Тогда, по печалех скорбных, во православии присносияющии монарси высокодержавнейшии великие Государи и великие князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич всея Великия и малыя и белыя Росии самодержцы, государи християнстии, яко чада оставльшиися, лишившеся пастыря и отца своего славныя памяти святейшего Патриарха, такожде и церковь святую соборную, матерь свою, зряще вдовому многое время . Посылают тех времем вдовствующей святей церкви своя царския указы по архиереов разных градов епархий, по преосвященного Митрополита Корнилия Великого Новаграда и Великих Лук, по преосвященного Митрополита Маркелла Псковского и Изборского, по преосвященного Митрополита Илариона Суздальского и Юрьевского, такожде и по архиепископов — по преосвященного Архиепископа Сергия Тверского и Кашинского, во преосвященного Архиепископа Никиту Коломенского и Каширского, чередным же тогда присутствующим архиереом во время жизни и правления блаженного успения святейшего Иоакима Патриарха и по смерти его оставльшимся, и сущим в царствующем граде Москве, преосвященному Митрополиту Адриану Казанскому и Свияжскому, и присно неотступно в жительстве в царствующем граде преосвященному Митрополиту Ефимию Сарскому и Подоньскому, преосвященному Митрополиту Аврамию Рязанскому и Муромскому, преосвященному Архиепископу Гавриилу Вологодскому и Белоезерскому, преосвященному Епископу Питириму Тамбовскому, дабы собор, яко архиереи православнии и их царского пресветлого величества Богомольцы, купно вси сотворили, и совет изнеслип на приличнейших духовных особ, и ко избранию достойнейших на вдовствующий престол Патриархии Московския и всея России. По повелениям царским собравшимся вышеписанным архиереом в преименитый царствующий град Москву, и. преосвященным чередным якоже  сказася выше, по изволительному их царского преесветлого величества указу совокупляются вси архиереи на собор в Патриаршу крестовую палату, сущим же купно с ними начальным боголюбимым архимандритом — Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Викентию, из Владимера Рожествена монастыря.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

К истории Аныба    Название села произошло от двух коми слов: «ан» — яма, рытвина, углубление, проем; «ыб» — возвышенное поле. Значит, «аныб» можно перевести с коми языка на русский, как «возвышенное поле с углублениями, рытвинами». Слово аныб переводится с коми языка как возвышенное поле с углублениями и рытвинами      Впервые Аныб упоминается в 1678 году в писцовой книге Яренского уезда. В книге отмечалось, что в 1663 году здесь появились первые жители. В 1855 году в селе Аныб усердием прихожан была построена деревянная церковь с двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святителя и чудотворца Николая. Сегодня мне с трудом верилось, что эти заповедные уголки северной земли, когда они еще были частью Вологодской епархии, часто посещали епископы и даже Вологодский губернатор. Священник аныбской церкви Викентий Попов вел «Летопись аныбской Преображенской церкви», в которой описал подробности пребывания епископа Великоустюжского Иоанникия в северной глуши. В 1890 году владыка Иоанникий предпринял поездку по осмотру самых отдаленных церквей Усть-Сысольского уезда. Под Аныбом епископу благоугодно было остановиться не у пристани, а на второй версте ниже села, но против церкви, и отсюда с версту он изволил подняться пешком до села. Владыку встречали благовестом на колокольне приходской церкви. Епископ осмотрел фундамент строящейся каменной церкви. В этом же году в глубинку Коми прибыл подрядчик по постройке новой каменной церкви, крестьянин Николай Конаков, и с восемью рабочими начал строительство, которое и было закончено 14 мая 1891 года. В каменном храме было два престола: в честь Преображения Господня и во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Наши дни Преображенский храм села Аныб в наши дни      На въезде в Аныб мы сразу увидели Преображенский храм, в котором с 1906 по 1917 годы служил священномученик Николай Доброумов. Пустующая сегодня церковь хорошо сохранилась до наших дней. Сразу после закрытия храма в 1934 году здесь находился клуб, а в 1978 году открыли котельную.

