Проводивши владык к царской трапезе, я возвратился крайне утомленный в свою келью к своему скромному обеду. Закусивши кое-чего, я поспешил снова во дворец, чтоб опять провести чрез Синодальную библиотеку архиереев. Когда окончился царский стол, Государь и обе Императрицы тем же порядком, каким вошли в Грановитую палату, изволили возвратиться в свои внутренние апартаменты; а митрополит и прочие архиереи проведены были мною прежним путем в Мироварную палату, – за что Московский владыка изъявил мне свою благодарность. День священного коронования и миропомазания ознаменован был для высших духовных особ следующими наградами: Московскому митрополиту Филарету, главному деятелю и распорядителю по части церковной при настоящем торжестве, Высочайше пожалован золотой жезл, украшенный драгоценными камнями. 208 Новгородскому митрополиту Никанору пожалован орден св. равноапостольного князя Владимира 1-й степени. Литовский митрополит Иосиф награжден орденом св. Андрея Первозванного. Архиепископ Казанский Григорий возведен в сан митрополита. Архиепископу Варшавскому Арсению пожалован алмазный крест для ношения на клобуке. Архиепископу Ярославскому Нилу пожалована панагия, украшенная алмазами. Архиепископ Херсонский Иннокентий удостоен звания члена св. Синода. Архиепископы Рязанский Гавриил и Полоцкий Василий получили алмазные знаки святого благоверного в. князя Александра Невского. Епископу Костромскому Филофею пожалована панагия, украшенная драгоценными камнями. Епископу Дмитровскому Алексию, викарию Московскому, пожаловал орден св. Анны 1-й степени. Духовник Их Величеств, протопресвитер В.Б. Бажанов награжден орденом святого Александра Невского. Член Св. Синода, главный священник армии и флотов, протопресвитер В.И. Кутневич получил орден св. Владимира 2-й степени. Наместники лавр: Троицкой архимандрит Антоний и Киево-Печерский архимандрит Иоанн награждены панагиями, украшенными драгоценными камнями. 209 Примечание. В тот же день удостоены были некоторые из преосвященных архиереев, не присутствовавших в Москве на торжестве коронации, следующих наград: 1) митрополит Киевский Филарет († 1857 г.) награжден бриллиантовыми знаками ордена св. апостола Андрея Первозванного; 2) экзарх Грузии, архиепископ Исидор возведен в сан митрополита; 3) архиепископ Курский Илиодор († 1861 г.) – награжден орденом свят. Александра Невского; 4) епископы: Воронежский Иосиф (с ноября 1864 г. пребывавший на покое в Воронежском Митрофаниевом монастыре и скончавшийся в 1892 г.), Оренбургский Антоний († 1871 г.), Самарский Евсевий († 1883 г.) – получили орден св. Владимира 2-й степени; 5) епископы: Архангельский Антоний († 1878 г.), Томский Парфений († 1871 г.), Саратовский Иоанникий († 1877 г. в сане архиеп. Херсонского) и Одесский, викарий Херсонский, Поликарп († 1867 г.) – орден св. Анны 1-й степени; 6) архиепископам: Рижскому Платону († в 1891 в сане митроп. Киев.) и бывшему Ярославскому Евгению († 1871 г.) пожалованы драгоценные панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Орден святителя Луки Крымского Украинской Православной Церкви Орден УПЦ, посвящённый святителю Луке, представляет собой четырёхконечный равносторонний крест-медальон, покрытый позолотой и красной эмалью, обрамлённый художественными элементами и прозрачными декоративными кристаллами. В верхней части креста надпись «святитель Лука», в нижней — «Кримський» (на украинском языке). В центре медальона помещено поясное изображение самого святителя Луки, облачённого в рясу и клобук, с занесённой для благословения правой рукой и сжимающего архиерейский жезл в левой. На заднем фоне расположен равноконечный красный крест, покрытый красной эмалью, — традиционный и узнаваемый символ медицины. Данной наградой отмечаются заслуги перед Украинской Православной Церковью лиц, потрудившихся как в церковной сфере, так и на профессиональной врачебной ниве. Так, в 2011 г. данным орденом был награждён кандидат медицинских наук, митрополит Запорожский Лука (Коваленко) Наградная система Русской Православной Церкви начинается с 1958 г., когда был учреждён орден Святого равноапостольного князя Владимира, и ещё не так давно только проходила своё становление с. 168–176]. Однако в последнее десятилетие система общецерковных наград и церковной фалеристики получила существенное развитие как в стилистическом, так и в геральдическом, искусствоведческом и правовом аспектах. В 2016 г. в Москве прошла выставка наград и знаков Русской Православной Церкви, посвящённая столетию восстановления Патриаршества. По материалам данной выставки был издан редкий каталог с фотографиями наград и материалами экспозиций Орден трёх степеней и медаль ордена святителя Луки, архиепископа Крымского, были учреждены указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У-01/12 от 11 февраля 2016 г. Статут ордена и медали ордена вошли в Положение о наградах Русской Православной Церкви которое было принято на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 г. Примечательно, что в отличие от ордена Украинской Православной Церкви, орден Русской Православной Церкви имеет в комплекте как сам знак ордена, так и звезду, шейную (для клириков) и плечевую муаровую ленту, а также наградную планку с миниатюрной копией и фрачный знак. Орденом награждают священнослужителей и мирян за значительный вклад в области медицинского и социального служения.

