Но утверждать, что евангелист Матфей прежде упомянутых им в начале 26 главы слов Господа о приближении времени крестной Его смерти, ничего еще не сказал о том, как, по выражению автора, подготовилась эта «страшная катастрофа, имевшая быть чрез два дня, – то есть, каким образом и прежде решения синедриона – «взять Иисуса хитростью и убить» ( Мф. 26:4 ), обнаруживалась сильная, дышавшая коварством и убийством, вражда против Него книжников, фарисеев и первосвященников, – утверждать это, или представлять себе, что сам Евангелист «заметил, что он ничего такого не сказал, мог бы только тот, кто совсем не читал предшествующих глав того же Евангелия от Матфея. Не говоря уже о тех главах, где у евангелиста Матфея описывается общественное служение Иисуса Христа роду человеческому, до входа Его в Иерусалим, и где также много раз указывается на постоянное преследование Спасителя со стороны книжников и фарисеев, как самых ослепленных и ожесточенных врагов, насмешками, желанием уловить в каком-либо слове или деле – с явным намерением погубить Его, 486 – довольно прочитать 21 и 22 главы, чтобы видеть, как злоба этих врагов явно высказалась при входе Господнем в Иерусалим и в последующие дни. Там сказано, что они гласно выражали свое негодование на торжественную встречу Господа, сопровождавшуюся чудесами Его и восклицаниями отроков ( Мф. 21:15 ); а на другой или на третий день после входа в Иерусалим, когда Он снова пришел в храм, они всенародно вопрошали Его, какой властью Он делает то, что делает ( Мф. 21:23 ), и, не вразумившись притчами о двух сынах и злых виноградарях, – в которых Господь ясно изобразил их дух и образ деятельности, и чем она кончится, и какие будут ее последствия, – старались схватить Его, но побоялись народа, который Его почитал за Пророка ( Мф. 21:46 ); не вразумившись же потом и новой притчей – о брачном пире сына Царева, они пошли и совещались, как бы уловить Его в слове, и действительно старались это сделать, предлагая Ему разные вопросы, с очевидным намерением или подвергнуть Его уголовной ответственности пред римским правительством, или возмутить против небесного Наставника истины народ. Правда, божественной мудростью Иисуса Христа сии совопросники были посрамлены – до того, что на Его собственный вопрос о «Сыне Давидовом, «никто не мог отвечать Ему ни слова, и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф. 22:1–46 ); но это-то самое, и вслед за тем – потрясающая душу обличительная речь Христова относительно сидящих на Моисеевом седалище, книжников и фарисеев ( Мф. 23:1–39 ), делают для нас совершенно понятным, что после всего этого должно было последовать, и по свидетельству евангелистов Матфея и Марка, действительно последовало, за два дня до Пасхи страданий Христовых, последнее злое совещание синедриона, на котором положено – взять Иисуса Христа хитростью, и убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О, да сохранит вас благодать Божия от такой тяжкой ошибки – от такого зла! Два зла сотвориша людие Мои, глаголет Господь: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные (колодцы обрушивающиеся), иже не возмогут воды содержати ( Иер. 2:13 ). И что же отсюда происходит? То, что и душа, жаждущая духовных наслаждений истиною, добром и красотою, совсем истаивает от постоянно раздражаемой, но никогда не удовлетворяемой кладенцами сокрушенными жажды, и Тот, кто Сам есть путь, и истина, и живот ( Ин. 14:6 ), вотще жаждет спасения души и от времени до времени явственно говорит ей: «дай Мне пить, – дай Мне насладиться плодами того, что произвела в тебе беспредельная любовь Моя!» Ах, душа христианская, если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ( Ин. 4:10 )! Есть в свете много колодезей – много источников земных удовольствий, – из которых многие пьют, но верно слово Господне, что всякий пьющий воду сию, нередко добываемую то суемудрием человеческим, то излишнею заботливостию о том, что часто быстрее исчезает, чем устраивается с великим трудом, то пустою мечтательностию о том, что существует лишь в области праздного воображения, а в действительности никогда не существовало и не будет существовать, – всякий пьющий воду сию возжаждет опять и, что всего ужаснее, может наконец развить в своей душе такую нестерпимую жажду, которая и здесь не даст ей покоя, и там, за пределами видимого мира, будет палить её адским огнём, для прохлаждения коего пожелает человек, чтобы какой-нибудь