Столобный, остров (озеро Селигер). Нило-Столобенская пустынь. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты В 1821 году было начато строительство нового Богоявленского собора по проекту И.И. Шарлеманя, закончившееся вчерне к 1833 году. Собирая документы для реставрации Богоявленсого собора, М.Г. Карпова установила весьма любопытный факт. И.И. Шарлемань вначале предложил свой проект на конкурс для Исаакиевского собора, но его замысел не удовлетворил петербургские власти, и проект почти без всякого изменения осуществили в Ниловой пустыни. И.И. Шарлемань был только автором проекта, возводилось же здание под наблюдением каменных дел мастера А.Д. Боттани. Строительство велось очень интенсивно: в течение одного года старый собор сломали и заложили фундаменты для нового, " чтоб скласть в оной пустыни по одобренному плану и фасаду Соборную каменную церковь с колокольнею... особым смотрением каменных дел мастера, в четыре, а по крайней мере в пять лет... " подрядились каменщики с артелями - Стрельцов Василий Семёнов из города Подольска и Малинин Агафон Косьмин, уроженец деревни Старково Судогдольского уезда Владимирской губернии. Окончательная отделка интерьера затянулась на долгие годы. По своей пышности он превосходил многие дворцовые и культовые позднеклассические сооружения столичной архитектуры. Над его убранством трудились не только осташковские, но и привлечённые из других мест мастера. Некоторые проекты по отделке интерьера выполнялись тверским губернским архитектором Иваном Фёдоровичем Львовым (1797 - после 1864 гг.). По своему типу Богоявленский собор близок к трёхнефным базиликальным постройкам, увенчан пятью куполами (шестой, надалтарный, купол - поздний), с запада в его объём вкомпонована четырёхярусная колокольня, а фасады украшают мощные шестиколонные тосканкие портики. Центральный высокий световой барабан оформлен полуколонками с ионическими капителями и опирается внутри на огромные пилоны сложной конфигурации. Остальные четыре барабана - низкие, глухие, почти без всякого декора и широко расставлены по углам.

http://sobory.ru/article/?object=05505

Упоминания М. и. до XVII в. неизвестны. Самым ранним свидетельством об иконе является текст на «листе» над гробом свт. Максима, к-рый входил в серию аналогичных «листов» для княжеских и архиерейских гробниц владимирского Успенского собора, очевидно, изготовленных по случаю перенесения мощей вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича 22 янв. 1645 г. (Путь к граду Китежу. 2003. С. 48). В этом тексте, известном по списку Степенной книги 1670 г. (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 617-618; Путь к граду Китежу. 2003. С. 78-80), рассказано о переезде свт. Максима во Владимир и изложена история создания иконы. Вскоре после прибытия из Киева свт. Максиму, уснувшему в келье, явилась Пресв. Богородица с Младенцем на руках и приветствовала его словами: «Рабе мой Максиме, добре пришел еси посетити град мой». Затем, подав святителю «омофор багряновидный», Она сказала: «Приими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы». Проснувшись и обнаружив в руках омофор, митрополит возвестил всем о чуде и положил омофор в Успенском соборе в золотой ковчег, к-рый вместе с вел. кн. Андреем Александровичем устроил для него. По заказу святителя была написана икона Божией Матери «по видению во сне, которым подобием виде», т. е. со сценой вручения свт. Максиму омофора. Образ, украшенный серебром и золотом, поставили в Успенском соборе. Далее в тексте сообщается о кончине митр. Максима, его погребении в Пантелеимоновском приделе Успенского собора и о том, что омофор вместе с др. сокровищами был спрятан ключарем Патрикием во время нападения на Владимир царевича Талыча. В результате этих событий или последующих разорений омофор был утерян (возможно, ссылкой на историю гибели ключаря автор текста, буквально воспринимавший композицию иконы, пытался объяснить отсутствие в соборе омофора, скорее всего никогда не существовавшего). На основе этого текста написана статья о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», принадлежавшего С. Ф. Моховикову (НБ МГУ. 10535-22-71. Л. 103 об.- 104, 1715 г.). К тому же источнику восходит надпись, в XIX в. находившаяся под иконой у гробницы свт. Максима, в юго-зап. части собора ( Доброхотов. 1849. С. 75-76). С некоторыми разночтениями она приводится во мн. дореволюционных изданиях в качестве сказания о чудотворной иконе.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Церковный собор 1549 года Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 2 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 Середина XVI века — это время интенсивной соборной деятельности Русской Церкви. Наиболее известны Макарьевские Со­боры 1547, 1549 годов, на которых проходила канонизация святых; а также Стоглавый Собор 1551 года. Малоизвестен церковный собор 1549 года, созванный по поводу “Исака Собаки”. Материалы этого Собора стали известны после приобретения в 1968 г. Археографической экспедицией Института истории, филологии и философии СО АН СССР на Алтае рукописи конца XVI в., некогда принадлежавшей Владимирскому Рождест­вен­скому монастырю 1 . В рукописи содержится 40 глав. 39-я глава имеет название “Собор на Максима Грека Святогорска” 2 . Помимо материалов об осуждении преподобного Максима Грека в ней сообщается о нахождении Митрополитом Макарием в 1548 г. судного списка Максима Грека и о возбуждении святителем дела “Исака Собаки”, в результате которого возникла его переписка со своим предшественником — Митрополитом Иоасафом (1539–1542), находившемся на покое в Троице-Серги­евом монастыре. Заканчивается  данная глава в рукописи описанием деяний Собора, на котором был осужден Исаак Собака. Собор заседал 24 февраля 1549 г. Материалы данного Собора имеют название: “Список с соборного списка преосвященнаго Макария, Митрополита всея России, о извержении и о конечном отлучении от священства Исака Собаки, бывшего архимандрита чудовского” (с. 125) 3 . 2 ноября 1548 г. были обнаружены документы осуждения пре­­подобного Максима Грека. “И господин преосвященный Ма­карий, Митрополит всея России, тот соборной подлинной список выслушал и вычел” (с. 125). При этом он обратил внимание на то, что среди осужденных с ученым греком называется и “Исак Собака”, которого святитель Макарий благословил “во архимандриты к Михайлову Чюду” (с. 129). Между тем, как выяснилось в результате находки, “Исак” был осужден на Соборе 1531 г. и его должны были сослать “в Новгород в Великий в Юрьев монастырь в крепости велицей держати. И после того на того же Исака Собаку взошли речи богохульные, и осудиша его соборне, и послан бысть в митрополичь монастырь на Волосово, держати в велицей крепости неисходно” (с. 129).

