Лебедев Степан (Стефан) Исидорович (? –1882) — член Учебного комитета при Святейшем Синоде, посылаемый на ревизии духовных учебных заведений; действительный статский советник — 242 Лебедева Марья Михайловна (урожд. Богословская) — жена П. А. Лебедева и дочь М. И. Богословского, знакомая отца Николая — 112, 172 Левицкий Сергей Львович (1819–1898) — петербургский фотограф — 189 Легг (Legge James) (1815–1897) — знаменитый английский синолог, профессор Оксфордского университета; миссионер в Малакке; издатель китайского конфуцианского канона, текстов даоисма и автор ряда исследований — 321, 322 Лейхтенбергский Николай Максимилианович (1843–1890) — великий князь, герцог, генерал от кавалерии; внук императора Николая I — 108 Леля — см. Храповицкий Леля Леля, воспитанница Рождественской обители в Москве — 290 Ленивов Андрей Николаевич (1825–1896) — московский купец, благотворитель — 249, 256, 267, 272, 273 Леонид, преосвященный — Леонид (Кавелин Лев Александрович) (1822–1891) — выпускник московского Кадетского корпуса; пострижен в монашество (1857), архимандрит (с 1863 г.), начальник русской Духовной миссии в Иерусалиме (с 1863 г.), наместник Троице–Сергиевой лавры (с 1877 г.); археограф, церковный писатель, сотрудник журнала «Маяк» (см.: Шереметев С. Д. Архимандрит Леонид (Кавелин). М., 1901; Корсунский И. Н. Наместник Сергиевой лавры архимандрит Леонид. М., 1892) — 262, 283, 284 Леонида, сестра Ивановского монастыря в Москве — 290 Леонтьев Павел Михайлович (1822–1875) — директор Императорского лицея в память цесаревича Николая, профессор Московского университета; журналист, соредактор «Московских ведомостей» (с 1865 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 214 Лепоринский Ираклий Иванович (1818–1888) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1839), профессор Казанской Духовной семинарии (1840–1854); протоиерей, законоучитель казанского Родионовского института благородных девиц (с 1841 г.), ректор Казанского Духовного училища (1854–1870); духовный писатель, автор «слов» и статей, опубликованных в «Духовной беседе» и «Православном собеседнике» — 300 |
Данил, видеопаспорт 1vfro, родился в мае 2007 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50. Андрей, видеопаспорт 1ig1a, родился в январе 2013 (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50. Куда обращаться будущим попечителям Данила и Андрея. – С.51. Хорошие игры для детей Во что поиграть с детьми, чтобы им было не только интересно, но и полезно? В специальном проекте «Фомы» (предыдущие материалы см. в - пять развивающих литературных игр для детей 6-12 лет. В этом номере учимся играть в «Подбор прилагательных». « Подбор прилагательных ». Об игре рассказывает Виталий Каплан //Фома. - - сентябрь2019. – С.51. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Хорошие игры для детей »). Пять любимых фотографий фотокорреспондента журнала «Фома» Владимира Ештокина . [Владимир Ештокин — фотограф журнала «Фома», путешественник, автор множества персональных выставок, создатель уникальных 3-D панорам русских храмов и монастырей. «У фотографа, - говорит он, - как детишки у мамочки, все фотографии любимые, поэтому выбрать всего 5 из них просто невозможно. Скорее, это те фотографии, которые почему-то запомнились больше других». Публикации фото сопровождаются замечательными пояснениями автора]//Фома. - — сентябрь 2019. - С.52-59. - (раздел « Люди »). Представлены следующие фотоработы мастера: . Спасская башня Московского Кремля. Середина 1990-х годов. - С.52-53; Авторское пояснение - С. 54; . Казанский храм села Курба Ярославской области . 2018. - С.54-55; . Бисерово озеро. Московская область. Начало 2000-х годов. - С.56-57; . Бессмертный полк. Москва. 2017. - С.58; . Марфо-Мариинская обитель . Москва. 2017. - С.58-59. Игорь Цуканов . Живой комплекс. Как возникают храмы в новых районах: опыт Ставрополя. Фото Юлии Маковейчук; Пресс-службы Ставропольской митрополии; Из архива «ЮгСтройИнвест»; Из архива Князь-Владимирского собора//Фома. - — сентябрь 2019. - С.60-63,66-69. - (раздел « Люди »). На врезке к материалу (С.64-65) помещена великолепно проиллюстрированная подробная информационная справка « Как устроен Князь-Владимирский собор ». |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Начинаются празднества 1000-летия Русского монашества на Святой Горе Начинаются празднества 1000-летия Русского монашества на Святой Горе 25 мая в Нижнем Новгороде торжественно откроется фотовыставка «Сокровенный Афон» «Второго июня 2016 года в музее «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки «Афон. Святая гора». Экспонируется более 200 произведений: живопись, графика, скульптура, эмали, мозаика, шелкография, инсталляции, фотографии, фильмы», - говорится в сообщении. В материале отмечается, что художниками-участниками выставки являются Зураб Церетели, Сергей Антонов, Валерий Близнюк, Василий