М. Ш. была старшей сестрой кнг. Анны (Елены?), жены новгородского кн. Ярослава Владимировича, а также кнг. Марфы Ясыни, жены черниговского и козельского кн. Мстислава (Пантелеимона) Святославича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 624-625. Л. 219; Кузьмук О. [С.] в Блuжhix лаври. Nyблikaцiя рукописноï пам,ятки другоï пол. XVII ст.//Лаврський альманах: Зб. наук. праць. Киïв, 2007. Вип. 18. 7). С. 17. Л. 9; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время (Исслед.). СПб., 1892. С. 25. (ЛЗАК; Вып. 9)). Почитание После кончины М. Ш. ее имя было записано в синодик владимирского Успенского собора, а также в синодики др. соборов и мон-рей Владимирской епархии. Древнейшая часть несохранившегося раннего синодика Успенского собора позже была переписана при создании соборных синодиков других городов Сев.-Вост. Руси. Так, напр., в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня муж. мон-ре (основан в 1330) в состав помянника под киноварным заголовком «Великые кн(я)зи Владимерские и их кн(я)гини и дети» после погибшей 7 февр. 1238 г. семьи Георгия Всеволодовича записали кн(я)гиню Мар(ь)ю, во иноцех Марфу» (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об. (список 1556 г.); РГБ. Ф. 256. Рум. 387. Л. 41 об., выписка нач. XIX в.), в помяннике «Благоверных великих княгинь» повторно указали память «великия княгини Марфы» (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 43 об.). В сер. XIII - нач. XV в. владимирский Княгинин жен. мон-рь пользовался вниманием потомков правящей династии св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича, к-рые нередко называли своих дочерей Мариями. Особую духовную связь с Княгининым мон-рем имела Московская св. блгв. вел. кнг. Евдокия Димитриевна (прп. Евфросиния), к-рую сравнивали с М. Ш. Старшая сестра Московской вел. княгини была наречена Марией, как и одна из дочерей св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и вел. кнг. Евдокии Димитриевны, а также дочь вел. кн. Василия I Димитриевича .

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Уже в двенадцать лет Александр участвовал в масштабном сражении. Ярослав взял с собой сына во время похода в 1234 году на город Юрьев (Дерпт). Битва новгородско-владимирского войска Ярослава Всеволодовича против Ордена меченосцев ставится на один уровень с Ледовым побоищем. Существует мнение, что сообщение о затонувших под треснувшим льдом рыцарях являлось переносом элементов описания битвы на реке Омовже 1234 года, в которой новгородско-владимирские войска под командованием Ярослава Всеволодовича разгромили рыцарей Ордена меченосцев, применительно к сражению на Чудском озере. Обстоятельства не благоприятствовали Федору и Александру во время их первого княжения в Новгороде. Дождливая осень 1228 года погубила значительную часть сгнившего на полях урожая, приведя в следующем году к голоду. Разлившийся во время таяния снега Волхов затопил город. Начались выступления городских низов, приобретшие антивластную направленность. В этих условиях Федор Данилович организует бегство малолетних князей из Новгорода. Новгородская первая летопись старшего извода сообщает именно о бегстве, совершенном ночью. Понятно, что это не могло не произвести впечатления на малолетних князей 194 . И при втором княжении Федора и Александра в Новгороде с 1230 года от имени их отца Ярослава ситуация повторилась. Вновь начался голод, еще более страшный, чем прежде. Имелись прецеденты людоедства. Начался антикняжеский мятеж, масштаб которого потребовал прибытия Ярослава в Новгород. Очень похоже в этом отношении проходили детские годы Ивана Грозного и Петра I. И, по-видимому, детские годы Александра, проведенные под дамокловым мечом перманентной крамолы, формировали его взгляды как сторонника жесткой княжеской власти. И фактически с него стали закладываться принципы будущего политического устройства Руси-России, как самодержавной модели государственности 195 . Из «Истории Российской» Василия Татищева, с характерной для нее минимизаций теоретических отступлений и интерпретаций, можно получить представление об Александре Невском, как человеке глубоко верующем и убежденном приверженце Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

