Виктор вел свою хронику, как и Марцеллин, по консульствам. Сопоставив списки консулов в его хронике со списками их у Марцеллина и зная, как переводить даты последнего на годы нашей эры, мы уже вследствие этого владеем ключом и к датам Виктора – способ в данном случае тем более удобный, что обе хроники кончаются одним и тем же 566-м годом. Но и помимо этого в заключении хроники Виктора мы находим некоторые указания, которые, взятые отдельно, хотя и не могут дать надежных средств к определению того, какие годы нашего счисления нужно проставить рядом с датами консульств Виктора, тем не менее они позволяют сделать выводы своим согласием с выводами, уже добытыми при рассмотрении хроники Марцеллина, подкрепляющие эти последние еще более и в свою очередь ими подкрепляемые. Указания эти следующие: Виктор от Адама до Р. Хр. считает 5199 лет, от Р. Хр. до первого года Юстина, преемника Юстиниана, 527 лет, всего от Адама до первого года Юстина 5766 лет 145 . В настоящем виде эти числа ничего не говорят нам, ибо что первый год Юстина младшего приходился в 527-й год от Р. Хр., – этого нельзя высчитать ни по одной из христианских эр, известных в истории. Является мысль об ошибке 146 ... Действительно, если считать от Адама до Р. Хр. 5199 лет, а до первого года Юстина младшего 5766 лет, то на долю лет, протекших от Р. Хр. до первого года Юстина, останется не 527, а 567 лет; опечатка или ошибка легко здесь объясняется самым составом цифр: DXXVII и DI.XVII. А если так, то нужно заключить, что Виктор считает годы от Р. Хр. по эре Константинопольской, которая одинакова с нашей, и по которой до первого года Юстина Младшего от Р. Хр. протекло действительно 567 л., считая включительно, а включительно считают обыкновенно все хроникеры. Отсюда легко Викторовы консульства переводить на годы нашего счисления, руководясь указаниями одной только его же хроники. Впрочем, такой способ может иметь место только при определении дат по хронике Виктора от 543-го года до 566-го последнего года Юстиниана 147 , потому что только в этот промежуток времени каждый год имеет обозначение у Виктора или консульством или годом Юстиниана; с 543-го же года и далее к началу хроники в некоторых местах оказываются пропуски некоторых лет – тех, в которые не, случилось ничего, что Виктор считал бы достойным записи в своей хронике. Отсюда прямая необходимость обратиться к сравнению консульских списков Виктора с такими же списками у других хроникеров, относительно которых мы имеем твердые данные не сомневаться, что списки их более исправны и без пропусков. Такими списками нужно считать, как уже сказано, списки Марцеллина; для той же цели послужат нам списки Идация, автора Пасхальной хроники, списки, приложенные Дю-Канжем к Пасхальной хронике, и некоторые другие. Нам, конечно, нет нужды сравнивать и переводить все даты хроники Виктора; для нас имеют интерес только те, под которыми помечены события из жизни Константинопольских патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

синода, а после него и паповдержавцев, с подобающим каждомму титулом». – АМДК., 51, лл. 2. 12. 767 Против бродячего монашества св. синод восставал ещё в 1723 г, предписывая (18 января) ловить выходящих из-за границы монахов и попов и подвергать их допросу. – АСС., 1774 г., 256, л. 4. – Повторительно предписание существовало и недавно – 1768 г. – АМогДК., связка 174275 гг., 2. – См. также указ св. синода 11 июня 1789 г. – АСС., 1789 г., 112. 768 Черниговская консистория, узнав «из присланных ей отзывов», что «есть в некоторых местах такие странствующие», которые под «покровом иноческой одежды поступают на вред общественный», писала в 1788 г. в черниговское духовное правление задерживать таких бродячих иноков и представлять их «в ближайшия правительства». – БКДА., S., 238, л. 166 – выдал в том же году и преосвященный переяславский Иларион. – АКДК., 1778., 43, л. 3. 