Образ Пресв. Богородицы «Благодатное небо». Миниатюра из сб. «Зерцало Богородицы» (Ath. Pantel. slav. 72). 1828 г. (?) («Зерцало чудотворений, содеянных Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною, славною Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею во всех концах вселенной»), сборник сказаний о чудесах Богоматери (в старшей редакции содержит 130 рассказов), составленный на основании преимущественно лат. источников в 20-х гг. XIX в. в Мефодиевом Пешношском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . «Собиратель «Зерцала Богородицы»» (иногда «Collector «Speculi»») в старшем из списков именует себя Германом, не сообщая более никаких сведений. Тематически и типологически, а также в отношении круга источников книга обнаруживает большую близость к более ранним (эпохи барокко) сборникам рассказов о чудотворениях Богоматери, таким как «Небо Новое» Иоанникия (Галятовского) и «Звезда Пресветлая» , но в отличие от последних рассказы о чудесах Богоматери не объединены в «З. Б.» в тематические разделы. Источниками «З. Б.» послужили сочинения средневек. лат. авторов, указания на к-рые (на рус. или лат. яз.) в большинстве случаев помещены после изложения сюжета: труды Цезаря Барония , Варфоломея Пизанского, Винцентия из Бове , Иакова из Варацце , Петра Клюнийского («Клюниацкого»), Фомы, архиеп. Кантуарийского, Фомы Кемпийского , Фомы Кантипратана, Цезария Гейстербахского , «Книга о жизни братий-благовестников» и др.; в одном случае (при гл. 100) имеется ссылка на «книгу 1, главу 10» Т. Мора . Ряд рассказов, возможно, заимствован через посредство «Великого зерцала» и «Неба Нового». В качестве 2-го предисловия в «З. Б.» помещено «объяснение приветствия («целования») ангельского к Пресвятей Деве Марии, взятое из Псалтыри черниговской печати, при конце оной положенное» (текст, широко распространенный также в качестве отдельной статьи в рукописных сборниках XVII-XVIII вв.). При предисловии составителя и в ряде рассказов помещены вирши молитвенного и нравоучительного содержания. Книга написана на рус. языке, свободном от церковнославянизмов и излишних архаизмов.

http://pravenc.ru/text/199751.html

(авторство приписывается свт. Датию , еп. Медиолана ( 552)), говорится, что Г. и П., как и их родители Виталий и Валерия,- знатные жители Медиолана, обратились в христианство при св. еп. Гае (63-85), а их мученическая кончина произошла в последний год правления имп. Нерона (Datiana historia ecclesiae Mediolanensis/Ed. A. Biragus. Mediolani, 1848. P. 20, 23-26). По мнению зап. исследователей, данная датировка является неверной, поскольку возникновение Церкви в Медиолане относится к кон. II в., а еп. Гай занимал кафедру в нач. III в. Возможно, мученики пострадали во время гонений 250-260 гг. (при императорах Деции, Требониане Галле или Валериане I) или в 303-311 гг. (при имп. Диоклетиане) ( Rimoldi A. Gervais et Protais//DHGE. T. 20. Col. 1074). В XIII-XIV вв. краткие сказания о мучениках были включены в энциклопедические своды, напр. в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове, где приводится общий рассказ о Н. и К., Г. и П. и упоминается г. Плаценция (ныне Пьяченца, Италия), встречающийся только в греч. редакциях Мученичества ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. IX 51-53), и в легендарии, напр. в «Золотую легенду» блж. Иакова из Варацце, в к-рой помещены отдельные сказания о 2 парах мучеников ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 1. P. 536-539; Vol. 2. P. 676-680). О Г. и П. говорится, что они жили вместе с Н., но далее повествуется о мученической кончине только 2 братьев; история обретения мощей мучеников изложена на основе письма Псевдо-Амвросия с добавлением о том, что в день, когда произошло это событие, был заключен мир между лангобардами и Римской империей, поэтому папа Григорий постановил петь в этот день в начале мессы слова из псалма: «Он [Господь] скажет мир народу Своему» (Пс 84. 