Дело даже не столько в том, что орден - детище одного из главнокомандующих этой войны и потому заведомо обладает иным статусом, чем императорский; в случае победы Белого движения «врангелевский» орден, какая бы форма правления ни установилась, требовал бы нового утверждения и определения его места в старой системе наград. Но и без этого орден Святителя Николая Чудотворца, учрежденный 30 апреля (13 мая) 1920 года, обладал рядом специфических черт. Прежде всего нужно обратить внимание на девиз - обязательную часть всякого «настоящего», созданного по правилам ордена (орденской организации). Девизы императорских орденов большей частью указывали на заслуги и добродетели награждаемых (кавалеров, членов ордена): «За веру и верность» (орден Андрея Первозванного), «За службу и храбрость» (Георгия Победоносца), «Польза, честь и слава» (Святого равноапостольного великого князя Владимира)... Для того чтобы родился девиз «Верою спасется Россия», присвоенный ордену Святителя Николая, Россия должна была быть поставлена на грань гибели, уничтожения. И показательно, что девиз отмечал не воинскую доблесть (непременную черту награждаемых и, так сказать, земное средство спасения Отечества), а надмирную составляющую спасения страны, которое отнюдь не ограничивалось победой в войне. Кстати, следует упомянуть, что девиз многое говорит и об учредителе нового ордена, даже если Врангель не придумал его, а лишь воспользовался чьим-то советом. Ведь сам по себе главнокомандующий был человеком сложным и временами весьма далеким от христианского идеала. Гордый, иногда болезненно самолюбивый, нередко несправедливый в своих оценках и действиях, Врангель, тем не менее, утвердил именно такой, если угодно, лозунг всей Белой борьбы, быть может, приоткрывая немного те черты своей души, о которых как-то упомянул в разговоре с епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым), будущим митрополитом: «Владыка! Мы тоже верующие. Но у нас иное было воспитание в семьях и школах, мы не афишировали нашей религиозности, даже стеснялись показывать ее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

8. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении к наградам духовенства. Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси до начала Великого поста. Списки оформляются по нижеуказанной форме (Таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих саном игумена) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи. Представление к внеочередным наградам подается отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на требующую того должность, либо за особые церковные заслуги. I I I . Общецерковные награды Русской Православной Церкви. К общецерковным наградам Русской Православной Церкви относятся: - Ордена и медали Русской Православной Церкви - Патриаршие грамоты. 1. Ордена и медали Русской Православной Церкви. В 1698 году Петром I был учрежден первый русский орден в честь святого апостола Андрея Первозванного. Им награждались за военные подвиги и государственную деятельность, «дабы взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и других к храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». При императоре Павле I этот орден был пожалован митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времени православное духовенство стало награждаться следующими орденами Российской империи, которые при вручении освящались особым чином: - Св. Андрея Первозванного; - Св. Владимира, четырех степеней; - Св. Александра Невского; - Св. Анны, трех степеней; - Орден святого Георгия Победоносца. В ХХ веке Русская Православная Церковь учредила и свои собственные ордена и медали. Первой из них стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления патриаршества в России.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Святейший Патриарх Кирилл и министр культуры РФ В.Р. Мединский откроют выставку «Награды Русской Православной Церкви» 21 февраля 2017 г. 09:48 23 февраля 2017 года в 14.00 в Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества в Москве (Петроверигский переулок, дом 4, стр.1) состоится торжественное открытие выставки «Награды Русской Православной Церкви. За труды понесенные». Церемонию открытия возглавят Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Российского военно-исторического общества, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский. Выставка «Награды Русской Православной Церкви. За труды понесенные» откроется в День защитника Отечества по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и станет первым мероприятием, приуроченным к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Дата открытия выбрана не случайно — экспозиция раскрывает тему священного воинства и духовной защиты Российского государства. Впервые в формате выставки будет системно представлена наградная система Русской Православной Церкви — ордена, медали и знаки отличия, которыми Церковь отмечает труды и заслуги в пастырском служении, богословской и научной деятельности, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах духовенства и мирян. Орден святого равноапостольного князя Владимира (первая награда после восстановления Патриаршества, учрежденная в 1957 году), орден святого апостола Андрея Первозванного (высшая награда Русской Православной Церкви, учрежденная в 1988 году в память 1000-летия Крещения Руси), награды, которыми удостаивают женщин — орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, и орден святой равноапостольной княгини Ольги — эти и многие другие награды впервые собраны вместе в рамках единой экспозиции. Большинство наград Русской Православной Церкви учреждено Патриархами Алексием I , Пименом , Алексием II , а также нынешним Предстоятелем — Патриархом Кириллом. Каждому из Святейших Патриархов будет посвящена уникальная подборка наградных экспонатов. Образы Предстоятелей как выразителей коллективной воли Церкви станут смысловым стержнем выставки. Аккредитация СМИ: по эл. почте accredit@patriarchia.ru до 14.00 22 февраля 2017 года. Телефон для справок (499) 578-03-49. Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Российское военно-историческое общество /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4806443.ht...