http://pravoslavie.ru/105509.html

По Ваганьковскому переулку: 14) дом Флорищевой пустыни 311 15) дом В.Ф. Семенова 312 16) дом Викентия Ивановича Горшанова 313 17) дом Николая Ивановича Пастухова 314 (в доме помещается редакция газеты «Московский Листок»), 18) дом В.И. Куманина 315 . На противоположной стороне переулка 19) церковный дом 316 и 20) дом г-жи Аплаксиной 317 . На Знаменке 21) дома Л.В. Шамшиной 318 22) дома Фетисова 319 и 23) Е.С. Поповой 320 . Кроме этих домов, со времени устройства Александровского сада, к приходу причислялось здание, находящееся около Троицкого моста, в саду, а также бывшая здесь, теперь уничтоженная, полицейская будка. Численный состав прихода определяется цифрами, взятыми из клировых и исповедных ведомостей и из метрических книг Крестовоздвиженской церкви, помещенными в нижеследующей таблице: Численный состав прихода. Годы. Число домов. Число жителей. Родившихся. Браков. Умерших. «Тое осени заговев Филипово зоговенье прииде Великий князь (Василий Васильевич) на Москву месяца ноября в 17 день и ста на дворе матере своея за городом, на Ваганькове». Пол Соб. Рус. Лет. VII, 114. 277 Москва, подроб. истор. и археолог, опис. города, изд. Мартынова. М. 1875 г., стр. 102; Рус. Стар. в пам. цер. и гражд. зодч., изд. Март. ; тетр. 11. Наз­вание Ваганьково объясняют различно. Снегирев происхождение этого слова приурочивает к тому времени, когда вся Вага, или Важская десятина, заклю­чавшая в себе южную часть Архангельской губернии, северную – Вологодской и восточную – Олонецкой, поступила в собственность Московского великого кпязя («Рус. Стар.», тетр. 11); он же передает народное предание, по которому Ва­ганьково получило свое название от села Ваги, Костромской губернии, откуда были взяты дворцовые плотники, поселенные на Ваганькове и называвшиеся Ва­ганами (там же; срав. журнал «Рус. Стар.» 1889 г. октябрь). В книге «Мос­ква, подр. истор. н археолог. опис. гор.», изд. Мартыновым, слово Ваганьково производится от одного корня с глаголом ваганить, который на вологодском и др. областных наречиях значит играть, потешаться, шутить; а Ваганьков­ский княжий двор имел значение потешного; здесь же, на Ваганькове, были и народные увеселения (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Книги греческие печатные, и древние рукописные, их же употребляют святейшие греческие патриархи, и по них всё Божие славословие и чины церковные исполняют, исповедаю православными и без сомнения приемлю их. Собор, содеявшийся в богоспасаемом царствующем граде Москве, при благоверном и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и при всём великого государя синклите, в лето от сотворения мира 7162, от Рождества же Слова Божия по плоти, 1654, по согласному, нашему архиерейскому между собой любовному совопрошению, исповедую и держу без сомнения во всём православным. Известного же ради утверждения, аз смиренный Филарет, Божьей милостью, архиепископ Смоленский и Дорогобужский сие моё исповедание подписал рукой моею, настоящего лета сего от сотворения мира 7174, от Рождества Божьего Слова по плоти 1666, месяца Февраля в 16 день 96 . з) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. Се аз, смиренный Иларион, Божьей милостью, архиепископ Рязанский и Муромский, по совопрошению нашему сему архиерейскому, имже согласихомся любовно, настоящего лета сего 7174, Февраля месяца, исповедаю святейших патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, и Иерусалимского православных во всём. Книги печатные и древние рукописные греческие, по которым святейшие патриархи славословие Божие и церковные чины исполняют, исповедаю православными, и без сомнения приемлю. И собор, иже был в лето 7162, в богоспасаемом царствующем граде Москве, при благоверном и благочестивом нашем великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великий и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , и при всём священном соборе, и при всём