770 АМДК., 206, л. 4. Определением 10 декабря 1786 г. преосвященный Виктор запретил принимать бродячих монахов в монастыри. – См. также «Annexa», 369. 777 АСС., 1789 г., 112. Рапорт архимандрита Варлаама архиепископу Могилёвскому Георгию 4 мая – л. 2, рапорт св. синоду митрополита Самуила, на основании доставленного ему рапорта взявших на себя заведование консисторскими делами в Слуцке иеромонаха Протасия ипрефекта семинарии Илликевича – Корбута, – лл. 7374; рапорт преосвященного Виктора св. синоду – по освобождении из-под ареста, – л. 77. – АСС., 1793 г., 117. – АСС., 1793 г., 131, л. 170 – Асс., 1796 г., 128, 169. – АМДК., 1162, лл. 2324. – КЕВ., 1861 г., 141. «Виктор еписк. Переясл.», св. П. Л – ва. МЕВ., 1892 г., 402405. 409412. «Дело об арест. преосв. Виктора» [Отд. оттиск «Материалы для истории минской епархии. II Дело об арестовании поляками преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года»]. 779 ХЧ., 1892 г., 78, стр. 180200. «Материалы для истории трёхлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского в польских тюрьмах», протоиерея П. Ф. Николаевского [Есть отдельные оттиски]. 783 ХВЕВ., 1892 г., 279. Грамота преосвященного Виктора 30 ноября 1792 г., выданная по освобождении из заточения – КС., 1892 г., III, 414420. «Официальные документы по делу Виктора Садковского», прот. П. Орловского.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ольга Седакова: Отец Виктор (Мамонтов) был похож на ожившую икону Каждый, кому довелось видеть отца Виктора вблизи, согласится: он был воплощенным благословением 8 ноября, 2016 Каждый, кому довелось видеть отца Виктора вблизи, согласится: он был воплощенным благословением Сегодня отошел ко Господу архимандрит Виктор (Мамонтов), настоятель Свято-Евфросиньевского храма в Карсаве. Поэт, лингвист и богослов Ольга Седакова вспоминает о своих встречах с отцом Виктором и рассказывает, почему он был воплощенным благословением. Отец Виктор (Мамонтов) был похож на ожившую икону. Иконный образ неподвижен – но почему-то было совершенно ясно, что, выйди этот образ к нам, у него были бы такие движения рук, такой шаг, такая улыбка, как у отца Виктора. Конечно, я имею в виду прежде всего образы рублевского письма. Что, заговори этот образ, его голос звучал бы, как у отца Виктора: удивительное звучание, в котором нет ни йоты насилия или вторжения в слух собеседника. Это звучание скорее приглашало в себя, чем устремлялось к тебе. И приглашало очень бережно, «на расстоянии двух свобод». Формулу о двух свободах отец Виктор любил и часто повторял: так должны строиться, говорил он, отношения между человеком и человеком, взрослым и ребенком, человеком и Богом. С детьми у отца Виктора были самые доверительные отношения. Звери и растения отвечали ему взаимностью. Где-то у меня хранится его фотография с моим котом Шарлем на плече: они смотрят друг на друга с тихим восторгом. Есть фотография в азаровском саду, на которой он смотрит на старую антоновку и на Федю Василюка, собирающего с нее яблоки: о.Виктор явно хочет помочь Феде собирать яблоки и не свалиться с дерева, а яблоне – отдавать их и держать Федю. О. Виктор составил и издал молитвы старца Силуана – наверное, этот образ святости был для него самым близким. И, конечно, о.Тавриона Батозского, у которого он проходил ученичество. Фото: doroga-vmeste.ru Каждый, кому довелось видеть отца Виктора вблизи, согласится: он был воплощенным благословением. Ты видел в нем саму милость Божию, обращенную к тебе лично. Когда он передавал тебе какую-нибудь конфету за столом, это чувствовалось не меньше, чем когда он помазывал елеем на соборовании.

http://pravmir.ru/olga-sedakova-otets-vi...

