VIII. Завет Божий с Авраамом Укрепленный верой, услышав еще однажды от Господа, что земля Ханаанская дана ему в наследие, он просил знамения, как бы залога на обладание сею землей, и знамение, сопровожденное страшным видением, обратилось в завет между Богом и Аврамом. По велению Господа рассек он трехлетних телицу, козу и овна, и положил их друг против друга; налетели на трупы хищные птицы, которых отгонял, доколе при захождении солнца погрузился в сон; тогда напал на него ужас и мрак великий, и услышалось слово Господне: «ведай, что потомки твои будут пришельцами в земле чужой, в порабощении и угнетении четыреста лет; но я произведу суд над народом, у которого будут они в порабощении, и после сего выйдут они с великим богатством; ты же отыдешь к отцам твоим в мире и погребен будешь в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония Амморейского еще не исполнилась.» Наконец, когда зашло солнце, был мрак и дым, как бы от печи, и светильник огненный прошел между рассеченными животными. В сей день заключил Господь завет с Аврамом, употребив обряд, свойственный при союзах человеческих, ибо прохождение между рассеченными половинами животных, знаменовало, что как сии рассеченные составляли прежде одно тело и имели одну жизнь, так обе союзные стороны обещают руководиться одним духом и составлять одно общество. Не смотря однако на обетования Божьи Авраму, Сара, жена его, оставалась неплодной; опасаясь быть виной безчадия супруга, она убедила его разделить ложе с египтянкой Агарью, от которой родился ему сын Измаил. – Но, еще прежде его рождения, уже стала превозноситься рабыня над госпожой, и преданная Аврамом на волю оскорбленной Сары, бежала от лица её в пустыню. Там, у источника, нашел её Ангел и велел возвратиться с покорностью, обещав ей многочисленное потомство в сыне Измаиле: «дикий человек будет он между людьми, сказал Ангел, руки его на всех и руки всех на нем, и вселится он пред лицом братий своих.» – Событие сего предсказания видим мы в воинственном роде Арабов, и оно простирается до Магомета, потомка Измаилова, который с оружием вселился пред лицом новозаветных чад Аврама.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XVII. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Тогда пошлю Я ангела с неба, и воскликнет он голосом громким, говоря: Слушай, земля, и крепись, говорит Господь, ибо к тебе нисхожу Я. И услышан будет голос ангела от края до края вселенной и до глубин ада. И содрогнется тогда вся сила ангелов и многооких, и раздастся шум великий в небесах, и содрогнутся девять листов небесных, и страх и смятение великое случится среди всех ангелов. И разверзнутся тогда небеса от восхода солнца до заката, и сойдут на землю множества ангелов неисчислимые, а после раскроются кладовые небесные, и снесут вниз все чтимое и благовония воскуряемые, и низведут на землю Иерусалим, словно невесту в наряде. И пройдут тогда предо Мною тысячи тысяч ангелов и архангелов, неся престол Мой и восклицая: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Небо и земля полны славой Твоей! И тогда выйду Я с силою и славой великой, и всякое око на облаках узрит Меня, и тогда преклонится всякое колено небесное, земное и подземное. И пребудет тогда небо пустым, и сойду Я на землю, и низведено будет на землю все, что в воздухе, и всякое естество человеческое и всякий злой дух с Антихристом, и поставлены все будут предо Мной, нагие и сокрушенные. XVIII. И снова спросил я: Господи, что будет с небом, Солнцем, Луною и звездами? И услышал голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И воззрев, увидел я агнца, семь глаз и семь рогов имевшего. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Повелю Я пройти агнцу предо Мной и скажу: Кто откроет эту книгу? И ответят все множества ангелов: Да будет дана книга этому агнцу, дабы открыл он ее. И тогда повелю Я открыть книгу. XIX. И когда снимет он первую печать, падут звезды с небес от края и до края. А когда снимет вторую печать, сокроется Луна и не будет в ней света. А когда снимет третью печать, угаснет свет Солнца и не станет света на земле. А когда снимет четвертую печать, уничтожатся небеса и будет воздух неустроенный, как говорит пророк: Они сгинут, а Ты пребудешь, и все как риза, обветшают. А когда снимет пятую печать, разверзнется земля и откроются все места судные по всей земле. А когда снимет шестую печать, исчезнет половина моря. Когда же снимет седьмую печать, откроется ад.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

XXVI [Иоанн и Даниил предсказали разрушение Римской империи, предшествующее кончине мира и вечному Царству Христа] (1) ещё яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство , показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему было сказано: и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей (Отк 17:12-14). Итак, очевидно, что имеющий прийти [Антихрист] трёх из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнём, и предадут царство своё зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. А то, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф 12:25). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять [частей], и поэтому Он наперёд уже обозначил раздробление и деление. Даниил же ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором истукана , в которые ударил не руками отсеченный камень, как он говорит: ноги – одна часть железная, а другая глиняная; [ты видел его], доколе не отторгся камень без рук и ударил в истукана, в ноги железные и глиняные, и вконец сокрушил их (2:33-34). Потом в объяснении говорит: так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиной. И пользы на ногах – одна часть железная, а другая глиняная (2:41-43). Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, другие вялы, бесполезны и не согласны (поп consentient), как и Даниил говорит: одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо, смешанное с глиной, то будет смешение в племени человеческом, и одни не будут в сцеплении с другими, как железо не смешивается с глиной (2:43). И как это окончится, он говорит: и в дни царей тех Бог небесный восставит Царство, которое во веки не разрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет; само же возвысится во веки. Как ты видел, что камень без руки отторгся от горы и сокрушил глину, железо, медь, серебро и золото, то великий Бог через это показал царю, что будет со временем, и сон истинен и истолкование его зерно (2:44-45).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   1. Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство, показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: «и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Отк.17:12-14). Итак, очевидно, что имеющий придти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнем и предадут свое царство зверю и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. Ибо, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять, и потому Он наперед уже означил раздробление и разделение. Даниил также ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором образа, в которые ударил не руками отсеченный камень, и как он говорит: «ноги — одна часть железная, а другая глиняная, — пока отторгся камень без рук и ударил в изображение в ноги железные и глиняные и в конец сокрушил их». Потом в объяснении говорит; «так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиною. И пальцы на ногах — одна часть железная, а другая глиняная». Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, а другие вялы, безполезны и несогласны, как и Даниил говорит: «одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо смешанное с глиною, то будет смешение в племени человеческом и одни не будут в сцеплении с другим, как железо не связывается с глиною». И что это окончится, он говорит: «и в дни царей тех Бог Небесный восставит Царство, которое во веки не сокрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет, само же возвысится на веки. Как ты видел, что камень без рук отторгся от горы и сокрушил глину, железо, медь, серебро и золото, то Великий Бог чрез это показал царю, что будет со временем, и сон истинен и истолкование его верно» (Дан.2:33-34,41-45).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «... В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся...» Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста. Еще одна неделя — и в четвертое воскресенье мы слышим: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет» (Мк.9:31). Теперь главное ударение, которое ставилось до сих пор на наше раскаяние и подвиг, переносится на события, произошедшие «нас ради человек и нашего ради спасения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXIX, 4—5; 266—267. С. 303—304.    Эти два тропаря читаются здесь в среду первыя седмицы. В четверток пятыя седцы на утрени — в своем месте, где и комментируются.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 107.    Флавий, однако, смотрит на дело поверхностно: ведь «самого Хама не мог Ной проклясть, потому что Бог при выходе из ковчега благословил и его в числе остальных сыновей Ноя. А кого Бог благословил, того проклинать запрещено» (Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 110).    «Стих: «благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему»:     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 1, 6, 3. Т. 1. С. 30. «Сыновья Хама заняли область от Сирии, Амана и Ливанских гор вплоть до самого моря, овладев страной до океана. Впрочем, названия одних местностей совершенно утратились, других — были изменены и искажены в иных случаях до неузнаваемости; лишь немногие сохранили свои названия в неизменном виде». Ханааном звался четвертый сын Хама, «поселившийся в области, ныне именуемой Иудеей, и назвал ее по своему имени Хананеей». У него были сыновья: «Сидон, который основал в Финикии город того же имени, поныне называемый греками Сидоном; Амафий жил в Амафе, которая и теперь еще именуется так туземцами, тогда как македоняне назвали ее по имени одного из своих эпигонов Эпифанией; Арадий занял остров Арад, Арукей же — Арку на Ливане. О семи же остальных сыновьях не сохранилось в священных книгах ничего, кроме имен: Хеттея, Иевусея, Аморрея, Гергесея, Эвея, Асеннея и Самарея. Дело в том, что евреи... совершенно разрушили их города» (Там же. 1, 6, 2. Т. 1. С. 29—30). Бытописатель же пишет: «Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах. И Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий. От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химарей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись. И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Садому, Гаморре, Адме и Цевоиму до Лаши»:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   А когда в Великий четверток услышишь Евангельские слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46; Мф. 27:50; Мк. 15:37), — подумай о том, что «дух» Свой «предал» Господь твой Иисус Христос, чтобы ты, душа, смогла быть «восхищенной» от мира сего даже и «до третьего неба», в самый «рай» — туда, где «на престоле» сидит «Сидящий, Живущий во веки веков» (Апок. 4:2, 9), «Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим. 6:15; Апок. 19:16). Туда, где звучат «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2, 4). Туда, откуда будут видны «новое небо и новая земля», туда, где «сойдет с неба от Бога новый Иерусалим, город святой», о коем сказано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апок. 21:1—4).    Когда же услышишь ты призыв: «Святая святым!» — молись, душа моя, чтобы, причащением Пречистых Таин Христовых сейчас , обрестись тебе и тогда причастником тех, кто услышит слова «Сидящего на престоле: се, творю всё новое» (Апок. 21:5)...     