В 1993 г. по распоряжению главы Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви Петра (Пэдурару) К. м. был возобновлен, настоятелем являлся архим. Филарет (Панку; 1993-2005). В нач. марта 1995 г. иером. Филарет с братией обратились к митр. Кишинёвскому и всея Молдовы Владимиру (Кантаряну) с просьбой принять их под омофор РПЦ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. К. м. перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1995 г. в К. м. проживали настоятель, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 6 послушников, в 1998 г.- 4 иеромонаха, иеродиакон и 6 послушников. С 2005 г. администратором К. м. является прот. Вячеслав Шпак, духовником - игум. Владимир. Средства на содержание братии дают доходы от фермы и пожертвования прихожан. В 1996 г. были восстановлены и освящены Успенская и зимняя Никольская церкви, в к-рых совершаются богослужения на молдав. языке. Средства на ремонт Успенской ц. внес посол Франции в Республике Молдове, посетивший обитель в 1997 г. Построены 2 одноэтажных корпуса - келейный и дом настоятеля. 21 нояб. 1996 г. дом настоятеля сгорел до фундамента. Пожар уничтожил старые книги и иконы, архив мон-ря, церковную утварь. Среди реликвий К. м.- древний камень с высеченным на нем крестом, стоящий во дворе обители, предположительно на месте деревянного храма XVIII в. Арх.: ГАРФ. Д. 6991. Оп. 2. Д. 689. Л. 1, 3; НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 20 об.- 21; Ф. 208. Оп. 2. Д. 1207. Л. 21 об.- 22; Д. 3284. Л. 180-180а об., 181а об.; Д. 3311. Л. 15-15 об.; Д. 3315 (I). Л. 172-172 об.; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 2. Л. 2; Д. 6. Л. 20. Д. 13. Л. 86; Оп. 2. Д. 352. Л. 1, 4, 4 об., 25 об. Лит.: Крушеван П., ред. Бессарабия: Геогр., ист. и справ. сб. М., 1903. С. 147-148; Anuarul Eparhiei Chiinului i Hotinului (Basarabia). Chiinu, 1922. P. 3; Locasuri sfinte din Basarabia. Chiinu, 2001. P. 28, 29; Mnstiri basarabene: Culegere. Chiinu, 1995. P. 42, 47; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 г. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 227; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие. 1940-1991: Собр. док-тов в 4 т./Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 302, 310; Ciorb V. Biserica ortodox din Basarabia i Transnistria (1940-2010). Chiinu, 2011. P. 219, 433; Mnstiri si Schituri din Republica Moldova: studii enciclopedice. Chiinu, 2013. P. 227-244; ornicov P. Moldova în anii celui de-al doilea rzboi mondial. Chiinu, 2013. P. 321.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

«Косоуцкий скит» был упразднен. Последние документы, имеющие отношение к К. м. и его имуществу, датированы 1849 г. С течением времени местные жители, нуждавшиеся в стройматериалах, разобрали монастырские постройки. 22 апр. 1990 г. благодаря усилиям архим. Иеронима (Палия) было принято решение возродить К. м. В 1994 г. монашеская община насчитывала 2 монахов и 3 послушников. 9 июня 1998 г. решением Синода РПЦ мон-рь был официально открыт. По просьбам жителей села и по благословению митр. Кишинёвского и всея Молдавии Владимира (Кантаряна) была возведена и 3 нояб. 2002 г. освящена монастырская ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Осенью 1998 г. были построены трапезная, кухня и кладовая, а также братский корпус с покоями настоятеля. Обитель содержится на пожертвования прихожан, паломников и на доходы от хозяйственной деятельности. За обителью в 1995 г. были закреплены 5 га пахотной земли, 3 га леса, а также участок в 1,5 га для парка с прудами; имеются скотный двор и птичник. В хозяйстве используются 2 трактора, 3 легковые и грузовая машины. С 1998 г. настоятелем К. м. является архим. Иероним (Палий). В 1998 г. в К. м. проживали 12 насельников, в 2000 г.- 11 монахов и послушников, в сент. 2014 г.- архимандрит, иеромонах, 4 монахини, к-рые помогают по хозяйству. К. м. посещают прихожане из соседних украинских сел, а также многочисленные паломники со всей Молдавии и с Украины. Божественная литургия совершается по праздникам, субботам и воскресеньям на молдавском и церковнослав. языках. Вечерню служат по пятницам и субботам. Арх.: НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 19 об.