В те годы Корея находилась под сильным влиянием Китая. (Япония начала усиливать свое присутствие в этих землях несколько позднее, одновременно с Россией, что и привело в конце концов к русско-японской войне 1904–1905 гг.). С «ки­таи­зированными» корейцами пришлось иметь дело и членам экипажа «Паллады». «Они заражены китайской ученостью и пишут стихи, – отмечал И. А. Гончаров. – Отец Аввакум написал им на бумажке по-китайски, что мы, русские, вышли на берег погулять и трогать у них ничего не будем. Один из них прочитал и сам написал вопрос: «Русские люди, за каким делом пришли вы в наши края, по воле ветров, на парусах? И все ли у вас здорово и благополучно? Мы люди низшие, второстепенные, видим, что вы особые, высшие люди». И все это в стихах» 109 . Для отца Аввакума встреча с корейцами не была чем-то новым. По словам Гончарова, «корейцы бывают в Пекине: наши отец Аввакум и Гошкевич видали их там и даже, кажется, по просьбе их, что-то выписывали для них из России» 110 . По прибытии в российское Приморье отцу Аввакуму вместе с некоторыми другими членами экспедиции было разрешено возвратиться в Санкт-Петербург сухим путем через Сибирь. Так закончилось двухлетнее путешествие русского миссионера на фрегате «Паллада». Он покинул Дальний Восток, но память о нем жива здесь и сегодня: одна из маленьких речек названа в его честь Аввакумовкой… В Иркутске (1855–1857 гг.) По возвращении в С.-Петербург отцу Аввакуму была присвоена степень «архимандрита монастыря 1-го класса». Этой награды он удостоился по представлению генерал-адъютанта Путятина за свои усердные труды. Однако уже в середине следующего, 1855 года, отец Аввакум снова был командирован в качестве переводчика на Восток, – на этот раз в Иркутск, по ведомству Морского министерства. Здесь он поступил в распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири генерал-лейтенанта Н. Н. Муравьева, поднявшего в то время вопрос о присоединении к России Амурского края и нуждавшегося в переводчике для переговоров с Китаем 111 . Назначенный на должность генерал-губернатора в 1847 году, Муравьев первым поставил вопрос о возвращении Амура, который был уступлен Китаю в 1689 году. Исследования Г. И. Невельского, доказавшего доступность устья Амура для больших судов, сделали эту проблему еще более актуальной, поскольку это был удобный путь для сообщения с Тихим океаном. 22 января 1854 г. император Николай I предоставил Муравьеву право вести все сношения с китайским правительством по разграничению восточной окраины и разрешил произвести по Амуру сплав войска, который начался в мае того же года. Военный контингент должен был защитить не разграниченные Китаем и Россией территории от возможности вторжения английских и французских войск. В июне 1855 г. новый император – Александр II поручил Муравьеву вступить в переговоры с Китаем для разрешения вопроса о границе на Дальнем Востоке. Архимандрит Аввакум пробыл в распоряжении Муравьева в качестве переводчика два года 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Я назвал это общество Братством в том предположении, что в оное могут быть принимаемы и монашествующие и желающие поступить в монашество и не желающие и даже могут причисляться к сему Братству и священнослужители, обязанные семейством, если только они готовы принять на себя обязанность миссионера; ибо в тех местах, где христианство утвердится или оснуется ранее, можно и нужно будет определить миссионеров семейных, если только позволят местные обстоятельства. Сколько для того, чтобы дать большие средства к содержанию членам Братства во время их пребывания при Архиерейском Доме, столько же и для испытания и усовершенствования их познаний и способностей – открыть им возможность быть наставниками в Семинарии, которую потому иметь в том же месте, где будет Архиерейский Дом. 1849 года. 3 Выписка из письма к Высокопреосвященному Никанору от 22 июня 1850 года из Аяна 17 По прибытии моем в Аян я узнал, что Высочайше повелено устроить зимовье недалеко от устья Амура в новооткрытом прошедшего лета заливе, где должны постоянно проживать не менее 30 человек гарнизона. Само собою разумеется, что Аянский священник должен будет посещать это заселение каждогодно для исправления там христианских треб, относительно чего мною будет сделано надлежащее распоряжение по сношении с местным начальством. Около того места, где будет зимовье, как сказывают, есть много жителей язычников (не менее 10 т.), которые не суть подданные Российскому Императору; и посему теперь представляется вопрос: может ли священник при посещении жителей зимовья обращать свою проповедь к туземцам, или может ли он крестить тех из язычников, которые сами будут просить о том? Представлять об этом Св. Синоду официально я считаю еще неблаговременным, главное потому, что это дело заселения русских вблизи Амура держится еще пока в полусекрете. И потому покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство удостоить меня Вашим наставлением относительно вышеозначенного вопроса. До получения же разрешения о сем предмете я намерен поступить так же, как я сделал в Удском крае в бытность мою там в 1847 году относительно крещения подданных Китайских; и о чем мною было донесено Св. Синоду от 10 июля за т.