Лебедев Степан (Стефан) Исидорович (? –1882) — член Учебного комитета при Святейшем Синоде, посылаемый на ревизии духовных учебных заведений; действительный статский советник — 242 Лебедева Марья Михайловна (урожд. Богословская) — жена П. А. Лебедева и дочь М. И. Богословского, знакомая отца Николая — 112, 172 Левицкий Сергей Львович (1819–1898) — петербургский фотограф — 189 Легг (Legge James) (1815–1897) — знаменитый английский синолог, профессор Оксфордского университета; миссионер в Малакке; издатель китайского конфуцианского канона, текстов даоисма и автор ряда исследований — 321, 322 Лейхтенбергский Николай Максимилианович (1843–1890) — великий князь, герцог, генерал от кавалерии; внук императора Николая I — 108 Леля — см. Храповицкий Леля Леля, воспитанница Рождественской обители в Москве — 290 Ленивов Андрей Николаевич (1825–1896) — московский купец, благотворитель — 249, 256, 267, 272, 273 Леонид, преосвященный — Леонид (Кавелин Лев Александрович) (1822–1891) — выпускник московского Кадетского корпуса; пострижен в монашество (1857), архимандрит (с 1863 г.), начальник русской Духовной миссии в Иерусалиме (с 1863 г.), наместник Троице–Сергиевой лавры (с 1877 г.); археограф, церковный писатель, сотрудник журнала «Маяк» (см.: Шереметев С. Д. Архимандрит Леонид (Кавелин). М., 1901; Корсунский И. Н. Наместник Сергиевой лавры архимандрит Леонид. М., 1892) — 262, 283, 284 Леонида, сестра Ивановского монастыря в Москве — 290 Леонтьев Павел Михайлович (1822–1875) — директор Императорского лицея в память цесаревича Николая, профессор Московского университета; журналист, соредактор «Московских ведомостей» (с 1865 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 214 Лепоринский Ираклий Иванович (1818–1888) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1839), профессор Казанской Духовной семинарии (1840–1854); протоиерей, законоучитель казанского Родионовского института благородных девиц (с 1841 г.), ректор Казанского Духовного училища (1854–1870); духовный писатель, автор «слов» и статей, опубликованных в «Духовной беседе» и «Православном собеседнике» — 300