- 20; Ф. 208. Оп. 2. Д. 403а. Л. 1-5 об., 34. Лит.: Чудецкий П. Из монастырских док-тов//Кишинёвские ЕВ. 1882. Отд. неофиц. 2. С. 91, 100-101; 3. С. 166-168; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX - lea subt rui. Chiinãu, 1931. P. 97; Mãnãstiri Basarabene. Chiinãu, 1995. P. 249; Mnstirea Cosui//Locauri sfinte din Basarabia. Chiinãu, 2001. P. 30-32; Ириней (Тафуня), игум. Митр. Гавриил (Бэнулеску-Бодони) - основатель Кишинёвско-Хотинской епархии. Ново-Нямецкий монастырь, 2009. С. 361-362; Ciorb V. Biserica ortodox din Basarabia i Transnistria (1940-2010). Chiinãu, 2011. P. 266; Brihunet M. Mnstirea Cosui//Mnstiri i schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chiinãu, 2013. P. 245-256. Л. П. Алферьева, В. А. Содоль Рубрики: Ключевые слова: КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/text/2458885.html

Православная Церковь Молдовы Описание: Biserica Ortodox din Moldova Семена христианства проникли в низовья Дуная вместе с римскими колонистами Ι-ΙΙΙ вв. До V в. епископы Дакии находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Рима; с VI в. — в юрисдикции Первой Юстинианы; с VIII в. — Константинополя. В XII-XIII вв. земли от Днестра до Дуная и Серета находились под контролем Галицкого княжества, являвшегося частью Руси. К концу XIV в. после образования Молдавского княжества, включавшего Пруто-Днестровское междуречье, была учреждена Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата на правах автономии (фактически — полной независимости). В результате русско-турецких войн XVIII в. православные валахи и молдаване вошли под покровительство Российской империи. В 1813 г. на территории Бессарабии, отошедшей к России, была основана Кишиневская епархия в составе Русской Церкви. Начался подъем национальной культурной жизни, организована система религиозного и светского образования. К 1858 г. действовало около 400 школ, обучалось более 12 тысяч человек. В 1918 г. после оккупации Бессарабии Румынией Кишиневская епархия была антиканонически включена в состав Румынской Церкви («Бессарабская митрополия», действовала также во время войны в 1941-1944 гг.). С 1944 г. — снова в составе Русской Православной Церкви. В 1992 г. в связи с образованием независимой Республики Молдовы решением Священного Синода Русской Православной Церкви Православная Церковь Молдовы получила статус самоуправляемой. Осуществляет свою деятельность на основе томоса Патриарха Алексия II от 2 декабря 1994 г. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (гл. XII) органами церковной власти и управления Православной Церкви Молдовы являются Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем. Вплоть до XVI в. книжным языком Молдавии был славянский. В настоящее время основным богослужебным языком является молдавский; используются также церковнославянский и гагаузский языки. В состав Православной Церкви Молдовы входят епархии: Проблема т.н. Бессарабской митрополии (краткая справка) Страна: Молдавия Город: Кишинев Web-caйm: www.mitropolia.md Дочерняя организация: Храм Живоначальной Троицы в Конькове в Москве (подворье Кишиневско-Молдавской митрополии) Предстоятель: Владимир, митрополит Кишиневский и всея Молдовы (Кантарян Николай Васильевич) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1622599...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никодим (Вулпе), еп. Единецкий и Бричанский. Фотография. 2017 г. (Вулпе Иоанн (Ион) Васильевич; род. 4.09.1956, с. Киперчень Оргеевского р-на Молдавской ССР), архиеп. Единецкий и Бричанский. Из крестьянской семьи. В 1973 г. окончил киперченскую среднюю школу. В 1974-1976 гг. проходил срочную военную службу. В 1977 г. поступил в ЛДС, в 1980 г. продолжил обучение в ЛДА, учился в академии 1 учебный год. 18 марта 1981 г. в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда Тихвинским архиеп. Мелитоном (Соловьёвым) рукоположен во диакона, 21 мая того же года в Иоанно-Богословском храме при ЛДАиС Выборгским архиеп. Кириллом (Гундяевым) (ныне Патриарх Московский и всея Руси) - во иерея. 8 июня 1981 г. направлен в распоряжение Кишинёвского и Молдавского архиеп. Ионафана (Кополовича) . 