229 Преосвящ. Герман (Иванов), в декабре 1902 года уволенный по болезни на покой, скончался 6 февраля 1903 г. 231 Архим. Антонин (Грановский) 15 января 1903 г. был утверждён Свят. Синодом в степени магистра богословия за диссертацию «Книга пророка Варуха. Репродукция». В апреле 1904 года за это сочинение преосвяш. Нарвскому Антонину была присуждена премия митрополита Московского Макария в размере пятисот рублей. 233 Правильнее. Ассинибойя (Assiniboia) – округ в Канаде, в 1905 году поделенный между провинцией Альберта и провинцией Саскачеван. 236 Старший член С.-Петербургского духовного цензурного комитета архим. Антонин (Грановский) был хиротонисан во епископа Нарвского. третьего викария Петербургской епархии, 2 марта 1903 г. 238 5 декабря 1902 г. в Петербурге члены Департамента государственной экономии Государственного совета в присутствии Победоносцева К.П. , государственного контролера Лобко П.Л., государственного секретаря Коковцова В.П., также товарища министра финансов Дмитриева М.Д. обсудили представление обер-прокурора Свят. Синода от 28 октября 1902 г. за 23973, об ассигновании из государственного казначейства по финансовой смете Святейшего Синода 1903 года единовременно 120 ООО руб. на покрытие произведенных расходов по постройке православного храма в Нью-Йорке, и положили предоставить Ведомству православного исповедания отпустить из капитала, состоящего в распоряжении этого ведомства, до 120 тыс. рублей на окончание расчетов по постройке Нью-Йоркской церкви [см. журнал Государственного совета в Департаменте государственной экономии от 5 декабря 1902 г. за 342 (РГИА, ф. 799, оп. 25, год 1900, д. 736, л. 77–79)]. 239 Товт А.Г. был рукоположен во пресвитера в апреле 1878 года, с 1889 года он служил в Миннеаполисе, в 1891 года епископ Алеутский Владимир (Соколовский-Автономов) присоединил свящ. Алексия Товта к Православной Церкви (The Orthodox Church in America and other writings by St. Alexis, Confessor and Defender of Orthodoxy in America/Translated and edited by George M. Soldatow. Minneapolis: AARDM Press. 1996. P. 86–88).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Помощники владыки Николая, которые в разные годы посылались Святейшим Синодом для служения в Миссию, единодушно отзывались о нем как о неутомимом, доброжелательном и очень тактичном человеке. Из письма иеромонаха Владимира (Соколовского-Автономова; †1931; впоследствии епископ) от 8 апреля 1879 года: «Отец Николай по-прежнему неутомим. На Пасхе он в продолжение шести дней работал во славу Божию внутри Японии и крестил до ста человек, в том числе целую шелковичную фабрику – хозяев и рабочих. Вчера только возвратился и с восторгом рассказывает об усердии христиан. Привез с собой огромный кусок прекрасной шелковой материи – подарок. Хочет шить ризы для лета. Пусть говорят что угодно, но отец Николай великий пастырь, нравится мне от души. И если ему помогут построить храм и дадут средства на катехизацию, то великое дело совершится... В Токио нет человека, который не знал бы «Никора» (японское произношение имени отца Николая), не слыхал о «его» Боге. Православная религия называется «никора». Всех четырех русских миссионеров японцы именуют не иначе как «никора». Причина огромной известности, которою пользуется в стране отец Николай, заключается, помимо указанной, в редкой японско-китайской учености его, в замечательном такте, который приспособлен к строгим обычаям церемонной и элегантно-утонченной японской обрядности» 6 . Архимандрит Сергий (Страгородский ; †1944; впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), который в 1897 году был назначен помощником начальника Миссии, писал: «С лестницы быстро спустился очень высокий человек в подряснике, в длинной шейной цепочке от часов, в вышитом поясе. Это и был наш епископ Николай, тридцать с лишком лет и день и ночь работающий на здешней трудной, невозделанной ниве. «Милости просим, – быстро заговорил он, благословляя нас широким крестом. – Пожалуйте в гостиную». Салон, носивший торжественное название гостиной, и был той темноватой клетушкой, которую мы только что осмотрели. Да, жизнь здесь кипит всюду – и в школах, и в редакции, и в канцелярии, и на постройках, и все это стоит на одном Преосвященном Николае, везде он, все им начато и поддерживается» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Первомученик Ювеналий был убит туземцами недалеко от озера Илиамна в 1799 году, став первым православным, пролившим свою