Из епархий предбалканской Болгарии, покоренной Цимисхием, в хризовулах называется только одна – дристрская, обнимавшая тогда (в 1019 г.) под собой все остальныя епархии этой части бывшего царства, как их митрополия; сообразно с данными предшествующего и указаниями последующего времени, этих остальных епархий нужно будет предполагать здесь от трех до пяти 78 , и таким образом общее число всех епархий будет 32–34. Очень может быть, что не все это количество епархий существовали в правление Петра и что некоторые были открыты уже после него; но если и предположить, что епархий пять-шесть учреждены были позднее, то все-таки наименьшее число, которое мы будем иметь для времени самого Петра, будет не менее епархий 23-ти. С правления преемника Петрова Бориса II, вместе с сокращением пределов государства, начали сокращаться пределы и болгарской архиепископии-патриархии. В 971 г. Цимисхий покорил предбалканскую или верхнемизийскую часть Болгарии. Епархии завоеванной местности он не оставил по-прежнему в заведывании болгарского архиепископа, но образовал из них особую митрополию, с кафедрой митрополита в Дристре или Доростоле, подчинив эту последнюю ведению константинопольского патриарха. С 999 года между болгарами и греками началась непрерывная война, окончившаяся через 20 лет падением болгарского царства, и последние, прежде чем достигнуть сейчас указанного результата, в продолжение этих 20-ти лет делали на территории первых частные приобретения, постепенно отнимая у них отдельные города и местности. Так как отнимаемые города и местности в церковном отношении тотчас перечисляемы были из-под ведения архиепископа болгарского в ведение патриарха константинопольского, то вместе с сим в данный промежуток времени постепенно умалялась и область болгарской архиепископии. В минуту окончательного покорения царства диоцез архиепископии состоял из 17-ти епархий, именно: 1) ахридской (собственной архиепископа), 2) касторийской, 3) главеницкой, 4) могленской, 3) битольской, 6) струхицкой, 7) морозвиздской, 8) вельбуждской, 9) триадицкой, 10) нишской, 11) враницкой (браничевской), 12) белградской, 13) трамской, 14) скопийской, 15) приштинской, 16) липенийской, 17) сервийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После смерти Иоанна Асеня II территория Тырновского диоцеза постепенно сокращается: были потеряны епархии во Фракии и Македонии, затем Белградская и Браничевская, позднее Нишская и Вельбуждская епархии. Патриарх Иоаким II упоминается в Синодике как преемник Василия II и в ктиторской надписи 1264/65 года скального монастыря святителя Николая около села Троица. Имя Патриарха Игнатия указано в колофонах Тырновского Евангелия 1273 года и Апостола 1276–1277 годов. Синодик называет его «столпом Православия», поскольку он не принял унию с Римом, заключенную на втором Лионском соборе (1274). В болгарской книжной традиции последней четверти XIII века отражено усиление антикатолической тенденций: в краткой редакции «Сказания о семи Вселенских Соборах», в «Вопросах и ответах о евангельских словесах», в «Сказании о Зографских мучениках», в «Повести о Ксиропотамском монастыре». Преемник Игнатия, Патриарх Макарий жил в эпоху монголо-татарского нашествия, восстания Ивайла и междоусобиц между Иоанном Асенем III и Георгием Тертером I, который упомянут в Синодике как священномученик, но неизвестно, когда и каким образом он пострадал. Патриарх Иоаким III (80-е годы XIII века - 1300) был активным политиком и церковным деятелем. В 1272 году, еще, не будучи Патриархом, он имел беседы в Константинополе с Джироламо д’Асколи (впоследствии папа Николай IV) в присутствии императора Михаила VIII Палеолога. В 1284 году уже как Патриарх участвовал в болгарском посольстве в Константинополь. В 1291 году Николай IV отправил Иоакиму III (которого называл «archiepiscopo Bulgarorum») письмо, где напоминал, что при первой их встрече тот говорил о своем расположении к идее подчинения Римскому папе, то есть «к тому, к чему я побуждаю тебя сейчас». Царь Феодор Святослав (1300–1321) заподозрил Патриарха Иоакима III в сговоре с Чакой, сыном татарского правителя Ногая и претендентом на болгарский престол, и казнил его: Патриарх был сброшен с так называемой Лобной скалы на холме Царевец в Тырнове. Патриархи Дорофей и Роман, Феодосий I и Иоанникий I известны только по Синодику. Вероятно, они занимали Тырновскую кафедру в 1-й половине XIV века. Патриарх Симеон участвовал в Соборе в Скопье (1346), на котором была учреждена Печская Патриархия и венчан на царство сербской короной Стефан Душан.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Земенский монастырь [болг. Земенски манастир] во имя св. ап. Иоанна Богослова, уникальный памятник болг. архитектуры XI-XIV вв. Находится в живописной местности на берегу р. Струмы, у подножия Конявска-Планины, примерно в 1,5 км от г. Земен (Перникская обл., Болгария). Сохранившуюся церковь Н. Мавродинов датирует кон. Х - нач. XII в. ( Мавродинов. 1966). Она неоднократно поновлялась, последний раз - в XIV в., при деспоте Деяне, правителе Вельбуждского княжества. Небольшая (9×8 м, высота 7-11,2 м) каменная церковь относится к типу визант. храма на 4 колоннах «простого» варианта (т. е. без вимы): 3-апсидная, с куполом на высоком цилиндрическом барабане, украшена 2 поясами по 8 арочных ниш (в 4 нишах нижнего ряда устроены окна). Фасады разработаны глухими 2-уступчатыми арками, из к-рых средние сильно возвышаются над боковыми, т. к. ветви креста первоначально были подняты над боковыми частями храма. Храм ремонтировался в 1730 и 1867 гг., в результате чего появились нынешняя 4-скатная кровля, скрывшая повышенные ветви креста, и монастырская ограда. По композиции близок к крестово-купольным храмам Велики-Преслава (см. Преслав ) XI в. и к ц. Иоанна Крестителя в Несебыре (Х - нач. XI в.), ближайший аналог - ц. св. Георгия в Колуше (ныне в черте г. Кюстендил; XI-XII вв.). Ранний слой живописи (XI в.) фрагментами сохранился в алтарной части и барабане. Фрагменты композиции «Отвержение даров Иоакима и Анны» можно увидеть в диаконнике, композицию «Святые Константин и Елена» - в протезисе (жертвеннике). Стиль изображения, сказавшийся в линейной трактовке форм и сухости линии, воспринимается как «провинциальный и антиклассичный» ( Мавродинова. 1995) по сравнению с такими памятниками, как Водоча (1-я пол. XI в.), Св. София Охридская (сер. XI в.). О росписи 1355 г. (3-я четв. XIV в.) дают представление 4 пояса фресок. В алтаре в нижнем ярусе - традиц. композиция «Поклонение Жертве» (центральный образ не сохр.).

