3-я и последняя часть великого повечерия представляет собою повечерие малое, то самое, которое совершается отдельно в дни не постовые. Только на малом повечерии прибавляется еще из первой части великого повечерия – символ веры , а из второй его части– псалом 50-й покаянный. Если 2-я часть великого повечерия, как видели мы, заключает в себе чтения и песнопения покаянного характера, то третья часть – иного свойства: она состоит главным образом из славословий и хвалений Господу и святым угодникам Божьим. Потому она подобна той части утрени, которая начинается пением канона. Начинается она, как и вторая часть воззванием: ,,Придите, поклонимся”. Затем читаются псалмы – 69-й: Боже , в помощь мою вонми и 142-й: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей. Эти псалмы содержанием своим представляют как-бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в первом из этих псалмов св. Церковь , словами, псалмопевца Давида, призывает к радости духовной всех верных рабов Божьих, ищущих Господа и творящих святую волю Его: „Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя и любящие спасение Твое; да говорят непрестанно: велик Бог!” А во втором псалме, указывая на множество врагов нашего спасения мы просим Господа, чтобы Он, изведший из темницы, ада души праведников, и нас не оставил в напастях наших; „Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших... Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. Укрепив молитвою св. Псалмопевца надежду на Господа, мы затем восхваляем его величие и неизреченное к нам милосердие в славословии: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Чтение славословия начинается тою песнью, которую воспели св. ангелы при рождении Спасителя. Мы прославляем здесь Господа, пославшего в Мир, Единородного Сына Своего; прославляем Сына Божия, как Агнца Божия взявшего на Себя грехи мира. Но не можем мы только славословить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

42. Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему великое уважение, ибо в нем Господь. Часто через людей Господь выражает Свою волю: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филип. 2:13). Не жалей для брата ничего, как для Господа. Ко всем будь искренен, для всех добр и радушен. Помни, что иногда Господь и сердца неверных располагает к нам, как это случилось в Египте с темничным стражем, которого Господь расположил к Иосифу (Быт. 39:21). 42. Помни, что человек великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного. Сказано: «Мы, сильные должны нести немощи бессильных и не себе угождать … Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15:1, Гал 6:2). 42. Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «Все, — сказано, — согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23); все повинны перед Богом и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш небесный простил нам согрешения наши (Мт. 6:14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! 42. Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи свою печаль на Господа (Пс. 54:23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека.

http://pravmir.ru/zhizn-vo-xriste/

43 . Как же происходит, что они не обращают внимания на сказанное евангелистом Иоанном, что и безбожным эллинам кажется страшным: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . И Слово стало плотью и обитало с нами» ( Ин. 1, 1, 14 ). 44 . И опять в соборном послании своем: «что было он начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 1 – 2 ). 45 . И опять он же говоря о Господе: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечна»я ( 1Ин.5:20 ). 46 . Что же говорят к апостолу Павлу, утверждающему по явлению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит 2, 13 ). 47 . И опять: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим.9:5 ). 