Клирики и миряне Волынской епархии совершили паломничество в Грузию 23 декабря 2019 г. 19:13 С 17 по 22 декабря 2019 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Грузию совершила паломничество делегация Волынской епархии Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Владимир-Волынским и Ковельским Владимиром . В составе делегации священники и миряне из приходов Украинской Православной Церкви, пострадавших в результате рейдерских захватов храмов. Группу сопровождал сотрудник Отдела внешних церковных связей УПЦ иерей Виталий Горзов. В первый день паломничества волыняне познакомились с Тбилиси и посетили ряд известных храмов. Среди них — новый величественный Свято-Троицкий собор, который является кафедрой Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , и древний Успенский кафедральный собор Сиони, в котором хранится крест равноапостольной Нины и покоятся останки усопших Предстоятелей Грузинской Церкви. Паломники также посетили древнейший храм Тбилиси в честь Христа Спасителя — Анчисхати (VI в.) и храм Метехи (XII в.), где покоятся мощи первой грузинской великомученицы Шушаник, царицы Ранской. Ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе пригласил волынян посетить учебное заведение и познакомиться с его жизнью и деятельностью. В настоящее время в академии  обучается около 500 студентов, которые, кроме богословия, изучают архитектуру, иконопись и церковную музыку. В ходе встречи паломники с Украины обсудили с ректором академии современные проблемы Церкви и обменялись подарками. 18 декабря, в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, паломники молились за всенощным бдением в тбилисском храме святого благоверного великого князя Александра Невского. Богослужение совершалось на церковнославянском языке. По окончании богослужения у храма святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Владимир-Волынский Владимир совершил панихиду на могилах Глинских старцев ХХ века.

http://patriarchia.ru/db/text/5552759.ht...

