Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Московские старообрядцы, в адресе в Боге почившему Государю Императору, писали: «в твоих новизнах, нам видится наша старина». Настоящее царствование, поводимому, должно составить эпоху, которая должна закончить, так называемое западническое направление реформы Петра и положить начало вновь самобытной жизни России, прерванной этой реформой. Соединение современной новизны с допетровской стариной не послужили и к примирению с церковью, разъединяющихся с ней? Теперь представители допетровской Руси винят современную русскую церковь в измене старине, увлечении западными новшествами; западники упрекают ее же в отсталости, неподвижности и мертвенности. Когда же новизны наши соединятся с стариной, когда русское национальное самосознание снова пробудится с прежней силой, тогда православие для всех равно будет русской верой, залогом единства русского народа и крепости государственного организма. В. А. И. 1 В Камчатской епархии даже молокане не признаются за русских и сами себя не называют русскими. 3 Космополитизм и индифферентизм особенно горячо рекомендуются либеральными органами печати, редактируемыми поляками и евреями. Не лишне было бы спросить их, стали бы они рекомендовать тоже своим единоверцам и единомышленникам. 4 При этом, более всего, надобно опасаться признания правительством, в каких бы ни было видах, подлога, то есть, присвоивших себе архиерейские и иерейские титулы – мирян, за действительных архиереев и иереев, потому что признание правительством в глазах народа будет служить таким доказательством их истинности, против которого не сильны будут никакие доводы миссионеров. 5 При кочевом быте большинство наших инородцев, магометан и язычников, они оказываются и совсем не исполнимыми. Проектировавший эти правила, по всей вероятности, имел ввиду живущих по городам инородцев, преимущественно евреев. Читать далее Источник: Обязанности русского государства по обращению раскольников и иноверцев к православной русской церкви/[В.А.И.]. - [Иркутск : тип. Н.Н. Синицына, 1882]. - 18 с. (В конце текста: В.А.И. - архиепископ Вениамин (Благонравов); авт. установлен по аналогии с др. произведениями).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

    Благонравов М., протоиерей. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приход-ских школ. Ч. 1. Астрахань, 1907. (Обучение молитвам. С. 95—131. Преподавание учения о богослужении. С. 171—176).     Благонравов М., протоиерей. Примерные уроки и планы уроков по Закону Божию для законоучителей начальных школ. Ч. 5. Астрахань, 1907. (Уроки по обучению молитвам. С. 26—38. Уроки по учению о богослужении. С. 82—88).     Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней, разделенные на семь богомыслий. М., 1825. – 52 c.     Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру. (Личные воспоминания и встречи). Брюссель, 1971. – 48 с.     Булгаков С., протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1985. (...Богослужение в Православии. С. 277—296).     Булгаковский Д., священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. – 40 c.     Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949—1022). ИМКА-ПРЕСС, 1980. (Молитва. С. 74—84).     Вениамин (Краснопевков), архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб., 1908.    (См.: Алфавитный свод – «Молебны или молебствия». «Молитва». С. 521—522).     Вениамин (Федченков), архиепископ (составитель). Небо на земле. Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии, составленное по творениям его. Форествилль, Калифорния, 1978 (...Нужные молитвы. С. 882 и далее).     Викентий (Морарь), иеромонах. Учение епископа Игнатия (Брянчанинова) о молитве. (Курсовое сочинение). Загорск, 1981. – 147 с. Машинопись.     Вознесенский Н., протоиерей. Сокращенный Православный христианский катихизис. Харбин, 1938. (О молитве. О молитве Господней. С. 48—57). Вседневное беседование с Богом в утренние часы. (Пер. с немецкого). СПб., 1820. – 115 c.     