48 . Показав, что Христос истинный Бог, покажем, что один Христос. Вы слышали апостола Павла, говорящего: «Один Бог Отец, из Которого все, … и один Господь Иисус Христос, Которым все» ( 1Кор. 8, 6 ) 49 . И это мы привели из божественных писаний, отвергая нечестие следующих за Павлом и Несторием, которые, не принимая домостроительство великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и складывая в Нем по отдельности две природы, сочиняют две ипостаси и два сына, то есть два Христа. То самое мы и сказали чуть выше, как святой Кирилл, отвергая нечестивое разделение 84 их 85 , воспользовался подобием человека, научая нас, что, как у человека две природы, то есть душа и тело, и не два человека, но одного человека образуют, таким же образом и у страшного домостроительства две природы Божества и человечества не два сына и не два Христа, но одного Господа нашего Иисуса Христа образовали. А именно, в первом послании к Сукенсу, приводя пример человека, говорит: 50 . «И если угодно, рассмотрим для примера соединение их 86 в нас, по которому соединению мы – люди. Ибо мы составились из души и тела и видим (в себе) две природы: одну – души, другую же – тела, и (это) не приводит к тому, что от двух соединяющихся природ получается два человека, но один человек по соединении, как я сказал, из души и тела» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

4) Кто богат и кто убог? Богат, кто более не желает, но довольствуется тем, что имеет, а кто большего и большего желает, тот убог. Сытым называем того, кто есть не хочет, а голодным того, кто хочет. Так богатым назвать должно того, кто ничего более не желает, а убогим того, кто большего желает богатства. Не амбар, и не сундуки, и не карман богатыми называются, но человек. Следовательно, кто хотя и пустые сундуки и амбар имеет, но довольствуется тем, что имеет, – тот богат, а кто хотя и полные сундуки имеет, но большего желает, – тот убог и беден, ибо в сердце ничего не имеет, а не имеет, потому что желает. Многого тому не достает, кто много желает; малого не достает тому, кто мало желает; ничего тому не нужно, кто ничего не желает. Есть у него что – хорошо, нет чего – и то доволен. Пища и одежда – довольство его. Блаженно таковое сердце! Сей есть путник и странник в мире этом. 5) Только благочестивые богаты, по свидетельству апостола Павла: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» ( 1Тим 6:6 ). Что значит: «приобретение?Это» то же, что и богатство, сокровище. Что значит: «быть довольным?» Быть довольным тем, что имеешь, малое ли или великое, многое ли или немногое (об этом в 4-м пункте сказано). Великое сокровище имеет тот, кто благочестие имеет. Почему? Потому что имеет сокровище, которое несравненно лучше сокровища мира сего; и внутри себя имеет, а не вне; и неотъемлемо имеет, и ныне с ним, и в смерти с ним, и по смерти с ним пребывает. Что же это за сокровище? Вера живая, познание Бога и почитание, благодать Святого Духа и надежда наследия вечного на небесах, – все, что в благочестии заключается. Вот в чем сокровище и богатство благочестивых! Они, возложив надежду на Бога, довольствуются Богом, как крайним добром, больше Которого нет добра и от Которого всякое добро происходит. Бог им «великая награда», богатство, сокровище и слава, и в блаженной жизни «будет все во всем» ( 1Кор 15:28 ). Нечестивые богатство, которое имеют, то есть тленное и скоропреходящее, имеют как во сне, и потому бедны и убоги; и оставив все то, которым, как во сне, довольствовались, до такой дойдут нищеты, что будут желать капли воды всю вечность, и никто не даст им, что видно на примере евангельского богача ( Лк 16:24 ). И Господь подтверждает это, говоря: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою» ( Мф 16:26 )? Хотя и богаты нечестивые, но в амбарах и сундуках богаты, а не в себе, и то, как во сне. Вчерашний день и все прошедшее время, как сновидение у нас, так и богатство мира сего как сновидение по смерти будет. Кто во сне что видит, до тех пор видит, пока спит, а пробудившись, ничего не видит, но только сновидение помнит. Так и человек богатый, пока живет, видит богатство свое, а как умрет, все от него как сновидение отходит, и ничего не имеет у себя, кроме памяти и злой совести, ибо «собирал сокровища для себя, а не в Бога богател» ( Лк 12:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

