перепись показала, что 51% принявших участие в богослужении в этот день посетил англикан. храмы, 44% - диссентерские молитвенные дома, 4% - католич. церкви. Позиции диссентерских деноминаций, объединявших в основном представителей «среднего класса», были наиболее прочными в крупных городах. После 1828 г. диссентерам удалось добиться осуществления дальнейших мер по обеспечению равноправия вне зависимости от вероисповедания. В 1836 г. последовала отмена обязательной регистрации актов гражданского состояния в храмах Церкви Англии, и, напр., молодожены - диссентеры и католики - не должны были венчаться дважды: в своей церкви и англикан. В 1868 г. ликвидировали обязательные выплаты в пользу Церкви Англии. В 1871 г. последовала отмена декларации о согласии с англикан. вероучением для поступающих в Кембриджский, Оксфордский и Даремский ун-ты, что открыло эти наиболее престижные учебные заведения для диссентеров и католиков. И хотя ставившаяся нонконформистами задача по лишению Церкви Англии гос. статуса так и не была решена, в стране к кон. XIX в. во многом благодаря их усилиям и влиянию, оказывавшемуся на либеральную партию виги, утвердилась фактическая свобода вероисповедания. В 1858 г. в парламент были допущены иудеи, в нач. 90-х гг.- атеисты. В XIX в. появились новые течения в англ. протестантизме, крупнейшим из к-рых оказалась созданная в 1878 г. У. Бутсом Армия спасения , ставившая перед собой задачи проповеди Евангелия и ведения активной социальной работы. Делая акцент на моральной стороне христианства, ее члены, организованные по военному образцу, работали прежде всего среди малоимущих и маргинальных слоев общества. В 1850 г. папа Пий IX восстановил католич. иерархию в стране, вместо апостолических викариев появились 12 постоянных епископов во главе с архиепископом Вестминстерским. Если в момент эмансипации основную массу католиков в стране составляли аристократы и сельские джентльмены, жившие в своих поместьях, то к сер.- 2-й пол. века к ним добавились многочисленные выходцы из Ирландии и новообращенные англикане (в т.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Для грузиноговорящих евреев перевод Пятикнижия с параллельным евр. текстом сделали выходцы из Грузии: А. Мамиствалишвили, Т. Мамиствалишвили-Кезерашвили, Г. Бен-Орен (Цицуашвили). Впервые он был опубликован в 5 книгах в 1988 г. в Иерусалиме (в одном томе в 19952). Др. издание с параллельным евр. текстом в переводе Шалома Давида (Давиташвили) вышло в Тель-Авиве в 1996 г. В Израиле также были опубликованы отдельные книги ВЗ (Пс, Песн, Руф, Есф) в переводе раввина И. Мамиствалишвили. З. Г. Кикнадзе Кельтские Начало истории ирл. переводов Б. относится ко времени кор.-протестантки Елизаветы I (1558-1603), по указу к-рой в 1603 г. был издан НЗ. Первая печатная книга в Ирландии - протестант. Катехизис, составленный Иоанном Керни,- появилась в 1571 г. Ирл. литургия (служебник) Дж. Нокса , использовавшаяся с 1567 г., была напечатана за пределами Ирландии. Впосл. перевод на ирл. инициировало прежде всего католич. духовенство. В 1685 г. появился перевод всей Б., однако он не смог повлиять на формирование целостного лит. языка. В основе создания новой редакции Б. в 1817 г. лежала попытка католич. стороны противостоять англикан. и протестант. влиянию. Но ни опубликование этого перевода, ни новый перевод архиеп. Туама Дж. Макхала, выполненный по Вульгате и изданный в Дублине, не имели широкого распространения и не смогли повлиять на развитие языка. Только в 1981 г. вышел первый совр. католич. перевод всей Б., к-рый был инициирован еще в 1945 г. В 2000 г. приступили к его пересмотру. Переводы Б. на шотл. (гэльский) язык были сделаны протестантами. Уже в 1567 г. шотл. реформатор Джон планировал гэльский перевод Б., к-рый, однако, смог осуществиться только 250 лет спустя благодаря деятельности шотл. Общества распространения христианского знания (Society in Scotland for the Propagation of Christian Knowledge). Вслед за уже опубликованным в 1630 г. Женевским катехизисом Кальвина в 1653 г. вышел перевод Малого вестминстерского катехизиса. Аргайлльским синодом были переведены использующиеся до сих пор гэльские рифмованные псалмы (Gaelic Psalter. 