9). В конце содержится рассказ блж. Августина об изгнании беса из некоего юноши в церкви Г. и П., к-рая располагалась в вилле Викториана недалеко от Гиппорегия ( Aug. De civ. Dei. XXII 8). В XIV в. еп. Петр Наталис включил в «Перечень святых» краткое сказание о Н.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕБАЛЬД [Генебауд; лат. Genebaldus, Genebaudus; франц. Génébaud, Génibaud] († после 549), свт. (пам. зап. 5 сент.), первый еп. г. Лаудун (совр. Лан, Франция). Гинкмар , архиеп. Реймсский, в написанном в кон. IX в. житии своего предшественника свт. Ремигия Реймсского передал историю грехопадения и покаяния Г. (Vita Remigii. 42-45), полвека спустя ее повторил каноник Реймсской церкви Флодоард в «Истории Реймсской церкви» (Historia Ecclesiae Remensis. I 14). В XIII в. Винцентий из Бове упоминает о ней в своем сочинении ( Vincentius Belvacensis. Specilegium historiale//Bibliotheca mundi seu speculi maioris. XXI 7. Duaci, 1624. T. 4). По сообщению этих авторов, св. Ремигий в ходе предпринятой им реформы Реймсской митрополии основал отдельную епископскую кафедру в г. Лаудуне, назначив на нее своего родственника Г.- человека образованного, знатного происхождения. Приняв сан, Г. должен был оставить супругу, но не сдержал обета целомудрия и, приблизив ее к себе под видом духовной сестры, продолжал с ней супружеские отношения. Через нек-рое время жена Г. родила сына, к-рому он в порыве раскаяния дал имя Латрон (лат. latro - разбойник) и сказал при этом: «Поскольку разбой, который можно скрыть от людей, от Бога скрыть невозможно, то справедливо называться ему Разбойник» (Vita Remigii. 22). Однако и после этого он продолжал общение с бывш. супругой, к-рая вскоре опять зачала и родила дочь. Г. также дал ей символическое имя Вальпекула (лат. vulpecula - лисица). Свой выбор он объяснял тем, что «символические значения (significationes) этого животного в Писании знал и легко соотнес их с хитростями и изворотливостью соблазнителя диавола, сопоставил с соблазнами и уловками развращенной плоти» (Vita Remigii. 22). Осознав свой грех и впав в отчаяние, Г. призвал в Лаудун св. Ремигия и покаялся перед ним во всем. После долгих слов утешения св. Ремигий велел Г. уединиться, выстроив небольшую келлию (mansicolum) с часовней возле ц. св. Юлиана в Лаудуне. Ключи от затвора Г. еп. Ремигий оставил у себя, приложив к дверям келлии свою печать. Управление Лаудунским еп-ством св. Ремигий взял на себя, попеременно совершая воскресные богослужения в городах Ремы (Реймс) и Лаудун.

http://pravenc.ru/text/162006.html

Худож. Микеле ди Бальдовино (ц. Сан-Верано в Печчоли, Италия) Сохранилось неск. метрических версий Жития Н. Среди них - краткое стихотворное Житие и описания чудес и перенесения мощей святого, составленные в нач. XII в. в Англии (BHL, N 6215; ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Tiberius B. V (1). Fol. 55r - 56r, 73r-v, 77r; см.: Campione. 2016. P. 261-262; Shores. 2017). К более позднему времени относится компиляция стихотворных сказаний о жизни и чудесах Н. в рукописи из Вены (BHL, N 6199m; см.: Unterkircher F. Die Kapitelüberschriften der Nikolaus-Vita in Cod. Vind. 416//AnBoll. 1981. Т. 99. P. 65-73). В сер. XII в. нормандский поэт Вас составил стихотворное Житие святого на старофранц. языке (изд.: Wace. The Hagiographical Works: The «Conception Nostre Dame» and the Lives of St Margaret and St Nicholas/Transl. J. Blacker e. a. Leiden; Boston, 2013. P. 235-353; см.: Le Saux F. H. M. A Companion to Wace. Camb., 2005. P. 51-78). Сохранилось также анонимное старофранц. Житие Н. в стихах ( Bohnstedt. 