Большую дискуссию вызывает вопрос, где были расположены капища, построенные Владимиром. О киевском сказано, что оно было «на холме вне двора Теремного». Мы уже говорили, что точно локализовать этот двор сейчас невозможно. На месте капища после крещения была построена церковь св. Василия. В Киевской (Ипатьевской) летописи под 1184 г. отмечено освящение «на Велиц мь двор » каменной церкви св. Василия, построенной князем Святославом Всеволодовичем, а под 1198 г. церкви св. Василия, построенной новым Киевским князем Рюриком Ростиславичем «на Новомь даор ». Перед исследователем сразу встают вопросы: Великий двор – это расширенный Теремной? Как соотносятся Великий и Новый дворы? Каменный храм св. Василия был разрушен во время монгольского нашествия и восстановлен митрополитом Петром Могилой в XVII в. Он стоял на Трехсвятительской улице и был разобран в 1930-е гг. Если он действительно маркирует капище, то оно располагалось практически над днепровским обрывом. Но уже у киевских краеведов вв. возник вопрос, не помещалось ли оно на месте Андреевской церкви, построенной К. Растрелли? 309 Раскопками 1975 г. на Владимирской улице за дворцом X в., фасад которого выходил на площадь перед Десятинной церковью, было обнаружено сооружение, интерпретированное как капище. Найденные в заполнении ровиков кирпичи и фрагменты с фресковой росписью трактовались как остатки христианского храма, построенного св. Ольгой и разрушенного Святославом. 310 В настоящее время такая интерпретация вызывает законные сомнения, как и «жертвенные ямы». Известно несколько случаев, когда обыкновенные помойные ямы, заполненные золой и кухонным мусором, принимали за остатки языческих приношений. Близ этого места располагалась ротонда XII в., 311 а раскопками 1977 г. здесь были обнаружены остатки большого деревянного сооружения, которое интерпретируется как деревянная церковь св. Василия. 312 О новгородском идоле сказано: «Добрыня... постави Перуна кумиръ надъ р кою Волховомь». У самого истока Волхова, напротив Городища, которое и есть Новгород времен Рюрика и Игоря, 313 расположено урочище Перынь. Отождествление этого места с капищем Владимира впервые фиксируется у дипломата С. Герберштейна, посетившего Россию в 1517 и 1526 гг., и радом ученых принимается и сейчас. Однако, остатки языческих сооружений на Перыни больше всего похожи на снесенные при строительстве монастыря и каменного храма Богородицы (1293 г.) погребальные сопки. Такие места почитались как священные, но они формировались столетиями. 314 Святилище Перуна отождествляют в современном Новгороде со Славнинским холмом, где впоследствии была церковь Илии пророка, или культовым местом с огромным дубом близ перекрестка Великой и Холопьей улиц. 315 При всей убедительности этих предположений, они, как и отмечают авторы, связаны со святилищами до-Владимирова времени, так как расположены на значительном расстоянии от реки Волхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ДИМИТРИЙ) КОНСТАНТИНОВИЧ (1214 - 27.12.1249, Владимир), блгв. кн. угличский (пам. 26 окт., 27 дек.,), 3-й сын вел. кн. св. Константина Всеволодовича и кнг. Агафии Мстиславны, младший брат ростовского кн. мч. Василия (Василька) и блгв. кн. ярославского Всеволода (Иоанна) , отец св. угличских князей Андрея и Романа . В. К. стал правителем Угличского княжества, по-видимому, незадолго до 1226 г., когда он вместе с вел. кн. Георгием (Юрием) Всеволодовичем и братьями участвовал в военном походе против курского кн. Олега Игоревича, оспаривавшего право на Черниговское княжество у вел. кн. св. Михаила Всеволодовича , союзника владимиро-суздальских князей. Сообщения нек-рых родословцев сер. XVI в. о том, что В. К. получил Углич сразу после смерти отца († 2 февр. 1218) (РИИР. Вып. 2. С. 96), не подтверждаются древнейшими рус. летописями. В 1228 г. в конфликте между переяславским кн. Ярославом (Феодором) Всеволодовичем и вел. кн. Георгием В. К. принял сторону первого. Примирение произошло в том же году на съезде князей в Суздале, где братья Константиновичи, «исправивше все нелюбье межю собою», «поклонишася Юрью вси», подтвердив его «отцом собе и господином», после чего пришлось примириться и кн. Ярославу. В 1230 г. по инициативе В. К. и его братьев в Ростов был поставлен епископом свт. Кирилл II , князья присутствовали при интронизации архиерея. В 1231-1232 гг. В. К. вновь ходил военным походом на черниговские земли, в 1232 г. женился на Евдокии, дочери рязанского кн. Ингваря Игоревича. Осенью-зимой 1237/38 г. угличский князь вместе с братьями прибыл во Владимир для помощи вел. кн. Георгию Всеволодовичу в отражении нашествия монголо-татар. В начале янв. 1238 г., получив известие от блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Георгиевича о разгроме рус. рати войсками хана Батыя под Коломной, В. К. вместе с вел. князем и братьями уехал из Владимира на р. Сить для сбора новой рати. Здесь 4 марта 1238 г. он принял участие в трагической для рус. воинства битве против рати монг. нойона Бурундая и уцелел в сражении. В 1239 г. вместе с др. князьями В. К. участвовал в перенесении останков вел. кн. Георгия, погибшего на Сити, из Ростова во Владимир. На княжеском съезде, состоявшемся, вероятно, во Владимире после похорон, за В. К. была утверждена его прежняя вотчина Углич. В 1244 г. В. К. возглавил поездку князей ростовского дома к Батыю, к-рый утвердил князей на их столах, в 1245-1246 гг. В. К. повторил поездку в Орду. В кон. 1249 г. он участвовал в княжеском съезде во Владимире и вскоре скончался. В. К. был погребен в угличском Спасо-Преображенском соборе, отпевание возглавил Ростовский еп. Кирилл II, доставивший останки князя из Владимира в Углич.

