Великоустюжская епархия Дата создания: 23 октября 2014 г. Описание: Входит в состав Вологодской митрополии Объединяет приходы в административных границах следующих районов Вологодской области: Великоустюгский (город Великий Устюг), Бабушкинский (село имени Бабушкина), Кичменгско-Городецкий (село Кичменгский Городок), Никольский (город Никольск), Тотемский (город Тотьма), Нюксенский (село Нюксеница), Тарногский (село Тарногский Городок). Епископская кафедра «на Великом Устюге» была впервые учреждена на Московском Соборе 26 января 1589 года, но решение не было приведено в исполнение. Фактически учреждена в марте 1682 года, будучи выделена из Вологодской епархии . В состав новой епархии вошли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, в 1685 году к ним добавился Яренский уезд. После увольнения на покой епископа Иоанна (Никитина) управление епархией было поручено Вологодскому архиерею. 6 мая 1788 года епархия была присоединена к Вологодской епархии. Восстановлена 30 января 1888 года как викариатство Вологодской епархии. 3 сентября 1918 года постановлением Синода Великоустюжское викариатство было преобразовано в Великоустюжскую и Усть-Вымскую епархию. Территориально совпадала с образованной летом того же года Северо-Двинской губернией. В 1918 году епархия располагалась на территории Устюжского, Никольского, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского уездов. После ареста 20 июня 1937 года последнего правящего архиерея Питирима (Крылова), архиепископа Великоустюжского и Усть-Вымского, кафедра пресеклась. Вологодская область была образована 23 сентября 1937 года путем разделения Северной области на Вологодскую и Архангельскую области. Под управление Вологодской епархии Великий Устюг фактически вошел лишь в 1945 году при назначении на вдовствующую Вологодскую кафедру епископа Иустина (Мальцева). Великий Устюг как второй кафедральный город Вологодской епархии восстановлен в 1965 году при епископе Мелхисидеке (Лебедеве). Епархия была вновь  образована  решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 94 ) путем выделения из состава Вологодской епархии. Включена в состав Вологодской митрополии. Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Великий Устюг Адрес: 162390, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Дымково, улица Вторая, 5 Телефон: (81738) 2-01-85 (епархиальное управление) Web-caйm: http://vueparhia.ru E-mail: vustyug@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Фотий, епископ Великоустюжский и Тотемский (Евтихеев Иван Владимирович) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3808435.ht...

