И били челом тебе, великому государю, Воскресенские архимандрит и наместник и строитель о праведном сыску по писцовым книгам и о том челобитье твой государев указ замолчал многое время, а пришло время на той завладеной земли хлеб жать и сено косить, и я велел рожь жать и сено покосить для того, чтоб впредь ему не повадно чужие земли усвоивать и после того прислан, по твоему государеву указу, а по челобитью Романа Бобарыкина, сыщики Михайло Верделевский да подьячий Григорий Богданов со многими умыслы Романовыми, написанным в твоем государеве наказе, будто его, Романа, велели убить и прочее, о них же несть нам потреби здесь писать, но да тамо будут, иде есть писаны, и сыскивали всяки деревенскими людьми про нас, а что сказали и то у них писано есть: да им же, Михайлу Верделевскому да подьячему Григорию Богданову с ними, Романом, Воскресенским властям и суд дать велено через закон святых Апостол и святых Отец, и о том сказка их дана Михайлу Верделевскому да подьячему Григорию Богданову за руками, что ему нельзя судить Божьих людей, паче освященных, простому человеку, и та сказка свезена к Москве; и после того хотел он, Роман, кошеное сено свести, и мы, увидав то, велели прежде свести. И в нынешнем, государь, в 170 году, декабря в 3-й день, прислан, по твоему государеву указу, а по челобитью Романа Бобарыкина, тот же Михайло Верделевский да подьячий Григорий Богданов, а в наказе у них написано: в нынешнем, в 170 году, декабря в 17-й день, Воскресенского монастыря крестьяне Омелка Онтипин да Сережка Васильев с товарищами, собрався со многими людьми, приезжали в отчину его, в сельцо Бобырево, для задору ж смертного убийства, и с лугов его достальное сено, что было описано и свозить до указа великого государя не велено, свезли ль, и великий государь пожаловал бы его, велел тех нынешних приездов и того достального свозного, записного сена места послать досмотреть до больших снегов, на котором месте то сено сметано было, а в приездах и в свозном сене указал бы великий государь тех монастырских крестьян, которые то записное сено ныне свезли, взять к Москве и их расспросить на Москве указ учинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

6) «Запросное», или, как иногда называлось, «памятное сено». Вот что встречаем мы относительно этого сбора в отписке монастырского стряпчего Желябовского архим. Игнатию от 1690 г. ноября 12 дня: «в нынешнем во 198 году послана к тебе, государю, грамота из приказу Большого Дворца... велено собрать с крестьянских и бобыльских дворов наметного сена на нынешней 198 год с двенадцати дворов; и октября в первых числах бил челом святейшему патриарху преосвященный митрополит крутицкой, чтоб он заступил в платеже наметного сена; и святейший патриарх бил челом великим Государем, и вел. Государи милостиво призрели, ко его челобитью и по заступе велели собрать то сено с двадцати дворов..; а платить то сено указано на Бронницкой конюшне» 317 . В другой отписке его же от 22 ноября того же года читаем еще: «Ноября в 13 день прислан твой государевой (архимандричий) ко мне указ: в нынешнем в 198 году прислана к вам в монастырь из приказа Большого Дворца вел. Государей другая грамота о запросном сене, а велено де с тем сеном из монастырских вотчин крестьян выслать декабря к 1 числу из двенадцати дворов по копне мерой; и по приказу де преосвящ. митрополита изволили вы прислать к Москве челобитную за руками, чтоб сена не платить и бить бы челом с монастырскими стряпчими Спасским и из Богословским; и мы, государь, той челобитной не подавали, потому что Богословский старец и стряпчий за то сено в приказ Большого Дворца платили деньгами, да и у нас, государь, в платеж того сена взята память, что платить в селе Бронницах…» 318 . По-видимому, в 1690 году сбор запросного сена производился в необычно больших размерах, если вызвал всюду недовольство, ходатайства и челобитья. «Спрашивают с нас в Конюшенный приказ закосного сена против прошлых годов вдвое», – замечает тот же Желябовский в своей отписке от 22 октября того же года 319 . Вместо того, чтобы самим на своих подводах везти сено, солотчинские крестьяне иногда нанимали подрядчиков за условную цену платить его, где нужно. Таких подрядчиков много можно было найти в Москве; но только «подрядная цена» здесь стояла очень высока. В 1690 году приехали было в Москву старосты сел Солотчи и Новоселок, навели справки, и «московская цена показалась им не в мочь» 