Гавриил (Прискока), иеромонах. Учение епископа Феофана Затворника о молитве. (Курсовая работа). Загорск, 1983. – 211 с. Машинопись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В их дни основалась Покровская Нининская община в восьмидесяти трех верстах от Якутска, сделавшаяся убежищем для бесприютных, преследуемых ссыльными женщин и девиц. В Енисейской епархии в те же годы святительствовали епископы: Антоний (Николаевский) с 31 марта 1873 года, Исаакий (Положенский) с 30 мая 1881 года и Тихон (Донебин) с 8 марта 1886 года, сделавшийся потом достойным преемником приснопамятного архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) . Архипастырская деятельность этих владык развивалась с замечательною преемственностью. Они одинаково были воодушевлены заботами о сооружении новых оплотов Православия. Епископ Антоний основал в 1878 году Успенский общежительный монастырь в Красноярске с богадельнею, больницею для духовенства епархии и школой иконописания и ремесел. Епископ Исаакий в смутные 1881–1883 годы отлива народовольческой крамолы из внутренней России в Сибирь неутомимо рассылал пастырские послания, предостерегавшие население, как выражался Владыка, «от злоумышленников против Божеских и человеческих законов, хотящих завладеть народною душою, дабы исказить ее до своего состояния звероподобного». На долю же Владыки Тихона (Донебина) выпал высокий жребий осуществления святительских планов его знаменитого предшественника Вениамина (Благонравова) по образованию оплотов Православия в преддверии дальневосточных окраин. По его ходатайству в Забайкальской области с 12 марта 1894 года был назначен отдельный архипастырь Георгий (Орлов), и в его время образовалась самостоятельная Владивостокско-Камчатская епархия с 1 января 1899 года. Первым архипастырем на эту Дальневосточную кафедру вступил с Камчатской кафедры 7 марта 1899 года и ныне состоит Высокопреосвященный Евсевий (Никольский). Владивостокско-Камчатская епархия вначале заключала в себе Южно-Уссурийский край, Сахалин, Командорские острова и Камчатку с громаднейшими Анадырским, Гижигинским и Удским уездами, а потом, с 1907 года, добавлены все приходы Маньчжурии и Харбина, и, наконец, с 1908 года, по указу Святейшего Синода от 27 октября 1908 года за 12565, присоединена учрежденная в 1897 году Корейская миссия с ее девятью заграничными станами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вениамин (Багрянский Василий; сер. XVIII в.–1814), епископ. С 1782 г. ректор Александро-Невской духовной семинарии, настоятель Зеленецкого Троицкого монастыря в сане архимандрита. С конца 1783 г. настоятель Новгородского Антония Римлянина монастыря. Ректор духовной семинарии. В 1789 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Вениамин (Благонравов Василий Антонович; 1825–1892), архиепископ. Выпускник и профессор КазДА. В 1862 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. Одновременно назначен начальником Забайкальской духовной миссии с пребыванием в Посольском Преображенском монастыре. С 1868 г. епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский с поручением наблюдать за Японской миссией. За 19 лет его управления открыто 19 миссионерских станов, обращено в христианство около 40 тысяч коренных жителей. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 1900–1976), архиепископ. В 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии. Находился на оккупированной территории, вошел в состав Автономной Украинской Церкви, номинально имевшей связь с Московской Патриархией. С сентября 1943 г. служил в Почаевской лавре, где пострижен в монашество и служил в последующие годы. В 1944 г. арестован и отправлен на 12 лет в Колымские лагеря. С 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский, в. у. Хабаровской и Владивостокской епархиями. С 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Вениамин (Таушанович; 1884–1952), епископ Сербской Православной Церкви. Закончил духовную семинарию в Кишиневе, православный богословский факультет в Афинах, где получил докторскую степень. В 1925 г. хиротонисан во епископа Бихачского. С 1934 г. епископ Браничевский. Основал газету «Святосавский путь». Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 1869–1957), архиепископ. В 1942 г. хиротонисан во епископа Кировского и Слободского. С 1945 г. архиепископ. В 1945, 1947 и 1948 гг. в. у. Ижевской епархией. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1919–1920 гг. епископ армии и флота войск Юга России. В 1920 г. эмигрировал. Член Всезаграничного Карловацкого церковного собора 1921 г. В 1927 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1933 г. управляющий епархией Московского Патриархата в США. В 1947 г. возвратился в СССР. С 28 ноября 1955 г. митрополит Саратовский и Балашовский. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Василий, князь 112 Василий, священник 148 Василий, старец 335 Василий 121 Василько Константинович, князь, св. 39, 88, 129 Василько Романович, князь 129, 134, 137, 138 Васильчиков И., князь 380, 469 Вассиан, архива 67, 68 Вассиан Патрикеев-Косой 72, 110, 111, 112 Варда-Фока, полководец Варсонофий 347 Васильев Феодосий, дьячек 346 Введенский А. , прот. 412,414, 416, 417, 420 Ведель 297 Венедикт Плотников, епископ 411 Венедикт, епископ 476 Вениамин Благонравов , епископ 367 Вениамин Казанский, митроп. 