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Данил, видеопаспорт 1vfro, родился в мае 2007 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50. Андрей, видеопаспорт 1ig1a, родился в январе 2013 (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50. Куда обращаться будущим попечителям Данила и Андрея. – С.51. Хорошие игры для детей Во что поиграть с детьми, чтобы им было не только интересно, но и полезно? В специальном проекте «Фомы» (предыдущие материалы см. в - пять развивающих литературных игр для детей 6-12 лет. В этом номере учимся играть в «Подбор прилагательных». « Подбор прилагательных ». Об игре рассказывает Виталий Каплан //Фома. - - сентябрь2019. – С.51. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Хорошие игры для детей »). Пять любимых фотографий фотокорреспондента журнала «Фома» Владимира Ештокина . [Владимир Ештокин — фотограф журнала «Фома», путешественник, автор множества персональных выставок, создатель уникальных 3-D панорам русских храмов и монастырей. «У фотографа, - говорит он, - как детишки у мамочки, все фотографии любимые, поэтому выбрать всего 5 из них просто невозможно. Скорее, это те фотографии, которые почему-то запомнились больше других». Публикации фото сопровождаются замечательными пояснениями автора]//Фома. - — сентябрь 2019. - С.52-59. - (раздел « Люди »). Представлены следующие фотоработы мастера: . Спасская башня Московского Кремля. Середина 1990-х годов.  - С.52-53; Авторское пояснение - С.  54; .  Казанский храм села Курба Ярославской области . 2018. - С.54-55; . Бисерово озеро. Московская область. Начало 2000-х годов. - С.56-57; . Бессмертный полк. Москва. 2017. - С.58; . Марфо-Мариинская обитель . Москва. 2017. - С.58-59. Игорь Цуканов . Живой комплекс. Как возникают храмы в новых районах: опыт Ставрополя. Фото Юлии Маковейчук; Пресс-службы Ставропольской митрополии; Из архива «ЮгСтройИнвест»; Из архива Князь-Владимирского собора//Фома. - — сентябрь 2019. - С.60-63,66-69. - (раздел « Люди »). На врезке к материалу (С.64-65) помещена великолепно проиллюстрированная подробная информационная справка « Как устроен Князь-Владимирский собор ».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9197-s...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Начинаются празднества 1000-летия Русского монашества на Святой Горе   Начинаются празднества 1000-летия Русского монашества на Святой Горе       25 мая в Нижнем Новгороде торжественно откроется фотовыставка «Сокровенный Афон» «Второго июня 2016 года в музее «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки «Афон. Святая гора». Экспонируется более 200 произведений: живопись, графика, скульптура, эмали, мозаика, шелкография, инсталляции, фотографии, фильмы», - говорится в сообщении. В материале отмечается, что художниками-участниками выставки являются Зураб Церетели, Сергей Антонов, Валерий Близнюк, Василий Бубнов, Алексей Жучков, Виктор Калинин, Геннадий Красношлыков и другие. также в выставке примут участие монахи и трудники горы Афон. Большая часть произведений, представленных на выставке, выполнена мастерами по впечатлениям, полученным от паломничества на Святую гору в 2015 году. Результатом стало огромное количество работ, созданных как маститыми мастерами, так и молодыми художниками, вдохновившимися живописной природой, архитектурой Афона и жизнью обитателей Святой горы, уточняется в сообщении.   +++    С 25 мая по 24 июня в Нижегородском государственном выставочном комплексе на площади Минина и Пожарского, 2/2, будет работать фотовыставка «Сокровенный Афон», подготовленная отделом культуры Нижегородской епархии совместно с Русской духовной миссией в Иерусалиме и при поддержке администрации Выставочного комплекса. Автором экспозиции является священник Русской духовной миссии в Иерусалиме, ключарь подворья Первоверховных апостолов Петра и Павла и святой праведной Тавифы в Тель-Авив-Яффо (Израиль) протоиерей Игорь Пчелинцев – член Союза журналистов России, фотограф журнала «Русское фото», член-корреспондент Королевского фотографического общества (Великобритания). Выставка из 45 фотокартин «Сокровенный Афон» при поддержке «Общества друзей Святой горы Афон» прошла в Лондоне и Оксфорде в июне-июле 2015 года и получила высокие оценки критиков. На открытии присутствовал Его Королевское Высочество принц Уэльский, герцог Корнуэльский Чарльз, который получил в дар от автора две работы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2297