320 ; а крестьяне с. Григорьевского договорились с новосельским крестьянином Гущиным платить за них запросное сено по 6 р. за копну 321 . Вместо сена дозволялось платить деньги, как и сделал в 1690 году Богословский (Рязанский) монастырь. В 1690 годах мы встречаем уже постоянный денежный сбор с Солотчинских вотчин вместо запросного сена, по 2 алт. 4 деньги (7 коп.) с двора, так называемый «сенные деньги» 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Какой-то Иван Сытин подал царю челобитную, что крестьяне Воскресенского монастыря скосили сено на его земле более трехсот копен, стреляли в него самого и покушались разорить его жилище. Царь прислал эту челобитную 15 декабря 1660 г. самому Никону, чтобы он послал произвести по ней расследование. Никон поручил своему боярскому сыну Ражейскому произвесть сыск, и сыскные речи отослал к государю. Дело на этот раз обошлось спокойно. Другой сосед по имениям, окольничий Роман Боборыкин, у которого Никон и купил вотчину под свой Воскресенский монастырь, завладел кочеваровскою землею и ивановскими лугами, которые монастырь считал своими. Архимандрит и наместник монастыря били челом государю о праведном сыске по писцовым книгам. Указ государев почему-то позамедлил, а между тем пришло время снимать на спорной земле хлеб и сено, и Никон, не дождавшись царского указа, велел своим крестьянам сжать хлеб и скосить сено на той земле. Боборыкин принес жалобу. От царя присланы были сыщик и подьячий, которые и произвели сыск и хотели, как им было велено, дать суд и воскресенским властям, но получили от них сказку, что «простому человеку нельзя судить людей Божиих, особенно освященных», которую и отвезли в Москву. Не дождавшись решения по произведенному сыску и царского указа, Никон приказал свезти спорное сено своим людям. Боборыкин снова принес жалобу, и 3 декабря 1661 г. присланы были по царскому указу те же сыщик и подьячий произвести новый сыск и взять монастырских крестьян в Москву для расспросов. Никон, который не мог не сознавать по совести, что поступил самовольно, вышел из себя и написал к государю следующее до крайности неприличное письмо: «Начинаю письмо к твоему благоразумию словами, без которых никто из нас, богомольцев Ваших, не смеет писать к Вам, государям: Бога молю, челом бою. И словом и делом исполняем мы это по долгу своему и по заповеди апостола Павла, но щедрот твоих умолить не можем. Не как святители или как рабы, но как рабичища мы отвсюду изобижены, отвсюду гонимы, отвсюду утесняемы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

В то время, когда еще Никон был на патриаршестве, купил он у Бобарыкина вотчину его, село Воскресенское, для строения Воскресенского монастыря, и хлеб, остававшийся на полях в скирдах, Бобарыкин пожертвовал Воскресенскому монастырю на строение; сделано это было полюбовно 46 , также и сельцо Бобырево с приписанными к нему землями и сенными покосами Бобарыкин принес в дар монастырю 47 . Но потом, когда Никон, по удалении от патриаршего престола, потерял свое значение, Бобарыкин затеял с ним спор о землях, пожертвованных в Воскресенский монастырь, и завладел ими. Монастырские власти обратились к царю с челобитной о справедливом сыске по писцовым книгам; но как прошло много времени и на челобитье их никакого решения не последовало, то при наступлении жатвы и сенокоса Никон велел на той спорной земле рожь сжать и сено скосить. Бобарыкин жаловался государю на самоуправство Никона, да к тому еще прибавил, будто патриарх велел убить его. По челобитью Бобарыкина присланы были в Воскресенский монастырь Михайло Вердолевской и подьячий Григорий Богданов с наказом произвести сыск против Никона деревенскими людьми и дать суд воскресенским властям с Бобарыкиным. Но монастырские власти подали Верделевскому сказку, в которой изъяснили, что, по правилам св. апостол и св. отец, ему, мирскому человеку, нельзя судить лиц освященного чина. Верделевской отослал эту сказку в Москву. После того Бобарыкин хотел скошенное сено свезти к себе, но Никон, узнав об этом, велел монастырским крестьянам поторопиться и предупредить распоряжение Бобарыкина. Бобарыкин подал царю челобитную, в которой жаловался, что Воскресенского монастыря крестьяне учинили сильный наезд на его сельцо Бобырево для смертного убийства и с лугов его сено свезли; сено то было описано и впредь до царского указа свозить его было воспрещено. Бобарыкин просил, чтобы тех монастырских