14 авг. того же года назначен настоятелем ц. во имя прп. Параскевы в пос. Кутузове (ныне г. Яловень, Молдавия). С 12 мая 1982 г. настоятель Свято-Михайловской ц. с. Киперчень Оргеевского р-на. 7 дек. 1987 г. назначен помощником благочинного церквей Кишинёвского благочиннического округа. 8 янв. 1988 г. возведен в сан протоиерея. С 14 окт. 1988 г. член епархиального совета Кишинёвской епархии, 1 февр. 1989 г. стал попечителем Кэприана , в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, 8 февр. 1990 г.- благочинным церквей городов Кишинёва, Тирасполя, Бендер, Новоаненского и Яловенского районов. В 1989-1992 гг. заочно обучался в МДА. 24 авг. 1990 г. назначен настоятелем Свято-Никольского собора г. Оргеев (ныне Орхей). 24 авг. 1993 г. назначен духовником и администратором Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . С 13 окт. того же года председатель Издательского совета Православной Церкви Молдовы Московского Патриархата. 28 мая 1997 г. стал членом Синода Православной Церкви Молдовы. 10 сент. 1999 г. назначен благочинным Орхейского благочиннического округа. 23 янв. 2009 г. принял постриг с именем в честь прав. Никодима, тайного ученика Спасителя. Постриг совершил Бэлцский и Фалештский еп. Маркелл (Михэеску) . 19 февр. того же года Кишинёвским и всея Молдовы митр. Владимиром (Кантаряном) Н. возведен в сан игумена. 7 апр. возведен в сан архимандрита. 10 окт. 2009 г. назначен членом Издательского Совета РПЦ. 24 дек. 2010 г. Н. был избран Синодом РПЦ епископом Единецким и Бричанским. Хиротонию 26 дек. того же года в московском храме Христа Спасителя возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://pravenc.ru/text/2565584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Мунтяну Василий Петрович; род. 25 окт. 1973 г., с. Таксобень Фелештского р-на Молдавской СССР), еп. Богородский, викарий Патриаршего экзарха Западной Европы. В 1990 г. окончил среднюю школу. В сент. 1990 г. поступил в Молдавский гос. ун-т на факультет журналистики, в ноябре перевелся в Ново-Нямецкую ДС (ныне Кишиневская ДС). 6 марта 1991 г. зачислен в братию Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. В 1992-1995 гг. нес послушание заведующего канцелярией Бендерского епархиального управления. 8 апр. 1993 г. в Свято-Успенском храме Ново-Нямецкого Кицканского монастыря пострижен в монашество. 2 мая 1994 г. епископом Бендерским Викентием (Морарем) рукоположен во диакона. В 1994 г. окончил Кишиневскую ДС с присвоением степени бакалавра богословия. В 1994-1999 гг. преподавал литургику, богослужебный устав и православную аскетику в Кишиневской семинарии. 28 дек. 1995 г. утвержден в должности проректора по учебной части Кишиневской семинарии. С 12 марта 1997 г. по совместительству нес послушание инспектора семинарии. 28 нояб.1996 г. в Свято-Вознесенском соборе Ново-Нямецкого Кицканского монастыря митр. Кишиневским и всея Молдовы Владимиром (Кантаряном) рукоположен во иерея. 28 нояб.1997 г. возведен в сан игумена. В 1996-1999 гг. заочно учился в Московской ДА. В ноябре 1998 г. переведен в штат Единецкой епархии и назначен секретарем епархии. В 1998-2002 гг. по совместительству нес послушания ректора Единецкого теологического лицея и духовника-администратора Единецкой обители сестер милосердия. 16 апр. 2000 г. возведен в сан архимандрита с правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами. В 2002 г. переведен в Кишиневскую епархию и назначен настоятелем Свято-Троицкого Фрумоаского монастыря. В 2002-2007 гг. нес послушание секретаря синодального отдела по делам монастырей Православной Церкви Молдовы и проректора школы псаломщиков при Свято-Успенском Гербовецком монастыре. В 2004 г. заочно окончил Киевскую ДА. В 2007 г. окончил факультет истории и международных отношений Международного независимого университета Молдовы (МНУМ) с присвоением ученой степени магистра исторических наук. В 2008 г. назначен директором иконописного класса Кишиневской духовной семинарии. В 2011 г. окончил докторантуру МНУМ, а также двухгодичные курсы повышения квалификацииОбщецерковной аспирантуры и докторантуры (кафедра внешних церковных связей).