По всей видимости, дневник капитана М.А. Вержболовича не вызвал к себе большого интереса, потому как остался недоработанным и неопубликованным 162 . В свое время любопытную статью «Когда настанет конец века, с каких пор начались новогодние визиты и откуда ведет начало обычай встречать новый год в церкви» С.Г. Рункевич поместил в «Новом Времени» 163 . В ней он высказал довольно новые и оригинальные мысли по поводу встречи нового года в Церкви. В августе 1894 года Учебный комитет при Святейшем Синоде определил книгу С.Г. Рункевича «Краткий исторический очерк столетия Минской епархии» допустить в библиотеки церковно-приходских школ Минской, Волынской, Подольской, Литовской и Холмско-Варшавской епархий 164 . В это время в Вильно самостоятельным изданием вышла опубликованная ранее С.Г. Рункевичем в «Литовских Епархиальных Ведомостях» статья «Епархиальное управление православными монастырями и церквами нынешней Литовской епархии до учреждения православной литовской кафедры» 165 . В Минске в «Епархиальных Ведомостях» продолжали публиковаться присланные им материалы по истории епархии. Отдельными оттисками из них были изданы: «Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I–CL)» 166 ; «Дело об арестовании преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 г.» 167 ; «Материалы для истории Минской епархии» 168 ; «К истории Минского кафедрального собора» 169 ; «К истории монастырей Минской епархии» 170 ; «Служебный путь преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа» 171 . В предисловии к публикации писем Преосвященного Виктора (Садковского) С.Г. Рункевич писал, что считает своим «священным долгом засвидетельствовать свою почтительную и глубокую благодарность» товарищу обер-прокурора В.К. Саблеру, «содействию которого настоящее собрание, главным образом, и обязано своим существованием». Далее он указывал, что второй выпуск «Писем преосвященного Виктора» будет начат печатанием «не ранее конца будущего года». Однако второй выпуск издан не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

задачами когда эти нездоровые направления проникают и в сферу нашей когда-то строго-философски настроенной мысли, творения Виктора Дмитриевича должны встать пред нами, в этих наших увлечениях, живою укоризною. Можно не соглашаться с ним в частностях, можно оспаривать даже и его основные точки зрения, – да и у кого из философов их нельзя оспаривать? – но нельзя не признать одного, – именно: метафизические проблемы поставлены у него так отчетливо, решение их устанавливается так осторожно и методично, что метафизика, – кто что ни говори об ней, – по крайней мере в его умелых руках, является все же наукою. Вот почему смело можно сказать, что творения Виктора Дмитриевича сослужат громадную услугу нашей русской и в частности нашей академической образованности, будут много содействовать благоприятному исходу современных философских нестроений и шатаний мысли. Во-вторых, не раз приходилось и нередко приходится слышать, как зилоты и фанатики школьной эрудиции, рабы «последних слов» науки, открывают в трудах Виктора Дмитриевича проступки против кодекса правил и законов о предупреждении и пресечении научных погрешностей и недостатков, – законов, долженствующих регламентировать по одному шаблону составление научных и в частности научно-философских работ: излишнюю, будто бы, элементарность, недостаток цитации, новизны (современности, отсталость); но судя и оценивая творения Виктора Дмитриевича по этому тираническому, угнетающему живую мысль закону, они забывают вящщая закона, забывают могучее и осязательное явление в его творениях духа и жизни. На современных книжных рынках так много схоластической учености, что творения Виктора Дмитриевича являются поистине светлым оазисом в этой сухой и безжизненной умственной пустыне. У нас повсюду так много учителей, преподающих нам правила и приемы, как приобретать эрудицию, – и притом, замечу в скобках, приобретать чаще всего не весьма дорогою ценою, – так много таких учителей, что тем ценнее должен быть преподанный нам Виктором Дмитриевичем собственным примером

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– 2-е изд. – Т. III. – С. 259–260. Сравни: Костомаров Н. Последние годы Речи Посполитой. – СПб.: тип. М. И. Стасюлевича, 1886. – 3-е изд. – Т. I. – С. 460–470. 199 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 175. Сравни: Стегний П. В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. – М.: «Международные отношения», 2002. – С. 247–249. 201 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 199–200. 205 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 178. 221 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 201. 225 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 179. 236 Тутолмин Тимофей Иванович (1739–1809) – был генерал-губернатором Волынского и Подольского наместничества, а затем московским главнокомандующим. 