http://pravenc.ru/text/159122.html

— А монет Ивана Грозного у вас случайно нет? — полюбовавшись на них, спросил Василий Иванович и услышал в ответ: — Увы! Столь простого материала у меня не бывает. А вас что, интересует Иоанн IV Васильевич? — Да не столько он, как просто давно уже хочется приобрести или хотя бы увидеть что-нибудь подревнее! — А, ну тогда посмотрите вот это! — охотно предложил москвич и достал из прозрачного кармашка альбома медную монету с женским профилем. — Я с ней еще не разбирался, но как мне сказали при обмене, это — шестой век! — Шестой век?! — только и смог ошеломленно переспросить Василий Иванович. Но то, что услышал он после, лишило его всякой надежды на приобретение этой монеты. Оказалось, что она стоила больше половины его месячного заработка. К тому же на руках у него была всего треть этой суммы…. С непередаваемым сожалением он протянул монету обратно, и нумизмат из Москвы вопросительно взглянул на него: — Что, не подходит? — Нет, почему, подходит! И даже очень… — со вздохом ответил Василий Иванович и признался: — Просто у меня нет сейчас таких денег… — Да разве это вопрос? Не извольте беспокоиться! — неожиданно с пониманием улыбнулся москвич, и сам предложил рассрочку: — Я оставлю вам свой телефон, отдадите, как только сможете! Обмениваясь номерами телефонов, они разговорились и узнали, что, оказывается, коллеги: оба кандидаты исторических наук. Только Владимир Всеволодович был археологом. Радости Василия Ивановича не было границ. Шутка ли — шестой век! Но оказалось, это — еще только начало! Покопавшись в своей домашней библиотеке, он, сладко холодея от неожиданного открытия, вдруг определил, что монета не шестого, а второго века, причем не нашей, а — до нашей эры! Несмотря на поздний час, Василий Иванович немедленно позвонил в Москву и, извинившись, сказал, что у него возник очень серьезный вопрос по приобретенной сегодня монете. В ответ послышался слегка недовольный голос: а в чем, собственно, дело? Тогда он объяснил, что продавший ее Владимир Всеволодович даже не представляет, насколько она древнее и, следовательно, дороже! Разумеется, он готов доплатить. Но — тоже по частям. Хотя бы в течение года…