е. дозволить священнику крестить всех, кто сам вызовется.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Одно средство – доставать с Нелькана. Но будет ли и там, и не встретится ли какого затруднения в доставке. Впрочем, если Господу угодно, то буду жив и здоров и на одной соленой рыбе, которой здесь тоже очень скудно, и которую я привез с собою с Амура. Скажите от меня о. Димитриану большой поклон и спасибо еще большее. Пусть он будет уверен, что я до гроба не забуду его. На переезды его из дома в Якутск и на прожитие в Якутске выдайте ему денег от 50 до 100 р. Я хотел писать ему особо, да некогда. Очень жалею, что я не могу исполнить Вашей просьбы касательно черносливу и шампанского, вероятно, мне привезут из Америки то и другое, приеду – поделюсь. Дорогому и дражайшему моему Константину Андреевичу поклон, благословение и спасибо. Да воздаст ему Господь, постараюсь и я вознаградить его – непременно представлю его к ордену. Поздравьте меня с внуком, родившимся 1-го августа, 2-го сентября он именинник, и в этот день мы отправились с Амура. Что то наши певчие! идет ли дело на лад. Если из приезжих Камчатских и Американских наших найдутся голоса, то можно им быть в хоре и за то они получат жалованье. Вполне сочувствую Вашей домашней горести, и всеусердно благодарю Господа, что он Вас видимо укрепляет. Сочувствуйте и мне. Несчастный сын мой Иннокентий, хотя и пишет, что он исправился, но трудно верится, тем более, что он надавал заемных писем на 600 р. в надежде на меня, впрочем, резоны похожи на основательные. При сем прилагаю 650 р., перешлите их по адресу, завернув в особый пакет, и заплатите что следует на почту – возвращусь и возвращу. Скажите от меня поклон и благословение: Матвею Матвеевичу, – главе – Петру Федоровичу, Алексею Яковлевичу, Николаю Федоровичу и его собратиям и всем, кто спросит и также о. Николаю и о. смотрителю и прочим трудящимся в деле перевода Якутского. Посылать деньги наличные я раздумал, потому что время поздается, быть может, они как-нибудь затеряются, а взыскать будет не с кого; разумеется, затеряются против желания того, с кем бы я послал их, и потому прошу Вас, если нет у Вас своих денег, то займите где-нибудь означенную сумму 650р.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Николаевск-на-Амуре 8 мин., 26.07.2016 Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России». Есть на территории Хабаровского края город, который, следуя известной аналогии, можно назвать «отцом или даже патриархом городов дальневосточных». Да и каких только эпитетов не придумывали за всю историю существования Николаевску-на-Амуре: «трижды забытая столица», «дальневосточная Хатынь», «город двух святителей», «город, названный в честь любимого русского святого»… Казалось бы, что современники знают о Николаевске? Разве упоминания о красной икре, кете, да непролазной тайге в непроходимых снегах — это и есть Николаевск? Именно основателю этого города Геннадию Ивановичу Невельскому император Николай I сказал историчес­кую фразу: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». Мореплаватель был отправлен на Дальний Восток с предписанием «не касаться устья Амура», но, заботясь об интересах Российского государства, основал в устье Амура Николаевский пост (ныне Николаевск-на-Амуре), подняв там Российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями — то есть нарушил запрет и тем самым возмутил тех, кто предписания выдавал. Самоуправные действия Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России. Так называемый Особый Комитет счел его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чем и было доложено императору Николаю I. Однако, выслушав доклад, император назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим» и даже наградил его Орденом Владимира 4-й степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

http://foma.ru/nikolaevsk-na-amure.html

