В пределах Березинского, Борисовского, Крупского, Логойского, Пуховичского, Смолевичского и Червенского районов Минской области - образована Борисовская епархия , выделенная из состава Минской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Борисовский и Марьингорский " , определено быть епископу Борисовскому Вениамину (Тупеко) , викарию Минской епархии. В пределах Вилейского, Воложинского, Дзержинского, Молодечненского, Мядельского, Столбцовского и Узденского районов Минской области - образована Молодечненская епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Молодечненский и Столбцовский " , избран архимандрит Павел (Тимофеенков) , клирик Минской епархии. В пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области - образована Слуцкая епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Слуцкий и Солигорский " , избран архимандрит Антоний (Доронин) , клирик Минской епархии. Территориальные границы Минской епархии, определины в пределах города Минска и Минского района. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул " Минский и Заславский " . В пределах города Минска, Минского района и Минской области, образована Минская митрополия , включающая Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. Главой новообразованной Минской митрополии назначен митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарёв) , патриарший экзарх всея Беларуси. В административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области - образована Череповецкая епархия , выделенная из состава Вологодской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Череповецкий и Белозерский " , избран иеромонах Флавиан (Митрофанов) , клирик Вологодской епархии. В административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области - образована Великоустюжская епархия , выделенная из состава Вологодской епархии. Правящему архиерею Вологодской епархии иметь титул " Вологодский и Кирилловский " . Правящему архиерею Великоустюжской епархии иметь титул " Великоустюжский и Тотемский " . Временное управление новообразованной Великоустюжской и Тотемской епархией поручено епископу Вологодскому и Кирилловскому Игнатию (Депутатову) .

http://drevo-info.ru/news/17943.html

Конференция, посвященная 85-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, прошла в Вологодской епархии 15 сентября 2009 г. 11:05 V научная конференция «Культура Белозерья Х-ХХ веков», приуроченная к 85-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, прошла 10-11 сентября в г. Кириллове Вологодской области, в конференц-зале музея. Перед открытием форума участникам были показаны отреставрированные памятники архитектуры караульные кельи Казанской башни и Домик келаря. Также к 85-летию музея в его стенах были представлены фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и иконы из частного собрания коллекционера В. Гулько. Директор музея Галина Иванова, посвятившая свой доклад «итогам и перспективам» музея, рассказала о новых экспозициях музея, в частности, посвященных археологическим находкам. Она отметила «чувство безвыходности», поскольку все более ощущается «государственное негативное отношение к музеям». Г. Иванова напомнила, что в правительстве подготовлен проект закона о передаче Церкви имущества религиозного значения. «В целом, отметила Г. Иванова, закон не вызывает возмущения и отторжения». Беспокойство вызывает непроработанность некоторых формулировок, положений, касающихся музейных фондов. «В законе вообще не проговаривается будущее музеев, которые находятся в храмах или монастырях, сказала директор. Не говорится о том, что им должны быть предоставлены другие помещения или условия существования». И если вдруг, предположила Г. Иванова, завтра возникнет вопрос передачи Кирилло-Белозерского музея-заповедника Церкви, то в условиях города Кириллова прочие коллекции девать будет некуда. И потому, подчеркнула она, «закон настораживает, даже пугает». И хотя музейное сообщество России ставит эти вопросы, ответа на них по-прежнему нет. Уповать приходится «только на добрую волю владык»: там, где отношения музеев и епархиальных управлений складываются благополучно, может не произойти негативных явлений, связанных с уничтожением музеев. В этом смысле Кирилло-Белозерскому музею повезло: с архиепископом Максимилианом, который много лет возглавляет Вологодскую епархию , сложились сотруднические отношения; такие же отношения складываются и с Кирилло-Белозерским монастырем, действующим сейчас на территории музея. «Все, что возникает с той и другой стороны, разрешается путем простого обсуждения, мы находим общий язык», рассказала Г. Иванова.

http://patriarchia.ru/db/text/742130.htm...