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-sobor-1549...

Яранск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1798. Адрес: Россия, Кировская область, г.Яранск, ул.К.Маркса, 15 Координаты: 57.30634, 47.877374 Проезд:Находится в центре города, наискосок от Троицкого собора, по ул. Карла Маркса в северо-восточном направлении. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На архивных фотографиях мы видим два каменных храма, расположенных рядом. Это два храма Успенского собора г. Яранска. Оба храма были теплыми. Первый, слева, построен в 1798г. (по другим данным в 1790г.), имел главный престол в честь Успения Божией Матери, в приделах в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Успенский храм имеет высоту 17,5 саженей, длина 10,5 саженей, ширина 12,5 саженей. Своды коробовые, в середине котловые. В храме поставлены 8 пятигранных гладких столбов, соединенных между собой арками, три из них имеют углубления для хранения церковных принадлежностей, в одном устроен вход на хоры. Окна в три света, полукруглые. Алтарь трехчастный с котловыми сводами. Второй храм, Преображенский, на фото справа (ныне не существует), построен в 1817г., имел три престола: главный в честь Преображения Господня, в приделах в честь Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Закрыт в 1930-х годах, разобран в 1950-х. По материалам Вятских Епархиальных Ведомостей, 13, 1873г. и " Известий ИАК " 48 за 1913г. На юго-западе Вятской земли, на высоком правобережье реки Ярани стоит Яранск. Поначалу здесь был основан укреплённый населённый пункт в ряду небольших городов-крепостей. Они строились в Казанском наместничестве для защиты новых границ российского северо-востока, а особенности после 3-й Черемисской войны (1581-1585). Официальной датой основания Яранска считается 1584 год, причём местные краеведы говорят и о более ранней датировке первых здешних поселений. Строительство Яранска начиналось на месте нынешнего Успенского собора. Оно было выбрано удачно: быстро растущую крепость-острог, окружённую бревенчатыми стенами, на юге защищали глубокий овраг, на западе - речные воды, на востоке - непролазные лесные чащи.