1694). Перевод ВЗ Д. Кэмпбелла из Напдейла, сделанный в 1673 г., был утрачен. Вместо него в Шотландии ввели составленный на гэльском и опубликованный в 1685 г. ВЗ, выполненный У. Беделлом (Bedell " s Irish Bible), и вышедшее в 1681 г. 2-е издание НЗ, осуществленное У. О " Доннеллом еще в 1602 г. В 1725 г. Аргайлльский синод издал гэльский перевод нек-рых символических книг кальвинизма, а также Десять заповедей, Молитву Господню и Апостольский Символ веры.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Детерминизм делает похвалы и обвинения бессмысленными. Точно так же, если причиной всех человеческих действий является Бог, то становятся бессмысленными похвалы в адрес человеческих существ за их добрые дела, как и обвинения в злодеяниях. Ведь если отвага не имела иного выбора, кроме как проявить себя, то чего ради давать награды за отвагу? Если зло не имело иного выбора, как только совершить инкриминируемые ему злодейства, то с какой стати его карать? Вознаграждение и наказание за моральный аспект поведения имеют смысл только тогда, когда поступки не детерминированы внешней причиной. Детерминизм ведёт к фатализму. Если всё предопределено вне зависимости от наших усилий, то зачем стремиться к добру и избегать зла? В самом деле, если детерминисты правы, зло неизбежно. Детерминизм уничтожает всякую мотивацию творить добро и отвергать зло. Детерминизм противоречит Библии. Теистические оппоненты детерминистов выдвигают несколько возражений, основанных на Писании. Определение свободы воли как возможности «делать то, что хочется» противоречит опыту. Ибо люди не всегда делают то, что хотят, и не всегда хотят делать то, что делают (ср. Рим. 7:15–16 ). Если Бог должен вкладывать желания в Свои создания, прежде чем те смогут совершать действия, то получается, что Бог должен был вложить в Люцифера желание восстать против Бога. Но это невозможно, ведь в таком случае Бог вкладывал бы желание, направленное против Себя. По сути дела, Бог действовал бы против Себя, что невозможно. Теистические детерминисты, такие как Эдвардс, имеют ложные, механистические представления о природе человека. Эдвардс сравнивает свободный выбор с уравновешенными весами, которым не хватает толчка извне, чтобы сдвинуться с мёртвой точки. Но люди – не машины; это свободные личности, созданные по образу Божьему ( Быт. 1:27 ). Эдвардс ошибочно предполагает, что самодетерминированность противоречит верховному владычеству Бога. Но ведь Бог может предопределять положение вещей в согласии со свободой выбора, а не в противоречии с ней. Даже в кальвинистском «Вестминстерском исповедании веры» сказано, что, «хотя в аспекте предведения и предначертания Бога, Первопричины, всё происходит непреложно и непогрешимо, однако через то же самое провидение Он управляет отклонением происходящего в сторону в соответствии с природой вторичных причин, либо в силу необходимости, либо в силу свободы, либо в силу возможности» (5.2; курсив Н. Г.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Гг. прагматисты с места в карьер впадают в одну грандиозную ошибку, к сожалению слишком распространенную не только среди прагматистов очевидно, они считают за настоящие факты лишь то, что можно пощупать рукой, понюхать носом, взвесить весами или увидеть глазами. Вся же история, весь психический мир, вся бесконечно разнообразная духовная жизнь мира и человечества - это для них не факты или, во всяком случае, - не настоящие факты. Поэтому, говоря о физическом явлении и исследуя какую-нибудь рататорию, нужно быть точным и строго фактичным. Говоря же об истории или о представителях мысли - можно быть приблизительным, схематичным и голословным. Извлекая на свет свои дихотомические абстракции, прагматизм решительно игнорирует столь прекрасно обследованную в XIX веке фактическую историю человеческой мысли. Если мы обратимся к фактам, мы увидим, что классификация Джемса оказывается для них поистине Прокрустовым ложем. Куда поместить Эпикура? Magister voluptatis несомненно тип " жесткий " . Ибо он " материалист " , " сенсуалист " и " неверующий " . Но вместо пессимизма у него легкокрылый оптимизм, вместо детерминизма - утверждение абсолютной свободы. Вместо " плюрализма " - монизм. Куда поместить стоиков? Они несомненно относятся к " мягкому " типу. Ибо