Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРТИН Св. Мартин, еп. Бракары Августы. Миниатюра из рукописи «Codex Albendensis». Ок. 976 г. (Matrit. 1791-2) Св. Мартин, еп. Бракары Августы. Миниатюра из рукописи «Codex Albendensis». Ок. 976 г. (Matrit. 1791-2) [Мартин Бракарский, Думийский; лат. Martinus Bracarensis, Dumiensis] († 20 апр. 579/80), св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства Источники Сведения о жизни и деятельности М., содержащиеся в его произведениях, как правило, немногочисленны, исключение составляют пролог к трактату «Правило добродетельной жизни» и стихотворная эпитафия, традиционно приписываемая святому (атрибуция сомнительна). Более информативны сочинения авторов VI-VII вв. Так, ученик М. диак. Пасхазий Думийский посвятил ему свой перевод «Изречений святых отцов» (см. Apophthegmata Patrum ) на лат. язык (A Versão Latina por Pascásio. 2011. P. 165-166). Сохранилось адресованное М. послание Венанция Фортуната ( Venant. Fort. Ad Martinum episcopum Galliciae//MGH. AA. 1881. T. 4. Pars 1. P. 101-103). Кроме того, Венанцию Фортунату принадлежит стихотворное посвящение М., написанное после смерти святого (Ibid. P. 104-106). О деятельности епископа говорится в «Истории франков» св. Григория Турского ( Greg. Turon. Hist. Franc. 37), а также в его кн. «О чудесах св. Мартина Турского» ( Idem. De mirac. 11). Св. Исидор Севильский сообщает о М. в соч. «О знаменитых мужах», где ему посвящена отдельная глава ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 35), и в «Истории свевов» ( Idem. Hist. 90-91). Святой упоминается в актах X Толедского Собора 656 г. (см. Толедские Соборы ) и во фрагментах из «Хроники» Максима, еп. Цезаравгусты (ныне Сарагоса), но при этом сведения о М. отсутствуют в актах III Толедского Собора 589 г., а также в «Хронике» Иоанна, аббата Бикларского мон-ря (см. Иоанн Бикларийский ). Жизнь Традиционно считается, что М. род. в Паннонии, хотя упоминание о паннонском происхождении М. в поэтическом произведении Венанция Фортуната (откуда его заимствовали Григорий Турский и автор эпитафии, приписываемой М.) могло быть лишь художественным приемом, призванным провести параллель между М. и св. Мартином , еп. г. Туроны (ныне Тур) († 397) ( Nascimento. 2006. P. 89-96; Esp í rito Santo. 2007. P. 267-269).

http://pravenc.ru/text/2562412.html

Основной корпус агиографических сказаний о М. окончательно сформировался в посл. трети VI в., когда Венанций Фортунат составил новое стихотворное Житие святого, а Григорий Турский - пространное описание чудес. Житие М., созданное между 573 и 576 гг.,- самое крупное поэтическое произведение Фортуната (CPL, N 1037; изд.: MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 293-370; Venance Fortunat. Œuvres/Éd. S. Quesnel. P., 1996. T. 4). Поэма, написанная дактилическим гекзаметром, состоит из 4 книг (2243 строки): в 1-й и 2-й книгах пересказывается «Жизнь Мартина», книги 3-я и 4-я - парафраз «Диалогов» Сульпиция. Исследователи определяли произведение Фортуната, созданное под влиянием лат. эпических парафразов НЗ, как «агиографический эпос» ( Roberts. 