Святой великомученик Вардан родился в семье спарапета Армении Амазаспа Мамиконяна и Саакануйш – дочери святителя Саака Великого . Детские годы Вардан и двое его братьев – Амаяк и Амазаспян провели под духовным руководством своего деда, упражняясь как в духовном делании, так и в физической подготовке для дальнейшего воинского служения. Достигши зрелости, Вардан женился и стал отцом двух дочерей – блаженной Вардени-Шушаник и Вардануйш. Вскоре Вардан занял должность спарапета: всемудрый Промысл Божий призвал его на служение Церкви и Отчизне в судьбоносный для Армении момент, когда решался вопрос, продолжит ли она свой исторический путь как христианская страна или нет. Еще в 387-м г. царство Великой Армении было разделено между его соседями Восточно-Римской империей (Византией) и Сасанидской Персией. Огнепоклонники-персы всерьез были озадачены христианской верой армян, не только из-за религиозного фанатизма, но и из-за политических интересов, т. к. христианская идентичность Армении и ее соседей играла важную роль в их политической ориентации. В 428-м г. в персидской части Армении была упразднена царская династия Аршакидов, и страна из царства была превращена в обычную провинцию персидского государства. Персы дожидались подходящего времени для подавления местных князей и Церкви, которые продолжали сохранять свой вес и авторитет в стране. Персидский царь Йездигерд II (438457) постепенно начал репрессии по отношению к христианам военнослужащим зороастрийской Персии, и особенно по отношению к армянам, т. к. они более всех отличались своим благочестием. В ходе репрессивных мероприятий пострадало немало людей, среди которых отличился своим мученическим подвигом святой князь Гарегин. В 447-м г. прибыл в Армению Деншапух – специальный уполномоченный персидского двора, который провел опись всех ресурсов страны. Льготы Церкви и духовенства были отменены, а налоги чрезмерно увеличены. На ключевые должности были назначены персы. По замыслу Йездигерда, ослабление власти местных князей и Церкви вместе с тяжелым налогообложением должно было способствовать распространению в народе зороастризма, как способа избавления от тяжелого финансового гнета. Налоги же действительно были настолько велики, что сами персы удивлялись, как еще продолжает существовать страна, которую до такой степени изнурили!

http://pravoslavie.ru/113188.html

Тбилиси. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Метехи. Храм Метехи, храм святой Богородицы Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Метехи в Тбилиси (1278-1289 гг.). Метехский замок - древняя цитадель и резиденция грузинских царей на левом берегу Куры. Рядом с дворцом предположительно в XII веке был построен храм святой Богородицы. В исторических источниках Метехи упоминается с XIII века. В этом храме молилась царица Тамара. В 1235 году во время нашествия монголов Тбилиси был предан огню, а Метехский храм и дворец разрушены. В 1278—1289 гг. храм был восстановлен. В течение XV-ro века он был снова разрушен, на этот раз персами. В XVI-XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи и к настоящему времени он имеет кирпичные стены. Храм ремонтировался в середине XIX века, коренная реконструкция осуществлена в 1987 году. Под сводами храма с правой стороны от алтаря, как бы в дьяконнике, но со свободным доступом, находится место захоронения великомученицы Шушаники, царицы Ранской, пострадавшей от мужа-огнепоклонника в V веке. В начале XIX века старые укрепления вокруг храма были разобраны и на их месте построена тюрьма. До революции в Метехском замке отбывал заключение А.М. Горький. В 1959 году в связи с благоустройством города тюрьма на территории замка была снесёна. Метехский храм как памятник древней грузинской культуры находится под охраной государства. Источник: сайт Тбилиси. Зарисовки Успенская церковь, или храм Метехи, устроившийся на скале над речкой Кура, многое успел пережить и увидеть. Изначально, на холме, еще в V столетии возвышался замок и храм основателя Тбилиси, Вахтанга Горгасали (и сейчас под церковью можно увидеть памятник мудрому царю). Спустя годы, во время нападения монгол, в 1235 году, Святыня была уничтожена. Под конец XIII века церковь заново отстроили, использовав квадратные каменные глыбы. А в XV веке ее опять разрушили персы. Снова возвели храм в XVI столетии, а со второй половины XVII и практически до середины XVIII века ему суждено было вынести тяжелую судьбу порохового склада. Лишь в 1748 году по приказу царя Ираклия II церковь восстанавливают (стены и купол). Именно в таком виде он дошел до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=22063

