Епархиальный архиерей, управлявший громадной епархией, облеченный широкими полномочиями, в качестве церковного администратора и представителя владельческих прав своей кафедры, боялся своего провинциал-инквизитора из монахов. Такая ненормальность была слишком заметна, но она оказывалась неизбежной. Вообще, все меры, направленные к пользе святой церкви, государства и народа, в обход важнейшего вопроса об открытии новых епархий, или, в крайнем случае, об учреждении викариатств оказывались слишком условными, а чаще недействительными. Впрочем, с инквизиторством скоро покончили, как с учреждением антиканоническим и вредным. Когда, спустя значительное время после Петра, стала усиливаться старорусская партия. Св. Синод 25 января 1727 г. сам уже сознавался, что от некоторых инквизиторов происходят «непорядочные поступки», а духовным и мирским людям чинятся обиды и озлобления, и что «то духовному чину неприлично и святым правилам противно», а поэтому спрашивал: учинена ли хотя от кого-нибудь из инквизиторов, хотя малая польза?». 263 Навели справки. Оказалось, что от всех инквизиторов не только не оказалось никакой пользы для церкви, напротив, раскрылись дела «весьма противные званию инквизиторов-монахов и общему народу гнусные». Совсем нелестные сведения получены о провинциал-инквизиторах: новгородском, сибирском, белгородском, великоустюжском и холмогорском. 264 О других провинциал-инквизиторах к 15 марта 1727 года сведений не поступило и, как полагал Синод, потому, что епархиальная власть боялась их и не смела доносить на своих инквизиторов, тем более, что они не были подчинены архиерейскому суду. Св. Синод не замедлил отрешить от должности всех провинциал-инквизиторов и инквизиторов, разместив их в число братии по монастырям под особый надзор, производство следствия над ними поручено было епархиальным архиереям, но окончательный суд Св. Синод оставил за собой. Тогда-то Св. Синод припомнил собственноручный указ Петра от 5 февраля 1724 г. об архимандритах и парохиальных священниках и, согласив его с 8 пунктом Регламента «О делах епископских», решил, что духовные власти обязаны все наблюдать и без инквизиторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Противостояние в Никольском викариатстве приобрело крайние формы, когда еп. Софроний (Арефьев) решил посетить Никольск и совершить на Прощеное воскресенье вечернее богослужение в Сретенском соборе. Узнав о прибытии архиерея, более 100 прихожан Казанского храма ворвались в Сретенский собор и препятствовали богослужению; всячески оскорбляли еп. Софрония, пытались стащить с кафедры и избить. Архиерея защитили прихожане собора и вызванная милиция. 10 февраля 1928 года митр. Сергий и Временный Свящ. Синод приняли постановление " О раздорнической деятельности митрополита Одесского Иосифа и епископа бывшего Никольского Иерофея " . Еп. Иерофей был запрещен в священнослужении. Однако он не подчинился запрещению и продолжил управление Никольским викариатством и многими приходами Великоустюжской епархии, где его поминали как правящего архиерея. 29 марта заместитель патриаршего местоблюстителя и Временный Свящ. Патриарший Синод издали деяние, в котором извещали о появлении " новой смуты " в лице отделившихся от митр. Сергия архиереев. В их числе был назван Иерофей. 11 апреля вышло постановление митр. Сергия и Временного Свящ. Синода по " делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях " . Было указано предать Иерофея каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев . ОГПУ регулярно вызывало еп. Иерофея на допросы, угрожая арестом в случае активной религиозной деятельности. В конце Великого поста 1928 года около 3 тыс. верующих больше недели постоянно охраняли еп. Иерофея в Казанском храме. 10 апреля 1928 года он был задержан, но прихожанам удалось его освободить. Среди верующих начались волнения, они заявляли властям, что не допустят удаления своего владыки из Никольска. После этого уполномоченный ОГПУ взял у него подписку о явке 18 апреля в Великий Устюг. Однако еп. Иерофей принял решение не ехать в Великий Устюг, где его ждал неминуемый арест, а отправиться по сельским приходам под защиту крестьян. В проповедях он обосновывал свои действия ссылкой на декрет об отделении Церкви от государства, продолжая утверждать, что власть не должна вмешиваться во внутрицерковные дела, а советское законодательство он соблюдает.

http://drevo-info.ru/articles/13674455.h...