В 1897 году, выдержав в 21 год экзамен на звание учителя, Николай был определен в Верхомоломскую Спасскую церковноприходскую школу Никольского уезда. В 1898 году его направили в город Великий Устюг на кратковременные курсы для учителей церковноприходских школ. Здесь он знакомится со своей будущей супругой Любовью Федоровной Шемякиной, дочерью мещанина из города Никольска. В 1900 году они обвенчались, и с тех пор Любовь Федоровна стала Николаю Кельсиевичу верным другом и помощником. В августе 1900 года по собственному прошению Николай Заварин назначается псаломщиком к Никольской церкви села Вятско-Никольского того же уезда 4 . В этом селе Николай Заварин прослужил 25 лет. Здесь родились и все девять его детей, четверо из которых умерли в младенчестве. В клировых ведомостях читаем следующие записи благочинного о псаломщике Николае: поведения «очень хорошего» (1901), «весьма хорошего» (1905), «отлично хорошего», (1909 год и позже). А за 1910 год находим и такую интересную отметку: «Жизни скромной, тихой и мирной» 5 . В 1920 году его утвердили на штатной должности диакона Вятско-Никольского храма 6 . Обязанности клирика Николай Заварин совмещал с учительскими трудами, преподавая в Вятско-Никольской церковноприходской школе, а с 1914 года и в Политовском земском училище. В последнем он служил законоучителем вплоть до 1 мая 1919 года. В дни Великого поста во время совершения Таинства исповеди псаломщик Николай вместе с другим псаломщиком — ­Вениамином Чевским — с усердием обучали прихожан основным молитвам и наиболее употребительным песнопениям, чем обратили на себя внимание епископа Великоустюжского Алексия, который похвалил их за усердие 7 . Николай Заварин служил в храме, причт которого был в материальном отношении обеспечен очень плохо. Как сообщал в 1914 году в своем отчете благочинный, на получаемое членами причта содержание безбедно могли прожить только бессемейные люди: «А так как большая часть членов причта люди многосемейные, то и приходится им жить постоянно в долгах» 8 . Кроме того, по сообщению того же благочинного, псаломщику Николаю приходилось обитать в таком плохоньком доме, что жить в нем, особенно в зимнее время, вследствие холода было просто невозможно. Несмотря на все эти трудности, Николай Кельсиевич прослужил в храме села Вятско-Никольского 25 лет, не предпринимая никаких попыток перейти на другой, более богатый приход.

http://patriarchia.ru/db/text/5589290.ht...