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Шушаника Княгиня Ранская, вмц. Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя - Вардандухт, в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием. Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Селевкию-Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. " Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу " . К темнице приходило много страждущих, " при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные - исцеление, слепые - прозрение " . Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: " Прости нам вину нашу и благослови нас " . Святая Шушаника простила и благословила, сказав: " Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет... " .

http://pravicon.com/info-3873

Клирики и миряне Волынской епархии совершили паломничество в Грузию 23 декабря 2019 г. 19:13 С 17 по 22 декабря 2019 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Грузию совершила паломничество делегация Волынской епархии Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Владимир-Волынским и Ковельским Владимиром . В составе делегации священники и миряне из приходов Украинской Православной Церкви, пострадавших в результате рейдерских захватов храмов. Группу сопровождал сотрудник Отдела внешних церковных связей УПЦ иерей Виталий Горзов. В первый день паломничества волыняне познакомились с Тбилиси и посетили ряд известных храмов. Среди них — новый величественный Свято-Троицкий собор, который является кафедрой Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , и древний Успенский кафедральный собор Сиони, в котором хранится крест равноапостольной Нины и покоятся останки усопших Предстоятелей Грузинской Церкви. Паломники также посетили древнейший храм Тбилиси в честь Христа Спасителя — Анчисхати (VI в.) и храм Метехи (XII в.), где покоятся мощи первой грузинской великомученицы Шушаник, царицы Ранской. Ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе пригласил волынян посетить учебное заведение и познакомиться с его жизнью и деятельностью. В настоящее время в академии  обучается около 500 студентов, которые, кроме богословия, изучают архитектуру, иконопись и церковную музыку. В ходе встречи паломники с Украины обсудили с ректором академии современные проблемы Церкви и обменялись подарками. 18 декабря, в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, паломники молились за всенощным бдением в тбилисском храме святого благоверного великого князя Александра Невского. Богослужение совершалось на церковнославянском языке. По окончании богослужения у храма святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Владимир-Волынский Владимир совершил панихиду на могилах Глинских старцев ХХ века.

http://patriarchia.ru/db/text/5552759.ht...

Персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь Однако, несмотря на то, что армяне, казалось бы, потерпели поражение, персы оказались в положении побежденных победителей. Йездигерд был подавлен настойчивостью и стойкостью христиан. Гордый царь теперь горько сожалел о своей недальновидной политике, приведшей к гибели его наилучших военачальников: ведь, несмотря на численное превосходство, потери персов были больше, чем потери армян. Кроме того, после аварайрской битвы армяне локально продолжили свою борьбу против персов, так что персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь. Вероотступник Васак был наказан и провел остаток своих дней в страшной темнице. Героическую борьбу своих предков продолжил племянник св. Вардана – молодой Ваан Мамиконян. Имея перед собой священный пример св. Вардана и других пострадавших вместе с ним мучеников, Ваан разгромил персидское войско, так что царь Балаш (484488) был вынужден уступить и выполнить все требования Ваана. Согласно мирному договору, заключенному в 484-м г. в селе Нварсак, персы признали свободу Церкви в Армении, персидский двор обязался не покровительствовать вероотступникам, а боголюбивый Ваан был назначен автономным правителем Армении. Так борьба св. великомученика Вардана и его сподвижников за веру и Отечество, которая продолжилась в общей сложности около 30 лет, увенчалась успехом. Рейтинг: 9.6 Голосов: 429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя по историческим причинам память св. вмч. Вардана не вошла в византийские агиографические памятники, но тем не менее следы его почитания в православной среде сохранились. Например, упоминание о св. Вардане содержится в Послании свт. Фотия Великого к армянскому Католикосу Захарии I.  Спарапет должность военачальника древней Армении, которую занимали представители аристократической семьи Мамиконян.  Святитель Саак Великий (387439) последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви.  Память св. Шушаник (или Шушаники) в Православной Церкви отмечается 28 августа/10 сентября.