Лазарь омочил конец перста в воде и прохладил язык его, но и сего не получит ( Лк. 16:24–25 ). А кто будет пить воду, которую Господь даст ему, – и в слове Божием, и во всём, что ниспосылает Его всещедрая десница и к временному, и особенно к вечному нашему благу, и что принимается от него в духе живой веры, благодарной любви и святого упования, – не возжаждет вовек; но вода, которую Господь даст этой боголюбивой душе, сделается в ней источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О Евангельских женах, помазавших Христа Спасителя миром (исследование) Среди общественного служения роду человческому, и в последние дни Своей земной жизни, Господь наш Иисус Христос был помазан миром, по благочестивому усердию евангельских жен. Об этом находим повествование у всех четырех Евангелистов. Но у каждого из них событие помазания Христа Спасителя миром изображается то сходными, то различными между собой чертами. Отсюда у древних и новейших толкователей святого Писания возникли разные предположения о том: где, у кого, кем и сколько раз совершено было помазание Господа? В западной литературе в разрешение этого вопроса написаны целые томы. 424 У нас, по крайней мере, всякому любителю духовного просвещения должно быть известно, что в разрешении вопроса, кем совершено помазание Господа Иисуса Христа, вообще западная Церковь разногласит с восточной. Относительно же вопроса, сколько раз совершено было помазание, замечается в нашей отечественной духовной литературе та особенность, что иначе решается этот вопрос составителями евангельской истории, и иначе – толкователями православного богослужения. Но, прежде нежели покажем, в чем состоят и на сколько основательны различные мнения о рассматриваемом предмете, обратимся к первоначальному источнику его – святому четвероевангелию, и посмотрим, в какой последовательности событий и в каких именно чертах излагается этот предмет у каждого из четырех Евангелистов. Святой евангелист Матфей, после изложения пророчественной беседы Иисуса Христа, произнесенной через три дня после входа Его в Иерусалим, на горе Елеонской – о разрушении Иерусалима, кончине мира и страшном суде ( Мф. 24; 25 ), говорит: «Когда окончил Иисус все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие“ ( Мф. 26:1–2 ). " Тогда, – продолжает Евангелист, – тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы; и положили в совете взять Иисуса хитростью, и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О несвоевременном удалении из храма 342 «Попросите взаимно друг друга стоять так же, как стояли; а если кто двинется с своего места, постарайтесь удержать его». Так говорил в свое время святитель Иоанн Златоуст против тех, которые уходят из церкви прежде окончания Божественной литургии. Благочестивые слушатели! Вы, конечно, не удивитесь началу нашего слова, если обратите внимание на то, что обыкновенно происходит в этом святом храме в минуты, подобные настоящим. Лишь только проповедник восходит на кафедру, иные стараются подойти к ней поближе, но другие спешат в то же время уйти из дома Божия, вовсе не думая ни о том, что бывают причиной немалого смущения церковного, и особенно – смущения провозвестников слова Божия, которые именно ради их предприняли труд и пришли сюда, быть может, издалека, ни о том, какую потерю и какой вред причиняют они себе самим столь несвоевременным удалением из святилища. Приглашаем всех поразмыслить об этом, чтобы тем усерднее употребить свое содействие к вразумлению согрешающих братий. «Царствие небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих, звать званных на брачный пир; и не захотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой; тельцы мои, и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они пренебрегли то; пошли – кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили, и убили их ( Мф. 22:2–6 )“. Что постигло или постигнет тех презрителей и злодеев, и какой участи подверглись или подвергнутся те, которые были в числе многих званных, но не оказались в малом числе избранных, – вам должно быть, братья, очень известно; потому что всю эту притчу вы слышали в ныне прочитанном Евангелии. Нужно ли объяснять вам, братья, что царь, посылающий рабов своих звать званных на брачный пир сына своего, есть не другой кто, как сам Царь Небесный, всесильный Господь неба и земли, премудрый наш Создатель и всеблагой Промыслитель; что Он-то древле посылал Пророков, потом Апостолов, и