240 Мусин-Пушкин Алексей Иванович, граф (1744–1817) – известный археолог, член Российской академии наук. Был обер-прокурором Святейшего Синода, президентом Акад. художеств и сенатором. Костюшко Тадеуш (Tadeusz-Andrzéj BonawenturaKociuszko) (1746 –1817) – генерал, вождь польского восстания 1794 г. Сын небогатого шляхтича Новогродского повета. Учился в Варшавской кадетской школе. С 1769 по 1774 гг. обучался инженерному искусству в Германии, Италии и Франции. Здесь на его мировоззрение сильно повлияли идеи французской просветительной философии. Вернувшись на родину, служил в польской армии, но, не видя здесь приложения своим способностям, уехал во Францию, а затем в Америку (1778). Принятый в американскую армию, был замечен Вашингтоном и сделался его адъютантом. По окончании войны получил чин бригадного генерала. Вернувшись в Польшу, примкнул к партии либеральных патриотов. В 1792 г. участвовал в защите конституции 3 мая против России и Тарговицкой конфедерации, находясь в армии кн. И. Понятовского, и хотя его корпус был разбит превосходящими силами русских под Дубенкой, но общий голос признал его единственным талантливым полководцем среди тогдашних польских военачальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И порядок наименования консулов был не одинаков: «в списках консулов греческих на первом месте назывался именно тот консул, который назначался для Константинополя, а в списках, которые велись в Италии, на первом месте ставится консул Рима, а потом уже Константинополя». При сравнении хроники Виктора с хроникой Марцеллина, оказывается, что «Марцеллин пользовался греческими хронологическими источниками, а списки хроники Виктора имеют большее сходство со списками латинскими». «У Виктора хронологические источники были не греческие, а римские», где не знали константинопольских консулов, а тем более могли не знать точно событий из жизни константинопольских патриархов. Понятно, что и Виктор, черпая материал для их хронологии из такого ненадежного источника, необходимо должен был наделать ошибок в своем сочинении. Но этого мало. Мы думаем даже, что Виктор пользовался даже не прямо римскими хронологическими источниками, а в том виде, в каком они из Рима попадали в Африку, в частности в Карфаген, т. е. брал показания о событиях из жизни константинопольских патриархов даже не из вторых рук, а уже из третьих» (т. е. из карфеаг. хронол. источников). «Вероятно, что, если подобные сведения (о константинопольских делах) уже в Риме могли хронологически отмечаться ошибочно, то тем более в ошибочном виде они должны были достигать Карфагена, где иногда не знали точно даже того, что происходило в Риме». «Нужно думать, что Виктор во время написания своей хроники имел под руками хронологические записи именно те, какие обращались в африканской церкви; о его посещении Рима мы ничего не знаем; вероятно, он там никогда не был». Главное ручательство за основательность высказанного «предположения о причинах неточностей у Виктора в обозначении событий из жизни константинопольских патриархов» «состоит в том, что оно хорошо объясняет помянутые неточности, отвечает на недоумения, как писатель даже о лицах, весьма близких к нему по времени, мог сделать столь ошибочные показания». Вывод из всего сказанного получается такой: «Материал для хронологии константинопольских патриархов представляемый хроникой Виктора, материал – ненадежный» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Kurganov...

Гарри Рамос: Соучастие в смерти Виктора надо было поддерживать, чуть ли не нести, и одновременно не позволять, чтобы уныние и страх овладели им. Больше часа ушло на то чтобы трое биржевиков смогли добраться до 36-ого этажа. Там уже почти не было людей – только пожарные. Виктора совершенно оставили силы, и он просто беспомощно сел на лестницу… 11 сентября, 2012 Виктора надо было поддерживать, чуть ли не нести, и одновременно не позволять, чтобы уныние и страх овладели им. Больше часа ушло на то чтобы трое биржевиков смогли добраться до 36-ого этажа. Там уже почти не было людей – только пожарные. Виктора совершенно оставили силы, и он просто беспомощно сел на лестницу… Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает и смысл смерти (Антуан де Сент-Экзюпери). …Эта история о том, как простой американец Гарри Рамос совершил, казалось бы, странный поступок – он остался с умирающим человеком в горящем здании. Остался осознанно, погибнув вместе с ним. Случилось это в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года, в тех самых небоскребах, в которые врезались самолеты, управляемые террористами. Тогда погибло 2749 человек, но именно смерть Гарри стала для многих людей идеалом подлинной христианской кончины. Возможно, кто-то спросит, а в чем, собственно, подвиг? Ведь не мудрено было погибнуть в том жутком пекле. Но история Гарри не так проста, как кажется сначала. Гарри был обычным американцем. У него была жена Мигдалия и двоих детей. А еще, похоже, у него был дар. Дар человеколюбия. В тот день, после того, как в небоскребы Всемирного Торгового Центра врезались самолеты, Гарри вместе со своими коллегами стал спускаться с 83-го этажа, где находился их офис. Лифты не работали, поэтому люди воспользовались лестницей – крутой, узкой и неудобной. Другого пути к спасению не было. На 59-м этаже Гарри увидел очень грузного человека, который упал на лестничном пролете и уже никак не мог подняться. А люди спешили мимо. Виктор Уайльд – так звали упавшего – работал брокером в одной конторе на 83-м этаже. У него было больное сердце. Спуск так вымотал его, что он, совершенно обессилив, почти не мог двигаться. Гарри попросил сослуживцев не задерживаться и спускаться дальше без него. Он стал уговаривать Виктора не падать духом и продолжить спуск. Коллега Гарри, Хон Джу, остался с ним и Виктором. Остальные сотрудники продолжили свой путь вниз и скоро оказались на улице.

http://pravmir.ru/garri-ramos-souchastie...