они " монисты " , " рационалисты " , " верующие " и догматики. Но вместо оптимизма у них глубочайший пессимизм, вместо свободы воли - яркий детерминизм, вместо идеализма - материализм. Об Эпикуре и стоиках еще можно говорить в терминах Джемса, но о всех философах мистического направления, о всех представителях философии Логоса в этих терминах даже нельзя говорить, как нельзя в терминах физики говорить о гиперфизических явлениях химизма. Конкретных подтверждений дихотомических абстракций можно найти у Джемса лишь два. С пренебрежением вспоминает он " Теодицею " Лейбница и мельком упоминает " рационалиста " Ройса. Несколько странно с такой страстностью поминать Лейбница. Это старая, избитая тема. Всем известно, что не эмпирики, а завзятый рационалист и деист Вольтер в своем бессмертном " Кандиде " пригвоздил " Теодицею " к позорному столбу. Всем известно также, что с особенной силой издевался над оптимизмом Лейбница великий " идеалист " Шопенгауэр. Кивая на Лейбница, Джемс хотел бы подтвердить одну глубоко несправедливую свою мысль. Ему хочется доказать и себе и слушателям, что только " эмпирики " считаются с фактическим злом, с фактической неурядицей жизни, а гг. " рационалисты " , вздымаясь в " νεφελοκοκυγαν " , парят в расплывчатом прекраснодушии. Лейбницу Джемс противополагает Спенсера. " В любой главе у него слышишь живой гул фактов, он никогда не устает приводить факты, он подчеркивает факты, он всегда обращен лицом к ним - и этого достаточно " . " Половина Англии желает, чтобы его похоронили в Вестминстерском аббатстве " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Особенное состояние телосложения, известное под именем «предрасположения», физического или нравственного, способствует не только к общему направлению умственных способностей на составление этих призраков, но часто определяет даже особенные свойства, с которыми они появляются. Это предрасположение различно, смотря по человеку; и одна и та же болезнетворная причина может вызвать самые различные образы. Вдыхание азотистой окиси, как мы уже видели, возбуждает в наибольшей части случаев представления приятного свойства и производит соответственные ощущения; но в некоторых случаях оно напротив представляет воображению страшные предметы и производит на человеческую систему тягостные действия; то же самое можно сказать о всякой болезнетворной причине. Дочери Карла Ли явилось, около двух часов утра, между занавесом ея кровати и изголовьем, видение в образе маленькой женщины, которая, назвав себя ея матерью, сказала ей, что она счастлива в раю и что в полдень того же дня дочь соединится там с нею. Девица тотчас после этого разбудила свою горничную, велела подать себе одеться и пошла в свой кабинет, откуда вышла не ранее девяти часов, вынося запечатанное письмо к своему отцу. Она вручила письмо своей тетке, леди Эверард, уведомила ее о приключении с собою, и просила передать письмо отцу тотчас по ея смерти. Потом она призвала своего духовника, чтобы он прочитал над нею молитвы, и когда он кончил, она взяла гитару и псалтырь и, севши на стул, пропела несколько псалмов так мило и таким превосходным образом, что ея музыкальный учитель, тут же бывший, остался в восхищении. В самый полдень она села в широкие кресла и, вздохнувши раза два, скончалась. В этом примере мы видим, что мечта произвела на нежное и восприимчивое воображение столь сильное впечатление, что оно пресекло самую жизнь. Турецкая история заключает в себе два подобные примера действия пораженного воображения над жизнию слабых умом и изнеженных султанов. Представим теперь случай, совершенно противоположный, с неустрашимым асессором Вестминстерского собрания, который, при появлении злого духа, отделал его с надменным презрением, очень удивившим сатанинское могущество. В одну лунную ночь диавол подошел к его изголовью. Асессор ждал несколько минут, не вздумает ли черт чего-нибудь ему сказать или сделать; но видя его неподвижным, он сам начал с ним беседу и сказал: «Если тебе нечего здесь делать, так убирайся, мне недосуг». И он поворотился на другой бок. Есть много примеров, которые доказывают, что образ, принимаемый призраками, имеет чаще всего близкое отношение к предметам, занимавшим ум немного прежде их появления.