Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ [англ. Westminster Confession], вероучительный документ пресвитерианской церкви, подготовленный на Вестминстерской ассамблее и получивший широкое распространение среди пресвитерианских, методистских, конгрегационалистских и баптистских церквей как в Великобритании, так и в др. странах. История создания Согласно указу англ. парламента от 5 июля 1643 г., Вестминстерская ассамблея начала работу по пересмотру «Тридцати девяти статей» , имея целью «защитить эти статьи от всяческой клеветы и ложных истолкований». Пересмотру подверглись 15 статей, к к-рым были добавлены цитаты из Свящ. Писания - т. н. библейские доказательства. Указом парламента от 12 окт. 1643 г. эта работа была приостановлена, и ассамблея приступила к составлению «Руководства по богослужению», а затем и к подготовке текста исповедания веры «в соответствии с «Торжественной лигой и заветом» единого для 3 королевств - Англии, Шотландии и Ирландии. 20 авг. 1644 г. был образован специальный комитет, занимавшийся материалами для написания исповедания, под председательством У. Ходжа. В комитет вошли присутствовавшие на ассамблее представители от англ. делегации Т. Гатакр, Дж. Хойл и др., от шотл.- А. Хендерсон, Р. Бейли, С. Ратерфорд, Дж. Гиллеспи и др. 7 июля 1645 г. на заседании парламента была прочитана небольшая часть исповедания, содержащая учение о Свящ. Писании, а затем начались дискуссии. 16 июля 3 главных комитета ассамблеи получили текст исповедания, на последующих заседаниях происходило его подробное обсуждение. 25 сент. 1646 г. документ получил рабочее название «Скромная рекомендация» и первые 15 глав были отосланы в палату общин, 1 окт. они поступили в палату лордов. После 3-го чтения (6 нояб.) палата лордов единогласно одобрила этот документ. Палата общин решила отложить вынесения своего вердикта до представления полного текста. На заседании ассамблеи 4 дек. 1646 г. было завершено рассмотрение текста исповедания и его представили обеим палатам парламента.

