы в самом деле так поступали по отношению друг к другу, а чтобы из страха наказания и не осмеливались на обиды. Притом же такое мщение свойственно гневу кратковременному, а злопамятность свойственна душе объятой злостью. Тебе причинили зло? Но оно отнюдь не так велико, как то, которое ты сам себе причиняешь злопамятством. Кроме того, человеку доброму и невозможно нанести никакого вреда. Представим себе, что кто-нибудь, имея детей и жену, ведет жизнь совершенную; пусть будет у него много и случаев получить вред; пусть обладает он громадными богатствами, властью, множеством друзей, наслаждается почестями и, однако, ведет жизнь совершенную (это должно прибавить) — и представим, что его постигают бедствия. Пусть, например, какой-нибудь злой человек причинил ущерб его имуществу: но что это значит для того, кто ни во что вменяет имение? Пусть убил детей его: но что значит это для того, кто уверен в воскресении мертвых? Пусть умертвил жену его: но что значит это для того, кто научился не плакать об умерших? Пусть обесчестил его: но что значит это для того, кто все настоящее представляет цветом травным? Пусть изранил он, если хочешь, даже тело его, и ввергнул его в темницу: но что и это значит для того, кто знает, что если внешний наш человек и тлеет, то внутренний … обновляется (2 Кор. 4, 16), и что от скорби происходит терпение (Рим. 5:3)? Я уверен, что такой человек не потерпит никакого вреда, а напротив, как пред этим объяснено, получит пользу: он обновится и сделается искусным. Итак, не будем мучить себя обидами других, причиняя тем сами себе вред и расслабляя свои душевные силы. Мучение происходит не столько от злобы ближних наших, сколько от нашего малодушия. Поэтому-то, если кто обидит нас, мы плачем и предаемся унынию; если похитит у нас чтонибудь, мы испытываем то же самое, подобно малым детям, которых сверстники их, более резвые, раздражают, смущая не чемнибудь важным, а пустяками, и если увидят, что те на них гневаются, то не перестают им досаждать, а если увидят, что смеются, то от них отступают. Но мы бессмысленнее и детей — плачем о том, чему бы должны смеяться. Поэтому умоляю вас, оставим такие детские чувства; будем стремиться к небесному. Христос хочет, чтобы мы были мужами, и мужами совершенными. То же заповедал и Павел, говоря: братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы (1 Кор. 14, 20). Итак, будем младенцами на злое и, избегая греха, будем держаться добродетели (7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     В " Грезах духовидца " Кант пишет: Признаюсь, что я очень склонен к утверждению о существовании в мире нематериальных существ и к причислению к этим существам собственной моей души. И дальше он прибавляет: Поэтому человеческую душу следовало бы считать одновременно связанной уже и в настоящей жизни человека с двумя мирами, из которых она, пока образует со своим телом одно личное, целое, воспринимает ясно только мир материальный.      В " Розенкранде " мысль об этом Кант высказывает еще яснее: Поэтому можно считать почти доказанным или легко можно было бы доказать, если захотеть распространиться более, или, лучше сказать, будет доказано, хотя не знаю где и когда, что человеческая душа в этой ее жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира, что она попеременно действует то в одном, то в другом мире и воспринимает от этих существ впечатления, которые она, как земной человек, не сознает до тех пор, пока все обстоит благополучно (т. е. пока она наслаждается миром материальным).      Кант всегда держался своего учения о " вещах в себе " , причислявшихся им к умопостигаемому миру. Умопостигаемый человек Канта - это то, что он называл " вещь в себе " , Шарль Дю-Прель - " Трансцендентальным Я " , а апостол Павел - " внутренним человеком " .      Для нас, конечно, важнее всего слова апостола Павла. Он говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4,16).      Когда ослабевают и угасают страсти и похоти плоти, когда силы ее слабеют и меркнет для нас блеск и шум мира сего, тогда отложим прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновимся духом ума вашего и облечемся в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22-24).       Новый человек в этих словах Павловых, конечно, то же, что внутренний .      Эта глубокая психологическая перемена происходит в нас под действием благодати Божией: Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф. 3, 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

В " Грезах духовидца " Кант пишет: Признаюсь, что я очень склонен к утверждению о существовании в мире нематериальных существ и к причислению к этим существам собственной моей души. И дальше он прибавляет: Поэтому человеческую душу следовало бы считать одновременно связанной уже и в настоящей жизни человека с двумя мирами, из которых она, пока образует со своим телом одно личное, целое, воспринимает ясно только мир материальный. В " Розенкранде " мысль об этом Кант высказывает еще яснее: Поэтому можно считать почти доказанным или легко можно было бы доказать, если захотеть распространиться более, или, лучше сказать, будет доказано, хотя не знаю где и когда, что человеческая душа в этой ее жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира, что она попеременно действует то в одном, то в другом мире и воспринимает от этих существ впечатления, которые она, как земной человек, не сознает до тех пор, пока все обстоит благополучно (т. е. пока она наслаждается миром материальным). Кант всегда держался своего учения о " вещах в себе " , причислявшихся им к умопостигаемому миру. Умопостигаемый человек Канта - это то, что он называл " вещь в себе " , Шарль Дю-Прель - " Трансцендентальным Я " , а апостол Павел - " внутренним человеком " . Для нас, конечно, важнее всего слова апостола Павла. Он говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4,16). Когда ослабевают и угасают страсти и похоти плоти, когда силы ее слабеют и меркнет для нас блеск и шум мира сего, тогда отложим прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновимся духом ума вашего и облечемся в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22-24). Новый человек в этих словах Павловых, конечно, то же, что внутренний. Эта глубокая психологическая перемена происходит в нас под действием благодати Божией: Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф. 3, 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010