1897). В XIII-XIV вв. были составлены сказания о Н., включенные в легендарии доминиканцев Жана де Майи, Варфоломея Тридентского, Родриго Серратского, Пьетро Кало и др. Наибольшее распространение получило сказание из «Золотой легенды» Иакова из Варацце , основанное на одной из версий сочинения Иоанна Диакона с добавлением рассказов о чудесах святого ( Iacopo da Varazze. Legenda aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 1. P. 38-48). Сведения о жизни и чудесах Н. привел Винцентий из Бове в «Историческом зерцале» ( Vincentii Burgundi Bibliotheca mundi, seu Speculum maius . Duaci, 1624. T. 4: Speculum historiale. P. 529-533). На различных источниках, в т. ч. на греч. Житии Н., составленном Симеоном Метафрастом, основано лат. стихотворное Житие, автором к-рого был венецианский гуманист Л. Джустиниани (BHL, N 6128; см.: Frazier A. K. Possible Lives: Authors and Saints in Renaissance Italy. N. Y., 2005. P. 422-423). В рукописи XV в. из Неаполя к этому Житию добавлена стихотворная похвала Н., составленная пресв.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Самые ранние рукописи, в к-рых содержатся «Страсти...», относятся к IX в. (напр., легендарии Paris. lat. 5299. Fol. 15v - 21v, из Шартра; Valenciennes. Bibl. municip. 173 (165). Fol. 108v - 113v, из аббатства Эльнон (Сент-Аман-лез-О)). Текст был впервые опубликован Б. Момбрицием (не позднее 1478 - Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 19102. P. 241-244, 694-695), затем - Иоанном Болландом в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Ian. T. 2. P. 216-219). На «Страстях...» основано более позднее агиографическое сказание о мч. Валентине Римском, сохранившееся в виде богослужебных чтений (BHL, N 8463-8466; изд.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 753-754). Эпитомы «Страстей...» включены в энциклопедический свод Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XI 98-100) и в «Перечень святых и их деяний» Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. II 100). В XIX в. предание о Марии и др. мучениках получило известность в Италии благодаря созданию католич. св. Джованни Боско и гр. Карло Каисом нового Жития, основанного на «Страстях...» ( Bosco G. Una famiglia di martiri ossia vita de " santi Mario, Marta, Audiface ed Abaco. Torino, 1861). Поминовение мучеников указано в Иеронимовом мартирологе. Под 20 янв. в этом источнике содержится искаженная запись о памяти «на Корнелиевой дороге, на 12-м милиарии от города, Мария и Аввакума... на кладбище Марии и Марфы, Авдифакса и Аввакума» (MartHieron. Comment. P. 50-51). Схожая запись, подвергшаяся еще более сильному искажению, приведена под 16 янв., скорее всего ошибочно: «...на Аппиевой дороге, на кладбище Каллиста, страсти святых Анания, Мария; на 9-м милиарии Корнелиевой дороги, на кладбище, прочих 13, чьи имена знает Бог... и на Аппиевой дороге, на кладбище Каллиста, страсти святой Марфы, мученика Авдеина. На Корнелиевой [Corniua] дороге, на кладбище, на 9-м милиарии, и прочих 13, чьи имена записаны в книге жизни» (MartHieron. Comment. P. 42-43). Под 20 янв. в Геласия Сакраментарии содержится проприй мессы в день памяти мучеников Себастиана, Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума (Sacr. Gelas. Р. 131). Молитвы Марию и др. мученикам содержатся также в смешанном франко-геласианском Сакраментарии из Ангулема (рубеж VIII и IX вв.); здесь поминовение мучеников перенесено на 19 янв., вероятно, чтобы отделить его от поминовения мч. Себастиана, а молитвы, в к-рых упоминается Себастиан, заменены др. текстами (Liber Sacramentorum Engolismensis/Ed. P. Saint-Roch. Turnhout, 1987. P. 20. (CCSL; 159C)).

