Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. ...Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:3, 4, 6, 7). Как учит о христианском посте Православная Церковь в своем богослужении?   «Постящеся, братия, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды (связь с неправдой): расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое спасание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия и безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость» (Стихира на вечерне в Среду первой недели Великого поста).    Другая стихира (на стиховне в Понедельник второй недели Великого поста на вечерни) поучает нас так: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша, тако бо возопити возможем: да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи». Такой же пост предлагает еще стихира на стиховне в Понедельник на первой неделе Великого поста:    «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления, — сих оскудение (оставление всего этого) пост истинный есть и благоприятный». Какая цель христианского поста?   Во-первых, пост нужен для того, чтобы дать духу торжество над плотью. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Ап. Петр говорит, что «страдающий плотию перестает грешить» (1 Петр. 4:1), и Ап.Павел учит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Если младенец не крещен, то после этих молитв бывает отпуск. Если же крещен, то совершается воцерковление: священник, приняв младенца, изображает им у дверей храма крест, произнося:    «Воцерковляется раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь».     Вносит его в храм: «Войдет в дом Твой, поклонится святому храму Твоему»     На средину храма: «Воцерковляется раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь». «Посреди церкви воспоет Тебя».     К царским вратам: «Воцерковляется раб Божий» (и, если воцерковляемый мужского пола, то вносит его в святой алтарь, если же женского, то только к царским вратам), и потом произносит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицем всех народов. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» и тропарь Сретению и после этого кладет младенца перед царскими вратами, а мать или восприемник, положив три поклона, берет его и после обычного отпуска уходит. Молитва над женщиной, родившей мертвого младенца...     Священник: «Благословен Бог наш…», Трисвятое по «Отец наш…». Дневной тропарь. «Господу помолимся».    «Владыка Господи Боже наш, родившийся от Святой Богородицы и Вечнодевы Марии и младенцем возлежавший в яслях! Ты Сам, по великой Твоей милости, помилуй эту Твою рабу, выкинувшую зачатое в ней и вольно или невольно впавшую в убийство и теперь находящуюся в грехе. Прости вольные и невольные ее согрешения; сохрани ее от всякого влияния диавольских козней, очисти от нечистоты, исцели болезни; даруй, Человеколюбец, здоровье и силу ее душе и телу. О, Господи, да сохранит ее ангел света от всякого нападения невидимых демонов, от болезни и расслабления; освободи ее, Господи, от телесной нечистоты и от различных постигших внутренних мучений и, по великой Твоей милости, восстанови ее расслабленное тело и подними ее с одра, на котором она лежит. Ибо все мы во грехах и беззакониях рождены и нечисты пред Тобою, Господи, и в благоговейном страхе взываем и говорим: воззри милостиво с небес и, видя немощь нас, осужденных, Ты, по великой Твоей милости, как Милосердный и Челоколюбивый Бог, прости эту Твою рабу (имя), выкинувшую зачатое в ней и вольно или невольно впавшую в убийство и теперь находящуюся в грехе; помилуй и прости и всех, находящихся с ней и прикасавшихся к ней, ибо Один Ты имеешь власть прощать грехи и беззакония, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, и Тебе с Отцом и Святым Духом принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.» Отпуск.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

    И опечалися Иона печалию великою и смутися , — как в Вульгате (iratus est).. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.     Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 1:1—3, 3:1—10, 4:1—2, 10—11).    «Иона бежал в Фарсис, предвидев обращение ниневитян, ибо знал, как пророк, Божие благоутробие, — так размышляет Критский учитель, ни к кому, по-видимому, не обращаясь (в отличие от большинства тропарей Великого канона, которые содержат прямое обращение к душе), о чудесных событиях, случившихся некогда с пророком Ионой; — и потому ревновал, чтобы неложным было пророчество».    Почему вдруг возникло здесь это размышление?    В нем — как бы продолжение размышлений, которыми был объят святитель, когда читал библейские слова, посвященные страданиям пророка Иеремии.    