378, 380, 381, 383, 411, 412, 416, 417, 422 Вениамин Пуцек-Григорович, архиеп. 396 Вениамин Румовский, епископ, 314 Вениамин Смирнов, архим. 371 Вениамин Федченков , митроп. 445, 453, 454 Вениамин, епископ 468, 469, 473, 478, 497 Вениаминов Гавриил, свящ. 367 Вениаминов Иоанн, свящ. 368 Вера (вдова калмыцкого хана) 371 Веригин Петр 344 Вернадский, проф. 469 Верюжский В., проф.-прот. 434 Ветринский И., проф. 318 Викентий, архим. 216 Виктор Садковский, епископ 358 Виктор Святин, архиеп. 445 Виктор, архиеп. 452 Виктор,епископ 433,434, 435, 438, 496 Викулов Данила 206, 207 Виноградов В. , проф. 317 Висковатый, дьяк 124,125 Виталий Максименко , архиеп. 494 Виталий Устинов,митроп.,первоиерарх 492, 494 Виталий, архиеп. 473, 476, 489, 490 Виталий, епископ 416 Витберг А. 294 Витенс, князь 135 Витовт, князь 55, 56, 57, 137 Вишневецкий Адам 157 Вишняков В. П. 411 Владимир Андреевич, князь 93 Владимир Богоявленский ,митроп. 284, 285, 352, 378, 380, 381, 394, 395, 397, 398 Владимир Путята, епископ 424 Владимир, архиеп. 482 Владимир, епископ 468 Владимир, свящ. 398 Владимир Василькович, князь 90, 95 Владимир, вел. князь, равноап. 5, 9, 10, 11, 12, 13 14, 15, 16, 20, 21, 22, 24, 25, 29, 30, 33, 34, 92, 97, 103, 113, 116, 120, 134, 138, 139, 217, 248,294,471,489 Владимир Георгиевич, князь, св. 39 Владимир-Иоанн, князь 129 Владимир Мономах 93, 98,114, 119, 127, 129 Владимир Ольгердович, князь 54, 136, 137 Владимир Петров, архим. 366 Владимир Сободан, митроп. 450 Владимир Ярославич, князь 88, 92, 127

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всяком случае, нельзя думать, что архиепископ Вениамин относился к науке без должного уважения. Упомянутый выше профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий. Со времени назначения преосвященного Вениамина в Сибирь началась его благотворная миссионерская деятельность, имевшая важное историческое значение. Под руководством владыки Вениамина Забайкальская духовная миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности. Шестилетние миссионерские труды архиепископа Вениамина в Забайкальской миссии (1862–1867 гг.) возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православной Церкви 2000 язычников (бурят и тунгусов), несмотря на великие препятствия с разных сторон. В Благовещенске он открыл духовную семинарию. Более благотворной была деятельность преосвященного Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил к Православию до 30 000 бурят. Японской православной миссии архиепископ Вениамин предоставил пособие, давшее возможность продолжать просвещение японцев христианской верой. В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят. Он исследовал вопрос о состоянии сибирского ламаизма, о других верованиях инородцев. Отчеты преосвященного Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные Церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

селенгинский Вениамин (Благонравов). Сын священника тамбовской епархии, владыка Вениамин (1825-1892), окончил Казанскую дух. академию и отличался способностями, любовью к наукам и редким исполнением долга. Все это выявилось и в его последующей жизни. Монашество он принял на последнем курсе академии, которую окончил первым магистром и остался в ней профессором. Был он ректором томской и костромской семинарий и в 1862 г. хиротонисан во епископа селенгинского. С этого времени началась его благотворная миссионерская деятельность в восточной Сибири, доставившая ему высокое историческое значение К 1890 г. число станов этой миссии возросло до 22 с 25 школами. При Посольском мон. открыто было центральное миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня, аптека. Но обращений в Забайкальской области было меньше, вследствие особенной силы ламства и противодействия христианству бурятских языческих начальников. Наибольшее число обращений падало не на бурятский народ, а на племена тунгузов, якутов и карагазов. Миссия постоянно старалась о том, чтобы в управление степных дум были вводимы и крестившиеся буряты и чтобы ограничена была сила лам, но не имела в этом отношении успеха. Владыка Вениамин в 1868 г. был назначен епископом камчатским, переведен в 1873 г. в Иркутск и скончался там архиепископом в 1892 г. Его отчеты о деятельности сибирских миссий за время его архипасторства представляют драгоценный исторический материал и обстоятельно знакомят с вопросом о ламизме, им и возбужденном. Отчеты эти, печатавшиеся в " Иркутских Епархиальных Ведомостях " и в некоторых духовных журналах, изданы в 1883-86 гг. под названием " Труды православных миссий восточной Сибири " . Писал он и о буддизме. В Камчатском