Большая семья: Пусть расцветают все «цветочки ». Отрывки из книги жены священника Ольги Юревич « Матушкины цветочки сборника рассказов о семерых детях семьи Юревичей. Книга проиллюстрирована рисунками детей матушки Ольги. Фото из архива автора//Фома. - – май 2007. – С.63-65. – (рубрика « Большая семья »). этой книге см.: «Фома», апрель 2007, рубрика «Что читать», С. 140. Церковь обязана помогать многодетным прихожанам . Разговор с главой семейства Юревичей – протоиерем Андреем Юревичем , настоятелем Крестовоздвиженского собора Лесосибирска (города в Красноярском крае, где живет эта большая и дружная семья)/Беседовал Алексей Чеботарев. Фото Максима Праздника//Фома. - – май 2007. – С.66-68. – (рубрика « Большая семья »). Вопрос – ответ: Можно ли сказать ребенку «нет»? На вопрос читательницы отвечают священник Константин Слепинин , клирик церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург) и психолог Ирина Левина. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – май 2007. – С.69. – (рубрика « Вопрос – ответ »). Личное : Смирение паче гордости /Автор Михаил Тарусин. Фото Евгения Глобенко, Владимира Ламзина//Фома. - – май 2007. – С.70-71. – (рубрика « Личное »). Современники: Леонид Круглов . « Труднее всего возвращаться » . Фотограф, этнограф, режиссер документальных фильмов – о путешествиях и своем пути к вере/Беседовал Алексей Чеботарев. Фото из архива Леонида Круглова//Фома. - – май 2007. - С.72-77. – (рубрика « Современники »). Имеется краткая биографическая справка « Леонид Круглов …»; Фото Николая Федорова (С.72). Дело: Работа должна приносить удовольствие? Как трудиться в современном ритме и остаться человеком. Интервью, взятое у президента Кадрового Дома «СуперДжоб» Алексея Захарова /Беседовал Алексей Соколов. Фото Павла Смертина//Фома. - – май 2007. – С.78-82. – (рубрика « Дело »). Краткая биографическая справка « Алексей Захаров…» (С.79). Информационная врезка: На каторгу, как на курорт? О результатах опроса, проведенного Центром маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» (респонденты отвечали на вопрос: «Должна ли работа приносить удовольствие?»)//Фома. - – май 2007. – С.78. – (рубрика « Дело »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-49-m...

В середине XIX века период от Рождества до Масленицы светское общество проводило на балах. Возникшие в это время благотворительные общества стали устраивать собственные балы с платными билетами, лотереями, базарами и аукционами, выручка с которых шла, как сказали бы сейчас, на уставные цели. Такие балы назывались публичными, и их надо было согласовывать с Дирекцией императорских театров. Каждое благотворительное общество имело право дать только один публичный бал в год. Также общество могло организовать один публичный бал для детей или праздник с благотворительной продажей. Маскарады благотворительным обществам устраивать было запрещено, и лишь Петербургское Дворянское собрание и Московское Благородное собрание могли устраивать до шести балов и маскарадов в год. Как правило, на благотворительных балах собирались средства в поддержку больниц, богаделен, сиротских учреждений и школ для бедных детей. Благотворительные балы устраивали также различные диаспоры Петербурга и Москвы. Например, в 1878 году французское сообщество Петербурга устроило в Дворянском собрании бал в пользу членов семей раненных и убитых во второй Русско-турецкой войне. Собрано было 41 790 рублей 15 копеек, а истрачено на проведение бала — 12 474 рубля 91 копейка. Благотворительные придворные балы, сопровождаемые базарами, устраивались достаточно регулярно, и сборы с них шли в пользу учреждений, состоявших под покровительством членов императорской семьи. Последний придворный благотворительный бал-маскарад состоялся в феврале 1903 года в Зимнем дворце Петербурга. Гости были одеты в русские национальные костюмы XVII века — бояр и боярынь, воевод, посадских людей и т. д. Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича, а Александра Федоровна — в наряде царицы Марии Ильиничны, эскизы к обоим костюмам императрица нарисовала сама. Бал был организован в пользу Общества возрождения художественной Руси, занимавшегося восстановлением древних храмов, сохранением русских ремесел и популяризацией древнерусской иконописи. Для демонстрации русского декоративно-прикладного искусства, в обилии представленного в нарядах, придворный фотограф запечатлел всех присутствующих на «фототипии». Несколько сотен альбомов с фотографиями были затем проданы за высокую цену, а средства от их продажи поступили в фонд общества.