Сразу же отец Алексий написал письмо к настоятелю небольшого монастыря, который находился в лесу. Названия его мы не помним. Там Андрей провел многие годы и там получил монашеский постриг с именем Георгий. Он часто посещал Алексия (Шушания) как своего духовного отца и руководствовался его советами. Вспоминая о нем, монах Георгий всегда добавлял, что это был святой человек. Незадолго до революции монах Георгий по благословению своего духовника построил в горах келью и стал жить там отшельником. Он развел сад, сажал картошку, за хлебом ходил в монастырь и близлежащие села. Началась революция, но казалось, что вся эта жизнь проходит мимо него: он забыл о мире, а мир забыл о нем. Прошли годы. Однажды, спустившись с горы в свой монастырь, он увидел там только остатки обгоревших стен на месте келий и опустошенную церковь без дверей и с разбитыми окнами. Жители селения рассказали ему, что ночью в монастырь пришли какие-то люди, наверное, для того чтобы арестовать монахов. Те, поняв в чем дело, хотели скрыться в лесу, но их догнали и убили. Игумена зарубили топором, спаслось только два или три человека. Услышав об этом отец Георгий еще больше уединился в своей келье. Лишь иногда ночью он спускался в село за провизией; порой же люди и сами тайно приносили ему пищу. После Второй мировой войны положение несколько изменилось, стали открываться церкви, в том числе Илорский храм святого Георгия. Жители Илори сумели сохранить чудотворные иконы Великомученика, выкованные на серебре и серебряную икону Архангелов. Возродил храм святого Георгия в Илори архимандрит Иоаким (Шенгелая). Псаломщик Калистрат Папия рассказывал об отце Иоакиме, что он всегда держал в руках молитвенник и каждую свободную минуту, будь то во дворе кельи или в церкви, читал его. [Надо сказать, что архимандрит Иоаким умер смертью мученика. Один из прихожан Илорской церкви, умирая, умолял своих родных привести священника для Причастия. Те приехали в Илори, когда архимандрит Иоаким был болен воспалением легких. Второй священник отсутствовал. Узнав в чем дело, архимандрит Иоаким встал с постели, взял в алтаре Святые Дары и сказал, что по своему долгу пойдет причащать больного. Окружавшие отца Иоакима люди просили его остаться дома и ждать прихода своего собрата - священнослужителя. Но архимандрит Иоаким сказал, что не смерть ждет человека, а человек ждет смерти, и если больной умрет без исповеди и Причастия, то его кровь будет лежать на нем, и отправился в путь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Советская власть всеми силами пыталась отдалить Церковь от народа. Но не так-то легко это было сделать. В Сионский патриарший собор ломились прихожане, их тянуло к православным ценностям, но они нуждались в элементарном церковном просвещении, в понимании, в теплоте и регулярном общении. Власть раздражало такое паломничество. Как вспоминает Илия II, ему тогда прямо сказали: для вас же будет лучше, если службы в Сионском соборе будут проходить только по большим праздникам. Патриарх отказался. Немногие знают, что в 1982–1983 годах власти начали беспрецедентную атаку на Церковь . Правительство ГССР приняло постановление «О борьбе против вредных традиций и обычаев», фактически направленное против национальных и религиозных интересов народа. А патриарх самоотверженно и мудро шаг за шагом поднимал авторитет Церкви. В 1983 году по решению всесоюзного руководства Грузия должна была торжественно отпраздновать 200-летие Георгиевского трактата. Грузинская власть обратилась к патриарху с предложением сделать Церковь соучастницей празднования этого важного юбилея. Тогда Его Святейшество принял воистину соломоново решение: одновременно торжественно отметить 1500-летие Грузинской Православной Апостольской Церкви, 65-летие со дня восстановления ее автокефалии и 5-летие своей интронизации. Некоторые, не понимающие всей сути дела, утверждали, что патриарх и в тот раз, как и в течение 70-х годов прошлого века, старался не входить в противоречие с властями. Но конфронтация вообще не является линией поведения Его Святейшества, он понимает, что она и бесполезна, и бесперспективна. О близорукости осуждающих «покорность» патриарха свидетельствует письмо, отправленное им на имя председателя Совмина ГССР в начале 1980 года. Оно дает ответы на многие вопросы. Поводом для письма стало решение правительства устраивать концерты в храмах и монастырях. «Нам непонятно, – писал Святейший, – почему не было предусмотрено, что Шиомгвимский монастырь является действующим. В монастыре находится священник и постоянно служится литургия. Кто-нибудь задавался вопросом – есть ли место для органа в грузинском православном храме? Посмотрим, какое положение в других монастырях и храмах. В Метехском храме, где покоится св. великомученица Шушаник, открыт театр для молодежи. Там проходят спектакли и концерты; в великом Бичвинтском храме, кафедральном храме Католикоса-Патриарха Западной Грузии, сегодня стоит орган и устраиваются концерты; Тбилисскую церковь Святого Николая превратили в концертный зал; в патриаршем храме Анчисхати открыли художественную мастерскую; в храме Иверской иконы Божией Матери – баню; в Цхнетской церкви – хлебопекарню. Во всех городах и районах Грузии храмы и монастыри оборудовали или под склады, или под места общественного развлечения и отдыха. Во всем мире трудно найти страну, где с таким неуважением относятся к своим древним святыням. Общеизвестно ведь, что храмы и монастыри наши предки построили для молитвы, а не для развлечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 сентября Строгий пост. Праведной Анны пророчицы, дочери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Мученицы Шушаники, княгини Ранской (V). Преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659). 14.08.2012 О христианском отношении к бездетности Понять смысл деторождения или бездетности можно, только решив другой, более важный вопрос: а зачем мы вообще живем на Земле? С христианской точки зрения ответ может быть только один: земная жизнь дана человеку для наследования Жизни Вечной, для спасения. 27.06.2012 21 сентября Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Воскресенье перед Воздвижением. Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). 24.05.2012 30 сентября Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). Преподобномучеников Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918). Преподобномученицы Ирины (1931). 22.05.2012 29 сентября Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Мученицы Севастианы (ок. 86-96). Мученицы Мелитины (ок. 138-161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мучеников братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808). Мученицы Людмилы, кн. Чешской (927). 22.05.2012 28 сентября Седмица 14-я по Пятидесятнице. Попразднство Воздвижения Креста Господня. Вмч. Никиты (ок. 372). Обретение мощей свт. Акакия исповедника, еп. Мелитинского (III). ДАЛЕЕ 22.05.2012 27 сентября Строгий пост. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста (407). Леснинской (1683) иконы Божией Матери. ДАЛЕЕ 22.05.2012 26 сентября Строгий пост. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мученика Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237).