http://pravenc.ru/text/158242.html

Филипп Шафф (протестант) Глава Х. Организация Апостольской Церкви § 58. Литература Источники Книга Деяний отражает первый, а пастырские послания – второй этап развития апостольского церковного устройства. Баур (Baur, Die sogenannten Pastoralbriefe des Αρ. Paulus, 1835), Хольцман (Holtzmann, Die Pastoralbriefe, 1880, pp. 190 sqq.) и другие ученые, отрицающие, что автором посланий к Тимофею и Титу был Павел, датируют описанную в этих книгах организацию периодом после смерти апостолов, но она сложилась уже после 60 –70 г. В посланиях коринфянам ( 1Кор. 12:28 ) и ефесянам ( Еф. 4:11 ), а также в посланиях Апокалипсиса ( Отк. 2 – 3 ) содержатся важные подсказки по поводу церковного устройства. См. «Дидахе» и послания Климента и Игнатия. Сочинения общего характера См. некоторые сочинения, упомянутые в гл. IX (в особенности Витринги), а также соответствующие разделы работ Неандера, Тирша (pp. 73, 150, 281), Лехлера, Ланге и Шаффа (амер. изд., pp. 495–545) по истории апостольской эпохи. Отдельные сочинения В XVII веке и в более поздние времена англиканские и пресвитерианские авторы уделяли этому вопросу наибольшее внимание – как правило, стремясь оправдать свои представления о церковном устройстве. Richard Hooker (по прозвищу «Рассудительный», умеренный англиканин, ум. 1600): Ecclesiastical Polity, 1594. Многократно переиздавалась. Лучшее издание, в 4–х т., вышло в 1836 г. под ред. Кибла. В англиканской среде считается образцовым трудом. Jos. Bingham (англиканин, ум. 1668): Origines Ecclesiastica; or, The Antiquities of the Christian Church. Впервые увидела свет в 1710 – 1722 г., 10 т. in octavo, и с тех пор часто переиздавалась. Книги II – IV. По–прежнему ценная работа. Thomas Cartwright (отец английского пресвитерианства, ум. 1603): Directory of Church Government anciently contended for. Написана в 1583 г., издана по распоряжению Долгого парламента в 1644 г. В спорах, которые происходили во время Долгого парламента и Вестминстерской ассамблеи, епископ Холл и архиепископ Ашер были наиболее выдающимися защитниками епископальной системы, а пятеро «смектимнианцев» (по названию их знаменитого трактата Smectymnuus, написанного в 1641 г. в качестве ответа Холлу), то есть Стивен Маршалл, Эдмунд Келэми, Томас Янг, Мэтью Яьюкомен и Уильям Сперстоу, были самыми видными из пресвитериан, которые пытались «продемонстрировать равенство епископов и пресвитеров в Писании и древность чина старших пресвитеров». См. также A Vindication of the Presbyterian Government and Ministry, London, 1650, и Jus Divinum Ministerii Evangelici, or the Divine Right of the Gospel Ministry, London, 1654, – обе работы изданы лондонской Местной ассамблеей. Они интересны исключительно с исторической точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТМИНСТЕРСКАЯ АССАМБЛЕЯ [англ. Westminster Assembly], синод протест. богословов, созванный англ. Долгим парламентом для реформирования Церкви Англии в 1643-1649 гг. Результатом ее работы стало создание т. н. Вестминстерских стандартов: Вестминстерского исповедания (Westminster Confession), Полного вестминстерского катехизиса (Larger Westminster Catechism), Краткого вестминстерского катехизиса (Shorter Westminster Catechism), Руководства по богослужению (Directory of Public Worship of God ) и церковному устройству (Form of Church Government). В В. а. приняли участие 20 делегатов от палаты общин и 10 - от палаты лордов, представители от англ. духовенства (от каждого графства) и от пресвитерианской церкви Шотландии, к-рые присоединились к ассамблее с правом совещательного голоса после подписания в сент. 1643 г. «Торжественной лиги и завета». Заседания В. а. начались 1 июля 1643 г. в Вестминстерском аббатстве и регулярно продолжались до 22 февр. 1649 г. (всего 1163 заседания), затем проходили время от времени до роспуска Долгого парламента в 1653 г. Официально В. а. так и не была закрыта. Перед ассамблеей стояла задача создания на Британских о-вах единой реформатской (пресвитерианской) церкви, но окончательное решение парламент оставил за собой, сведя ассамблею до уровня консультативного органа. В «Тридцати девяти статьях» (ст. 21) запрещался созыв такого рода синодов без «разрешения и изволения государей», т. е. парламент, открыв В. а., воспользовался привилегией, принадлежавшей только королю. Кор. Карл I специальным постановлением запретил ассамблею, что сделало практически невозможным участие в В. а. англикан. епископов. Первые 3 месяца в соответствии с указом парламента от 5 июля 1643 г. В. а. занималась пересмотром «Тридцати девяти статей» (15 из них). После подписания «Торжественной лиги и завета», т. е. заключения гражданско-религ. союза между Англией и Шотландией, парламент потребовал от В. а. приступить к работе над новыми документами - руководством по богослужению, к-рое заменило бы англикан. «Книгу общих молитв», и исповеданием веры для церквей Англии, Шотландии и Ирландии (окт. 1643). Большинство делегатов В. а. были кальвинистами, поэтому догматические вопросы не вызывали продолжительных споров. Самые длительные и жаркие дискуссии в 1643-1644 гг. были посвящены вопросам церковного устройства, напр., дискуссия «о божественном праве пресвитерий» продолжалась 30 дней (получила название «долгая дискуссия»).