http://bogoslov.ru/article/6172219

1997. Т. 1. С. 48). Однако в летописной похвале этот момент отсутствует, так же как и в похвале О. из текста «Памяти и похвалы кн. Владимиру» Иакова Мниха. К сер.- 2-й пол. XII в. следует отнести и канон О., если отождествить названного в заглавии автора Кирилла Мниха с известным гимнографом еп. Туровским свт. Кириллом II (подробнее см. в разд. «Гимнография»). Очевидно, не позднее рубежа XII и XIII вв. написан тропарь О. («Оставивши лесть идольскую»), дошедший в составе серб. нестишного Пролога 1560 г. дьяка Симона, восходящего к среднеболг. оригиналу XIII-XIV вв. ( Иванова. 1999. С. 12; Павлова. 2008. С. 240). В месяцесловы память О. была внесена не ранее кон. XIV в., при этом в Евангелиях и Апостолах она, как правило, отсутствовала и позднее ( Лосева. 2001. С. 90). В 1547 г. причислена к лику святой равноапостольной. А. В. Назаренко Житие Активное строительство храмов во имя О. в России пришлось на XIX - нач. XX в. (известны посвящения О. приделов в XVII в., напр., в ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле), в кон. XIX - нач. XX в. возникло неск. монастырей во имя О. (в их числе Инсарский во имя святой равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Ольгинский монастырь Мцхетско-Тбилисской епархии). Начиная с 90-х гг. XX в. традиция построения храмов во имя О. возобновилась. В 1913 г. в Российской империи был учрежден знак отличия св. равноап. кнг. О., в 1988 г. Ольги, святой равноапостольной, княгини, орден РПЦ, в 1997 г. на Украине - орден кнг. Ольги 3 степеней. Рукописная традиция Жития включает ряд проложных и пространных редакций. Старшими агиографическими текстами являются 2 краткие Проложные редакции. Одна из них, т. н. южнославянская (по классификации Карпова; древнейшая Проложная редакция в югослав. списках, по классификации Н. И. Серебрянского; 1-й вид Проложного Жития, по классификации З. А. Гриценко), встречается только в болгарских и сербских рукописях XIII-XIV вв. (известно 5 списков в составе прологов: САНУ.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

15 июля 1240 года, днем, в праздник святого равноапостольного князя Владимира произошла Невская битва. Князь и дружина проявили редкое мужество. Александр, по словам летописца «возложил печать» на лицо Биргера, который таким образом получил возмездие за гордые слова: «...воюю твою землю». Ещё стоял златоверхий шатёр Бюргера, но отчаянный Савва подсёк столп; шатёр упал, и россияне провозгласили победу. Тёмная ночь спасла остатки шведского войска от окончательного уничтожения. Не дожидаясь рассвета, шведы нагрузили две шнеки телами тяжело раненых, зарыли убитых в яму и, отдав якоря поспешили убраться от невских берегов. Славная битва, обрадовала тогда все российское Отечество и нарекла Александра Невским ». Отметим, что Невским князь Александр стал в 21 год. И его борьба против Рима еще только начиналась. В ответ на Невскую победу Александра орден меченосцев объединился с более сильным и деятельным тевтонским орденом, образовав Ливонский орден, названный так по названию территории, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы. Орден, мобилизовав значительные силы, сосредоточил свои полки на берегу Чудского озера. Вел немецкую армию магистр (глава) Ливонского ордена Герман Балк. Основу немецкого клина составили 600 знатнейших рыцарей-крестоносцев. Военное ядро ордена составляли « братья- рыцари» или « орденские рыцари». Кроме них в орден входили «братья - священники» и «братья - служащие», последние назывались « орденскими кнехтами» (слугами). 5 (18) апреля 1242 года на восходе солнца началась знаменательная битва, получившая название Ледового побоища. От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее - озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находились на западе от озер, Александр решил построить свои полки у восточного берега протоки, между озерами. Стратегический план рыцарей заключался в том, что после победы над Александром вся Померания, Прибалтика, Северная Русь, а затем и Польша должны были войти в состав Германии. На Севере решался старый спор между славянами и готами. Для немцев победа означала господство, а для славян - унизительное рабство.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