http://pravenc.ru/text/2562058.html

Степень достоверности сведений о гибели Н. трудно определить, т. к. неизвестно, на какие источники опирались Гинкмар и Флодоард. Высказывалось мнение, что повествование о Н. было составлено на основе краткого Мученичества святого (BHL, N 6079), которое было написано в VIII в. анонимным автором ( Jadart. 1911. Р. 226). Согласно М. Со, Мученичество создано на рубеже IX и X вв. ( Sot. 1993. P. 372-373). Однако др. исследователи считают, что этот текст является сокращенной редакцией сказания, приведенного Флодоардом. О разорении г. Ремы вандалами сообщал Гинкмар в Житии св. Ремигия ( Hincmarus. Vita Remigii Remorum archiepiscopi//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 259); Флодоард привел цитату из письма блж. Иеронима, в которой Ремы названы среди галльских городов, разграбленных варварами ( Hieron. Ep. 123. 16//PL. 22. Col. 1057-1058). Большинство исследователей связывают гибель Н. с вторжением варваров в Галлию, к-рое началось 31 дек. 405 г. (напр.: Schenk zu Schweinsberg. 1971; S. 64-65; Sot. 1993. P. 372-373). По др. версии, Н. был убит во время нашествия гуннов, в 451 г. (см.: Platelle H. Nicasio//BiblSS. Vol. 9. Col. 853). В «Хронике» Сигеберта из Жамблу ( 1112) гибель епископа и его сестры отнесена к 453 г. ( Sigebertus Gemblacensis. Chronica//MGH. SS. T. 6. P. 309). По данным археологических раскопок, самая ранняя базилика на месте реймсского кафедрального собора, строительство к-рой приписывали Н., была возведена в V в. на основе рим. терм ( Lambert É . La cathédrale de Reims et les cathédrales qui l " ont précédée sur le même emplacement//CRAI. 1959. Vol. 103. N 2. P. 241-250). «Церковь, именуемая У Апостолов» (впосл.- ц. св. Симфориана), в которой, как утверждал Флодоард, находилась епископская кафедра предшественников Н., упоминается в документах VII в., сохранившихся в «Истории Реймсской Церкви» ( Flod. Rem. Hist. Rem. eccl. II 5-6. 1998. P. 141-148). Впосл. на основе «Истории Реймсской Церкви» было создано неск. редакций Мученичества Н. и Евтропии (BHL, N 6076-6078), содержание которых почти полностью повторяет описание Флодоарда. Среди самых ранних редакций - BHL, N 6078, в которой утверждается, что о подвиге мучеников стало известно благодаря откровению, полученному св. Анианом. Текст этой редакции сохранился в рукописи X в. (Arras. Bibl. municip. 199 (189). Fol. 45r - 47r - Сборник житий из аббатства св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе). Краткие сказания о Н. и Евтропии включены в энциклопедический свод «Историческое зерцало» Винцентия из Бове († ок. 1264; Vincent. Bellovac. Spec. hist. XX 37-38) и в «Перечень святых» Петра Наталиса (XIV в.; Petr. Natal. CatSS. I 69). Почитание

http://pravenc.ru/text/2565328.html

Санта-Мария Новелла во Флоренции, мастер Гонди; 3 рельефа Л. Каппони, кон. XV в., для ц. Сан-Грегорио Маньо и фрески А. Виварини в капелле св. Варвары этой церкви, 1602). Среди сюжетов: отклонение Г. В. предложения занять Папский престол (работа последователей Фра Анджелико , коллекция Р. Джонсона, Филадельфия), обнаружение скрывавшегося в лесу Г. В. по исходящему от него свету, интронизация Г. В. и его преставление (все сцены - в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции). Г. В. как пастор изображен в неск. сценах, основанных на Житии святого: вечери, устроенной им для 12 бедняков, к-рую посетил Христос, представляемый в виде ангела или паломника (Дж. Вазари, 1540, Пинакотека, Болонья; П. Веронезе, 1572, трапезная Монте-Берико в Виченце); молитвенного заступничества за мон. Юстуса, отлученного аббатом от причастия за спрятанные в келье 3 золотые монеты: Г. В. изображен перед алтарем, позади - объятый пламенем монах, душу к-рого возносят ангелы (Дж. Ф. Барбьери. «Заступничество Григория Великого», 1647, Сан-Паоло Маджоре в Болонье); вызволения души имп. Траяна (иллюстрация из соч. «Speculum historiale» Винцентия из Бове, 1330 или 1350; Я. Аванцо «Освобождение Траяна по молитвам Григория», 1565, Пинакотека, Болонья; фреска 1358 г. в ц. Сан-Доменико в Болонье; М. Пахер, алтарь 4 отцов церкви, ок. 1483, Старая пинакотека, Мюнхен). Согласно Кёльнской хронике 1499 г., совершать молебны за имп. Траяна Г. В. побудили рельефы триумфальной арки Траяна в Риме. Сюжет получил лит. обработку ( Данте. Божественная комедия. «Чистилище» 10. 