Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава I. Ранняя московская агиография (XIV – начало XV в.) § 1. Первоначальная (Краткая) редакция Жития митрополита Петра Самым ранним памятником московской агиографии является Житие митрополита Петра в его первоначальной Краткой редакции. В историографии длительное время господствовало мнение, что автором данной редакции был Прохор, епископ Ростовский, который после смерти Петра временно возглавлял Русскую церковь (в 1327–1328 гг.). Исследователи при этом исходили из чтения списка Соф., 1389, в заголовке которого значилось имя Прохора («Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье, творенье Прохора, епископа Ростовьскаго») 1 . Показания других списков, не содержавших имени Прохора, в расчет не принимались – следовательно, неявно подразумевалось, что Софийский список в данном случае сохранил древнейший вид памятника. В. О. Ключевский хотя и разделял общее мнение о Прохоре как о первом жизнеописателе митрополита Петра, сделал между тем очень ценное наблюдение: списки, не содержавшие в заголовке имени Прохора (Син., 556; Унд., 565), правильно называют участником Владимирского собора 1327 г. великого князя Александра Михайловича; списки же с упоминанием Прохора (Соф., 1389; Сол., 805) ошибочно упоминают участником собора Ивана Калиту, противореча собственному рассказу, что князь Иван, описав чудеса, совершавшиеся при гробе митрополита Петра, послал свиток во Владимир для прочтения на соборе – следовательно, сам не поехал 2 . Стоит добавить, что вторичность замены Александра Михайловича на Ивана Калиту проистекает также из ошибочного перенесения на Калиту титула великого князя Владимирского, каковым московский князь в 1327 г. еще не обладал. Окончательно подорвал веру в легенду о Прохоре как составителе Жития митрополита Петра Е. Е. Голубинский : ученый обнаружил, что в самом тексте памятника Прохор упоминается в 3-ем лице и называется «преподобным» – и отсюда сделал вывод, что Житие «должно быть считаемо произведением неизвестного» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.Березин, В.Добронравов Г. Гороховец (краткий исторический очерк) Уездный город Гороховец расположен па берегу р. Клязьмы, на Московско-Нижегородском шоссе, в 156 верст. от своего губернского города. Довольно незначительный в настоящее время уездный городок Владимирской губернии, Гороховец принадлежит к числу древнейших поселений Владимирского края и находился некогда на границе этого края с Мордовской землей. Когда и кем основан этот город, точных сведений не имеется, но по летописи известно, что он уже существовал в начале XIII столетия. Так в летописи говорится: «в лето 1289 на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град Св. Богородицы Гороховец пожгоша» 152 . Если слово город понимать в смысле укрепленного места, то, очевидно, Гороховец был передовым укрепленным пунктом, которые выдвигали Владимирские князья по Клязьме, подвигаясь в инородческие земли, и закончили основанием Нижнего-Новгорода при кн. Юрии или Георгии. – Но Гороховец назван в летописи «градом Св. Богородицы» т. е., вероятно, Владимирского Успенского собора. Эту прибавку следует понимать в том смысле, что или город при своем основании был посвящен имени Богоматери или что при нем было поселение, доходы с коего поступали в пользу собора. После разорения Татарами, Гороховец был снова восстановлен и упоминается в истории через триста лет при набегах Казанских татар на этот край в 1589 г., когда они в продолжении двух лет грабили в окрестностях Нижнего Новгорода, Мурома, Владимира и Гороховца. Из эпохи смутного времени сохранилось известие, что в 1609 г. жители Гороховца целовали крест царю Василью Ивановичу 153 , в 1610–11 гг. Король Польский Сигизмунд III пожаловал городом Гороховцем кн. Андр. Фед. Мосальского, вновь назначенного крайчим 154 . После воцарения Михаила Феодоровича жители Гороховца привлекаются вместе с другими городами к защите государства от внутренних и внешних врагов, к водворению порядка и спокойствия в государстве. Так грамотою 1614 г. они приглашаются к борьбе с оставшимися на Руси бродячими казацкими и литовскими шайками 155 , по грамоте 1618 г. они привлекаются к борьбе с поляками и литовцами 156 . В 1619 году бродячая шайка «черкасов» выжгла город Гороховец. – В 