http://pravenc.ru/text/199713.html

Второй регистр занимает фронтальный полуфигурный святительский чин. Третий регистр соответствует своду конхи, где была изображена Богоматерь с поклоняющимися ангелами, на юж. стене алтаря - «Тайная вечеря», на северной - «Причащение апостолов»: по 6 фигур справа и слева от престола; Спаситель изображен дважды. В конхе диаконника - Деисус (возможно, повторяющий иконографию раннего слоя живописи), в арках протезиса и диаконника - образы ветхозаветных первосвященников. Изображение Пантократора (в куполе) не сохранилось: в верхнем ряду барабана представлены 12 ангелов, в нижнем - 12 пророков, в парусах - евангелисты, вверху подпружных арок - Мандилион и Керамион, на сводах - праздничный цикл: «Благовещение» - на вост. стене по сторонам алтаря, «Крещение» и «Распятие» - на сев. своде, «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» - на зап. своде, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» - на вост. своде. В замках сводов - пророки в медальонах и Ветхий денми. Ниже, вдоль периметра храма, композиции Страстного цикла. Они детализированы и экспрессивны, как, напр., сюжет «Изготовление гвоздей». Ярусом ниже (подобно фризам в каппадокийских храмах Х в.) размещены поясные образы 40 Севастийских мучеников. На зап. стене расположено «Успение Пресв. Богородицы». В нижнем регистре - фигуры святых и ктиторов в рост: среди них - апостолы Петр и Павел, арх. Михаил, святые Иоанн Рильский и Иоаким Осоговский. На юж. стене сохранилась часть ктиторской надписи, в к-рой упомянуто имя деспота Деяна. Там же изображен пожилой ктитор (к-рый отождествляется с вельбуждским деспотом Деяном, сер. XIV в.) с женой Доей (Теодора-Евдокия) и 2 детьми. На зап. стене представлены портреты Витомира и Стойо. Иконография и манера поздней росписи З. м. имеют аналоги в росписи периферийных балканских храмов 2-й пол. XIII-XIV в.: Манастира (ц. свт. Николая, 1271 г.), св. Иоанна Богослова в Канео близ Охрида (кон. XIII в.). Их стиль определяет ориентация на классицизирующую манеру письма раннепалеологовского времени, плоскостность, графичность, условные моделировки и локальные цвета.

