56 Храм святого великомученика Георгия напротив здания парламента. Название «Кашвети» происходит от грузинских слов «камень» и «рожать». Это название связывают с одной историей о преподобном Давиде Гареджийском: некогда одна неразумная женщина, забеременев, воздвигла ложные обвинения на святого, и, когда ей пришло время рожать, она родила камень. 57 High school (англ.) – букв, «высокая школа» – в США старшие классы общеобразовательной, чаще – государственной школы, дающей также некоторые профессиональные навыки. 58 Нью-Йоркский университет (НГУЦ) основан в 1831 году, расположен в Гринвич-Виллидж. Один из крупнейших университетов мира, в нем обучается порядка сорока тысяч студентов. Среди выпускников отделения киноискусства значатся многие режиссеры с мировыми именами, например, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун и другие. 60 Древнейшая из известных икон Господа Иисуса Христа (VI в.), находится в монастыре святой Екатерины на горе Синай. 61 Георгий Саакадзе – полководец, военный и политический деятель грузинского царства Картли (конец XVI – первая четверть XVII в.). Активный борец за объединение средневековой Грузии, еще при жизни удостоенный народом эпитета «Великий» и поэтому более известный в истории как Великий Моурави. 62 В ночь с 8 на 9 апреля 1989 года войска Закавказского военного округа разогнали акцию протеста оппозиции, которая проходила в центре Тбилиси, на проспекте Руставели, у нынешнего здания парламента. В результате погиб 21 человек, сотни граждан получили телесные повреждения и отравление от примененного военными слезоточивого газа. 63 Льюис, Клайв Стейплз (1898–1963) – английский ученый, христианский богослов и писатель. Мировую известность Льюису принесли написанные в жанре фэнтези «Хроники Нарнии». Этот художественный цикл связанных сюжетной линией произведений был переведен более чем на сорок языков, на основе «Хроник» создано много театральных постановок, анимационных и художественных фильмов. 64 Преподобный Алексей Теклатский (Шушания) (1852–1923) – наставник монашествующих, делатель Иисусовой молитвы, оставивший после себя целую плеяду учеников, в советское время сохранявших традиции монашества и духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об иеговистах и сектантах старец говорил так: «Они видимые демоны, сатанисты. Споры и дискуссии с ними вести нельзя. В Евангелии написано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и обратившись не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Однажды профессор Гоги Бочоришвили с семьёй побывал в монастыре. Старец лежал в шезлонге перед своей кельей. Гости подошли к нему, с почтением поздоровались и сказали, что могут пригласить к нему врача. Старец отверг это предложение: «Извините, но я монах, и мне не положено поступать так, как я хочу. Сначала Господь меня лечит, а потом уже врач». Профессор удивился. Слово за слово разговор старца с профессором перерос в спор. Я извинилась перед сыном профессора и сказала, что старец Гавриил – необычный монах. Он засмеялся и ответил, что его отец тоже чудак и они хорошо поймут друг друга. Однажды в знак благодарности старец подарил своему лечащему врачу Зурабу Варазашвили барана, которого пожертвовали в монастырь, со словами: «Труженик достоин награды. Кто не благодарит врача, не благодарен перед Богом». Бескорыстный доктор вежливо отказался от подарка. В тот же день баран издох. При встрече старец упрекнул врача: «Ближний, почему ты оказался непослушным? Впервые в монастыре пожертвованный баран издох». В следующий раз он всё-таки подарил Зурабу другого барана, и врач уже принял его. Двадцать второго мая 2000 года, в день преподобного Шио Мгвимского 17 , сестры Самтаврийского монастыря по традиции