скорбями жизни. Юному князю Василию надлежало собрать подданных, рассеянных ужасами варваров и помогать вдовам мужей, павших на Сити. В 1242 г. он должен был, вместе с другими князьями, идти в орду на поклон к Батыю; потом и в следующем году отправлялся он туда же, вместе с дядею вел. кн. Ярославом. По возвращении из орды, вступил он в брак с княжною Ксениею. Плодом этого союза были – дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним. Не долго длилась жизнь кн. Василия. Зимою 1249 года отправился он во Владимир для свидения с вел. кн. Александром Невским и там скончался. Гроб его, от Владимира до Ярославля, провожали двоюродные братья его, князья Борис и Глеб Ростовские и сам вел. кн. Александр: так любили и отличали уважением молодого летами, но зрелого духом, князя! Погребение его совершал Кирилл, епископ Ростовский; чистое тело его положено было в Ярославском Успенском соборе, на северной стороне. Младший брат Константин принял правление княжеством. Тяжкое было время! Юный князь, сколько мог, старался устроить покой подданных: но покой был непрестанно нарушаем татарами. В 1257 году татары приступили к Ярославлю. Кн. Константин с дружиною вышел на другую сторону р. Которости, на гору. Произошла кровавая битва; много пало татар, много и Ярославцев; юный князь положил здесь жизнь свою за покой отчизны. Это было 3 июля. Гора, на которой происходило сражение, поныне называется «Туговою», как место туги и слез, пролитых осиротевшими Ярославцами. Ярославль, потеряв князя и многих своих, не спасся от разорения татарского; тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честию в соборной церкви, подле брата его Василия. В 1501 году Ярославский кремль опустошен был пожаром. Когда начали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными телами и по надписям на каменных плитах узнали, что это были гроба князей Василия и Константина. По просьбе народа епископ и духовенство с торжеством перенесли нетленные мощи из кремля в церковь свв. князей Бориса и Глеба, а после в Кафедральный Успенский собор, когда он был отстроен, но в пожар 1744 года св. мощи обгорели. Останки их хранятся там же в ковчегах. Память свв. Князей празднуется 8 июня и 3 июля. Житие Ярославских чудотворцев написано монахом Пахомием, по благословению архиепископа Ростовского Кирилла, в княжение Василия Иоанновича (1526–1533). Житие это, по свидетельству Ключевского, в рукописях мало распространено (стр. 175). Филарет

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Заседание открыто в 5 часов вечера в присутствии Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина и следующих членов Собора: Агапита, архиепископа Екатеринославско-го и Мариупольского, Арсения, епископа Приазовского и Таганрогского, Гавриила, епископа Челябинского и Троицкого, Гермогена, епископа Аксайского, Димитрия, архиепископа Таврического и Симферопольского, Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, Макария, епископа Владикавказского и Моздокского, Митрофана, архиепископа Донского и Новочеркасского, Михаила, епископа Александровского, Сергия, епископа Сухумского, Аббати Андрея Ивановича, Абрамова Николая Матвеевича, Апраксина Петра Николаевича, протоиерея Беловидова Петра Ивановича, Верховского Павла Владимировича, Вознесенского Николая Павловича, священника Востокова Владимира Игнатьевича, Гаденко Константина Парфильевича 141 , Гладкого Ивана Ефимовича, Граббе Павла Михайловича, протоиерея Добровольского Михаила Капитоновича, протоиерея Завитаева Ивана Макаровича, Ивановского Александра Иосифовича, священника Карташева Николая Тимофеевича, священника Кожина Василия Ивановича, священника Козлова Ивана Николаевича, священника Конограя Михаила Андреевича, священника Красовского Алексея Федоровича, священника Лаванова Владимира Алексеевича, генерала Левшина Дмитрия Федоровича, священника Ло-мако Григория Петровича, протоиерея Львова Владимира Александровича, Львова Николая Николаевича, протоиерея Малиновского Александра Платоновича, священника Ногатырева Алексея Гаврииловича, Никонорова Иосифа Всеволодовича, священника Николайченко Иоанна Николаевича, протоиерея Окиншевича Кирилла Емельяновича, Оппокова Виктора Владимировича, генерала Павлова Георгия Андреевича, инока Полихрония, Рейнеке Михаила Михайловича, протоиерея Рождественского Александра Петровича, Россиева Павла Амплиевича, священника Свенцицкого Валентина Павловича, Сенько-Поповского Леонида Алексеевича, протоиерея Смирнова Димитрия Андреевича, Сперанского Якова Дмитриевича, Терещенко Ивана Никифоровича, князя Трубецкого Григория Николаевича, протоиерея Хандалеева Василия Павловича, Хомякова Василия Дмитриевича, протопресвитера Шавельского Георгия