http://pravenc.ru/text/158238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЙТФУТ Джон (29.03.1602, Сток-он-Трент, графство Стаффордшир - 6.12.1675, Или, графство Кембриджшир), англ. библеист и гебраист. Род. в семье англикан. священника. В 1617-1621 гг. изучал богословие, лат. и древнегреч. языки в Кембриджском ун-те (Крайст-колледж). В 1623 г. принял сан священника, стал капелланом в семье известного гебраиста Р. Коттона. Под его влиянием начал изучать древнеевр. и др. вост. языки. С 1626 г. занимал различные церковные должности в Стаффордшире, Хартфордшире и Лондоне. Во время гражданской войны в Англии примкнул к сторонникам Парламента. Принимал участие в работе Вестминстерской ассамблеи богословов (1643-1649), подготовившей (пресвитерианское) Вестминстерское исповедание . В 1650 г. был избран главой колледжа св. Екатерины (Кембридж), в 1654 г.- вице-канцлером Кембриджского ун-та. В 1652 г. получил степень д-ра богословия. Название диссертации - «Post canonem Scripturae consignatum, non sunt revelationes expectandae» (После установления канона Свящ. Писания не должно ожидать новых откровений) указывает на его консервативный подход к библейским текстам. Одним из первых среди библеистов Л. обратил внимание на важность раввинистической литературы для воссоздания исторического контекста Свящ. Писания. Наиболее полно этот подход реализован в его главном сочинении, неоконченном комментарии к НЗ,- «Horae Hebraicae et Talmudicae» (1658-1678). По убеждению Л., НЗ, написанный евреями и для евреев, можно понять, только если знать евр. язык того времени,- задача, к-рая, по его мнению, решалась на основании тщательного изучения текстов Талмуда и мидрашей. Работа содержит много сведений о палестинской географии, большое количество цитат из Талмуда и мидрашей (включая средневек. толкования) ко всем текстам, нуждавшимся в археологических, религиозно-исторических комментариях. Новизна подхода Л. к комментированию библейских текстов заключалась в том, что он объяснял исторические реалии мира, окружавшего первоначальное христианство, не используя свидетельства отцов Церкви, а на основании иудейских источников, содержащих, по его убеждению, современные раннему христианству традиции ( Dalman. 1923/1924). (Так, Л. показал, что Иоанново крещение и крещение в первоначальной Церкви было крещением через погружение (в примеч. к Мф 3. 6), что обращение Иисуса к Отцу «Авва» у иудеев употребляется только в отношении к природному отцу (в примеч. к Мк 14. 36), и т. п.)

http://pravenc.ru/text/2462557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Джеймс Ашер Ашер [Англ. Ussher, Usher; лат. Usserius] Джеймс (4.01.1581, Дублин, Ирландия - 21.03.1656, Райгит, Англия), англикан. теолог и церковный историк. Происходил из англо-нормандской аристократической семьи, принявшей протестантизм во время англ. Реформации. Магистр (1601), доктор теологии (1614). Профессор (1607-1621) и вице-канцлер (1614, 1617) Тринити-колледжа в Дублине. В 1601 г. рукоположен во священника. С 1621 г. епископ Мита (Ирландия), с 1625 г. архиепископ Арма . В 1634 г. в результате слушаний в присутствии лорд-лейтенанта А. утвердил примат кафедры Арма в Церкви Ирландии по отношению к др. ирл. архиепископии - Дублинской. Во время Ирландского восстания 1641-1652 гг. А. находился в Англии, откуда решил не возвращаться. В 1642-1649 гг. управлял епархией Карлайла. В 1642 г. переехал в Оксфорд. Будучи роялистом и сторонником идеи Божественного происхождения королевской власти, отказался участвовать в Вестминстерской ассамблее теологов (1643-1649). Тем не менее в 1647-1654 гг. был проповедником в ц. Линкольнз-инн в Лондоне. По приказу Кромвеля тело А. было торжественно погребено в Вестминстерском аббатстве. Многочисленные труды А. по истории, хронологии, библеистике подчинены апологии англикан. Церкви. Сторонник епископального устройства Церкви, в догматике и литургике он шел на уступки кальвинистам. Это проявилось, в частности, в 1615 г., когда конвокация поручила ему подготовить проект краткого изложения вероучения и дисциплины Церкви Ирландии. В 1641 г. предложил метод сочетания епископальных и пресвитерианских форм управления в англикан. Церкви - ограничение власти епископа синодом низшего духовенства. Еще в молодости А. поставил перед собой задачу доказать историческую преемственность протестант. Церкви от Самого Христа. Вслед за Я. Слейданом, Магдебургскими центуриями , Дж. Фоксом и Дж. Джуэлом А. разделял историю на 3 периода: тысячелетний период рабства сатаны (от Р. Х. до XI в.), неопределенный период царствования антихриста и царство Христа на земле (см. Хилиазм ). Римское папство - воплощение антихриста. Протестанты являются преемниками истинных свидетелей веры: англ. и ирл. христиан раннего средневековья и тех, кого Римская Церковь считала еретиками,- вальденсов , альбигойцев , гуситов , виклифитов. Поставив перед собой задачу доказать, что Ирландия и Англия получили христианство независимо от Рима, А. опубликовал собрание записок по истории Ирландии VI-XII вв., историю пелагианской ереси и др.