Бубнов, Алексей Жучков, Виктор Калинин, Геннадий Красношлыков и другие. также в выставке примут участие монахи и трудники горы Афон. Большая часть произведений, представленных на выставке, выполнена мастерами по впечатлениям, полученным от паломничества на Святую гору в 2015 году. Результатом стало огромное количество работ, созданных как маститыми мастерами, так и молодыми художниками, вдохновившимися живописной природой, архитектурой Афона и жизнью обитателей Святой горы, уточняется в сообщении. +++ С 25 мая по 24 июня в Нижегородском государственном выставочном комплексе на площади Минина и Пожарского, 2/2, будет работать фотовыставка «Сокровенный Афон», подготовленная отделом культуры Нижегородской епархии совместно с Русской духовной миссией в Иерусалиме и при поддержке администрации Выставочного комплекса. Автором экспозиции является священник Русской духовной миссии в Иерусалиме, ключарь подворья Первоверховных апостолов Петра и Павла и святой праведной Тавифы в Тель-Авив-Яффо (Израиль) протоиерей Игорь Пчелинцев – член Союза журналистов России, фотограф журнала «Русское фото», член-корреспондент Королевского фотографического общества (Великобритания). Выставка из 45 фотокартин «Сокровенный Афон» при поддержке «Общества друзей Святой горы Афон» прошла в Лондоне и Оксфорде в июне-июле 2015 года и получила высокие оценки критиков. На открытии присутствовал Его Королевское Высочество принц Уэльский, герцог Корнуэльский Чарльз, который получил в дар от автора две работы. |
Большая семья: Пусть расцветают все «цветочки ». Отрывки из книги жены священника Ольги Юревич « Матушкины цветочки сборника рассказов о семерых детях семьи Юревичей. Книга проиллюстрирована рисунками детей матушки Ольги. Фото из архива автора//Фома. - – май 2007. – С.63-65. – (рубрика « Большая семья »). этой книге см.: «Фома», апрель 2007, рубрика «Что читать», С. 140. Церковь обязана помогать многодетным прихожанам . Разговор с главой семейства Юревичей – протоиерем Андреем Юревичем , настоятелем Крестовоздвиженского собора Лесосибирска (города в Красноярском крае, где живет эта большая и дружная семья)/Беседовал Алексей Чеботарев. Фото Максима Праздника//Фома. - – май 2007. – С.66-68. – (рубрика « Большая семья »). Вопрос – ответ: Можно ли сказать ребенку «нет»? На вопрос читательницы отвечают священник Константин Слепинин , клирик церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург) и психолог Ирина Левина. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – май 2007. – С.69. – (рубрика « Вопрос – ответ »). Личное : Смирение паче гордости /Автор Михаил Тарусин. Фото Евгения Глобенко, Владимира Ламзина//Фома. - – май 2007. – С.70-71. – (рубрика « Личное »). Современники: Леонид Круглов . « Труднее всего возвращаться » . Фотограф, этнограф, режиссер документальных фильмов – о путешествиях и своем пути к вере/Беседовал Алексей Чеботарев. Фото из архива Леонида Круглова//Фома. - – май 2007. - С.72-77. – (рубрика « Современники »). Имеется краткая биографическая справка « Леонид Круглов …»; Фото Николая Федорова (С.72). Дело: Работа должна приносить удовольствие? Как трудиться в современном ритме и остаться человеком. Интервью, взятое у президента Кадрового Дома «СуперДжоб» Алексея Захарова /Беседовал Алексей Соколов. Фото Павла Смертина//Фома. - – май 2007. – С.78-82. – (рубрика « Дело »). Краткая биографическая справка « Алексей Захаров…» (С.79). Информационная врезка: На каторгу, как на курорт? О результатах опроса, проведенного Центром маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» (респонденты отвечали на вопрос: «Должна ли работа приносить удовольствие?»)//Фома. - – май 2007. – С.78. – (рубрика « Дело »). |
В середине XIX века период от Рождества до Масленицы светское общество проводило на балах. Возникшие в это время благотворительные общества стали устраивать собственные балы с платными билетами, лотереями, базарами и аукционами, выручка с которых шла, как сказали бы сейчас, на уставные цели. Такие балы назывались публичными, и их надо было согласовывать с Дирекцией императорских театров. Каждое благотворительное общество имело право дать только один публичный бал в год. Также общество могло организовать один публичный бал для детей или праздник с благотворительной продажей. Маскарады благотворительным обществам устраивать было запрещено, и лишь Петербургское Дворянское собрание и Московское Благородное собрание могли устраивать до шести балов и маскарадов в год. Как правило, на благотворительных балах собирались средства в поддержку больниц, богаделен, сиротских учреждений и школ для бедных детей. Благотворительные балы устраивали также различные диаспоры Петербурга и Москвы. Например, в 1878 году французское сообщество Петербурга устроило в Дворянском собрании бал в пользу членов семей раненных и убитых во второй Русско-турецкой войне. Собрано было 41 790 рублей 15 копеек, а истрачено на проведение бала — 12 474 рубля 91 копейка. Благотворительные придворные балы, сопровождаемые базарами, устраивались достаточно регулярно, и сборы с них шли в пользу учреждений, состоявших под покровительством членов императорской семьи. Последний придворный благотворительный бал-маскарад состоялся в феврале 1903 года в Зимнем дворце Петербурга. Гости были одеты в русские национальные костюмы XVII века — бояр и боярынь, воевод, посадских людей и т. д. Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича, а Александра Федоровна — в наряде царицы Марии Ильиничны, эскизы к обоим костюмам императрица нарисовала сама. Бал был организован в пользу Общества возрождения художественной Руси, занимавшегося восстановлением древних храмов, сохранением русских ремесел и популяризацией древнерусской иконописи. Для демонстрации русского декоративно-прикладного искусства, в обилии представленного в нарядах, придворный фотограф запечатлел всех присутствующих на «фототипии». Несколько сотен альбомов с фотографиями были затем проданы за высокую цену, а средства от их продажи поступили в фонд общества. |
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск девятый. СПб., 1884 г., в типографии Департамента Уделов. С. 71-73 В первой половине XVI в. в Ново-Медведском монастыре воздвигли каменный Николаевский собор. Храм с некоторыми последующими изменениями сохранился до наших дней. Первоначальный его облик реконструирован архитектором Ольгой Гусевой при изучении собора в 1980-х гг. Строили его Новгородские мастера в лучших традициях новгородской храмовой архитектуры. Своды храма с открытым сквозным куполом опираются на 4 плитных столба. Алталь полукруглый с двумя окнами, имеет два боковых отделения, в правом из которых была ризница, в левом – жертвенник. Фонарь на сводах сквозной, на нем декоративный карниз в виде пятиугольников и одна луковицеобразная глава. В 1711 г. на средства новоладожского купца Барсукова к Никольскому храму с севера был пристроен придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В это же время была изменена форма крыши. Позже, в начале XIX в., с западной стороны было пристроено крытое крыльцо в традициях московской архитектуры. Оно имеет 13 плитных ступеней, ограждено стенами и соединяется с теремообразным входом на 4-х фигурных столбах. Окна в соборе первоначально были узкие, но для лучшего освещения храма в 1812 г. были растесаны. Также для увеличения внутренней площади были растесаны кирпичные столбы притвора. Еще одна, последняя переделка собора, была произведена в 1892 г. и заключалась в том, что в подклете, где раньше находились кладовые, был устроен третий придел во имя св. пророка Осии, Андрея Критского и праведного Лазаря. Придел был сооружен в память о чудесном избавлении от смертельной опасности императорской семьи 17 октября 1888 г. в Борках. С монастырских времен главной святыней Никольского собора был чудотворный образ святителя Николая, размещенный с наружной стороны на восточной стене храма над алтарной апсидой, на высоте 4-х саженей (ок. 8 м). Святой был изображен в рост с мечом в правой руке и храмом в левой, по так называемому в иконографии типу «Никола Можайский». Перед образом горела неугасимая лампада. . В 1870-х гг. к образу была пристроена винтовая чугунная лестница, завершающаяся широким балконом. Балкон с помощью 4-х чугунных столбов упирается в каменное плитное крыльцо. Архитектор этого изящного сооружения, предположительно, М.А. Щурупов. В 1859 г. образ Николая Чудотворца был одет в серебряную ризу с позолоченым венцом, работы известного ювелира Ф.А. Верховцева. Именно в таком виде запечатлел его известный русский фотограф С.М. Прокудин-Горский, путешествующий по Мариинской водной системе в 1909 г. Балкон, лестница, крыльцо и кружка для сбора денег сохранилась до наших дней, а сама икона бесследно пропала в годы атеизма. |
Пережила часовня и Вторую Мировую войну. Началась советская эпоха. Памятника царю в то время уже не было. Зато у самой часовни на расстоянии нескольких метров соорудили бронзовый памятник Сталину. Таким он и застыл на фотографиях - в тени Иверской часовни. Простоял он до 1956 года, когда его демонтировали в рамках акции развенчания культа вождя. Прошло еще несколько лет и пришла очередь на уничтожение самой часовни. Хотя это было, по историческим меркам, не так давно, но найти информацию об обстоятельствах уничтожения часовни трудно. Старожилы или не знают, или молчат. В архивах никаких сведений найти не удалось. Это, правда, не означает, что их там нет. Историк архитектуры Богдан Колосок так описывает события: «В 1959 или 1960 году городским комитетом комсомола был организован поджог и осквернение часовни. После того, как она постояла с выбитыми стеклами и без присмотра, ее окончательно уничтожили. Стены не поддавались быстрой разборке, поэтому их в одну из