http://sobory.ru/article/?object=03678

85. 1667 г., май. Список настольной грамоты вселенских патриархов и всего освященного собора, данной избранному всероссийским патриархом, на место Никона, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры Иоасафу Бога благого и человеколюбивого, единого, в трёх ипостасях веруемого и проповедуемого, поклоняемого же и славимого, Отца и Сына и Святого Духа благоволением, повелением же благочестивейшего, великославнейшего, светлейшего, и христианственнейшего, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского, царя Казанского, царя Астраханского, царя Сибирского, государя Псковского, и великого князя Литовского, Смоленского, Тверского, Волынского, Подольского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя и великого князя Новгорода Низовской земли, Черниговского, Рязанского. Мы смиренные: Паисий, милостью Божьей, папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, и всей земли Египетской, и судия вселенский; Макарий, милостью Божьей, патриарх Божьего града Великой Антиохии, Месопотамии, и двух Кесарий, Иверии и Сирии, и всего Востока, приидохом в всеславный и высокопрестольный царства Христиано-Росийского преименитый царствующий град Москву, и с нами присутствовали: Филофей, митрополит Трапезонский, Анастасий, архиепископ Святой Горы Синайской, в лето от создания мира 7175, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666, месяца Ноября, в день, вины ради сицевы: Понеже в прошедшем во 7166-м году, Июля месяца, в 10 день, прежде бывший пастырь царствующего великого града Москвы и всея Великой и Малой и Белой Росии патриарх Никон оставил самовольно престол свой патриаршеский, и власти патриаршеской отречеся, и жезл пастырский на патриаршеском месте поставил, и отъиде в созданный от него монастырь Живоносного Христова Воскресения, возжелав безмолвное и тихое и мирное житие жити. Благочестивейший же, тишайший государь, царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, через бояр своих и окольничих, преосвященные же архиереи Росийского великого царства самоустно, и весь священный собор, и многий народ много тогда моляху его и нуждаху на патриаршеском престоле своём председательствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 10 Гробница уставлена в северной стене собора, в придельном алтаре, который в 1774 году посвящен имени св. великого князя Андрея. Эта белокаменная гробница имеет вид пустого продолговатого ящика, без крышки. В глубине комары сохранена надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго, преставися в лето 6683 месяца июния 28 дни» 11 . Припомним, что это – не первоначальное место погребения св. Андрея, а то, где поставил его гробницу брат его Всеволод Георгиевич, по распространении уже храма. При сем опустевшем ложе мы не будем говорить о самом св. Великом князе Андрее, ибо существуют, как мы сказали, жизнеописания святых князей, Владимирских чудотворцев, а некоторые и притом важные упоминания о сем Великом Князе будут у нас при речи нашей о других князьях. 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич Против опустевшей гробницы строителя собора, св. Великого князя Андрея, в том же небольшом придельном алтаре, на правой стороне от престола, находится гробница брата его, расширившего храм пристройками, великого князя Всеволода Георгиевича. Гробница эта не в стене, а возле стены, – и так как пол в придельном алтаре, где она находится, при устройстве иконостаса (во время императрицы Екатерины II), поднят выше пола храма, то верх этой гробницы, оставленной при переделке пола неподвижной, теперь едва возвышается над поверхностью пола. Но на гробнице Всеволода Георгиевича, вместо крышки, поставлена другая гробница, в которой до открытия почивали мощи св. благоверного князя Глеба Андреевича; а потому место покоища Всеволода Георгиевича представляет собой все-таки значительное возвышение возле стены. На стене над гробницей выведено красками подобие комары, и сделана надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Всеволода Димитрия Георгиевича, положены на сем месте в лето 6720 апреля 18 дня» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Артем Погосов корреспондент Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя.     Артем Погосов 8 февраля 2024 г. 13:00 Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии».  PDF-bepcuя .     Артем Погосов 11 сентября 2023 г. 17:00 В канун праздника Крещения Господня, 18 января 2021 года, в Тронхейме состоялось ежегодное освящение вод Норвежского моря.   Артем Погосов 21 января 2021 г. 13:20 В Городецком Феодоровском монастыре состоялась международная дипломатическая конференция «Александр Невский. Между востоком и западом». Российские и зарубежные дипломаты, историки, представители власти, Церкви, преподаватели вузов рассказали о роли святого князя в истории России и значении его наследия для современной внешней политики страны. 

http://e-vestnik.ru/persons/-_artem_pogo...

Архив Пн В Кашине Тверской области в день юбилейных торжеств в честь благоверной княгини Анны Кашинской завершился XXIV Волжский крестный ход 26 июня 2023 г. 14:12 В 2023 году в Тверской епархии торжественно отмечают 655 лет со дня преставления благоверной княгини и инокини Анны Кашинской и 75 лет со дня возвращения Церкви ее святых мощей. 25 июня, в день памяти благоверной великой княгини Анны Кашинской (память перенесения мощей (1650) и второго прославления (1909)), в Вознесенском соборе г. Кашина Тверской области была совершена ранняя Божественная литургия, которую возглавил благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков. Перед поздней Божественной литургией мощи благоверной княгини были перенесены крестным ходом в Воскресенский собор г. Кашина. В молитвенном шествии приняли участие архиереи и духовенство, прибывшее на торжества. Рака с мощами святой княгини Анны была установлена в центре собора под сенью. Позднюю Божественную литургию в Воскресенском соборе совершили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , митрополит Виктор (Олейник) , митрополит Алтайский и Барнаульский Сергий , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан , епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , епископ Зарайский Константин , епископ Переславский и Угличский Феоктист , настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов , секретарь Тверской епархии архимандрит Борис (Тулупов), секретарь Черногорской митрополии Сербской Православной Церкви протоиерей Остоя Княжевич, заместитель ректора Московской духовной академии по представительской работе священник Александр Кузнецов, благочинные, председатели отделов, настоятели храмов Тверской епархии, гости епархии в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино Владимирской области под руководством Илии Капрелянца. В храме молились глава Кашинского городского округа Г.Г. Баландин, глава Калязинского района К.Г. Ильин, директор колледжа культуры имени Львова г. Твери А.Е. Баранов, настоятельница Николаевского Клобукова монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), настоятельница Оршинского Вознесенского монастыря игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Ольгинского монастыря на истоке Волги игумения София (Прощаева), прихожане собора, гости и паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/6038394.ht...