http://pravmir.ru/vy-poedete-na-bal/

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск девятый. СПб., 1884 г., в типографии Департамента Уделов. С. 71-73 В первой половине XVI в. в Ново-Медведском монастыре воздвигли каменный Николаевский собор. Храм с некоторыми последующими изменениями сохранился до наших дней. Первоначальный его облик реконструирован архитектором Ольгой Гусевой при изучении собора в 1980-х гг. Строили его Новгородские мастера в лучших традициях новгородской храмовой архитектуры. Своды храма с открытым сквозным куполом опираются на 4 плитных столба. Алталь полукруглый с двумя окнами, имеет два боковых отделения, в правом из которых была ризница, в левом – жертвенник. Фонарь на сводах сквозной, на нем декоративный карниз в виде пятиугольников и одна луковицеобразная глава. В 1711 г. на средства новоладожского купца Барсукова к Никольскому храму с севера был пристроен придел во имя Успения Пресвятой Богородицы. В это же время была изменена форма крыши. Позже, в начале XIX в., с западной стороны было пристроено крытое крыльцо в традициях московской архитектуры. Оно имеет 13 плитных ступеней, ограждено стенами и соединяется с теремообразным входом на 4-х фигурных столбах. Окна в соборе первоначально были узкие, но для лучшего освещения храма в 1812 г. были растесаны. Также для увеличения внутренней площади были растесаны кирпичные столбы притвора. Еще одна, последняя переделка собора, была произведена в 1892 г. и заключалась в том, что в подклете, где раньше находились кладовые, был устроен третий придел во имя св. пророка Осии, Андрея Критского и праведного Лазаря. Придел был сооружен в память о чудесном избавлении от смертельной опасности императорской семьи 17 октября 1888 г. в Борках. С монастырских времен главной святыней Никольского собора был чудотворный образ святителя Николая, размещенный с наружной стороны на восточной стене храма над алтарной апсидой, на высоте 4-х саженей (ок. 8 м). Святой был изображен в рост с мечом в правой руке и храмом в левой, по так называемому в иконографии типу «Никола Можайский». Перед образом горела неугасимая лампада. . В 1870-х гг. к образу была пристроена винтовая чугунная лестница, завершающаяся широким балконом. Балкон с помощью 4-х чугунных столбов упирается в каменное плитное крыльцо. Архитектор этого изящного сооружения, предположительно, М.А. Щурупов. В 1859 г. образ Николая Чудотворца был одет в серебряную ризу с позолоченым венцом, работы известного ювелира Ф.А. Верховцева. Именно в таком виде запечатлел его известный русский фотограф С.М. Прокудин-Горский, путешествующий по Мариинской водной системе в 1909 г. Балкон, лестница, крыльцо и кружка для сбора денег сохранилась до наших дней, а сама икона бесследно пропала в годы атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=03541

Пережила часовня и Вторую Мировую войну. Началась советская эпоха. Памятника царю в то время уже не было. Зато у самой часовни на расстоянии нескольких метров соорудили бронзовый памятник Сталину. Таким он и застыл на фотографиях - в тени Иверской часовни. Простоял он до 1956 года, когда его демонтировали в рамках акции развенчания культа вождя. Прошло еще несколько лет и пришла очередь на уничтожение самой часовни. Хотя это было, по историческим меркам, не так давно, но найти информацию об обстоятельствах уничтожения часовни трудно. Старожилы или не знают, или молчат. В архивах никаких сведений найти не удалось. Это, правда, не означает, что их там нет. Историк архитектуры Богдан Колосок так описывает события: «В 1959 или 1960 году городским комитетом комсомола был организован поджог и осквернение часовни. После того, как она постояла с выбитыми стеклами и без присмотра, ее окончательно уничтожили. Стены не поддавались быстрой разборке, поэтому их в одну из ночей взорвали. Икону разрешили забрать в собор Святой Троицы, откуда в ночь на 20 июня 2002 г. её похитили».  Дополнительные сведения поведала фотограф-краевед Ирина Левчанивская: «Разрушена (подорвана пожарными) по приказу председателя горсовета Грушецкого». В 1969 году, по случаю 30-летия воссоединения западноукраинских земель в пределах УССР, здесь поставили памятник коммунисту Степану Бойко. Оказывается, что существует аналог луцкой часовни Иверской Богоматери. На юге Волыни в селе Браны Гороховского района стоит и никак не используется почти идентичная часовня, построенная по инициативе графа Рафаила де Боссалини, который также построил большую церковь в Журавниках. На месте Иверской часовни в Луцкедавно хотят построить другую. Строительство инициирует Волынская епархия УПЦ КП. На заседании городского архитектурного совета проект согласовали, однако пока никаких видимых движений в сторону строительства нет. Зато появилась инициатива демонтажа памятника Бойко, который также пока стоит. Вероятно, 2016 год даст ответ на вопрос, как будет выглядеть этот участок край пешеходной улице Леси Украинский.