Потому что протока Пальво есть вместе исток из озера Орль, имеющий несколько устьев, и притом верхний рукав протоки чрезвычайно извилист и длинен. Быть может, это неудобство может быть отвращено или уменьшено прорытием где-либо канала; а иначе как суда, так и все баржи к городу и порту надобно будет вводить пароходами и не менее двенадцати верст. Где основать город? Как, с одной стороны, ни прекрасны климат и места по Амуру выше Кизе и как, с другой, ни дурен климат в последней части Амура, в сравнении с первым и особенно близ устья, но город должен быть не далеко от устья, и если можно, то при самом порте. Местность, на которой ныне расположен Николаевск, можно сказать, есть самая худшая из виденных мной, даже на взгляд. Так что даже около селения Личи, отстоящего от Николаевска только в 7 верстах, и ближе оного версты на 3, местоположение и почва несравненно лучше и удобнее для расположения города. Но это место, как говорили мне, предполагается для поселения отставных матросов, а быть может, и для казарм Николаевского гарнизона. Следовательно, тут городу не место. Для порта одно неудобство, которое, впрочем, в другом отношении составляет большое удобство: это то, что большая часть залива, обливающего берега вышеозначенных трех гор, открыта в реку и во всю почти длину материка ее вверх по течению, и потому гребным судам стоять в заливе может быть иногда беспокойно; но это, кажется, можно отвратить, заградив часть залива сваями. Для стоянки же судов в реке здесь, кажется, нисколько не хуже, чем в Николаевске, а быть может, будет еще и удобнее, если протока, идущая из материка между ним и устьем Пальво, имеет достаточную глубину. Город может быть расположен сначала в одном из разлогов, т. е. среднем или восточном, а впоследствии и в западном и на склонах самых гор. Одно только нужно узнать прежде: есть ли в этих разлогах особые реки или ключи, текущие в Амур. И мне казалось, что в среднем непременно есть, а быть может, и во всех; и если это так, то лучшего места для города вблизи устья Амура не найти.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

самая река представляет большое и важное, удобство для сообщения Сибири с океаном. Эта. цель занятия Амура многим (с кем мне случилось об этом говорить) кажется новой и странной, и это конечно оттого, что они не совсем знают количество народонаселения, ежегодно у нас, возрастающего 104 и которое, при обыкновенных обстоятельствах, должно возрастать со временем уже более, чем по полумиллиону в год; и притом им кажется, что у нас в России, и особенно в Сибири, еще премножество мест, которые можно и должно населять. Действительно, смотря на карту, напр., Сибири и зная число ее народонаселения, нельзя не видеть, что при таком необъятном пространстве оной, жителей в ней чрезвычайно мало, и то почти только около дорог. Но отделите из этого пространства всю северную половину и северо-восточную часть. даже до Амура – как совершенно неудобные к большому населению, по суровости климата, по гористой и каменистой почве и по непроходимым болотам и тундрам. Если здесь, даже и в самом глубоком севере, и есть жители, то они существуют или звероловством, или рыболовством, или хлебом, доставляемым им с величайшими усилиями. Но что это за существование? Северо-восточный же угол Сибири, т. е. от Камчатки к северу и северо-западу, только до тех пор будет иметь скитающихся по леденистым тундрам оной жителей, пока у них не истребятся олени, у них пищу, и одежду, и кров; а когда не будет там оленей, – что весьма не невозможно, судя по Гижигинским Тунгусам, имевшим некогда бесчисленные стада оленей, а ныне не все имеют их и для переезда, – то никакими (место не разобрано) не заселить этого края. Потом, с другой стороны, отделите Киргизскую степь, Саянский хребет, При-Байкальские горы и за Байкалами так называемую Братскую степь, с небольшими исключениями, песчаные места около Кяхты и все места, лежащие от большой Забайкальской дороги к северу, тоже с небольшими исключениями, – и вы увидите, что удобных для заселения в Сибири мест остается не больше четвертой части; но и из этой части надобно отделить еще места гористые, песчаные, каменистые, лесистые и занятые водой; и вы согласитесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Берег от Кизе до устья по правой стороне весь покрыт горами, во многих местах приходящими к самой реке, и, замечательно, что почти во всех тех местах, где отходят горы от берега, находятся озера, имеющие сообщения с рекой и представляют возможность иметь сообщение с морем. Г. Максимович в своей записке, как выше сказано, говорит, что он от хребта Аджаль до самой Уссури не видал места, годного для поселения. Скажу и я тоже, разумея собственно берега, – как об этом пространстве, так и о пространстве от устья Зеи до гор, прилежащих к Хинганскому хребту, – выключая места около города и, быть может, еще при устье Буреи. если только находящаяся тут возвышенность тверда. Ибо здесь берега состоять или из глины, или ила, или песка. Но это еще нисколько не доказывает, что на пространствах сих решительно нет нигде мест, для заселения