ГЛАВА ВТОРАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ТЕМНОГО (1425–1462) Малолетство Василия Васильевича. – Новая усобица дяди с племянником. – Спор в Орде между ними. – Московский боярин Всеволожский. – Хан решает дело в пользу племянника Василия против дяди Юрия Димитриевича. – Отъезд боярина Всеволожского от великого князя к дяде его Юрию. – Возобновление борьбы между дядею и племянником. – Василий попадается в плен к Юрию. – Василий в Коломне. – Продолжение борьбы. – Смерть Юрия. – Василий утверждается в Москве. – Отношения Василия Васильевича к двоюродным братьям, сыновьям Юрия, Василию Косому и Димитрию Шемяке. – Ослепление Косого. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения татарские. – Плен великого князя у казанских татар и освобождение. – Шемяка овладевает Москвою, захватывает великого князя в Троицком монастыре и ослепляет. – Слепой Василий получает Вологду. – Движения его приверженцев, которые овладевают Москвою. – Продолжение борьбы Василия с Шемякою. – Деятельность духовенства в этой борьбе. – Смерть Шемяки. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения к Рязани и Твери. – Отношения к Новгороду и Пскову. – События в Литве, борьба ее с Польшею. – Отношения Литвы к Москве. – Татарские нашествия. – Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами. – Смерть великого князя Василия; его духовная грамота; его приближенные По смерти Василия Димитриевича на столе московском и всея Руси явился опять малолетный, десятилетний, князь Василий Васильевич. Малолетством деда его Димитрия хотел воспользоваться Димитрий суздальский, князь из старшей линии потомства Ярослава Всеволодовича; но Москва была уже так сильна, что, несмотря и на малолетство ее князя, Суздаль, даже поддерживаемый ханом, не мог остаться победителем в борьбе. Теперь, при малолетном внуке Димитриевом, никто из князей не осмеливается спорить за Владимир с потомками Калиты: Нижний, Суздаль принадлежат уже Москве, Тверь давно уже отказалась от всякого наступательного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Князья Святополк Изяславич и Владимир Мономах изгоняют кн. Олега Святославича из Чернигова. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 132 об.) (ок. 1050 - 1.08.1115), кн. черниговский (1078, 1094-1096), тмутараканский (1083-1094), новгород-северский (1097-1115). Из династии Рюриковичей, 2-й сын черниговского и киевского блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича от 1-го брака с некой Кикилией. Отец черниговского и киевского кн. Всеволода Ольговича (основателя Кирилловского Свято-Троицкого монастыря в Киеве), блгв. кн. Игоря (Георгия) Ольговича , кн. Святослава (Николая) Ольговича . На страницах источников О. С. появляется в 70-х гг. XI в., но его политическая судьба в это время восстанавливается лишь гипотетически. В киевское княжение отца (1073-1076) он в 1073-1075 гг. наместничал скорее всего в Турове, откуда зимой 1075/76 г. вместе с двоюродным братом кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом был отправлен отцом в 4-месячный поход на Чехию в качестве союзника польск. кн. Болеслава II. В 1076-1077 гг. был перемещен из Турова в Ростов или во Владимир (Волынский). После 3-го вокняжения в Киеве в июле 1077 г. дяди, кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича , О. С. находился на Волыни под покровительством др. дяди - черниговского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича , к-рый по неизвестной причине вывел его с Волыни в марте 1078 г. Не получив от Всеволода Ярославича волости, О. С. бежал в Тмутаракань (греч. Матарха, Матраха), где княжил его младший брат Роман Святославич. Уже в конце лета с помощью половцев и при участии двоюродного брата князя-изгоя Бориса Вячеславича О. С. после кровопролитной битвы на Сожице с войсками кн. Всеволода Ярославича (25 авг.) захватил отцовский Чернигов, где, очевидно, имел немало сторонников, судя по тому, что даже в отсутствие О. С. черниговцы не открыли ворота соединенному войску его дядей - князей Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающем сражении на Нежатиной Ниве 3 окт. погибли киевский кн. Изяслав Ярославич и кн. Борис Вячеславич, а потерпевший поражение О. С. снова скрылся в Тмутаракани. В борьбе со ставшим киевским князем Всеволодом Ярославичем О. С. и Роман Святославич потерпели сокрушительное поражение: в 1079 г. Романа убили перекупленные киевским князем половцы, а О. С. в Тмутаракани захватили местные хазары, передав его в заключение «за море Цесарюграду», что несомненно стало следствием договора между киевским князем и визант. имп. Никифором III Вотаниатом , т. к. в Тмутаракань был направлен посадник Всеволода Ярославича Ратибор. В визант. плену на о-ве Родос О. С. провел 2 года.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