http://sobory.ru/article/?object=45011

— Здравствуйте. — Христос Воскресе. — Воистину Воскресе. О. Марк несколько смущен. — А я уж и не знаю, как с вами, с образованными, здороваться. Простите, коли не так. Может, у вас в миру и не говорят «Христос Воскресе». Смиренный о. Марк, вы правы, не говорят. Но не вам — нам надо смущаться, как смущает нас многое в пестрой и пустячной жизни нашей — чего не видать вам в тишине и свете вашей библиотеки. Да, не говорят «Христос Воскресе». И тем хуже. … Мало посетителей в афонских библиотеках. Дух Афона не есть дух ученого бенедиктинского монашества. Впрочем, может быть, истинная библиотека и вообще должна быть бесцельна. Еще вопрос, следует ли выдавать из нее книги. Можно любить музеи и библиотеки, как египетские пирамиды, как ночное море и как звезды. Как творение — в тишине и вечности. Крин сельный О. Наум, полный, русый, несколько мягкотелый монах с добрыми глазами и медлительный в движениях. Он живет в отдельном домике за оградою монастыря. В послеполуденные знойные часы нередко приходилось мне подходить к этому домику. Каждый раз любовался я цветущими у крыльца белыми лилиями — «крин сельный» называют их тут. О. Наум — фотограф монастырский. Домик его в то же время студия, светлая комната, заваленная снимками и негативами, с «фонами», на которых снимались группы посетителей, с темной каморкой для проявления — всею, вообще, обстановкой немудрящего ателье. О. Наум выбирал мне снимки медленно и как-то неуверенно. Оттенок некоторой грусти я заметил в нем. Точно все уже видел, все знает и устал от смены обликов. Его студия увешана изображениями — попытками остановить поток. Он снимал и «высочайших особ», и посланников, и адмиралов, и митрополитов — стены эти в некоем роде история обители. Вот мягкий, тонкий архимандрит Макарий, знаменитый игумен обители в конце прошлого века [ 93 ], вот суровые брови и густая борода не менее известного духовника обители о. Иеронима, проведшего на Афоне сорок девять лет, считающегося, наравне со своим учеником архимандритом Макарием, одним из созидателей теперешнего монастыря [ 94 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, - например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой сре­ды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазни­тельные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с сове­стью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в ду­ше, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминут­но в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и по­мышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий об­раз подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, непроявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Гос­подь во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя (1 Кор. 4, 5). Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий», о котором говорит Господь, не есть какое-либо изобретение ума человеческого; этот червь зарождается и растет в муках совести еще во время зем­ной жизни. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разру­шения желательного строя жизни? И геенна - не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его. Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько». Вот почему предки наши так держали всегда в памяти Страшный Суд: с изображения на картине и в слове при князе Владимире начали обращение к христи­анству; с памятью о Страшном Суде выходили всегда из храма, над входом в который изображали Страшный Суд, оживляли память о нем картинами на стенах домов, духовными стихами и т. д. И наобо­рот, ослабевая в памятовании Страшного Суда, как стали поздней­шие потомки забывать и заветы Христа! Они более помнят то, что  их занимает, что приятнее.

http://pravoslavie.ru/1594.html

В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010