преемников служения апостольского, пастырей и проповедников слова Божия, и сих последних будет посылать до скончания века – звать званных в благодатное и славное царство единородного Сына Своего, который, как Жених с невестой, сочетавшись с Церковью, всем верующим предлагает – как на брачном пиру – обилие благодатных даров на земле, и вечную славу на небесах? – Это истины весьма понятные для всякого православного христианина. Но вот о чем позвольте спросить вас: к какого рода званным причислить нам себя? Вопрос чрезвычайно важный; ибо он касается вечной судьбы нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О предательстве ученика предрек пророк Давид словами: «ядый со мною хлеб, воздвиже на мя пяту свою» ( Пс. 40:10 ; Ин. 13:18 ). Указывая на сии слова, сам Господь Иисус Христос , за тайной вечерею, омочив хлеб в солило и подав его предателю, сказал ученикам своим: «един от вас предаст Мя» ( Мф. 26:21 ). Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: «порази пастыря, и расточатся овцы стада» ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам своим: «вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию» ( Ин. 13:18–26 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах св. псалмопевца: «удалил еси от мене друга и искренняго» ( Пс. 87:17–19 ) 2 : «Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи 3 ». И сам Иисус Христос предрек Петру: «аминь глаголю тебе, яко в сию ночь трижды отвержешися Мене» ( Мф. 26:34 ). б) Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что «отложенное Израилю чаяние языков» – придет тогда, «когда оскудеет князь от Иуды» ( Быт. 49:32 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнести ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. в) Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников. «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?» взывал царепророк. «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс. 2:1–2 ). «И поистине, собрались во граде» Иерусалиме «на святаго Сына Твоего», Владыко Боже, «Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и людьми израилевыми» ( Деян. 4:25–27 ). И сам Иисус Христос тоже предсказал ученикам своим: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам, и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» ( Мф. 20:18, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

«О сем-то» и вы «радуйтесь, поскорбев теперь немного (если нужно) от различных искушений, дабы испытанная ваша вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и честе и славе в явление Иисуса Христа, которого не видев любите и которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостию неизреченною и преславною, достигая наконец верою спасения душ ваших» ( 1Пет. 1:6–9 ). Сей-то радости прежде всего и более всего желаем вам в жизни, ибо она одна из всех радостей земных неотъемлема, и никакие неизбежные в жизни скорби, лишения и самая смерть не в состоянии лишить её тех, которые всем сердцем любят Господа и всегда готовы служить Ему всеми своими силами душевными и телесными. Господи Боже сил! Призри с высоты святыя Твоея и ниспошли Твоё вседействующее благословение на сии юные леторасли вертограда сего, его же насади десница Твоя! Помяни я, Господи Боже наш, якоже помянул еси святыя Твоя четыредесять мученики, ниспославый им с небесе венцы! Помяни, Боже, и воспитавшия их родители, зане молитвы родителей утверждают основания домов. Помяни, Господи, и тех, которые в продолжение стольких лет заступали для отроковиц сих место родителей и совершили во славу пресвятого имени Твоего дело благое и Тебе благоугодное. О премилосердый Господи! Приими в час сей от нас, недостойных, жертву благодарения, яко кадило благовонное, яко всесожжение тучное. Слава Тебе Богу, благодателю нашему, во веки веков! Аминь. V 94 Един благословенный во веки Господь Бог да благословит вхождение ваше и исхождение ваше, отныне и до века, как благословил некогда ваш вход в этот благодатный дом и как благословляет ныне исход из него! Не довольно ли для вас, возлюбленные, сравнить первый с последним, чтобы ясно видеть чудную силу вседействующего благословения Божия? Припомните, когда лет семь тому назад вы в числе других малых отроковиц с прикреплённою к раменам вашим хартиею, означающею новое ваше звание – воспитанницы 95 , в сопровождении ваших родных робко переступили священный порог сего дома Божия и впервые устремили свои взоры к сему алтарю – что должны были вы тогда чувствовать в сердце своём?.. Не Господь ли Сердцеведец един вполне постигал томление души вашей и дивно успокоивал её, озаряя своим небесным лучом? Быть может, тогда и те, которые привели вас сюда, и те, которые приняли вас здесь на своё попечение, невольно задавали себе вопрос: что убо отроча сие будет ( Лк. 1:66 )? – и, с полною верою, с сердечною преданностию воле Божией осеняя вас родительским благословением, вверяли Господу столь близкое их сердцу и вместе столь нежное и слабое существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