кровь за Христа в Новом Свете. В 1816 году святой Петр Алеутский был умерщвлен испанскими миссионерами в Калифорнии за отказ перейти в католичество. Преподобный Герман Аляскинский, последний оставшийся в живых член миссии, почил в Господе в 1837 году. В XIX веке продолжилась православная миссия среди коренных народов Аляски. Самыми выдающимися тружениками в Винограднике Христовом стали святитель Иннокентий (Вениаминов) и праведный Иаков Нецветов, которые переводили на языки народов Аляски Священное Писание и богослужебные последования. Отец Иаков Нецветов умер в городе Ситка в 1864 году, посвятив всю жизнь служению Церкви. Отец Иоанн Вениаминов, овдовев, принял монашеский постриг с именем Иннокентий, был рукоположен во епископа и преставился в 1879 году в сане митрополита Московского и Коломенского. В конце XIX века произошло событие, сыгравшее огромную роль в истории Православия в Северной Америке. 25 марта 1891 года в Миннеаполисе епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов) принял в Православную Церковь праведного Алексия Товта и 361 его прихожанина. Это стало началом возвращения многих греко-католиков в Православие. Святитель Тихон (Белавин) приехал в Америку в сентябре 1898 года, в сане епископа Алеутского и Аляскинского. Будучи единственным православным епископом в Северной Америке, святитель Тихон много путешествовал по всему континенту, окормляя рассеянную на огромной территории паству. Осознав, что Церковь в Америке не может остаться навсегда частью Русской Церкви, святитель сосредоточил усилия на организации епархиальной и приходской структуры, которая помогла бы укреплению и распространению Православия. Святитель Тихон вернулся в Россию в 1907 году, а спустя 10 лет был избран Патриархом Московским и всея России. Святитель Рафаил Бруклинский был первым православным епископом, рукоположенным в Северной Америке. Хиротонию архимандрита Рафаила (Хававини) совершили епископ Тихон и епископ Иннокентий (Пустынский) в Никольском соборе Нью-Йорка 13 марта 1904 года. Став епископом Бруклинским, святитель Рафаил оставался верным помощником святителя Тихона и его преемников на Североамериканской кафедре. Он преставился 27 февраля 1915 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5653062.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СНЕЖНИЦКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петр Андреевич Снежницкий ( 1880 - 1918 ), священник , священномученик Память 7 сентября , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских Родился в 1880 году . Он обучался в Камышловском духовном училище , а в 1892 году поступил в Пермскую духовную семинарию , однако не окончил ее. Обладал хорошим голосом, поэтому его вскоре пригласили в качестве певчего в екатеринбургский архиерейский хор, где пел в течение нескольких лет. В ноябре 1897 года, по просьбе благочинного 3-го округа он был определен псаломщиком к Богородице-Рождественской церкви села Шмаковского Ирбитского уезда. В июне 1898 года он был посвящен в стихарь . В 1903 году рукоположен в сан диакона и определен к Ильинской церкви Березовского завода Екатеринбургского уезда . В Березовском отцу Петру пришлось перенести испытание: на него возвели обвинение в неисполнении им своих обязанностей. Это произошло в то время, когда в городе был создан Березовский отдел Союза русского народа . Дело в том, что в годы первой русской революции 1905-1907 годов по всей стране стали возникать монархические организации, выступавшие за укрепление государственности, монархии, единства и целостности страны. Самой многочисленной монархической организацией стал Союз русского народа. Весной 1907 года в Березовском заводе был организован отдел Союза русского народа; по этому случаю Государь Император Николай II прислал членам Союза телеграмму. Обрадованные высочайшим вниманием, они решили отслужить молебен с крестным ходом от церкви до церковно-приходской школы, однако некоторые члены причта: священник, диакон и псаломщик, служившие в тот день, по различным причинам не смогли принять в нем участие. В результате произошел конфликт между Березовским отделом Союза русского народа и этими членами причта. Священника, диакона и псаломщика обвинили в том, что они оскорбили религиозные и патриотические чувства верующих. Местное руководство Союза написало на них рапорт епископу Владимиру (Соколовскому-Автономову) , который потребовал от священнослужителей прихода дать письменное разъяснение случившегося.