К 40-м гг. XVII в. в состав В. е. входили Сольвычегодский, Яренский уезды и часть Мезенского у., Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды, вотчины бояр Строгановых, Пыскорского Преображенского и Иоанно-Богословского мон-рей и Вологда с уездом. В 1647 г. вотчины Строгановых и Пыскорского мон-ря поступили в Патриаршую область. В 1658 г. новоучрежденной Вятской и Великопермской епархии из В. е. перешли города Вел. Пермь-Чердынь и Соль Камская. Взамен Вологодскому архиерею были пожалованы Устюжский и Тотемский уезды, Белозерье, Чарондская округа и Пошехонский у., к-рый между тем оставался в составе В. е. до 1676 г., затем был возвращен Ростовской епархии. Соборным определением 30 июня 1676 г. из В. е. в Вятскую епархию был передан Яренский у. с Усть-Вымью. В 1682 г. часть территории В. е. отошла новоучрежденной Великоустюжской епархии , первоначально включавшей Устюжский, Сольвычегодский, Тотемский уезды и часть Никольского, впосл. к ней был присоединен Яренский у. с Усть-Вымью. В марте 1682 г. новоучрежденной Холмогорской и Важской епархии отошли Вельский у. и сев. часть Тотемского у. (возвращены Вологодской кафедре в 1788). В 1749 г. в Костромскую епархию был включен Никольский у., в 1788 г. возвращенный Вологодскому архиерею. В 1780 г. было создано Вологодское наместничество, в 1796 г. преобразованное в губернию (в ее состав вошли Вологда, Вельск, Тотьма, Грязовец, Кадников, Устюг Вел., Сольвычегодск, Лальск, Никольск, Красноборск, Усть-Сысольск, Яренск с уездами). В посл. десятилетия XVIII в. границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. Ряд территорий В. е., оказавшихся в Костромской, Тверской, Новгородской, Архангельской губерниях, перешли соответствующим епархиям, в частности города Белозерск, Кириллов, Череповец с уездами были возвращены Новгородской кафедре. В 1788 г. упраздненная Великоустюжская епархия вместе с зырянскими землями присоединилась к В. е. Т. о. определились границы В. е. в пределах Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, Тотемского, Никольского, Вельского, Устюжского, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского уездов, сохранявшиеся до 1918 г. В 1900 г. В. е. занимала территорию площадью 354 тыс. кв. верст. На рубеже 1918-1919 гг. в связи с образованием Северо-Двинской губ. из В. е. была выделена Великоустюжская епархия (существовала до 1937).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Участники заседания говорили о важности сохранения традиций и проблемах развития нравственной личности, выразили надежду на дальнейшую плодотворную работу власти, Церкви и представителей гражданского общества по формированию духовно-нравственной культуры молодежи. Участники мероприятия отметили необходимость восстановить понимание образования как единства обучения и воспитания, возродить нравственный авторитет учителя, принять стратегию возрождения культуры, которая должна охватывать сферы науки, образования и воспитания, СМИ. По мнению собравшихся, также важно пропагандировать ценности, объединяющие многонациональный российский народ: справедливость, правду, честность, нравственность и ответственность. Начальник департамента образования области Елена Рябова призвала обращать повышенное внимание на воспитание молодых людей — будущих мужчин. Качества личности, отметила она, формируются, как правило, до 7 лет и по большей части в семье. По словам Елены Рябовой, чтобы воспитание мужского поколения было на должном уровне, особое внимание стоит уделить развитию кадетских классов, формированию программ патриотической направленности. В частности, нужно разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую кадетское образование в общеобразовательных школах. На сегодня в Вологодской области работает 51 кадетский класс, в которых учатся около 1200 ребят. В ходе заседания также выступили: руководитель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Вологодской епархии, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин; руководитель отдела по делам молодежи Великоустюжской епархии иерей Феодор Фомин; руководитель отдела религиозного образования и катехизации Череповецкой епархии Лариса Федченко; ректор Череповецкого государственного университета, председатель совета ректоров Вологодской области Дмитрий Афанасьев; председатель молодежного парламента Вологодской области Антонина Федорова; заведующий кафедрой теории и истории культуры и этнологии Вологодского государственного педагогического университета Александр Камкин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Основные направления в изучении П. п. сложились во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: публикация исторических источников, собирание, каталогизация и систематизация рукописей, анализ рукописных собраний, публикация музыкально-теоретических трактатов и муз. произведений, осмысление историко-теоретических вопросов в научных работах. Основополагающее значение имели труды В. М. Ундольского , прот. Д. В. Разумовского , прот. В. М. Металлова , С. В. Смоленского , в советское время эти традиции были продолжены Н. Ф. Финдейзеном , Т. Н. Ливановой, С. С. Скребковым, Г. В. Келдышем , Н. Д. Успенским . Новый этап в научном освоении П. п., связанный с именами Н. А. Герасимовой-Персидской и Протопопова, отличают подготовка к публикации большого корпуса муз. произведений выдающихся мастеров В. Титова , Н. П. Дилецкого , анонимных авторов, создание работ о жизни и творчестве авторов П. п. на основе новых архивных данных, монографическое исследование партесного концерта и т. п. П. п. до наст. времени сохранилось в рукописях (известны более 2,5 тыс. партий-поголосников, очень редко партитур). Крупнейшими архивными хранилищами являются Синодальное певческое и Епархиальное певческое собрания ОР ГИМ, Ф. 283 «Культовая музыка» в Российском национальном музее музыки (до сент. 2011 - ГЦММК, после сент. 2011 - Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки), а также фонды РГАДА, НИОР РГБ, Отделов рукописей РНБ, БАН, Кабинета рукописей РИИИ, ГАТО, ГАЯО, НБУВ, НМЛ, собрания Нововалаамского мон-ря в Хейнявеси (Финляндия). Совокупность рукописных источников показывает широту распространения П. п. в России. Указатель населенных пунктов, церквей и монастырей России кон. XVII-XVIII в. (по материалам певческих рукописей) насчитывает более 150 позиций ( Плотникова. Русское партесное многоголосие. 2015. С. 251-258), области интенсивного распространения партесного стиля: Центральный, Северный и Северо-Западный регионы, также представлены Поволжье и Пермский край. Более 60 позиций занимает Центр. Россия: храмы и мон-ри Московской, Тверской, Калужской, Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Ивановской областей. На Севере партесные рукописи создавались в Вологодской губ. (в Вологодском, Верховажском, Тотемском, Великоустюжском уездах, Кирилло-Белозерском мон-ре), Новгородской губ. (в Кирилловском, Белозерском, Череповецком уездах, в Устюженском мон-ре), Олонецкой губ. (в Вытегорском мон-ре), Архангельской губ. (Каргополь, Холмогоры, Сольвычегодск, Антониев Сийский и Соловецкий мон-ри).