крестьян для расспроса взять в Москву, и для расследования по его челобитной опять был послан Верделевской с подьячим 48 . Было это в декабре 1661 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И в нынешнем, государь, во 170 (1661)-м году, декабря в 3-й де[нь], прислан, по твоему, государеву, указу, а по челобитью Романа Бобарыкина, тот жа 1681 Михайло Верделевской да подъячей Григорей Богданов. А в наказе у них написано: в нынешнем, де, во 170 (1661)-м году декабря в 17-й де[нь] Воскресенскаго монастыря крестьяне Омелка Онтипин да Серешка Васильев с товарыщи, собрався со многими людьми, приезжали в отчину его, в сельцо Бобырево, для задору же смертного убойства, и с лугов ево достальное сено, что было описано, и свозить до указу великого государя не велено, свезли ль, и великий государь пожаловал бы ево, велел тех нынешних приездов и того достального свозного, записного, сена места послать досмотрить до болших снегов, на котором месте то сено сметано было; а в приездах и в свозном сене указал бы великий государь тех монастырских крестьян, которые то записное сено ныне свезли, взять к Москве и их роспросить на Москве, указ учинить. И мы ныне ответ творим страхом Божиим: сено то свезено по нашему указу, и сколько ево свезено, то нами не утаится, аще погреба будет, скажем; а крестьяне скопом в ево сельцо//(л. 246) для смертного убойства не бывали; а что он, Роман, враг Божий, вражит на дом Божий и на нас, ваших смиренных богомолцов, вам, государем, и то все лжет. же молим вашу кротость престати от гнева, и оставити ярость, и не послушати лукавнующих. «Кротцы, – рече, – наследят землю и насладятся о множестве мира». «Потерпи Господа, и сохрани пути Его: и вознесет Откуду ты таковое дерзновение приял, еже сыскивати о нас и судити нас? Которые ли тебе законы Божия велят обладати нами, Божиими рабы? Не довольно ли ти бысть царствия мира сего люди разсуждати вправду, и ни о сем прилежиши? А еже повеление твое, неписаное в наказе, взять крестьян Воскресенскаго монастыря, по каким то уставом? Надеюсь, аще и поищеши, не обрящеши, разве беззакония и насилия. Послушай же, Господа ради, что бысть древле за такое продерзание. патриархе Авраам во Египет с Саррою женою, и возлюби ю Фараон царь, поят ю к себе, и умучи его Господь, Дóндеже, раскаявся, отпусти ю з

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как, оставаясь неизменным и совсем неприступным, Ты сохраняешь неопалимым вещество сена И, сохраняя неизменным, все его изменяешь, Так что это сено есть свет, хотя свет не есть сено? И с сеном Ты, Свет, соединяешься неслитно, А сено бывает как свет, изменившись неизменно. 310 Бог остается Богом, и человек остается человеком, сено не смешивается с огнем, и огонь не попаляет сена, Божество не сливается с человечеством, и человечество не растворяется в Божестве. И вместе с тем соединение с Богом бывает настолько тесным и приобщение настолько полным, что весь человек всецело изменяется, преображается, становится богом по благодати. Преподобный Симеон называет обожение «чудной тайной» и «страшным таинством», о котором знают немногие. Однако он подчеркивает, что все Священное Писание говорит об обожении, и тот, кто достиг вершин боговидения, собственным опытом открывает все то, что скрыто в библейских образах и символах: Кто перешел тот темный воздух, Который назван был стеною Царем Давидом, а Отцами Наименован «морем жизни», Кто в пристань тихую вступает, Тот блага вечные находит, Ибо там рай, там древо жизни, Там сладкий хлеб, вода живая... Там купина огнем пылает, Всегда горя и не сгорая, Там обувь тотчас с ног спадает. Там расступается пучина, Когда человек придет в совершенство духа, вполне очистившись от всех страстей, и когда душа, по неизреченному общению, всецело вступив в единение с Духом Утешителем, как бы растворенная в Духе, сама сподобится стать духом, тогда все в ней делается светом, все – радостью, все – покоем, все – веселием, все – любовью, все – милосердием, все – благостью, все – добротой, и как бы погружается она в добродетели силы благого Духа, подобно камню, отовсюду объятому водами в океанской бездне. Таким-то образом, всемерно соединившись с Божиим Духом, уподобляются таковые самому Христу, имея в себе непреложные добродетели Духа и являя такие плоды. Дух сделал их внутренно непорочными и чистыми, потому... всегда и во всем сияют в них плоды Духа...