Рубрики Коллекции Сказал о лагере для детдомовцев: «Детей собрали, а воспитать не могут», — из показаний против священника Сергия Рохлецова 6 мин., 08.05.2023 Поделиться Вблизи Пятницкого погоста власти организовали летний лагерь для воспитанников детского дома — бывших беспризорников, которые, подстрекаемые агрессивной атеистической пропагандой, устроили жестокую охоту на отца Сергия. С дикими криками «убьем попа» они кидали в окна храма камни, кое-где выбили рамы, и лишь вмешательство вожатых, прибежавших на крик женщины, церковного сторожа, остановило погром храма. В другой раз, украв керосин, детдомовцы расставили подож­женные плошки на кирпичных столбах кладбищенской ограды, что могло вызвать пожар. Время ареста отца Сергия стремительно приближалось. Протоиерей Сергий. 1937 Священномученик Сергий родился 23 сентября 1876 года в городе Великом Устюге Вологодской губернии в семье священника Димитрия Ивановича Рохлецова и его супруги Марии Александровны. Отец Димитрий служил в то время в Прокопьевском соборе; в 1882 году он был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в Великом Устюге. В 1890 году Сергей окончил Устюжское духовное училище, в 1896 году — Вологодскую духовную семинарию и 18 января 1897 года был назначен псаломщиком в Покровскую церковь на погосте Близ-Лальском Великоустюжского уезда. Здесь он заведовал Турковской школой грамоты и преподавал пение в церковноприходской школе. Вскоре он обвенчался с девицей Ольгой, дочерью настоятеля храма великомученицы Параскевы Пятницы в селе Погорелово в Великоустюжском уезде священника Иоанна Попова, имевшего намерение по преклонному возрасту выйти за штат, с тем чтобы на его место поступил его зять. Священник Сергий Рохлецов с супругой Ольгой Ивановной 3 февраля 1901 года Сергей Дмитриевич был рукоположен к Покровской церкви во диакона, а 27 января 1904 года — во священника ко храму великомученицы Параскевы Пятницы, где прослужил всю свою жизнь до дня ареста. 23 августа 1917 года отец Сергий был назначен благочинным 5-го округа Устюжского викариатства. За многолетнюю беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.

http://foma.ru/skazal-o-lagere-dlja-detd...

На севере страны, где преобладал земский строй самоуправления, участие прихожан в приходских делах, в частности в управлении церковным имуществом, было весьма велико. Оно осуществлялось через церковных старост - выборных представителей приходской общины. Первые Великоустюжские архиереи пытались установить контроль над деятельностью церковных старост. Была проведена опись церковного и часовенного хозяйства епархии, кандидаты на должность старосты стали утверждаться архиереем. Был утвержден состав управления приходом: священник, староста и «мирской человек по выбору»; причт был обязан отчитываться о приходе и расходе церковных средств (денежной и хлебной казны) перед архиерейским домом и перед прихожанами. С 1740-х гг. практика проведения ревизий деятельности церковных старост, составления описи церковного имущества и его инвентаризации стала постоянной. Первая школа в епархии появилась предположительно в 1723 году. В 1725 году в Великом Устюге была открыта архиерейская школа, в ней числилось 15 детей духовенства, в программу входило обучение грамоте. В связи с недостатком денег и отсутствием учителей через некоторое время школа закрылась. В 1737/38 году при Михаило-Архангельском монастыре начала действовать семинария . В ходе секуляризационной реформы 1764 года Великоустюжская епархия была отнесена к третьему классу, большинство находившихся на ее территории монастырей было упразднено. 6 мая 1788 года Великоустюжская епархия была вновь присоединена к Вологодской епархии. Восстановлена 30 января 1888 года как Вологодское викариатство . В начале XX в. поднимался вопрос о необходимости преобразования Великоустюжского викариатства Вологодской епархии в самостоятельную епархию, поскольку связь центра епархии с восточной частью была по существу формальной. 3 сентября 1918 года постановлением Священного Синода викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию, территория которой совпадала с территорией образованной летом того же года Северо-Двинской губернии и включала в себя Устюжский, Никольский, Сольвычегодский, Яренский, Усть-Сысольский уезды.