Тот покорил Богу царство эллинское и римское; а ты, блаженный, то же сделал в России, ибо как у тех, так и у нас уже Христос именуется Царем. Тот с матерью своею Еленою утвердил веру, когда принес Крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру своему; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из нового Иерусалима – града Константинова, и водрузив его на земле своей. И тебя, как подобного Константину, Бог соделал участником единой с ним славы и чести на небесах за благоверие, которое имел ты в своей жизни». «Добрым свидетелем твоего благоверия, блаженный, служил и св. храм Пресв. Богородицы Марии, созданный тобою на основании правоверия, и где почиет ныне и мужественное тело твое, ожидая трубы Архангельской». В 1836 году Киевский митрополит Петр Могила , осматривая окрестности Десятинной церкви, разоренной Батыем, и открыв гробы св. Владимира и супруги его Анны, обрел главу разноапостольного князя и положил ее в храм Преображения Господня, а потом в Киево-Печерском соборном храме Успения, где она доселе хранится в серебряной раке 1262 , и бывает предлагаема в день памяти св. Владимира всем к поклонению и целованию 1263 . В своих песнопениях Церковь уподобляет св. равноапостольного князя Владимира купцу, ищущему добраго бисера, говоря: «Испытуя же и посылая к Царскому граду уведети Православную веру, ты обрел бесценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную и телесную». Уподобляет и ап. Павлу: «Подобствовах великому ап. Павлу в сединах, всеславне Владимире, ты, оставя тщание о идолех, как младенческая мудрования, украсился, яко муж совершенный, Божественнаго Крещения багряницею. И ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником,императору и множеству владомых» 1264 . Накокец, Церковь уподобляет св. Владимира Константину Великому , называя российского равноапостола вторым Константином, по слову и делу; и слова молитвы Соломоновой о храме, и предсказания пр. Исаии об обращении язычников к Иисусу Христу, относимые к деяниям Константина Великого , относит и к подвигам равноапостольного Владимира 1265 . Как паримии, так и Евангелие утреннее и литургийное и чтение Апостольское в день св. равноапостольного Владимира те же, что и в день равноапостольных Константина и Елены, 21 мая. Примеч. В 1782 году во имя равноапостольного князя Владимира, просветителя России, установлен в нашем отечестве Владимирский орден, жалуемый за подвиги пользы, чести и славы. Кавалерский праздник этого ордена совершается 22 сентября. Дни св. отцов и пастырей Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Послу России в Венгрии В.Л. Мусатову вручена Патриаршая награда Будапешт, 27 октября 2005 г . 24 октября 2005 года в Посольстве Российской Федерации в Венгрии состоялось вручение ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени чрезвычайному и полномочному послу РФ в Венгрии В.Л. Мусатову, в ноябре сего года уходящему в отставку. По поручению Патриарха Московского и всея Руси Алексия награду послу вручил епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, временно управляющий Венгерской епархией Московского Патриархата. На церемонии вручения присутствовал персонал посольства и генерального консульства России в Венгрии, сообщает пресс-служба Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Поздравляя В.Л. Мусатова с высокой наградой, епископ Иларион отметил его позитивный и весомый вклад в дело укрепления взаимоотношений между посольством и епархией Московского Патриархата в Венгрии. Орден святого равноапостольного князя Владимира, подчеркнул Владыка, вручается как церковным деятелям, так и представителям государственной власти и сотрудникам дипломатического корпуса. Орден носит имя святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, для которого принятие христианства было не только делом личного благочестия, но и политическим выбором. Мудрый князь увидел в христианстве ту духовную силу, которая поможет сплотить разобщенные и разделенные народы Руси. Так и сегодня, подчеркнул Владыка, христианство остается той духовной силой, которая способствует сплочению русских людей на родине и в рассеянии. В своем ответном слове посол В.