10 . Отвеща Иисус и рече ей: аще бы ведала еси дар Божий, и кто есть глаголяй ти, даждь ми пити: ты бы просила у него и дал бы ти воду живу. Вода живая, струящаяся из недр земли, или брызжущая из скалы, как на горе Хориве по особому повелению Божию 407 , была всегда земной эмблемой животворящего Духа Божия: «отступающие от Меня, глаголет Господь 408 , будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой». «Из Иерусалима, пророчествовал Захария 409 , живые воды потекут». Теми же словами «воды живые» обещал Господь Духа Святого верующим в Него 410 . К этому живоносному началу относятся и первые слова Господа Самарянке: «если бы ты ведала дар Божий». Господь, отвечая на вопрос женщины, выражающей свое удивление, что Иудей обращается к ней с просьбой, – указывает ей, что она не только не знает живительного дара Божия, возрождающего человека и утоляющего его духовную жажду, – но даже не знает, кто говорит с ней. Самарянка сначала думала видеть обыкновенного Иудея с мелким узким национальным взглядом, а пред нею был источник благодати, взывавший ко всем племенам и народам «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» 411 . Уже то, что жена Самарянка удостоилась стоять пред Мессией и говорить с Ним, – был великий дар Божий, последствия этой беседы неизмеримы для Самарян, для учеников Господа, для всех верующих, раскрывая глубины Божия милосердия и любви и указывая единение всех людей в общей вере во Иисуса Христа, который есть Источник вечной жизни. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). 11 . Глагола ему жена: Господи, ни почерпала имаши и студенец есть глубок: откуда убо имаши воду живу? 12 . Еда ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей и той из него пил, и сынове его, и скоти его? Самарянка начинает уже догадываться, что она стоит перед кем-то великим: но понятия ее смутны: она не может отрешиться от земного и старается только уяснить себе, как может говорящий с нею добыть воды, струящейся на дне глубокого колодца. «Кто ты? говорит она; по виду ты только утомленный и томимый жаждою путник, а по словам твоим ты больше отца нашего Иакова, который устроил этот колодезь для семьи своей и рода своего, но который для добывания воды нуждался в «почерпале» и не мог достать воды необычайными и сверхъестественными средствами». Тогда Господь (в следующих стихах) переносит душу женщины в мир доселе ей неведомый духовный, нравственный; восстановляет в душе ее нравственную правду, нарушенную ею в ее жизни, и раскрывает перед ее душою богатства милосердия Божия, зовущего весь мир ко спасению и счастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

117 В нашей отечественной церкви миро освящается в Великий Четверток в Москве и Киеве; отсюда оно рассылается по всей России. 118 Хлеб причащения в Евангелии и в Посланиях Апостольских везде называется греческим словом артос , что означает: хлеб вскисший, поднявшийся . 120 Трапеза (стол), на которой совершается таинство причащения, называется престолом (царским троном), потому что на ней таинственно присутствует, как Царь, Господь Иисус Христос. 121 То есть причащаясь одного хлеба, все христиане, которых много, составляют одно тело, именно тело Христово, и это общение верующих в таинственном хлебе соединяет их как со Христом, так и между собою. 122 Во время пения: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи» священник молится Богу Отцу о ниспослании Святого Духа на принесенные Дары и затем крестообразно благословляет Дары. Сначала он благословляет хлеб (агнец), говоря: «и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего»; потом благословляет вино в чаше, говоря: «а еже (что) в чаше сей, честную кровь Христа Твоего», и затем благословляет хлеб и вино вместе, говоря: «преложив Духом Твоим Святым». 124 Об этом ясно говорит Сам Иисус Христос: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:53–54 ). 125 Да испытывает себя человек , то есть пусть внимательно исследует чистоту своей совести, достоин ли он святого причащения. Испытание означает достойное приготовление, заключающееся в очищении совести. «Принеси покаяние в грехах, пишет епископ Феофан, и положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию». А кто есть и пьет недостойно , то есть причащается без должного приготовления, без размышления о страданиях Господа и Его искупительной жертвы, предложенной в таинстве тела и крови Господних, тот ест и пьет осуждение себе , то есть над тем в самый момент причащения совершается приговор суда Божия и ему присуждается Богом наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