Там он поставил перед собой для рассмотрения важнейшее качество жизни христианина: богопосвященность этой жизни, постоянное предложение себя — жизни своей — как жертвы Господу, постоянное существование христианина в координатах богообъятости, богонаполненности.    Современные богословы говорят о таком состоянии как о Христоцентричности человеческого бытия, ибо Христос, «как глава Церкви, соединяет в теле Церкви всё и вся. Христос — всеединство. Христос — всесоединитель. В Нем, в Богочеловеке, или Церкви, соединяются Бог и человек, небо и земля, Ангелы и люди, существа и вещи, атомы и вселенная, всё, что на небе, и всё, что на земле, всё, кроме греха, смерти и диавола. Богочеловек всё это соединил, основав и в Себе, и на Себе Церковь, которая есть тело Его, а Он ее глава. Таким образом, она — полнота Его, Богочеловека, Который исполняет «всё во всем» (см.: Еф. 1:23)». Потому и жизнь христианина — «это подражание Христу не внешнее, воображаемое, но внутреннее, всестороннее жительство во Христе, всестороннее восприятие Христа, всестороннее сообразование Христу. Одним словом, всестороннее вохристовление и охристовление, а через это — всестороннее охристоличение. Человек всем существом вживается во Христа, совоплощается Христу, входит в тело Его Богочеловеческое и весь живет Им, в Нем, от Него. Это не внешнее подражание, а внутреннее переживание. Это не внешняя маскировка под Христа, а внутреннее созидание себя Христом» в Его Богочеловеческом теле — Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).    «Еще молимся о сохранении нашего города (села) и этого святого храма (обители), и всякого города и страны от голода, истребления, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; чтобы благий и человеколюбивый Бог наш был милостив и снисходителен к нам, отклонил всякий гнев, надвигающийся на нас, избавил нас от заслуженного нами Своего праведного наказания и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (40 раз).     Диакон: «Еще молимся, чтобы Господь Бог услышал голос молений нас грешных и помиловал нас».     Народ: «Господи, помилуй» (трижды).     Священник: «Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, и милостив будь, Владыка, милостив к нам грешным и помилуй нас, Ибо Ты — Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».     Священник: «Мир всем».     Народ: «И в твоей душе да будет мир».     Диакон: «Головы наши пред Господом преклоним».     Народ: «Тебе, Господи».     Священник: «Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста, по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирликийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святых и праведных богоотцов — Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   А потом — попробуй закрыть глаза тела своего и всмотрись внутрь себя: не откроется ли и у тебя зрение духовное? Не увидишь ли и ты с помощью этого истинного зрения тайны Божии? Ведь это и будет тем самым — настоящим! — зрением, о котором говорит тебе преподобный: зрением, окрыляющим ум.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.     «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его» (Исх.4:6—7).    Посмотри, душа моя, на истинную сердечную скромность, истинное смирение души преподобного таинника Божией благодати, святителя Андрея!    «В сих видимь есть кто непрелестен сый, егда свидетельствовано от божественных Писаний имать и деяние и мудрование, смиренномудрствуя, в нихже подобает мудрствовати», — учат нас преподобные отцы, — так что «непрелестность сего да будет в том, чтобы представляти свидетельство о нихже глаголет, от Священных Писаний».    Сколь обширны познания великого учителя Критского в Божественном Писании! Как ничтожны в сравнении с этой высотой наши попытки хотя бы отдаленно приблизиться к обширности его познаний тех материй, к которым мы, без соответствующего комментария, и подойти-то боимся! С каким усердием он погружает нас в самую сущность изложенного в этих «богодухновенных» (2Тим.3:16) книгах!    И как тщательно охраняет он от постороннего взора то, к чему прикасаться не следует, — глубины собственного духовного опыта!    Но — как уверенно сияют из строк Великого канона жемчужины этого опыта! Кто мог бы написать эти убедительные строки, не переживя внутри себя смыслов каждого слова, не узнав эти смыслы достоверно из жизни своей?    Поэтому каждое слово канона — не абстрактный призыв к покаянию. Это — прожитая в покаянии жизнь, предложенная нам, слушающим, как бесценный опыт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Кроме телесного убийства, есть еще более страшное и ответственное убийство: это убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, то есть когда кто совращает (соблазняет) ближнего в неверие или на путь порочной жизни и тем самым подвергает его душу духовной смерти.    