http://drevo-info.ru/articles/28065.html

С 28.03(10.04)1970 – автокефальная Православная Церковь в Америке. Одновременно создано управление Патриаршими приходами в Америке. В 1970–1987 гг. приходы в США «временно» входили в единое Управление Патриарших приходов в Канаде и в США. Местопребывание – в Свято-Николаевском соборе в г. Нью-Йорк. Именовалась: Кадьякская; с 01.12.1840 – Камчатская и Алеутская; с 11.01.1858 – Новоархангельская и Алеутская; с 12.01.1870 (по др., 10.06.1870) – Алеутская и Аляскинская; с 1900 г. – Алеутская и Североамериканская; с 1907 г. – «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской» (по решению Первого собора Алеутской и Северо-Американской епархии в Нью-Йорке в 1907 г. под председательством Патриарха Св. Тихона; также именуется в докладе архиепископа Евдокима (Мещерского) от 06(19)09.1918 [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 66]); с 17(30)11.1918 – Северо-Американская и Нью-Йоркская (Определение Св. Синода и Патриарха Св. Тихона – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 71); с 09(22)09.1933 – Экзархат Московского Патриархата в Америке; с 18(31)10.1947 – Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке. Викарные кафедры: Аляскинская, Бруклинская, Ситхинская, Канадская, Питтсбургская. Та же последовательность иерархов, что и в списке, составленном M. Е. Губониным (в 1970 г.), наблюдается и в списке иерархов Православной Америки на официальном веб-сайте Патриарших приходов в США (www. russianchurchusa.org; 2005 г.). Это безусловное свидетельство единства представлений об эволюции американской епархии и преемства ее иерархов у выдающегося историка Русской Православной Церкви сер. XX в. и официальных историков Русской Православной Церкви нач. XXI в. 10.04.1799 05.1799 15.12.1840 29.03.1859 09.11.1866 Петр Екатериновский 09.11.1866 10.06.1870 Павел Попов 05.07.1870 12.04.1877 17.12.1878 30.06.1882 20.12.1887 08.06.1891 Владимир Соколовский-Автономов 08.06.1891 07.09.1891 29.09.1891 14.09.1898 Николай II Зиоров 14.09.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр (Другов), еп. Смоленский : «Вопрос об исправлении языка богослужебных книг и даже перевод их вновь, с более правильной конструкцией речи, заменою устаревших слов новыми, устранением неточности выражений и приближением их к языку новославянскому, поднимался не раз..., но до сих пор не получил надлежащего разрешения и во всем своем объеме подлежит удовлетворению со стороны предстоящего Собора Церкви и затем скорейшему, чем в былое время, когда исправления длились едва ли не веками, осуществлению в жизни» (Отзывы III, с. 43). Иаков (Пятницкий), архиеп. Ярославский : «... Необходимо ... немедленно приступить к новому переводу их (то есть богослужебных книг. – А.П.) на новославянский язык, всем понятный и вразумительный» (Отзывы, Прибавления, с. 257). 3) Специальные издания для мирян . Такие издания в первую очередь решают проблему понятности богослужения для прихожан. Они представляют из себя либо параллельный славяно-русский текст, либо глоссы к темным местам церковнославянского текста. Иоанникий (Казанский), еп. Архангельский : прислал записку, озаглавленную «Соображения о постановке духовно-учебных заведений по учебной и воспитательной частям», в которой, в частности, говорится: «Желателен перевод церковно-богослужебных книг на русский язык или, по крайней мере, издание хотя бы некоторых служб, как всенощного бдения и литургии и служб страстной и светлой седмиц, полностью с двумя параллельными текстами: церковнославянским и русским» (Отзывы I, с. 381). Владимир (Соколовский-Автономов), еп. Екатеринбургский : «Нужно улучшить методы ведения богослужений; язык его сделать более понятным; постановить, чтобы изданы были маленькие богослужебные книжки для раздачи в св. храме народу. Ввести в обычай, чтобы каждый мирянин мог следить за содержанием читаемого и воспеваемого в церкви (...) и тем сделать невозможным небрежное совершение его (богослужения) клиром» (Отзывы III, с. 30). Стефан (Архангельский), еп. Могилевский: " Одновременно же с сим (...) издание на том же новославянском языке (...) церковных служб для пользования ими мирян в храме и дома» (Отзывы I, с. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Он никого не увольнял из числа неугодных власти, даже если архиерей годами не мог прибыть к себе на кафедру. Когда следователь спросил его: «Приходилось ли Вам уволить на покой возвратившегося из ссылки или тюрьмы и обвинявшегося в к[онтр]-р[еволюционной] деятельности епископа какого-либо?» – он ответил: «Нет, не приходилось; причины этому – патриарх никого не увольнял [из] таковых лиц и считал их кафедры на время ареста или ссылки за ними». Это был своего рода протест против репрессивной политики государства, негласное подчеркивание беззаконности преследования властью православного епископата. Такой же линии придерживался и Патриарший Местоблюститель. «[Я,] как временно управляющее лицо, не считал для себя возможным это делать, тем более что тогда пришлось бы уволить большое множество архиереев; в случае разрешения им властью выехать к местам прежнего жительства – [я] им никаких препятствий не чинил» 640 . Были случаи, когда с помощью обходных шагов митрополит Петр пытался свести на нет действия власти, направленные против православных архиереев на местах. Примером этому может служить Екатеринославская епархия, о положении дел в которой доносил секретный сотрудник ГПУ УССР «Александров» (украинские гэпэушники посчитали сведения этого осведомителя столь важными, что поспешили отправить выписку из его сводки Тучкову): «Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов – свящ. А. М.). Екатеринославский и Новомосковский, согласно его просьбы, уволен на покой. Епископ Стефан (Андрианенко) (правильно: Адриашенко – свящ. А. М.) также уволен на покой. В своем прошении Крутицкому он указывал, что он уходит на покой под давлением Гр[ажданской] Власти. М[итрополит] Крутицкий Петр уволил еп[ископа] Стефана, но впредь до прибытия вновь назначенного в Екатеринослав еп[ископа] Прокопия (Титова), бывш[его] Херсонского и Николаевского, высланного из пределов Украины и проживающего в Москве, поручил Екатеринославскую епархию попечительствовать епископа Стефана (так – свящ. А. М.). Еп[ископ] Прокопий был судим за сношение с белогвардейцами через Дальневосточную Республику, где его родные братья служили, занимая коман- дирные должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

в Крестовой ц. Екатеринбурга возведенная в сан игумении. Только одна из первых сестер - М. И. Бородина, пришедшая в общежитие в 1884 г.,- дождалась офиц. учреждения мон-ря и монашества. 14 февр. 1905 г. в Скорбященской ц. постриг Бородиной с именем Миропия совершил настоятель Верхотурского мон-ря игум. Евгений (Кибардин). 26 мая 1905 г., в день торжественного открытия монастыря, еп. Екатеринбургским Владимиром (Соколовским-Автономовым) был заложен, а 9 дек. 1913 г. еп. Митрофаном (Афонским) освящен собор в честь Вознесения Господня (архитектор - главный губ. инженер Е. И. Артёмов). Правый придел во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Симеона Верхотурского освящен 31 мая 1915 г. еп. Серафимом (Голубятниковым), дата освящения левого - во имя прп. Серафима Саровского - неизвестна. Собор построен из кирпича, поставлен на подклет. Четверик основного объема увенчан 5 луковичными главами на цилиндрических широко расставленных барабанах. Причем центральный барабан значительно шире и выше остальных. С востока к четверику примыкает сложной формы алтарная часть, состоящая из 3 апсид. С запада основной объем продолжен притвором, на к-ром, вероятно, предполагалось поставить колокольню. Декоративное убранство фасада чрезвычайно богато. Основания малых барабанов декорированы «плетением» кокошников. Лопатки, выведенные по краям, имеют постаменты с огранкой рустом, вертикальный ряд ширинок и завершение треугольным кокошником. Между лопатками - тройное окно, обрамленное аркатурой на фигурных, перехваченных дыньками колонках. Храм возведен из кирпича, который обжигали сами монахини на небольшом заводике в районе Корабельного мыса. Уральское Горное управление предоставило 400 куб. саж. дров для обжига кирпича. К 1910 г. в Н. С. м. проживала 101 насельница, в т. ч. игум. Мария, 3 монахини, 7 послушниц; 30 сестер несли послушание в белошвейной мастерской, 6 - в живописной, 3 - в переплетной, 8 - в цветочной, 5 - в портняжной, 3 - в чеботарной, 2 - в чулочной, 3 - в ткацкой, 6 - в одеяльной; 6 сестер неустанно, по очереди, читали Псалтирь, остальные занимались др.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 20.04.1879, Москва - 10.12. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), архим. Из семьи служащего при Голицынской больнице. Окончил 2 класса городского уч-ща, после чего обучался сапожному мастерству. Работал мастером, по собственным словам, «до двадцати одного года у разных хозяев». Ок. 1900 г. вступил в Берлюковскую во имя святиеля Николая Чудотворца мужскую пустынь В 1912 г. пострижен в монашество с именем Иоасаф. В мае 1914 г. сдал экзамен Можайскому еп. сщмч. Димитрию (Добросердову) и был рукоположен во диакона еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре . Перешел служить по приглашению еп. Димитрия на московское подворье Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1918 г. переведен в Никольский единоверческий монастырь в Москве . Прмч. Иоасаф (Боев). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. Прмч. Иоасаф (Боев). Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. В 1921 г. Богородским еп. Никанором (Кудрявцевым) рукоположен во иерея и в том же году мобилизован в тыловое ополчение. Вскоре И., как специалист по пчеловодству, был освобожден от военной службы, работал в Московском земельном отделе пчеловодом, помощником заведующего на ферме «Бодрое детство». В 1922 г. командирован в Уфимскую губ. для покупки воска, где встретился с архим. Антонием (Миловидовым) , настоятелем единоверческого Воскресенского мон-ря в Златоустовском у. Уфимской губ. От него И. получил предложение служить священником в Уфимской губ. И. отказался, т. к. состоял на службе, но не исключил такой возможности в будущем. В 1923 г. И. был назначен заведующим пасекой. В конце того же года пасека была ликвидирована. И. вернулся в Никольский мон-рь, к-рый был превращен в дом коммуны радиозавода. Вакансии священника в мон-ре не было, И. служил сторожем и работал в саду.

http://pravenc.ru/text/578062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889, с. Мигалки Радомысльского у. Киевской губ.- 15.01.1938, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов . Из семьи диакона. Окончил Киевскую ДС и КДА. Принял монашество с именем Иоанникий, был рукоположен во иерея. По некоторым сведениям, служил священником при екатеринославском Свято-Тихвинском жен. мон-ре. В 1916-1917 гг. военный священник. 3 нояб. 1921 г. хиротонисан во епископа Бахмутского (иногда также именовался епископом Донецким или Задонским). Стал викарием Екатеринославской епархии, нек-рое время по поручению Патриарха свт. Тихона исполнял обязанности временно управляющего епархией. Имеются сведения об арестах И., о пребывании его в екатеринославской тюрьме. Не ранее осени 1922 г. назначен свт. Тихоном временно управляющим Харьковской епархией вместо высланного Харьковского еп. Нафанаила (Троицкого ; впосл. митрополит). Впосл. И. заявлял, что активно боролся с обновленчеством , вернул в Патриаршую Церковь 700 приходов в Харьковской губ., 140 приходов в бывш. обл. Войска Донского и 70 приходов в Таганрогском окр. При этом в Харькове у православных к 1924 г. оставалось всего 3 действующих храма. Был возведен в сан архиепископа. Получил известность как яркий проповедник. По воспоминаниям современников, «в повседневной жизни был далеко не строг в нравственном отношении» ( Феодосий (Процюк), митр. 2004. С. 281). Харьковский клир и прихожане обращались к Патриарху с жалобами на недостойное поведение И. 8 сент. 1924 г. свт. Тихон назначил управляющим Харьковской епархией хиротонисанного епископом Сумским сщмч. Константина (Дьякова ; впосл. митрополит), а И. в дек. того же года получил назначение на Омскую кафедру. Архиепископ не выполнил патриаршего предписания и остался в Харькове. С толпой сторонников он захватил храм во имя Жен-мироносиц, являвшийся тогда кафедральным. В Екатеринославе сторонники И., воспользовавшись арестом и высылкой в Москву Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) , также захватили неск. храмов. И. организовал свои «выборы» архиепископом «Екатеринославским и Донецким». 19 (по др. данным, 16) февр. 1925 г. Патриарх Тихон запретил И. служение в Екатеринославской и Харьковской епархиях. 25 марта это запрещение было подтверждено. Управляющим Омской епархией был назначен архиеп. Виктор (Богоявленский) .

http://pravenc.ru/text/577990.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010