побывали в Шио-Мгвимском монастыре. Литургию отслужил владыка Даниил, а вечером в монастырь приехал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и отслужил молебен у гробницы преподобного. Потом все поднялись в трапезную. С балкона хорошо были видны иконостас и фрески храма. Я стояла и молча молилась, потом начала думать об отце Гаврииле, оглянулась и своим глазам не поверила: передо мной была фреска преподобного Гавриила Иверского, Святогорца. Он держал образ Иверской Божией Матери, рядом с ним я увидела иконы великомучениц Шушаники и Кетевани 18 . «Любимые святые отца Гавриила», – невольно подумала я. Необычное чувство овладело мной. Сколько раз бывала раньше здесь, но никогда не замечала этих икон. Я не могла скрыть своей радости. Так через преподобного Гавриила Святогорца, имя которого носил наш старец, мне было послано утешение. Протоиерей Вахтанг (Асатиани):

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда грузины, и правда, ведут себя как дети. Дети не умеют любить наполовину, дети любят всем сердцем. Таких любит Бог, а враги ненавидят. Для хороших политиков грузины слишком искренние и простодушные. Когда я выучился читать, бабушка подарила мне три книги: «Грузинские народные новеллы», по которым Православие можно учить, как по катехизису: роман «Бесики», посвященный грузинскому поэту и известному политическому деятелю, в честь которого меня назвали, заключившему мир с Россией на вечные времена, и «Иверский патерик» Михаила Сабинина – о жизни грузинских святых. Они были плохими политиками, эти великие грузинские святые, воевавшие с Чингисханом и Тамерланом, турками и Османской империей. Плохим политиком был царь-мученик Иверский Арчил II, который вместо того, чтобы склониться перед османскими захватчиками, выбрал смерть за Христа. Мученики князья Аргведские Давид и Константин, великомученица царица Кахетинская Кетевани, святая мученица царица Ранская Шушаника, благоверный царь-мученик Карталинский Луарсаб, мученик-князь Бидзина Чолокашвили, князья-мученики Элисбар и Шалва, эриставы Ксанские, мученик князь Константин, мученик князь Шалва, правитель Ахалцыхский. Цари и князья, которые предпочли сытой жизни предателей мучения и смерть за Христа, Которому с детства посвящали свой род и своих детей. Современному человеку трудно такое понять: как можно отказаться от царского трона, власти и богатства ради каких-то там религиозных убеждений? Но на этих убеждениях стоит Грузия, ее менталитет и культура, и без этого ее не понять. Светицховели Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Мои родители венчались в главном храме страны – Светицховели, где помазывали на царство всех грузинских царей. Это было в 1972-м, когда о религии в Советском Союзе говорили только на лекциях по научному атеизму. Несмотря на официальную коммунистическую идеологию, традиции Православия в старинных грузинских семьях соблюдались всегда. Все мои грузинские дедушки, бабушки, тети и дяди, братья и сестры крещены с раннего детства. Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Надо видеть, как там почитают и любят священников! Если отец ехал в школу к классной учительнице моего младшего брата Мишико, то резал барана, если же ехал к священнику – резал двух. До сих пор помню разговоры за семейным столом на Старый Новый год, который первый раз я тоже встречал в Тбилиси, где его отмечают, как у нас Новый. «А мы нашему батюшке новую машину купили!» – «Вах, какие молодцы! Зато мы нашему новый дом строим!» Грузинский священник знает всех прихожан до седьмого колена, в каждом доме – желанный и дорогой гость, который пользуется у людей куда большим авторитетом, чем самые известные политики. Политики кому-то нравятся, кому-то нет, а священников любят все!