2001). Житие открывается прозаическим предисловием, согласно к-рому поэма была написана по просьбе Григория Турского (вероятно, вскоре после его возведения на епископскую кафедру в 573). Григорий, ценитель поэзии, попросил Фортуната переложить на стихи описания чудес М., к составлению к-рых он приступил примерно тогда же, однако этот замысел не был осуществлен. Др. предисловие, поэтическое, адресовано св. Радегунде , основательнице мон-ря Св. Креста в Пиктавии (ныне Пуатье), и Агнесе, аббатисе этого мон-ря, к-рые оказывали покровительство Фортунату. Поэт в основном следует повествованию Сульпиция, но сокращает нек-рые эпизоды или заменяет их краткими упоминаниями о том или ином событии (сокращения коснулись в основном юности М., его жизни до епископского рукоположения и описания его аскетического образа жизни). Основное внимание уделено чудесам святого. Фортунат представляет М. прежде всего как образцового епископа и могущественного чудотворца, «сенатора Христа» и члена Божией свиты ( Van Dam. 1988. P. 11-12). В поэме мало авторских отступлений и дополнений. Эпизоды, почти лишенные риторических украшений, в к-рых лаконичное повествование ведется в технике percursio (беглый сокращенный нарратив), совмещаются с более пространными фрагментами, где описание чудес представлено в виде нравоучительной проповеди, завершенной кратким резюме.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМАГОРА И ФОРТУНАТ [лат. Hermagoras, Fortunatus; итал. Ermacora, Fortunato], мученики (пам. зап. 12 июля). Почитались как покровители Аквилейского Патриархата и Сев.-Вост. Италии. По преданию, Е. был 1-м епископом Аквилеи, Ф.- диаконом кафедры. Достоверные сведения об их жизни не сохранились. Наиболее ранние упоминания о мучениках содержатся в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 12 июля и 22/23 авг., причем имя Е. искажено (Armagerus, Hermogenas) и стоит после имени Ф. Под 14 авг. Ф. упоминается вместе с мч. Феликсом, к-рый почитался в г. Вицеция (ныне Виченца). В сочинениях свт. Венанция Фортуната Ф. назван одним из св. покровителей Аквилеи ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 166//MGH. AA. T. 4/1. P. 185; Idem. Vita S. Martini. IV 658-660//PL. 88. Col. 424). Свт. Венанций упоминает о том, что в Аквилее находились мощи Ф. Возможно, первоначально Ф. был более известным и чтимым святым, нежели Е. По предположению С. Ритига, Е. и Ф. приняли мученическую кончину в г. Сингидун (ныне Белград) во время гонения (303-305) при имп. Диоклетиане . Ф. был диаконом Сингидунской кафедры, Е.- чтецом. В V в. мощи мучеников были перенесены в Аквилею, впосл. Е. и Ф. стали почитаться как основатели местного еп-ства ( Ritig S. Martirologij srijemsko-pannonske metropolje//Bogoslovska smotra. Zagreb, 1911. Vol. 2. P. 358-360). Это предположение основано на факте мученичества в Сингидуне святых диак. Фортуната и мирянина Доната. По мнению П. Паскини, Е. действительно был 1-м епископом Аквилеи и жил в сер. III в. ( Paschini. 1909). Вероятно, сведения о мучениках были утрачены после ряда бурных событий в истории Аквилеи: начала аквилейской схизмы (553), перенесения Патриаршего престола в Градо - Нов. Аквилею (568), разорения города лангобардами (590) и раскола внутри Патриархата (606). Возможно, во время церковной смуты начала формироваться легенда об основании Аквилейской кафедры ап. Марком, к-рая упоминается в соч. Павла Диакона «Деяния Мецских епископов» (сост. ок. 782-784). В грамоте имп. Карла Великого (803) Патриархат в Градо назван «престолом св. евангелиста Марка и св. епископа Ермагоры» (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 269). В актах Мантуанского Собора (827), к-рый подтвердил права Патриархата в Аквилее, основание кафедры также приписано ап. Марку и Е. (Synodus Mantuana// Mansi. T. 14. Col. 493-498).