129 обнищав, πτωχεσας. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор. 8:9 ). Господь Иисус Христос сказал о Себе книжнику: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8:20 ). 134 На Тайной вечере мы видим Господа Иисуса Христа угощающим Апостолов в качестве Хозяина: Он принимает их, как Своих гостей, и устрояет им трапезу в горнице (на «горнем месте»). Странствие, ξενα – гостеприимство. 135 высокими ум ы , τας ψηλας φρεσ, т. е. не с высокими умами, а с высокими, возвышенными чувствами. 136 возшедша слова от Слова, παναβεβηκτα λγον κ το Λγου. В этом ирмосе, как и в следующем за ним тропаре, греческое слово логос (λγος – «слово») употреблено в двух различных значениях: 1) слово, учение и 2) Слово, Сын Божий. Ср: «В начале бе Слово» ( Ин. 1:1 ) и: «Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте... пасху, которою утверждается ум тех, которым Я преподаю таинство безквасным словом (учением) истины» (1-й тропарь 9-й песни Канона на Св. Великий четверток). В нашем ирмосе в первом случае слово означает «слово», то есть учение Христово, во втором –Слово, то есть Самого Иисуса Христа. Возш е дша, παναβεβηκτα; παναβεβηκς – не только восшедший на высоту, но уже на ней находящийся (perf.), т. е. высокий. В словаре Pape’s: Bei Sext. Emp. ist τ παναβεβηκς das Darüberstehende, wozu man weiter hinaufgeht. Здесь возш е дшее слово означает высокое учение, заключающееся в беседе Господа Иисуса Христа на Тайной вечере. 138 стек а ется прочее (τ λοιπν) соб о рище. Какое это прочее? Здесь τ λοιπν – наречие и означает «наконец». 140 безм е рное (νεκαστος) долготерпение; νεκαστος – неизобразимый, не имеющий подобия, беспримерный. Это прилагательное в других местах переводится на слав. язык как бесприкладный. 145 не (терплю) прочее; по-греч.: οκτι – λοιπν, т. е. уже более (долее) – не; наконец – не. Ср. прим. 57. 148 Столп злобы богопрот и вныя, στλην κακας ντιθου. ντθεος не значит богопротивный, а, напротив, – богоподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

(14) Таким образом, если вы соблюдаете это, вы будете благословлены (от Бога на веки, и благословится сердце ваше, и благословенна душа ваша, и вы будете благословлены) и вы, принявшие веру Бога и сохранившие ее в чистоте. . Глядя на бессмертный дар Христа, всегда совершайте бессмертные дела во Христе: чистую веру и частую молитву, имея любовь и надежду на Него, и чистую совесть перед Богом и людьми, пост и бдение, лежа на земле, истину во всем, чистота тела и души, воздержание, соблюдение разума святого крещения – просвещения Бога, посредством которого мы отреклись от сатаны и всех его дел. И всегда любите покаяние и исповедание своих грехов и плач по ним; сострадание, смирение, праведность, обучение, исправление своей жизни, ненависть ко греху; не опьянение, не блуд, а, напротив, чистая жизнь, угодная очам Бога. (15) Ибо Бог един от начала и во веки веков. И это первая заповедь, сказанная любящим Его: чтобы каждый из вас «любил Господа Бога вашего всем сердцем, всем разумом, всей душой и всей силой». И пусть эти слова, которые Я повелеваю вам сегодня, будут написаны в ваших сердцах и в ваших душах, чтобы вы могли бояться Господа Бога Всемогущего, и только в Нем служили со страхом и трепетом, и Ему одному служили со страхом и трепетом, и Воздайте честь и славу Ему одному, и держитесь за Него одного, и не клянитесь Его Именем, но да будет слово ваше согласно Апостолу: да, да и нет нет. И вообще, пусть среди вас не упоминается никакого другого Бога, кроме Того, Кто сотворил небо и землю; ни к чему «из того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде под землей, чему вы поклоняетесь и служите Ему», кроме Господа, Бога вашего, в Котором вы крестились и уверовали, и отреклись от тайного стыда, и вы стали причастниками Его доброй веры и причастниками Его бессмертия. Вы держите его крепко, потому что «все открывается перед его глазами», как сказал апостол, и «потому что Бог есть наш пылающий огонь». и «возмездие за грехи отцов детей до третьего и четвертого поколения тем, кто не любит Его и не исполняет Его волю, но проявляет милосердие к тысячам и десяткам тысяч тех, кто любит Его и хранит Его заповеди «. Ибо он «Бог богов и Господь господствующих, Бог Великий, Могущественный и Ужасный». «Соблюдать Его заповеди и исполнять пред Его очами все слова, которые Я заповедал вам», «чтобы вам и вашим детям было хорошо после вас, и чтобы вы жили вечно, если будете делать добро и угождать вам раньше». Господь Бог ваш, «которому) слава и безначальность в бесконечные века, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