ночей взорвали. Икону разрешили забрать в собор Святой Троицы, откуда в ночь на 20 июня 2002 г. её похитили». Дополнительные сведения поведала фотограф-краевед Ирина Левчанивская: «Разрушена (подорвана пожарными) по приказу председателя горсовета Грушецкого». В 1969 году, по случаю 30-летия воссоединения западноукраинских земель в пределах УССР, здесь поставили памятник коммунисту Степану Бойко. Оказывается, что существует аналог луцкой часовни Иверской Богоматери. На юге Волыни в селе Браны Гороховского района стоит и никак не используется почти идентичная часовня, построенная по инициативе графа Рафаила де Боссалини, который также построил большую церковь в Журавниках. На месте Иверской часовни в Луцкедавно хотят построить другую. Строительство инициирует Волынская епархия УПЦ КП. На заседании городского архитектурного совета проект согласовали, однако пока никаких видимых движений в сторону строительства нет. Зато появилась инициатива демонтажа памятника Бойко, который также пока стоит. Вероятно, 2016 год даст ответ на вопрос, как будет выглядеть этот участок край пешеходной улице Леси Украинский. |
— Здравствуйте. — Христос Воскресе. — Воистину Воскресе. О. Марк несколько смущен. — А я уж и не знаю, как с вами, с образованными, здороваться. Простите, коли не так. Может, у вас в миру и не говорят «Христос Воскресе». Смиренный о. Марк, вы правы, не говорят. Но не вам — нам надо смущаться, как смущает нас многое в пестрой и пустячной жизни нашей — чего не видать вам в тишине и свете вашей библиотеки. Да, не говорят «Христос Воскресе». И тем хуже. … Мало посетителей в афонских библиотеках. Дух Афона не есть дух ученого бенедиктинского монашества. Впрочем, может быть, истинная библиотека и вообще должна быть бесцельна. Еще вопрос, следует ли выдавать из нее книги. Можно любить музеи и библиотеки, как египетские пирамиды, как ночное море и как звезды. Как творение — в тишине и вечности. Крин сельный О. Наум, полный, русый, несколько мягкотелый монах с добрыми глазами и медлительный в движениях. Он живет в отдельном домике за оградою монастыря. В послеполуденные знойные часы нередко приходилось мне подходить к этому домику. Каждый раз любовался я цветущими у крыльца белыми лилиями — «крин сельный» называют их тут. О. Наум — фотограф монастырский. Домик его в то же время студия, светлая комната, заваленная снимками и негативами, с «фонами», на которых снимались группы посетителей, с темной каморкой для проявления — всею, вообще, обстановкой немудрящего ателье. О. Наум выбирал мне снимки медленно и как-то неуверенно. Оттенок некоторой грусти я заметил в нем. Точно все уже видел, все знает и устал от смены обликов. Его студия увешана изображениями — попытками остановить поток. Он снимал и «высочайших особ», и посланников, и адмиралов, и митрополитов — стены эти в некоем роде история обители. Вот мягкий, тонкий архимандрит Макарий, знаменитый игумен обители в конце прошлого века [ 93 ], вот суровые брови и густая борода не менее известного духовника обители о. Иеронима, проведшего на Афоне сорок девять лет, считающегося, наравне со своим учеником архимандритом Макарием, одним из созидателей теперешнего монастыря [ 94 ]. |
В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, - например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой среды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазнительные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с совестью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в душе, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминутно в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и помышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий образ подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, непроявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Господь во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя (1 Кор. 4, 5). Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий», о котором говорит Господь, не есть какое-либо изобретение ума человеческого; этот червь зарождается и растет в муках совести еще во время земной жизни. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разрушения желательного строя жизни? И геенна - не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его. Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько». Вот почему предки наши так держали всегда в памяти Страшный Суд: с изображения на картине и в слове при князе Владимире начали обращение к христианству; с памятью о Страшном Суде выходили всегда из храма, над входом в который изображали Страшный Суд, оживляли память о нем картинами на стенах домов, духовными стихами и т. д. И наоборот, ослабевая в памятовании Страшного Суда, как стали позднейшие потомки забывать и заветы Христа! Они более помнят то, что их занимает, что приятнее. |
В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси. |
| |