http://foma.ru/calendar/9

Схимонах- пустынник Онисифор (Пачулия), духовное чадо прп. Алексия Подвижники Бетанского монастыря: св. прав. Иоанн (Мхеидзе), духовное чадо прп. Алексия, св. прав. Иоанн (Маисурадзе) Священноисповедник Евфимий (Кереселидзе), духовное чадо прп. Алексия Учеником и духовным чадом Преподобного был также архимандрит Шио (Дзидзава) , духовник Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, который о нем неоднократно отзывался как о своем «великом наставнике». На основании архивных материалов Патриархии Грузии, любезно предоставленных заведующей архивом Патриархии М.Г.Кацадзе, удалось приблизительно составить биографию архимандрита Шио (Дзидзава). Архимандрит Шио (в крещении Спиридон) родился 1 июня 1882 года в Мингрелии, в селении Хорши в семье священника Петра Дзидзава. Оба его деда, как со стороны отца, так и матери, были священниками. В 1897 году Спиридон окончил четырехклассное Мингрельское духовное училище в городе Сенаки. Далее учился в Кутаисской, а затем в Донской духовной семинарии, которую окончил в 1908 году. До 1913 года он вел преподавательскую деятельность в разных церковно-приходских школах Мингрелии. В августе 1913 года Спиридон Дзидзава был рукоположен в сан диакона и священника Гурийско-Мингрельским епископом Леонидом (Окропиридзе) в городе Поти и назначен штатным священником храма великомученика Георгия в селении Уплискари Сенакского уезда. При Уплискарском храме отец Спиридон на свои средства основал церковно-приходскую школу, в которой детям безвозмездно преподавал грамоту и другие предметы. Параллельно в течение двух лет он заведовал четырехклассной школой в близлежащем селении Еки. После советизации Грузии и массового закрытия храмов в 1922–1923 году, овдовевший к тому времени и изгнанный из своего храма отец Спиридон отказался дать подписку о прекращении священнодействия и поступил на исторический факультет Тбилисского государственного университета, однако за неимением материальных средств был вынужден оставить учебу. Затем начал преподавать в семилетней школе села Нокалакеви  Сенакского района, в которой исполнял также обязанности заведующего школой.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Биография: Шио (Муджири), митрополит Сенакский и Чкороцкусский, управляющий грузинскими приходами в Австралии, викарий Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго. Родился в 1969 г. в Тбилиси. В 1991 г. окончил 3 курса Тбилисской Государственной консерватории и поступил в Шиомгвимский мужской монастырь послушником, где в разное время проходил послушания трапезаря, эконома, благочинного и служащего священника обители. В 1999 г. он экстерном окончил Батумскую духовную семинарию. Затем продолжал богословское образование в России, в Москве – в МДА и Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете, который окончил в 2006 г. В 1994 г. пострижен в монашество, в 1995 г. рукоположен во иеродиакона, в 1996 г. – во иеромонаха, а в 1998 г. – возведен во игумена. С 2001 г. и вплоть до избрания в епископы в 2003 г. служил священником на грузинском приходе в московском храме великомученика Георгия в Грузинах. 18 августа 2003 г. решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви игумен Шио был назначен епископом вновь учрежденной Сенакской кафедры с титулом Сенакский и Чкороцкусский. 7 сентября того же года последовала его архиерейская хиротония.  30 апреля 2009 г. Священный Синод Грузинской Церкви также определил его управляющим грузинскими приходами в Австралии.  21 декабря 2010 г., уже в сане митрополита, вошёл в состав Синодальной комиссии Грузинской Православной Церкви по канонизации. В 2012 г. защитил магистерскую диссертацию в ПСТГУ на тему «Преподобный Алексий (Шушашния), исторический контекст его жизни и духовно – пастырское наследие». Владыка приступил к архивным поискам, кропотливо собирал воспоминания очевидцев и создал первое в историографии исследование о духовно-пастырском наследии преподобного Алексия и о Теклатском женском монастыре. Мы надеемся в скором времени увидеть издание книги, а пока митрополит Шио рассказывает читателям «Правмира» о Преподобном и о том, как была спасена вера в Западной Грузии. – Владыка, за последние годы появилась огромная литература о жизни Русской Церкви в эпоху гонений. Интересно было бы сопоставить ситуацию с тем, что происходило в Грузии?