15 апреля 1998 года Великий Четверток. О достойном и недостойном Причащении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, во время утрени и соединенной с вечерней литургии мы вспоминаем события Великого Четверга, в особенности — установление Господом перед Своими Крестными страданиями Таинства Евхаристии. Вот как говорит об этом апостол Павел: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1 Кор.11:23-25 ). Так было установлено Таинство Евхаристии. С тех пор все верные христиане на протяжении уже почти двух тысячелетий совершают это Таинство. «Сия чаша есть новый завет». Что это означает? В древности, когда был заключен завет между Богом и израильским народом, все израильтяне были окроплены кровью принесенных в жертву животных и таким образом стали посвященными Богу. Мы, принимая в себя Тело и Кровь Христову, становимся участниками нового завета — также заключаем свой завет с Богом. И если мы соблюдаем его условия, то сподобляемся благословения Божия, а если преступаем какие-то из них — подвергаемся наказанию; когда же нарушаем полностью, тогда вовсе расторгаем этот завет. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1 Кор.11:26 ). Господь наш Иисус Христос прежде Своего страдания в символическом действии преломления хлеба и благословения чаши со словами, что хлеб — это Его Тело, а вино — это Его Кровь, показал ученикам, что вскоре Он должен за них умереть. «Тело, которое за вас ломится… Кровь, которая за вас изливается…». Вкушая их, мы присоединяемся к спасительной Жертве Христовой. Какими бы праведными и святыми мы себе ни казались, если не станем участвовать в этой Жертве, не будем вкушать Тело и Кровь Христовы, то останемся вне искупления. Своими силами, своей волей человек не может себя спасти, ибо имеет в себе залог смерти: яд греха. Очиститься от этого яда и избавиться от власти греха собственными усилиями невозможно.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

15 Некоторое время спустя видение посетило Авраама – в том видении было к нему слово Господне а: «Не бойся, Аврам! Я – твой щит. 2«Владыка мой, Господи! – ответил Аврам. – Что можешь Ты дать мне, если я ухожу из мира сего бездетным? Наследник дома моего – Элиэзер из Дамаска». 3 И со скорбью добавил: «Увы! Не дал Ты мне потомка, и вот мой домочадец – наследник мой». 4Но ему тогда же словом Господним был дан ответ : «Не ему быть твоим наследником. Зачатый от семени твоего будет наследником твоим!» 5Господь вывел Аврама из шатра и сказал ему: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если счесть их можешь! Столь многочисленным будет потомство твое!» 7И сказал Господь Авраму: «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы отдать тебе землю эту как наследство, тебе завещанное». 8«Владыка мой, Господи! – воскликнул Аврам. – Как подтвердится то, что я буду владеть ею?» 9«Приведи Мне сюда, – ответил ему Господь, – ни разу не телившуюся трехлетнюю корову, трехлетнюю козу, барана трехлетнего, принеси горлицу и голубя–птенца оперившегося». 10Аврам исполнил всё , как было велено ему: рассек животных пополам и положил одну часть против другой, только птиц не рассек. 11 Слетались хищные птицы, но Аврам отгонял их. 12 При заходе солнца впал Аврам в глубокий сон, и мрак великий и ужас объяли его. 13 Тогда сказал Господь Авраму: «Знай же, что потомки твои будут людьми пришлыми в земле чужой; четыреста лет они будут жить в порабощении и угнетении. 14Но суды Мои постигнут народ, поработивший их, – и твои потомки уйдут оттуда с большим имуществом. 15А ты с миром отойдешь к праотцам твоим и погребен будешь в старости глубокой. 16Лишь в четвертом поколении твои потомки возвратятся сюда, ибо преступления амореев, живущих здесь во грехе, еще не достигли своего предела». 17Когда зашло солнце и наступила тьма, внезапно словно дым из печи и факел пылающий прошли между рассеченными животными. 18В тот день в Своем Завете, Союзе, что заключил Господь с Аврамом, Он заверил его: «Потомству твоему отдаю Я землю эту, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат, – 19землю кенеев, кениззеев, кадмонеев, 20хеттов, периззеев, рефаимов, 21амореев, ханаанеев, гиргашеев и евусеев». Агарь и Измаил