великого государя синклите исповедую и имею во всём православным. Во утверждённое же извество, сие мое исповедание писал моею рукой. Аминь. и) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз, смиренный Иоасаф, Божьей милостью, архиепископ Тверской и Кашинский, исповедаю святейших вселенских греческих патриархов православными быть в вере Христовой, и книги греческие, печатные и древние харатейные и рукописные, их же употребляют греческие патриархи и по них исполняют божественное славословие и все церковные догматы , исповедаю православными быть и без сомнения приемлю, якоже о том книжном исправлении и собор содеялся в царствующем граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при Святейшем Никоне патриархе , и при всём освященном соборе и при всём великого государя синклите и руками подписавшись в лето 7162-го года, а от воплощения Сына Божия 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Известного же ради утверждения, аз смиренный Лаврентий, Божьей милостью, митрополит Казанский и Свияжский, сие моё исповедание подписал рукой моей, настоящего лета сего, от сотворения мира 7174, от Рождества же Божьего Слова по плоти 1666, месяца Февраля в 26 день. в) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз, смиренный Иона, Божьей милостью, митрополит Ростовский и Ярославский, исповедую святейших греческих патриархов быть православных. Книги греческие, печатные и древние рукописные, по которым святейшие греческие патриархи славословие Божие и чины церковные исправляют, исповедую православными и без сомнения приемлю. Собор, иже был в лето 7162, при благоверном и благочестивом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , в богоспасаемом, преименитом царствующем граде Москве, а на том соборе бывшем и мне с прочими архиереями и рукой моей подписавшемуся, и того собора уразумех, яко истинен есть и православен, наипаче же уверился от божественного писания, яко греческого закона чин и устав церковный правоверен есть, и всяким благочестием украшен; и аз того бывшего собора со всяким усердием воспринял, и впредь тому всему хочу согласен быть, яко православен есть. Смиренный Иона, Божьей милостью, митрополит Ростовский и Ярославский, своей рукой подпис г) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз, смиренный Павел, Божьей милостью, митрополит Сарский и Подонский, исповедую святейших греческих патриархов доднесь быть православных. Книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё славословие Божие и чины церковные исполняют, исповедую быть православными и во всём приемлю. Собор, бывший в богоспасаемом, преименитом, царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем, и богохранимом государе нашем, царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе и царского пресветлого величества при всём его синклите, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1654, на нём же и аз был, и рукою моею с прочими священными подписал, сущу ми тогда протопопу церкви Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, яже зовётся царского пресветлого величества на Сенях, по согласному нашему братскому любовному архиерейскому совопрошению, исповедую и держу православным во всём. „Известного ради утверждения, аз смиренный Павел, Божьей милостью митрополит Сарский и Подонский моё исповедание подписал рукой моей“ 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

д) Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь. Се аз, смиренный Феодосий, митрополит, исповедую святейших греческих патриархов быти православных. Книги греческие, печатные и древние рукописные, ихже употребляют святейшие греческие патриархи, и по них всё Божие славословие и чины церковные исполняют, исповедую православными, и без сомнения приемлю их. Собор, содеявшийся в лето от сотворения света 7162 в богоспасаемом царствующем граде Москве, при благоверном и благочестивом нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, при святейшем патриархе Никоне и при всём священном соборе, и при всём великого государя синклите, исповедую и имею во всём православен, известно во утверждение. Аз смиренный Феодосий, Божьей милостию митрополит от Сербскойя земли, бывши Вершацки и Шебишки, сие моё исповедание подписал рукой моей, настоящего лета от сотворения мира 7174, от Рождества же Божия Слова по плоти 1666, месяца Февраля в 16 день. е) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз, смиренный Симон, Божьей милостью, архиепископ Вологодский и Белоезерский, по совопрошению нашему сему архиерейскому, иже согласихомся любовно, настоящего лета сего 7174, Февраля месяца, исповедую святейших патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского православными. Книги печатные и древние рукописные греческие, по которым святейшие патриархи славословие Божие и церковные чины исполняют, исповедаю православными и без сомнения приемлю. И собор, иже был в лето 7162 в богоспасаемом царствующем граде Москве, при благоверном и благочестивом нашем великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем патриархе Никоне , и при всём священном соборе, и при всём великого государя синклите, исповедую и имею во всём православным. Во утверждённое же извество, сие моё исповедание писал моею рукой. Аминь 95 . ж) † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аз смиренный Филарет, Божьей милостью, архиепископ Смоленский и Дорогобужский, исповедаю святейших греческих патриархов быти православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

О причте означенной церкви: Священник Акиндин Петров Пихин (?), 35-ти лет. Природою Грязовецкого уезда Николаевской Бурдуковской церкви умершего Священника Петра Васильева Пихина сын. По окончании курса Вологодской Духовной Семинарии со свидетельством 2-го разряда в 1888 году, в том же году 3 Августа определен во Псаломщика к Кадниковскому Николаевскому собору. В 1889 году Апреля 20 дня Преосвященным Израилем Епископом Вологодским и Тотемским по прошению переведен к Иоанно-Богословской Тошнинской церкви Вологодского уезда; с Октября месяца того же года – учителем в церковно-приходскую Иоанно-Богословскую школу. 11 Декабря 1891 года определен, а 19 Января 1892 года рукоположен во Священника сей Антониевской церкви. 31 Марта 1897 года Преосвященным Алексием награжден набедренником за усердную и полезную службу. 9 Сентября 1900 года утвержден законоучителем Гуляевского Земского Училища. Грамоту имеет. (Личное недвижимое имущество: дом со двором, овин с гуменником, амбар, баня, четыре сеновала, погреб). С 14 Июля 1893 года – вдов. Сын его – Федор, 8-ми лет, обучается в Антониевской церковно-приходской школе. Псаломщик-Диакон Павел Викентьев Яблонский, 35-ти лет. Природою Михаило-Архангельской Бохтюжской церкви Вологодского уезда умершего Псаломщика Викентия Яблонского сын. По увольнении из 2-го класса Вологодской Духовной Семинарии в 1885 году 29 Июня, в том же году 27 Сентября определен во Псаломщика к Ильинской Лихтошской церкви Грязовецкого уезда. В 1892 году 2 Июля рукоположен в Диакона. В 1893 году 17 Февраля по прошению переведен к сей Антониевской церкви. Грамоту имеет. За неприобретение навыка в отправлении богослужения в течение четырех лет в сане Диакона от 30 Июля 1896 года Преосвященным Алексием был запрещен в богослужении. Жена его: Екатерина Васильевна, 37-ми лет, дочь умершего чиновника. Дети их: Людмила, 13-ти лет. Обучается во 2-м классе Епархиального Женского Училища. Надежда, 19-ти лет. Обучается в Павлоградской Женской гимназии. Екатерина, 5-ти лет. Алексей, 2-х лет. Церковный староста – Нефедовской волости деревни Песков крестьянин Александр Иванов Чекмарев. В должности состоит с Января 1899 года. Представители от прихожан: 1) Нефедовской волости деревни Пески крестьянин Стефан Петров Михеев (?) с Января 1898 года. 2) Нефедовской волости деревни Подола крестьянин Феофан Иосифеев Жилов с Января 1895 года.