Спаситель сказал: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:6-7).    Чтобы избежать греха против шестой заповеди, христианину необходимо: помогать бедным, служить больным, утешать печальных, облегчать состояние несчастных, со всеми обходиться кротко и с любовью, примиряться с гневающимися, прощать обиды, делать добро врагам и ни словом ни делом не подавать гибельного примера другим, особенно детям.    Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне. Война есть великое общественное зло, но, в то же время, война есть и великое бедствие, попускаемое Господом для исправления и вразумления народа, как Он и допускает эпидемии, голод, пожары и другие несчастья. Потому убийство на войне св. Церковь не рассматривает, как частный грех человека, тем более, что каждый воин готов, по заповеди Христовой, «положить душу (отдать жизнь) свою за друзей своих», для защиты веры и отечества.    Среди воинов было много святых, прославленных чудесами.    Однако на войне могут быть и преступные убийства, это когда, например, воин убивает сдающегося, поднявшего руки противника, допускает зверства и т. п.    Смертная казнь преступника относится также к общественному виду зла и есть великое зло, но допустима в исключительных случаях, когда является, единственным, по справедливости, средством остановить многочисленнейшие убийства и преступления. Но за правосудие произведенной казни отвечают, со всей строгостью пред Богом совершившие эту казнь правители. Смертная казнь для закостенелого преступника часто бывает единственным средством для покаяния. А без воли Божией и волос с головы человека не упадет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Ст. 20. И восстанет на место его ничтожнейший и недостойный царской славы (decore), но после немногих дней он погибнет, и не от раздражения [народного] и не от гнева.    Говорит о Селевке, по прозванию Филопаторе, сыне Антиоха Великого, который не сделал ничего достойного Сирии и властительства отца [своего], и погиб бесславно, без всяких войн. Порфирий утверждает, что это не Селевк, но Птоломей Епифан, который замышлял козни против Селевка и приготовил против него войско, а потому был отравлен вождями своими. Ибо когда один [из них] спросил его, где он возьмет денег для осуществления таких замыслов, то он ответил, что друзья составляют для него богатство. Когда это разгласилось в народе, то в вождях возникло опасение, чтобы он не отнял у них состояние их, а потому они умертвили его коварным образом. По каким образом на место Антиоха Великого может восстать Птоломей, который совсем не делал этого, тем более, что LXX толковников перевели: и восстанет от корня его отпрыск, то есть от отрасли и семени его, наносящий удар достоинству царства, и после немногих дней погибнет без раздражения и без войны? Евреи полагают, что под ничтожнейшим и недостойным царской славы царем разумеется Трифон, который, будучи опекуном отрока , присвоил себе тираническую власть.    Ст. 21—24. И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царской почести, но он придет незаметно и чрез лукавство овладеет царством. И мышцы ведущаго войну будут побеждены им и сокрушены, и сверх того вождь союза. И после дружбы с ним, он будет действовать обманом, и одержит верх с малым народом. Он войдет в богатые и большие города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его: расточит награбленное имущество, добычу и богатство их и направит замыслы против самых твердых помышлений, но [только] до времени.    До сего места идет порядок исторический, и между Порфирием и нашими (или нами) не возникает никакого разногласия. Прочее, что далее следует, до конца книги, он объясняет в отношении к лицу Антиоха, именовавшегося Епифаном, брата Селевкова, сына Антиоха Великого, который после Селевка одиннадцать лет царствовал в Сирии, и овладел Иудеею, и при котором происходило, как повествуется, преследование закона Божия и Маккавейские войны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ст. 4—5. И я видел, и вот бурный ветер шел от севера, и великое облако, и клубящийся огонь и сияние вокруг его. И из средины его как бы вид янтаря (electri), то есть из средины огня. LXX: И я видел, и вот дух уносящий (или возносящий) шел от севера, и великое облако в нем, и блистающий огонь и сияние вокруг его. И в средине его как бы видение янтаря (electri) в средине огня и сияние в нем.    