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Соделал еси спасение посреди земли, Щедре, да спасемся. Волею на древле распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасении покланяются Тебе!, или, на церковнославянском: «Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли».     «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Эти слова, которыми божественный тайновидец начинает свое благовестие, повергают мир в недоумение.    В недоумении — мир языческий, привыкший к поклонению материи, рукотворным богам: ведь слово нематериально, оно — продукт мгновенный, сказал — и нет его. Как может оно быть Богом?    В недоумении — современный мир атеистический, привыкший жить в безбожии, ведущий себя так, будто Бога нет: почему вы обожествили слово, что в нем такого, чтобы оно могло быть причислено к Божеству?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   В первую субботу мы слышим величественное вступление Послания (Евр.1:1-12) с торжественным утверждением Творения мира, Искупления и вечного Царства Божия:    «Многочастне и многообразно древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори... Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют».     «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил... Ты тот же и лета Твои не кончатся».    Мы живем в «эти последние дни» — дни высшего подвига. Во времени мы все еще в «сегодня», но конец приближается. В субботу 2-й недели Поста читается (Евр.3:12-14):    «Блюдите, братия, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво исполнено неверия во еже отступите от Бога жива. Но утешайте себя на всяк день, дондеже днесь нарицается... причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца удержим».     «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне»... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца».    Борьба трудна. Ценой страданий и искушений мы достигаем «обладания лучшим и навеки пребывающим». Поэтому поучение 3-й субботы побуждает нас (Евр.10:35-38):    «...Не отлагать убо дерзновения нашего еже имать мздовоздаяние велико. Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, примите обетование: еще бо мало елико елико, грядый приидет и не укоснит».     «...Не оставлять упования нашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное: ибо еще немного, очень немного и Грядущий приидет и не умедлит».    Для этой борьбы мы должны вооружаться верой, надеждой и любовью, как утверждает чтение послания (Евр.6:10-12) в четвертую субботу:    «Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его послуживше святым и служаще. Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание во извещению упования даже до конца, да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

   ни одного сребролюбца.    Святитель Иоанн Златоуст    В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13:1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, — самим Телом и Кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного иерусалимлянина (Мк. 14:12—17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, восстав от вечери, умыл ноги Своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вал? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:12—15).    По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую — великое Таинство Святейшей Евхаристии. Установление Таинства Святого Причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий Четверток.    Таинство Святого Причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19), с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской.    На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило; и обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13:1—30). Прекратив спор апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий, и предсказав апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и Свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, — на гору Елеонскую (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Но и этот великий подвижник, на котором явно почивала Божия благодать, был поражен до глубины души тою высотой, которую стяжала подвизанием своим никому не известная доселе заиорданская святая.    Ведь мало того, что преподобная, впервые увидев старца, не только назвала его по имени и испросила благословения, поскольку он был почтен пресвитерским саном. «Зосима, свидетельствуясь Богом, утверждал, что, видя, как долго женщина та молится, он немного приподнялся и, взглянув, узрел, что она творит молитву, возвысившись чуть не на локоть от земли и застыв в воздухе»! А через год, придя по просьбе святой аммы причастить ее, он увидел и иное великое чудо: преподобная, «осенив крестным знамением Иордан, вступила в воду и пошла по воде немокренно»!    Иордан, как пишут древние, был самой большой рекой в Палестине, и был он «судоходен вверх по течению для грузовых судов», — это был не тот медленно текущий полуручей с величественно-ленивыми рыбками, который открывается теперь перед нашими глазами. И не зря ведь, как читали мы выше, преподобная, явившись впервые к Иорданским струям, должна была найти лодку, чтобы переправиться на другой берег: видимо, ни вброд, ни вплавь этого сделать было невозможно.    И вот эту-то водную гладь пешком прошла Мария, явив глазам пораженного аввы Зосимы чудо, о котором он мог ранее разве что читать в Божественном Писании (как, например, пришел во время оно Господь по водам к ученикам Своим на море Галилейском: «Понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря. и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:22—27)).    То, что явила авве преподобная, превосходило всякое естество человеческое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010