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Издана полная история Вестминстерского аббатства 27 октября 2020 События Издатели снабдили книгу глоссарием по храмовои архитектуре, а также подробными примечаниями и исчерпывающеи библиографиеи. На первенство в ряду величайших сокровищ Англии может по праву претендовать Вестминстерское аббатство. Подробное изложение его истории по заказу самого аббатства подготовило издательство Yale University Press — и результат получился блестящим. Как ни удивительно, это первое серьезное академическое исследование о коллегиальной церкви Святого Петра в Вестминстере, в котором используется ее правильное название, хотя один из ее настоятелей, Артур Пенрин Стэнли, предпринял попытку ввести его в оборот в своей книге «Исторические памятники Вестминстерского аббатства» еще в XIX веке. Сборник под редакцией Дэвида Кеннедайна объединил исторические исследования разных авторов, посвященные судьбе аббатства приблизительно с 604 года и до наших дней. Кеннедайн сопроводил книгу вступительным обзором и превосходным заключением, в котором он отмечает, что монахи-бенедиктинцы основали церковь, чтобы она «служила символом видения, не стесненного границами королевства», и что «аббатство в большей степени, чем любое другое культовое сооружение, олицетворяет собой преемственность». Издатели снабдили книгу глоссарием по храмовой архитектуре, а также подробными примечаниями и исчерпывающей библиографией. И хотя это в первую очередь труд, посвященный истории Вестминстерского аббатства, ее изложение невозможно без упоминания о хранящихся здесь артефактах. Говоря о периоде с XI по XVI век, в числе наиболее выдающихся необходимо упомянуть гробницу Эдуарда Исповедника, который перестроил церковь, а впоследствии был в ней похоронен, «омытый слезами своей страны». О перипетиях периода Реформации рассказывается в блестящей статье Диармайда Маккаллоха. Особый интерес представляет его наблюдение о том, что с приходом протестантизма многочисленные боковые капеллы стали избыточными и использовались в качестве складских помещений для надгробных памятников.

http://bogoslov.ru/event/6168234

На Темзе существовали и другие церкви. На южном берегу, рядом с лондонским мостом, была построена церковь святой Марии в Ламбете (слово lambeth примерно означает «пристань для ягнят» – несомненно, это название произошло от загонов для овец графства Сюррей). Эта церковь находилась на месте церкви Сент-Мэри-Овери (здесь позднее был монастырь. – Д.Л.) в Саутуорке (слово southwark означает «южные работы, или укрепления»). Сегодня нет самой церкви Сент-Мэри-Овери, а на ее месте высится кафедральный собор Саутуорка. Дальше за пределами Лондонского Сити существовали церкви в Стейнс и Кингстоне-на-Темзе в Миддлсексе, где проходила коронация Этельстана и других королей Англии, а также, возможно, в Брентфорде. Вероятно, церкви строились и еще дальше: в Харроу, Хендоне, Кингсбери, Горе, Айлуорте и Эдмонтоне. В VII и VIII веках на территории Лондона было основано не менее пяти монастырей. И прежде всего, надо назвать Вестминстерский монастырь во имя апостола Петра, основанный чуть западнее Лондонского Сити. Его также называли «монастырем на западе». Он стоял на острове Торн (ныне местечко Торни) и был окружен Темзой и ее притоком Тайберн (сейчас Тайберн полностью под землей. – Д.Л.), что значит «ручей на границе». Монастырь располагался на стратегически важном месте напротив Ламбета. По одному преданию, Вестминстерский монастырь был основан в начале VII века после явления одному рыбаку апостола Петра. Тот факт, что монастырь было решено посвятить апостолу Петру в добавление к уже существовавшему к тому времени собору апостола Павла в самом Сити, говорит о ранней датировке монастыря. По другому преданию, Вестминстерский монастырь был учрежден намного позднее – в VIII веке – королем Мерсии Оффой († 796). Достоверно, что он существовал задолго до X века. Возможно, в IX веке его разграбили датчане, а святитель Дунстан заново учредил его в X веке, когда краткое время был епископом Лондона. К концу X века Вестминстерский монастырь стал богатейшим и наиболее влиятельным лондонским монастырем и владел обширными земельными угодьями в Миддлсексе.