Софроний (Арефьев Иоанн Алексеевич), архп.Краснодарский Родился 19 марта 1879 года. В 1903 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии. С 29 сентября 1905 года преподаватель той же семинарии. С 28 февраля 1912 года – инспектор и священник, а с 12 авг. 1914 г. – ректор той же семинарии. В этом же году возведен в сан протоиерея. В 1915 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 10 июня 1919 года хиротонисан во епископа Семиреченского и Верненского с откомандированием в Якутск для управления Якутской епархией. С 1920 года – епископ Якутский и Вилюйский. В первые месяцы 1922 года поручено управление Петропавловским викариатством Омской епархии с оставлением за ним Якутской кафедры. Под «давлением” сибирских обновленцев уже с самого начала раскола уклонился по линии наименьшего сопротивления и был назначен епископом Новониколаевским. Потеряв связь с центром Рус. Прав.Церкви, он вынужден был с епископом Гавриилом (Воеводиным) 28 октября и в последующие месяцы 1922 года рукоположить во епископа женатых протоиереев: Петра Блинова во епископа Томского и Сибирского, Александра Авдентова во епископа Новониколаевского, Иоанна Завадовского во епископа Барнаульского, Николая Чижова во еп.Иркутского. В 1923 году епархией не управлял. В 1924 году принес покаяние и был назначен управляющим Архангельской епархией. В 1927 году откомандирован для временного управления Великоустюжской епархией. С 14 декабря 1927 года – епископ Великоустюжский. 24 апреля 1929 года возведен в сан архиепископа. С 9 марта 1932 года – архиепископ Ирбитский и управляющий Свердловской епархией. С 13 февраля 1933 года – архиепископ Уфимский. С 3 марта 1934 года назначен архиепископом Олонецким, но в управление не вступал. С II мая 1934 года – архиепископ Свердловский. С II июня 1934 года – архиепископ Ижевский. С февраля 1936 года – архиепископ Краснодарский. С мая 1937 года епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Был очень высокого роста, за что был прозван «Каланча».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Насущной потребностью стало в то время образование народа, и в этой связи почти во всех епархиях стали устраиваться педагогические курсы для учащих в церковноприходских школах. Летом 1908 года такие курсы были устроены в Великом Устюге для учащих церковноприходских школ Устюж­ского викариатства. Открывая курсы, епископ Алексий «указал на цель прибытия сюда учителей – расширить свои познания, усовершенствоваться в учительской практике, продолжить свое образование. Это дело полезное и похвальное, – так приблизительно говорил владыка, – еще ветхозаветный богодухновенный мудрец сказал: " блажен человек, иже обрете премуд­рость " . Но истинная мудрость состоит в развитии не одного только ума, но и сер­дца, не в накоплении только знаний, но в приобретении добродетелей; чело­век умный, но порочный, многознающий, но гордый, как всем из­вестно, не пользуется любовью окружающих и не может принести боль­шой пользы, особенно в учебном деле. Заботясь же о приобретении этой именно истинной мудрости, и помолимся Господу Богу, чтобы Он помог вам в этом благом деле, ради которого вы собрались сюда» . Как и в то время, когда владыка был в Туле, так и теперь, став архи­ереем, он проявлял особое попечение о народном образовании. При епископе Алексии было выстроено женское епархиальное училище, в деятель­ности которого владыка принимал постоянное участие. Во время служения епископа Алексия в Великом Устюге было построено и освящено несколь­ко храмов, один из последних в 1916 году – храм во имя святителя Митро­фа­на, Воронежского чудотворца, выстроенный при Великоустюжском тюремном замке, в котором суждено было умереть владыке через двадцать один год. 12 октября 1916 года по постановлению Святейшего Синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Устьвымским. В начале двадцатых годов епископ Алексий был возведен в сан архиепископа. 30 июля 1923 года архиепископ Алексий вступил в управление Великоустюжской епархией, которая к этому времени стала самостоятельной.

http://fond.ru/kalendar/822/aleksiy/

Насущной потребностью стало в то время образование народа, и в этой связи почти во всех епархиях стали устраиваться педагогические курсы для учащих в церковноприходских школах. Летом 1908 года такие курсы были устроены в Великом Устюге для учащихся церковноприходских школ Устюжского викариатства. Открывая курсы, епископ Алексий «указал на цель прибытия сюда учителей — расширить свои познания, усовершенствоваться в учительской практике, продолжить свое образование. Это дело полезное и похвальное, — так приблизительно говорил владыка, — еще ветхозаветный богодухновенный мудрец сказал: " блажен человек, иже обрете премудрость " . Но истинная мудрость состоит в развитии не одного только ума, но и сердца, не в накоплении только знаний, но в приобретении добродетелей; человек умный, но порочный, многознающий, но гордый, как всем известно, не пользуется любовью окружающих и не может принести большой пользы, особенно в учебном деле. Заботясь же о приобретении этой именно истинной мудрости, и помолимся Господу Богу, чтобы Он помог вам в этом благом деле, ради которого вы собрались сюда». Как и в то время, когда владыка был в Туле, так и теперь, став архиереем, он проявлял особое попечение о народном образовании. При епископе Алексии было выстроено женское епархиальное училище, в деятельности которого владыка принимал постоянное участие. Во время служения епископа Алексия в Великом Устюге было построено и освящено несколько храмов, один из последних в 1916 году — храм во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, выстроенный при Великоустюжском тюремном замке, в котором суждено было умереть владыке через двадцать один год. 12 октября 1916 года по постановлению Святейшего Синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Усть-вымским. В начале двадцатых годов епископ Алексий был возведен в сан архиепископа. 30 июля 1923 года архиепископ Алексий вступил в управление Великоустюжской епархией, которая к этому времени стала самостоятельной. В 1924 году в возрасте восьмидесяти двух лет архиепископ Алексий был уволен на покой. Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал литургию. После закрытия этого храма архиепископ стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре часа утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 года, когда ему по немощи стало трудно передвигаться, и он мог ходить только пользуясь помощью живших при нем монахинь.