http://pravenc.ru/text/199713.html

Сербское влияние утвердилось в Болгарии, потерявшей земли от Ниша до Софийского перевала через Балканы; поспешно отступивший Андроник потерял среднее течение Вардара, Северная Албания перешла в сербские руки. Вельбуждская битва дала Сербии бесспорное первенство на Балканах, и в лице молодого Душана сербы нашли государя, какого им было нужно. На его пути стоял отец с женой-гречанкой. Возвели Душана на престол сербские властели старым способом дворцового и военного переворота. Стефан Дечанский был схвачен и задушен ими (1331) и остался в народной памяти мучеником, а Душан – отцеубийцей. Во главе властелей стояли внуки Новака Гребострека и сыновья могущественного кесаря Воихны от сестры Михаила Шишмановича Бдинского (Видинского), болгарского царя, убитого под Вельбуждом. Дочь Воихпы Елена стала супругою Душана, имела самостоятельную силу, поддерживала Кантакузина и содержала свою дружину немецких наемников; из четырех ее братьев Александр возводится на болгарский престол, а Оливер, Деян и младший Воихна были крупнейшими властелями и сановниками, память их жива в народных сказаниях и археологических памятниках. Преступление не помешало Душану поднять Сербию на такую высоту, какой она не достигала ни ранее, ни после него. Суровый, храбрый, при случае хитрый, телом рослый, Душан обладал выдающимися качествами государя. Целью он себе поставил продолжение политики деда своего Милутина, но на основах более широких и менее осторожных: не только завоевание греческих земель до южного моря, но и создание сербо-греческой державы, имеющей заместить Византийскую империю. Эти цели, не считавшиеся с неистребимым антагонизмом греков и славян, погубили его дело вскоре после его смерти, истощили и ослабили небольшую Сербию, далеко не объединенную. Но его правление представляет ряд блестящих успехов. За 24 года он не менее 13 раз ходил на греков и начал свои походы не медля. В три года он завоевал Западную Македонию от р. Стримона, почти не встретив сопротивления; мало того, на его сторону стали греческие архонты, недовольные правительством Андроника Младшего, как талантливый Сиргиан, завоевавший для сербов Касторию и увлекавший их к Салоникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Синодик царя Борила (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289) Синодик царя Борила (Палаузовский список). Кон. XIV в. (НБКМ. 289) В 1211 г. в Тырнове царем Борилом был созван Церковный Собор против богомилов и составлена новая редакция Синодика в Неделю Православия (Синодик царя Борила), к-рая неоднократно дополнялась и перерабатывалась в течение XIII-XIV вв. и служит важным источником по истории Болгарской Церкви. В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II (1218-1241) встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи. В 1234 г., после смерти архиеп. Василия, болг. Архиерейский Собор остановил свой выбор на иером. Иоакиме. Выбор был одобрен царем, и Иоаким отправился в Никею, где была совершена его хиротония. Этим были продемонстрированы принадлежность Болгарской архиепископии к Вост. Церкви, каноническое общение с Вселенской К-польской Патриархией (временно находившейся в Никее) и окончательный разрыв с рим. курией. В 1235 г. был созван Церковный Собор в г. Лампсаке под председательством К-польского Патриарха Германа II, на к-ром за Тырновским архиеп. Иоакимом I было признано патриаршее достоинство (ГИБИ. Т. 8. С. 163). Новому Патриарху помимо Тырновского и Охридского диоцезов были подчинены 14 епархий, 10 из к-рых возглавлялись митрополитами (митрополии Преславская, Червенская, Ловчанская, Средецкая, Овечская (Проватская), Дристрская, Серрская, Видинская, Филиппийская (Драмская), Месемврийская; епископии Вельбуждская, Браничевская, Белградская и Нишская) ( Попруженко. 1928. С. 92-93). Воссозданию Болгарского Патриархата посвящено 2 летописных рассказа, совр. событию: один в составе дополнений к Синодику Борила, второй в составе особой повести о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) в Тырнов ( Кожухаров. 1974. 2. С. 126-129). Как отметил И. Снегаров, такого обширного диоцеза Болгарская Церковь не имела ни до этого, ни после до конца 2-го Болгарского царства.