http://pravoslavie.ru/113188.html

У мощей прп. Гавриила 22 мая 2000 года, в день празднования преподобного Шио Мгвимского , монахини монастыря святой равноапостольной Нины отправились в Шиомгвиме для поклонения мощам святого. Литургию служил митрополит Даниил. Молебен у гробницы преподобного отслужил патриарх Илия II. Пока накрывали стол, я поднялась в трапезную, с балкона которой хорошо видны иконостас и фрески церкви. Я по четкам читала Иисусову молитву и невольно задумалась об отце Гаврииле. Неожиданно передо мной высоко в небе засветилась фреска, над ней была надпись на древнегрузинском, которую мне с трудом удалось разобрать: «Преподобный Гавриил Грузинский». В руках у него была икона Богоматери. Рядом видны были любимые иконы отца Гавриила – великомучениц Шушаник и Кетеван . Вдруг в небе засветилась фреска: старец Гавриил с любимыми иконами Удивительное чувство овладело мною! Сколько раз я посещала Шиомгвиме – и никогда не замечала этих икон. Невозможно было скрыть мою радость. Я рассказала об увиденном епископу Михаилу. Он согласился, что старец показал мне чудо. Отец Гавриил, явившись мне Гавриилом Грузинским, дал мне почувствовать свое покровительство. Это видение еще больше укрепило мою веру в бессмертие души. Я нашла утешителя и ходатая за нас в лике нашего родного юродивого старца. P.S. Накануне игуменией Кетеван (Копалиани) была создана новая песня о преподобном Гаврииле: Рейтинг: 10 Голосов: 1405 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Святая Шушаник  (V в.) – супруга владетеля Южной Картли (южной части центральной Грузии), из политических соображений принявшего маздаизм и принуждавшего к этому жену. За отказ подчиниться Шушаник была заточена в одной из дворцовых комнат, где в течение многих лет подвергалась унижениям и мучениям. Была похоронена рядом с древней церковью. Позже тут в XIII в. была построена крепость Метехи с церковью Успения Богородицы, внутри которой находилась могила святой Шушаник. Житие святой Шушаник, написанное Якобом Цуртавели, стало самым ранним памятником грузинской агиографической литературы. В советское время на территории крепости в церкви располагался молодежный театр.

http://pravoslavie.ru/133540.html

Биография: Шио (Муджири), митрополит Сенакский и Чкороцкусский, управляющий грузинскими приходами в Австралии, викарий Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго. Родился в 1969 г. в Тбилиси. В 1991 г. окончил 3 курса Тбилисской Государственной консерватории и поступил в Шиомгвимский мужской монастырь послушником, где в разное время проходил послушания трапезаря, эконома, благочинного и служащего священника обители. В 1999 г. он экстерном окончил Батумскую духовную семинарию. Затем продолжал богословское образование в России, в Москве – в МДА и Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете, который окончил в 2006 г. В 1994 г. пострижен в монашество, в 1995 г. рукоположен во иеродиакона, в 1996 г. – во иеромонаха, а в 1998 г. – возведен во игумена. С 2001 г. и вплоть до избрания в епископы в 2003 г. служил священником на грузинском приходе в московском храме великомученика Георгия в Грузинах. 18 августа 2003 г. решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви игумен Шио был назначен епископом вновь учрежденной Сенакской кафедры с титулом Сенакский и Чкороцкусский. 7 сентября того же года последовала его архиерейская хиротония.  30 апреля 2009 г. Священный Синод Грузинской Церкви также определил его управляющим грузинскими приходами в Австралии.  21 декабря 2010 г., уже в сане митрополита, вошёл в состав Синодальной комиссии Грузинской Православной Церкви по канонизации. В 2012 г. защитил магистерскую диссертацию в ПСТГУ на тему «Преподобный Алексий (Шушашния), исторический контекст его жизни и духовно – пастырское наследие». Владыка приступил к архивным поискам, кропотливо собирал воспоминания очевидцев и создал первое в историографии исследование о духовно-пастырском наследии преподобного Алексия и о Теклатском женском монастыре. Мы надеемся в скором времени увидеть издание книги, а пока митрополит Шио рассказывает читателям «Правмира» о Преподобном и о том, как была спасена вера в Западной Грузии. – Владыка, за последние годы появилась огромная литература о жизни Русской Церкви в эпоху гонений. Интересно было бы сопоставить ситуацию с тем, что происходило в Грузии?