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Тбилиси. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Метехи. Храм Метехи, храм святой Богородицы Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1278 - 1289. Адрес: Грузия, Тбилиси Координаты: 41.690129, 44.811186 Проезд:на левом берегу Куры Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Метехи в Тбилиси (1278-1289 гг.). Метехский замок - древняя цитадель и резиденция грузинских царей на левом берегу Куры. Рядом с дворцом предположительно в XII веке был построен храм святой Богородицы. В исторических источниках Метехи упоминается с XIII века. В этом храме молилась царица Тамара. В 1235 году во время нашествия монголов Тбилиси был предан огню, а Метехский храм и дворец разрушены. В 1278—1289 гг. храм был восстановлен. В течение XV-ro века он был снова разрушен, на этот раз персами. В XVI-XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи и к настоящему времени он имеет кирпичные стены. Храм ремонтировался в середине XIX века, коренная реконструкция осуществлена в 1987 году. Под сводами храма с правой стороны от алтаря, как бы в дьяконнике, но со свободным доступом, находится место захоронения великомученицы Шушаники, царицы Ранской, пострадавшей от мужа-огнепоклонника в V веке. В начале XIX века старые укрепления вокруг храма были разобраны и на их месте построена тюрьма. До революции в Метехском замке отбывал заключение А.М. Горький. В 1959 году в связи с благоустройством города тюрьма на территории замка была снесёна. Метехский храм как памятник древней грузинской культуры находится под охраной государства. Источник: сайт Тбилиси. Зарисовки Успенская церковь, или храм Метехи, устроившийся на скале над речкой Кура, многое успел пережить и увидеть. Изначально, на холме, еще в V столетии возвышался замок и храм основателя Тбилиси, Вахтанга Горгасали (и сейчас под церковью можно увидеть памятник мудрому царю). Спустя годы, во время нападения монгол, в 1235 году, Святыня была уничтожена. Под конец XIII века церковь заново отстроили, использовав квадратные каменные глыбы. А в XV веке ее опять разрушили персы.