http://pravicon.com/info-1713

Со временем все более расширялся круг деятельности отца Петра, и в 1896 году при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня в помещении местной церковноприходской школы. 3 февраля 1897 года отец Петр за особо усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах был награжден орденом святой Анны III степени. 9 апреля того же года он был возведен в сан протоиерея. В том же году он овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий. 14 марта 1898 года иеромонах Алексий был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита. 5 сентября 1904 года архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. 28 сентября он прибыл в Великий Устюг. Этот город всегда славился обилием храмов, которые и доныне украшают его, свидетельствуя о ревности в вере и благочестии наших предков. Настоятель городского собора протоиерей Василий Поляков обратился к епископу с речью, где довольно точно охарактеризовал некоторые черты жизни города. «Преосвященный владыка! — начал свою речь настоятель. — Встреча нового архипастыря, представляющая не редкость для губернских городов, и для нас, устюжан, жителей уездного города — не новость, ибо за шестнадцать лет своего существования Велико-устюжское викариатство в лице Вашего преосвященства встречает уже шестого своего архипастыря. Такое довольно частое преемство владык наших, мало благотворное для архипастырской их деятельности, могло, думается мне, возбудить и в тебе, преосвященнейший владыка, некоторые недоуменные вопросы относительно нашей страны, нашего града и вверенной тебе паствы. Как уроженец северного края и в течение шестнадцати лет служитель алтаря Господня в граде сем, я могу свидетельствовать, владыка, что страна наша действительно холодная, но сердца наши горячи и способны отзываться на все доброе и святое и проникаться любовью к своим архипастырям. Наша страна, удаленная от центров высокого образования и большими пространствами, и неудобством путей сообщения, не лишена однако же собственных рассадников просвещения; в ней по числу жителей немало учебных заведений и средних и низших, и мужских и женских; а главное — град наш изобилует благоустроенными храмами, этими рассадниками " на всё полезного благочестия " (1 Тим. 4,8) в таком количестве, которое вполне приличествовало бы и городу губернскому. Это обилие и благоустройство святых храмов уже само собою свидетельствует о религиозном настроении и добром нравственном направлении обитателей этого града».