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича , 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля. Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II , в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича , бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» ( Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР МОНОМАХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. вел. кн. Владимир Всеволодович Мономах. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Выступление в поход кн. Владимира Всеволодовича. Барельеф Царского места Иоанна IV. Резьба по дереву. 1551 г. (Успенский собор Московского Кремля) Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона Церковная деятельность По сказанию Киево-Печерского патерика , еще в юности Владимир Всеволодович был свидетелем огненного знамения при постройке Успенского собора Киево-Печерской Лавры . Будучи болен, он приехал с отцом в Лавру и был исцелен через золотой пояс преподобного Симона варяга . Впоследствии, уже будучи великим князем, Мономах точно по размерам Киево-Печерского собора создал во всем подобную церковь в городе Ростове . Тот же патерик повествует и другом чудесном исцелении Мономаха, уже во время его княжения в Чернигове около начала 1090-х годов, которое совершилось по молитве преподобного Агапита . По исцелении благодарный князь приходил в монастырь чтобы отблагодарить чудотворца . В посмертной похвале Владимиру Всеволодовичу в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, который " не щадяше именья своего... цьркви зижа и украшая " . Кроме вышеозначенных Ростовского собора и Киевской Предтеченской церкви сохранились известия о построении им в 1117 году Борисоглебской церкви на реке Льте (Альте) под Переяславлем Русским , на месте гибели святого князя Бориса . Вообще, автор посмертной похвалы вменяет в заслугу Мономаху " велику веру... к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу . " Известно о том, что по повелению Владимира Всеволодовича в 1102 году раки святых были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей святых князей в 1115 году " комары, " в которых были установлены раки, благодаря Мономаху были украшены кованными по золоту и серебру изображениями святых князей Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и прочим. В киевское княжение Владимира Всеволодовича и, очевидно, не без его влияния была создана окончательная редакция " Сказания " о святых Борисе и Глебе.

http://drevo-info.ru/articles/22539.html

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской иконам. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской: Богомладенец изображен на ней нежно прильнувшим к Пресвятой Богородице, Которая держит Его на правой руке. Название свое икона получила от великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича († 1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Первоначально икона была обретена его старшим братом святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем († 1238; память 4 февраля) в старинной часовне, близ селения Городца, Нижегородской области. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского († 14 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена перед русским войском. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме († 1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени (вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II) связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы, появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