http://sobory.ru/article/?object=22063

За добросовестную и продолжительную работу на протяжении многих лет отцу Спиридону было разрешено иметь два выходных дня в неделю: субботу и воскресенье, и он, таким образом, получил возможность на дому совершать церковные требы и богослужения, на что имел письменное разрешение от Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) 72 , хотя официально еще не служил в храме. Еще с 31 декабря 1943 г. отцу Спиридону было официально разрешено священнодействовать 73 Католикосом-Патриархом Каллистратом. По просьбе игумении обители на «Острове Архангелов» в селении Менджи Сенакского района Фавсты (Шушания) и по благословению митрополита Кутаисско-Гаенатского Ефрема (Сидамонидзе) он вскоре 74 был назначен священником в эту обитель и служил в ней до 1949 г. Все эти годы митрополит Ефрем не оставлял о. Шио без своего внимания. Как свидетельствуют материалы архива Патриархии Грузии, о. Шио обращаясь с прошением к Католикосу-Патриарху Каллистрату 18 декабря 1946 г. просит Патриарха «возбудить ходатайство по назначению об уменьшении налога свящ. Спиридону Дзидзава». На это прошение Святейший Каллистрат ответил согласием. 22 марта 1951 г. отец Спиридон был пострижен в монашество с именем Шио (в честь преподобного Шио Мгвимского). Постриг совершил настоятель Илорского монастыря и ученик преподобного Алексия Сенакского архимандрит Иоаким (Шенгелая, 1882–1954). Приняв монашество, иеромонах Шио «был оставлен служащим священником Теклатского женского монастыря» 75 . Однако на основании собранных сведений можно достоверно утверждать, что в Теклатском монастыре он неофициально совершал богослужения и до этого, приблизительно с начала 1940-х гг. По ходатайству митрополита Ефрема (теперь Батумско-Шемокмедского и Чкондидского) от 25 марта 1954 г. на имя Католикоса-Патриарха Мелхиседека (Пхаладзе) 6 апреля того же года иеромонах Шио был возведен в сан игумена в храме Святых Архангелов обители на «Острове Архангелов». В этом ходатайстве важен факт из биографии о. Шио: сообщая о том, что с 1913 года он служил священником храма Великомученика Георгия в селении Уплискари, владыка далее подчеркивает, что до 1943 г. иеромонах Шио «работал учителем и служил священником в разных местах Мингрелии». Этот факт подтверждает слова самого отца Шио, что он «незыблемо сохранил свое священническое достоинство» в годы лихолетья и продолжал тайно совершать богослужения 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ШУШАНИКА РАНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вмц. Шушаник, княгиня Ранская. Грузинская икона Шушаника (Вардандухт) Ранская (+ 475 ), княгиня, великомученица Память 28 августа , 17 октября Шушаника была дочерью известного армянского военачальника Вардана . Настоящее ее имя - Вардандухт, в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась богобоязненностью и благочестием. Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии ) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Ктезифон , где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. " Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу " . К темнице приходило много страждущих, " при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные - исцеление, слепые - прозрение " . Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: " Прости нам вину нашу и благослови нас " . Святая Шушаника простила и благословила, сказав: " Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет... " .

http://drevo-info.ru/articles/11307.html

Персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь Однако, несмотря на то, что армяне, казалось бы, потерпели поражение, персы оказались в положении побежденных победителей. Йездигерд был подавлен настойчивостью и стойкостью христиан. Гордый царь теперь горько сожалел о своей недальновидной политике, приведшей к гибели его наилучших военачальников: ведь, несмотря на численное превосходство, потери персов были больше, чем потери армян. Кроме того, после аварайрской битвы армяне локально продолжили свою борьбу против персов, так что персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь. Вероотступник Васак был наказан и провел остаток своих дней в страшной темнице. Героическую борьбу своих предков продолжил племянник св. Вардана – молодой Ваан Мамиконян. Имея перед собой священный пример св. Вардана и других пострадавших вместе с ним мучеников, Ваан разгромил персидское войско, так что царь Балаш (484488) был вынужден уступить и выполнить все требования Ваана. Согласно мирному договору, заключенному в 484-м г. в селе Нварсак, персы признали свободу Церкви в Армении, персидский двор обязался не покровительствовать вероотступникам, а боголюбивый Ваан был назначен автономным правителем Армении. Так борьба св. великомученика Вардана и его сподвижников за веру и Отечество, которая продолжилась в общей сложности около 30 лет, увенчалась успехом. Рейтинг: 9.6 Голосов: 429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя по историческим причинам память св. вмч. Вардана не вошла в византийские агиографические памятники, но тем не менее следы его почитания в православной среде сохранились. Например, упоминание о св. Вардане содержится в Послании свт. Фотия Великого к армянскому Католикосу Захарии I.  Спарапет должность военачальника древней Армении, которую занимали представители аристократической семьи Мамиконян.  Святитель Саак Великий (387439) последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви.  Память св. Шушаник (или Шушаники) в Православной Церкви отмечается 28 августа/10 сентября.

http://pravoslavie.ru/113188.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010