http://pravoslavie.ru/93112.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Шушаника (Сусанна) Ранская (Грузинская), княгиня, вмц. Описания иконы Шушаника Княгиня Ранская, вмц. Источник: Сайт days.pravoslavie.ru Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя - Вардандухт, в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием. Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Селевкию-Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогатель[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-4080

равноап. Нине , первомч. Раждену , мч. Евстафию Мцхетскому, царице-вмц. Шушаник , преподобным Иоанну Зедазнийскому , Шио Мгвимскому , Давиду Гареджийскому, Антонию Марткопскому , свт. Иессею Цилканскому , сщмч. Авиву Некресскому, царю-мч. Арчилу I, мч. Або Тбилисскому, великомученикам Давиду и Константину Аргветским , прп. Илариону Грузину , мч. Гоброну-Михаилу , преподобным Иоанну Святогорцу , Евфимию Святогорцу и Георгию Святогорцу , царю св. Давиду IV Строителю , мученикам Шалве и Элизбару Эристави и Бидзине Чолокашвили , царю-мч. Луарсабу II, царице-вмц. Кетеван (изданы в Москве в 1865; употребляются в совр. богослужении Грузинской Церкви). Считается, что Н. создал и др. ямбические произведения ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345-346). Н. также автор церковно-дидактического соч. «Семь смертных грехов и семь добродетелей» (Груз. лит-ра. 1984. Т. 1. С. 180). Кроме того, при 1-м издании груз. Часослова () Н. внес туда дни поминовения грузинских святых. Н. (очевидно, в московский период своей жизни) критически отредактировал труд своего брата Сулхана-Сабы (Орбелиани) «Врата рая» ( ), из к-рого изъял сентенции католич. направленности. Также Н. составил катехизис «Кратко о вероисповедании» ( ), в к-ром просто и доступно представил основы правосл. догматики и морали. Эти сочинения в 1885 г. издали в Тифлисе священники Г. Мгебришвили, исп. Полиевкт Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили ) и А. Молодинашвили ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 348). В 1730 г. Н. отредактировал и подготовил к печати сочинение митр. Киевского Петра (Могилы) «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (в груз. варианте « » - «Истинное исповедание веры»), переведенное на груз. язык царем Кахети Арчилом II. В предисловии Н. писал: «Я не смог ослушаться царя Вахтанга, но для меня, грешного монаха, сложно было подготовить эту книгу» (Описание грузинских рукописей: Колл. S. 1959. Т. 1. С. 218).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в Доме Господнем! 265 Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских. И почил Езекия (54-х лет от роду) с отцами своими 266 , и похоронен был иудеями с великим почетом на лучшем месте между царскими гробницами. Святой мученицы Шушаники (Сусанны), бывшей царевны Грузинской Дочь Грузинского царя, Шушаника жестоко пострадала за веру в Иисуса Христа от нечестивого мужа своего – вероотступника Васкена, владетельного князя Ранского или Карабахского, вассального князя Грузинского царя, – и после нескольких лет разнообразного томления скончалась в 458 году, 17-го октября. Мощи ее были перенесены в Тифлис 28-го августа 586 года и положены в приделе Метехской церкви, что ныне в замке Метехском, с южной стороны алтаря 267 . Память Печерских угодников, почивающих в Феодосиевой пещере В 28 день августа Киевская Лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих 268 . Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 года 269 . Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По рукописным святцам Московским указываются в Киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни Малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием 270 . По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере: а) Святителей: Илариона Киевского , Амфилохия Владимирского, Феофила Новгородского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Временем создания этого памятника исследователи считают вторую половину V в. «Автором мог быть, – пишет Г. Алишан, – либо придворный священник, либо епископ Иоанн, либо кто-нибудь из очевидцев» 848 . Подобного же мнения придерживается М. Абегян, считающий, что «Мученичество Шушаник» написано в V в., после «Истории» Агатангехоса, поскольку