1632–33 гг. дворяне и дети боярские из Гороховца были на государевой службе под Смоленском с боярином Шеиным 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Надо, чтобы наша вера носила конкретный характер, и мы знали, за кого молимся» Протоиерей Владимир Сорокин о книгах, изданных Князь-Владимирским собором к юбилею начала Первой мировой войны 20.08.2014 654 Время на чтение 5 минут В год 100-летия начала Первой мировой войны впервые широко зазвучала тема подвига военных священников. В Царском Селе готовится к открытию памятник героям Великой войны , представленный в виде священника, благословляющего воинство на бой за Отечество; в Государственном музее религии открыта выставка «За Веру, Царя и Отечество», призванная раскрыть будни ратников «духовного фронта» войны 1914-1918 годов. В свою очередь, издательство Князь-Владимирского собора к юбилею начала Великой войны подготовило буклет «Вера и долг. 1914-2014» , в котором собраны сведения о священниках, служивших на полях сражений. Кроме того, издательством выпущен «Алфавитный список клира священников и диаконов Ленинг радской области на 1 мая 1937 года» - книга, в которой отражена картина церковной жизни Северо-Запада России за несколько месяцев до начала «Большого террора», уничтожившего большинство священнослужителей, упомянутых на ее страницах. Обе книги представил читателям «Русской народной линии» настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин . «Я много размышляю над историей нашего Отечества, я ведь человек старый, родился в 1939 году. У меня особое отношение к памяти тех, кто положил свою душу, свою жизнь за Родину. К настоящему времени установлено около 2 миллионов граждан России, погибших в Первой мировой войне. Это были в большинстве своем православные люди, для которых было естественным веру в Господа претворять через долг служения своему Отечеству. Надо стремиться к тому, чтобы наша вера носила конкретный характер и мы знали, за кого молимся - прежде всего, за образ Божий в человеке, за наших братьев и сестер. Поименно нужно помнить всех, не по признаку " красный " или " белый " , а по имени, каким он крестился.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/20/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это целая сокровищница с его заветами, его наставлениями, его образом жизни» Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин о важности празднования тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира 27.07.2015 877 Время на чтение 8 минут 28 июля 2015 года исполняется 1000 лет со дня преставления Святого Равноапостольного Великого князя Владимир, Крестителя Руси. Центром торжеств, посвященных этой дате, в Санкт-Петербургской митрополии станет Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, сообщает сайт храма . Весь текущий 2015 год в России и в соседних православных славянских государствах, в Украине и Белоруссии, посвящен празднованию 1000-летию преставления Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Этот юбилей возвращает нас к истокам формирования государства восточных славян, к памяти о судьбоносной миссии самого князя Владимира, обретшего в результате Святого Крещения древней Руси «бесценный бисер – Христа». Трудно переоценить историческое значение жития и служения Святого Равноапостольного князя Владимира. Именно с обретением «веры истинной» началось вхождение Руси в семью христианских европейских народов. Появились первые предпосылки для строительства национального российского государства, стали строиться храмы, началось развитие образования, здравоохранения, благотворительности, социального служения (в современном понимании – социальной защиты населения), правоведения, торговли, дипломатических отношений с другими государствами того периода,, создание финансовой системы, градостроительства… На Русь из Византии пришли техники лицевого шитья, чеканки монет, стало развиваться церковное пение… В настоящее время силами Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Санкт-Петербурга, Фонда поддержки и развития культуры, литературы, искусства, и творчества «Поэзия улиц» и прихода Князь-Владимирского собора разработана совместная программа празднования 1000-летия преставления святого князя Владимира в Петербурге.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/27/et...