Первым был учрежден орден Святого равноапостольного Великого князя Владимира. Решение об учреждении было принято Святейшим Патриархом Алексием I и Священного Синода в 1957 году в связи с празднованием 40-летия восстановления Патриаршества в России. Следующим по времени стал орден и медаль Преподобного Сергия Радонежского, которые были учреждены определением Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Синода от 26 декабря 1978 г. Важным историческим событием для жизни нашей Церкви стало празднование 1000-летия Крещения Руси. К этой знаменательной дате были учреждены сразу три ордена: - Святого апостола Андрея Первозванного, ставший высшей наградой Русской Православной Церкви; - Святого благоверного князя Даниила Московского; - Святой равноапостольной Великой княгини Ольги. С начала 90-х годов ХХ в. произошли значительные изменения в жизни Церкви. Повсеместно стали открываться монастыри, восстанавливаться и строиться новые храмы, возродилось социальное, миссионерское и просветительское служение, возрос ее авторитет в обществе. В связи с этим в последнее десятилетие было учреждены новые церковные ордена и медали, которыми отмечают труды священнослужителей и мирян за вклад в возрождение церковной жизни. Одновременно, в это время появились и первые церковно-общественные награды. К ним относятся: - орден трех степеней и медаль Святого мученика Трифона, которые были утверждены в 1995 г.; - орден Святого благоверного царевича Димитрия, утвержденный совместно с Российским детским фондом в 1997 году. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви в обязанности Архиерейского Собора входит утверждение общецерковных наград. (Часть III. Архиерейский Собор, п. 4. ф). Священный Синод на заседании 25 марта этого года поручил Управлению делами Московской Патриархии подготовить Положение о наградах в Русской Православной Церкви. В результате многомесячной работы с привлечением специалистов как светских, так и из МДА Положение было подготовлено и представлено на рассмотрение Священного Синода, который своем заседании 1 октября сего года принял данное положение и рекомендовал для представления на Архиерейском соборе для утверждения.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

«По возвращении из С. Петербурга, с властью епархиального архиерея, в г. Полоцк, председательствуя в консистории и управляя епархиею, преосвященный Василий, покорствуя мудрой мысли святителя митрополита, напрягал все усилия и усугублял всю заботу, согласно желанию его святейшества, об устройстве бывших униатских церквей, соответственно духу и правилам православно-кафолической Восточной Церкви, а паче всего, и более всего, о направлении мыслей и духа всех пастырей, пасомых ими людей Белоруссии, наставников и воспитанников семинарии, настоятелей монастырей и монашествующей братии к высокой цели будущего всех их, в одно время, с архипастырями-святителями, воссоединения. С сею-то высокою целью, уже все время 1838 года, употреблено было им для посещения в четырех губерниях: Могилевской, Минской, Курляндской и Витебской, городских и сельских униатских пастырей и монашествующих, и труды эти увенчались благоуспехом 9 . «По неисповедимым судьбам Промысла, окончание этого многознаменательного и великого дела, пало на долю 1839 года». «В это-то благодатное время, все униатские архиереи, собранные, благодатью Св. Духа, в город Полоцк, с высшим духовенством Белоруссии и Литвы, после теплых молитв к Духу света, в кафедральном древнейшем Софийском храме составили и подписали торжественный акт воссоединения 10 . Так торжественно совершилось это достопамятное событие в России. Так, о чудо невероятное для многих! все униаты Белоруссии и Литвы, некогда отторгнутые насилием, воссоединены с православною кафолическою Восточною Церковью, материю своею, любовью! Свидетелями сего последнего, служат почтенные пастыри и пасомые ими». «Знаки Монарших к архиепископу Василию милостей следующие: «В сане епископском пожалованы ему: золотая, с такою же цепью, панагия, украшенная бриллиантами и драгоценными камнями, 1836 года; орден св. Анны 1-й степени, 1838 г.: возведение в сан архиепископа полоцкого и витебского 1841 года; орден св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени, большого креста, 1845 г.; орден св. благоверного князя Александра Невского, 1851 года, с пенсионом по 500 руб. сер. в год; орден того ж св. Александра Невского, коего звезда и крест осыпаны драгоценными бриллиантами, 1856 года; вызов по особому Высочайшему повелению, в Москву, для присутствования при священнейшем Короновании и Миропомазании Их Императорских Величеств Государя Императора Александра -го и Государыни Императрицы Марии Александровны, 1856 г., сопровождавшийся богатыми дарами от щедрот Их Императорских Величеств. Высочайших же благоволений, объявлено ему, в разное время, десять. И от Его Высочества Наследника Благоверного Государя Александра Николаевича две, с рескриптами. Благодарностей, с глубокою признательностью от Его Высочества Великого Князя Михаила Николаевича, две.»