http://pravenc.ru/text/1841712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Мошнегуцу Иван Викторович; род. 27 янв. 1979, с. Пражила Флорештского района Молдавской ССР), еп. Сорокский, викарий Кишинёвской епархии. В 1986-1992 гг. обучался в школе в родном селе, с 1992 г. продолжил обучение в г. Флорешты, где учился в лицее-гимназии имени Иона Крянгэ до 1994 г. В 1996 г. окончил среднюю школу в родном селе. В 1994-1996 гг. обучался в Кишинёвской ДС. Затем поступил в ДА, которую окончил в 2000 г. В 2000-2006 гг. исполнял различные послушания в Кишинёвской епархии . В 2006-2007 г. учился в магистратуре на историческом факультете Молдавского гос. ун-та. Защитил магистерскую работу и получил учёную степень магистра исторических наук. 5 марта 2006 г. в целибатом рукоположен во диакона в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинёва митр. Кишиневским и всея Молдовы Владимиром (Кантаряном) . 22 мая того же года хиротонисан во иерея митр. Владимиром в том же соборе. С 8 мая 2007 г. по 23 мая 2008 г. исполнял обязанности настоятеля Архангельской церкви с. Котюжений Марь Шолдэнештского р-на и благочинного приходов Шолдэнештского р-на. 2 нояб. 2007 г. назначен членом епархиальной комиссии по вопросам цензуры и книгоиздательства. 12 апр. 2008 г. пострижен митр. Кишиневским Владимиром в Кишинёвском Рождественском кафедральном соборе в монашество с наречением имени в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 23 мая того же года назначен на должность настоятеля Успенского муж. мон-ря с. Гербовец Кэлэрашского р-на. В то же время стал ректором школы псаломщиков при обители. 28 сент. 2008 г. митр. Кишиневским Владимиром возведён в сан игумена в Воскресенском храме Иерусалима. Представлял Унгенскую епархию на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-29 янв. 2009 г. В том же году поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру, которую окончил в 2011 г. по программе повышения квалификации на кафедре внешних церковных связей. В 2009-2012 гг. являлся членом церковного суда Кишиневской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2078186.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир написал письмо патриарху Кириллу 21.10.2023 Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян) в письме патриарху Кириллу пожаловался на положение Православной Церкви Молдовы после начала войны РФ с Украиной. Письмо опубликовал бывший депутат парламента Молдовы Влад Кубряков. Секретарь Молдавской митрополии прот. Вадим Кейбаш подтвердил подлинность письма и его отправку в Москву 5 сентября 2023 года. Ответа пока не последовало. В пятистраничном письме глава Православной Церкви Молдовы пишет московскому патриарху, что церковная структура, продвигающая пророссийские интересы в Республике Молдова , воспринимается в молдавском обществе как форпост Кремля и поборник российского вторжения в Украину . Эта связь, по мнению митрополита, " равносильна исчезновению Церкви с религиозной и социальной сцены страны в силу твердого неприятия молдаванами агрессивного вмешательства России в дела как соседнего и дружественного нам государства – Украины, так и в наши собственные”. В качестве аргументов митрополит приводит результаты опросов, согласно которым доверие граждан к Церкви как институту упало ниже психологического порога в 70%. " К сожалению, эта тенденция определяется нашим членством в Московском Патриархате и его риторикой в отношении Украины и Молдовы”. В письме митр. Владимир также рассказывает о том, что он неоднократно уведомлял Московский Патриархат о проблемах церкви, в том числе финансовых. В этом контексте митрополит подчеркивает растущую поддержку, которой пользуется Бессарабская митрополия , к которой в последнее время присоединяется все больше клириков митрополии Молдовы. " Мы отмечаем все более открытую и последовательную поддержку, оказываемую Бессарабской митрополии (и ее растущее влияние) со стороны правительств Республики Молдова и Румынии . Этот сигнал со стороны властей, пожалуй, самый четкий и создается впечатление, что Православная Церковь в Молдове становится все более нежелательной в публичной сфере из-за ее прямой связи с Российской Федерацией… Бессарабскую Митрополию открыто поддерживает Румынский Патриархат , Республика Молдова и Румыния продемонстрировав, что это неудержимая сила, которая, похоже, хочет и добьется восстановления своих исторических прав, а Кишиневская и Молдавская митрополия является лишь второстепенным и бесполезным элементом на религиозном пространстве, в социальной и культурной жизни нашей страны”, – также говорится в письме.