Богослужение между Трапезной церковью и Троицким собором. ЖМП 4 апрель 2021 /  17 мая 2021 г. 13:30 Первая Пасха после четвертьвекового забвения Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».   PDF-bepcuя. Московская Патриархия с надеждой восприняла перемены. Патриарх Сергий, рассчитывая на смягчение условий существования Церкви, согласился на участие во внешне- и внутриполитических мероприятиях советской власти. В апреле 1946 года по решению Совета министров состоялось открытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры  как монастыря1. С этого времени в Успенском соборе проходили богослужения. Святые мощи преподобного Сергия с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года находились в эвакуации в Соликамске вместе с другими особо ценными музейными экспонатами. На историческое место в Троицкий собор Лавры мощи вернули в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Мос­кве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций. Местоблюститель Патриаршего престола мит­рополит Алексий (Симанский) поручил схиархимандриту Илариону (Удодову)2 «облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия». Митрополит знал что глава Преподобного хранилась у него в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово «на Долгом пруде» (близ станции Долгопрудная). Отец Иларион должен был быть готовым возвратить честную главу Преподобного в Лавру, как только откроется монастырь3.

http://e-vestnik.ru/history/pervaya_pash...

Вахитовский район. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор упоминается в Писцовых книгах за 1566-68 гг. как находящийся «за Булаком в остроге государевом» Вначале при церкви было одиннадцать келий и был создан женский монастырь. Купец И. Ф. Михляев завещал этому монастырю после своей смерти по сто рублей в год, пока будет жива его жена Евдокия Ивановна. В 1749 г. монастырь сгорел, в 1764 году упразднен, храм стал приходским, а в 1774 году был разрушен повстанцами Е. Пугачева. В 1799 году купец Иван Степанович Жарков на свои деньги восстановил храм. Жарков умер в 1813 году. В 1815 году собор снова сгорел и вдова Жаркова снова восстановила его в 1822 году. Вызолоченный иконостас устроен в 1854 году купцом Никитиным. В 1859 году собор снова обгорел снаружи и был восстановлен в 1863 году. Тогда же отдельно стоящую колокольню разобрали и затем восстановили с храмом. Храм имел три престола: главный – Успения Пресвятой Богородицы - и приделы в трапезной части – Сретения Господня и прп. Иоанна Дамаскина. При церкви была часовня, возобновленная в 1859 году. План и фасад церкви составил архитектор Ф. Соколовский. Собор был типичным храмом классического стиля: построен в форме корабля, с юга и севера – шестиколонные портики, увенчан широким барабаном с низким куполом. В 1972 году рядом с храмом, на Центральном стадионе, проходила американская выставка, и чтобы не смущать своим видом заокеанских гостей, колокольня была уничтожена. Весной 1978 году рядом с собором началось строительство кинотеатра, который впоследствии снесен за ненадобностью. А 16 августа 1978 года в один день храм был превращен груду щебня. Ныне на месте Успенского собора развлекательный комплекс «Пирамида».  Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г.В.Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. О закрытии храма Успенская община в смутное время определилась и заявила о себе как о православной, староцерковной ориентации, с сотней членов общины, с иерархическим подчинением управляющему Казанской епархией и его викарию. В договоре с властями существовал пункт 2-ой, в который изначально была заложена идея «добровольного» слияния общин. В январе 1931 года этот пункт «сработал». Владыке Афанасию структуры власти сделали такое предложение, от которого он не смог отказаться. По этой причине он «добровольно» объединил, а по сути, ликвидировал семь общин, двум из них, Владимирского собора и Ильинской церкви, благословив перейти в Успенский собор. Успенская община предоставила не только свой храм в совместное пользование, но и места в церковном совете и ревизионной комиссии.

http://sobory.ru/article/?object=32426

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010