http://pravenc.ru/text/77246.html

Святейший Патриарх Алексий встретился с председателем Конференции католических епископов Англии и Уэльса Москва, 4 октября 2006 г . 4 октября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с председателем Конференции католических епископов Англии и Уэльса, архиепископом Вестминстерским, кардиналом Кормаком Мерфи О’Конором. Во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и секретарь ОВЦС МП по межхристианским связям священник Игорь Выжанов. С католической стороны во встрече участвовал монсеньор Эндрю Саммерсджилл, генеральный секретарь Епископской конференции Англии и Уэльса. Святейший Патриарх сердечно приветствовал кардинала Кормака Мерфи-ОКоннора, который находится в Москве проездом, направляясь в Санкт-Петербург для участия в ассамблее Совета епископских конференций Европы. Ее работа будет проходить в Северной столице 4-8 октября. «Нашу Церковь и Совет епископских конференций Европы связывают многолетние взаимоотношения. Будучи в течение длительного времени президентом Конференции Европейских Церквей, я участвовал во многих встречах и совместных мероприятиях КЕЦ и СЕКЕ, включая две крупные ассамблеи европейских христиан в Базеле и Граце», — отметил Святейший Патриарх Алексий. Предстоятель Русской Церкви приветствовал проведение в этом году ежегодной ассамблеи СЕКЕ в России. По приглашению организаторов ассамблеи, в ее работе примут участие представители Русской Православной Церкви. «Убежден, что проведение встречи глав конференций католических епископов Европы на территории страны, где подавляющее большинство верующих людей принадлежит к Православной Церкви, является знаком открытости к диалогу и сотрудничеству между нами», — подчеркнул Святейший Патриарх. Его Святейшество отметил необходимость православно-католического сотрудничества, прежде всего — в деле утверждения христианских ценностей. По словам Святейшего Патриарха это особенно важно в современной Европе, где особенно остро чувствуются настойчивые попытки навязать обществу исключительно секулярный образ мышления и образ жизни. «Стремление представителей подобной идеологии вытеснить религию на обочину общественной жизни, заменить веру ценностями так называемой культуры потребления, требует нашей совместной оценки и ответа», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/18693.html

Председатель Епископской конференции Англии и Уэльса поделился впечатлениями от недавней встречи со Святейшим Патриархом Алексием 13 октября 2006 г. 12:15 4 октября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял кардинала Кормака Мерфи-О’Коннора, архиепископа Вестминстерского, Председателя Епископской конференции Англии и Уэльса. В те дни архиепископ Вестминстерский прибыл в Россию для участия в ассамблее Совета епископских конференций Европы, которая прошла 4-8 октября в Санкт-Петербурге. Вернувшись на родину, кардинал поделился впечатлениями от встречи со Святейшим Патриархом Алексием, сообщает Camholic News Agency . По словам архиепископа Вестминстерского, совершенно ясно, что Его Святейшество «желает улучшения отношений с Католической Церковью». «Личность Патриарха произвела на меня большое впечатление, — заявил кардинал. — Он показался мне не только очень дружелюбным, но и открытым человеком, который был рад встретиться со мной». Кардинал сообщил, что Святейший Патриарх Алексий «был очень заинтересован в обсуждении ценностей, которые мы разделяем как христиане». По словам прелата, особое внимание Святейший Патриарх обратил на необходимость совместного свидетельства по таким базовым для Православной и Католической Церквей темам как семья, проблемы этики и биоэтики. Святейший Патриарх указал также, что католики и православные должны вместе искать ответ на центральный вопрос — как быть христианином в секулярном мире. «Я был очень впечатлен, когда Патриарх подчеркнул, что между нашими Церквами много общего и что мы должны поддерживать друг друга», — заявил кардинал. Архиепископ Вестминстерский отметил, что Святейший Патриарх Алексий затронул и трудные темы, препятствующие развитию православно-католических отношений — такие как проблема католического прозелитизма и присутствие Греко-Католической Церкви на Украине. «Что касается прозелитизма, я не думаю, что Католическая Церковь хотела бы  использовать это слово по отношению к своей деятельности по распространению Евангелия; Церковь распространяет Евангелие совершенно открыто, — сказал прелат. — Прозелитизм — не то слово, которое мы бы хотели использовать, и я заверил в этом Патриарха».

http://patriarchia.ru/db/text/151336.htm...