опечалился (λυπ) стал печален (περλυπος γενμενος) царь; по причине (δια) клятвы и для гостей своих (=пировавших с ним, τος νακειμνους), не захотел отказать ей, – велел дать ей (чего просила). 3. Мученическая кончина св. Иоанна Крестителя. а. Отсечение головы. тотчас послав (πμψας), усекнул (πεκεφλισε) Иоанна (=отсек Иоанну голову) в темнице, – царь, послав стража (ποστελας σπεκουλτορα), велел принести голову его. Он же (страж) пошел, и усекнул его в темнице, и принес голову его. [И принесена голова его] на блюде, [и подана] и подал ее девице; и девица отнесла (и) отдала ее матери своей. б. Погребение мощей Иоанна Крестителя. И услышав ученики его, пришли, приступив, взяли тело его, и положили и погребли оное (ατ) во гроб. в. Уведомление Спасителя о кончине Иоанна. И пришедши, возвестили Иисусу. 1. Второе прохождение Галилеи. а. Иисус Христос, проходя города и селения, благовествует и исцеляет. После сего, (ближайшим образом по удалении из Назарета и после усекновения главы Иоанна Крестителя), Он (Господь) проходил по городам и селениям (διδευεν κατα­ πλιν κα κμην), – обходил (περιγεν) Иисус все города (τς πλεις) и селения окрестные (κκλψ) в синагогах их, и проповедуя Евангелие царствия, – и благовествуя царствие Божие, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. б. Кто постоянно следовал за Иисусом Христом. И с Ним (проходили) двенадцать (Апостолов), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и другие многие (в последствии названные Мироносицами), которые служили Ему имением своим. 2. Послание двенадцати Апостолов на проповедь. а. Изъявление сожаления о народе. Видя же людей, (Иисус Христос) жалел о них, что они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. б. Возбуждение учеников к молитве о явлении делателей сей духовной жатвы. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а жнецов (ργτας) мало. И так молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Очищает себя при помощи Божией всякая добрая душа христианская – постоянно и непрерывно – в своих мыслях, чувствах, намерениях, словах и во всех своих поступках – помыслами благими, благоразумною осмотрительностию, словом Божиим, молитвою и наипаче любвеобильным призыванием спасительного имени Иисуса Христа с благоговением и страхом Божиим. Итак, возлюбленные, – заключает св. апостол Павел, – имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, который и сотворил сие. Возлюбленные! Молитесь о нас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ( 1Фес. 5:23–25, 28 ). Обновление Александро-Невской церкви Императорского Воспитательного общества благородных девиц 15-е декабря 1868 года вписано неизгладимыми чертами в летописи Императорского Воспитательного общества благородных девиц. В этот день совершилось здесь достопамятное торжество обновления церкви св. благоверного великого князя Александра Невского, которое ознаменовали своим священнослужением три первосвятителя всероссийской Церкви. В этот же день Воспитательное общество и обновлённая его церковь удостоились всемилостивейшего посещения его величества государя императора в сопровождении августейшей его дщери. Пятый уже год проходил после того, как Воспитательное общество благородный девиц отпраздновало (5 мая 1864 г.) столетний юбилей своей деятельной жизни, столь благотворной для распространения истинного просвещения в семействах высших слоёв русского общества. Означенное заведение учреждено в С.-Петербургском Новодевичьем (Смольном) монастыре 5 мая 1764 года. Но обновлённая в 1868 году церковь Воспитательного общества была устроена лишь 60 лет тому назад. Первое освящение её последовало 18 августа 1808 года – вместе с освящением вновь тогда воздвигнутого блаженной памяти императрицею Мариею Феодоровною здания, в котором и поныне помещается Воспитательное общество. Прежнее же помещение этого заведения в окружающем нынешний Воскресенский собор всех учебных заведений монастырском строении с Екатерининскою в нём церковью тогда же отдано Вдовьему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