http://pravenc.ru/text/190139.html

Так она прожила пять или шесть лет, восхваляемая и почитаемая всеми добрыми жителями королевства. Однако жизнь при дворе не могла не тяготить ее, и когда по приказу Хлотаря был убит ее горячо любимый брат, для нее оказалось слишком тяжело жить с его убийцей. Святая Радегунда упросила Хлотаря отпустить ее в монастырь. Обратившись к святителю Медарду, епископу Нуайона, она умоляла его облечь ее в монашеские одежды. Видя сомнения и нерешительность епископа, она сказала ему, что если он, убоявшись больше людей, чем Бога, замедлит с ее постригом, то будет держать ответ за ее душу перед Верховным Пастырем. После этих слов святой Медард совершил постриг, посвятив ее в диакониссы, и королева-монахиня отправилась поклониться мощам святого Мартина Турского, особенно почитаемого жителями королевства. Чтобы подражать нищете Христовой, святая Радегунда постепенно раздала все имущество и драгоценности, которые имела при себе, делая щедрые пожертвования храмам и обителям. Пуатье. Часовня на месте келлии св. Радегунды Известно, что Хлотарь пытался вернуть супругу обратно, но, вразумляемый Богом и письмом святой Радегунды, согласился окончательно отпустить ее и позволил ей основать женский монастырь Божией Матери в городе Пуатье. Здесь вокруг нее собрались юные девицы, желающие служить Господу, и был построен храм в честь Пресвятой Девы. После монашеского пострига святая королева с еще большим усердием продолжала свои подвиги. Служа нищим и больным, она не гнушалась даже прокаженными, собственными руками умывала их, перевязывала гноящиеся раны, кормила и поила их. Пища, принесенная святой Радегундой, или предметы, ею благословленные, часто имели чудодейственную силу и приносили людям исцеления от болезней. По свидетельству жизнеописателя святой Венанция Фортуната , после монашеского пострига Радегунда, обильно угощавшая приходивших к ней, дала обет питаться лишь овощами и травами и не пить вина, а во время Великого поста вкушала хлеб только по воскресным дням. Спала она не более часа и то на пепле, покрытом власяницей.

http://pravoslavie.ru/2713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛ [Галл I; лат. Gallus] (ок. 486, Арверн, совр. Клермон-Ферран, Франция - 551, там же), свт. (пам. зап. 1 июля), еп. г. Арверн. Сведения о жизни Г. содержатся в неск. сочинениях его племянника свт. Григория Турского : Г. посвящена 6-я гл. «Жизни отцов» и 5-я гл. 4-й кн. «Истории франков», он также упоминается в соч. «О славе св. Юлиана Мученика» (2-я ч. «Книги о чудесах»). Род. в семье сенатора Георгия и его жены Леокадии, происходившей из рода Веттия Эпагафа, одного из лугдунских мучеников (Vit. Patr. 6. 1; ср.: Euseb. Hist. eccl. V 9). В юности, поранив ногу, был исцелен у гробницы мч. Юлиана Бриудского. Вопреки желанию родителей отказался от брака и вступил в Кромонский мон-рь недалеко от Арверна. Квинтиан, еп. Арвернский, посетив Кромонский мон-рь, рукоположил отличавшегося красивым голосом Г. во диакона и оставил при себе. Позднее по решению кор. Австразии Теодориха I (511-534) Г. вместе с др. клириками из Арверна был переведен в Прирейнскую обл., но впосл. король призвал его ко двору в Колонии Агриппине (совр. Кёльн, Германия). После смерти в 525/6 г. еп. Квинтиана Теодорих назначил Г. на Арвернскую кафедру. В период предстоятельства Г. прославился смирением, кротостью и даром чудотворения. На Орлеанских Соборах 533 и 538 гг. Г. представлял диак. Валентиниан. В 535 г. Г. по согласию кор. Австразии Теодеберта I (534-548) созвал Собор в Арверне, на к-ром присутствовали 14 епископов. Собор принял 16 канонов, направленных гл. обр. на улучшение дисциплины клира. Г. участвовал в Соборах в Аврелиане (Орлеане) 541 и 549 гг. Погребен в ц. св. Лаврентия в Арверне. Вопрос о местонахождении мощей Г. остается открытым: согласно средневек. источникам, частицы мощей некоего Г. хранились в 3 церквах Арверна (в VII в. арвернскую кафедру занимал свт. Галл II). В кон. VI в. Венанций Фортунат написал эпитафию Г. из 18 элегических дистихов (Miscellanea. IV 4//PL. 88. Col. 154-156). Литургическое почитание Г. известно с XIV в. Ист.: ActaSS. Iul. T. 1. P. 103-109; Greg. Turon. Hist. Franc. IV 5-7, 13//PL. 71. Col. 272-279, 285-286; idem. Vit. Patr. 6//PL. 71. Col. 1018-1019, 1029-1036; idem. De passione, virtutibus et gloria st. Iuliani martyris. 23//PL. 71. Col. 815. Лит.: Viard P. Gallo I di Clermont//BiblSS. Vol. 6. Col. 20. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/161555.html