Ивановича, протоиерея Чернявского Василия Антоновича, генерала Эр-на Николая Францевича, Якушева Петра Самуиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН IX МОНОМАХ [греч. Κωνσταντνος Μονομχος] (ок. 995-1000 - 7/8.01.1055, К-поль), визант. имп. (с 12 июня 1042). Представитель семьи высокопоставленных к-польских чиновников-юристов. Фамилия Мономах (от греч. «единоборцы») сложилась скорее всего за несколько поколений до К., в XI в. считалась «знатной». Отец К. Феодосий занимал высокую должность в судебном ведомстве в кон. X в., был замешан в одном из заговоров знати против имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025), сохранил жизнь, но лишился карьеры. У К. были сестры Елена и Евпрепия и братья, неизвестные по именам, племянник К. по матери Лев Торник. О детях К. сведений нет. Некая родственница К. была выдана замуж за рус. кн. Всеволода (Андрея) Ярославича и стала матерью вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). В рус. источниках она известна как «Мономахиня». Точная степень родства между ней и К. неизвестна; едва ли она могла быть родной дочерью К. После смерти К. семья Мономахов известна среди визант. придворных чинов до рубежа XII и XIII вв. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. Христос на престоле с предстоящими имп. Константином IX Мономахом и имп. Зоей. Мозаика ц. Св. Софии в К-поле. XI в. К. начал службу в качестве специалиста по праву и в 20-х гг. XI в. уже был членом синклита (сенатором). Видимо, еще при жизни отца К. женился в 1-й раз, но имя и происхождение его жены неизвестны; она умерла, возможно, в сер. 20-х гг. До 1028 г. К. женился вторично на Елене Склирене, дочери Василия Склира и Пульхерии, племяннице полководца Романа Аргира. 2-я жена К. также умерла через неск. лет, и его фавориткой вскоре (вероятно, до 1035) стала племянница жены Мария Склирена. Решающую роль в возвышении К. сыграла женитьба в нояб. 1028 г. Романа Аргира на визант. царевне Зое (ок. 978-1050), дочери и наследнице имп. Константина VIII, и его вступление на престол после смерти Константина. К., как зять Романа и способный чиновник, был включен в состав правящей фамилии и приобрел значительное влияние при дворе. Между К. и Зоей установились дружеские отношения; в К-поле даже сплетничали об их интимной связи. Ряд визант. историков, прежде всего Михаил Пселл , приписывали К. честолюбивые планы занять престол, к-рые К. якобы строил, рассчитывая добиться доверия Зои и в будущем используя ее в своих интересах. Скорее всего подобные представления о характере и карьере К. возникли уже позднее, когда К. стал императором.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

заложил каменную Спасскую ц. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. После кончины еп. Симона во епископа Суздальского, Владимирского и Переяславского 14 марта 1227 г. был хиротонисан игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря сщмч. Митрофан . При нем в 1230 г. была окончена роспись Рождественской ц. в Суздале, в этом же году архиерей освятил «вельми дивную резным камением» Георгиевскую ц. в Юрьеве-Польском, построенную блгв. кн. Святославом (Гавриилом) Всеволодовичем . В 1237 г., накануне нашествия монголо-татар. завоевателей, святитель установил во владимирском Успенском соборе «над трапезою» «кивот» и «украси его златом и сребром», одновременно был расписан притвор храма. Наиболее значительным церковным событием этого времени было перенесение во Владимир «из Болгарьское земли» в 1230 или 1231 г. мощей мч. Авраамия Болгарского , помещенных в Княгинином мон-ре. Еп. Митрофан принял мученическую кончину вместе с великокняжеской семьей 7 февр. 1238 г., во время разгрома города монголо-татар. войсками, на хорах владимирского Успенского собора. После 1238 г. Суздальско-Владимирской епархией управлял Ростовский еп. Кирилл II , в 1250-1274 гг.- живший во Владимире митр. Киевский и всея Руси Кирилл II (III) . 23 нояб. 1263 г. в храме Рождества Богородицы владимирского муж. мон-ря был погребен блгв. кн. Александр Ярославич Невский (в схиме Алексий). К сер. XIII в. предание относит возникновение 3 мон-рей: суздальского во имя Св. Троицы , суздальского во имя свт. Василия Великого , суздальского во имя мч. Александра. В 1271 г. из Суздальско-Владимирской епархии была выделена обширная Тверская епархия. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. В 1273 г. во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/Владимирская и ...