подозвав их (детей), сказал им (ученикам): пустите детей (=дайте детям) приходить (ρχεσζαι) ко Мне и не препятствуйте им придти (λζεν) ко Мне; ибо таковых есть царствие Божие. небесное. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как дитя; тот не войдет в него. в. Благословение детей. И обняв их, – возлагая на них руки, благословлял их. И возложив на них руки, пошел оттуда. 2. Совет богатому юноше. а. Вопрос его о пути к жизни вечной. когда Он выходил в путь, некто (ες), подошедши – подбежав [некто] и пав пред Ним на колена, – один из знатных (τις ρχων) спросил Его (Мк. πηρτα,Лк. πηρτησε), – [сказал Ему] говоря: Учитель благий! что доброго должен я сделать, чтобы, сделав, (мог бы я) получить наследовать жизнь вечную? б. Внушение ему необходимости соблюдения заповедей. сказал [Иисус]: что ты Меня называешь благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную; сохрани заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: Ты знаешь заповеди: (τ) не убивай, не прелюбодействуй, [не убивай,] не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай; Почитай отца твоего в. Вопрос о пути к совершенству. ответствуя, сказал – говорит юноша: Учитель! это все [все это] сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? г. Совет о добровольной нищете ради небесного сокровища. Услышав [же] сие, Иисус, [же] взглянув на него, полюбил его, и сказал (Мф. εφη, Мк. и Лк. επεν) ему: одного тебе недостает (Мк. στερε, Лк. λεπει) если хочешь быть совершен, продай имение твое, – что имеешь, продай, раздай нищим (Мк. τος πτωχος, Мф. и Лк. πτωχος) и получишь сокровище на небеси; и приходи, следуй за Мною, – взяв крест. д. Печаль богатого. [Он же] Услышав [же]сие, слово сие, юноша опечалился, – (и) смутившись от сего слова, отошел с печалью; потому что имел большое имение, был весьма богат. е. Указание спасителя на трудность богатому спастись. Увидев [же]; что он (богатый) опечалился, И посмотрев вокруг, сказал [говорит] ученикам своим: истинно говорю вам, трудно богатому войти в царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

позвал их (т.е. и других двух братьев, Иакова и Иоанна): и вытащив (потом) оба судна на берег, оставили все, и пошли в след Его, пошли за Ним. 1. Вшествие в Капернаум и вселение в нем Иисуса Христа. И пришел (Иисус Христос) и пришли (Он и с Ним ученики Его) в Капернаум город Галилейский; пришедши (Господь), стал жить в (этом) приморском городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых; Да сбудется реченное пророком Исаиею, который говорит: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути к морю, по Иордану, Галилея языческая, Люди сидящие во тьме, увидели свет великий, и сидящим во стране и тени смертной воссиял свет Ис. 9:1–2 ). 2. Учение Иисуса Христа в синагоге. И вскоре (по прибытии в Капернаум), вошедши в синагогу, в субботу, Он начал учить. [и учил их во дни субботние]. И дивились учению Его: ибо слово его было со властью. Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. 3. Изгнание духа нечистого. а. Вопль бесноватого. Был в синагоге человек в духе нечистом (=одержимый нечистым духом), имевший нечистого духа бесовского; и вскричал громким голосом: Оставь нас; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас? Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. б. Изгнание беса. Но Иисус запретил ему, сказав: молчи, и выдь из него. И нечистый дух, сильно потрясши его, и вскричав громким голосом, – и повергнув его бес посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив его. в. Ужас и удивление бывших при сем. И напал на всех ужас; И ужаснулись все, так что спрашивали друг друга, и рассуждали между собою, говоря: что это? что это за слово (=что это значит), и что за новое учение, [со властью] властью и силою духам нечистым повелевает, и повинуются Ему, – выходят? г. Молва о Иисусе Христе. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. И вскоре разнеслась о Нем молва по всей окрестности Галилейской. 1. Иисус Христос исцеляет тещу Симонову а. Вшествие в дом Петров. Немедленно, вышедши из синагоги (после изгнания в ней нечистого духа), пришел [и пришедши] Иисус пришли (Он и ученики Его)

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010