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года. С 1984 по 2008 год в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено. Таким образом, сегодня здесь насчитывается 287 храмов: 183 в Смоленской и 104 в Калининградской областях. В клире числится 214 человек - 202 священника, 12 дьяконов, а также 80 регентов и 87 псаломщиков. В Смоленской области действуют две православных гимназии (первая в России подобная школа была организована в Смоленске в 1992 году), в Калининградской - одна; открыто четыре православных детских сада (первый появился в городе Велиж Смоленской области в 1994 году). В 1988 году в Смоленске было учреждено первое в России в послевоенное время Духовное училище, в 1993 году преобразованное в Духовную семинарию. В настоящее время в Смоленске существует семинария, где образование получают будущие пастыри, и Смоленское межепархиальное духовное училище, где готовят регентов, иконописцев, сестер милосердия, преподавателей «Основ православной культуры». Святейший Патриарх Кирилл удостоен орденов Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Элладской, Польской, Чешских земель и Словакии, Американской и Финляндской Православных Церквей. Также награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени); святителя Алексия, митрополита Московского (II степени); святого благоверного князя Даниила Московского (I степени); преподобного Сергия Радонежского (I и II степени); святителя Иннокентия, митрополита Московского (II степени). Среди государственных наград - орден Дружбы Народов (1988 г.); орден Дружбы (1996 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени, 2000 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени, 2006 г.).   Библиография работ автора: Книги:       «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере», Л., 1971. «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь», М., 2002. «Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения», М., 2004.

http://bogoslov.ru/person/226232

На сугубой ектении глава Округа вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. По запричастном стихе руководитель протоиерей Евгений Иванов огласил обращение митрополита Александра по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. После отпуста Литургии состоялся крестный ход. При пении тропарей и стихир новомученикам и исповедникам Казахстанским и святому князю Владимиру архипастыри и священнослужители обнесли вокруг храма ковчег с мощами равноапостольного Крестителя Руси и иные святыни собора. В числе святынь храма — хоругвь с изображением благоверного князя Владимира, освященная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На паперти собора митрополит Александр перед ковчегом с мощами Крестителя Руси совершил молебен святому равноапостольному князю. Глава Митрополичьего округа огласил послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и произнес проповедь. Иерархов, духовенство и мирян тепло поздравили руководители этнокультурных объединений. После поздравительных слов участники торжеств открыли памятную доску в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира. На доске выгравирован образ равноапостольного князя Владимира и запечатлена цитата из знаменитого памятника древнерусской литературы «Слова о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, прославляющего Крестителя Руси: «Радуйся, апостоле среди владычествующих, ибо тобою приблизились мы к Богу и познали Жизнь Божественную — Христа». Глава Православной Церкви Казахстана поблагодарил владыку Елевферия за организацию и проведение праздничных мероприятий. За многолетние труды на благо Церкви и в связи с 30-летием служения в священном сане митрополит Александр вручил архиепископу Елевферию орден Казахстанского митрополичьего округа «За усердное служение». На молитвенную память управляющему Чимкентской епархией владыка митрополит подарил знаки архиерейского достоинства — крест и панагию.