5:41). Оскорбил кто и обругал такого человека? Но он научен Христом радоваться среди поношений: « Радуйтесь, — говорит (Христос),  — и веселитесь, …когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня …, ибо велика ваша награда на небесах » (Мф. 5: 11–12). Впал он в болезнь? Но он слышал, как другой увещевает и говорит: « В болезни твоей » и в бедности « веруй Ему, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения » (Сир. 39:9; 3:5–6). Если же ни смерть, ни потеря имущества, ни болезнь телесная, ни бесчестие, ни поругание, ни иное что подобное не может его опечалить, напротив еще и радует, — то какая будет у него еще причина печали? Что же, скажешь, разве святые не скорбели? Не слышишь ли, что говорит Павел: « Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему » (Рим. 9:2)? Вот это самое и удивительно, что скорбь приносила пользу и радость от самого плача. Как бичи причиняли (апостолам) не боль, а радость, так опять и скорбь доставляла (Павлу) великие те венцы. И вот что еще удивительно: мирская — не только печаль, но и радость наносит крайний вред, а в делах духовных совсем напротив: не только радость, но и печаль имеет великое сокровище благ; а как это, я скажу. Нередко иной в мире радуется, увидя врага в несчастии, и этою радостью навлекает на себя великое наказание. Другой, опять, скорбит, увидя брата падшим, и этою скорбью приобретает себе от Бога великое благоволение. 3. Видишь ли, как печаль по Боге лучше и полезнее радости мирской? Так и Павел печалился о грешниках, о неверующих в Бога, и за эту печаль получил великую награду. Но, чтобы сделать мне слова свои яснее, и чтобы вы узнали, что сказанное, хотя и удивительно, однако истинно, и что плач действительно часто ободряет скорбящие души и облегчает обремененную совесть (скажу вот что): многие из жен, потеряв любимейших детей, когда им препятствуют поплакать, порыдать и постенать, надрываются и умирают; если же сделают все, что свойственно скорбящим, то облегчаются и получают утешение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6–8. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. (Не яко жену оставлену и малодушну призва тя Господь, ниже яко жену из юности возненавидену, рече Бог твой. На время мало оставих тя, а с милостью великою помилую тя: в ярости мале отвратих лице Мое от Тебе, но милостью вечною помилую тя, рече избавивый тя Господь). Если бы обыкновенный муж оставил свою жену и, по закону, дал ей разводное письмо (гл.50:1), огорчил бы ее таким отпуском, и особенно, если бы так возненавидел ее от дней юности, с первых дней брака, а потом решился бы взять ее к себе опять, восстановить с ней супружеский союз, то это, конечно, было бы делом какой-либо необходимости, холодного расчета, а не делом пламенного чувства первой чистой любви юности, следовательно, восстановленный союз был бы слабым, не обещал бы счастливых дней. Но Господь не так воссоединяет с Собою свою церковь : не с меньшей, а напротив, с большей любовью Он вступает в новый союз с нею. На малое время Он оставил Свою Церковь , в сильном гневе, а именно на время плена Вавилонского, но с милостью великою, прямо вечной милостью Он воспримет ее в Новый Завет с Собою. 9–10. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. (От воды, яже при Нои, сие ми есть, якоже кляхся ему во время оно на землю, не разгневатися о тебе ктому, ниже во прещении твоем горы преставити, и холми твои не предвигнутся: тако ниже, яже от Мене к тебе, милость оскудеет, ниже завет мира твоего преставится: рече бо милостив к тебе Господь). Основание Нового и вечного Завета Бога с Церковью подобно основанию завета Его с патриархом Ноем. Вода при Ное, во время потопа, была образом и орудием гнева Божия на всю землю. Но, по прекращении потопа, Господь клялся Ною, что «вода», или – что то же гнев Его, более не придет на землю, как он приходил, т.е., чтоб опустошить ее совершенно. Так и теперь, через пророка Исаию, Господь возвещает, что Он, вступив в Новый Завета с Церковью, уже не предаст ее погибели, во гневе Своем: и как горы и холмы земли обетованной не переставятся и не передвинутся; так и милость от Бога, а с нею и мир Церкви не оскудеют; так и сам Завета Бога с Церковью не переставится – не переменится. Так говорит милостивый Господь! – прибавляет Пророк. 77