носит ее влияние не только упоминанием имени Рипсимэ, но и стилистическим сходством и прочим 849 . «Мученичество Шушаник» сохранилось в краткой и пространной редакциях. Причем в конце краткой редакции говорится о том, что «есть и другая История св. Шушаник, названной Вардани отцом своим св. Варданом, где подробно описываются ее шестилетние мучения, умопомрачение отступника Вазгена, двадцатичетырехчасовые неустанные молитвы [ее] и множество различных лишений, которые она претерпела; если поищешь в мартирологах, найдешь и можешь прочесть искомое» 850 . Издатели краткой редакции полагают, что речь идет о другой, пространной армянской редакции мученичества, поскольку в этой нет речи о вышеупомянутых моментах 851 . О том, что имелась и другая пространная армянская редакция, свидетельствует также повествование Ухтанэса, которое по своим данным отличается от того, что имеется в известных текстах мученичества. У Ухтанэса, как мы уже говорили, сказано о том, что Шушаник была заключена в Упрете. Этот факт не упоминается ни в одном из текстов мученичества. Известный бельгийский ориенталист П. Петерс из этого делает вывод, что Ухтанэс располагал другим источником 852 . Возможно, это был тот самый пространный текст мученичества, о котором говорится в краткой армянской редакции. Кроме армянских редакций, имеется и грузинский вариант «Мученичества Шушаник», также в краткой и пространной редакциях. Следует отметить, что между армянской и грузинской редакциями имеется генетическая связь, послужившая поводом для споров относительно оригинальности одной из них. После появления статьи Н. Марра «Из поездки на Афон» вопрос о краткой редакции мученичества перестал быть предметом спора. Н. Марр в грузинской пергаментной рукописи X в. наряду с тринадцатью другими переводами армянских мученичеств 853 обнаружил также краткую редакцию грузинского варианта «Мученичества Шушаник» и установил, что она является дословным переводом с армянского.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Я помню, как в день святой Шушаник я стоял около дверей, не смея попросить, чтобы меня пустили внутрь, потому что не хотел услышать насмешку или грубый отказ. И вдруг один из рабочих спросил меня: «Ты хочешь пройти сюда?». Я ответил: «Да». Он понимающе кивнул головой, открыл двери и впустил меня в храм. Картина страшного запустения предстала перед моими глазами. Железный лом, доски, кипы бумаг валялись на полу; придел, где находилась могила святой Шушаник, был превращен в склад. Сама гробница уже была отчасти разрушена. На кирпичах лежала какая-то арматура, подойти к гробнице было невозможно. Но я был благодарен человеку, который понял, почему я пришел сюда в этот день, а может, сама святая Шушаник через него открыла для меня двери храма. Странное у меня тогда было чувство. Как будто тот меч пыток, который святая приняла в свою грудь, – та сила, которая обрушилась на нее при жизни и не поколебала ее веру, теперь обратилась на ее храм, словно мстила ей после ее смерти, и мне казалось, – может, это дерзновенное слово, – что я стою перед Голгофой Шушаник. И в эти минуты я чувствовал в душе такую близость к ней, как никогда после. Прошло время, и я спросил у рабочего, который впустил меня: «Мне пора уходить?». Он ответил: «Если хочешь, побудь еще». Он куда-то вышел, оставив меня одного. Я чувствовал тогда, что грязь и копоть на стенах, этот сор, наполняющий храм, эти разбросанные в беспорядке куски дерева и железа – только пыль на золоте, что святыню невозможно осквернить, как невозможно осквернить лучи солнца. Мне казалось, что стены храма пропитаны благодатью и как бы излучают незримый свет. Святая гробница в поруганном и оскверненном храме казалась мне келией святой Шушаник, которая превратилась для нее в место пыток. И вместе с этим я чувствовал другое: она – царица, возлежащая на царственном золотом ложе или восседающая на троне, а эта сатанинская злоба, обрушившаяся на святыню, похожа на волны бушующего моря, которые разбиваются о камни утеса. Говорят, что враги Христа, распявшие Его, распорядились вывозить мусор из Иерусалима на Голгофу, чтобы христиане не приходили молиться на это место, а язычники, впоследствии овладевшие городом, построили там свой храм. Но благодать Голгофы освящала всю землю, как