крае в 1840 г. была открыта особая епархия, первым епископом которой был назначен владыка Иннокентий (Попов-Венгаминов), выдающийся и исключительно самоотверженный миссионер. Владыка Иннокентий (1797-1879), в миру Иоанн, сын пономаря иркутской епархии, окончил семинарию в Иркутске и был приходским священником в этом городе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.0 из  5) Светлой памяти отца Александра Меня Знаменитые “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу” обычно воспринимаются как анонимное сочинение, что соответствует издательской традиции. Но недавно исследователь “Рассказов странника” отец Василий (Гролимунд) вслед за отцом Павлом Флоренским обратил внимание на письмо Иркутского архиепископа Вениамина (Благонравова), проливающее свет на вопрос об авторстве книги . Предыстория письма архиепископа такова. В 1879 году из Казанской епархии в Иркутск приехал отец Михаил (Козлов), назначенный начальником Забайкальской противораскольнической миссии и настоятелем Троицкого Селенгинского монастыря (с возведением в сан архимандрита). Владыка Вениамин, искавший кандидата на эту должность, остановил свой выбор на отце Михаиле, поскольку тот родился и был воспитан в среде старообрядцев, вел с ними уже несколько лет миссионерские собеседования в Казанской епархии. Прибыв в Иркутск, отец Михаил познакомил архиепископа с рукописью своей книги “Искатель непрестанной молитвы”, написанной им в бытность насельником Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (1857–1874 годы). Спустя некоторое время владыка Вениамин послал рукопись через Бийского епископа Владимира (Петрова) в Вышенскую пустынь, своему брату отцу Феодосию с просьбой представить сочинение отца Михаила для отзыва святителю Феофану Затворнику . Но как раз в то время, когда рукопись “Искателя непрестанной молитвы” была в пути, отец Феодосий умер (и нам остается только гадать, был ли передан святителю Феофану авторский вариант книги). Что же касается Бийского епископа, то он “Искателя непрестанной молитвы” прочитал и прислал своему иркутскому собрату суждение о книге. Архиепископ Вениамин пишет ему 18 марта 1881 года: “… отвечу и на замечание ваше о рукописи о. архим. Михаила о непрестанной молитве. Я не нашел в ней осуждения нашей слабой молитве, и сам рассказчик обрел дух непрестанной молитвы, потому что сперва сам без руководства клал множество поклонов, а потом под руководством старца и без сомнения под действием его молитвы, которой не противился, как я, творил тысячами поклоны с Иисусовой молитвою.

http://azbyka.ru/fiction/avtorstvo-otkro...

Единственный тайша-христианин Минеев выбран был в селенгинском ведомстве по требованию начальства, потому что при ревизии степной думы членом совета главного управления Восточной Сибири Гауптом столько оказалось злоупотреблений, что избрание Минеева найдено было единственным средством к водворению порядка в управлении. Избрание христиан в общественные должности, во-первых, вывело бы православных-инородцев из-под гнета языческой власти, при которой они, не пользуясь наряду с другими выгодами, потому что живут оседло и отдельно от других, обязуются еще служить чужим богам, то есть платиться в пользу лам и дацанов и исполнять для разъездов первых подводную повинность; во-вторых, послужило бы на пользу и прочим инородцам, потому что, живя сами оседло по-русски, христиане-начальники вели бы инородцев к обрусению, к оседлому водворению и вообще к высшему гражданскому быту, чему прямо противодействуют начальники-язычники, руководимые ламами. Представляя все изложенные сведения и соображения на благоусмотрение высшего начальства, питаю надежду, что они не будут оставлены без внимания, как по вышеуказанным побуждениям. так к потому, что положите о ламайском духовенстве при самом введении его в 1852 г. высочайшей конфирмацией 15 мая воспрещено вносить в свод законов, а спустя семь лет, в I860 г. предполагалось уже сделать в нем некоторые существенные перемены. Вениамин епископ Селенгинский 25 мая 1863 г. Посольский монастырь, на Байкале. (Извлечено из 24 и 25 Ирк. Enapx. Вед. за 1882 г.) 1 Официальная записка, написанная в 1863 году, но по независящим от составителя причинам оставленная в то время без движения. 2 Поэтому буряты-язычники ходят в православные церкви, ставить пред иконами свечи и молятся, от священников принимают благословение и радуются, если дозволять им подойти к кресту и окроплению св. водой. Читать далее Источник: О ламском идолопоклонническом суеверии в Восточной Сибири/[Вениамин, еп. Селенгинский]. - Иркутск : тип. Н.Н. Синицина, 1882. - 32 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010