http://drevo-info.ru/news/29415.html

Данную ситуацию использовала УАПЦ: весной 1992 г. т. н. киевский патриарх Мстислав (Скрыпник) учредил Дубоссарско-Приднестровскую епархию с центром в Дубоссарах (кафедральный собор - во имя вмц. Параскевы), к-рую возглавил «епископ» Софроний (Власов). В состав епархии вошли 8 приходов (в Тирасполе, в Дубоссарах и 6 сельских), их окормляли 8 священников, приехавших с Украины. Эти действия были поддержаны местными властями, к-рые видели в них единственную в то время возможность помочь правосл. христианам Приднестровья сохранить слав. вектор духовного развития. К осени 1993 г. епархия перешла в юрисдикцию УПЦ(КП). Она просуществовала до 18 июля 1995 г., когда в составе Кишинёвско-Молдавской митрополии РПЦ было образовано Д. в. В 1995 г. «епископ» Софроний уехал из Приднестровья, за ним последовала часть духовенства, оставшиеся представители Дубоссарско-Приднестровской епархии УПЦ(КП) принесли покаяние и были рукоположены митр. Кишинёвским и всея Молдавии Владимиром (Кантаряном) с назначением их на приходы в Приднестровье. Перед новосозданным Д. в. в первую очередь стояли задачи ликвидации церковного раскола и укрепления церковной дисциплины. В Приднестровье были построены храмы: Покровский (1989-1998) и Свято-Николаевский (1996) в Тирасполе, храм во имя ап. Андрея Первозванного на территории военного городка Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе (1997), в Бендерах возобновились богослужения в ц. во имя апостолов Петра и Павла (1997). Шла реставрация храмов: весной 1997 г. начался ремонт собора вмц. Параскевы в Дубоссарах, в 1997 г. приступили к реставрации Преображенского собора в Бендерах, долгое время бывшего средоточием церковной жизни Приднестровья и сильно пострадавшего во время вооруженного конфликта в 1992 г. В период существования Д. в. был заложен величественный кафедральный собор в честь Рождества Христова в Тирасполе (сент. 1998), в том же году в г. Рыбница возобновилось прерванное на 8 лет строительство Михаило-Архангельского собора - крупнейшего храма в Кишинёвско-Молдавской митрополии. Значительно увеличилось количество сельских приходов. В результате этой созидательной деятельности к 1 сент. 1997 г. в Д. в. имелось 43 прихода (7 городских, 36 сельских и поселковых). За время существования вик-ства было рукоположено 27 священников. Значительно вырос образовательный уровень священнослужителей, увеличилось число священников, имеющих или получающих духовное образование. Возросло число учащихся и расширилась программа в 2-годичной Бендерской школе псаломщиков, действующей с 1993 г.