Поставление Кирилла I в епископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 775 об.) (в схиме Кириак; † 17.04.1230, суздальский Димитриевский мон-рь), еп. Ростовский (1216 - 16 сент. 1229). Сведения о К. сохранились в летописных памятниках Сев.-Вост. Руси, прежде всего ростовских. Возможно, К. принял постриг в суздальском во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ре . В 1216 г. стал преемником умершего Ростовского еп. Пахомия . Ростовская епархия при К. включала территорию Ростовского, Ярославского, Угличского княжеств, частично Владимирского вел. княжества . В 1216-1218 гг., когда Владимиром-на-Клязьме завладел кн. св. Константин Всеволодович , церковная власть К., по всей видимости, распространялась и на столицу вел. княжения, т. к. после поражения Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича в битве на Липице (21 апр. 1216) Владимирский и Суздальский еп. св. Симон вместе с кн. Георгием покинул Владимир-на-Клязьме (еп. Симон вернулся «опять в свою епископью» в февр. 1218, после возвращения Георгия Всеволодовича на великокняжеский стол). 25 авг. 1217 г. в присутствии Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича, его детей святых Василия (Василька) , Всеволода (Иоанна) и Владимира (Димитрия) Константиновичей и бояр К. освятил на княжеском дворе в Ростове каменную ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В городе был устроен большой пир, на котором князь «учреди люди» и «многу милостыню створи к убогым» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 442; Присёлков. 2002. С. 304). Осенью 1217 г. приехавший во Владимир-на-Клязьме Полоцкий епископ (неизвестный по имени) принес вел. кн. Константину Всеволодовичу привезенные из Никеи священные реликвии - «етеру часть от Страстии от Господень», частицу руки мч. Лонгина сотника и части мощей св. Марии Магдалины (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 441). В торжественной встрече реликвий участвовал К. В день памяти Лонгина сотника (16 окт.) К. в присутствии великокняжеской семьи, бояр и духовенства торжественно перенес раку с частицами мощей мч. Лонгина, хранившуюся в Вознесенском мон-ре за Золотыми воротами, в придворный Димитровский собор.

http://pravenc.ru/text/1840427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в нач. XII в. Кон. XI-XVII в. Точное время основания К. З. м. неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский вел. кн. Святополк (Михаил) Изяславич и черниговский кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210). По мнению Я. Н. Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего К. З. м. ( Щапов. 1989. С. 135). Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-ре дает основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской ц. киевского Выдубицкого мужского монастыря , рядом с которым располагался княжеский Красный двор. 11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259), посвященный арх. Михаилу - небесному покровителю вел. кн. Святополка Изяславича. Позднее с зап. стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 10-20-х гг. XII в.- небольшой храм-крещальня ( Ibakih Г. Храм-крещальня. 1997) - т. о., возможно, одной из целей создания К. З. м. было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В сер. XVII в. игум. Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте ранее могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игум. Феодосием, и до нач. XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митр. Михаилу (см.: Фeoдociй (Софонович). 1992. С. 68). Однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь , был воздвигнут на месте древнего некрополя, где ранее производились погребения с сожжением ( Каргер. 1958. С. 134, 162-163). Возможно, что его материальные остатки игум. Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕТОПИСАНИЕ Важнейшая форма древнерусской историографии. Летописями называют тексты, содержащие описание исторических событий, организованное по годам. Как правило, большая часть летописи состоит из погодных статей, начинающихся обозначением года («В лето...») и продолжающихся сообщениями о событиях, нередко отделенных друг от друга оборотами типа «в то же лето» или «тои же зимы». Эти сообщения могут быть как краткими, только называющими то или иное событие, так и пространными, детализированными повествованиями. Иногда в текст погодных статей помещались документы, чуждые Л. в жанровом отношении (договоры Руси с Византией X в., «Русская Правда» , «Поучение» блгв. кн. Киевского Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, жизнеописания св. блгв. кн. Владимирского Александра Ярославича Невского, св. блгв. кн. Псковского Довмонта (Тимофея) , блгв. кн. Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, перечни князей и церковных иерархов и др. Для многих летописей характерны «пустые годы», т. е. обозначения годов без последующего текста. В начале летописных памятников обычно помещали вводный текст, не имеющий погодной разбивки. Погодная структура нехарактерна только для т. н. Галицко-Волынской летописи XIII в., а также для предполагаемых древнейших памятников рус. историографии кон. X или, скорее, XI в. Все сохранившиеся до наст. времени памятники Л. так или иначе взаимосвязаны и имеют сложную картину сходств и различий. Тексты могут дословно совпадать на мн. страницах повествования, однако затем могут совершенно расходиться. В совпадающей части они могут различаться в отдельных деталях, наличием или отсутствием к.-л. известий, степенью подробности, датировками и т. д. Это обусловлено самой природой Л. Летописцы могли продолжать тексты, созданные их предшественниками, записями за новые годы, могли редактировать их, соединять разные тексты в один (создавать т. н. своды), исправлять отдельные детали (в т. ч. посредством выскабливания и т. п.).