http://drevo-info.ru/articles/11756.html

Со временем все более расширялся круг деятельности отца Петра, и в 1896 году при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народ­ная библиотека-читальня в помещении местной церковноприходской шко­лы. 3 февраля 1897 года отец Петр за особо усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах был награжден орденом святой Ahhы III степени. 9 апреля того же года он был возведен в сан прото­иерея. В том же году он овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий. 14 марта 1898 года иеромонах Алексий был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита. 5 сентября 1904 года архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. 28 сентября он при­был в Великий Устюг. Этот город всегда славился обилием храмов, которые и доныне украшают его, свидетельствуя о ревности в вере и благо­честии наших предков. Настоятель городского собора протоиерей Василий Поляков обратился к епископу с речью, где довольно точно охарактеризовал некоторые черты жизни города. «Преосвященный владыка! – на­чал свою речь настоятель. – Встреча нового архипастыря, представляющая не редкость для губернских городов, и для нас, устюжан, жителей уездного города – не новость, ибо за шестнадцать лет своего существования Велико­устюжское викариатство в лице Вашего преосвященства встречает уже шестого своего архипастыря. Такое довольно частое преемство владык наших, мало благотворное для архипастырской их деятельности, могло, думается мне, возбудить и в тебе, преосвященнейший владыка, некоторые недоуменные вопросы относительно нашей страны, нашего града и вверен­ной тебе паствы. Как уроженец северного края и в течение шестнадцати лет служитель алтаря Господня в граде сем, я могу свидетельствовать, владыка, что страна наша действительно холодная, но сердца наши горячи и способны отзываться на все доброе и святое и проникаться любовью к своим архипастырям. Наша страна, удаленная от центров высокого образования и большими пространствами, и неудобством путей сообщения, не лишена однако же собственных рассадников просвещения; в ней по числу жителей немало учебных заведений и средних и низших, и мужских и женских; а главное – град наш изобилует благоустроенными храмами, этими рассадниками " на всё полезного благочестия " (1 Тим. 4, 8) в таком количестве, которое впол­не приличествовало бы и городу губернскому. Это обилие и благоустройство святых храмов уже само собою свидетельствует о религиозном настроении и добром нравственном направлении обитателей этого града» .

http://fond.ru/kalendar/822/aleksiy/

Уполномоченный ОГПУ Соснин, в прошлом послушник Коряжемского Николаевского монастыря Вологодской епархии, зная о намерении властей арестовать еп. Иерофея, посоветовал ему выехать на какое-то время в отдаленный район губернии и не являться по вызову в Великий Устюг. Той же ночью владыка покинул город и в течение полугода скрывался от властей в деревнях на территории Кумбисерского сельсовета Никольского района (в 15 км от Никольска). Уполномоченный ОГПУ, знавший о местопребывании архиерея, информировал губотдел ОГПУ, что епископ скрывается неизвестно где, и демонстративно занимался его " розыском " . Крестьяне организовали массовый сбор подписей под обращениями к власти " об оставлении Иерофея в Никольске " , с которыми несколько раз ездили в Москву. Между тем владыка продолжал управлять церковными делами: принимал особо доверенных лиц, проводил тайные богослужения, совершал рукоположения и монашеские постриги. В оппозиции к митр. Сергию. Иосифлянство В сентябре 1927 года еп. Иерофей разослал по епархии текст «Декларации» митр. Сергия (Страгородского) . Его отношение к «Декларации» было крайне негативным. По некоторым данным, еп. Иерофей обратился к митр. Сергию с письмом, убеждая его отказаться от компромисса с властями, после чего был уволен на покой. Ему было позволено " служение только в одном храме и известном месте исключительно для себя " . В октябре 1927 года верующие привезли из Москвы документы, разрешающие владыке служение в Казанской церкви Никольска . Некоторое время еп. Иерофей не мог четко определиться в отношении к деятельности митр. Сергия, однако позиция части духовенства и мирян Великоустюжской епархии, не согласных с политикой митр. Сергия, укрепила еп. Иерофея в решимости противостоять действиям митр. Сергия. 4 ноября 1927 года еп. Иерофей вернулся в Никольск . Он продолжал управлять Никольским викариатством, ездил по епархии и открыто заявлял в проповедях и беседах с верующими о том, что не приемлет деятельность митр. Сергия, направленную на компромисс с советской властью, оценивает его политику как своего рода новое обновленчество. Он установил связь с другими оппозиционными митр. Сергию архиереями, неоднократно направлял с поручениями людей к Ярославскому митр. Агафангелу (Преображенскому) и митр. бывш. Ленинградскому Иосифу (Петровых) .