http://pravicon.com/info-1713

Поместил в «Гермесе» рецензии на труды Н. И. Сагарды , М. Е. Поснова, A. Souter’a, во «Всероссийском церковно-общественном вестнике» заметки «Из Петрозаводска» и о съезде Великоустюжского викариатства. 1918 Между 4 и 15 января – Поездка в Москву вместе с профессором И. Е. Евсеевым в качестве делегата от ПДА по делам духовных академий. 19 февраля – Принял экзамен у 17 студентов последнего курса ПДА. Конец февраля – март – Участвовал в заседаниях Комиссии по вопросу об объединении Петроградского университета и Петроградской духовной академии. 2 марта (17 февраля) – Годичный акт по случаю 109-й годовщины ПДА. 16 марта – Подготовил по поручению ректора ПДА епископа Анастасия (Александрова) проект документов об объединении Петроградского университета и Петроградской духовной академии. 19 марта – Получил приглашение архиепископа Натана Сёдерблома принять участие во встрече восточных и западных богословов в сентябре 1918 г. в Упсале. 1 апреля – Вышло постановление Совета народных комиссаров о закрытии ПДА. Весна и лето – Работал над составлением краткой редакции очерка о русском богословии, вел переписку о возможности переезда на жительство в Киев или Полтаву. С 8 по 27 июня – Находился в Москве по поручению Совета ПДА для сбора информации по вопросу о дальнейшей судьбе духовных академий. Посетил Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого) , председателя Училищного Совета протоиерея П. И. Соколова , председателя Учебного Комитета при Св. Синоде священника К. М. Аггеева, а также члена Высшего Церковного Совета И. М. Громогласова. 30 июня – В Совете ПДА заслушан отчет Глубоковского о поездке в Москву. С 3 сентября по 9 декабря – Находился в командировке в Швеции по приглашению архиепископа Натана Сёдерблома и стипендиального фонда Олая Петри. 3 сентября – Отбыл из Петрограда на пароходе «Carl XV». 7 сентября – Прибыл в Стокгольм. С конца сентября – Жил в Упсале. 30 сентября, 2 и 4 октября – Прочитал лекции «Православная церковь и желательность объединения христианских церквей» на встрече восточных и западных богословов, проходившей в Упсальском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Все это так или иначе откладывалось в сознании и сердце Глубоковского, влияло на формирование его взглядов. В записных книжках Глубоковский приводит письмо о. Лосева от 11 сентября 1886 г.: «Вы протестуете против оставления моей службы в должности Ректора родной Вам семинарии. Но если бы Вы знали, какие я терпел стеснения, интриги и каверзы, то сказали бы другое. Нет, нет: довлеет Вологодской семинарии моя злоба. Нужно когда-нибудь и успокоиться и пожить простою естественною жизнью – в дружбе с природою» 267 . 5 октября 1887 г. он был уволен от духовно-училищной службы, но вместо «простой естественной жизни» выбирает иной путь и 10 октября 1887 г. принимает монашество с именем Петра, а 1 ноября состоялась его хиротония во епископа Сумского викария Харьковской епархии, 22 июля 1889 г. епископа Петра переводят во Владикавказскую епархию, 3 мая на Великоустюжское викариатство, а 7 мая на самостоятельную Пермскую кафедру. В очерке Глубоковский писал: «Сфера оказалась несколько иная, а ему было уже поздно менять прочные навыки, давшие добрые плоды. Далекий от формальности, он сразу очутился под игом всяких форм и даже с обязательством ревнительного попечения о них. Это лишило его широкого размаха, между тем узкий масштаб был ему не по мерке. Кроме того, в должности ректора он достиг самостоятельности с достаточным простором для его изобретательной инициативы, тут же всюду чувствовалась зависимость, требовавшая одного послушания в качестве единственной добродетели. Неудивительно, что почившему было невозможно обнаружить себя вполне, и чаще он вынуждался показывать свой характер, когда этого прямо не желали. Понятно, что ему трудно было действовать, если он (в Харькове) чувствовал себя птичкой, привязанной за ниточку, или за свои ответственные начинания (во Владикавказе) препровождался с кавказского юга на вологодский север... В связи с этим было и его архипастырское странничество из Сум во Владикавказ, отсюда в Великий Устюг и затем в Пермь» 268 . По поводу этого очерка большое письмо Глубоковскому прислала А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару (Моисеев Иван Яковлевич; 16.02.1849, дер. Дресвище Грязовецкого у. Вологодской губ.- 30.09. 1918, близ Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Сольвычегодского у. Вологодской губ. (ныне Архангельской обл.)), прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из крестьянской семьи. Обучался грамоте самостоятельно, читать и писать учился по Псалтири. В возрасте 31 года решил постричься в монашество. 19 марта 1880 г. был принят послушником в братию Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . 9 окт. того же года пострижен в монашество с именем Павел. 16 нояб. 1880 г. рукоположен во диакона и 24 июня 1881 г.- во иерея. В 1887 г. по поручению епархиального начальства в течение полугода управлял мон-рем, после этого был утвержден в должности казначея. В 1890 г. назначен временно управляющим заштатным Николаево-Прилуцким мон-рем, расположенным на берегу р. Сев. Двины (близ совр. пос. Приводино Котласского р-на Архангельской обл.). В 1896 г. назначен временно исполняющим обязанности благочинного мон-рей Великоустюжского викариатства Вологодской епархии. 2 мая 1898 г. утвержден в должности благочинного и 24 июня возведен в сан игумена. 13 марта 1902 г. переведен на должность настоятеля Коряжемского мон-ря. 21 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. Награждался набедренником (1889), наперсным крестом (1899), орденом св. Анны 3-й степени (1908). В сент. 1918 г. один из крестьян донес в Сольвычегодскую ЧК, что в Коряжемском мон-ре видел «сомнительных типов, от чего-то укрывающихся». 30 сент. в мон-рь приехали военком и члены уездной ЧК. Они потребовали показать тайники, в которых хранятся деньги и др. ценности. В результате допроса П., иером. прмч. Никодим (Щапков), иером. прмч. Серафим (Кулаков) и приехавшие в это время в монастырь находившийся на покое архим. прмч. Феодосий (Соболев) и архангельский купец Павел Ганичев были признаны виновными в неподчинении и противодействии властям и приговорены к расстрелу. В тот же день они были вывезены на пустынный остров на р. Вычегде и расстреляны.