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени [lxxxiv] Ордену святого Владимира присвоена церковь святого равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге. В данном храме хранятся орденское знамя, списки орденоносцев и регалии ордена. Настоятель, на время своего служения в качестве такового, имеет право ношения ордена святого Владимира 1 степени по должности. Храм святого равноапостольного князя Владимира г. Санкт-Петербурга имеет право использовать орденскую символику в различных элементах декорации, росписи и орнамента. Лицам, награжденным орденом святого равноапостольного князя Владимира, поручается попечение о духовных академиях, семинариях и училищах Русской Православной Церкви. На сайте Князь-Владимирского собора представлены многие кавалеры ордена [lxxxv] . В день праздника ордена святого равноапостольного князя Владимира лица, награжденные этим орденом, надевают его ленту чрез плечо, хотя бы они имели орден Андрея Первозванного. Александр III (Тахан), Блаженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока. Тимофей (в миру Пифагор Темелис 1878-1955 гг.), Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины (1935-1955 гг.). [iv] Архимандрит Антоний (Синкевич) – до 1948 г. начальник Русской духовной миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме. В своем письме Патриарху Алексию 6 ноября 1945 г. схиигумения Евгения писала о нем: «Он превратил церковный амвон в политическую митинговую эстраду и позволяет себе такую грубую брань в комментариях, что даже его сторонники ропщут. Так, например, он демонстрирует в каждой проповеди, как течёт кровь из окровавленных рук советских безбожных архиереев… О[тец] Антоний предложил всем остаться на молебне, который он отслужит за спасение России от безбожной власти, как советской, так и церковной».//Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР/под ред. Н.А.Кривовой. Т.1.1945-1953 гг. С.109. [v] Хедив (перс. — господин, государь) — титул вице-султана Египта, существовавший в период зависимости Египта от Турции (1867 – 1914гг.); с 1914 г. – султан.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Орден «Слава и Честь» 8 декабря 2005 г. 19:30 Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 23 марта 2004 года. Девизом ордена являются слова святого апостола Павла «слава и честь ... всякому, делающему доброе» (Рим. 2:10).   Статут ордена «Слава и Честь» 1. Орденом «Слава и Честь» награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, главы Церквей и конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами. 2. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, звезда, лента и грамота. 3. Звезда и знак ордена носятся на правой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира.   Описание ордена «Слава и честь» Знак ордена Знак ордена представляет собой круг, в центре которого расположен медальон выполненный в технике «Ростовская финифть». На медальоне изображена оливковая ветвь на фоне голубого неба, а вокруг него расположены 32 страза диаметром 3 мм. Их обрамляют две широких лавровых ветви, покрытые зеленой эмалью. В верхней части знака ордена концы ветвей пересекаются и обрамляют крупный страз диаметром 5 мм. Серебро с позолотой, холодная эмаль, стразы. Диаметр знака ордена: 45 мм. Крепление: носится на ленте. Звезда ордена Звезда ордена представляет собой восьмиконечную звезду. Каждый луч звезды состоит, в свою очередь, из семи гладких двугранных лучей, всего 56 лучей. Между лучами звезды размещены 8 фианитов диаметром 3 мм. В центре звезды — круглый медальон с изображением голубя в профиль, повернутого геральдически в правую сторону. В клюве у голубя — оливковая ветвь. Медальон выполнен в технике «Ростовской финифти». По окружности медальона на зеленом эмалевом поле с позолоченной окантовкой — девиз ордена «СЛАВА И ЧЕСТЬ ДЕЛАЮЩЕМУ ДОБРОЕ». Буквы надписи рельефные, позолоченные. Вокруг надписи расположены 32 фианита диаметром 2 мм. На оборотной стороне знака — круглый медальон с датой учреждения ордена. Серебро с позолотой, холодная эмаль, фианиты, «Ростовская финифть». Размеры звезды ордена: 64х64х10 мм. Крепление: булавка. Лента ордена муаровая, голубого цвета, шириной 105 мм. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом и украшены серебряной бахромой. (Из Положения о наградах Русской Православной Церкви; принято на Архиерейском соборе 3-8.10.2004 г.) Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/325600.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010