http://drevo-info.ru/articles/13674455.h...

– Одно могу сказать, что среди неистовств большевицкого бешенства не было в нашей дружине ни изменников принципиальных, ни предателей реальных, а некоторые мужественно запечатлели мученическою смертию верность нашим старым семинарским идеалам» 260 . Будучи воспитанником последнего класса семинарии, Глубоковский впервые выступает в печати. По поручению ректора прот. П. Л. Лосева он пишет заметку о праздновании в Вологодской духовной семинарии дня священного коронования Императора Александра III 261 и статью о необходимости учреждения Великоустюжского викариатства 262 . С этого времени его корреспонденции и статьи на самые разнообразные темы появляются на страницах «Московских ведомостей», «Русского слова» и других периодических изданий, главным образом Москвы и Петербурга 263 . Комментируя появление некоторых своих статей, Глубоковский писал, что и впоследствии по просьбе прот. П. Л. Лосева неоднократно помещал статьи по «церковно-школьным вопросам (...) частью для поддержания энергии и усилий в пользу церковных школ и организации соответственного руководства и управления на местах» 264 . По воспоминаниям одного из воспитанников, «П. Л. Лосев прогуливался по семинарским тротуарам и единственного из воспитанников называл, при встречах, по имени и отчеству, и этот единственный, – оказался действительно единственным, выступившим в защиту блаженной памяти Преосвященного Пермского Петра» 265 . Этим «единственным» был Η. Н. Глубоковский , посвятивший памяти своего учителя прекрасный очерк, в котором засвидетельствовал, что «покойный иерарх всегда являлся поборником и двигателем высших духовных интересов» 266 . Отвлекаясь несколько в сторону от учебы в Вологодской семинарии, остановимся на этом очерке Глубоковского и комментариях, данных им в связи с личностью и трагедией епископа Петра (Лосева) в библиографических записях, сделанных уже в эмиграции. Они раскрывают иную сторону семинарского строя, тесную духовную связь Глубоковского и о. ректора, отношение Глубоковского к его решению принять монашество, равно как и к самому монашеству и иерархическому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

102 Изображение ап. Петра на иконах с ключами основывается на известном месте Свящ. Писания (Мф.16:13–18), где повествуется, что Спаситель ап. Петру, как первому исповедавшему Его Сыном Божьим, изрек обетование дать «ключи царства небеснаго», т.е., власть отверзать и заключать вход в это царство, каковую власть, впрочем, Господь затем обетовал всем апостолам (Мф.18:18) и по Своем воскресении торжественно утвердил за всеми ими, а, следовательно, и за преемниками их служения – пастырями Церкви ( Ин.20:23 ). – О мощах св. ап. Петра сн. Ц. Вед. 1906, 32. – Изображение ап. Павла на иконе держащим меч знаменует его неутомимое и самое ревностное проповедание слова Божьего, называемого им самим мечом духовным ( Еф.6:12–17 ; Евр.4:12 ), действуя которым он победоносно поражал и рассекал нечестие и неверие, и великое множество людей обратил к Иисусу Христу. 104 Июль назван по имени известного римского государственного мужа и полководца Юлия Цезаря. Червень (червленый – красный) указывает на красноватость созревающих в это время плодов и ягод. Липец заимствовано от липы, которая в этом месяце является в полном расцвете. 105 По разъяснению Ц. Вед., 5 июля следует отправлять полиелейную службу пр. Сергию Радонежскому вместе с простой службой пр. Афанасию, подобно тому как положено 8 мая пр. Арсению (Ц. Вед. 1896, 6). 106 В Колотове, на месте, где разразилась каменная туча, ныне находится каменная часовня, построенная в 1848 г. на память настоящему и грядущему потомству (по мысли Преосвящ. Иннокентия Херсонского , бывшего епископом Вологодскими). В 6 саж. от этой часовни построена другая, деревянная, на том месте, куда, по преданию, приходил молиться пр. Прокопий. Ежегодно, 25 июня (после совершения в Устюжском соборе накануне всенощного бдения Благовещению), к этим часовням совершается из Устюга крестный ход, возвращаясь обратно 6 или 7 июля, и это местное церковное празднество непрерывно продолжается с 25 июня по 8 июля. 107 В 1903 г., 8 июля, Великоустюжское викариатство торжественно праздновало 600-летие со дня кончины пр. Прокопия. В ознаменование этого события Советом Великоустюжского Стефано-Пропиевского братства устроены богадельня для престарелых и немощных лиц заштатного духовенства и приют для безродных сирот–малолетних детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