Л. Мусатов выразил сердечную благодарность Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию за высокую оценку его трудов и Владыке Илариону за представление к награде, а также за высокий уровень взаимопонимания, который сложился между епархией и посольством в Венгрии. Посол выразил надежду на то, что и в дальнейшем доброе сотрудничество между посольством и епархией будет продолжено. 27 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14952.html

Предполагалось, что этот знак будет изготовлен за счет средств Московской Патриархии и в ее мастерской, а грамота отпечатана на Московской печатной фабрике Главного управления Гознака Министерства финансов СССР. На документе помета: «Справка. Вопрос о нагрудном знаке разрешен на приеме у тов. Хрущева Н.С. 17/V с.г. патриарха Алексия и митр[ополита] Николая. Озерская». На копии письма Патриарха помета: «В дело. Ходатайство было возбуждено. Подлинное письмо патриарха передано в инстанцию. Вопрос положительно решен т. Хрущевым Н.С. при приеме им патриарха Алексия 17 мая 1958 г. И. Репин» [lxxxii] . Если ходатайство возбудить в апреле, то и при положительном решении вопроса т. Хрущевым Н.С. маловероятно было ожидать его осуществления в мае. Так оно и вышло: прибывшие на торжества 40-летия восстановления патриаршества главы и представители Церквей, так же как и участники Совещания 1948 г., наград не получили. Более чем кто-либо ордена Русской Православной Церкви был достоин Патриарх Антиохийский Александр III, последний визит которого в СССР в сопровождении митрополитов Епифания Аккарского, Александра Холмского и Афанасия Хауранского состоялся на майские торжества 1958 года. Вскоре после возвращения в Дамаск, 17 июня 1958 г., Блаженнейший Александр III, Патриарх Антиохии и всего Востока, скончался. Первые награждения орденом святого равноапостольного князя Владимира начались в июле 1959 года, когда в Москву прибыл с визитом его преемник, Патриарх Антиохии и всего Востока Феодосий VI с митрополитами дружественного Антиохийского Патриархата, а также последний император Эфиопии Хайле Селассие I [lxxxiii] . Орден святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церковью празднуется 28 июля (15 июля ст.ст.), в день памяти святого. Инициатива учреждения первого ордена Русской Православной Церкви принадлежала митрополиту Григорию, а процесс занял «всего» одиннадцать лет. Статут ордена за это время изменился. В 1958 г. он назывался наградным знаком, но имел, как и в проекте 1947 г., 4 степени. В настоящее время орден имеет три степени.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Из живого текста уникального церковно-исторического источника ясно видно, что решения, и особенно единодушные по вопросу экуменического движения, на Совещании были приняты соборно, а проблемы если и были, то только внутри делегации Болгарской Православной Церкви, архиереи которой решали их между собой и с правительством своей страны. На Московском Совещании Глав и представителей Православных Церквей 1948 г. были решены не только насущные богословские и канонические, но, в условиях «холодной войны», и геополитические вопросы. «Положение о наградах Русской Православной Церкви», принятое на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 г., говорит, что орден святого равноапостольного князя Владимира был учрежден в 1957 году в память 40-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви [lxxx] . Однако торжества 40-летия восстановления патриаршества в РПЦ проходили не в ноябре 1947 г., а в мае 1958 года.   