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В монастыре была лошадь для нужд. Нужно было сено. Начальник горсовета отказал дать разрешение на сено, прогнал ни с чем. Пришла матушка Е. к Батюшке с жалобой. Он выслушал, ничего не сказал. Прошло два дня. Батюшка сидел в беседке, подзывает к себе матушку Е. и посылает опять идти насчет сена, молвив: «Не тот, так другой, а даст сено». Когда пошла и обратилась, то начальник был другой, а того вчера сняли, и дал разрешение на сено. Посеяли ячмень, и когда он начал созревать, воробьи все поедали. Пожаловались Батюшке, что делать? А Батюшка и говорит: «Отныне воробьи не будут причинять беды. Они прилетят, поцвиринчат, а садиться не будут. У них ножки помлеют, они и улетят прочь». Назавтра сами убедились в чуде. Вышли и наблюдали, что воробьи тьмой налетят, поцвиринчат и улетают обратно. Все прославляли Господа и благодарили Батюшку за молитвы. Батюшка имел также дар исцеления. Одна матушка рассказывала, что она была далеко в Сибири и когда вернулась, то плохо стало с головой. Поместили ее в «дурдом», а сами обратились к Батюшке за помощью. Он помолился, и ей постепенно стало лучше, а потом и совсем выздоровела, и живет, сейчас ей 80 лет. У ее сестры Ф. заболело колено, и такая острая боль, что нельзя было ступать. Обратились к Батюшке, он перекрестил больное место, и боль прошла. По благословению владыки Пахомия Батюшка много постригал в мантию, например, своих односельчанок Ардалеону, Евгению, которые жили в Гамалеевском монастыре (Глуховского уезда). О м. Евгении Батюшка говорил, что она от чрева матери предназначена для духовной жизни. Рассказывает далее м. М. «Когда умирал отец, я попросила его, чтобы он, по молитвам о. Лаврентия, приснился мне, и он пообещал. Один раз приснился: «Благодарю за булочки. Лучше ничего не надо, они помогают мне. Я знаю, что ты в долгах, но без «булочек» я погибну», — сказал мне покойный отец во сне. Я пошла и рассказала Батюшке. Батюшка сказал, что это не булочки, а просфоры, которые подаются на проскомидию. Ими смываются грехи человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

Где же Он, Брат и Возлюбленный ее? – Он пасет между лилиями . Лилии между тернами (2:2) уподоблял Жених Свою Невесту – Церковь . Он, Христос, пасет и пребывает между лилиями , то есть между верующими, очищенными и убеленными Кровию Агнца душами, благоухающими, как лилия , благоуханием Духа Святого и Его даров ( 2Кор. 2:15 ). Не в совете нечестивых, а в общении верных, собранных во имя Его, там и Сам Он пребывает и пасет ( Пс. 1:1 ; Мф. 18:20 ). Там, в Кафолической святой Церкви, среди праведников ищи Его, оттуда зови Его к себе! Иначе объясняет св. Григорий Нисский . Он под лилиями (кринами) понимает не пасомых Жениха, а то, что Жених пасет овец Своих в кринех ( между лилиями ), питая их ими. Так же понимает эти слова и бл. Феодорит. Св. Григорий Нисский : «Ибо Он есть пастырь добрый, который не сено дает в пищу пасомым, но чистыми кринами питает овец. Не сеном уже питая сено; потому что сено есть пища, свойственная естеству безсловесному, а человек, как существо словесное, питается истинным словом; а если насытится сеном, то сам сделается сеном. Сказано: «всяка плоть сено» ( Ис. 40:6 ), пока она плоть. Но если кто соделается духом, родившись от духа, то уже не травяною будет кормиться пищею, но пищею его будет дух, о чем и дают разуметь чистота и благоухание крина. Посему и сам питающийся будет чистым и благоуханным крином, изменяясь по свойству пищи». Слова о дне и сенях наши толковники св. Григорий и бл. Феодорит относят к пастьбе Жениха между кринами, то есть Он пасет между лилиями дондеже дхнет день, и двигнутся сени. Переводы же Юнгерова, Макария, Синодальный относят их к последующему воззванию, то есть, что пока день обратися, Жених, подобно серне и оленю, возвратится к Невесте. Такое разночтение вполне объяснимо в связи с отсутствием пунктуации в еврейском и греческом изначальных текстах. Св. Григорий Нисский , объясняя, что Жених пасет между кринами, дондеже дхнет день, и двигнутся сени, пишет: «Напротив того, питающиеся кринами, то есть утучняющие души чистою и благоуханною пищею, удалив от себя всякое обманчивое и призрачное представление вожделеваемого в этой жизни (обозначается тем, что двигнутся сени. – Г.Ф.), увидят истинную основу сущности вещей, став сынами света и сынами дня». В полдень исчезают тени и все залито светом. Пасомые Христовы освободились от призрачных теней понятий этого мира и ходят во свете, как и Он, Пастырь их, Свет есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