57 Речь идет об опубликованном в «Известиях» интервью митрополита Сергия представителям советской печати от 15 февраля 1930 года, в котором заявлялось, что гонения на религию в СССР никогда не было и нет, церкви закрываются «даже по постановлению самих верующих», а верующие и священнослужители подвергаются репрессиям не за их религиозные убеждения, а за «разные противоправительственные деяния» (см.: Акты... С. 682–686). 58 В определении Поместного Собора 1917–1918 годов «06 епархиальном управлении» от 14, 20 и 22 февраля 1918 года в главе «06 епархиальном Архиерее» говорилось: «Архиерей пребывает на кафедре пожизненно и оставляет ее только по церковному суду или по постановлению высшей церковной власти, в случаях, указанных выше...» Выше же указывалось: «В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение Архиереев высшею церковною властью» (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Вып. 1–4. M., 1994. Вып. 1. С. 19). О пресвитерах, диаконах и псаломщиках говорилось в принятом Собором 20 апреля 1918 года Приходском Уставе в главе «О причте»: «Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест только по суду или по собственному их желанию» (Там же. Вып. 3. С. 15). 59 В конце 1927 года вслед за епископом Виктором (Островидовым) от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя отделилась значительная часть паствы Вятской епархии, однако архиепископ Вятский Павел (Борисовский) оставался твердым приверженцем митрополита Сергия. 60 Речь идет об отделении от митрополита Сергия епископа Никольского Иерофея (Афоника) и части паствы Великоустюжской епархии в начале 1928 года. Как и в случае с Вятской епархией правящий архиерей, епископ Великоустюжский Софроний (Арефьев) от митрополита Сергия не отделялся. 61 Архиепископ Варлаам (Ряшенцев Виктор Степанович, 1878­–1942) с декабря 1927 года временно управляющий Любимским викариатством Ярославской епархии; 7 сентября 1929 года арестован; приговорен к трем годам заключения в лагере; скончался в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В 1984 году из иконостаса церкви Димитрия Солунского иконы праздничного чина были украдены и переправлены в Германию, а затем в Швейцарию. В 2007 году иконы были приобретены и официально ввезены на территорию России. 17 апреля. ПРАВМИР. Десять ранее похищенных икон XVII века будут переданы в безвозмездное бессрочное пользование Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, сообщает Интерфакс-Религия . Иконы принадлежат русской северной школе письма, многие образцы которой утрачены. Десять возвращенных икон составляют с находящимися на хранении в Великоустюжском музее двадцатью иконами полный ряд праздничного чина иконостаса церкви Димитрия Солунского в поселке Дымково. В 1984 году из иконостаса церкви Димитрия Солунского  иконы праздничного чина были украдены и переправлены в Германию, а затем в Швейцарию. В 2007 году иконы были приобретены и официально ввезены на территорию России. В 2008 году великоустюжские иконы представили вместе с другими образцами древнерусской живописи на большой выставке «Возвращенное достояние» в Третьяковской галерее, а в прошлом году работница Великоустюжского музея обнаружила фотографии пропавших икон на сайте Московского музея русской иконы. Оттуда 11 апреля реликвии прибыли в Вологодскую область. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/muzeyu-velikogo-ustyug...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010