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

16 Но совсем иное говорят друг другу боящиеся Бога, Господь им внимает, Он слышит их, и пишется пред Ним памятная книга о тех, кто благоговеет пред Господом и чтит имя Его. 17 «Станут они для Меня, – говорит Господь Воинств, – драгоценным достоянием в тот День, когда Я избавлю их ; сохраню их и явлю им сочувствие Свое, как отец сыну, который преданно служит ему». 18 И тогда вы снова увидите, в чем различие между праведником и нечестивцем, между служившим Богу и не служившим Ему. День Господень 4 «Вот, грядет День, пылающий, как печь, надменные и нечестивые соломе уподобятся, и сожжет их грядущий День, – говорит Господь Воинств, – не останется от них ни корня, ни кроны. 2 Но для вас, благоговеющих пред именем Моим, взойдет солнце правды а , исцеление – в его лучах б , и вы, выйдете и взыграете, словно молодняк, выпущенный из загона. 3 В тот День, когда Я совершу сие , вы будете попирать нечестивых, ибо они обратятся во прах у вас под ногами, – говорит Господь Воинств. – 4 Помните Закон Моисея, слуги Моего, который Я заповедал ему на Хориве, – правила и установления для всего Израиля. 5 Знайте же, перед тем как придет День Господень, день великий и страшный, пророка Илию пошлю Я к вам. 6 Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей – к отцам, чтобы, придя, не поразил Я проклятием землю».     notes Примечания 1 Новый Завет в современном русском переводе/Пер. под ред. М.П. Кулакова. 3 а 1:1 На третий год правления Иоакима... (605 г. до Р.Х.), согласно принятой в древней Вавилонии системе исчисления времени правления царей. Ср. Иер 25:1, где этот год обозначен как «четвертый год правления Иоакима» согласно иудейской системе исчисления. 4 б 1:1 Евр. Невухаднеццар; вавилонское имя: Набу-кудурри-уцур (возможно означало: «О Набу, защити старшего сына»); имеется в виду Навуходоносор II, сын Набопаласара (правил в 605–562 гг. до Р.Х.). 5 а 1:2 Букв.: и предал Господь (евр. Адонай) Йехоякима, царя Иудеи, в его (Навуходоносора) руку. 6 б 1:2 Или: утвари. 7 в 1:2 Т.е. в Вавилонию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