Вопрос о награде РПЦ Патриарх Алексий I  повторно возбудил в своем обращении в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР в апреле 1958 года. Он писал Г.Г.Карпову: «22 апреля 1958 г… Прошу Совет возбудить ходатайство перед Правительством об утверждении нагрудного знака Русской православной церкви в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира и препровождаю при этом Статут и рисунки знака» [lxxxi] . Председатель Совета по делам РПЦ, вновь получив ходатайство Патриарха об учреждении нагрудного знака, счел «целесообразным» поставить этот вопрос перед вышестоящей инстанцией исходя из политических соображений, если рассматривать государственные интересы в смысле престижа Русской Церкви заграницей, а также принимая во внимание усиливавшийся обмен делегациями. 14 мая 1958 г. Совет по делам РПЦ обратился в ЦК КПСС с ходатайством о разрешении Московской Патриархии учредить и изготовить нагрудный знак Русской Православной Церкви в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира четырех степеней для награждения им (с вручением специальной грамоты) отечественных и зарубежных церковных деятелей за многолетнее служение в духовном сане или за заслуги перед Церковью. Совет счел целесообразным дать согласие Московской Патриархии, мотивируя это тем, что ряд иностранных Автокефальных Православных Церквей имеют аналогичные нагрудные знаки.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Звезда ордена равноап. кн. Владимира со скрещенными мечами. XIX в. (ГИМ) Звезда ордена равноап. кн. Владимира со скрещенными мечами. XIX в. (ГИМ) При учреждении награды ее знаки 1-й степени возложила на себя имп. Екатерина II, с ними она изображена на полотне Д. Г. Левицкого «Екатерина II в храме богини Правосудия» (1783). Левицкий создал галерею портретов владимирских кавалеров. Орденом 1-й степени, по чинам и заслугам, минуя младшие степени, были первыми удостоены в 1782 г. И. А. Ганнибал, герой Чесменского сражения, гр. П. А. Румянцев-Задунайский, гр. И. И. Шувалов, кн. Г. А. Потёмкин и др. В 1783 г. его знаки получил А. В. Суворов . Первыми кавалерами ордена 4-й степени с бантом в 1789 г. стали выдающийся флотоводец, тогда капитан-лейтенант Д. Н. Сенявин и буд. генерал-фельдмаршал, тогда капитан М. Б. Барклай-де-Толли. За победу в сражении при Фидониси в 1788 г. орденом 3-й степени (а также одновременно и орденом св. Георгия 4-й степени - уникальный случай) был награжден прав. Феодор Ушаков . За отличия в Отечественной войне 1812 г. и за участие в заграничном походе 1813-1814 гг. орден 1-й степени был выдан 21 раз, 2-й степени - 95, 3-й степени - сотни, а 4-й степени - тысячи раз. Единственным иереем, награжденным В. о. 4-й степени с мечами и бантом (знаком исключительно офицерского отличия), стал свящ. 6-го Кубанского пластунского батальона Анатолий Лебедев, явивший личное мужество в боях (награжден в 1915). На владимирской ленте носились мн. медали Российской империи. Кавалер ордена никогда не должен был снимать его знаки на мундире, а при получении следующих степеней он менял их на высшие. Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени Орденский праздник - 22 сент. Орденским храмом первоначально являлась ц. Св. Софии в Царском Селе, с 1845 г.- ц. равноап. кн. Владимира на Петербургской стороне в С.-Петербурге. Местом сбора кавалеров ордена в 1782-1794 гг. был Воронцовский дворец в С.-Петербурге. После Октябрьской революции 1917 г. орден был упразднен. В. о. как награда РПЦ

http://pravenc.ru/text/159090.html