http://pravenc.ru/text/2579061.html

Храмы, не обложенные данью, особенно вновь построенные, бывали и в Москве 800 . Думается, что немного находилось подобных молодому священнику-идеалисту с. Ордынцева или священнику с. Абрамова Арзамасского уезда. Последний явил замечательный пример бескорыстия, когда просил произвести дозор и прибавить дани по случаю присоединения к его приходу деревни Кичанзиной 801 . Больше, кажется, было подобных первым или попу Иакову Жешерского прихода, Яренского уезда Великоустюжской епархии, с причетником и старостой, которые «малоумием своим, гоня сию суетную жизнь, сказывали в сказках своих неправду: двороваго числа утаили», за что получили выговор в 1690 году 802 . На обязанностях управителей и поповских старост лежало дозирать приходы. При специальных дозорах посылались особые дозорщики. Выбирались они из возможно добрых людей, но и тех приводили к крестному целованию, дав полные наказы описывать и дозирать без посулов 803 . Очевидно, что дозорщики могли дозирать не по правде. Кто виноват в сокращении архиерейской казны от утайки приходов или неправильных дозоров, можно говорить всяко. Несомненно одно – казна страдала, и недочеты чувствовались в архиерейских приказах. Там, где убывало количество дворов, приходилось сбавлять дань. В 1687 г. в десятине Юрьевца Повольского с 76 приходов вместо 257 рубл. 31 алт. бралось 185 рубл. 26 алт. После переписи сбавлено 68 руб. 5 алт. 5 д. По челобитью духовенства от 58 церквей г. Балахны с уездом сбавлена дань с 150 руб. 12 алт. 3 ден. на 128 руб. 14 алт. 5 ден., «покамест в Балахне жителей прибудет» 804 . Конечно, духовная власть заботилась о поддержке старых и устройстве новых церквей, а епархиальное начальство облагало их данью и тем самым поддерживало равновесие кафедральной казны. Но в стране бедной новые церкви не в состоянии были поднять экономии архиерейских домов и улучшить обеспечение кафедральных штатов 805 , когда расходы архиерейской казны не только не сокращались, напротив увеличивались. Содержание двора с многочисленным штатом, получавшим денежное и хлебное жалованье, содержание собора, соборного причта, певчих, приказов, устройство ризницы, постройка и ремонт домовых монастырей, церквей, дворовых зданий, хозяйственных служб в городах и вотчинах, мостов, дорог, перевозов, требовали больших денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В ряду чудес праведного Прокопия особенно замечательно следующее. У великоустюжского наместника, боярина Семена Борисовича, был служитель, которого он весьма любил. Этот, надеясь на расположение к себе боярина, творил устюжанам очень много зла и разных пакостей. Худой христианин, он умер не по-христиански, не удостоившись исповеди и причастия святых Таин. Боярин велел похоронить любимого своего служителя близ собора и построить над его могилой палатку. Воля боярина была исполнена, но в ту же ночь палатка была разметана. Боярин приказал построить новую палатку, но и та в следующую ночь была так же разметана. Тогда боярин рассердился, думая, что это делается кем-то по неудовольствию на него, и только слова одного из граждан утишили его гнев. «Успокойся, – сказал он боярину, – и не гневайся ни на кого напрасно, честный боярин... Никто из живых людей не трогал палатки и не имел намерения оскорбить тебя. Но я слышал от прадедов моих, что тут лежит праведный Прокопий, Христа ради юродивый». Боярин понял правду, велел перенести тело служителя в другое место и со слезами помолился: «Прости меня, блаженный Прокопий, грешного и неразумного раба твоего, что осмелился положить вблизи святых твоих мощей нечистого слугу своего». В малолетство царя Uoahha IV казанские татары нередко делали набеги на восточные и северные области России. Один раз они дошли до Устюга, все предавая огню и мечу, и в числе других пленных захватили одну бедную женщину Соломонию. Много лет томилась она в Казани, в тяжкой неволе, постоянно думая о своей далекой родине. Перебравши в уме все средства к своему освобождении и находя их или недостаточными, или недоступными для себя, она вспомнила о праведном Прокопии и, осенив себя крестным знамением, начала молиться и призывать его к себе на помощь. «Если вынесет меня Бог из татар на Русь, – говорила она, – и дойду я до Устюга и увижу своими очами чудотворный гроб блаженного Прокопия, то положу покров на гробницу его, сколько силы моей будет». Давши такой обет, Соломония почувствовала в себе необыкновенную решимость, немедленно отправляется из Казани и, не будучи никем из встречавшихся ей на пути ни спрошена, ни остановлена, благополучно достигает русских пределов. По возвращении на родину она исполнила свой обет и рассказала клиру и народу о своем чудесном избавлении от плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3. Преосвященным Александровским и Юрьев-Польским (Владимирская митрополия) быть архиепископу Читинскому и Краснокаменскому Евстафию. 4. Выразить благодарность архиепископу Евстафию за многолетние труды по управлению Читинской епархией. 5. Преосвященным Читинским и Краснокаменским быть епископу Скопинскому и Шацкому Владимиру. 6. Временное управление Скопинской епархией поручить Преосвященному Рязанскому и Михайловскому Вениамину. 7. Преосвященным Песоченским и Юхновским (Калужская митрополия) быть архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому Максимилиану. 8. Выразить благодарность Преосвященному Максимилиану за многолетние труды по управлению Вологодской епархией. 9. Преосвященным Вологодским и Великоустюжским быть епископу Шахтинскому и Миллеровскому Игнатию. 10. Епископом Шахтинским и Миллеровским избрать иеромонаха Симона (Морозова), клирика Шахтинской епархии. 11. Место наречения и хиротонии иеромонаха Симона (Морозова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 36 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Петропавловского и Булаевского Гурия о почислении его на покой по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископа Петропавловского и Булаевского Гурия почислить на покой по состоянию здоровья. 2. Выразить благодарность Преосвященному епископу Гурию за понесенные труды по управлению Петропавловской епархией и определить ему местом пребывания г. Москву. 3. Епископом Петропавловским и Булаевским избрать протоиерея Виктора Михейкина, клирика Петропавловской епархии. 4. Место наречения и хиротонии протоиерея Виктора Михейкина во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского, и Преосвященного Никодима, епископа Енисейского и Норильского, с предложением образовать новую епархию в Красноярском крае.