http://pravenc.ru/text/180527.html

Священникам было запрещено произносить проповеди на русском языке. Из храмов изымались книги на церковнославянском языке. В Измаильском уезде, где русские и другие славяне составляли около 70 % населения, командующий румынскими войсками генерал Штирбеску запретил священникам проводить богослужение в отсутствие жандармов. В Бессарабии возникали организации протеста против политики церковной румынизации: Союз православных христиан, Александро-Невское братство, Общество Гроба Господня, Союз православных клириков Бессарабии. Наиболее активный протест начался после перехода Румынской Церкви на григорианский календарь . Во главе движения приверженцев старого стиля встал руководитель Союза православных христиан, адвокат из Кишинева Александр Опря – молдаванин, ставший инициатором создания русской общины в Бессарабии и издававший нелегальную русскую газету «Набат». Во многих церквах Бессарабии смена календаря саботировалась, службы проводились по юлианскому календарю. Синод Румынской Церкви взял курс на подавление старостильничества, священники, поддержавшие их, отстранялись от службы, многих из них вызывали на допросы в полицию. В румынских газетах сторонников русской православной традиции именовали… «коммунистами»! Летом 1935 года в ответ на попытку календарной реформы Церкви в Бельцком уезде вспыхнуло крестьянское восстание, в ходе подавления которого погибли пять крестьян. Национальные гонения в Румынии, в том числе и в церковной среде, усилились в феврале 1938 года, после установления диктатуры короля Кароля II. Синод Румынской Церкви запретил священникам даже на исповеди (!) разговаривать с прихожанами на любом другом языке, кроме румынского, что для великороссов, малороссов и других национальных меньшинств стало равносильным отлучению от Церкви. По мнению историка П.М. Шорникова , политика оккупационных румынских властей в Бессарабии являлась объективно антиправославной, поскольку вносила смуту и раскол в среду священнослужителей и мирян, подрывала моральный авторитет Церкви, вызывала церковный индифферентизм и способствовала распространению сектантства. События повторились после обретения Молдовой независимости в 1991 году. Националистическая вакханалия коснулась и Церкви: еще летом 1989 года из Кишинева был изгнан митрополит Серапион (Фадеев). На первые роли в Молдавской Церкви вышли радикальные румынисты, такие как священник Петр Бубуруз, который стал депутатом Верховного Совета СССР, а затем совершил в центре Кишинева кощунственный «обряд венчания» другого депутата Верховного Совета СССР, поэтессы Леониды Лари, с памятником Штефану Великому. Однако значительные усилия со стороны Русской Православной Церкви позволили избежать церковного раскола. В 1992 году Московский Патриархат даровал Кишиневской митрополии статус автономной Молдавской Православной Церкви. В 2000 году митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир (Кантарян) стал постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5182.html

Празднование Собору святых земли Эстонской (18 нояб.) было установлено указом патриарха Алексия II от 22 июля 2002 г. по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В 2002 г. по благословению патриарха Алексия II установлено празднование Собору Воронежских святых. Днем нового праздника стало 4 сент., память 2-го обретения мощей свт. Митрофана Воронежского (1989). 3 сент. 2003 г. по благословению патриарха Алексия II в месяцеслов внесено празднование Собору новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе). Празднование Собору Брянских святых (20 сент., день памяти кн. Олега Брянского) установлено 5 дек. 2003 г. по благословению патриарха Алексия II. Собор Курских святых был учрежден в 2003 г. по ходатайству митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова) и благословению патриарха Алексия II в память столетия К. прп. Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления прп. Серафима - 19 июля. Прп. Серафим Саровский. Икона. Кон. XIX в. (Троицкий Серафимов Дивеевский мон-рь) Собор Кольских святых установлен 28 нояб. 2003 г. по благословению патриарха Алексия II. День празднования приурочен ко дню памяти прп. Трифона Печенгского (15 дек.). Празднование Собору Молдавских святых было установлено в 2004 г. согласно прошению митр. Кишинёвского и всея Молдавии Владимира (Кантаряна) к патриарху Алексию II. Днем праздника избрано 1 окт.- совместно с празднованием Покрова Пресв. Богородицы и Гербовецкой иконе Божией Матери, главной святыни Молдавии. В соответствии с ходатайством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) от 24 марта 2006 г. и по благословению патриарха Алексия II в московском Новодевичьем мон-ре было установлено ежегодное празднование соборной памяти святых новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего мон-ря в субботу перед Неделей св. жен-мироносиц. Прославление Собора Вятских святых совершено в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти прп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010