Пн моли Бога про нас. Союзова прославлено у лику святих Церкви 26 жовтня 2022 р. 11:51 25 августа 2022 года на заседании Священного Синода ( журнал 76 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869-19.10.1922). 4 сентября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919-1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией . О том, как собирались необходимые для канонизации документы и каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» 10, 2022 , PDF-bepcuя ). — В ходе организованного большевиками Петроградского процесса 1922 года было арестовано 86 человек — священнослужители во главе с митрополитом Петроградским Вениамином и миряне. Почему именно отца Михаила вы выделили из числа осужденных и взялись за сбор информации о нем для дальнейшего прославления?  — Изначально это была инициатива настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина. Он много лет возглавляет епархиальную комиссию по канонизации и давно занимается темой Петроградского процесса, в частности, личностью митрополита Вениамина. В 1990 году отец Владимир стал инициатором строительства храма в честь священномученика Вениамина при Исправительно-трудовой колонии 5 в поселке Металлострой. Это был первый в стране тюремный храм, появившийся в новое время. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5971496...

Санкт-Петербург. Собор Владимира равноапостольного. Князь-Владимирский Собор Карта и ближайшие объекты Каменный пятиглавый Владимирский собор - характерный пример монументального культового сооружения XVIII века. Собор, первоначально называвшийся Успенской церковью, построен близ того места, где в 1712 году была заложена мазанковая церковь " Успения на Мокруше " . Строительство каменного здания началось в 1741 году по проекту М. Г. Земцова. Работами с 1742 года руководил архитектор П. Трезини. В 1742 году основной массив здания был возведен вчерне. Собор предполагался одноглавым. Однако в 1747 году последовало распоряжение о достройке церкви " о пяти главах по древнему российскому обычаю " . В разработке проектов достройки собора приняли участие почти все крупнейшие архитекторы Петербурга 1750-1760 годов. В 1766 году был утвержден проект, исполненный архитектором А. Рипальди. Строительными работами с 1766 по 1772 годы руководил инженер А. А. Дьяков. 12 июня 1772 года произошел пожар, причинивший зданию значительный ущерб. С 1783 года работы возобновились под наблюдением архитектора И. Е. Старова. 1 октября 1789 года собор был открыт. Есть основания предполагать, что Старов несколько видоизменил обработку верхнего яруса колокольни и разработал проект соборного иконостаса, переделанного в 1823 году. Настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир (Сорокин). Сайт: http://www.kvsobor.orthodoxy.ru Царь Пётр I закладывал новую столицу с расчётом поскорее превратить Россию в полноправную морскую державу. В Невской дельте, как грибы после дождя, вырастали новые районы. Одним из первых стали заселять берег Малой Невы, западнее Петропавловской крепости, - даже несмотря на то, что эту местность часто заливало во время наводнений, вследствие чего район получил название " Мокруши " . Где селились люди - неизменно тут же ставили храм. В 1708 году уже появилась первая небольшая церковка во имя святителя Николая на Мокрушах. А через два года началось строительство предшественницы Князь-Владимирского храма - мазанковой церкви о трёх престолах. Первыми были достроены и освящены приделы - Никольский и Предтеченский. В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы. Освятил новую церковь Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).