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7       Господь убережет тебя от зол и бедствий всех; И душу сохранит Господь, чтоб дать спасение. 8       Он будет охранять отныне и вовек Твое вхождение и выхождение. 125 Песнь восхождения. (Веселие о Боге) 1       Когда Господь из плена возвращал Сион, Для нас все было как чудесный сон: 2       Тогда уста у нас исполнились веселия, Язык наш – прославления и пения. Тогда дивились племена, чужой народ: «Великое над ними сотворил Господь!» 3 Великое над нами сотворил Господь тогда Мы радовались сердцем без конца. 4 О Господи, всех наших пленников сегодня, Как вод потоки, возврати на полдень. 5 И сеявшие со слезами – с радостью пожнут; 6 Несущий с плачем семена – возвеселится И с радостью великой возвратится, Неся снопы свои, венчая труд. 130 Песнь восхождения. Давида. (Смирение) 1       Господь, не надмевалось сердце у меня, Не возносились очи над путями, Я не входил в великое шутя, В недосягаемое для меня, И тщетное я не склонял устами. 2       Не размышлял ли, не смирял ли я, Не успокаивал ли жалобы души, Как отнятое от груди у матери дитя? Душа моя была во мне, как то дитя, Что отнято внезапно от груди. 3       Да уповает Израиль на Господа Отныне и вовек. 145 (Аллилуия. Аггея и Захарии) 1       Хвали, душа моя, ты Господа, хвали, Воспой Ему хвалы и славы песнь. 2       Я буду восхвалять Его, пока я жив, Петь буду Богу моему, доколе есмь. 3       Вы не надейтесь на людей, князей их, Нет в сыне человеческом спасения: он тень. 4       Выходит дух его, и возвращается он в землю, И исчезают помышления его в тот день. 5       Блажен, кому Бог Иаковлев помощник и оплот И у кого надежда лишь на Бога в жизни сей, 6       Который сотворил все: небо, землю, лоно вод И все, что в них, как благо, радость для людей – На Бога, вечно верность нам хранящего 7       И правый суд обиженным творящего, Насущным хлебом алчущих питающего И узников от уз освобождающего, 8       Слепым же очи отверзающего, Согбенным спины распрямляющего. 9       Бог любит праведных, хранит пришельцев Он,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

9. Таким образом " бритва нанятая " показывает нам сильный, полный гнев Божий, окончательное определение Его. А выражение: " по ту сторону реки, царем Ассирийским " значит: по ту сторону Евфрата, – потому что Иудея и вся Палестина от Персии лежала по другую сторону этой реки. Все это, говорит пророк, Господь совершенное " отнимет " . А называя голову, волосы, бороду и ноги, Он называет всю страну в форме сравнения с телом, обнимая словом всю их страну, как он говорил и в начале: " вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места " (Иса. 1:5, 6), разумея не одного человека, но сравнивая всю страну с одним телом. То же он говорит и здесь, т.е. что вся земля подвергнется тяжкому наказанию. Одно он выразил " бритвой " , а другое подобием тела, объясняя, что угрожающее определение Божье, тяжелее всякой бритвы, истребит и людей и произведения земли, и оставит ее обнаженной и пустынной. Далее он изображает это запустение другим сравнением, и делает это для того, чтобы в них страх остался всегда живым, и скорбь не ослабела от продолжительности речи. Людям невнимательным кажется, что следующие слова содержат обещание некоторых благ; но обстоятельно вникающие знают, что в них изображается великое запустение. В самом деле, что он говорит? " И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец,  по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле " (ст. 21, 22). Здесь. Как я выше сказал, изображается великое запустение. Земля, производящая пшеницу и ячмень, будучи лишена людей. представит обильное пастбище для овец, и столь обильное, что по избытку корма даже две овцы и одна телка будут в состоянии доставить владельцу их источники молока. Таким образом, избыток корма для бессловесных служит величайшим доказательством недостатка людей. То же означает и мед: пчелы обыкновенно любят обитать в пустынях, где они находят обильную пищу  где никто не беспокоит их. А чтобы ты убедился, что здесь изображается великое запустение, служат дальнейшие слова. " И будет в тот день : на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