Святейший Патриарх Алексий встретился с председателем Конференции католических епископов Великобритании 4 октября 2006 г. 16:21 В Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия и председателя Конференции католических епископов Великобритании кардиналом Кормаком Мерфи О " Коннором, архиепископом Вестминстерским. Архиепископ Вестминстерский прибыл в Россию для участия в работе Ассамблеи католических епископов, которая пройдет в этом году в Санкт-Петербурге 4-8 октября. Приветствуя кардинала Кормака Мерфи О " Коннора, Святейший Патриарх Алексий отметил, что сотрудничество между Русской Православной Церковью и Римо-католической Церковью в настоящее время представляется необходимым, поскольку в западном мире, в Европе, по словам Святейшего Патриарха, сильны тенденции навязать обществу секуляризованный образ мышления и отодвинуть религию на обочину жизни. «Поэтому мы положительно восприняли заявления Его Святейшества Папы Бенедикта XVI, которые он делала в начале своего понтификата и в которых он говорил о необходимости развития диалога с Православием, — сказал Святейший Патриарх Алексий. — Примеры такого диалога и сотрудничества мы имеем в рамках межцерковных контактов в Страсбурге и Брюсселе». Вместе с тем, подчеркнул Предстоятель Русской Церкви, в православно-католических отношениях остаются нерешенные вопросы, в частности, в области миссионерской деятельности. «Надеюсь, что Ассамблея католических епископов внесет свой вклад в улучшение православно-католических отношений», — сказал Святейший Патриарх Алексий. Его Святейшество также остановился на положении православных верующих в Великобритании и отметил, что ситуация, сложившаяся в результате неканонических действий епископа Василия (Осборна), вызывает у священноначалии Русской Церкви озабоченность. Патриарх Алексий выразил надежду на то, что эти осложнения не отразятся на пастырском окормлении наших соотечественников, проживающих в Великобритании. Кардинал Мерфи О’Коннор, в свою очередь, поблагодарил Святейшего Патриарха за возможность ближе познакомиться с жизнью Русской Православной Церкви. «Моим желанием является по мере сил способствовать установлению более близких отношений между нашими Церквами», — подчеркнул он в ответном слове. Впервые за всю историю главы епископских конференций Европы встретятся в России. Мероприятие, которое состоится с 4 по 8 октября, пройдет по приглашению главы конференции католических епископов России епископа Иосифа Верта. В ходе пленарной ассамблеи представители епископатов 34 стран Европы изберут нового президента своей организации на период 2006-2011 год. Во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС по межхристианским связям священник Игорь Выжанов, сотрудник ОВЦС А. Долгов. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/149058.htm...

XXXIV), в Церкви должны собираться те, кто признают Христа своим Пророком, Священником и Царем, чтобы «иметь общение со святыми, которые также призваны к наследию в Царстве Божием», т. е. друг с другом. Все члены Церкви («святые») призваны отдать Церкви свои дары, каждый в соответствии со своим предназначением (ст. XXXV). Каждая Церковь имеет право избирать для себя служителей: «пастырей, учителей, старейшин, диаконов... для окормления, управления, служения и созидания Его Церкви», и никто другой (т. е. представители власти) этого делать не может (ст. XXXVI). Служители должны исполнять свое призвание «в соответствии с установлением Божьим», избегая «гнусной корысти» (ст. XXXVII). Отлучение от Церкви возможно, но Христос дал власть изгонять грешника «не какому-то определенному ее члену или служителю», а только всей общине (ст. XLII). В 1644 г. Д. Фитли, участник Вестминстерской ассамблеи и известный «охотник за ересями», внимательно изучил Л. и.; он написал, что его авторы последовательно доказывают, что они не являются арминианами, «ибо не учат ни свободе воли, ни возможности отпадения от благодати»; что они не пелагиане, т. к. не отвергают первородного греха; не поддерживают многоженства и общности имущества, как радикальные анабаптисты; не разделяют взглядов адамитов (закрытый характер крещения и собраний рождали подозрения в том, что присутствовавшие на них были в обнаженном виде) и т. д. Но тем не менее Фитли полагал, что из 53 статей только в 6 честно представлено их учение, но и эти статьи сформулированы так, что скрывают правду. Он указывал на то, что баптисты в статьях, посвященных обряду крещения, говорят только о крещении по вере, что они выступают против поддержки церковнослужителей гос-вом, позволяют проповедовать мужчинам, не имеющим духовного сана, и т. д. В ответ на это частные баптисты выпустили в 1646 г. новую редакцию 1-го Л. и., где учли замечания Фитли и постарались, не поступившись своими принципами, свести к минимуму возможные претензии со стороны гос-ва, к-рые легко могли обернуться гонениями на баптистов. Напр., в статье XL, где говорится о крещении, особо упоминается, что «погружение (каков и смысл слова baptizo) всего тела в воду... совершается служителем над людьми в должной одежде и со всей скромностью». Впосл. 2-е издание исповедания использовалось гораздо чаще, чем 1-е, и поэтому, когда Т. Эдвардс опубликовал «Gangraena, или Описание и определение многих заблуждений, ересей, кощунств и пагубных практик сектантов нынешнего времени, произнесенных и произведенных в Англии в последние четыре года» (1646), он не смог обвинить баптистов ни в чем конкретном. На с. 106 1-й части сочинения Эдвардс упоминает Л. и., но не находит в нем ереси, т. к. все соответствует учению реформатских церквей; он называет его «мошенническим и порочным», т. к., с его т. зр., оно явно имеет целью скрыть то, что баптисты думают на самом деле. Первое Л. и. издавалось также в 1651 и 1652 гг.

