Это была самая достойная, самая славная для Предтечи смерть, что он умер в темнице от руки Ирода за правду законную, как великий праведник, как непоколебимый проповедник истины, как бестрепетный обличитель беззакония царя. ЧАСТЬ I-я. Назначение Предтечи было великое, особенное. Другие Пророки издалека предвозвещали пришествие Мессии; Предтече предназначено предидти пред лицом Мессии, чтобы устроить путь Ему в сердца человеческие; надлежало и приуготовить умы, возбудить сердца, наклонить расположения к принятию Христа и благодатнаго царства Его, отселе надлежало в самом себе показать те качества, какие требовались для принятия предвозвещаемаго Мессии. Как Ангелу – провозвестнику Мессии, Предтече надлежало явить в себе свойства Его, как гласу Его – надлежало вещать языком и чувством Его, как светильнику Света – надлежало сиять доблестями и совершенствами Его: и благодатный Иоанн все то имел и по благодати и по законной правде. Рожденный по ангельскому благовестию отцу его, исполненный Духа Святаго еще от чрева матери, Иоанн, сокровенный от детоубийства Иродова материю в пустыне, возрос в уединении, как благоуханное растение животворнаго рая Божия; от детства пустынный житель и отрешенный от всякаго житейскаго стяжания подвижник, он ни хлеба не ел, ни вина не пил; ( Лук. 7, 37 ) Ел только акриды и мед дикий; носил одежду из вельблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах. Похоть житейская не прикасалась его. Он не знал другой любви, кроме любви Бога и в Боге не знал другого стяжания, кроме стяжания добродетелей, не знал другой чести, кроме чести служить Богу и быть достойным Бога. Воззванный непосредственно Богом на великое служение, Иоанн в духе и силе Илии изшел на проповедание царства Мессии. Начав проповедь свою с покаяния, начал обращать сердца отцов к детям, начал истинные понятия веры и благочестивые расположения предков о Мессии Искупителе мира, потемненные в умах, извращенные в сердцах потомков, возбуждать и оживлять громоносной проповедью своею, и вскоре подвиг Иерусалим и всю Иудею; наперерыв текли в пустыню слушать Крестителя простые и знатные, простолюдины и законники.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Иоанн был в собственном смысле пустынник и гражданин пустыни. И бе в пустынях, заключает Евангелист Лука повествование о рождении Иоанна, и бе в пустынях до дне явления своего ко Израилю. Дарованный от Бога праведным родителям, Захарии и Елисавете во дни глубокой, неспособной к чадородию старости, Иоанн, еще от чрева матери, исполненный Духа Святаго, от самой колыбели был. воспитан в безмолвии. Сокрытый праведною Елисаветою в пустыне от детоубийства Иродова, и вместе с млеком благочестивой матери напитанный живыми чувствованиями благочестия и страха Божия, Иоанн, питомец уединения, неприметно из недр святой матери перешел в недра безмолвия, приближился к ангельскому собеседованию и жизни в Боге. Возрастая в пустыни, как благоуханное растение животного рая Божия, Иоанн, отрешенный от всякого житейского стяжания и чувственного утешения, ни хлеба не ел, ни вина не пил, искусственно приготовленных ( Лк. 7:33 ); ел только акриды и мед дикой, носил жесткую одежду из вельблюжьего волоса и кожаный пояс для опоясания. Такими чертами изображается в Евангелии пустынная жизнь Иоаннова, отрешенная от обыкновенных житейских потребностей: он не пил как предвозвестил и Архангел, ни вина, ни сикера, ни какого напитка, доставляющего вкусу услаждение ( Лк. 1:15 ). Дабы понять, что это черта великого воздержания в Иоанне, надобно представить себе, что Иоанн жил в знойной пустыне и однакож изобильной виноградом и другими плодами. Какое могло быт невиннее утешение для пустынного жителя, провождавшего жизнь в знойной пустыне, как не то почти необходимое утешение, чтобы для утоления палящей жажды и для восстановления утомленных сил, хотя безыскуственно растворит простую воду соком винограда и других плодов. Но Иоанн не касался ни плодов, тем паче не вкушал в питии ничего такого, что было бы растворено соком плодов и потому могло услаждать и возбуждать желание в большем избытке упоять себя оным. Он ел мед дикий и акриды, пил воду, – ел и пил самое простое, легкое, безыскуственное и столько, сколько по самой крайней надобности нужно было для поддержания бытия. При такой пище тело, не лишаясь нужного, но и не получая излишнего питания, соответствовало во всем бодрственной деятельности души; высокий пламенный дух Иоанна погружен был в Боге; неомрачаемые ни отвне, ни внутри чувства были ясны и тонки; присовокупим к сему простое, отшельническое одеяние, величественный, световидный лица зрак, и мы можем ясно себе представить, что Иоанн и по самому внешнему своему виду был земный Ангел и небесный человек, существо превыше-земное, в котором тело покорено было душе, чувства уму, плоть духу, в котором сиял Божественный свет, сила и благодать. По сей-то ангелоподобной чистоте и отрешению от чувственного он и удостоился быть крестителем Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Когда пророк говорит: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся острая в пути гладки, то он означает этим, что и смиренные вознесутся и гордые смирятся, и трудность закона переменится в легкость веры. Не будет уже более трудов и пота, говорит он, но настанет благодать и прощение грехов, облегчающие путь спасения. Потом указывает и причину этого, говоря: узрит всяка плоть спасение Божие, т. е. не одни уже только иудеи и принявшие их веру, но вся земля и море и все естество человеческое. Чрез стропотное он означил всякую развращенную жизнь, разумел мытарей, любодеев, разбойников, волхвов и вообще всех тех, которые прежде жили развращенно, а после вступили на правый путь, о чем говорил и сам Христос: мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божием (Матф. XXI, 31), - так как они уверовали. То же самое выразил пророк еще и другими словами: тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе (Ис. LXV, 25). Как там, под образом холмов и дебрей, указывает на соединение различных нравов в один согласный образ мыслей, так и здесь, в свойствах различных животных изображая различные нравы людей, говорит, что они также соединятся и будут между собою согласны в благочестии; и здесь опять, представляет тому причину: будет, говорит, возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут (Ис. XI, 10). Эту же причину и там привел он, сказав: и узрит всяка плоть спасение Божие. В обоих случаях он указывает на то, что сила и познание евангелия разольются во все концы земли, и род человеческий от зверских нравов и от грубого образа мыслей перейдет к кротости и мягкости. Сам же Иоанн имеяше ризу свою от влас вельблюждь, и пояс усмен о чреслех его (Матф. III, 4). Видишь ли, как иное предвозвестили пророки, а иное предоставили евангелистам? Почему Матфей и пророчества приводит, и от себя присоединяет, не почитая излишним сказать и об одежде праведника.       4. В самом деле, странно и удивительно было видеть в человеческом теле такое терпение: это-то особенно и привлекало иудеев. Они видели в нем великого Илию; зрелище, которого они были свидетелями, напоминало им об этом святом муже, и даже еще более изумляло их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...