II. Так как мы имеем заповедь апостольскую подражать жизни святых, то поревнуем благочестивой жизни св. Василия Великого. а)  Во-первых, будем подражать любви святителя Василия Великого к просвещению . Слово Божие и здравый смысл человека указывают сильные побуждения к занятию науками. Искание истины и ведения делает человека мудрым. «Лучше знание, нежели отборное золото, – говорится в притчах Соломона, – потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». (Притч. 8, 10–11, 33). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», – пишет святой апостол Павел Тимофею (1 Тим. 4, 16). б)  Во-вторых, будем подражать свт. Василию Великому в осторожности в дружбе. Этот св. отец во время школьного своего обучения в г. Афинах, в Греции, имел у себя единственного друга св. Григория Богослова, также прибывшего сюда для научного образования. Вот как эти христианские юноши спасались от искушений, их окружающих. «Мы знали, – говорит св. Григорий, – только две дороги: одну, которая вела нас в церковь и к святым наставникам, в оной проповедующим, – другую, которая вела нас в академию (высшее училище) к учителям словесности и любомудрия. Что касается до тех дорог, по коим ходят на мирские праздники, на позорища, на пиршества, мы их не знали и знать не хотели. Зная, что дурные примеры подобны заразительным болезням, мы не имели сообщения с теми из товарищей, которые были развратны, дерзки и бесчинны, а обращались только с умеренными, скромными и благочестивыми». Юноши христиане! Не увлекайтесь безразборчиво привязанностью к товарищам. Сколько молодых людей погибает от легкомысленного подражания своим товарищам! «Кто прикасается к смоле, – говорит премудрый Сирах, – тот очернится, и кто входит в общение с гордым, тот сделается подобным ему» (13, 1). «Обращающийся с мудрыми, – свидетельствует премудрый Соломон, – будет мудр, а кто дружится с глупыми, развратится» (Притч. 13, 21). в)  В-третьих, будем, по примеру свт. Василия Великого, истинными исповедниками веры Христовой , будем христианами не по имени только, что для нас нимало не полезно, но главным образом по жизни. Только благочестивой жизнью и правой верой можем мы прославлять Отца нашего небесного, заслужив тем и жизнь вечную. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   4. Сказать ли тебе, сколь великое благо — смиренномудрие и сколь великое зло — гордость? Грешник победил праведного, мытарь — фарисея, слова оказались выше дел. Как слова? Мытарь говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»; а фарисей говорил: «я не таков, как прочие люди», хищник или неправедник, но что? «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18:11—13). Фарисей выставлял праведные дела; мытарь произносил слова смирения, — и слова оказались выше дел, и такое сокровище развеялось, и такая бедность обратилась в богатство! Пришли два корабля с грузом; оба подошли к пристани, но мытарь вступил в пристань благополучно, а фарисей потерпел кораблекрушение, чтобы ты знал, сколь великое зло — гордость. Ты праведен? Не унижай брата своего. Ты украшаешься добрыми делами? Не поноси ближнего и удержись от похвалы себе. Насколько ты высок, настолько смиряй себя. Слушай внимательно слова мои, возлюбленный. Праведник должен бояться гордости больше, нежели грешник, — это я и вчера говорил и сегодня повторяю для тех, которые вчера не были, — потому что грешник по необходимости имеет смиренную совесть, а праведник может гордиться своими добрыми делами. Как между мореплавателями имеющие пустой корабль не боятся шайки разбойников, потому что они не нападают на пустой корабль, а имеющие корабль, наполненный грузом, боятся разбойников, потому что разбойник обыкновенно является там, где золото, где серебро, где драгоценные камни, — так и диавол не скоро нападает на грешника, но на праведника, где много богатства. Гордость часто происходит от наветов диавола; потому нужно бодрствовать. Насколько ты высок, настолько смиряй себя. Когда восходишь на высоту, тогда тебе нужно остерегаться, чтобы не упасть. Потому и Господь наш говорит: «и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10). Что ты много думаешь о себе, будучи человеком, сродным земле, единосущным с пеплом, и по природе, и по мыслям, и по произволению в делах? Сегодня ты богат, завтра беден; сегодня здоров, завтра болен; сегодня весел, завтра печален; сегодня в славе, завтра в бесчестии; сегодня молод, завтра стар. Прочно ли что-нибудь человеческое, и не течет ли оно подобно речным потокам? Оно лишь только явилось, и уже оставляет нас быстрее тени. Что же превозносишься ты, человек, дым, суета? «Человек подобен суете: дни его, как тень, проходят» (Пс.143:4). «Засыхает трава, увядает цвет» (Ис.40:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010