http://pravenc.ru/text/149675.html

В 80-х гг. XIII в. началась активная экспансия Сербского гос-ва, вызвавшая уменьшение числа епархий О. а.: при кор. Стефане Уроше II Милутине (см. Милутин ; 1282-1321) она утратила Скопскую, Моровиздскую и Дебарскую и частично Пелагонийскую епархии, к-рые отошли Сербской архиепископии. Расширение Сербии достигло апогея при кор. Стефане IV Душане (1331-1355), к-рый в 1334-1345 гг. завоевал почти всю Македонию и часть Албании. После взятия Охрида (ок. 1334) на территории Сербского гос-ва оказались 2 автокефальные Церкви - О. а. и Печская архиепископия. Ранее, при расширении владений, серб. правители переподчиняли новые епархии своей архиепископии, но сейчас О. а. сохранила свои границы и независимость, что было призвано укрепить лояльность несерб. населения к серб. властям. Архиеп. Охридский Николай II вместе с патриархом Тырновским Симеоном в 1346 г. даже участвовал в провозглашении архиеп. Иоанникия II Сербским патриархом, а сразу после этого акта они венчали Стефана Душана на царство. Впосл. Сербский патриарх подчинил себе епархии К-польского Патриархата в Фессалии и Македонии и изгнал их иерархов, не тронув епархии Охрида. И. Снегаров считал, что Сербский патриарх признавал старшинство архиепископа Охридского, т. к. получил от него патриарший сан (Там же. С. 320-321). Но при наследнике Стефана Душана Стефане Уроше V (1355-1371) началась децентрализация гос-ва и уже в 1366 г. епархии О. а. находились в неск. гос. образованиях: королевстве Вукашина (в т. ч. Охрид), царстве Симеона Уроша (Эпир и Юж. Албания), деспотстве Радослава Хлапена, королевстве Прилепа, Эльбасанском княжестве. При кор. Вукашине О. а. продолжала быть автокефальной: об этом говорит приглашение в 1367 г. ее главы К-польским патриархом обсудить возможность созыва Вселенского Собора для воссоединения Восточной и Западной Церквей. Ее статус сохранился и при наследнике Вукашина, кор. Марке, к-рый враждовал с серб. кн. мч. Лазарем , поддерживавшим Сербскую Патриархию. Возможно, в этот период О. а. временно отошли Скопская и Призренская епархии и район вокруг Кичева. Юрисдикция О. а. признавалась и во владениях деспота Углеши, но впосл. эти земли оказались у К-польского патриарха. Вероятно, О. а. сохранила епархии в Вельбуждском деспотате и в Юж. Албании - о ее автокефальном статусе упоминает письмо К-польского патриарха Антония IV по поводу неканоничности брака правителя Канины и Авлона (ныне Влёра, Албания; см.: Там же. С. 332-339). К концу серб. периода О. а. имела всего 11 епархий. О. а. в османский период