73-94); как аллегория Справедливости этот сюжет часто соседствует с композициями «Суд царя Соломона» и «Суд прор. Даниила». Со времени Реформации изображение Г. В. нередко встречается в сценах, к-рые касаются пребывания душ в чистилище, реже - в композициях «Святое собеседование» и «Св. Семейство». Распространенными оказались и сюжеты, изложенные в «Золотой легенде» Иакова из Варацце : удостоверение посланника имп. Констанции в подлинности полученной от Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Ep. 108. 20; Idem. Onomast). Кроме того, был построен странноприимный дом ( Temmerman. 2017. S. 7). Иероним давал П. советы по поводу управления мон-рем, являясь духовным наставником обеих обителей ( Kelly. 1975. P. 132). П. желала пригласить в Вифлеем Маркеллу, и блж. Иероним направил ей письмо от имени П. и Евстохии ( Hieron. Ep. 46). К 404 г. в женском монастыре П. проживало ок. 50 насельниц ( Pallad. Lausiac. 41). Между 385 и 395 гг. в Риме скончались дети П.- Руфина, Павлина, жена Паммахия, и Токсотий. Его дочь - Павла Младшая, впосл. жила в общине своей тетки Евстохии в Вифлееме. В первые годы V в. П. находилась в конфронтации с Иоанном Иерусалимским, Руфином и Меланией из-за оригенистских споров и жестокой антиоригенистской позиции блж. Иеронима. В 404 г. она тяжело заболела, скончалась 26 янв. в возрасте 56 лет (нек-рые исследователи датируют кончину П. 406 г. ( Cain. 2013. P. 485)). Иаков из Варацце († 1298) пересказал в «Золотой легенде» эпитафию блж. Иеронима, посвященную П. ( Iacopo da Varazze. 2007. Vol. 1. P. 236-243). Также в XIII в. краткое Житие П. вошло в состав энциклопедического свода «Зерцало истории» Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIX. 48-50); в XIV в. Петр Наталис внес заметку о святой в «Перечень святых» ( Petr. Natal. CatSS. III 29). Почитание Успение прп. Павлы. Прп. Павла наставляет монахинь. 1650 г. Худож. А. Рейнозо (мон-рь Жеронимуш, Португалия) Успение прп. Павлы. Прп. Павла наставляет монахинь. 1650 г. Худож. А. Рейнозо (мон-рь Жеронимуш, Португалия) В палестино-груз. календаре X в. память П. указана под 28 авг. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86-87, 314-315). В Иеронимовом Мартирологе под 26 янв. содержится запись: «В Вифлееме успение святой Павлы» (MartHieron. P. 64). Под этим же числом память святой вошла в средневек. «исторические» мартирологи. В Мартирологе Флора Лионского находится заметка о П., к-рая составлена на основе эпитомы П., написанной блж. Иеронимом ( Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 304, 416, 457, 481). Адон, архиеп. Вьеннский, сократил заметку, указав лишь место кончины П. и то, что, по словам блж. Иеронима, она была увенчана венцом долгого мученичества ( Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 73). Подобная сокращенная заметка содержится и в Мартирологе Узуарда (MartUsuard. 1965. P. 169). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память П. под 26 янв. (MartRom. P. 35). Под этим же числом она вошла в совр. редакцию Римского Мартиролога (MartRom (Vat.). P. 111). В 1283 г. доминиканский монах и паломник Бурхард с Сионской горы упомянул в «Описании Святой Земли» о захоронении преподобных П. и Евстохии в базилике, посвященной этим подвижницам ( Burchardi de Monte Sion Descriptio terrae sanctae// Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 18732. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2578587.html