http://pravoslavie.ru/43699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО [англ. Westminster Abbey], собор св. ап. Петра в юго-зап. районе совр. Лондона; место коронации англ. монархов, начиная с кор. Вильгельма Завоевателя (XI в.; исключение составляют только Эдуард V и Эдуард VIII). Аббат (в наст. время декан) играет важную роль в церемонии коронации. В соборе В. а. похоронены мн. монархи, от Генриха III до Георга II (в т. ч. Эдуард III, Генрих VII, Мария I, Елизавета I, Мария Стюарт). С нач. XIV в. до 1395 г. В. а. было также и местом заседаний палаты общин англ. парламента. Вестминстерское аббатство. Вид с запада Вестминстерское аббатство. Вид с запада Согласно легенде (возникшей, вероятно, в XIII в.), В. а. было основано в 616 г. и чудесным образом освящено св. ап. Петром; упоминается в хартии кор. Оффы (785), но достоверность этого документа оспаривается. В хронике Уильяма Малмсберийского отмечено, что мон-рь был восстановлен св. Дунстаном, архиепископом Кентерберийским. В сер. XI в. англ. кор. Эдуард Исповедник, освобожденный папой от обета совершать паломничество в Рим, основал бенедиктинское аббатство на месте старого англосаксон. мон-ря. В 1065 г. был освящен трансепт, строительство нефа завершилось к 1085 г., а весь первоначальный монастырский комплекс был построен к 1100 г. После канонизации кор. Эдуарда Исповедника (1161) его мощи были помещены в раку в хоре собора. Места для хора Места для хора В. а., хранящее мощи основателя, вскоре стало одним из богатейших мон-рей Англии. До правления кор. Якова I Стюарта (1603-1625) В. а. обладало правом предоставления убежища. В ср. века находилось под особым покровительством Римского престола. Аббат Лоренс (1158-1173) получил право носить митру. В 1222 г. В. а. было полностью изъято из юрисдикции епископа Лондонского и архиепископа Кентерберийского. С этого времени начинается период активного строительства. В 1220-1245 гг. возводится часовня Девы Марии. Сразу по ее завершении кор. Генрих III начал строительство нового собора в готическом стиле, существующего и в наст. время. К 1269 г. была завершена вост. часть храма и рака с мощами Эдуарда Исповедника была перенесена за алтарь. Строительство нефа не раз прерывалось и было завершено только в 1505 г. Кор. Генрих VII, стремившийся к канонизации своего предшественника Генриха VI, начал строительство часовни (закончена в 1519), где должны были покоиться его мощи. Совр. облик аббатства завершают зап. башни, спроектированные К. Реном и Н. Хоксмуром (завершены в 1735).

http://pravenc.ru/text/158240.html

На открытии форума присутствовали руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В. Черников, общественные деятели, эксперты, представители Елисаветинского сообщества Москвы, специалисты в области туризма, гости из регионов России, ближнего зарубежья, Германии, Великобритании, Святой Земли, заинтересованные в развитии паломнических связей. Отвечая на вопросы журналистов по окончании церемонии, митрополит Иларион отметил: «Великая княгиня Елисавета Феодоровна являет нам вдохновляющий пример женщины, которая пережила жизненную трагедию, но не сломалась, не замкнулась в себе, как это часто бывает в таких ситуациях, а, наоборот, нашла в себе силы начать вторую жизнь и все свои силы, все свои средства отдать на помощь ближним. Этот пример, несомненно, вдохновляет самых разных людей. Поэтому не случайно, что почитание великой княгини Елизаветы Федоровны не прекращалось у нас и в советское время, несмотря на то, что власть делала все возможное, дабы изгладить ее имя из народной памяти. Не случайно, конечно, что она была прославлена в лике святых в Русской Зарубежной Церкви. И уже на стадии переговоров, которые в конечном итоге привели к воссоединению Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, стало ясно, что великая княгиня Елисавета Феодоровна является одной из тех фигур, вокруг которых это объединение в конечном итоге стало возможным. И тот факт, что она была прославлена всей полнотой Русской Православной Церкви, свидетельствует, что ее почитание было и остается глубоким, что она является одним из подлинных героев нашего народа. Хотел бы к этому добавить, что имя великой княгини Елисаветы Феодоровны известно и далеко за пределами нашего Отечества, и за пределами Православной Церкви. В конце 90-x годов, когда я работал в Отделе внешних церковных связей в должности секретаря по межхристианским отношениям, в ОВЦС поступило письмо от руководства Англиканской Церкви. В послании говорилось, что на портале Вестминстерского аббатства остались незаполненными десять ниш для статуй, которые предполагалось там поставить, но по какой-то причине намерение выполнено не было. И вот решили поставить в этих нишах статуи людей, которые символизируют гонения на Церковь, мученический подвиг в разных Церквах. Нам предложили назвать одного человека, кто символизировал бы всех новомучеников и исповедников Российских. Мне не пришлось долго думать я сразу же назвал имя великой княгини Елисаветы Феодоровны. И вот сейчас ее статуя стоит на портале Вестминстерского аббатства. Она была немкой по происхождению, воспитывалась в Англии, но душу свою она отдала России и стала святой мученицей, прославленной именно в нашей Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/4475484.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010