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Небесное воинство. Образ и почитание Фотогалерея На исходе X столетия Русь открыла для себя новую веру, даровавшую восточному славянству письменность, каменное зодчество, мир изобразительного искусства и книжной премудрости. Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей. Для русских людей, вместе с новыми именами прославленных общехристианских воинов-мучеников Георгия и Димитрия, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, Меркурия и Мины, Андрея Стратилата и Никиты Бесогона, Иоанна Воина и Уара открывались новая история и новая образность. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества (сыновья Крестителя Руси – Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский) или защитой православного народа (великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской). Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия, – объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Нижний Новгород. Кремль. Собор Спаса Преображения (новый). Спасский собор, Преображенский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первоначальное основание Нижегородского кафедрального соборного храма Преображения Господня, или церкви " Спаса Святаго " относится к 1225 году, через четыре года после построения Нижнего Новгорода и Архангельского собора. Основателем его считается великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Собор с самого начала был построен из белого камня. Первый из великих князей нижегородских, Константин Васильевич начал строить в 1350 году в Нижнем Новгороде каменную соборную Спасо-Преображенскую церковь в новом, улучшенном виде. А в 1352 году собор был построен и освящен. В эту новопостроенную церковь, великий князь Нижегородский перенес из Суздаля древнюю византийскую икону Спаса Нерукотворного, и великолепно украсил Собор и снабдил его богатой утварью Собор строился по подобию Владимирского Успенского собора. Преображенский храм просуществовал только двадцать пять лет в первоначальном состоянии. В 1377 году после Запьянской битвы, его ограбил овладевший городом Арап-шах, а потом, в следующем году, вторично нахлынувшие на Нижний толпы татар Мамая. Впоследствии князь Димитрий Константинович, возобновляя столицу свою, возобновил и собор, в котором в начале XVII столетия были, кроме главного Преображенского алтаря, еще два придела: Святого Николая Чудотворца и Святой Параскевы Пятницы. Этот собор простоял до 1672 года и в продолжение 320 лет видел многие невзгоды. Спасо-Преображенский собор был местом общественных молитв, прошения и благодарения во всех важных событиях не только для нижегородцев, но и для проезжавших через Нижний Новгород. В нем молился Иоанн IV в 1548 году, и когда шел на Казань в 1550 году и когда возвращался оттуда с победой в 1552 году. В смутные времена собор был местом собраний нижегородцев, в его стенах звучали поучения известного патриота, архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Феодосия, посланного в село Пурех за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.

http://sobory.ru/article/?object=24304

По легендарным рукописям местность, где ныне находится монастырь, свое характеристическое название получила будто бы от того, что здесь в древние времена охотился князь Кий (едва ли не основатель Киева), проживавший во время охоты в белом шатре, вследствие чего и был прозван Белым Гостем. Затем князь Ярослав Владимирович соорудил здесь церковь во имя св. Георгия; потом в XII веке здесь жил князь Ярослав Юрьевич, а впоследствии ростовский князь Константин Всеволодович (1213) поставил здесь Благовещенскую церковь , соорудив ее из девятого камня, везомаго по реке Вексе в Ростов для постройки Успенского собора. Монастырские записи, как о происхождении названия монастыря, так и об его древней истории, говорят несколько иначе. Название «Белогостицкий», по словам этих летописей, монастырь получил от давно высохшей речки Белогостицы, которая, в свою очередь, получила название будто бы от «белых гостиниц», существовавших когда-то на ее берегу для приезжающих в Ростов Великий. Не отвергая времени основания монастыря в отдаленной древности, летописи говорят только, что монастырь назывался прежде Георгиевским или Юрьевским и упоминался уже в начале XV века 2 , что видно из описи монастыря, составленной в 1708 году по указу митрополита ростовского св. Димитрия. Из этого документа, между прочим, видно: «В монастырской кладовой хранится подголовок деревянный, обитый местами жестью, а в ней всякие монастырские крепости и в том числе список с грамоты в лето 6919 (1414)». Затем, эти же летописи свидетельствуют, что монастырь в половине XVI века владел уже селами и деревнями. Так из жалованной грамоты царя Грозного, данной ростовскому архиепископу Никандру в 1555 году, видно, что Белогостицкий монастырь, находясь с давних времен приписанным к ростовскому архиерейскому дому, имел собственные вотчины: село Благовещенское на горе, село гора Лесконтова, с. Юцкое с деревнями, пустошами и со всеми угодьями. В межевых книгах 1665 года монастырь этот называется «Георгиевским домовым монастырем, что на Белогостицах», а в выписке из межевых книг 1685 года написан в Сотемском стану и назван Белогостицким на вотчинной земле митрополита Ионы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и ВладимираДимитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010