годных. Если нет на самом берегу и подалее от берега; то быть не может, чтобы на подошвах гор, как он говорит, кое-где видимых на горизонте, а также и на подошвах гор, находящихся около Буреи и выше, не нашлось мест, удобных для хлебопашества в таком климате и при такой растительности, какая представляется на расстоянии от Айгуна до хребта Аджаль, Быть может, таковые места будучи от берега Амура в 30–-450 верстах, судя по карте, какая была у меня под рукой, – не более 100 верст, но не все же селения и деревни России стоят при больших реках и не всем же хлебопашцам и другим жителям заниматься рыболовством и торговлей с проплывающими по реке; за то они, судя по климату и растительности 109 , с выгодой могут заниматься садоводством, а может быть, и пчеловодством; да и притом, если, как говорит г. Максимович , на указанном им пространстве, весь левый берег изрыть множеством протоков или рукавов, и если то же можно предположить и о левом береге от города до Хинганского хребта, то жители, которые поселятся на подошвах отдаленных гор будут иметь довольно удобное сообщение с Амуром. Но если предположить, что и в самом деле, и при подошвах гор не найдется нигде мест, удобных для чего быть не может; то весь левый берет представляет самый лучший по сравнении с Якутском, места для скотоводства в самых огромных размерах. Луга, понимаемые каждогодно водой, ручаются, что здесь никогда не может быть неурожая трав, как это случается в Якутске, когда Лена не затопляет низменностей; а что касается до хлеба, то одни хлебопашцы, которые поселятся в первой части Амура. т. е. с вершины оного до Зеи и по 3ее, могут прокормить хлебом не один миллион народонаселения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Необходимый сам по себе сибирский рельсовый путь на первых порах не поднял заметным образом благосостояния просекаемых им местностей, а вследствие вывоза за границу из Западной Сибири хлеба и масла там подобрались былые хлебные запасы и, что должно быть особенно вредно для детского населения, сократилось потребление молочных продуктов. Так как не было детального, внимательного к голосу местных нужд изучения вопроса об ожидающих дорогу грузах, участки Сибирской дороги, отстраиваясь, сразу же не могли удовлетворять требованиям, предъявляемым к дороге обществом и самим правительством. С наступлением войны сибирский товарный обмен оказался в худшем положении, чем был до проведения дороги, потому что все поезда, по крайней мере в восточном направлении, были заняты воинскими грузами, а прежния гужевые сообщения успели совершенно разладиться. Уже начаты сложные и по необходилости медленные работы по смягчению подъемов и спрямлению крутых поворотов, за чем последует прокладка и второго пути в пределах как Западной, так и Восточной Сибири; эти работы являются в сущности капитальным переустройством дороги, после которого она станет более в уровень с требованиями политической и экономической жизни страны. Кругобайкальская дорога сомкнула непрерывным рельсовым путем (с переменою колеи на русско-германской границе) океаны Атлантический и Тихий уже тогда, когда юго-восточная, к незамерзающему побережью примыкающая часть великого пути была исторгнута из русских рук. Японо-русская война была следствием вступления России в область могущественных международных влияний, плотно облегающих побережья Желтого и Китайского морей, южную и среднюю Манчжурию. Овладев одною из лучших частей этого побережья, соединив его русскою колеею с русскими дорогами через самое сердце Манчжурии, священный Мукден, Россия заняла господствующее положение в этой области перекрестных интересов Англии, Японии, Германии и Америки. Ея влияние с небывалою остротою проникло и в Корею, куда уже давно стремится Япония перелить избыток своего населения. Напротив того северная, на Владивосток идущая манчжурская линия едва-ли повлияла на завязку великой борьбы. Дорога здесь отдавала влиянию России только правое побережье Амура, где у держав не было особенных интересов, а у России напротив самые настоятельные: делом необходимой обороны было утвердить свое влияние в областях, где водворение иной державы грозило бы неотвратимою опасностью всем старым восточно-азиатским владениям России. Но отделенная от областей Амурской и Приморской и пространствами северной Манчжурии с кучей горных хребтов, и самым течением великой реки, северная манчжурская дорога отнюдь не исключает нужды в железных путях на левом берегу Амура, необходимых для колонизации Восточной Сибири и использования её разнообразных богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Этой же точки зрения придерживается, судя по всему, нынешний премьер Японии Кисида. «Отдав Курилы, мы создадим себе дальневосточный непроходимый Босфор», – справедливо отмечает профессор П.