12–13). Эти слова можно понимать по-разному. Прежде всего разделим материалы на два вида: драгоценные и низкие. Под драгоценными камнями можно понимать такие, как мрамор или гранит, украшенный золотом и серебром. Используя их, мы строим дворец. Когда же мы используем низкие материалы: дерево, сено, солому (или, по-славянски, дрова, сено, тростие), то строим деревянную хижину. Иными словами, мы строим или дворец, или крытую соломой избу. Это зависит от нас. Но если в буквальном смысле в этой нищей, убогой курной избе и можно как-то жить, то в духовном смысле это совершенно невозможно, потому что, как говорит апостол Павел, все будет испытано огнем. Под драгоценными камнями можно понимать также алмазы, рубины, топазы, изумруды. Тогда появляется еще более возвышенный образ. В таком случае мы строим нечто необыкновенно прекрасное, обладающее неземной красотой, так что апостол Павел не находит, с чем на земле это можно сравнить, кроме как с ювелирными украшениями, которыми люди часто восхищаются. Однако ювелирные изделия, например перстень, обычно невелики и украшают лишь человеческое тело, а здесь — огромное прекрасное здание, построенное на неземном основании, каким является Господь наш Иисус Христос. И тогда в сравнении с этим зданием «дрова, сено, тростие» — убогая, едва-едва держащаяся хижина — выглядят еще более убого. Но мы часто довольствуемся такой хижиной. Дела нашей веры настолько ничтожны, мы тратим на них так мало сил, уделяем им так мало внимания и времени, что они похожи на некий шалаш. Мы построим его и успокаиваемся — есть где на некоторое время приютиться. Помолились мы, например, два раза в день более или менее внимательно, побывали в церкви, провели там время (в особенности это касается тех, кто редко ходит в храм Божий), — и вот, мы создали себе шалаш, спрятались в нем на время от дневного зноя или от стужи, а потом опять занялись своими обычными делами и поселились уже в другом доме, может быть, весьма пригодном и удобном для этой жизни, но имеющем в основании не Иисуса Христа, а нечто человеческое, иногда греховное и страстное.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Последствиями этого были втоптанный в грязь товар и несколько детских истерик. Кроме того, когда с девицы из окрутников сорвали маску, оказалось, что она под какими-то препаратами. В той или иной мере были разгромлены все лавки». Другие участники обсуждения уверяют, что такого рода поведение как раз очень естественно и показывает высокую степень одержимости духами, с которыми опытные неоязычники вошли в контакт 92 . Именно так проходят подавляющее большинство неоязыческих празднеств. Второй любимый неоязычниками праздник, который также не имеет никакого отношения к язычеству, это Масленица. Масленица – последняя неделя перед Великим, сорокадневным постом. С одной стороны, это праздничный период, когда еще можно и даже нужно петь, плясать, веселиться, с другой – подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения. Светские ученые видят здесь только языческие гульбища, приуроченные к весеннему равноденствию, однако объективный подход способен выявить совсем иной смысл Масленицы. В работе «Что скрывает народная культура? Смыслы и символы Масленицы» Д. Крапчунова приводится подробнейший анализ масленичной атрибутики и обрядности и делается следующий вывод: «Анализ масленичной обрядности, выявление мифологемы праздника через фольклорные тексты и его календарная привязка к Пасхе не подтверждают распространенное представление о Масленице как об исключительно языческом наследии. Несмотря на то, что в традициях Масленицы прослеживается общеиндоевропейское прошлое, есть все основания видеть в этом празднике глубокие христианские смыслы, раскрываемые через различные вербальные, визуальные и драматургические образы» 93 . Масленица, появившись на Руси с принятием христианства, получила свое название – «белая», «сырная» или «масленая неделя». Однако суть иносказательных символов Масленицы сугубо христианская. Масленичное чучело в христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню». «Огнь сый Владыко, не смею, сено, прикоснуться огню, да не опалиши мене сено суща!» – абсолютно понятный христианский образ, взятый из службы Собору Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010