В утешение переселяющегося народа и для откровения решения Божия пророк видит чрезвычайно великое видение. При истолковании его становятся безмолвными все синагоги иудеев, говорящих еще, что это человек и что он пытается нечто сказать о сем [видении] и о построении храма, которое описывается в конце этого пророчества. Мы же то, что узнали от предков и относительно чего можем более догадываться, нежели делать объяснения, сравнивая по мере нашего скудного ума духовное с духовным, вверим благосклонным и верным читателям, умоляя их о той милости, чтобы они более были благосклонными к легковерию или скорее к доверию, не знающему меры для себя, нежели гневались. И прежде всего нужно знать, что уносящий или возносящий дух, который мы согласно с Акилою перевели чрез бурный ветер, а по Симмаху и Феодотиону веяние и дух бури, одними понимается в хорошую, другими в противуположную сторону. Ибо еврейское слово rua, смотря по свойству мест, понимается или как дух, или как душа, или как ветер. Дух, как в том месте: послеши Духа Твоего, и созиждутся (Псал. 103:30); душа; изыдет дух его, и возвратится в землю свою (Псал. 145:4); ветер: духом бурным сокруши корабли фарсийския (Псал. 47:8), и в другом месте: от и жупел и дух бурен часть чаши их (Псал. 10:6). Читающие ветер и веяние бури понимают это в том смысле, что с севера идет гнев и ярость Божия, то есть Навуходоносор, и Иерусалим через шесть лет после сего видения будет взят. Ибо это видение было видено в пятый год переселения царя Иоакима, бывший пятым [годом] царствования Седекии в Иерусалиме, о котором мы читаем, что он также через шесть лет, то есть в одиннадцатый год своего царствования, когда взят был город, был отведен в Вавилон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Так ли и ты готова припасть к Его неисчислимым щедротам? Преступи в четверток первыя седмицы до Славы.    Помилуй, Боже, помилуй мя. Андрею:    Андрее, отческая похвало, молитвами твоими не престай, моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию предстателя тя Божественнаго, всеблажение, призывающии, Криту удобрение    «О, Андрее преподобне, отче всеблаженный, удобрение Крита, похвала отцов, не прекращай твоих молитв, предстоя Троице Пребожественной, о том, чтобы избавиться мучения всем нам — тем, кто в любви обращается к твоему молитвенному предстательству, призывая тебя на молитвенную помощь», — так обратился к преподобному безвестный автор этого тропаря, молитвенной просьбы, как бы записанной на полях Великого канона.    Как пишут списатели жития преподобного, «его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил Критскую область и сообщил ей плодородие».    Тогда, когда писались строки этого тропаря, память о силе молитвы преподобного Андрея, надо полагать, была еще свежа. Возможно, уже стоял в Константинополе монастырь, ему посвященный, в коем почивали его святые мощи, источая благодатную помощь всем, с верою притекающим.    И, может быть, именно поэтому малое воздыхание, приписанное к тексту Великого канона, Церковь постановила включить в его состав и читать на утрени в четверток пятой постовой седмицы для всеобщего вразумления и научения.     Моли Бога о нас, преподобне отче Андрее, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. СЛАВА Отцу, и Оыну, и Святому Духу.Чти понедельнику, вторнику, среде и четвертку первыя седмицы постов.Троичен:     Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.    Некогда, «в год смерти царя Озии», великий пророк Исаия сподобился чудного и возвышенного видения: «Видел я Господа, — пишет он, — сидящею на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     Речи, произнесенные в разные годы святым праведным Иоанном Кронштадтским перед началом учения в гимназии. Корень учения горек, да плоды его сладки Богом и с Богом начинаем снова наше учение, прерванное летним отдохновением; Богом – потому что Он есть начало и конец всего: всех существ, ибо все Им и для Него создано. И если всегда начинать будем Богом, с мыслью о Нем, с сердечным обращением к Нему, с искренним прошением Его помощи на предстоящее дело, то, верно, будет и конец дела с Богом непостыдный, благоуспешный, радующий. Вот мысли, вот искреннейшее убеждение, с коим мы приступаем теперь к молитве и начинаем великое дело учения молитвою к Богу разумов. Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! Не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а дети, ученики наши, – Божия нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите в нем каждый свои построения. Итак, каждый смотри, как строит, – говорит апостол Павел. – Строит ли кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3:12–15). Да, великое и многотрудное дело – учить детей; потому что при обучении надо вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяния по делам каждого, и вместе преподать им хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время познания светских наук так, чтобы все эти познания, верования и чаяния дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других. Протоиерей Иоанн Кронштадтский, 1894 г.     

http://pravoslavie.ru/115464.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010