Почему спешишь? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, Неужели в Кане Галилейской опять совершается бракосочетание, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши; и Ты хочешь превратить для них воду в вино? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе; Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или лучше подождать Тебя? Даждь Ми слово Слове, Скажи Мне слово [т.е. ответь], о, Слове [Божий], не молчя мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: He проходи молча мимо Меня, [Ты,] сохранивший Меня чистой [т.е. девственной]: Ты бо еси Сын и Бог Мой. ибо Ты – Сын и Бог Мой. Великий пяток, икос, глас 8 Приведенные немногие примеры можно было бы множить бесконечно, но уже на их основании можно убедиться: Церковь активно осмысляет, излагает и распространяет учение Христово, используя для этого не только устную проповедь и богословские сочинения, но и такой комплексный способ воздействия на человеческий разум, как богослужение. Богослужение осуществляет пропаганду веры в синтетическом единстве целого ряда собственно религиозных (совместная молитва с выраженным богословским содержанием, экзегетическая и нравственная проповедь епископа/священника на евангельские тексты), а также психологических (чувственное воздействие внешних факторов богослужения: динамика света и темноты, торжественность поведения клира, процессиональность некоторых составляющих службы, вовлекающая отдельного человека в общий процесс, т.е. в некоторой степени социализирующая его, и т.п.) и эстетических (поэзия, музыка, живопись) инструментов. Литургические тексты, авторами которых зачастую были самые яркие богословы своей эпохи (достаточно вспомнить, например, восточных Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, Софрония Иерусалимского и др., западных Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского , Августина, Пруденция, Венанция Фортуната, Беду Достопочтенного, Павла Диакона, Алкуина Турского, Павлина Аквилейского, Рабана Мавра, пап Дамаса, Григория I, Иннокентия III и др.), со временем становятся специфическим видом проповеди христианского вероучения. § 2. Богослужение как центр иерархической организационной структуры христианской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОНИЙ [лат. Euphronius] (ок. 503-573), свт. (пам. зап. 4 авг., 2 авг.- в Туре), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция). Наиболее полные сведения о нем содержатся в сочинениях свт. Григория Турского , его преемника на епископской кафедре. Согласно Григорию, Е. происходил из знатного рода, владения к-рого располагались на территории обл. Овернь. Он был внуком св. Григория, еп. г. Лингоны (ныне Лангр) († 539/40). В юности Е. стал клириком, впосл. был пресвитером в Туронах. По предположению нек-рых исследователей, именно Е. упоминается в Житии св. Леобина, еп. Карнутов (ныне Шартр), авторство которого приписывается свт. Венанцию Фортунату ( Pietri. 1983. P. 207). Согласно Житию, Леобина, направлявшегося к прп. Авиту Аврелианскому, сопровождали монахи Евфроний и Рустик (533/34). После смерти Туронского еп. Гунтария (555) Хлотарь I (король франков в 558-561) назначил на кафедру пресв. Катона, однако горожане избрали Е. По словам Григория Турского, король утвердил избрание после того, как узнал, что Е.- знатный и достойный человек и родственник свт. Григория Лингонского. Святитель был возведен на кафедру в 556 г. Епископское служение Е. было осложнено политическими конфликтами в королевстве франков: восстаниями Храмна (50-е гг. VI в.), разделом королевства после смерти кор. Хлотаря I (561) и междоусобной борьбой кор. Нейстрии Хильпериха I (561-584) с братьями. По территории Туронской церковной провинции проходили границы между владениями различных франк. королей, что затрудняло исполнение Е. обязанностей митрополита. Е. председательствовал на Туронском Соборе (567), к-рый способствовал консолидации церковной провинции. На III Собор в г. Паризии (ныне Париж) (60-е гг. VI в.) Е. прибыл в сопровождении 3 суффраганов, среди к-рых был свт. Самсон Дольский. Это свидетельствует о попытке Е. укрепить связи с бретонскими еп-ствами, входившими в Туронскую церковную пров. Святитель также охранял привилегии г. Туроны как места особого почитания свт. Мартина Милостивого. Так, в 589 г. он не позволил гр. Гайзону собирать подати с жителей города ( Greg. Turon. Hist. Franc. IX 30).