Далее, говоря об обыске сотрудниками ОГПУ в квартире Ренделей в Ленинграде, автор «Воспоминаний» упоминает принадлежавшие отцу: «отцовский кортик, царские золотые ордена Станислава I и II степени, Владимира и Анны» , и далее: «Папины ордена мы в голодные годы проели в Торгсине» . Правда, в перечне кавалеров ордена Святого Станислава не только I и II, но и III степени имя А.И. Ренделя не фигурирует. Тут нужно вспомнить, что орден Св. Станислава считался низшим в иерархии русских наград. Более высоким знаком отличия считался орден Св. Анны, знаком отличия III степени которого награждались чиновники «за беспорочную 12-летнюю службу в одной должности не ниже 8-го класса» . Самая же низшая IV степень ордена выдавалась лишь офицерам за боевые заслуги. Как не трудно догадаться, имени А.И. Ренделя нет и в перечне кавалеров этого ордена любой из 4-х степеней. Еще более «высоким» был статус ордена Св. Равноапостольного князя Владимира. Статут этого ордена предполагал, что награждаться им могут: 1-й степени лица, состоящие в гражданских или военных чинах не ниже III класса по Табели о рангах (тайный советник, генерал-лейтенант или вице-адмирал), 2-й степени — не ниже IV класса (действительный статский советник, генерал-майор, контр-адмирал), 3-й степени — не ниже V класса (статский советник, бригадир, капитан-командор) и 4-й степени — не ниже VII класса (надворный советник, подполковник, капитан второго ранга). 4-ю степень ордена вручали и за 35-летнюю беспорочную службу. В этом случае на левом и правом концах лицевой части креста добавлялась надпись золотом «35 лет». С 1845 г. награжденные орденом Св. Владимира и Св. Георгия любой степени жаловались в потомственное дворянство, в то время как для остальных орденов требовалось награждение высшей 1-й степенью. Указом от 28 мая (10 июня) 1900 г. награждённый орденом 4-й степени стал получать право только личного дворянства. Это было связано с тем, что орден 4-й степени широко выдавался за благотворительность и его имели возможность получать купцы и промышленники.

http://pravoslavie.ru/108747.html

Материалы: мельхиор с серебрением и частичной позолотой, штамповка, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 62х62х9 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный греческий крест с узким выпуклым рантом. В ветвях креста сгруппированы рельефные лучи, по семь лучей на каждой стороне креста. Ветви креста покрыты рубиновой эмалью. В центре креста — позолоченный круглый медальон с рельефным изображением князя Владимира. Образ святого погрудный, обе руки поддерживают восьмиконечный крест. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: справа — СВ, слева — В. Медальон окаймлен поясом с девизом: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. Пояс покрыт красной эмалью. Вокруг пояса — рельефный орнамент в виде жгута. Материалы: мельхиор с позолотой, штамповка, холодная эмаль. Размеры креста: 48х48х8 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН «СЛАВЫ И ЧЕСТИ» Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 23 марта 2004 года. Девизом ордена являются слова святого Апостола Павла: Слава и честь... всякому, делающему доброе (Рим. 2:10). Статут ордена «Славы и Чести». 1. Орденом «Славы и Чести» награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, Предстоятели Церквей и главы конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами. 2. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, звезда ордена, лента и грамота. 3. Звезда и знак ордена носятся на правой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагаются вслед за орденом святого равноапостольного князя Владимира. Описание ордена «Славы и Чести». Знак ордена. Знак ордена представляет собой круглый медальон с изображением оливковой ветви на фоне голубого неба. Медальон выполнен в технике ростовской финифти, имеет окаймление в виде жгута и узкий гладкий рант. Вокруг медальона расположены 32 страза диаметром 2 мм.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010