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

 Агванк древняя кавказская страна, занимавшая территорию левобережья р. Кура. Население страны составляли племена иранского происхождения, известные под общим названием «агваны». В нынешнее время потомками древних агванов являются удины (христиане), а также лезгины и некоторые другие народы Дагестана.  Ктесифон столица древней Персии, ныне на территории Ирака. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Давид 27 августа 2021, 05:23 Агванк это не персоязычныйе народы. Неправильно написано. Лезгины и удины никогда не были персоязычным народом. Это народ автохтоны Кавказа. Рита 26 мая 2019, 14:13 Очередная интересная статья о житии святых - армян. Спаси Бог! Это важный и колоссальный труд. Спасибо, Геворг! 30 марта 2019, 23:33 Очень полезный и познавательный рассказ о борьбе Армянской Апостольской Церкви за свою Святую веру. Следовало бы отметить, что это была первая в истории война за Святую Христианскую веру. И, жаль, что в статье не упоминаются слова Св. Вардана, обращённые к войску перед боем: " СМЕРТЬ НЕ ОСОЗНАНАЯ - СМЕРТЬ, СМЕРТЬ ОСОЗНАНАЯ - БЕССМЕРТИЕ! " И жаль, что допущена неточность в 5-й ссылке: население Агванка составляли племена, всё таки не иранского происхождения, а дагестанские племена, говорящие на языках нахско-дагестанской языковой семьи. Алексей 30 мая 2018, 08:33 Так жаль что про такие Великие Истории не снимают кино... Святые мученики Армянские Вардан, Амаяк, Шушаник, молите Бога о нас. Да дарует нам Господь такую веру.. А.А. 28 мая 2018, 21:27 Дочь св. Вардана св. Шушаник подобно своему отцу принял венце великомученицы, когда его муж отречешься от Христа правитель Грузии заставил ее чтобы тоже приняла язычество подобно ему. «Во время царствования Горгасала чашу мученичества испила до дна святая Шушаник, царица Ранская, дочь знаменитого армянского полководца Вардана Мамиконяна, павшего смертью героя и страстотерпца в бою с персами, защищая христианство на Кавказе. Его жизнь и подвиги, подобные деяниям Иуды Маккавея, описаны очевидцем и участником тех событий Егише».