http://sobory.ru/article/?object=01401

Святой Арсений Эласонский: удивительные приключения грека на Руси Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. 18 августа, 2010 Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. Арсений Эласонский, почивший на русской земле в 1625 году, вот уже более четырех веков почитается в Греции как святой. Его имя, несправедливо забытое в России, сегодня становится одним из символов возрождения Православия и глубокого духовного единства двух народов – русского и греческого. В эти дни в Суздале – городе, где святой был архиепископом последние годы своей жизни, – проходят и церковные, и светские торжества в его честь. И центром празднеств стала первая за пятнадцать лет Литургия, отслуженная в стенах древнейшего суздальского собора Рождества Богородицы. Именно здесь, под спудом, почивал святой, сыгравший важную роль в истории России. Итак, обо все по порядку. Инициатором вскрытия захоронения Арсения Элассонского пять лет назад стал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, тогда еще – митрополит. Его письмо, адресованное президенту Владимиро-Суздальского музея заповедника (ВСМЗ) Алисе Аксеновой, в чьем ведении и сейчас находится суздальский Богородицерождественский собор, послужило поводом к дальнейшей канонизации святителя Русской Православной Церковью. Тогда же, пять лет назад, мощи святителя были обретены. — Мы знали, что он был похоронен под спудом Богородице-Рождественского собора в Суздальском кремле. На специальной карте было отмечено это место. Однако об этой личности мало говорили, — вспоминает президент ВСМЗ. — С другой стороны, в храме был разгар реставрации, стояли леса. И мне долго пришлось объяснять владыке, что пока невозможно приступить к вскрытию. И все же мы ускорили работу реставраторов. Обретение мощей Арсения Элассонского стало настоящим событием, объединившем и музей, и духовенство, и руководство администрации области, и ученых.

http://pravmir.ru/svyatoj-arsenij-elason...

Севастопольский список - наиболее точная копия Казанской иконы Божией Матери из дошедших до нас дореволюционных 17 ноября 2014 г. 14:00 В Херсонес Таврический вернулась икона, находившаяся там с русскими войсками в Крымскую войну Вчера, 16 ноября, Фонд Андрея Первозванного (ФАП) передал на длительное хранение во Владимирский собор Херсонеса Таврического Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери. В рамках молитвенной памяти в ознаменование очередной годовщины исхода Русской армии из Крыма в ноябре 1920г. святыня была пронесена Крестным ходом от адмиральской усыпальницы Владимирского собора до Графской пристани у площади Нахимова. До сих пор точно не ясна история образа в советскую эпоху. По версии благочинного церквей Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюты, икона покинула Крым с Белой армией, а потом непонятными путями вернулась в Россию. Шесть лет назад ФАП приобрел ее у московского коллекционера Виктора Бондаренко для действующего при поддержке фонда Собрания русских икон. По пути из симферопольского аэропорта в Севастополь икону сопровождала колонна байкеров мотоклуба «Ночные волки». У Владимирского собора доставленную в Крым главой ФАП Владимиром Якуниным святыню встречали несколько тысяч севастопольцев, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь , полномочный представитель Президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев и глава Республики Крым Сергей Аксенов. После торжественного молебна перед иконой Высокопреосвященнейший Лазарь обратился к молившимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братия и сестры! Божия Матерь более всех святых участвует в жизни Церкви земной и Небесной. Православный русский народ в лихую годину военных испытаний всегда полагался не только на силу своего оружия, но наипаче на помощь Божию и предстательство Пречистой Девы. Так в дни кровопролитных сражений Крымской войны в дар защитникам Севастополя был передан список чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы, ставшей символом покрова Божией Матери над Россией. После войны икона хранилась в Севастополе, но в годы революционной смуты исчезла и считалась безвозвратно утраченной. Но мы веруем, что Матерь Божия, как поет Святая Церковь в тропаре праздника Успения, «мира не оставила еси». И действительно, Матерь Божия не оставила мира.

http://e-vestnik.ru/church/sevastopolska...