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Вслед за учреждением епископии последовало расширение ее канонических полномочий; в 1203 году она стала Тырновской архиепископией. В период 1186–1203гг. в подчинение Тырновскому предстоятелю перешли 8 епархий, отпавших от Охридской архиепископии: Видинская, Браничевская, Средецкая, Вельбуждская, Нишская, Белградская, Призренская и Скопская. Царь Калоян (1197–1207), брат Петра и Иоанна Асеня I, использовал сложное положение, в которое попали византийский император Алексей III Ангел (1195–1203) и Патриарх Иоанн V Каматир (1191–1206) в связи с 4-м крестовым походом и захватом в 1204 году Константинополя латинянами. Константинопольский Патриарх был вынужден признать Тырновского как церковного главу и предоставить ему право рукополагать епископов. Кроме того, Тырновский архиепископ, используя ситуацию, присвоил себе аналогичные права и в отношении Охридского диоцеза: архиепископ Василием были поставлены архиереи на вдовствующие епископские кафедры Охридской архиепископии. Одновременно царь Калоян вел переговоры с Римским папой Иннокентием III о признании за ним царского достоинства. Условием коронации Калояна папа ставил церковное подчинение Риму. В сентябре 1203 года в Тырнов прибыл капеллан Иоанн Каземаринский, вручивший архиепископу Василию посланный папой палиум и возведший его в ранг примаса. В письме от 25 февраля 1204г. Иннокентий III подтвердил назначение Василия «примасом всей Болгарии и Валахии». Окончательное утверждение Римом Василия ознаменовалось его помазанием, совершенным 7 ноября 1204 года кардиналом Львом, и вручением ему знаков высшей церковной власти и «Привилегиума», определявшего каноническое состояние Тырновской архиепископии и полномочия ее главы. Уния с Римом служила средством достижения определенных политических целей, и, когда в международном аспекте она стала препятствием дальнейшего повышения ранга Болгарской Церкви, от нее отказались. Большинство исследователей считает, что заключение унии представляло собой формальный акт и ничего не изменило в православной богослужебной и обрядовой практике Болгарии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Запорожская епархия прокомментировала скандал вокруг «епископа»-педофила 23 ноября, 2016. Новостная служба Священнослужителя неканонической ИПЦ задержали ранее в Запорожье 23 ноября. ПРАВМИР. В Запорожской епархии Украинской Православной Церкви прокомментировали информацию о задержании епископа из России, которого заподозрили в попытке растления мальчика из Запорожья. Как оказалось, епископ Калужский и Рязанский Адам (Грицков) принадлежит неканонической «Истинно-Православной Церкви». 25-летнего священнослужителя задержали активисты украинской общественной организации «Наследие». В интернете опубликовано видеопризнание Грицкова, который, в частности, говорит, что является гомосексуалистом, и признается в том, что планировал встретиться с мальчиком 14 лет, с которым вел предварительную переписку в чате, обмениваясь интимными фото. Как сообщают активисты, с епископом «проведена убедительная беседа», он «направлен каяться». В пресс-службе Запорожской епархии Украинской Православной Церкви говорят , что «после просмотра ролика с задержанием и признанием этого двадцати пятилетнего молодого человека, который называет себя «православным» и еще «епископом», возникает какое-то чувство жалости к нему, но не к греху о котором он поведал». В епархии недоумевают по поводу того, как молодой человек в свои двадцать пять лет оказался в облачениях «православного епископа», несмотря на то, что согласно канонов Православной Церкви запрещено совершать хиротонию (рукоположение) епископа ранее, чем он достигнет 30-летнего возраста (11-е правило Неокесарийского собора). «Но это в Православной Церкви, а для «истинно-православной церкви» таких правил не существует», — говорится в сообщении. В епархии напоминают, что организация, членом которой является Грицков, не признается ни одной Поместной Православной Церковью, а также приводят слова Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные….Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак по плодам их узнаете их.…Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Матф.7:15 -21).

http://pravmir.ru/zaporozhskaya-eparhiya...

Восточно-Американская епархия: Ситуация для христиан Америки становится все более тревожной Призываем нашу паству не отчаиваться, но укрепляться в молитве, в первую очередь о тех – сейчас более, чем когда-либо – кто сбился с пути и вовлечен в гомосексуальные действия. 11 июля, 2015 Призываем нашу паству не отчаиваться, но укрепляться в молитве, в первую очередь о тех – сейчас более, чем когда-либо – кто сбился с пути и вовлечен в гомосексуальные действия. В пятницу, 26 июня 2015 г., Верховный суд США вынес постановление о легализации однополых браков. На своем летнем заседании 30 июня под председательством Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и в присутствии его викария, Преосвященнейшего епископа Манхеттенского Николая, и членов Совета, Епархиальный совет Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей обсудил это постановление и выпустил следующее заявление. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. — І Петр 2:11-12 С легализацией 26 июня 2015 года Верховным судом США однополых браков ситуация, с которой столкнулись христиане в Америке, становится все более тревожной. К великому прискорбию, современное гуманистическое общество продолжает свое отчуждение от Христа и Его Церкви. В этом решении суда просматривается желание как государства, так и тех, кто поддерживает решение суда, отрицать основные принципы христианского нравственного учения и даже обличить нашу христианскую веру «в ненависти». Печально, что среди сторонников решения суда оказались и некоторые христиане. Еще в апостольскую эпоху св. Иоанн Богослов писал, что «мир во зле лежит» (І Иоан. 5:19). Что тогда сказать о нашем времени? Современный мир утверждает, что постановление Верховного суда об однополых браках основано на любви. Мы не должны обманываться. Многие скажут, что христиане не должны осуждать, однако Господь наставляет нас – «судите судом праведным» (Иоан. 7:24), и потому мы утверждаем, что греховные противоестественные взаимоотношения никоим образом нельзя почитать добродетелью и называть их истинной любовью.

http://pravmir.ru/vostochno-amerikanskay...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010