18. Пифагор: Этот заметил, что пьянство есть упражнение в безумии. 19. Клеострат: Клеострат сказавшему ему: «Тебе не стыдно, что ты пьян?» – ответил: «А тебе не стыдно поучать пьяного?» 20. Эпиктет: Кузнечики музыкальны, улитки безгласны, но радуются эти – когда сыро, а те – когда тепло. Поэтому одни призывают росу и к ней выползают, а вторых восстанавливает в полном цвете сил солнце, и под ним они поют. Итак, если желаешь быть мужем музыкальным и благогармоничным, то когда на застольях от вина увлажняется душа, не позволяй ей оскверниться, но когда на собраниях от слова воспламеняется, тогда вели ей провозглашать и воспевать справедливость. 21. Эсхин: Медь – зеркало для лика, а вино – для ума. 22. Анахарсис: Наполняющему дома чашу вином первая – на здоровье, вторая – на радость, третья – к дерзости, четвертая – к безумию. 23. Платон: Пьяный рулевой и всякий начальствующий разрушает всё: корабль ли, колесницу ли, войско ли, одним словом – всё, чем он когда-либо будет руководить. 24. Софокл: Софокл бранил Эсхила за то, что тот писал пьяный, говоря: «Даже если он и делает то, что надо, но сам не зная как». 25. Эпиктет: Виноградная лоза несет три грозди: первая – удовольствия, вторая – пьянства, третья – дерзости. 26. За вином не многоглаголь, выказывая образованность, ибо наговоришь бреда. Пьян тот, кто более трех чаш пьет, И если и не опьянеешь, меру перейдешь. Слово 31-е. Об откровенности и обличении 1. Ин. 7, 4 : Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. 2. 1Ин. 3, 20 : Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 3. Притч. 17, 14 : Власть дает словесем начало правды. 4. Сир. 8, 10 : Не разжигай углей грешников, чтобы не сгореть от пламени огня их грехов. 5. Свт. Василий Великий : По-видимому, ясно, что результатом обличения будет исправление согрешившего, а результатом поношения – бесстыдство последнего. 6. Немилосерден тот, кто умалчивает, а не тот, кто обличает, как немилосерден тот, кто в ране, нанесенной ядовитым животным, оставляет яд, а не тот, кто извлекает его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1 Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нем, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей. Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то весь тот день трудись с ним. Подражай старшим монахам в монастыре, чтобы получить от них благословение. Исправляй погрешности других без всякого снисхождения к ним, но исправляй со страхом Божиим, без всякого пристрастия к лицу: кто бы ни был виновный, отлучи его от Церкви со строгим выговором. Береги одежду свою, чтобы не быть тебе нагим в день суда. Не забывай отцов монастыря, которые рождают тебя духовно; старайся жить так, чтобы они удивлялись славе твоей, которую ты будешь иметь посреди святых. Ешь хлеб свой молчаливо и воздержно и сиди за столом скромно. Не все желания свои исполняй. Стой в правоте пред лицем Божиим. Когда ударяют в колокол, то не ленись тотчас идти в церковь . Находясь в путешествии, спеши возвратиться в монастырь свой, чтобы можно было тебе продолжать свои молитвы. Церковные дела должны быть препоручены человеку верному, который боится Бога. Если к добрым делам, которые предложены тебе в сих наставлениях, хочешь присоединить и другие добрые дела, то исполняй их и непрестанно благодари Господа Иисуса Христа, Коего слава вечна. Аминь. 2 Кто хочет спастись, тот не должен посещать жилища своего, в котором жил прежде удаления в уединение; не должен жить в том городе, в котором прежде грешил; не должен посещать плотских родителей и сродников своих, ибо от сего происходит вред для души и уничтожаются плоды жизни. Если ты посвятил себя Богу, то исполняй все заповеди Его и делай все, что приказывает тебе отец твой; не оставляй без исполнения приказаний его, потому что если не будешь повиноваться отцу своему, то прежние грехи твои не будут прощены тебе. Если же будешь покорен ему, то будь уверен, что все прежние грехи твои будут прощены тебе. С женщиною не ешь никогда. Если ты здоров, то не снимай с себя пояса. К трем мерам вина (виноградного) не присоединяй четвертой, разве будешь находиться в жестокой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

1. У пиявицы были три дочери, которых она очень любила. И три не насыщали ее. И четвертая не удовлетворилась, чтобы сказать: «довольно. Ад , и вожделение женщины, и тартар, то есть преисподняя, и ненасытная земля, и вода, и огонь не скажут: довольно» ( Притч. 30, 15–16 ). 2. Пиявка – небольшое животное, обитающее в воде, подстерегающее, чтобы забраться в тех, кто пьет воду. (Во время) питья она входит внутрь (того, кто утоляет) жажду, проникая вместе с поглощаемой водой, так что пьющий даже не замечает, когда она входит в него; она останавливается в начале горла, откуда исходит голос и где происходит поглощение воды, нанося вред тому и другому. 3. Кто же настоящая кровопийца – пиявка, которую не могли насытить любимые дочери? Неужели пророк говорит так об этой видимой пиявке? Не о враждебной ли силе (говорит он), которая, не насыщаясь злобой, живет в духовных водах, как и тот левиафан, о котором пророк говорит в псалмах: «Это – море великое и пространное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил, играть в нем» ( Пс. 103:25–26 ) (Итак), кто же (это)? (Ведь) дети ее – ад и преисподняя. 4. Может показаться, что я говорю соблазнительные (вещи) для понимающих (это) буквально и не могущих правильно уразуметь глубину Писаний 3 . Зададим же такой вопрос: какие яства приносили ей ее дочери, так что не могли насытить ее? 5. Исследуй, не соответствует ли этому слово, сказанное Екклесиастом: «Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются» ( Еккл. 1, 7 ). Думаю, что пророк говорит о подобных рекам силах, упавших на землю (с небес) 4 , – (которые) как бы перешли от сладости к горечи. А что, (как) он говорит, море «не переполняется», (то это соответствует тому, что) злоба никогда не насыщается приходящими к ней душами. Глава 4 1. Много есть и других змей в водах; над ними царствует великий и страшный левиафан, про которого Бог говорил многострадальному Иову: Он царь над всем, сущим в водах ( Иов. 41, 25 ). А пророк сказал, что Бог сокрушил головы этих змиев ( Пс. 73, 13 ); и не только этих, но и того великого (левиафана), кожу с одного только хвоста 5 которого не может поднять никакое плавающее животное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010