Северина на епископскую кафедру Колонии, принял в Треверах Афанасия Александрийского, гонимого имп. Констанцием. Описывая перенесение мощей святого, автор «Деяний...» утверждает, что М., как и его предшественник Агриций, был похоронен «в усыпальнице св. Евхария». Это сообщение, к-рое противоречит данным др. источников, связано с притязаниями монахов трирского аббатства св. Евхария (св. Матфия): в этом мон-ре якобы были погребены почти все древние епископы города (автор «Деяний...» скорее всего был насельником мон-ря св. Евхария или каноником соборного капитула) (MGH. SS. T. 8. P. 153-154; см.: Kr ö nert. L " exaltation. 2010. P. 277-287). Сведения о М., основанные на Хронике Евсевия-Иеронима, сочинениях Григория Турского и трирской агиографии, приведены в энциклопедическом своде Винцентия из Бове ( Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIV 7). Краткие сказания о святом включены в нек-рые «новые легендарии» XIII-XV вв., напр. в «Перечень святых» Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. V 64). Литургическое почитание Поминовение М. указано в Иеронимовом мартирологе под 29 мая (галльская редакция, кон. VI - нач. VII в.; см.: MartHieron. P. 68; MartHieron. Comment. P. 280-281). День памяти святого значится в календаре св. Виллиброрда (1-я четв. VIII в.- The Calendar of St. Willibrord from Paris. lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 7, 31), в календаре Реомского монастыря (1-я пол. VIII в.- Paris. lat. 14086. Fol. 5r) и в др. франк. и герм. церковных календарях раннего средневековья. Память М. была включена в «исторический» мартиролог Беды Достопочтенного, но сказание о святом отсутствовало (St. Gallen. Stiftsbibl. 451. Р. 36); эта запись воспроизведена в мартирологе Рабана Мавра (ок. 843). Флор Лионский добавил упоминание о том, что М. принял в Треверах свт. Афанасия Александрийского, бежавшего от имп. Констанция. В таком виде запись о поминовении святого приведена в мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда. Ноткер Заика добавил к этой записи пространное рассуждение о том, можно ли епископам покидать свои кафедры в условиях гонений.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Alex. Apol. ad Const. 4). Об участии М. в Соборе сохранились противоречивые сведения. Афанасий называл М. руководителем галльской делегации на Соборе ( Idem. Apol. contr. ar. 50), поэтому нек-рые исследователи считают, что он присутствовал на соборных заседаниях (напр.: Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxf.; N. Y., 2002. P. 102-103). Однако в послании клиру и народу Мареотиды, написанном в Сардике, Афанасий упоминал, что епископы Галлии письменно одобрили решения Собора (per epistolas de Galliis - PG. 26. Col. 1334). В послании вост. епископов среди руководителей Собора названы Осий и Протоген Сардикский, но не М. ( Hilar. Pict. Fragm. hist. A IV 1. 14-16, 18-19). Т. о., М. и др. галльские епископы скорее всего не посещали Сардику, хотя и приняли соборные постановления, возможно на местном Соборе; имена участников этого Собора Афанасий внес в перечень епископов, одобривших сардикские каноны (см.: Crabbe. 1979. P. 180). Встреча свт. Афанасия со св. Максимином. Миниатюра из «Исторического зерцала» Винцентия из Бове. 1463 г. (Paris. Fr. 51. Fol. 132) С пребыванием свт. Афанасия в Треверах иногда связывают появление монашества в Галлии. Житие св. Антония, составленное Афанасием вскоре после кончины Антония в 356 г., было адресовано, вероятно, зап. аскетам ( Athanas. Alex. Vie d " Antoine/Éd. G. J. M. Bartelink. P., 1994. P. 46. (SC; 400)). Возможно, именно в Треверах Евагрий Антиохийский выполнил лат. перевод Жития, получивший широкое распространение на Западе. Блж. Августин вспоминал о беседе с неким высокопоставленным придворным по имени Понтициан, к-рый в Треверах впервые познакомился с Житием Антония. Однажды Понтициан и его знакомые, молодые чиновники, во время прогулки в пригороде Треверов обнаружили дом, в к-ром жили «некие рабы Твои, такие нищие духом, каким принадлежит Царство Небесное». Там они увидели книгу с Житием св. Антония; под влиянием прочитанного двое знакомых Понтициана решили остаться в том доме, чтобы отречься от мира и служить только Богу ( Aug.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010