http://pravenc.ru/text/187838.html

Кор. Гунтрамн попросил священника привезти ему реликвию из мон-ря в Агауне. На обратном пути корабль, на к-ром находился этот священник, попал в бурю на оз. Леман, но благодаря помощи святых благополучно достиг берега (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars. 2. P. 87-89). Венанций Фортунат составил гимн в честь М. и пострадавших с ним мучеников ( Venant. Fort. Carm. II 14//MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 42-43). Во имя М. были освящены церкви в мон-ре Толай (земля Саар, Германия), построенном в VI-VII вв., и мон-ре Нидеральтайх (Бавария), основанном в 741 г. Одилоном, герц. Баварии. В «Деяниях короля Дагоберта» (30-е гг. IX в.) М. вместе со святыми Мартином Турским и Дионисием Парижским упоминается как покровитель королевства франков (Gesta Dagoberti I regis Francorum. 44//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 421). К IX-X вв. относятся сведения о почитании М. как покровителя В. Бургундии и прежде всего г. Вьенна. Согласно более поздним источникам, еп. Эохальд (Эоальд, Эвальд), занимавший Вьеннскую кафедру в 1-й пол. VIII в., доставил в город мощи мучеников, в т. ч. главу М., и поместил их в построенную им крипту. По другой версии, он построил новый кафедральный собор во имя мучеников. В позднейшей Вьеннской хронике (1239) сообщается, что отсеченная голова М. и нек-рые останки других мучеников во время казни упали в воды Роны и чудесным образом через 35 дней достигли Вьенны. Еп. Пасхазий (1-я пол. V в.) обнаружил святыни и перенес их в ц. Маккавеев. Впосл. еп. Эохальд построил ц. во имя М. и поместил там реликвии, полученные от папы Константина (708-715) (MGH. SS. Т. 24. P. 812, 814). Неясно, насколько можно доверять этим противоречивым свидетельствам. По одной из версий, глава М. была доставлена во Вьенну еп. Вилихарием (сер. VIII в.), к-рый перенес в город мощи мч. Ферреола и главу мч. Иулиана, ранее хранившиеся в пригородной базилике; впосл. епископ удалился в Агонский мон-рь (PL. 123. Col. 122). На рубеже VIII и IX вв. кафедральный собор Вьенны был посвящен Христу Спасителю, Маккавеям, М. и другим мученикам Фиванского легиона; в нек-рых грамотах IX в.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Церковь св. Иулиана в Бриуде. IX–XII вв., сер. XIX в. Церковь св. Иулиана в Бриуде. IX–XII вв., сер. XIX в. По мнению Р. Ван Дама, Арвернские епископы не оказывали должного внимания почитанию И., первоначально оно развивалось в среде сельского населения, а впосл. среди местной знати ( Van Dam. 1993. P. 43-45). Особым усердием в почитании И. отличались члены аристократического рода, из к-рого происходил Григорий Турский. Его отец с родственниками и домочадцами ежегодно совершал паломничество в Бриват ко дню памяти И., старший брат Петр получил там исцеление от лихорадки, сам Григорий - от головной боли ( Greg. Turon. Virt. Iul. 24-25). Во время моровой язвы (571) Григорий Турский искал в Бривате убежища. Вскоре после рукоположения во епископа он совершил паломничество ко гробнице И. (Ibid. 34). Указывая на особую привязанность Григория к памяти мученика, Венанций Фортунат называл его воспитанником (alumnus) И. ( Venant. Fort. Carm. V 