http://patriarchia.ru/db/text/3664563.ht...

Наделение церквей землями остановилось еще с конца XVII столетия после составления последних писцовых книг 1680-х годов. Множество церквей в разных местностях и тогда не получило земельных наделов, а потом число этих безземельных церквей все более и более умножалось с открытием новых приходов; но правительство не возвращалось к вопросу об отмежевании к ним земельных участков в течение всей первой половины XVIII столетия, предоставляя это дело доброхотству самих прихожан и ограничиваясь только некоторыми мерами возбуждения этого доброхотства. Во второй половине XVIII в. вопрос этот снова был поднят при имп. Елизавете, которая в 1754 г. первая предприняла произвести общее межевание земель по всей империи. В том же году межевание начато было в губерниях московской и новогородской и в уездах великоустюжском и вятском, но в скором времени было оставлено вследствие возникновения множества жалоб на произвол межевщиков, которым тогдашняя межевая инструкция дала громадные полномочия производить ревизию всех крепостных актов на земли и редукцию всех примерных и захватных земель даже помимо вотчинной коллегии 1086 . Вместе с тем остановилось и наделение землями церквей. При имп. Екатерине изданы были новые межевые инструкции, основанные на более рациональных началах, которые вошли в доселе действующее законодательство 1087 , и генеральное межевание произведено было на самом деле. В этих инструкциях изложены были подробные правила как о размежевании церковных земель, состоявших за церквами еще до 1765 г., так и об отводе участков для церквей, которые доселе не имели земель. Все имевшиеся доселе у церквей земли, приобретенные ими по писцовым книгам и разным крепостным актам, велено записывать не на имена священно- и церковнослужителей, а за самими церквами; в случае споров межевать их «по полюбовным со смежными владельцами отводам, так как и о владельческих дачах положено», предоставляя право полюбовного развода самим священно- и церковнослужителям 1088 . Если у церкви по писцовым книгам и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010