Кладка храма кирпичная, равнослойная, на известковом растворе с примесью цемянки. Швы большей частью несколько тоньше, чем кирпичи. Размер кирпичей 4.5-5х19-22х27-28 см, но использовались также квадратные - 26х26 см. Техника кладки и плановая схема не оставляют сомнений в том, что церковь — памятник второй половины XII в. Поэтому высказывавшееся ранее в научной литературе предположение, что она восходит к X в. или же рубежу XII и XIII вв., лишено оснований. Каргер М.К. Древний Киев. т. 2, с. 454-462; Асеев Ю. С. 1969, с. 128-131; Афанасьев К. П. Построение архитектурной формы…, с. 193-194; Шероцкий К. В. Киев. Путеводитель. Киев, 1917, с. 102-106. В 1184 г. князь Святослав Всеволодович на месте деревянной церкви, основанной во имя святого Василия князем Владимиром, построил каменный храм того же наименования. Сильно пострадавшая от татарского нашествия церковь была возобновлена Петром Могилой, но снова была уничтожена пожаром около 1660 г. Только в конце XVII века на развалинах храма святого Василия была построена нынешняя Трехсвятительская церковь. От древнего храма сохранились лишь средняя часть апсиды, с характерными полукруглыми колонками, и нижняя часть стен. Церковь каменная, одноэтажная, снаружи оштукатурена. Она имеет два придела – святого Василия и святой Ольги. Роспись новая, 1887 г. работы Шмидта. Иконостасы XVIII века. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г. Колокольня Васильевской (Трёхсвятительской) церкви трёхъярусная, кирпичная, возведенная в 1901-1904 г.г. по проекту В. Николаева в формах псевдороссийской архитектуры. Ярусы членились широкими карнизами. Фасады были украшены кирпичным декором (кресты, ниши и т. д.). Карнизы первого и третьего ярусов завершались кокошниками. Баня сооружения имела грушевидную форму, присущую архитектуре украинского барокко, что подходило к архитектуре самой Васильевской (Трёхсвятительской) церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35327

Для наглядности предлагается здесь снимок (рис. 41) с миниатюры из лицевого подлинника графа Строганова, начала XVII в.; в 4-ку. постановленны четверо святых, 41. Из подлинника XVII в. под 4, 5, 6 и 7 числами декабря, отличаются особенностями в своих бородах. По-другому, сборному подлиннику графа Строганова так описываются бороды этих типов. Под 4 ч. Иоанн Дамаскин. «Брада аки Евфимиева». А о бороде Евфимия Великого под 20 числом января сказано: «брада подоле Власиевы, проста, на конце подвоилась». Под 5 ч. Савва Освященный, «Брада меньши Власиевы, распахнулась на оба плеча». Под 6 ч. Николай Чудотворец. «Брада невеличка, кучевата». Под 7 ч. Амвросий Медиоланский . «Брада аки Василия Кесарийского , покороче». Иконописное подобие Василия Великого приведено уже выше. По исследованию г. Сахарова о русском иконописании (кн. 1, Спб. 1849 г.), привожу следующие характеристики бороды: В типе св. воина: 1 . Борода невелика (Тертий, Маврикий, Иисус Навин). 2 . Бороду имея едва сущу (Нестор). 3 . Браду мало знать (Гордий). 4 . Брада невелика, разделена на две малыя космачки (Иуст). 5 . Брада невелика, доле Флоровы (Феодор, Тирон, Евстафий, Марин, Ипполит). 6 . Брада проста, доле Николины (Арева, Савва). 7 . Брада средняя, аки Козьмина (Терентий, Леонтий, Иоанн Воин). 8 . Брада меньше Иоанна Богослова, на конце проста (Артемий, Акиндин, Андрей Стратилат). 9 . Брада не велика, мало терховата, космачками (Феодор Стратилат). 10 . Брада не велика, аки Никитина (Иисус Навин). 11 . Брада не велика, кругловата, курчевата (Лонгин Сотник). 12 . Брада долга, кругловата, курчевата (Назарий). 13 . Брада разсоховата, с космачками, аки апостола Павла (Мелетий). В типе св. князя: 1 . Брада не велика, аки Козьмина, и ус знать (Борис, Роман Оле­гович). 2 . Брада с проседью (Михаил Черниговский, Роман Владимирович). 3 . Брада с проседью, долга (Вячеслав Богемский). 4 . Брада пошире и подоле Василия Великого (Всеволод Псковский, Василий Всеволодович). 5 . Брада надседа изчерна, не велика, кругла (Георгий Смоленский). 6 . Брада седа, тупая, меньше Власиевы (Даниил Московский, Глеб Андреевич). 7 . Брада раздвоилась, седа, поуже Власиевы (Константин Муромский, Довмонт Псковский).