486. Василий Пантелеймонович, князь Карачевский, единственный сын Пантелеймона Мстиславича, князя карачевского ), в некоторых родословных пропущевого, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). Летопись именует его однажды, повествуя, что он убил своего дядю, Андрея (Адриана) Мстиславича, князя козельского (звенигородского, 334), в Козельске, 23 июня 1339 г. – Потомства у него ие видно. 487. Василий Романович 487. Василий Романович, князь брянский (по летописи: дебрянский), один (неизвестно, который по старшинству) из двух сыновей Романа Глебовича, князя смоленского ), от брака с неизвестной. О времени и месте его рождения сведений нет; если верить летописцам польским (напр. Даниловичу), привял своего зятя (мужа сестры) Льва Юрьевича (Георгиевича), князя луцкого ), бежавшего к нему, в Брянск, после взятия Любартом, князем литовским, соседняго Луцку Владимира-Волынского, .в 1320 г.; по разсказу того же летописца Даниловича, ходил с племянником своим (внучатным, т. е. троюродным), Святославом Ивановичем, князем смоленским ), на помощь Киеву против Гедимина, великого князя литовского, разбит на р. Ирпени и бежал в Брянск, в 1321 г,–Никаких других сведений о нём нет – Примечание. Некоторые считают этого князя Александровичем , так как он у летописцев польских именуется без отчества . Но Василий Александрович брянский 427), по нашим летописям, ум. в 1314 г. А за Львом Юрьевичем (Георгиевичем) владимиро-волынским ), по некоторым известиям, была-дочь Романа Глебовича. 488. Василий Романович 488. Василий Романович, первый удельный князь белевский, старший из трех сыновей Романа Семеновича, князя новосильско-одоевского ), от брака с неизвестной, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. п, качав собою род князей Белевских , угасший в XVI в., оставил одного сына, Михаила белевского ). 489. Василий Романович 489. Василий Романович, удельный князь сугорский, младший из двух сыновей Романа Михайловича, удельного князя белозерского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и, от брака с неизвестной, оставил пятерых сыновей: Юрия (Георгия), последняго удельного князя белозерского ), Афанасия, родоначальника существующих князей Шелешцянских 376); Семена, князя кемско-сугорского ), Ивана, первого удельного князя Карголомского 809), и Константина, князя белозёрского ), в большей части родословных пропущеного. – Примечание. Князь Василий сугорский, по мнению Карамзина и г. Соловьева, был сыюм не Романа Михайловича, а его брата Федора Михайловича. Но все родословные, начиная с так называемой Бархатной книги» (впрочем, обильной недосмотрами) и кончая приложенной к самому сочинению Карамзина считают князя Василия сугорского – Романовичем. 490. Василий Романович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Ину молитву Феодоровстей иконе Пресвятыя Богородицы зри 14 марта. Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской. Название свое икона получила от имени великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Икона была обретена 16 августа князем Василием Ярославичем в местечке Запрудня, где был впоследствии построен Спасский храм, в котором хранилась икона. В память об этом обретении иконы было установлено празднование 16 августа. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского (114 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена вокруг Русского войска. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены Русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме (1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени, вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II, связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы. Появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13 авг. 1944 г. была образована Костромская обл., территория к-рой составляла ок. 70% бывш. Костромской губ. и совпадала с территорией К. и Г. е. Части бывш. Костромского, Нерехтского, Кинешемского, Варнавинского, Ветлужского уездов и весь Юрьевецкий у. остались в составе Ярославской, Ивановской и Горьковской областей соответственно. С 1944 г. епархия объединяет приходы и мон-ри РПЦ на территории Костромской обл. История 1213-1744 гг. Христианство начало распространяться в Костромском крае в XII в. с его включением в состав Владимирского великого княжества . Центрами христианства являлись Кострома (впервые упом. в 1213), Нерехта (1213), Унжа (1219) и Галич Мерский (1238). В февр. 1238 г. край подвергся нашествию монголо-татар. войск хана Батыя. Летописи отмечают взятие монголами Галича Мерского - крайней сев. точки продвижения Батыя на В. Волге. В 1246 г. на территории совр. К. и Г. е. было создано 2 удельных княжества - Костромское и Галичское. Главным храмом Костромы являлась ц. во имя св. вмч. Феодора Стратилата (впервые упом. в 1265), возведенная по приказу блгв. вел. кн. Владимирского Ярослава (Феодора) Всеволодовича (1190-1246; занимал великокняжеский стол в 1238-1246). С 1246 по 1272 г. Костромским княжеством управлял князь Василий Ярославич (1241-1276), сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича и младший брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . По преданию, во время охоты в окрестностях Костромы в лесу на р. Запрудне Василию Ярославичу «на соснове древе» явилась икона Божией Матери, к-рую перенесли в ц. вмч. Феодора Стратилата. Со временем образ, ставший главной святыней Костромы, стал называться Феодоровской иконой Божией Матери . На месте явления иконы Василий Ярославич основал Спасо-Запрудненский мужской монастырь . В 1272 г. Василий Ярославич стал вел. князем Владимирским. Он скончался в янв. 1276 г. в Костроме, где и был погребен в ц. вмч. Феодора Стратилата. Из-за отсутствия у Василия Ярославича наследников после его смерти костромские земли вернулись в состав Владимирского великого княжества.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Раннее изображение Д. И. в монументальной живописи сохранилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, к-рая, согласно летописной записи, была исполнена в 1508 г. мастером Феодосием , сыном Дионисия; после реставрации 80-х гг. XX в. время создания живописного ансамбля отнесено к 1547-1551 гг. (использована первоначальная система росписи), когда в Кремле выполнялись восстановительные работы после большого московского пожара ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 21). Д. И. представлен в молении, как и на иконах,- в синем кафтане и красном охабне с длинными рукавами, с непокрытой головой, в нижнем ярусе на сев. грани северо-зап. столпа вместе с сыном кн. Василием I. В этом ярусе росписи также изображены рус. князья Владимир Всеволодович Мономах, Ярослав Всеволодович, блгв. кн. Александр Ярославич Невский и Иоанн I Даниилович Калита; на зап. столпах собора - визант. государи: равноапостольные Константин и Елена, восстановители иконопочитания - имп. Михаил III и имп. св. Феодора, а также равноапостольные кн. Владимир и кнг. Ольга. Изображение визант. императоров и праведных правителей Руси в домовой церкви московских государей связывают с идеей обоснования законности царской власти Московского царствующего дома (Там же. С. 33). В соответствии с визант. традицией Д. И., как и все цари, изображен с нимбом. Наиболее полно эта идея была воплощена в росписи 1561 г. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле (не сохр.), известной благодаря подробному описанию царского иконописца Симона Ушакова 1672 г. ( Забелин И. Е. Опись стенописных изображений Государева Дворца, сост. в 1672 г.// Он же. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1238-1255; он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19184. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. С. 157, 175-178). В основу сложной символической программы росписи, включавшей фигуры рус. князей от равноап. Владимира до Василия III Иоанновича, в т. ч. всех князей Московского дома, было положено «Сказание о князьях Владимирских», созданное в 10-х гг. XVI в. ( Подобедова О. И. Моск. школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 59-68). Образ Д. И. находился в откосе окна, слева от царского места.

http://pravenc.ru/text/178205.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010