3). Так именовал себя и сам Григорий Турский ( Greg. Turon. Virt. Iul. 2), к-рый прилагал усилия для распространения почитания И. по всей Галлии. Вероятно, в нач. 80-х гг. VI в. он завершил «Страдания и чудеса святого мученика Юлиана», сведения для этого сочинения он собирал уже давно. Родственники епископа также способствовали распространению почитания мученика. Его дядя, Галл (впосл. епископ Арвернский; 525-551), во время нападения франков совершил паломничество к гробнице И. ( Greg. Turon. Virt. Iul. 23). Для избавления города от моровой язвы (543) еп. Галл учредил пешее паломничество жителей города в Бриват во время Великого поста ( Idem. Hist. Franc. IV 5; Idem. Vit. Patr. VI 6). Преемник Галла еп. Каутин (551-571) посещал Бриват 2 раза в год - в дни Великого поста и в день памяти И. ( Idem. Hist. Franc. IV 13; X 8). В сочинениях Григория Турского приведены сведения о распространении почитания И. в VI в. Некий житель г. Ремы (ныне Реймс) построил церковь во имя И. и привез из Бривата реликвии мученика ( I dem. Virt. Iul. 32). Знатная дама Викторина основала на своей вилле близ г.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († 539/40), свт. (пам. зап. 4 янв.), еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция). Правнук Г., свт. Григорий Турский , составил Житие Г., вошедшее в соч. «Жизнь отцов», святой также упоминается в «Истории франков» и в соч. «О славе мучеников». Свт. Венанций Фортунат написал эпитафию Г. О Г. упоминают его современники Сидоний Аполлинарий , свт. Авит , архиеп. Вьеннский, и автор IX в. Агобард, архиеп. Лугдунский (Лионский). Согласно Житию, Г. происходил из сенаторского сословия, получил превосходное образование. Епископское служение в Лингонах Г. начал, когда город находился под властью бургундов, а скончался, когда город вошел в состав королевства франков. В возрасте ок. 20 лет Г. был уже комитом г. Августодун (совр. Отён). Занимая эту должность в течение 40 лет, отмечает Григорий Турский, Г. был весьма суров к преступникам. В браке с Арментарией он имел 3 сыновей, из к-рых по имени известен Тетрик, ставший впосл. его преемником на Лингонской кафедре. В 506/7 г. по требованию народа Г. был избран епископом г. Лингоны. В этом же году город был разорен в результате конфликта между бургундским кор. Гундерихом и его братом Гундобальдом ( Marius Aventicensis. Chronicon//PL. 72. Col. 796). Г. переехал в крепость Дивион (совр. Дижон), входившую в диоцез Лингоны. Он обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился мч. Бенигн , к-рый велел восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную Г. часовню. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, и рассказали об обстоятельствах мученической кончины Бенигна. Г. присутствовал на Соборах в Эпаоне 517 г. и Лугдуне 519 г. После того как королевство бургундов было разгромлено франками, активно участвовал в церковной жизни нового гос-ва. В 535 г. на Соборе в Арверне (совр. Клермон-Ферран) подписал послание к кор. Теодориху I. Скончался в возрасте 90 лет по пути из Дивиона в Лингоны в канун праздника Богоявления.

http://pravenc.ru/text/166523.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010