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Из многочисленного потомства Ярослава Всеволодовича далеко уже не все были в живых: в 1255 году Александр похоронил брата своего Константина, княжившего в Галиче, «и бысть плач велик» 359 . В следующем году скончался другой брат Даниил Ярославич. Михаил Хоробрит, как мы уже знаем, умер еще во время путешествия Александра в Монголию. В живых оставались Андрей, бывший владимирский князь, теперь княживший в Суздале, Ярослав тверской и Василий костромской. Зато на глазах великого князя поднималось молодое поколение сыновей и племянников: мы уже знаем его сыновей – Димитрия и Василия. Димитрий княжил в Новгороде вместо провинившегося Василия. Третьему сыну Андрею отец предназначал Городен с Нижним. Дочь Евдокия была замужем за Константином, сыном смоленского князя Ростислава, одним из участников похода 1262 года против ливонских немцев. Воспользовавшись тишиною, без сомнения, князья-родственники собрались вокруг великого князя, чтобы выразить ему свое уважение и любовь. Присутствие Александра, устраняя соперничество, водворяло – увы! – лишь временный мир между князьями. С кончиной Александра многое изменилось – точно тихий ангел отлетел из среды русских князей. Отдохнув в Ростове, Александр отправился во Владимир. В 1261 гаду Бог обрадовал его рождением четвертого сына Даниила, будущего князя московского и родоначальника князей – собирателей русской земли 360 . Радостное событие, без сомнения, было светло отпраздновано в присутствии собравшихся во Владимир князей – ближайших родственников. Благочестивые родители, в чувстве благодарности, посвящали свое дитя Богу. Однако не одни семейные дела занимали в это время Александра. Бесконечная доброта его сердца непрестанно побуждала его заботиться о тех несчастных, «иже бяху пленени от безбожных татар». «Милостилюбец, а не златолюбец» не жалел сокровищ для выкупа пленных, но, конечно, всех его средств не хватило бы для возвращения всех на родину. Много русских постоянно проживали в Орде по торговым делам, но несравненно больше было пленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

В XIII-XV вв. на территории края существовали Костромское, Галичское и Городецкое удельные княжества. С 1246 по 1272 г. Костромским княжеством управлял кн. Василий Ярославич (1241-1276), сын блгв. вел. кн. Владимирского Ярослава (Феодора) Всеволодовича и младший брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . После смерти Василия Ярославича (янв. 1276), не оставившего наследников, костромские земли вернулись в состав Владимирского вел. княжества. В 1380 г. костромская и галичская рати участвовали в Куликовской битве. В 1382 г., во время нашествия на Москву хана Тохтамыша, в Костроме укрывался св. вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской с семьей, а в 1408 г., во время нашествия на Москву хана Едигея,- вел. кн. Василий I Димитриевич . С нач. 30-х гг. XV в. Костромской край неоднократно подвергался разорению во время междоусобной войны галичских удельных князей с вел. князем Московским Василием II Васильевичем Тёмным. В 1450 г. Галич был взят войсками Василия Тёмного, а Галичское княжество ликвидировано и преобразовано в Галичский у. В XII-XVI вв. Костромской край фактически являлся пограничным: по р. Унже проходила граница рус. земель. В XV - 1-й пол. XVI в. край подвергался грабительским набегам казанских татар и черемис (марийцев). Для их отражения в 1-й пол. XVI в. к западу от р. Унжи были построены города-крепости: Кадый, Парфеньев (впервые упом. в 1523), Кологрив (Старый Кологрив; 1521-1525), Буй (1536), Любим (1538), Судай (впервые упом. в 1542), Судиславль (впервые упом. в 1572) и др. В XV-XVIII вв. территория совр. К. о. входила в Костромской и Галичский уезды. В XVI в. они делились на осады (военно-территориальные округа): Костромской - на Любимскую, Буйскую, Судиславскую и Кадыйскую, Галичский - на Усольскую (Солигаличскую), Чухломскую, Судайскую, Парфеньевскую, Кологривскую и Унженскую. Деление на осады сохранялось до 1778 г. После покорения в 1552 г. войсками Иоанна IV Васильевича Грозного Казанского ханства рус. население постепенно колонизировало Унженско-Ветлужское междуречье. Жившие здесь черемисы приняли Православие и постепенно ассимилировались с русскими.

http://pravenc.ru/text/2458875.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010