Скачать epub pdf Николай Иванович Флоринский по рождению своему, по образованию и по первым годам духовно-учебной службы принадлежал к Владимирской епархии. Николай Иванович Флоринский – сын священника Богородицкой семинарской церкви в г. Владимире; родился в 1826 году. Отец его свящ. Иван Алексеевич Флоринский был очень образованный человек и состоял учителем французского языка, библиотекарем и экономом семинарии. Мать его Елизавета Ивановна была двоюродной внучкой и крестницей графа М.М. Сперанского; она отличалась глубокой религиозностью. Первоначальное образование Николай Иванович получил во Владимирском духовном училище; с 1840 по 1845 г. обучался во Владимирской семинарии, а затем в Киевской духовной академии, где и окончил курс в 1849 г. восьмым магистром. Товарищами по академии Николая Ивановича были – высокопреосвященнейший митрополит Киевский Иоанникий, преосвященный Феодосий, профессоры Киевской дух. академии К.И. Щеголев, Гуляев и др. Николай Ив – ч до конца жизни своей с особою любовию вспоминал о воспитавшей его академии, о своих начальниках, профессорах и товарищах. По окончании курса в академии, первый год службы Николай Ив – ч провел в Вятке в должности профессора-помощника ректора семинарии по классу богословских наук. Следующие 16 лет он провел в родном городе Владимире в должности профессора семинарии и преподавал догматическое и нравственное богословие, учение о вероисповеданиях, историю русского раскола и науку церковного красноречия. В то же время состоял священником (с 1858 г.) во Влад. Успенском Княгинином монастыре и законоучителем в женском Епархиальном училище. Следующие годы службы о. Николая принадлежат Киевской епархии, где первоначально он был настоятелем церкви и законоучителем в 1-й Киев. гимназии. По выслуге лет, уволившись от службы в гимназии, он был 2 года настоятелем Киево-Успенского собора, затем 10 лет в должности священника Киево-Софийского собора и, наконец, последние 12 лет вторым священником Киево-Сретенской церкви. Кроме этого, о. Николай преподавал безвозмездно Закон Божий в рукодельной женской школе Гогоцкой и в школе при доме Сулимовском, а также был законоучителем (2 года) в Киев. министер. женской гимназии, в женском Епархиальном училище и в доме трудолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Скачать epub pdf ПРЕДИСЛОВИЕ Несколько лет назад в г. Петушки Владимирской области почил в Боге проживавший там на покое Архиепископ Афанасий, один из последних руководителей той части Русской Православной Церкви, которая, сохраняя каноническую верность Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру, отделилась от митрополита Сергия и ушла в катакомбы. После Всероссийского Церковно-Поместного Собора 1945 года Архиепископ Афанасий Сахаров , находившийся тогда в заключении, вместе со своими единомышленниками признал Святейшего Патриарха Алексия и вошел с ним в каноническое общение. После смерти Владыки Афанасия, в его бумагах была обнаружена нижеследующая записка, которую мы приводим без всяких изменений. ДАТЫ И ЭТАПЫ МОЕЙ ЖИЗНИ Родился 2 июля 1887 г. Шуйское духовное училище 1896–1902 гг. Во 2-м классе переэкзаменовка. В 3-м классе сидел 2 года. Начал прислуживать в Алтаре, вероятно, со всенощной в субботу 21 августа 1899 г. Владимирская духовная семинария 1902–1908 гг. Посвящен в 1 степень клира – в чтеца 6 мая 1907 г. В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении. Рипидоносцем и иподиаконом 1903–1906 гг. непрерывно во все время. Тоже август 1906–сентябрь 1908 гг. Московская духовная академия 1908 – 1912 гг. ПОСТРИЖЕН В МОНАШЕСТВО 12 октября 1912 г. Посвящен в иеродиакона 14 октября 1912 г. Посвящен в иеромонаха 17 октября 1912 г. Преподаватель Полтавской духовной семинарии октябрь 1912 г. – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913 г. – 1918 г. Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от монашествующих – помощник заместителя – январь–сентябрь 1918 г. Член Владимирского Епархиального совета от монашествующих 1918–1920 гг. Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г. Настоятель Боголюбовского монастыря 18 июня 1921 г. ХИРОТОНИСАН ВО ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО 27 июня 1921 г. Арестован и препровожден в рев. трибунал 17 марта 1922 г. Освобожден 18 марта 1922 г. Арестован в Великую среду 30 марта 1922 г. (Митрополит СЕРГИЙ, архиепископ ПАВЕЛ, епископ ВАСИЛИЙ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010