http://pravoslavie.ru/113188.html

Убранство храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах На Светлой седмице, во вторник, одновременно с праздником в честь Иверской иконы Божией Матери , совершается память 6000 гареджийских монахов, пострадавших от персов. А в праздник Покрова, 14 октября, в Грузии чтут память Хитона Господня и Столпа Животворящего. Мы знаем, что Хитон Господень был скрыт в земле. Иудейский священник Элиоз выкупил его у распявших Господа воинов и привез в Грузию. Сестра Элиоза, святая Сидония, взяла хитон, прижала его к груди – и сердце ее не выдержало рассказа о страданиях Христа, она скончалась. По Промыслу Божию руки ее так и не смогли разжать, и Сидонию похоронили вместе с хитоном. На этом месте вырос кедр, он стал мироточить, начали происходить исцеления, и из него сделали колонну храма Двенадцати апостолов, который построили на этом месте во времена святой Нины. Сейчас можно увидеть, что колонна эта не доходит до свода храма – потому что древний храм был значительно меньше, чем существующий ныне. Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии, праздник в честь него – один из наиболее почитаемых в грузинском церковном календаре. Эта колонна именуется Светицховели, что в переводе означает «Живоносный столп». Его называют сердцем Грузии – Убранство вашего храма несет на себе черты грузинского национального искусства? – Конечно. В частности, росписи, которые начали делать еще в 1996-м году, а закончили в 2000-м. Расписывал молодой художник Лаша Кинцурашвили, выпускник Тбилисской Художественной Академии. Это был очень большой труд: он старался объединить историю русской и грузинской святости. Поэтому в центральной части храма у нас написаны традиционные сюжеты, в частности, вселенские святители – Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, святитель Николай. В задней части, возле клиросов, изображены по три наиболее почитаемых русских и грузинских преподобных подвижника: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский и Иоанн Зеданзийский, Давид Гареджийский и Шио Мгвимский. Фрески в западной части нашего храма посвящены святым Грузии. На правом столпе – благоверные грузинские Цари Давид Строитель, Вахтанг Горгосал, на левом – благоверные грузинские Царицы: святая Тамара, великомученицы Кетеван и Шушаник. С левой стороны столпа, наверху, мы видим колесование великомученика Георгия и сцены из его жития. Всего не описать. Приходите в наш храм и смотрите, будем рады!

http://pravoslavie.ru/157605.html

Иногда грузины, и правда, ведут себя как дети. Дети не умеют любить наполовину, дети любят всем сердцем. Таких любит Бог, а враги ненавидят. Для хороших политиков грузины слишком искренние и простодушные. Когда я выучился читать, бабушка подарила мне три книги: «Грузинские народные новеллы», по которым Православие можно учить, как по катехизису: роман «Бесики», посвященный грузинскому поэту и известному политическому деятелю, в честь которого меня назвали, заключившему мир с Россией на вечные времена, и «Иверский патерик» Михаила Сабинина – о жизни грузинских святых. Они были плохими политиками, эти великие грузинские святые, воевавшие с Чингисханом и Тамерланом, турками и Османской империей. Плохим политиком был царь-мученик Иверский Арчил II, который вместо того, чтобы склониться перед османскими захватчиками, выбрал смерть за Христа. Мученики князья Аргведские Давид и Константин, великомученица царица Кахетинская Кетевани, святая мученица царица Ранская Шушаника, благоверный царь-мученик Карталинский Луарсаб, мученик-князь Бидзина Чолокашвили, князья-мученики Элисбар и Шалва, эриставы Ксанские, мученик князь Константин, мученик князь Шалва, правитель Ахалцыхский. Цари и князья, которые предпочли сытой жизни предателей мучения и смерть за Христа, Которому с детства посвящали свой род и своих детей. Современному человеку трудно такое понять: как можно отказаться от царского трона, власти и богатства ради каких-то там религиозных убеждений? Но на этих убеждениях стоит Грузия, ее менталитет и культура, и без этого ее не понять. Светицховели Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Мои родители венчались в главном храме страны – Светицховели, где помазывали на царство всех грузинских царей. Это было в 1972-м, когда о религии в Советском Союзе говорили только на лекциях по научному атеизму. Несмотря на официальную коммунистическую идеологию, традиции Православия в старинных грузинских семьях соблюдались всегда. Все мои грузинские дедушки, бабушки, тети и дяди, братья и сестры крещены с раннего детства. Как это: грузин – и не православный? Да грузин ли он вообще? Надо видеть, как там почитают и любят священников! Если отец ехал в школу к классной учительнице моего младшего брата Мишико, то резал барана, если же ехал к священнику – резал двух. До сих пор помню разговоры за семейным столом на Старый Новый год, который первый раз я тоже встречал в Тбилиси, где его отмечают, как у нас Новый. «А мы нашему батюшке новую машину купили!» – «Вах, какие молодцы! Зато мы нашему новый дом строим!» Грузинский священник знает всех прихожан до седьмого колена, в каждом доме – желанный и дорогой гость, который пользуется у людей куда большим авторитетом, чем самые известные политики. Политики кому-то нравятся, кому-то нет, а священников любят все!

http://pravoslavie.ru/93112.html

  001     002    003