http://pravenc.ru/text/2110716.html

Впервые В. и. было напечатано в дек. 1646 г. и предназначалось исключительно для парламента и ассамблеи. Однако палата общин 22 апр. 1647 г. потребовала от ассамблеи представить библейские доказательства - цитаты из Свящ. Писания, подтверждающие положения исповедания, что и было сделано 29 апр. К 22 марта 1648 г. палата общин завершила изучать В. и., внесла неск. изменений, касающихся управления Церковью, и дала новое название документу - «Статьи христианской религии, одобренные и принятые обеими палатами парламента в соответствии с Советом, заседавшим по распоряжению парламента вместе с ассамблеей богословов в Вестминстере». 3 июня 1648 г. палата лордов дала согласие на все изменения, внесенные палатой общин, за исключением гл. 24 («О браке и разводе»). 20 июня палата общин разрешила публиковать текст исповедания веры вместе с библейскими доказательствами. В 1659 г., после смерти О. Кромвеля, парламент принял исповедание веры, кроме глав 30 («О мерах церковного воздействия») и 31 («О синодах и соборах»). Генеральная ассамблея Церкви Шотландии, собравшаяся 27 авг. 1647 г. в Эдинбурге, после тщательного изучения приняла полностью тот вариант, к-рый был написан вестминстерскими богословами, заявив, что «оно в наибольшей степени согласуется со Словом Божиим и ни в чем не противоречит одобренному учению, богослужению, дисциплине и руководству нашей Церкви». Шотландский парламент также поддержал это решение 7 февр. 1649 г. Вероучение В. и. продолжает традицию Ламбетских (1580) и Ирландских статей (1615), состоит из 33 глав, во многом повторяя структуру последних, и рассматривает основные положения христ. веры от творения до Страшного Суда. В первых главах говорится о богодухновенности, авторитетности и достаточности Свящ. Писания как непогрешимого правила веры. Главы 3 («О Божиих вечных установлениях»), 5 («О провидении») и 9 («О свободной воле») тесно связаны между собой. В них говорится о том, что Бог из всего падшего человечества избрал определенное число людей ко спасению и «прошел мимо» остальных, предав их справедливому наказанию за их грехи, - т. о. описывается теория «ограниченного искупления». «Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен - никто, кроме избранных» (3. 6). В гл. 7 утверждается, что в завете благодати Господь «дарует грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли быть спасены, и обетование всем тем, которые предопределены к жизни, дать Его Святого Духа, чтобы соделать их желающими и способными к верованию» (7. 3). Кроме того, признается наличие свободы воли у человека (9. 1), но не разрешается антиномия между божественным суверенитетом и человеческой свободой. С др. стороны, утверждается, что божественные «абсолютные и вечные установления» никоим образом не являются причиной греховных поступков человека. Люди сами ответственны за свои грехи (3. 2-3).

http://pravenc.ru/text/158242.html

  001     002    003