В. Флоренский. В ответ на бездумные, а, порой и преступные высказывания некоторых наших либеральных политиков о необходимости пойти навстречу требованиям японцев о пересмотре границ, уместно привести слова И.В. Сталина из его обращения к советскому народу 2 сентября 1945 года, где он сказал: «Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт о безоговорочной капитуляции. Это означает, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу, и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии» (А.Кошкин. Японский фронт маршала Сталина. Россия и Япония. Тень Цусимы длиною в век. М., 2004, с. 386-387). Хотелось бы, чтобы слова эти крепко впечатались в сознание вершителей нашей внешней дальневосточной политики, ибо, прошедшие с тех пор три четверти века только усилили и углубили их смысл. 4. Территориальные преткновения с «Поднебесной». Территориальные претензии к России не ограничиваются японскими притязаниями на Курильские острова. Несмотря на то, что по договору 2001 года между РФ и КНР, стороны официально отказались от территориальных претензий, но от них не отказались многие политики современного Китая. По условиям Нерчинского договора 1689 года, этого первого разграничительного документа между Россией и Китаем, о чем свидетельствовал К.Е. Черевко, государственная граница была проведена на левом берегу Амура по реке Горбица (Амазир) и Становому Хребту, и на правом берегу по реке Аргунь. Таким образом, почти все течение Амура отходило Китаю. В 1858 году по Айгуньскому договору, благодаря усилиям Н.Н. Муравьева-Амурского, все левобережье реки Амур вошло в состав России, а по Пекинскому договору 1860 года в Россию вошло и Приморье.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/ru...

456 Как мы уже видели, во фресках и возле надписей катакомб, рай представлен в сокращении – двумя деревьями. 459 Сатана, как его изображают тееперь, есть создание средневековое. Только с XI ст. он является с когтями, рогами и хвостом. 460 Та же сцена написана в одной из миниатюр сирийского Евангелия, конца I-ro ст., Лоренцианской библиотеки; тут демон имеет вид крылатого небольшого человека с всклоченными волосами. 462 Это был плащ круглый, нераспашной, надевавшийся через голову, иногда с капюшоном – «cucullus» – или «cucullio». Его носили в дороге, вообще, в холодную или сырую погоду и он составлял обыкновенную одежду земледельцев, пастухов и охотников. «Paenula» – изготовлялась из толстой и плотной материи, даже из кожи, и с первого века по Р. X., на этот род одежды стали употреблять изобретенную, около того времени, мохнатую материю – «gausape». («Внешний быт народов» – сочинение Г. Вейса, перевод В. Чаева. Москва, 1874. Издание К. Т. Солдатенкова). Кожаная «paenula» называлась: – «scorlea». – Добрый Пастырь, апостолы Петр и Павел, очень часто изображены в этом плаще. Тертуллиан , приписывает изобретение его Лакедемонцам, но он был в большем употреблении у Римлян, чем у Греков. Апостол Павел, много странствовавший, говорит о своей «paenula», по-гречески, φαινλης или φελονης – фелонь – во втором послании к Тимофею. ( 2Тим. 4:13 ). 464 Подобные подножные скамейки «suppedaneum, scabellum» – были в античном мире дополнением почетных сидений значительных лиц, судей, вообще, людей властных. – Ноги Юпитера, изображенного на престоле, обыкновенно, упираются на «scabellum» – высокий – «scamnum», для указания величия Бога и вышины его. В христианском искусстве, когда Бог Отец, Спаситель, Богородица, представлены сидящими, то под ногами Их, обыкновенно, является «scabellum» или «scamnum». В катакомбах, «scabellum» присоединен к, вырубленным в туфе, епископским сидениям. 468 Миф Амура и Психеи, толковавшийся в мире классическом, между прочим, как соединение души с телом, испытание ее на земле и бессмертие, после освобождения, был очень распространен среди римлян язычников в первые века империи и изображение его, очень часто, встречается на их памятниках.– Его также легко было применять к выражению христианских идей; в самом деле, соединение Психеи после очищения испытаниями, снова с Амуром, для вечной жизни, могло представлять верующим земное существование, восстание тела из гробницы и нескончаемое блаженство. Мы, потому, несколько раз видим в христианском искусстве, во фресках катакомб, в барельефах саркофагов и на стеклянных чашах, Амура и Психею. Они, то срывают цветы, то заняты собиранием винограда. Амур, иногда с крыльями, иногда без них. Психея изображена девочкой, с крыльями бабочки, или под видом этого насекомого. – (F. Piper. Mythologie der christlichen Kunst. 1847. Erste Ablheilung). (P. R. Garrucci. Storia dell’ arte Cristiana, tav. XX.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010