И вот, в противовес поездке по Украине преосвященного Виктора, униатский митрополит Смогоржевский высылает туда же своего коадъютора Феодосия Ростоцкого 710 , и будущий униатский митрополит навещает в Богуславе больного православного архиерея и передает ему поклон от своего митрополита 711 . XI Измученный годичным путешествием, не вполне оправившийся от тяжёлого недуга, преосвященный Виктор, наконец, вернулся в Слуцк. Но он вернулся не на отдых. Сразу же почти его встретило чрезвычайно неприятное дело. Консисторский секретарь Сухозанет 712 , который по настойчивому ходатайству преосвященного Виктора был и определён в эту должность, и награждён чином 713 , – этот самый Сухозанет начал оправдывать на себе «пророчество», высказанное о нём когда-то, при первом с ним знакомстве, Киевским митрополитом Самуилом: «Pessima progenies» 714 . Спесивый польский шляхтич, может быть даже бывший орудием интриги против преосвященного Виктора, позволял себе различные самоуправства в отсутствие преосвященного Виктора из Слуцка, а теперь не хотел возвратить преосвященному взятого у него на время его повара; кроме того, поспорил из-за чего-то с новым членом консистории, присланным из Петербурга игуменом Киприаном, и так как преосвященный Виктор взял сторону последнего, то Сухозанетова злоба обрушилась и на преосвященного. Преосвященному грозила досадная, долгая волокита, и с её тягостями он уже начинал знакомиться 715 . Но главное было не это. Как ни досадна всегда бывает междуусобная война, всё же Сухозанет был не Бог весть какая сила. Против преосвященного Виктора выдвигался враг более сильный и более опасный. Этот враг – соединённые силы латинства и польщизны. Как бы ни был миролюбив преосвящённый Виктор, каким бы верноподданным польским гражданином он ни казался, это для поляков, в сущности, не было важным. Важно было для них то, что преосвященный являлся орудием оживления той силы, которая для унии и римского католичества в польских владениях давно уже стало страшным призраком, которую и уния, и римское католичество душили вот уже несколько столетий и задушить не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Мф. 23, 24 ). Ибо они не могут достигнуть настолько исправления дела, насколько велик вред, исходящий от раскола». Не лишено вероятности, что это замечание относится к монтанистам. События жизни св. Иринея в период его архипасторства известны очень плохо, но у Евсевия и блж. Иеронима сохранились сведения о его участии в пасхальных спорах. В частности, Евсевий, повествуя о крутых мерах папы Виктора, которые он собирался применять по отношению к сторонникам малоазийской практики празднования Пасхи, пишет: «Среди противников Виктора был Ириней, писавший от лица всех галльских братьев, главой которых он был: он сразу заявил, что таинственное Воскресение Господне должно праздновать только в день Господень, и стал подобающим образом уговаривать Виктора не отлучать целые церкви Божии за то, что они соблюдают издревле преданный им обычай» (Церк. истп. V, 24, 11). Далее он цитирует выдержки из послания Иринея к Виктору, где тот ссылается на св. Поликарпа и папу Аникиту, пребывших в мире, несмотря на различия в обычае празднования Пасхи. Заключает свое сообщение Евсевий такими словами: «Ириней, в соответствии со своим именем (“мирный”. – A. C.), оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нем. Он переписывался не только с Виктором, но и со многими главами церквей по поводу поднятого вопроса» (Церк. ист. V, 24,12–17). Сообщение блж. Иеронима вполне созвучно свидетельству Евсевия: говоря о посланиях Иринея к Виктору, он замечает, что святой отец «убеждает Виктора, что не должно без особенных уважительных причин расторгать единение с обществом епископов других церквей» (О знам. муж., 35). Таким образом, Римскому папе, по словам C. А. Федченкова, «воочию было представлено различие догмата от обряда, вечного в религии от временного; указано было, что первого надо держаться твердо, во втором же можно давать свободу отдельным общинам» 441 . Трудно сказать, какую позицию занимал сам св. Ириней в этих спорах, так волновавших христиан его эпохи. Хотя он сам происходил из Малой Азии, однозначно на сторону малоазийской практики он не встал. Некоторые места его сочинения «Против ересей» (II, 22,3; IV, 10,1) позволяют думать, что Лионский предстоятель придерживался средней точки зрения, пытаясь найти разумный компромисс в столкновении крайних точек зрения. Авторитет св. Иринея сыграл большую роль в мирном разрешении данных споров. Во всяком случае, он дал решительный отпор притязаниям папы Виктора, который был вынужден пересмотреть свою ригористическую точку зрения и отказаться от политики давления на прочие поместные церкви 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010