солнце, которое невозможно погасить, освещает и согревает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Шушаника после сего решилась оставить своего мужа, считая осквернением для своей души быть женой богоотступника, и молилась о детях, чтобы Господь сохранил их в святой христианской вере. Но Васкен не хотел разводиться с ней. Тогда Шушаника оставила дворец и решилась на все, что ни пришлось бы потерпеть ей от раздраженного нечестивого мужа. Муж счел крайним оскорблением для себя уход княгини из дворца. По просьбе брата Васкенова она возвратилась во дворец. Васкен сделал обед; насильно привели к обеду Шушанику, но она ничего не ела. Тогда Васкен воспламенился страшным гневом на жену и начал бить ее, повергнув на пол, топтал ногами и затем запер в одну из комнат во дворце. Через несколько времени, когда, освобожденная из заключения, Шушаника молилась в церкви, Васкен извлек ее из храма и велел тащить по земле до самого дворца, причем одежда ее была изорвана и тело истерзано, а перед дворцом дать ей 300 ударов. «Окаянный! – говорила Шушаника мужу, – если не жалеешь меня, то пожалей хотя самого себя, обратись ко Христу, Которого отрекся». Но он, наложив на мученицу цепи, заключил ее в крепость. Здесь Шушаника провела б лет в посте, молитве и бдении, причащалась каждый воскресный день и сделалась известна святостью по всей Грузии; к ней прибегали отовсюду на помощью: по ее молитвам бездетные получали детей и больные исцелялись. С наступлением 7-го года на теле Шушаники открылись раны от постоянной молитвы и стояния. Когда духовник ее, заметив раны, заплакал, то святая сказала ему: «Что печалишься, отче? Пусть лучше пожирают меня здесь смертные черви, чем в загробной жизни червь неумирающий». Перед смертью навестили святую родственники, знатные лица и многие из простого народа, просили по смерти молиться о них Богу и дозволить на память снять с ног ее цепи. Причастившись св. Таин, она сказала: «Благословен Бог, что я успокоиваюсь в Нем», и скончалась в 466 г. Муж же ее Васкен был взят в плен иверским царем и повешен. Мощи св. муч. Шушаники находятся в Тифлисе, в церкви Метехского замка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Получив удовлетворение своей просьбы, он снял цепь с шеи, но на снятие цепей с ног святая не согласилась. В таком положении она провела в крепости шесть лет. Живя в крепости, св. Шушаника постом, бдением и молитвами постепенно совершенствовалась в духовной жизни. Своею святостью она стала известна во всей Грузии, – к ней отовсюду прибегали за помощью: молитвами ее бездетные делались моногочадными, слепые прозирали, больные исцелялись. Одна персиянка волшебница была одержима неизлечимою болезнью. Придя к св. Шушанике, она просила у святой помощи, мученица предложила ей оставить волшебство и сделаться христианкою, a, по принятии св. крещения, отправиться в Иерусалим на поклонение св. гробу Спасителя. Персиянка, исполнив наставление святой, получила исцеление от своей болезни. Здесь же в темнице, св. Шушаника денно и нощно воспевая славу Всевышнего, изучила все псалмы. К телесной боли и сердечной скорби присоединилось еще огорчение: Шушаника получила известие, что дети ее отвращены от христианства. Известие это сильно огорчило святую; она начала плакать и терзать себя и молилась Богу: «Господи Боже мой, Ты дал мне детей моих, но теперь они не мои, буди воля Твоя святая». С тех пор, как дети отреклись от Христа, Шушаника гнушалась ими, не хотела даже слышать о них. Однажды они пришли к ней: их прислал Васкен сказать, чтобы она возвратилась во дворец, иначе отдана будет на поругание. Святая отвечала Васкену через детей: «пусть делает, что хочет, может быть меня ожидает лучшая участь». Васкен посылал к ней и еще раз своего воспитанника, чтобы он убедил ее возвратиться во дворец. Выслушав этого нового посланника Шушаника сказала: «иди и объяви тому безбожнику, что он лишил уже Меня жизни; ведь он сам же сказал, что я не выйду живая из крепости. Если он может воскрешать мертвых, то пусть прежде воскресит свою мать, которая похоронена в Урде, если он этого не сделает, то не может и меня отсюда вывести, разве только употребить насилие». Под конец шестилетнего заключения в крепости св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010