http://sobory.ru/article/?object=03080

Храм великомученицы Екатерины был построен в 20-х годах XVII века. Тогда он был деревянным. Первоначальный Екатерининский храм не отапливался. В 1732 году деревянный Екатерининский храм сгорел, но был возобновлен. Строительство продолжалось с 1774 по 1786 годы. В 1800 году вокруг храма была устроена ограда. К 1813 году был пристроен правый Предтеченский придел в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1824 году по благословению правящего архиерея престольным праздником Предтеченского придела стал день Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. В 1835 году была устроена новая паперть, а в 1852 году – перестроена колокольня. В 1901 году были выполнены иконостасы в приделах храма. В 1906 году в правой башне ограды была устроена часовня в честь преподобного Серафима Саровского. В 1932–1933 годах после ареста последнего настоятеля храма – протоиерея Николая Вологодского – храм был закрыт. В 1960-е годы была разобрана колокольня, пострадавшая в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в храме возобновлены 7 декабря 1989 года. В 1993 году при храме было открыто подворье Вознесенского Оршина женского монастыря. В 1996 году подворье получило статус самостоятельного Свято-Екатерининского женского монастыря. В 2001 году восстановлена колокольня. В монастыре один соборный храм – святой великомученицы Екатерины и три приписных: в честь святых мучеников Мины, Виктора и Викентия, преподобного Сергия Радонежского и великомученика Никиты. В монастыре имеется два келейных корпуса: в одном проживают сестры, в другом действуют православные Богословские курсы. Третье монастырское здание реставрируется. Храм во имя великомученицы Варвары в Казани Церковь святой Варвары была построена в конце XVIII века. На месте церкви до 1774 года стоял дом казанского вице-губернатора Кудрявцева. В это время – в 1780 году – вся Казань заново отстраивалась после пугачевского разорения. На церковном антиминсе стояла дата – 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

    Викентий вологодский 19 мар. Св. 1621.     Владимир мономах в Киеве, память его мая 19. 209.     Владимир Георгиевич, пленен татарами в 1238 г. 209 (Карамз. 170).     Всеволод Георгиевич, сын В. Кн. Георгия владимирского, убит татарами при взятии Владимира 7 Февраля 1238. 209. (Карамз. III. 170).     Гавриил св. праведный и св. праведная Анастасия, сестра его, града Василева чудотворцы. 209. КСоф. Филим. 26 мая Гавриил князь).     Гедеон инок Владычнего серпуховского монастыря. 209. (КСоф. в Калужских святых).     Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его февр. 28. 209. Но это по КСоф. Ярослав Владимирович В. Князь, в крещении Георгий преставися (а не убиен) 28 февр.     Георгий, иже пострада со св. Князем Борисом и с ним в чудесех в видении являшеся 2 мая 201. Мин. Четья Успен. собора XII в.     Георгий, новгородский юродивый. 209. КСОФ. и др. 3 нояб., по другим 23 апр.     Герасим, ученик св. Зосимы соловецкий. 209.     Геронтий, митроп. московский, † 1489, 201 и 209 мая 5, Погод. мая 28, Филим. 6 мая. Сконч. 28 мая. Истор. Иерарх.     Гермоген, св. патриарх московский 1606—1612 аевр. 17. 201. 209. КСоф. Сконч. 17 февр. Истор. Иерарх.     Герман, см. Лонгин.     Герман, дивный ученик пр. о. Кирилла белозерск. 209. КСоф.     Глеб Всеволодович смоленской. Мощи под спудом в смоленском соборе. Погод. (Филим. 7 июля. У Карамзина нет).     Глеб Андреевич Боголюбский. Филим. 5 сент. В рукописях соловецк. библ. в Казан. академии есть житие Глеба Андреевича владимирского. Правосл. Собеседн. 1859 г. ч. I стр. 218.     Григорий, еп. суздальский чудотворец. 51. 1621. 516. Два упоминаются один в Сузд. синодике в нач. XV века, другой 1571 года. Истор. Иерарх.     Григорий священноиерей, Димитрий, Артемий, Евфросиния в селе Китове, шуйские чудотворцы. Филим. один о Григорие и Артемие (прочие есть и в других).     Григорий игумен голутвина монастыря в Коломне, ученик пр. Сергия. 209. КСоф.     Гурий игумен рождественского монастыря шалотского, иже на Мологе реце близь Устюжны Железной. КСоф. (Филим. 19 нояб.) Истор. Росс. Иерарх. VI. 720. при впадении реки Шалчи в Мологу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010