http://pravenc.ru/text/2581889.html

В 1807 году прихожане Спасского прихода получают храмозданную грамоту от Преосвященного Феофилакта Епископа Вологодского и Устюжского на строительство вместо сгоревшей деревянной новой каменной церкви. В 1808-1810 гг. был устроен теплый придел во имя св. мученицы Параскевы Пятницы, а в 1816 году достроен и освящен главный Спасский храм. Рост прихода и малопоместительность храма побудили церковно-приходское попечительство ходатайствовать в 1895 году о расширении храма. В надежде на благоприятный исход своего прошения прихожане заготовили в 1896 году 250 тысяч кирпичей и собрали 1700 рублей. В 1897 году губернским инженером (Н. Пухловым?) был составлен проект на расширение церкви через обращение старого храма в трапезную, утвержденный Строительным отделением Губернского правления. В 1898 году Вологодская Духовная Консистория разрешила строительство. Летом 1899 года был заложен фундамент нового храма. Строительство церкви осуществлялось самими прихожанами при содействии и под наблюдением известного в храме подрядчика Николая Григорьевича Кононова. Весной 1900 года стены были подняты на сажень от фундамента и работы приостановлены за отсутствием технического надзора. Летом 1901 года наблюдение за ходом строительства принял архитектор Великоустюжского Викариатства Дружинин. К осени 1901 года кирпичная кладка стен была завершена. Подряд на внутреннюю и внешнюю отделку храма, печные и кровельные работы взял Н.Г. Кононов. Постройкой и внешней отделкой храм был закончен к 31 августа 1902 года. Осмотр и освидетельствование работ осуществил 21 декабря 1902 года Епархиальный архитектор Александр Лебединский. В заключительном акте осмотра он удостоверил что " работы произведены удовлетворительно, сооружение безопасно для находящихся в нем людей, имеющиеся незначительные отступления от проекта не могут служить препятствием к освящению " . 10 февраля 1903 года новоустроенный каменный трехпрестольный храм был освящен во имя Нерукотворного Образа Спаса Благочинным о. Михаилом (Поповым) в сослужении со священником Спасского прихода о. Николаем (Покровским).

http://sobory.ru/article/?object=13126

Иерофеем епархией - без регистрации ЕУ. У архиерея произвели обыск. На допросе еп. Иерофей отрицал наличие при нем канцелярии, заявил, что его функции по управлению епархией ограничиваются совершением рукоположений, и сообщил, что к нему «по церковным делам» приходили верующие не только из Никольского, но и из других районов. Архиерей не признал себя виновным в присвоении прав юридического или должностного лица. С него была взята подписка о невыезде. 1 сент. 1925 г. еп. Иерофей был вызван в Вел. Устюг (центр Северо-Двинской губ.) и там арестован, 14 сент. доставлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Верующие ходатайствовали перед властями о возвращении епископа на Никольскую кафедру. Следствие не обнаружило против него серьезных улик. В нач. 1926 г. еп. Иерофей вернулся в Никольск. С кон. того же года он временно управлял Великоустюжской епархией в связи с арестом еп. Иринарха (Синеокова-Андреевского ; впосл. архиепископ). Весной 1927 г. еп. Иерофея неоднократно допрашивали и вскоре вызвали в Вел. Устюг. Для того чтобы избежать ареста, архиерей полгода был вынужден скрываться на территории Никольского р-на, при этом он продолжал тайно совершать богослужения, рукополагать клириков и совершать монашеские постриги. В связи с изданием «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Иерофей осенью 1927 г. обратился к нему с посланием, в котором призвал отказаться от компромисса с советскими властями. После этого Никольский епископ был уволен на покой. Ему было разрешено служить только в никольской Казанской ц. Тем не менее он продолжал управлять Н. в., установил связь с находившимися в оппозиции к митр. Сергию Ярославским митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским) и митр. бывш. Ленинградским Иосифом (Петровых) . Клирики никольского Сретенского собора не поддержали еп. Иерофея в его противостоянии митр. Сергию и жаловались на Никольского архиерея священноначалию. В дек. 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2566212.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010